Базовое доверие к миру

Базовое доверие к миру. Статья. Воспитание ребёнка. Самопознание.ру

Базовое доверие к миру

Моя новая работа заставила призадуматься о базовом доверии — как оно формируется, из чего складывается, куда пропадает и как его вернуть…

Тема возникла из реальной ситуации.

Нужно съездить к беременной девушке, которая собиралась отказаться от ребёнка, а в задачи центра, в котором я работала второй день, входило не допустить этого. “Ребёнок должен остаться в кровной семье”, — сказали мне.

То есть мне нужно было поговорить с этой девушкой, прояснить причины, по которым она собирается оставить ребёнка в роддоме, её страхи и тревоги… ну, и в идеальном варианте нашей встречи, хорошо бы, чтобы она, родив ребёнка, забрала его домой…

Сказать, что я испытала шок, увидев, как ещё живут люди в нашем просвещённом 21-ом веке айфонов и прочего запредельного информационного пространства, это не сказать ничего… Шок был тихим… Девушка, с которой предстояло поговорить, — была громкой.

— Опять понаехали комиссии, — кричала она, увидев меня и молоденькую начальницу местного отделения центра социальной помощи семье и детям.

“Установить контакт за 30 минут, которые мне отводились на беседу, будет непросто”, — сразу подумала я.

Тут же бегал четырёхлетний мальчик, её первый сын… А через полчаса наша беременная на восьмом месяце собиралась на работу. Она ещё и работала…

На мои попытки познакомиться и что-то сказать, она начинала кричать, а затем перевалилась через подоконник открытого окна, демонстрируя мне свою попу.

Если бы мне не сказали заранее, что она на восьмом месяце, я бы никогда не подумала, что эта девушка беременна.

Скорее, она казалась полненькой… Она так резво бегала по лестнице, а затем вскочила на велосипед, легко перекинув ногу, — что у меня сложилось впечатление, что с ролью беременной она себя не идентифицирует.

Словно она уже приняла решение, что ребёнка, которого она носит в себе, для неё уже нет, соответственно, и вела она себя, как обычная небеременная. Доминанта беременности отсутствует, говоря умными словами.

Окружающая внешняя обстановка была удручающей… За полчаса невозможно сложить картину жизни этой семьи, — почему так получилось,.. почему 23-лётная девчонка уже третий раз беременна, и от второго ребёнка она уже отказалась пару лет назад,.. и где мужчины в этой семье?

Наша беременная уехала на работу, а после беседы с её мамой я подумала о базовом доверии

У этой беременной девушки напрочь отсутствовало такое понятие, как базовое доверие к миру.

Отсюда и её отказы от детей и отношения с мужчинами-отцами её детей, о которых никто не знает, а она сама молчит, — и её крик, как будто, она пытается докричаться — “ау, человеки!!” — в ней столько боли, которая уже не может спокойно говорить, может только кричать… и невозможность докричаться… А потом, на восьмом месяце, к ней приходит очередная комиссия и уговаривает не отказываться от ребёнка, ведь материнство, это так прекрасно…

Вот только у этой девочки материнство и отношения с мамой — это детский дом, в который отдала её мама в 13 лет, это потеря веры в людей, это непонимание, что такое близкие отношения, это отстранённость мамы, которая после развода с отцом ушла в алкоголь. А ещё — это постоянные поиски тепла и отца, который бросил, в объятиях мужчин, которые тоже уходят и оставляют её… Степень недоверия этому миру всё усиливается и усиливается…

И если я, очередная тётенька из очередной комиссии, скажу ей, что материнство — это прекрасно, — она просто плюнет мне в лицо…

Я не стала ей этого говорить.

Нет фундамента… Отсутствие базового доверия… Как на нём построить счастливое и здоровое материнство?

Сначала нужно выстраивать фундамент

У взрослого человека на выстраивание базового доверия потребуется не один месяц. Не верю я в быстрые консультации изменения жизни. Чтобы она смогла взаимодействовать с людьми, а не выпускать, как ёжик, иголки.

Ведь каждый человек смотрит на этот мир через призму своих ожиданий и представлений. У каждого своя пелена перед глазами. Отсюда и повторение прошлого опыта. Пока не будет выстроено доверие, эта девушка так и будет рожать и отказываться от детей.

Так как же формируется базовое доверие к миру?

Базовое доверие формируется в первые годы жизни ребёнка. И основным действующим лицом здесь является мама. Оттого, насколько заботлива мать с ребёнком, как она выстраивает внутреннюю связь с ним, привязанность, телесный контакт, зависит развитие доверия малыша. Он учится доверять миру, взаимодействуя с мамой. Ребёнок учится доверять, в первую очередь, доверяя маме.

Базовое доверие — это фундамент личности, фундамент отношения к себе и к другим людям. Это основа для формирования положительного ощущения себя и окружающего мира, — это интуитивная уверенность, что всё будет хорошо, это умение просить и принимать помощь других людей.

Если этого нет, то формируется недоверие и, как следствие, уход в себя, отчуждённость, человеку трудно ладить с другими людьми и с собой, в том числе. Потребность в доверии остаётся неудовлетворенной.

Нет фундамента — человек будет чувствовать неуверенность, неустойчивость, ощущение отсутствия твёрдой почвы под ногами. При несформированном базовом доверии взрослому человеку сложно переживать периоды фрустрации, невозможности удовлетворять потребности.

Если в детстве ребёнок находится мире, в котором много стрессов, противоречивости и непонимания, то человек вырастает подозрительным, недоверчивым, у него много страхов.

Для того, чтобы формировалось доверие, необходимы ощущение безопасности в отношениях и значимость для других людей. Если этого не хватает, то доверительные отношения нарушаются.

Ежедневно взаимодействуя со своей матерью, маленький ребёнок чувствует себя желанным, что его принимают, учится близким отношениям.

А непредсказуемые для ребёнка события (ссоры родителей, их исчезновения) увеличивают его неуверенность.

В процессе взросления и воспитания дети начинают осознавать и приобретать опыт, кому можно доверять и что доверять.

А вот если ребёнок испытывает дефицит родительской заботы и внимания, то ощущение доверия деформируется, и ребёнок путает, кому можно доверять, а с кем нужно быть осторожным.

Особенно, это характерно для детей, которые растут в детском доме, что и случилось с героиней моей истории.

Как родителям понять, сформировано ли базовое доверие у ребёнка

Психолог Мэри Эйнсворт предложила такой эксперимент. Ребёнка, которому один год, с мамой приглашали в незнакомую им комнату. В комнате было множество игрушек. Затем мама выходила из комнаты на пару минут. Малыш оставался один. Затем ребёнка оставляли в комнате с незнакомым человеком.

Суть эксперимента такова — если ребёнок спокойно играет с игрушками или общается с незнакомым человеком, считается, что базовое доверие к миру у ребёнка сформировано.

Попробуйте провести такой эксперимент, если у вас маленький ребенок.

Источник: https://samopoznanie.kz/articles/bazovoe_doverie_k_miru/

Базовое доверие к миру: формирование у ребенка

Базовое доверие к миру

Термин «Базовое доверие к миру» широко распространен в среде психологов. Обычному среднестатистическому человеку, как правило, он незнаком. Особенно он актуален для молодых родителей, в частности мамочек.

Так вот, термин «Базовое доверие в миру» был введен популярным немецким психологом и историком Эриком Эриксоном. В своей теории развития личности он выделил 8 стадий в зависимости от возраста человека. В ней он излагает, в каком возрастном периоде и в какой последовательности закладываются определенные качества, черты характера человека.

Согласно теории Эриксона, человек учится-развивается на протяжении всей своей жизни, и переход от предыдущей стадии к последующей, по его мнению, связан с кризисом-конфликтом на предыдущем этапе.

Базовое доверие к миру: Эриксон

Нас сегодня будет интересовать первый этап (первая стадия) развития личности, возрастной период которой охватывает первый год жизни ребенка — от рождения до года.

По убеждению психолога, именно в первый год человеческой жизни закладывается доверие-недоверие к жизни.

Степень этого доверия прямо пропорциональна поведению того родителя, с кем у ребенка возникают отношения привязанности (чаще всего, это, конечно, мать).

Ребенок рождается, приходит в этот физический мир, испытывая чувство беззащитности и физического дискомфорта. Он погружается в непонятный ему мир хаоса из различных цветов, звуков и запахов. Ребенок не понимает, как к нему относится это мир. Можно ли ему доверять? Или он настроен враждебно?

Сформировать базовое доверие к миру на первом году жизни малыша — главная задача его мамы. Именно мама может упорядочить все это разнообразие непонятных для ребенка вещей: цветов, звуков и т.д.

Есть ряд исследователей, которые считают, что формирование базового доверия к миру происходит в более растянутый временной интервал: от года до трех-пяти лет ( но это в том случае, когда сохраняется связь с мамой в первые годы его жизни и ребенок ощущает ее любовь). В нашем же мире все чаще наблюдается тенденция — оставить ребенка на попечение садика, бабушек-дедушек и выйти на работу.

Доказано также, что первые 5-6 месяцев жизни малыш ощущает себя единым целым со своей мамой.

Базовое доверие к миру у ребенка

Каждый ребенок обретает чувство доверия к миру в лице взрослых. И первые взрослые — его родители. И если с рождения малыш чувствует, что мама всегда рядом, заботится о нем, его потребностях, всегда приходит на его зов-крик, то он понимает, что ей можно доверять. Он знает, что он в безопасности и никогда не останется один.

Если формируется доверие к маме, то постепенно ребенок начинает доверять и другим людям: сначала родственникам, затем друзьям, знакомым, а затем и незнакомым людям.

Базовое доверие к матери — глубинное, подсознательное. И если оно не образуется, то ребенок не будет доверять другим людям вообще, либо это будет сопряжено с большими трудностями.

В данной ситуации у ребенка появляются всевозможные страхи, он ощущает себя незащищенным, опасается за свое благополучие и, как правило, эмоционально закрыт перед другими людьми. Все эти негативные установки «выползают на поверхность» по мере взросления и проявляются на поздних стадиях развития личности. И что немаловажно, они касаются как недоверия к миру в целом, так и к окружающим людям.

Формирование базового доверия к миру

Как сформировать базовое доверие к миру у ребенка: советы мамам

1. Ребенок должен общаться с мамой столько, сколько ему нужно. Он должен знать, что она всегда рядом и присутствует в его поле зрения, хотя бы до трех лет. Поэтому повторяйте своему малышу установку: «Мама рядом». Многократно повторенная фраза «загоняется» в подсознание ребенка и формирует основу его мировосприятия.

Многие педиатры, как правило, пожилого поколения, рекомендуют не брать слишком часто ребенка на ручки, учить его самостоятельности, давая «прокричаться», уходить из комнаты, если у ребенка истерика и оставлять его одного, чтобы успокоился. Это большая ошибка. Основа формирования чувства одиночества, незащищенности и недоверия к миру. Ребенок выносит свой вывод: «Меня не любят, мне страшно, я одинок».

Так вот, мнение Эриксона и многих других современных психологов — противоположное: ребенку необходимо, жизненно необходимо, постоянное присутствие и полная зависимость! от мамы. Тогда он точно знает: «Мама рядом. Мир любит меня. Я доверяю процессу жизни и окружающим людям. Мне будет дано все, что нужно».

И тогда наступит момент, когда малыш легко оторвется от мамы, легко адаптируется к новым условиям (садику, к бабушкам-дедушкам, няне) и начнет также легко узнавать мир, всецело доверяя ему и окружающим.

2. задача мамочки на первом году жизни ребенка — внести порядок в этот мир хаоса, бесконечного многообразия, в котором ребенку трудно ориентироваться, так как все ему ново. Для это необходимо создавать повторяемость — одними и теми же движениями, словами и жестами. Купать, кормить, играть, одевать с похожими повторяющимися движениями. Называть его одними и теми же ласковыми словами.

3. Кормить грудью хотя бы до года. Дело в том, что кормление грудью — это не только процесс получения пищи, но и основной способ общения, телесного контакта с мамой.

Очень важно, чтобы малыш в первые три года находился с мамой столько, сколько он хочет, чтобы всегда ощущал ее присутствие, ее внимание, заботу и тепло.

Все перечисленные меры — основа для формирования доверия к миру и окружающим. И если этого не делать, то у ребенка закладывает недоверие и подозрительность к миру и окружающим, что впоследствии приводит к развитию страхов, внутренних комплексов и психологических проблем.

Как понять сформировалось ли у ребенка доверие к миру?

Психологи часто применяют на практике для проверки тест «Незнакомая ситуация», разработанный американским психологом Мэри Эйнсворт.

Смысл его таков: маму с малышом 1 года размещают в незнакомую обстановку — комнату с игрушками. Затем мама выходит из комнаты и оставляет ребенка наедине с самим собой. Смотрят на реакцию. В следующий раз малыша оставляют наедине в незнакомым человеком. Смотрят на реакцию.

Если малыш спокоен, адекватен, дружелюбен, играет или общается с незнакомцем, то все в порядке — «Базовое доверие к миру сформировано!».

Степень привязанности к маме прямо пропорционально сформировавшемуся доверию к миру.

Помните одно: «детство вашего малыша не повторится», а доверие к миру закладывается на первом году жизни.

Базовое доверие к миру: восстановить

Если временной интервал на первом году жизни упущен, ребенок был оторван от мамы в силу каких либо обстоятельств, то в силах мамы доверие к миру у ребенка сформировать-выстроить заново.

Помните, что до 14 лет все болезни, истерики, неприятные ситуации, капризы малыша — показатель отношений родителей между собой, либо показатель отношения родителя к самому себе и окружающим людям.

И до 14 лет за поступки ребенка несут ответственность именно родители.

Ребенок и его состояние — отражение поведения его родителей.

Так вот, как восстановить Доверие к миру у ребенка до 14 лет?

Великолепно работает способ аффирмаций. Необходимо ежедневно перед сном, когда укладываете ребенка спать, и сразу после пробуждения проговаривать ему следующие фразы:

1. Самое главное и ценное, что есть у тебя — это ты сам.2. Ты любишь себя абсолютной любовью. Тебе не нужно одобрение окружающих.3. Мир, Вселенная любят тебя. Ты любишь, ты любим.4. Родители любят тебя безусловной любовью.

Все, что происходит в их отношениях, касается только их самих. У тебя своя жизнь, своя Судьба.5. Ты доверяешь процессу жизни, доверяешь миру. Ибо мир справедлив. Он сам определит, как должно быть.6. Тебе будет дано все, что тебе нужно. Ты в безопасности.7.

Ты достоин самого лучшего.

8. Ты принимаешь себя таким, какой ты есть с Любовью. и т.д.

Источник: http://www.rasenya.ru/interesno/bazovoe-doverie-k-miru/

Базовое доверие к миру

Базовое доверие к миру

То, что называется “доверием” – это некоторое состояние тела и эмоций, это некоторое переживание, которое устанавливается благодаря огромному количеству нейронных связей и соответствует некоторым мышечным состояниям. “Доверие” – это не мысль, это состояние организма. Если этого опыта (читай – “соответствующих нейроных и прочих телесных связей”) нет в опыте, то без опыта (их установления) им и взяться неоткуда.

«Как мне научиться доверять миру?»

Зачем ему учиться доверять, если он и они не всегда заслуживают доверия, тем более — по умолчанию? Тем более, если нет твердых доказательств, что доверять можно?

Это действительно частый вопрос. И это абсолютно закономерный вопрос, если понимать, откуда у него растут ноги. И не понимать зачем и как вообще возможно “доверять (миру/мужчинам/нужное подставить)” — тоже абсолютно нормально ибо и у этого непонимания есть свои ноги.

И если коротко:
1. научиться доверять — можно (но трудно);

2. “доверие” дает много плюшек и потому в хозяйстве вещь полезная, но плюшки возникают не в том месте, где их ждут;

3. “не доверять (миру)” — часто встречающееся явление, осуждать или обвинять носителей такого мировоззрения значит быть неумным адептом ньюэйджа.

Базовое доверие миру

“Базовое доверие/недоверие к миру” — это то, что возникает у человека в очень раннем возрасте. Оно складывается из реакции окружающей среды на него.

Принято считать, что это относится к последним срокам внутриутробного развития + рождение + первые месяцы жизни.

От того, насколько заботлива, тепла, внимательна реакция окружающей среды в этот период, ребенок научается воспринимать эту среду как в принципе доброжелательную и безопасную или в принципе недоброжелательную, небезопасную или равнодушную.

Это настолько ранняя структура, что мнения о том, можно ли это преодолеть, резко противоположны.

Есть специалисты, которые говорят, что “это не лечится”, и единственное что возможно — научиться с этим жить.

Другие (среди них много практиков:), говорят, что это не навсегда и ситуация может измениться. Чисто мое мнение – работаем одновременно с психикой, энергетикой и телом. Результаты преввосходные!

Еще важны два момента. Первый — если что-то в этом периоде пошло не так, а потом наладилось, то это преодолевается (в раннем детстве гораздо легче, чем во взрослом возрасте).

Второй — в самых разных жизненных обстоятельствах мы можем счастливо “деградировать” к этим ощущениям/убеждениям; шоковая травма (угроза жизни), потери и предательства, долгое пребывание в плохо совместимых с жизнью условиях — все это способствует возникновению ощущения и убеждения “не верю”. 

Полагаю, вы уже обратили внимание на то, что говоря о доверии я использую слова, относящиеся к двум сферам нашей жизни — ментальной (убеждения) и телесной (ощущения). Есть еще сопутствующие эмоциональные проявления, о которых я расскажу далее.

Обычно вот с этим “не верю” мы сталкиваемся либо на уровне мыслей и суждений (и это действительно краеугольный камень картины мира, мировоззрения), либо очень часто на уровне поведения (от нерешительности в обычных бытовых действиях до способа вести разговор или заниматься сексом). Когда мы обнаруживаем это у других, это может удивлять и обижать. Когда напарываемся у себя — повергает в грусть-печаль ибо это тупик в голове и существенное ограничение возможностей.

Поэтому важно помнить, что отсутствие доверия (к миру, другим людям и т.п.) — статистически нормальное явление. 

Что же происходит с человеком?

Говоря умным языком, речь идет о “ранней травме развития”. Это когда весь организм в целом выдает естественную защитную реакцию на неблагоприятные (опасные) условия внешней среды. Выдает такую реакцию, чтобы защититься.

И реакция эта происходит одновременно на всех уровнях — физическом (телесном), эмоциональном и ментальном. Причем, если боле менее подросший человек делает вывод о том, что никому/ничему нельзя верить, то младенец реагирует преимущественно телесно (избегает контакта, напрягается, сжимается и т.п.).

Это реакции на уровне тела и самых простых (базовых) эмоций, основная из которых — страх. 

Организм запоминает, что окружающая среда — опасна (ну или как минимум ненадежна, нестабильна, непредсказуема или не помогающая). И соответственно оценивает ее все время как таковую.

И реагирует телесно и эмоционально на окружающую действительность в соответствии с оценкой. В случае ранней травмы это очень раннее научение. В случае тягостей последующей жизни тоже может развиться.

Когда дело доходит до способности думать и формулировать, это дополнительно закрепляется соответствующими мыслями.

Все, что происходит дальше жизни или терапии, — это шансы на переобучение. Кстати многим очень хотелось бы, чтобы их кто-нибудь уже переубедил, чтобы была возможность как-то доверять хоть чему-то или кому-то, чтобы жизнь переубедила.

От этого часто возникают всякие несуразицы, созависимые отношения, в итоге только подтверждающие базовую картину мира. Правда, очень хочется. Потому что постоянно “не верить” значит все время жить в опасной среде.

Это требует огромное количество сил, если кто не понял, устаешь от этого ужасно. Но иначе не получается.

Базовое недоверие к миру

Итак, человек, который испытывает базовое недоверие к миру постоянно воспринимает мир как место потенциально опасное и малоприятное. Так уж у него сложилось. На уровне организма это означает, что его мозг почти постоянно получает сигнал опасности. Да, это неточный сигнал, искаженный и вообще говоря неверный.

Но он его получает и посылает соответствующие команды телу («беги-борись-замри»). В зависимости от обстоятельств могут реализовываться все три варианта, но хочу отметить, что очень часто видны признаки бегства и замирания. И если бегство обычно хорошо заметно в ситуациях контакта или столкновения с трудностями, то замирание часто прочитывается в теле.

Неподвижность, замороженность — почти всегда признаки травмы вообще и ранней — в частности.

Поэтому если говорить о переобучении (лечении, терапии), то тут ключевым оказывается научить человека не “доверять миру”, а научить проверять — действительно ли ситуация опасна. Вы будете смеяться, но это телесное переобучение таки связано с проверкой таких простых вещей как устойчивость и дыхание.

Потому что только если я устойчив и дышу, то мозг получает информацию о том, что по большому счету все в порядке. Все остальное — дополнительно и часто от лукавого (мозга). А вот если моя текущая жизнедеятельность в порядке и (это важно!) я в этом постоянно убеждаюсь, то потихоньку начинается переобучение на уровней нейронных связей.

И постепенно я просто перестаю ощущать окружающую среду как постоянно опасную. И уже могу находить ситуации когда она менее опасна или вовсе безопасна.

То есть одновременно перестраиваются нервные пути и реакции, происходит научение различению опасности и безопасности и вырабатывается привычка к тестированию реальности.

Потому что одна из основных засад нашего организма (и психики в частности) — мы рабы схем и привычек, к чему привыкли так и продолжаем.

А еще восстанавливается ориентировочный рефлекс (он обычно страдает в результате травмы).

То есть прежде чем привычно испугаться или потеряться, мы начинаем сначала оглядываться, собирая информацию о том, что на самом деле вокруг творится. И сравниваем с нашими предварительными фантазиями об этом.

Физиология не позволит

В этой логике — переобучения, сравнения предварительных фантазий и схем и текущей реальности работают многие направления терапии. Но важно понимать, что без телесного переобучения все остается только на уровне здравого смысла. Что-то начинает меняться только когда меняются телесные ощущения и телесные реакции.

Потому что вот это «беги-борись-замри» — это задолго до коры головного мозга, которая думает. Это практически чистая физиология и условные рефлексы. И мозг может убеждать в чем угодно (например, “Надо верить людям”, “Мир добр”, “Мы все связаны” и т.п.

), а тело и на уровне внешних реакций и на уровне внутренний химии и физики будет делать совершенно обратное.

Конечно, кроме устойчивости и дыхания есть и другие детали, тоже важные и полезные: ощущение тела, его жизненность и мобильность, здоровые рефлекторные движения, центрирование и внутренняя опора (на скелет), возникающие эмоциональные реакции и по возможности переигрывание на телесном и эмоциональном уровне разных историй и т.д. Но без вот этой базовой физической безопасности и ощущения себя (на уровне тела) существующим и живым в достаточно комфортной среде никакого разговора о “доверии” быть вообще не может. Физиология не позволит.

Можно постепенно не только справляться (преодолевать или компенсировать) такую свою недоверчивую натуру, но и постепенно меняться. Не думаю, что это может совсем исчезнуть, да и слава богу. У этой особенности есть много плюсов для жизни и, особенно, для работы. Но изменения и сопутствующее им разнообразие в жизни появляются.

Преимущества

Они приходят не напрямую. Незаметно улучшается способность спокойно общаться с людьми, делать то, что раньше казалось немыслимым и страшным, уверенность тоже повышается, да и радостей мелких в жизни тоже прибавляется. Просто от того, что там, где раньше прятался и убегал, начинаешь позволять себе участвовать и вовлекаться. Мелочь, а приятности добавляет.

Моя главная вам рекомендация для самостоятельной работы – это занятия йогой, любого направления, которое вы выберете.

С искренней любовью к Вам,

Мастер преображения — Мария Марихами.

Источник: https://galaksyenergy.ru/o-doverii-k-miru/

Психодоктор
Добавить комментарий