11 универсальных стратегий, чтобы находить решения любых проблем

Содержание

11 приемов для решения сложных задач

11 универсальных стратегий, чтобы находить решения любых проблем

Эффективно решать задачи позволяет ряд общепризнанных стратегических приемов. Их нельзя считать универсальными, подходящими для всех случаев. Но умение применять эти приемы на практике придаст вашим действиям нужный вектор и поможет обрести уверенность. Приведем самые основные из них, которые могут стать руководством в выработке правильных решений.

1. Тщательно анализируем наши цели и средства их достижения

Простых путей при достижении целей, как правило, не бывает и быстро их достигнуть получается не всегда. Поэтому стоит найти обходные пути или же разбить каждую задачу на более мелкие подзадачи, имеющие соответственно свои цели или подцели.

2. Пытаемся решить задачу с ее конца

Такая стратегия решений иногда оказывается очень удобной. Мы начинаем обратное движение от своей конечной цели к текущему положению дел и сокращаем количество возможных вариантов решения.

Ярким тому примером служит задачка с водяными лилиями, которые удваиваются в своем росте раз в 24 часа, и нам нужно определить, какая площадь озера будет покрыта на день 59-й.

Если мы не начнем решать этот вопрос с конца, то мы никогда не сделаем вывод, что на 59-й день будет покрыта лилиями лишь половина озера.

То есть мы будем в состоянии решить поставленную задачу только стратегией обратного хода, минуя «прямую» стратегию, которая однозначно приведет нас в логический тупик!

3. Пытаемся максимально упростить решение

Самые трудные задачи обычно сложны по своей структуре, поэтому их следует стараться максимально упростить. При этом наглядное представление нашей задачи само собой подсказывает нам самые эффективные пути ее решения. Стратегией упрощения легко решить любую, даже самую сложную абстрактную задачу: стоит ее наглядно представить – и появляются идеи, позволяющие найти оптимальный выход.

Яркий пример тому – кошка на дереве, которую нужно снять с высоты трех метров с помощью двухметровой лестницы. Только графически изобразив (максимально упростив) эту геометрическую задачку, мы сможем найти ее правильное решение, представленное в виде гипотенузы прямоугольного треугольника и его катеты.

4. Пробуем варианты решения и выявляем ошибки

Такая стратегия хороша при явном незначительном количестве возможных вариантов решения, когда, перебирая одно за другим, мы быстро находим единственно правильный вариант.

Каждая проба и каждая ошибка в такой стратегии приближают нас к желаемой цели.

Таким способом хорошо решать короткие анаграммы, где задачи поставлены четко, и при этом ясно видимы возможные пути их решения – перестановка букв для получения нужного слова и тому подобное.

5. Узнаем правила решения

Определенные типы задач имеют определенные правила решения. Обычно это так называемые задачи последовательности, требующие усвоить принципы их правильного построения. В этих интеллектуальных задачах нужно просто найти закономерность – и они будут однозначно решены!

6. Ищем подсказки

Мы всегда можем отыскать нужное нам решение задачи, получив дополнительную информацию. Ведь в ней часто скрыты те важные сведения, которые и помогут найти нам то единственно правильное. Часто такие подсказки требуют от нас искать другие пути решений, но результат при этом будет неизменен. Самый удачный пример таких задачек – игра «горячо-холодно».

7. Делим имеющуюся информацию «пополам»

Такой метод представляет собой замечательную стратегию поиска, предполагающую, что уже имеющаяся у нас информация не дает нам единственно правильного варианта решения.

Пример – авария водопровода. Если в нашей квартире нет воды, мы не знаем, на каком участке между коммунальной системой и нашим краном случился засор. Как определить это место? Конечно же, исследовав всю нашу «трубу».

Чтобы понять место засора, «трубу» нужно просверлить. А где это сделать эффективнее всего? Да где-то посерединке! Начать работу стоит в середине всех проложенных в квартире неработающих коммуникаций и затем разбивать проверенные участки пополам.

Так мы в итоге найдем проблемное место быстрее всего.

8. Используем «мозговой штурм»

Хоть этот метод первоначально использовался для групповых задач, но он нашел свое воплощение и в индивидуальной работе. Благодаря брейнстормингу мы можем найти множество более-менее оптимальных решений для поставленной перед нами задачи. Решения подчас кажутся безумными и не совсем адекватными, но в итоге они оказываются самыми действенными изо всех возможных!

Благодаря этому методу возможно найти те самые нужные решения, когда мозги совсем уж «застоялись». Этот метод идеален в условиях различных ограничений – жестких финансовых, жестких временных, жестких этических и любых других.

9. Переформулируем условие задачи

Эта стратегия очень ценна для текущих задач, которые не имеют каких-либо четко поставленных рамок, как это часто бывает в нашей работе и в наших реалиях. Если мы не имеем четкой формулировки имеющейся задачи – ее надо постараться для себя определить, чтобы понять, как именно с ней бороться и какие методы при этом использовать.

Яркий пример такой задачи ежедневно становится практически перед каждым из нас и звучит так: «Как сделать денежные накопления?». Сколько семей задаются у нас таким вопросом? Да почти все! Как эффективно решать эту задачу? Да очень просто: давайте переформулируем нашу проблему в «как можно стать богаче».

Такая формулировка дает понять: нужна не просто работа, а работа с более высокой оплатой, важно инвестировать в более прибыльное дело, сорвать джек-пот или сделать что-то другое.

Главное: мы четко определились, как улучшить свою жизнь, и начинаем искать для этого самые подходящие варианты! Чем таких вариантов будет больше – тем быстрее наша жизнь будет меняться в ее лучшую сторону…

10. Используем аналогии

Нас окружает неисчислимое множество крылатых выражений и метафор, которые проверены многими сотнями лет.

Что же нам мешает взять их на вооружение? Ответ вас поразит: только наша природная лень! Давайте задумаемся: а откуда все остальные черпают новаторские идеи? Да просто из многовековой мудрости! Для этого и передаются из поколения в поколение притчи, чтобы подсказывать правильные выводы из повторяющихся ситуаций.

Все аналогии, которые содержат притчи, метафоры и наши собственные фантазии, условно можно разделить на четыре группы:

  • Аналогии личностные. Чтобы понять суть какого-то явления, нужно представить себя его частью и постараться максимально в него вжиться. Выберите для этого трудно решаемую задачу по вашему профилю и подумайте, как ее решили бы именно вы – только так и возникают самые смелые и инновационные идеи, которые потом правят миром. Не исключено, что вы (и только вы) вполне сможете уловить ту суть, над которой бьются уже который год самые лучшие умы мира. Дерзайте – и весь мир будет у ваших ног!
  • Аналогии прямые. Сопоставьте ежедневно решаемые вами задачи с задачами из других близких вам сфер. Никогда над этим не задумывались? А зря! Очень часто достаточно провести аналогии с другими видами работы – оказаться инноватором, предложившим более оптимальные пути решения самых сложных, как казалось раньше задач!
  • Аналогии символические. Здесь вам нужно будет включить полет воображения. Не обращайте внимания на общепринятые ограничения, какими бы они ни были – фразеологическими или же символическими. Создайте нужный вам образ задачи и увидьте правильное решение: очень возможно, что это произойдет.
  • Аналогии фантастические. Что вы видите в свои самых смелых мечтах? А почему вы считаете, что это неосуществимо? Вспомните, сколько идей из произведений писателей-фантастов нашли свое применение в нашей жизни! Что же мешает фантазировать вам? Нужно лишь изложить свои фантастические аналогии – и сделать шаг к тому, чтобы они воплотились в жизнь!

11. Консультируемся со специалистами

Решать в одиночку сложные задачи бывает очень непросто. Тогда мы стараемся посоветоваться с теми, кто соображает в этом лучше нас.

Мы обращаемся к бухгалтерам, когда у нас возникают сложные вопросы по «дебиторке», к врачам – при осложнении простуды, к строителям – при перепланировке квартиры.

Делаем мы это потому, что эти люди могут нам посоветовать такие решения наболевших проблем, которые мы найти сами не сможем.

Обращаясь друг к другу, мы обогащаемся новыми знаниями и становимся компетентнее в каждом отдельном вопросе. Не стоит бояться обратиться к более компетентному человеку. Здесь нет абсолютно ничего зазорного. Ведь к вам он потом обратится.

Источник: https://www.e-xecutive.ru/career/lichnaya-effektivnost/1987833-11-priemov-dlya-resheniya-slozhnyh-zadach

Стратегии для принятия решений

11 универсальных стратегий, чтобы находить решения любых проблем

Автор Evgeniy в 27/09/2013. Решение проблем и Творчество

Каким образом можно сделать простой или сложный выбор, используя определенное количество времени, при наличии или отсутствии какого-либо риска.

Каждый день мы принимаем и важные, и незначительные решения. Чтобы вы хотели съесть на завтрак? В какой время пообедать с другом? В какой вуз поступить? Сколько вы хотите иметь детей?

Когда выбор незначителен, можно просто бросить монетку, и позволить случайности определить свою судьбу. В большинстве случаев, мы следуем целой стратегии или серии стратегий для того чтобы прийти к решению.

Для большинства относительно небольших решений, которые мы принимаем каждый день, подбрасывание монетки не будет плохим подходом.

Чтобы сделать какое-либо важное и трудное решение, мы готовы использовать много времени, поисков, усилий и психической энергии для того чтобы сделать правильный выбор.

Так как этот процесс работает? Здесь представлены несколько главных стратегий по принятию решений, которые вы можете использовать.

Выбор по единственному признаку

Этот способ заключается в выборе, зависящем исключительно от одной особенности выбираемого. Например, представьте, что вы покупаете суп.

Рассматривая огромное количество вариантов в ближайшем универсаме, вы решаете основывать свое решение на цене и выбираете самый дешевый суп, имеющийся в продаже.

По этой причине вы игнорируете остальные характеристики товара (запах, бренд, репутацию и полезность) и сосредотачиваетесь на одном из параметров.

Выбор по единственному признаку будет эффективен в ситуациях, когда нужно принять относительно простое решение и вы зажаты в сроках. Однако, это определенно не лучшая стратегия для более сложного выбора.

Сравнение по всем параметрам

Этот метод заключается в исследовании всех важных особенностей возможного выбора а затем в систематическом оценивании каждого параметра. Этот способ лучше подходит для принятия более сложных решений. Например: представьте, что вам нужно купить новый фотоаппарат.

Вы составляете список важных параметров, которые должны быть у фотокамеры, затем оцениваете каждый по шкале от −5 до +5. Камеры которые имеют важную для вас характеристику могут получить +5, а те, у которых этот параметр является основным недостатком получат −5.

Когда вы рассмотрите каждую функцию, вы сможете сравнить результаты и определить фотокамеру с наивысшим рейтингом.

Сравнение по всем параметрам может оказаться отличным способом для выбора наилучшего варианта из возможных. Однако, как вы понимаете, этот способ может занять много времени, поэтому для быстрых решений он не подходит.

Исключение из списка неподходящих вариантов

Этот способ был предложен психологом Амосом Тверски в 1972 г. Здесь вы оцениваете каждый вариант по одной характеристике, начиная с любой функции, которую вы считаете наиболее важной.

Если этот вариант не соответствует установленным вами критериям, то вы вычеркиваете вариант из вашего списка.

В конечном счете, ваш лист возможных вариантов будет становится все меньше с каждым вычеркнутым пунктом, до тех пор, пока не останется всего одна альтернатива.

Принятие решений в неопределенности

Предыдущие три способа обычно используются в случаях, когда решения достаточно понятны, но что делать, если существует определенный риск, двусмысленность или сомнения? Для примера: представьте, что вы опаздываете на занятия по психологии.

Должны ли вы превысить скорость на дороге, рискуя получить штраф? Или стоит вести машину по правилам, несмотря на возможность получить сниженный балл за запланированную контрольную? В таких случаях стоит сравнить возможности опоздания и получения штрафа.

Когда решения принимаются в подобной ситуации, люди используют две разные стратегии по принятию решений: эвристику наличия и эвристику репрезентативности. Запомните: эвристика — это практические правила для «укорачивания» мыслительных процессов, которые помогают быстро принимать решения и судить о чем-либо.

Эвристика наличия: Когда мы пытаемся определить, насколько вероятно какое-либо событие, мы обычно оцениваем это по количеству таких же событий, случившихся в прошлом.

Например: если вы пытаетесь определить можно ли превысить скорость, не получив штрафа, вы должны подумать о то, сколько раз вы видели людей, остановленных полицейскими, на этом отрезке дороги.

Если вы не можете вспомнить такой случай прямо сейчас, вы можете попробовать превысить скорость, поскольку эвристика наличия привела вас к выводу, что на этом участке люди получили мало штрафов. Если вы сможете вспомнить несколько случаев остановки водителей, вы решите не превышать скоростной лимит.

Эвристика репрезентативности: Этот метод включает в себя сравнение текущей ситуации с прототипом того или иного события, поведения.

Например: когда вы пытаетесь решить, стоит ли ускорится к месту назначения, вы должны сравнить себя с воображаемым человеком, который скорее всего получит штраф.

Если этот прототип — беспечный подросток, едущий на скоростной машине, а вы — молодая бизнс-леди, управляющая седаном, вы придете к выводу, что возможность получить штраф очень небольшая.

Процесс принятия решений может быть простым (как случайный выбор из предложенных вариантов) или сложным (как проставление оценок каждому параметру выбираемого объекта). Стратегия, которую мы используем, зависит от многих факторов: от имеющегося времени, общей сложности выбора, его неопределенности и риска.

принятие решений, стратегии

Источник: http://aboutyourself.ru/kogn-psi/problem/strategii-dlya-prinyatiya-reshenij.html

Эффективные стратегии работы с текстом на уроке в школе – EduNeo

11 универсальных стратегий, чтобы находить решения любых проблем

Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность и языковая компетентность. Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений.

Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.

Каждый учитель мечтает, чтобы все ученики приходили на урок подготовленными: полностью прочитали то или иное произведение или параграф. И не просто прочитали, а поняли смысл прочитанного текста. При итоговой аттестации выпускник также должен понимать смысл прочитанного текста. Будь это задание к тексту или сам текст.

Педагоги, работающие в 9 – х и 11 – х классах, знают, что большинство ошибок допускается вследствие непонимания прочитанного, а также при чтении самого задания.

Научить ребенка читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – вот важная задача учителя. Именно поэтому технология продуктивного чтения (ТПЧ), разработанная профессором Н. Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.

Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла.

Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Учитель организует исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится партнером, наставником, наблюдателем.

Разработанная технология включает три этапа работы с текстом, трехступенчатый процесс

Цель – развитие антиципации (умение предполагать, прогнозировать содержание текста). Задача – выработать мотивацию к прочтению текста

1.Стратегия «Прогноз по заголовку».

Задание: подумайте, о чем может идти речь в рассказе К.Г.Паустовского «Теплый хлеб», в произведении П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка» и т.д.

– Попробуйте спрогнозировать содержание по первой строчке произведения…Вспомните, как называется произведение….Соответствует ли содержание рассказа названию?

Приведите примеры подобных расхождений.

Ассоциативный куст (круг, ряд). Сегодня мы будем читать и обсуждать тему… Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?

2. Стратегия «Мозговой штурм» («Корзина идей»).

Задание: ответьте на вопросы перед чтением текста (сказки «Теплый хлеб») – Что вы знаете о К.Г Паустовском? Как вы думаете, о чем будет рассказ? Кто может быть главным героем? Какое событие в рассказе может быть описано.

3. Стратегия «Образ текста».

Задание: проверьте свои предположения. На основании слов, взятых из текста, попробуйте составить небольшой сюжетный рассказ. Название рассказа дается.

4.Стратегия «Батарея вопросов».

Задание: составьте вопросы к тексту по заглавию, по иллюстрациям.

5. Стратегия «Глоссарий».

Задание: посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам и посмотрите их значение и употребление слов, используемых в тексте.

6. Стратегия «Соревнуемся с писателем».

Задание: попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Один ученик предлагает свой вариант, остальные его дополняют.

7. Стратегия «Верные и неверные утверждения».

8. Стратегия Знаю, Хочу узнать, Узнал.  

2 этап – этап текстовой деятельности

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации, обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и тд).

задача – обеспечить полноценное восприятие текста. Основные стратегии на этапе текстовой деятельности – диалог с автором, комментированное чтение.

1. Стратегия «Чтение в кружок». Текст читается по очереди (каждый «член кружка» читает по абзацу). После этого следует остановка: все задают вопросы к прочитанному отрывку. Если на вопрос ответить невозможно (он не соотносится с текстом), то вопрос считается неправильным. * Все правильные вопросы могут записываться.

2. Стратегия «Чтение про себя с вопросами».

3. Стратегия «Чтение про себя с пометами. (Инсерт)». Пометы на полях: + – знал; – – новое; ? – интересно; V – непонятно. Можно и другие: В – вопрос; О – ответ; З – знаю; Н – новое; И – интересно; Х – хочу узнать; С – спросить; У – уточнить.

4. Стратегия «Чтение с остановками». Чтение текста с остановками, во время которых даются задания в виде вопросов: одни направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания следующего отрывка.

5. Стратегия «Поставь проблему – предложи решение». Вспомните, с какими проблемами сталкиваются герои произведения (проблема формулируется и записывается в овал). Далее дети могут назвать несколько проблем, учащиеся делятся на группы и предлагают всевозможные варианты решения проблем.

6. Стратегия «Составление вопросного плана». Ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом…….

3 этап – этап посттекстовой (послетекстовой) деятельности

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста, ставить вопрос к тексту в целом, далее следует беседа, результатом которой должно стать понимание авторского смысла. Повторное обращение к заглавию, к иллюстрациям, выполнение творческих заданий.

2. Стратегия «Дерево вопросов» Крона – что? где? когда? Ствол – почему? Как? Не могли бы вы? Корни – как текст соотнести с жизнью? С текущими событиями? Что автор пытался показать?

3. Стратегия «Кубик Блума» (Бенджамин Блум – известный американский педагог, автор многих педагогических стратегий = техник).

На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему?», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель или ученик бросает кубик.

Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпал кубик.

Вопрос «Назови» нацелен на уровень репродукции, т.е на простое воспроизведение знаний.

Вопрос «Почему» – ученик в данном случае должен найти причинно – следственные связи, описать процессы, происходящие с определенным предметом или явлением.

Вопрос «Объясни» – ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях.

Все выше перечисленные стратегии предусматривают серьезную работу с текстом, его глубокий анализ и понимание, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся по учебному материалу .

Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпать из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Достоинства технологии:

1. Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.

2. Ориентирована на развитие личности.

3. Развивает умение прогнозировать результаты чтения.

4. Способствует пониманию текста на уроке.

Статьи по теме

Источник: https://www.eduneo.ru/effektivnye-strategii-raboty-s-tekstom-na-uroke-v-shkole/

Стратегия решения проблем «ИДЕАЛ»

11 универсальных стратегий, чтобы находить решения любых проблем

Известные психологи Дж.Брэндсфорд и Д.Стайн разработали «идеальный» метод решения проблем. Они так и назвали его – «ИДЕАЛ» (IDEAL). Каждая буква – это шаг, который нужно сделать, чтобы повысить вероятность выхода из трудной ситуации. (Identification. Deal with choices. Estimation. Act. Learning.)

С учетом возрастных особенностей детей, изучающих данную стратегию, это может быть переведено так:

Применима для работы с текстами и анализа ситуаций. Строится по алгоритму:

  1. Сформулируйте проблему в виде вопроса. Вопрос должен быть конкретным, предельно уточненным, начинаться со слова «как», в нем должно отсутствовать отрицание (частица «не»).
  2. Расскажите, какой важной информацией по обсуждаемому вопросу вы владеете?
  3. Генерируйте как можно больше вариантов решения проблемы. Используется «мозговой штурм». Критика запрещена. Чем больше версий, тем лучше.
  4. Выберите три главных способа решения проблемы.
  5. Определите, какой из способов наилучший? Почему?

Ниже представлено описание этой стратегии.

Дж.Брэндсфорд и Д.Стайн; адаптация: И.О.Загашев

Интересно, в чем проблема?

Вначале нужно сформулировать проблему в виде вопросов, начинающихся со слова: «Как?». В формулировке должна отсутствовать частица «не» и обязательно присутствовать местоимение «я». Необходимо избегать пространных, общих слов. Вопросов должно быть не менее восьми, и все они должны быть разными. Теперь из них нужно выбрать наиболее точный вариант.

Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!

После того как сформулирована проблема, в течение 10 минут (может быть и другое количество времени), необходимо записывать все пришедшие в голову варианты ее решения, включая самые безумные.

На данном этапе применяется классический «мозговой штурм» (по А.Осборну). Ведущий напоминает правила, которым необходимо строго следовать, если мы хотим набрать как можно больше различных идей, а не тратить время на поиск недостатков – это тоже надо будет сделать, но – потом!

Правила

• Принимаются все варианты решений, которые соответствуют выбранной формулировке. Если кто-то предложит вариант, не укладывающийся в то направление, которое задает формулировка проблемы, то ведущий мягко (лучше невербально) напоминает ее. Более того, ВСЕ варианты должны быть зафиксированы либо на доске, либо на листочке.

• Во время «мозгового штурма» запрещена критика (в плане негативных высказываний). Причем – любая! Надувшиеся губы и щеки, верчение указательным пальцем у виска и так далее, – все это запрещено. Ведущий должен овладеть набором корректных запрещающих жестов, чтобы словами не препятствовать «фонтану» идей. Но можно задавать уточняющие вопросы и развивать чужие идеи.

• Обязательно должна быть введена квота, некое ограничение, лимитирующее активность группы. Квота может быть распространена на время (в течение 10 минут предлагаем идеи, а затем – стоп!). Также вы можете выбрать квоту на количество идей (25 вариантов решений, а затем – прекращаем). Есть квота, определяющая общую активность: например, от каждого – по 2 идеи

• Правило равномерной активности группы. Во время «мозгового штурма» все должны предлагать идеи, а посторонние разговоры запрещены.
Иногда, когда класс достаточно большой по количеству школьников, ведущий выбирает «дежурных», отвечающих за своевременную фиксацию идей, но до 5–6-го класса функцию «фиксатора» все же выполняет учитель.

Таким образом, посредством подобного группового взаимодействия, развивается очень важная для критического мыслителя характеристика: умение безоценочно рассматривать несколько вариантов решений, несколько точек зрения.

Если такого рода методы используются в образовательном процессе достаточно часто, то у школьников формируется ценность свободного, безоценочного обсуждения.

Они сначала чувствуют, а потом – осознают, что зачастую неразумно тратить столько времени на обсуждение недостатков, как это многие взрослые привыкли делать!

После того, как мы собрали «банк» идей, настало время переходить к следующему этапу, обозначенному буквой «Е».

Есть ли какие-нибудь «сильные» решения?

В составленном списке способов решения проблемы нужно отметить «галочкой» или знаком «+» те способы, которые хоть в какой-то степени могут быть осуществимы.

Сколько их? Три? Четыре? По ходу дела можно их уточнять, но ни в коем случае не критиковать! Для критики время еще не пришло! Если удачных вариантов нет, сделайте небольшой перерыв, и продолжите работу над пунктом «Д».

Если по поводу какого-то варианта имеются, то обозначаем его как «+ –».

Это – этап первичной оценки. Первичная оценка нужна как раз для того, чтобы отсеять наиболее неуместные варианты.

Каждое из решений мы, вместе с классом, оцениваем по следующей системе: «+» – решение подходит; «+ –» – решение подходит, но не является достаточно оригинальным. В эту же категорию попадают и решения, по поводу которых мнения класса кардинально разделились.

«–» – это решение не подходит для всех, поэтому пусть пока «полежит в стороне». Аргументировать на данном этапе особо не нужно – для этой цели есть следующий этап. Этап «А».

А теперь сделаем выбор!

Итак, перед вами листок с наиболее приемлемыми, отмеченными «галочкой» (или знаком «+») способами решения проблемы.

Внимательно прочитайте их еще раз и напротив каждого напишите его положительные и отрицательные стороны. Проанализируйте свои записи и выберите оптимальный вариант.

Учтите, что он может только «выглядеть» оптимальным, поэтому надо быть готовыми вернуться к списку через некоторое время.

На этом этапе каждый школьник должен не только выбрать вариант, приемлемый с его точки зрения, но и обосновать его. Лучше, чтобы это было сделано письменно, но можно и устно. Аргументация должна основываться на сведениях из текста, на опыте и учитывать конкретную ситуацию. После обсуждения некоторых вариантов – сколько позволит время, – переходим к этапу «Л».

Любопытно, как это осуществить на практике?

Пришло время наметить план осуществления вашего ИДЕАЛьного решения. Распишите возможный план действий по пунктам или изобразите его в виде схемы. Но при этом не забудьте китайскую мудрость: «Кто много планирует, тот теряет бдительность».

Этот метод учителя используют при работе с текстами, содержащими определенную проблему.

Работа с использованием стратегии «ИДЕАЛ» может занимать больше времени, чем один урок, к ней можно возвращаться в течение изучения темы (листы с промежуточными результатами могут достаточно долго находиться на стенах класса).

Также этот метод используется и во внеклассной работе: при совместном решении каких-либо повседневных учебных и внеучебных проблем.

Благодаря ему ученики учатся лучше формулировать проблему, увереннее чувствуют себя в поиске вариантов решения жизненных трудностей, привыкают к безоценочному обсуждению различных вариантов решения.

На этом этапе учащиеся – индивидуально или в парах – составляют план реализации варианта. Младшие школьники могут обратиться к тем рисунками, которые они сделали на этапе «И», чтобы дорисовать их до окончательного решения. Подростки и старшеклассники ограничиваются перечислением пунктов плана.

На этом этапе учащиеся сравнивают свои представления о способах решения проблемы до и после использования стратегии ИДЕАЛ. Далее, создавая план реализации решения, школьники самостоятельно систематизируют сведения, подводят итоги работы и имеют возможность сопоставить свои варианты с вариантами одноклассников.

После обсуждения планов реализации знакомим детей с книжным вариантом решения проблемы.

Ресурсы:

  • http://studopedia.ru/17_122322_strategiya-resheniya-problem-ideal-dzheymsa-bremsforda.html
  • https://lib.1september.ru/2004/20/13.htm
  • http://schoolnano.ru/node/9027

Источник: http://nitforyou.com/ideal-2/

Поиск решения проблем

11 универсальных стратегий, чтобы находить решения любых проблем

Как ни крути, проблемы возникают у каждого. Как бы их не называли: задачами, загадками или дилеммами. Проблемы были, есть и будут, потому что именно они позволяют человеку расти как личность.

Важно не то, какая проблема встает перед вами, а какую СТРАТЕГИЮ вы используете для ее решения. Поэтому первая задача любого человека – научиться организовывать эффективный поиск решения проблем, независимо от того в какой области они возникли и с чем они связаны. Иначе говоря, необходимо выработать для себя общую стратегию решения ЛЮБЫХ проблем.

Прежде, чем приступать собственно к поиску решения, надо четко уяснить себе следующее:

Всегда существует несколько вариантов

решения проблемы.

Уверенность в том, что есть только одно решение, перекрывает вам доступ к возможности найти более лучшие эффективные способы.

Самое главное, при поиске решения проблем заключается в том, чтобы иметь правильный НАСТРОЙ. Злость и гнев значительно усложняют вашу задачу, “замыливают” взор и вам становится труднее найти решение.

Жалобы отнимают энергию и время, забирают силы и не дают сконцентрироваться на конструктивном действии. Помните, что любые трудности к нам приходят только для нашего блага.

Они призваны нас научить жить и позволяют раскрывать те возможности, которые еще дремлют глубоко внутри.

Чтобы выработать свою собственную стратегию поиска решения, вы можете воспользоваться ниже перечисленными способами. Их можно использовать как по отдельности, так и сформировать свои цепочки последовательного рассмотрения задачи и поиска ее решения.

Способ 1. Четко сформулируйте

суть задачи.

Как правильно поставленный вопрос можно считать половиной ответа, так и четко сформулированную задачу можно считать наполовину решенной. А когда вы напрягаете свои извилины, чтобы по другому посмотреть а ситуацию, что тревожит вас, переосмыслить ее, и стараетесь все это четко определить, внутри вас возникает новое понимание. А в жизни перед вами открываются новые возможности.

Способ 2. Отстраните себя и

посмотрите со стороны.

Очень часто люди ярко и эмоционально реагируют на любые трудности, испытывая страх, злость, обиду и другие сильные негативные чувства.

Все это не позволяет правильно увидеть ситуацию, рассмотреть открывающиеся перспективы и оценить их. Представьте себя зрителем в цирке, на арене которого разыгрывается представление по вашей ситуации.

Так, со стороны, вы сможете увидеть больше возможностей.

Способ 3.
Упростите проблему.

Людям свойственно усложнять вещи и ситуации, искать сложные пути и сложные решения. Легкий путь считается недостойным сильного человека: “лучше в гору я пойду, чем ее я обойду”. На самом деле, жизнь – проста. И чем проще что-то происходит, тем это правильнее и лучше. Самое простое решение чаще всего является самым лучшим.

Способ 4.
Сфокусируйтесь на решении.

На чем сфокусируешься, то и притянется в твою жизнь. Фокусировка на трудностях только усугубит ситуацию, увеличит ваше беспокойство.

И все вам будет казаться значительно сложнее, чем на самом деле. Если же верить, что решение существует и сосредоточить все внимание на поиске путей решения, то ваша задача всегда будет решена.

Наше Подсознание может само найти решение и выдать готовый ответ.

Способ 5. Отыщите

нужную информацию.

Часто проблема кажется неподъемной только из-за того, что у человека нет каких-то определенных знаний. Тогда надо внимательно осмотреться и понять, что же вам нужно еще знать или чему еще нужно научиться, чтобы разрешить эту трудность. Если вы не можете ясно сформулировать свою проблему, то данное решение часто является самым лучшим из того, что вы можете сделать.

Способ 6.
Найдите эксперта.

Если же получить необходимые знания не предоставляется возможным или поджимают сроки, то лучшим вариантом будет поиск эксперта по данному вопросу. Очень редко перед человеком возникают трудности, с которыми никто еще не сталкивался. Скорее всего, ваша ситуация уже была когда-то кем-то разрешена. И ни один раз. Просто найдите этих людей.

Способ 7.
Используйте
мозговой штурм.

Мозговой штурм является лучшим способом поиска решений. Хорошо для этого подключить своих друзей или тех же экспертов. Чем больше новых идей будет сгенерировано, тем больше шанс найти верное решение. Ничего не отбрасывайте сразу. Соберите все и хорошо проанализируйте.

Эти семь весьма полезных шагов окажут вам неоценимую помощь. Обязательно воспользуйтесь ими, когда ищете пути разрешения своих трудностей. Другие полезные шаги можно найти вот в этом Алгоритме решений.

Еще по теме:
Две стороны
привычки усложнять и успех

Источник: https://siellon.com/poisk-resheniya-problem/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.