Чому я фасилітатор?

Содержание
  1. Фасилитация в педагогике и психологии – принципы и правила
  2. Фасилитация – что это такое?
  3. Фасилитатор – кто это?
  4. Чем фасилитация отличается от модерации?
  5. Социальная фасилитация и ингибиция
  6. Социальная фасилитация и леность
  7. Виды фасилитации
  8. Правила фасилитации
  9. Техники фасилитации
  10. Фасилитация в педагогике
  11. Фасилитация в бизнесе
  12. Фасилитация в спорте
  13. Фасилитация – литература
  14. Top 11 Skills of an Effective Facilitator
  15. 1. You’re Prepared for Anything
  16. 2. You Know Who’s in the Room
  17. 3. You’re Able to Create an Inclusive Environment
  18.  4. You Effectively Set Guidelines
  19. 5. You’ve Mastered the Art of Giving Clear Instructions
  20. 6. Active Listening Is a Favorite Workout
  21. 7. You Manage Time A Referee
  22. 8. You’re the Facilitation Version of Mary Poppins
  23. 9. You’re an Energy Gauger
  24. 10. You’re Flexible and Able to Adapt on the Fly
  25. 11. Neutral Facilitator vs. Facilitator with an Agenda
  26. About Hannah Feldberg-Dubin
  27. Фасилитируемые сессии как метод повышения эффективности обсуждений | АРБ Про
  28. 1. Что такое фасилитация
  29. 2. Какие задачи позволяет решить фасилитация
  30. 3. Какие задачи не позволяет решить фасилитация
  31. 4. Как подготовить и провести фасилитацию стратегической сессии?
  32. Принципы и правила фасилитации. Что такое фасилитация
  33. Что такое фасилитация
  34. Кто такой фасилитатор
  35. Отличие фасилитации от модерации
  36. Пять правил фасилитации
  37. Техники фасилитации
  38. Фасилитация в бизнесе
  39. Зачем современной компании фасилитация
  40. 1. Начните с себя
  41. 2. Обучите команду
  42. 3. Определите проекты
  43. 4. Внедряйте
  44. 5. Подведите итоги

Фасилитация в педагогике и психологии – принципы и правила

Чому я фасилітатор?

Эффективные инструменты влияния и помощи нужны в разных областях социума: на уровне государства, компаний, и отдельно взятой личности. Фасилитация и есть тот инструмент, который помогает справиться с различными целями и задачами, выйти из кризиса и направить человека или группу людей к качественно новым изменениям.

Фасилитация – что это такое?

Феномен фасилитации охватывает сферой влияния как групповые динамики, так и личностные. Фасилитация – это (от англ.

facilitate – помогать, направлять, облегчать) недирективная технология направления и помощи, использующая в своем арсенале эффективные психологические, стратегические инструменты и техники, помогающие человеку или коллективу найти лучшее решение для достижения результатов в поставленных целях.

Фасилитатор – кто это?

Личность фасилитатора уже сама по себе мощный инструмент влияния. Фасилитатор – это тренер, специально обученный технологиям эффективной коммуникации и ведущий процесс фасилитации.

Международная ассоциация фасилитаторов была образована в 1989 г. и включает в себя ≈ 1300 человек из 63 стран – все это специалисты высочайшего уровня, облегчающие переговоры и сотрудничество в разных областях.

Тони Манн – ведущий эксперт по фасилитации, наделяет личность фасилитатора следующими навыками:

  • умеет направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
  • отличает удачные решения от кажущихся, на первый взгляд успешных, но со скрытыми «подводными камнями» решений;
  • берет на себя риски, не боится выйти из зоны комфорта для создания новой техники и адаптации ее к текущей подходящей ситуации;
  • умеет управлять разного рода группами;
  • ориентируется во всех форматах бесед и встреч;
  • комбинирует различные инструменты и техники для нахождения решений;
  • быстро реагирует на затруднения, возникшие среди участников и запускает процесс по преодолению;
  • обладает стрессоустойчивостью;
  • всегда открыт для людей и личностных изменений.

Чем фасилитация отличается от модерации?

Существует несколько отличных друг от друга мнений о процессах фасилитации и модерации.

Одними специалистами заявляется, что фасилитация и модерация – суть есть один и тот же процесс, объясняя тем, что модерация слово немецкого происхождения, описывающая те же функции, что и фасилитация.

Другие специалисты-фасилитаторы видят эти процессы схожими между собой, дополняющими друг друга, но имеющими различия:

  1. Модерация (нем. сдерживать, обуздывать) – более жесткая технология: структурирование идет в четком формате беседы, без возможности отвлечься на другую тему.
  2. Фасилитация – гибкая технология, использующая модерацию, как один из инструментов. В процессе используются разные вспомогательные инструменты для наглядности (визуализации): конструкторы Лего, коллажи, рисунки. Участники свободны в выборе тем и могут перемещаться и взаимодействовать по разным темам в других группах.
  3. Модерация может быть применима как технология в формате встречи: «обсуждение проблемы», совещание у руководителя.
  4. Фасилитация подходит для решения конфликтных ситуаций, принятия новых сложных комплексных решений, при внедрении новых технологий.

Социальная фасилитация и ингибиция

Два противоположных друг другу социальных феномена, фасилитация и ингибиция, могут наблюдаться одновременно в группе людей, которые оказались в одной ситуации и в казалось бы, одинаковых условиях.

Ингибиция предполагает ухудшение деятельности человека, попавшего под наблюдение сторонних людей, в отличие от фасилитации, когда присутствие наблюдателей вызывает всплеск активности у членов группы занимающихся каким-либо делом.

Почему возникает тот или иной эффект, Д. Майерс (амер. психолог) выявил несколько причин:

  1. Настроение – плохое вызывает эффект ингибиции, хорошее усиливает фасилитацию.
  2. Боязнь оценивания – присутствие незнакомых людей, или тех, чье мнение небезразлично может повышать возбуждение и активность у одних участников, но и провоцировать торможение продуктивности у других.
  3. Представители другого пола в аудитории – женщины и мужчины могут начать ошибаться в сложных заданиях, если в аудитории находятся наблюдатели противоположного пола. При феномене фасилитации, процессы деятельности наоборот улучшаются.

Социальная фасилитация и леность

Эффект фасилитации в деятельности коллектива возрастает, если признается и оценивается часть вклада каждого участника в общее дело. Социальная леность – явление, впервые изученное французским профессором в сфере агроинженерии М. Рингельманом.

Ученый провел ряд экспериментов по перетягиванию каната и поднятию тяжестей – пришел к заключению: чем больше группа людей, тем меньше усилий прилагает каждый член группы. Происходит расслабление и снижение ответственности и мотивации – эффект лености.

Виды фасилитации

Фасилитация как помогающий метод, востребована во многих сферах жизнедеятельности человека и подразделена на виды:

  1. Социальная фасилитация – наблюдение и изучение деятельности людей в условиях присутствия сторонних наблюдателей.
  2. Психологическая фасилитация – техника, вышедшая из таких направлений как клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса и позитивная психология. Фасилитация в психологии это – преобразующий процессинг, в котором ведущее значение имеют отношения человека с окружающим миром. Навыки фасилитации в работе психолога помогают определить, когда следует начать процесс изменений для личности, содействовать развитию и менять представление клиента о мире на более полезное.
  3. Экофасилитация – взаимодействие и коммуникация человека с окружающей средой.
  4. Спортивная фасилитация – поддержка команд или отдельных спортсменов для повышения их эффективности.
  5. Педагогическая фасилитация – раскрытие способностей ребенка.

Правила фасилитации

Проведение фасилитации в коллективной и личностной работе подразумевает использование принципов, которые исходят из поставленных целей и задач. Общие правила фасилитатора:

  • исследование процесса в противовес всеведению;
  • открытость и искренность к людям;
  • все участники процесса равны;
  • каждое мнение важно;
  • все люди умны, и могут эффективно решать задачи.

Техники фасилитации

Инструменты фасилитации многочисленны и их применение зависит от численности группы и состава участников. Основные техники фасилитации:

  1. «Поиск будущего/ Future Search» – достоинство метода в том, что помогает включить в работу всю компанию вплоть до рядовых сотрудников. Проводится в формате корпоративной конференции.
  2. «Выход за рамки/ Work out» – техника обеспечивает быстрый прорыв компании, разработку инноваций, культуры. Предполагает – открытый диалог руководителей с сотрудниками по целям и задачам. Внедрение лучших решений в практику.
  3. «Мозговой штурм/ Brainstorming» – происходит сбор всех идей без сортировки на «плохие» и «хорошие». Цель найти «свежие», нестандартные, но эффективные решения.
  4. «Поляризация мнений/Polarization of opinion» – метод помогающий определить пессимистическое и оптимистическое прогнозирование ситуации. Фасилитатор делит участников на «оптимистов» и «пессимистов». «Оптимисты» описывают, что компания получит от внедрения новой технологии, «пессимисты» прогнозируют предполагаемые потери.
  5. «Открытое пространство/Open Space» – позволяет за короткий период времени (1,5 – 2 часа) осуществить сбор всех имеющихся идей, мнений. Сотрудникам задается много вопросов по темам. Огромным плюсом техники является ощущение причастности каждого сотрудника к процессам, происходящим в компании.

Фасилитация в педагогике

Эффект социальной фасилитации ярко проявляет себя и в образовательных учреждениях. Педагог-фасилитатор, как личность отвечает всем современным требованиям и запросам образования – так считал К. Роджерс. Феномен фасилитации в деятельности педагога выражается в следующих моментах:

  • атмосфера психологической поддержки учащегося;
  • интерес к потребностям и запросам учеников;
  • умело организованный образовательный процесс;
  • понимание внутреннего мира детей;
  • способность открыто выражать свои переживания.

Фасилитация в бизнесе

Феномен социальной фасилитации активно используется фасилитаторами в проведении совещаний, конференций, круглых столов в компаниях и корпорациях. Фасилитация в бизнесе имеет положительные аспекты:

  • повышение эффективности деятельности сотрудников;
  • увеличение мотивации персонала;
  • развитие интеллектуального потенциала сотрудников;
  • создание безопасного психологического пространства;
  • внедрение новых технологий в бизнес.

Фасилитация в спорте

Принцип фасилитации в спортивной психологии основан на ситуациях, в которых спортсмен или команда находятся под наблюдением огромного количества людей. Цель тренера усилить и поддержать все позитивные изменения, которые приведут спортсменов к наилучшим показателям и снизят риск возникновения ингибиции. Фасилитация в спорте направлена на:

  • обучение игре в команде;
  • усиление командного духа;
  • повышение мотивации и ответственности за результат;
  • эффективное взаимодействие между тренером и спортсменами.

Фасилитация – литература

Фасилитация – востребованная в современном мире технология, содержащая полезный инструментарий для психологов, педагогов, руководителей компаний. Литература по фасилитации:

  1. «Межличностные отношения в фасилитации учения» К.Р. Роджерс. Кто такой фасилитатор в педагогике – монография, полезная к прочтению для учителей.
  2. «Преобразующие диалоги» Фл. Фанч. Простые, но эффективные техники для личностного преобразования.
  3. «Общие модули процессинга» Фл. Фанч. В книге описаны методы, помогающие запустить у клиента процесс изменений.
  4. «Как добывать золото, работая с группами. Фасилитация на практике» Т. Кайзер. Методики, изложенные в руководстве помогут бизнес-тренеру вывести группу на новый эффективный уровень.
  5. «Социальная психология» Д. Майерс. Научный трактат, в доступной форме объясняющий социальные явления и феномены: фасилитацию, ингибицию и леность.
Дислексия – что это такое, известные люди с дислексией Дислексия – что это такое, знают не понаслышке родители, столкнувшиеся с тем, что их дети имеют определенные трудности в овладении навыками чтения, письменной речи и запоминании текста. Причинами являются наследственность, нейробиологические факторы. Гносеология – принципы и основные направления современной гносеологии Гносеология стала интересовать человека с момента развития философии. Перед ним сразу же встала проблема подтверждения подлинности полученной информации. Появились вопросы относительно возможности владения исчерпывающими сведениями.
Теория Раскольникова – социальные и философские истоки теории и ее смысл Теория Раскольникова раскрывает и затрагивает многие важные темы, которые не утихают уже большое количество времени. Если вдумчиво прочитать произведение, то можно найти ответы на серьезные вопросы, актуальные для современного общества. Манипулирование в отношениях: признаки и техники защиты Согласно статистике, от 1 до 2% населения выстраивают отношения (как дружествие, так и романтические), манипулируя своим партнером. Зачастую, объекты манипуляции даже не подозревают о том, что подчинены воле другого человека и действуют в соотвествии с его желаниями, забывая о себе, о своих интересах и потребностях.

Источник: https://womanadvice.ru/fasilitaciya-v-pedagogike-i-psihologii-principy-i-pravila

Top 11 Skills of an Effective Facilitator

Чому я фасилітатор?
Posted at 13:40h in Skills & Resources by The Design Gym 7 Comments

Facilitating is no easy task, you’re not only responsible for securing productive participation from all the individuals in the room, but also for guiding those individuals with different personalities and work styles to a common outcome. That’s giving me sweaty palms just thinking about it.

However, the good news: there are certain skills you can work on or acquire that will help you in your journey to becoming an effective facilitator. Warning: read with caution, this list may just make you the go-to meeting leader.

1. You’re Prepared for Anything

Most skilled facilitators spend about 3 to 4 times as long preparing for a session than the amount of time they spend on giving the actual session. Teachers, especially new teachers, know this reality best. But why spend so much time preparing?

As a facilitator, it’s your job to guide a group through a process, making it easier for them to accomplish the goal at hand. Having a structure and general idea of what direction you’re going in will help you do just that.

However, as we’ve all learned in life, nothing ever goes as planned! You need a plan and a back-up plan and possibly a few more plans just in case your other plans don’t work or something breaks.

Having options to pull from will provide you with flexibility and allow you to change things up the group’s needs.

How to practice this skill? Start by scoping your facilitation preparation with at least a 2-1 investment of time. Important details that will inform your preparation and planning include:

  • The session objectives—what will success look ?
  • Does the group need to do any “pre” work before meeting?
  • How long do you have to run the session? Is the time allotted realistic to meet the goals of the session?
  • What do you know about the group in the room? What personalities and dynamics are at play?
  • What will the session space look ? How can you best prepare for this?
  • What materials do you need to achieve the meeting goals?

2. You Know Who’s in the Room

While definitely connected to preparation, knowing who’s in the room is an essential skill for effective facilitation. Find out as much as you can about who will be in the room before you get there. The more you know about the group, the individual personalities and the dynamics at play, the better you’ll be able to plan for a successful session and a positive experience.

I can’t tell you how often I facilitate groups who work together but don’t actually know each other. Spending a small amount of time encouraging opportunities for a team to get to know one another always adds great value to the dynamic. I’ll frequently have a group share their motivations for why they care about the work at hand, allowing them to build commonalities and connections.

3. You’re Able to Create an Inclusive Environment

When planning your session and while you’re in the room facilitating, you need to find ways for the entire group to be on an equal playing field. Finding ways for everyone in the group to participate is a key component to getting the group to buy in and own the process—inclusivity is the name of the game.

Consider designing a session with structures and activities that appeal to different learners and personality types. It could be as simple as arranging a seating plan that is equal and fair, where everyone is on the same eye level, in a circle and with no one’s back to anyone else.

 4. You Effectively Set Guidelines

As a facilitator, you need to help set a tone for the behaviors and attitudes of the session. You can think about these guidelines yourself or you can simply ask the group what behaviors and attitudes will help them get the most the experience.

Try to push for concrete ideas and clear guidelines. If someone says “be respectful,” ask them what respect would look and how we would all know if we saw it. This is also a good time to talk about focus—especially cell phone etiquette—and ways to manage distractions that might pull the meeting off track.

You’ll need to get agreement from the group that they’re all on board with the guidelines. I usually just ask the group directly. If you get head nods, you’re good to go! And you can always return to your guidelines to make sure you’re still on track or to edit them to make them fit the group’s needs better.

5. You’ve Mastered the Art of Giving Clear Instructions

So much of facilitating is asking a group of people to accomplish a task—and that’s a whole lot easier with good instructions.

For example, think of a simple ‘get to know you’ activity at the beginning of a session. You want everyone to turn to the person beside them and share something interesting about him or herself, then share that info with the larger group. When planning out the instructions, you might address details :

  1. How you want people to present this information to the group
  2. What topics of conversation you want them to cover
  3. Whether you want them to take notes
  4. How much time they’ll have for this activity

Clear instructions make it easier for your group to get to the outcome you’re looking for. As a mom, I often think about this in the way I give my son directions (not to say the groups you work with are childish!). It works best if I break down the steps to the activity clearly and explain what the end goal will look .

Some easy ways to do that include having the directions pre-written on flip chart paper or a powerpoint slide and asking the group the repeat the steps back to you to make sure everyone understands the activity.

6. Active Listening Is a Favorite Workout

In an effective group session, everyone will walk out aligned—on the same page and speaking the same language. To achieve that, you’ll need to make sure everyone has a chance to be heard and to hear each other. The best way to do that is to flex your active listening skills and encourage your group to do the same.

Mirroring, paraphrasing and tracking are three tools you can leverage to help you with active listening. Mirroring is when you repeat back the speaker’s words verbatim. It helps the speaker hear what they just said, shows neutrality, and can help establish trust. Remember, with mirroring you’re keeping your tone warm and accepting and you’re using the speaker’s words, not yours.

Paraphrasing, on the other hand, is a straightforward way to show the speaker and group that their thoughts were heard and understood. Paraphrasing, un mirroring, is when you use your own words to say what you think the speaker said, “It sounds you’re saying… [Insert paraphrased content]. Is that what you mean?”

And lastly, tracking is when you’re keeping track of various lines of thought that are going on simultaneously within a single discussion—helping to summarize the different perspectives and show that multiple ideas are equally valid.

7. You Manage Time A Referee

Group activities have time limits—there are only so many hours in a day. That means you’ll need to plan out how long the different components of your session will take and how long your group will have to reach the session’s goals.

There are a few different ways to keep track of time: use a watch or phone and let people know how much time is passing, use a large clock that the whole group can see, or delegate timekeeping to individuals or smaller breakout groups.

Choose a method that will let you pay attention to what’s going on in the room and allow your group to easily track the time for each task.

Whatever method you choose, consider giving people warnings as the time for each activity draws to a close.

You can say it out loud or hold up a sign (“2 minutes left” or “1 minute left,” for example) so you don’t need to interrupt the group’s work flow or conversation.

8. You’re the Facilitation Version of Mary Poppins

Maybe I’m dating myself here, but what do you know about this jack-of-all-trades magical child care worker? For one, she had a bag (well, a purse) of tricks for every situation. You need to have your own bag of tricks to help a group get to their end goal.

Sometimes a group session will get off track or the plans you originally set up aren’t working out you expected.

Consider keeping a grab-bag (it doesn’t have to actually be bottomless; Mary Poppins is an aspirational goal) of activities to pull out just in case Plan A isn’t doing the trick.

I to write down at least 3 name games, icebreakers, energizers, and team building activities and keep all the needed materials and props ready to go.

I also to have extra paper, markers, and supplies ready incase I want to change the way I was thinking about running an activity.

That means I can pull something my bag and make it work for the group in the moment—and that flexibility is super valuable.

9. You’re an Energy Gauger

We’re not talking about chakras and vortices here.

It’s simply a fact of life that sometimes a group of people walk into a room and convey an energy—maybe it’s tired, lethargic, excited, hyper, silly, negative, shy, nervous—whatever! Sometimes you need to match the activity you have in mind with the energy of the group and sometimes you need to find ways to boost a low-energy group’s enthusiasm and excitement.

I to keep a few energizer activities on hand that get people moving, bring energy up, focus the group, lighten the mood, and get people thinking creatively. No one does their best work when they’re feeling low or tired and a few fun activities can go a long way toward bumping the mood of the room up to a fun, productive level.

10. You’re Flexible and Able to Adapt on the Fly

Part of your job as a facilitator involves checking in with your group on progress and process. Think about how often they might need a break.

Make a point to periodically ask how everyone is doing and whether it’s time for a break.

Maybe you originally planned on taking a break in 30 minutes, but the group needs it now—so give it to them! It’s about taking care of your group to help them operate at their best.

You’ll also need to think about your agenda and whether you’re on track to accomplish everything you planned.

If you’re off track, call it out—chances are they know already! “As you know, it took us longer to discuss X than we thought and now we only have 1 hour left in our meeting.

” Now it’s time to show some flexibility—ask what the group thinks is the best way to spend the remaining time and change your agenda accordingly.

11. Neutral Facilitator vs. Facilitator with an Agenda

As a professional facilitator, I’m often hired as a neutral third party to come in and facilitate a group through a process.

In this scenario, it’s my role to focus on the process, the session objectives and the groups’ experience overall.

In this role, I am neutral to the content that the group comes up with and I focus on how to get insights from them for the session goal. In that context, it’s not about my ideas—it’s about aiding their process.

Then there are times where I’m facilitating a session and I DO care about the content and have an agenda (and a boss who has an agenda) as far as what I need from the group. In these cases, I’m not content-neutral.

I’m trying to use the skills of an effective facilitator, knowing that I will weigh in on what the group decides and discusses.

In this case, I try to be honest and clear about what role I’m playing (group member or facilitator) to avoid confusion.

Be mindful about what your role is in each session—are you a neutral party there to facilitate the process or are you actively invested in the outcome? Then adjust your participation to fit!

most things worth doing, becoming an effective facilitator takes practice.

The good thing is that all of these skills are totally learnable—you just have to get out there and try them out! Each group is different and as you work on these skills, you’ll figure out what works best for your team and your organization. With your expert-level facilitation, all those different learning styles and personalities can come together to produce awesome outcomes.

Interested in learning and practicing these facilitation skills? Join me and The Design Gym for an upcoming Facilitation Bootcamp or Practice Lab!

About Hannah Feldberg-Dubin

This week’s post come to us from Lead Trainer Hannah Feldberg-Dubin, who we often refer to as the “swiss army knife of facilitation”—no matter what the situation, she’s got the perfect activity ready to help move a group forward.

 With over 15 years of experience working as a facilitator, trainer and consultant, Hannah’s people-centered approach to problem solving has helped hundreds of teams and organizations meet their goals and better serve their stakeholders.

She’s worked with a variety of organizations in the social enterprise, nonprofits and education space, including IBM, Me to We, Universal McCann, The Design Gym and General Assembly.

Hannah has a Masters of Art in Leisure Studies form the University of Waterloo and a Bachelors Degree in Recreation Management from Acadia University. In her research, she focused on studying optimal learning environments, program evaluation, transfer of training, positive youth development and productive organizations.

Источник: http://www.thedesigngym.com/top-11-skills-effective-facilitator/

Фасилитируемые сессии как метод повышения эффективности обсуждений | АРБ Про

Чому я фасилітатор?

Совет директоров, поиск решения в новой для компании ситуации, стратегическая сессия. Часто подобные мероприятия проходят быстро, конструктивно, на позитиве. Их цель объединить топ-команду. Это мероприятия, где топы формулируют новые прорывные решения, которое не возникли бы в повседневной реальности «сами по себе». Но всегда ли так?

Бывало ли в вашей компании, что ясность в вопросе, ради которого собрались, не достигалась, а после оставался осадок «ну поговорили, мало что нового озвучили, и так все было ясно, дальше все равно действуем по ситуации…». Здесь на помощь может прийти технология фасилитации.

1. Что такое фасилитация

Фасилитация – это один из способов управления обсуждением, организации процесса групповой работы.

Фасилитатор (“чистый” русскоязычный термин пока не прижился) придумывает формат подготовки и самой работы – будь то совещание, стратегическая сессия или подготовка переговоров, – организует и ведет обсуждение.

Он использует технологии управления групповой динамикой, помогает выстроить коммуникацию, при этом не внося в обсуждение собственную экспертизу, не включаясь содержательно.

2. Какие задачи позволяет решить фасилитация

Если вам предстоит вовлечь в обсуждение много человек, да еще с разным темпераментом, культурой, статусом, если предстоит сблизить конфликтные позиции или выйти на решение, которое может изменить расклад интересов, то привлечение внешнего специалиста по групповой работе – очень правильный подход. Почему?

Фасилитатор – такой специалист – поможет выйти на результат, который будет создан, понят и принят каждым из участников. В этом его работа.

И он справится с этим лучше, чем руководитель или кто-либо из коллег, потому что он, во-первых, профессионально владеет технологиями вовлечения, примирения, резюмирования и т. д.

и, во-вторых, будучи лицом посторонним, незнакомым с миллионом нюансов и независимым от внутрикорпоративных интересов, сможет удержать нейтральную позицию.

Привлечение фасилитатора позволяет провести работу по заранее согласованной структуре, не сваливаясь в штопор пустословия, не отклоняясь от цели.

Если это стратегическая сессия, например, то участие фасилитатора поможет избежать низведение поиска решений стратегического уровня до обсуждения операционных задач.

Если это переговоры или их подготовка, – то приблизиться к взаимоприемлемому решению или, как это часто бывает, лучшей (действительно лучшей!) из нелучших альтернатив для каждой из сторон.

Профессиональная задача фасилитатора – дать возможность каждому высказаться и быть услышанным, зафиксировать мнение меньшинства, завершить работу на позитивной ноте, когда каждый покидает место встречи или поле боя – как уж получилось – с уверенностью, что дискуссия прошла максимально конструктивно и результат, если и не до конца нравится, то как минимум принят благодаря тому, что каждый участник реализовал возможность (не просто получил возможность, а именно реализовал!) повлиять на него. В этом основная польза привлечения профессионального фасилитатора.

Помимо проведения сессий и совещаний, фасилитацию можно использовать как эффективный способ диагностики.

Сопоставить мнения и обнаружить стереотипы, выявить лидеров, области конфликтов и пути консолидации управленческой команды лучше всего получится в групповом формате.

Сотрудников можно “просто поспрашивать”, но в результате интервьюирования, даже правильного полуструктурированного, есть риск получить лишь собрание жалоб и предложений, не дойдя до сути и “как поступить”.

3. Какие задачи не позволяет решить фасилитация

Фасилитация – это всего лишь способ организовать процесс. Понятно, что этот процесс – обсуждение – пойдет на основе тех взглядов, стереотипов и информации, которыми обладала и продолжает обладать команда. В этом ограничение фасилитации как метода проведения стратегических сессий.

Если вы, например, нацелились на создание прорывной стратегии, нацеленной на завоевание лидерства или на изменения, то правильнее привлекать команду консультантов, – тех, кто в дополнение к организации процесса привнесет информацию о рынке и управленческих практиках большого числа разных компаний, будет содержательно участвовать в подготовке проектов решений.

“Помогите донести идею изменений, замотивировать людей на результат”, – этот вопрос тоже не для формата фасилитации, поскольку не предполагает обмена мнениями.

4. Как подготовить и провести фасилитацию стратегической сессии?

Работа должна включать 3 или 4 этапа. Первый – интервью с будущими участниками. Если группа до 10 человек, то желательно – индивидуальные часовые встречи, если больше – то можно сгруппировать людей по отделам или функциям. Задача руководителей – познакомить ведущего с бизнесом, помочь ему взглянуть на ситуацию изнутри.

Второй этап – диагностическая сессия, цель которой – вместе с ведущим попытаться сформулировать исходный взгляд на проблему или задачу, ради которой все собираются.

  • какие вопросы стоят сегодня перед управленческой командой (о чем мы больше всего говорим, что нас больше всего тревожит)?
  • как команда видит будущее компании? какие изменения ожидаются после управленческой сессии в компании?

Обычно такая сессия планируется на 3-5 часов и включает как обсуждение под руководством фасилитатора, так и короткие презентации (сообщения) руководителей или специалистов, как бы «введение в проблему».

Часто в нашей практике ведущий, проанализировав результаты обсуждения, уточняет задачу у первого лица (заказчика) и направляет команде домашнее задание на подготовку. Какого рода информацию и в каком виде необходимо подготовить.

Например, ведущий скажет: «Подготовьте презентацию о тенденциях и объеме рынка. При этом все цифры дайте в динамике к предыдущему году и покажите, из каких действий каких конкретных компаний складывается каждый из трендов».

От ведущего следует ожидать, что он ближе к сессии убедится в том, что материалы готовятся по заданному формату, а отклонения обоснованы.

Следующий этап – собственно сама управленческая сессия. Очень полезно, чтобы работа заняла 2 или 3 дня.

Даже если на повестке простой вопрос – «как регламентировать режим удалённой работы для сотрудников», не говоря уже о стратегической сессии или, скажем, подготовке переговоров к потенциальным инвестором.

Если обсуждение, например, требует 8 часов, то правильнее его организовать в два дня по 4 часа. Перерыв – важная часть фасилитации. За ночь идеи и аргументы должны дозреть и утрястись в головах, чтобы к утру стать более твёрдыми и убедительными.

Финальный, четвертый этап, – обсуждение итогов с первым лицом компании, с заказчиком фасилитации. Сделать резюме друг для друга и далеко идущие выводы за чашечкой кофе позволит зафиксировать, в какой мере достигнуты цели фасилитации и определить шаги первого лица.

Чего больше в успешной, результативной организации процесса – технологии или психологии? За последние 15 лет я провёл 110 стратегических сессий и консультаций «с погружением» для управленческих команд и собственников. По моим наблюдениям, счёт 2:1 в пользу технологии.

Безусловно, независимость фасилитатора от внутрикорпоративных интересов, способность вызвать доверие и умение разруливать сложные ситуации, преодолевать напряжение важны. Порой критичны. И все-таки фасилитатор – специалист по ведению обсуждений – в первую очередь даёт технологию подготовки и проведения обсуждения.

Технологию демократии, которая позволяет не внушить правильность того или иного варианта, не «продавить» решение, а собрать аргументы. Помочь каждому высказаться и быть услышанным. Зафиксировать мнение меньшинства и учесть его.

Выйти на приемлемый компромисс (если речь идёт, например, о переговорах) или выявить решение, которое придаст компании наибольшую подъёмную силу (в случае стратегической сессии).

Тем самым, помочь каждому раскрыть свой управленческий потенциал, а первому лицу компании разглядеть его в каждом из своих коллег.

Автор – Демид Голиков, руководитель направления «Стратегическое планирование», консультант ГК «Институт Тренинга – АРБ Про»

в журнале “Профессия Директор” 07-08.2015

Источник: http://arb-pro.ru/blog/fasilitiruemye-sessii-kak-metod-povysheniya-effektivnosti-obsuzhdeniy

Принципы и правила фасилитации. Что такое фасилитация

Чому я фасилітатор?

Легко ли вам вести процесс обсуждения рабочих вопросов? Пленарные заседания, конференции, совещания — любой тип встреч, на которых люди высказываются в строго определенном порядке, неизбежно выключаются из процесса обсуждения в ожидании своей очереди. В результате многие идеи оказываются не озвучены, не все возможности рассмотрены. В лучшем случае люди начинают скучать, а в худшем появляется раздражение и неудовлетворенность результатом. На помощь придет метод фасилитации.

Это инструмент, которым можно пользоваться при проведении совещаний, сессий стратегического планирования, семинаров и воркшопов. Разбираемся в тонкостях инструмента ниже.

Что такое фасилитация

Фасилитация (от англ. facilitate — помогать, направлять, облегчать) – одновременно процесс, группа навыков и набор инструментов, позволяющих эффективно организовать групповое обсуждение.

Цель фасилитации: нахождение верного метода, который позволит группе работать созидательно и результативно. Иными словами, это специальные действия, направленные на организацию групповой работы.

Обсуждение рабочих вопросов обычно происходит в одной или нескольких группах. Групповая фасилитация – процесс, в рамках которого лидер группы занимает нейтральную позицию и не берет на себя принятие решения, а лишь помогает участникам идентифицировать проблемы и принять решение с помощью конструктивного обсуждения. Этим лидером и будет фасилитатор.

Кто такой фасилитатор

Личность фасилитатора — уже мощный инструмент влияния сам по себе. Это тренер, который обучен технологиям эффективной коммуникации. По мнению Тони Манна (автор нескольких книг по фасилитации), фасилитатор должен уметь:

    • направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
    • отбирать действительно удачные решения группы;
    • брать на себя риск, выходить самому и выводить участников фасилитации из зоны комфорта;
    •  работать с разного рода группами;
    • ориентироваться во всех форматах бесед и встреч;
    • сочетать разные инструменты и техники в процессе работы с группой;
    • быстро реагировать на изменение обстановки, затруднения участников — и, соответственно, быстро их преодолевать;
    • противостоять стрессу;
    • открываться людям, мотивировать их на личностные изменения.

Профессионал превыше всего ставит интересы группы, отказываясь от собственной экспертизы, не позволяет участникам увязать в обсуждении, но в то же время и не форсирует события и не оказывает давления на участников. Он несет ответственность за организацию обсуждения, позволяющую участникам всецело сфокусироваться на содержании объекта дискуссии.

Важно! Фасилитатор поддерживает конструктивный диалог и оказывает одинаковое внимание всем участникам обсуждения, эффективно управляя дискуссией, но не вступая в нее. Результатом такой встречи является принятие группой лучшего из возможных решений.

Отличие фасилитации от модерации

Существуют разные взгляды на то, что такое фасилитация и модерация. Одними экспертами они признаются как одинаковые процессы, а различие в терминах объясняются разным языковым происхождением (модерация — немецкое, фасилитация — английское). Другие специалисты находят эти процессы смежными, но имеющими различия:

    1. Фасилитация буквально означает «облегчение», модерация — «обуздывание». Модерация — более жесткая технология. У нее определен формат — беседа, в ходе которой нет возможности отвлечься на другую тему.
    2. Фасилитация — гибкая технология. В процессе применяются множество различных техник и инструментов: зарисовки, коллажи, даже конструкторы Лего. Участники не ограничены одной темой.
    3. Модерация используется в формате встречи: «обсуждение проблемы», совещание у руководителя.
    4. Фасилитация подходит для решения конфликтных ситуаций, при принятии сложных решений и внедрении новых технологий.

Пять правил фасилитации

Проведение фасилитации подразумевает использование принципов, которые исходят из поставленных целей и задач. Существуют 5 правил фасилитации:

    • исследование процесса в противовес всеведению;
    • открытость и искренность к людям;
    • все участники процесса равны;
    • каждое мнение важно;
    • все люди умны и могут эффективно решать задачи.

Техники фасилитации

Инструментов фасилитации много, но существует несколько базовых техник:

    1. Future Search («Поиск будущего»). Технология используется, когда различным заинтересованным подразделениям компании необходимы общая основа для сотрудничества и создание будущего всей организации.
    2. Work Out («Выход за рамки»). Метод используется для разработки инновационных способов взаимодействия, преодоления бюрократизации компании, усовершенствования бизнес-процессов и способности достигать результатов, необходимых компании.
    3. Brainstorming («Мозговой штурм«). Метод применяется, когда необходимо суммировать имеющуюся информацию и найти новые, свежие идеи.
    4. Polarization of opinion («Поляризация мнений»). Метод применяется, когда необходимо уменьшить/«вылить» негативное отношение к теме, которая будет обсуждаться дальше; необходимо определить пессимистичный и оптимистичный прогноз развития ситуации.
    5. Open Space («Открытое пространство»). Метод используется, когда большой группе сотрудников необходимо ответить на много частных вопросов или найти решения проблем в рамках одной темы. Шаги техники вытекают один из другого, как на схеме ниже:

Фасилитация в бизнесе

Фасилитация активно используется при проведении совещаний, круглых столов в компаниях и корпорациях. Что фасилитация дает в этом случае?

    1. Повышение эффективности деятельности сотрудников.
    2. Увеличение мотивации персонала.
    3. Развитие интеллектуального потенциала сотрудника.
    4. Создание безопасного психологического пространства.
    5. Внедрение новых технологий в бизнес.

Успешная фасилитация — это совместная качественная работа как участников, обсуждающих по-настоящему важные для них вопросы, так и фасилитатора, принимающего темп и уровень, на котором находится группа и использующего тщательно подобранные инструменты. Именно это позволяет получить максимальный результат.

Источник: http://donskih.ru/2017/06/metod-fasilitatsii/

Зачем современной компании фасилитация

Чому я фасилітатор?

«Мы все мы учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…». Бессмертные строки Александра Пушкина идеально описывают то, как большинство из нас учились управлению компанией. Мало кто всерьез готовился стать руководителем.

Как-то так само сложилось, решился, а то и просто повысили, и покатилось, и вот… На дворе 2016 год, психологи рассказывают о неведомом поколении Y и Z, а работать толком никто не хочет.

Что же делать, и при чем тут это непонятное слово с латинским корнем?

У слова «фасилитация» действительно латинский корень. И, несмотря на его непривычное для русского уха звучание, означает оно по сути упрощение, облегчение, потому что facil – на латыни «легкий».

И именно этому – упрощению и облегчению – активно учатся западные руководители, и приходят к тому, что если подключить к процессу разработки идей и решений сотрудников, то эффективность работы взлетает в разы.

Но, давайте, обо всем по порядку.

Большинство современных российских компаний построено вертикально. На нижних этажах иерархии – простые сотрудники, решающие какие-то конкретные задачи, над ними – руководители отделов, над ними – еще дивизионов, и уж затем – самый главный руководитель, директор.

Так, над одним сотрудником – три руководителя, от чего страдает и эффективность бизнеса, и коммуникация, и, самое главное, общая атмосфера в компании. Потому что каждый сотрудник полагает: чем ближе ты к высшей точке вертикали, тем больше у тебя денег и власти, и меньше работы.

Это обстоятельство мотивирует сотрудника на то, чтобы подняться по карьерной лестнице, а не на результат для компании.

Ко мне нередко приходят клиенты, у которых в компании система построена именно так: бесконечные поручения, порой не слишком понятные и мотивирующие, система отчетов, отсутствие ярких и инициативных сотрудников, которые просто не выживали в такой атмосфере.

Все это делает компанию громоздкой, плохо адаптирующейся к изменениям и незащищенной на фоне происходящих кризисов. В такой компании непросто приучить людей к тому, что можно жить без понуканий сверху, самим создавать решения и самим их реализовывать, а самое главное – делать это с удовольствием.

Но после того, как руководством принято решение «жить по-другому», проделано большое количество работы как с привлечением консультантов, так и внутри компании – приходят позитивные изменения и это меняет ситуацию в компании к лучшему. Шаг за шагом компания адаптируется к переменам.

Кроме того, она становится невероятно привлекательным работодателем для молодежи – представителей того самого поколения Y и Z, которые вообще плохо умеют работать из-под палки, зато готовы создавать собственные решения и реализовывать их.

Мой опыт общения с западными компаниями показывает, что многие из них отходят от вертикальной модели управления и переходят к горизонтальной или плоской структуре.

Что это значит? Задачи в компании разбиваются по принципу проектов-циклов, у каждого из которых есть начало и конец, и за каждый такой цикл отвечает определенный набор сотрудников. У каждого из них своя компетенция и зона ответственности.

Каждый сотрудник может входить одновременно в несколько проектных команд, каждая команда находится на своем этапе жизненного цикла проекта. Эффективная работа таких команд напрямую зависит от того, насколько сотрудники умеют сами эффективно взаимодействовать друг с другом.

Проводить результативные и быстрые совещания, генерировать идеи, разрабатывать планы, разбирать текущую ситуацию, завершать проект и многое другое, что касается эффективного взаимодействия группы людей.

Проектное управление – хороший способ уйти от вертикали власти, а кроме того, задействовать персонал сразу в нескольких проектах.

Когда человек получает возможность работать одновременно над разными задачами, при этом никто на него не давит, потому что в проекте нет трех руководителей, требующих отчеты, а есть команда, собранная под этот проект.

Может быть один руководитель проекта, или один сотрудник, совмещающий свои обязанности с руководством проекта. Но общая задача – не продвинуться по иерархической лестнице вверх, а реализовать успешный проект. Согласитесь, разница есть!

В такой ситуации и руководителю, и участникам проекта необходимы навыки фасилитации, то есть умение эффективно организовывать работу группы. Это умение с помощью набора методик провести любую встречу по проекту быстро и результативно.

Что характерно – после таких встреч не нужно заниматься дополнительной мотивацией персонала и убеждать их взять на себя ответственность за какой-то кусок работы.

Основной принцип фасилитационных встреч – все вместе обсудили, создали общее информационное поле, приняли решение на основе консенсуса, а значит, и все вместе, и каждый отдельно несем ответственность за итоговый результат, который разработали.

Это очень сильно отличается от ситуации, когда руководитель сверху в иерархической структуре придумал, что нужно сделать, расписал зоны ответственности, поработал над тем, чтобы убедить всех, что это надо делать, а потом еще и занимается контролем исполнения.

Практика западных и крупных российских компаний, а также стартапов показывает, что при таком подходе эффективность возрастает.

Возможно, и вашей компании пора задуматься о горизонтальной структуре власти и опробовать методы фасилитации? Если вы задались вопросом, как это сделать, то у нас есть короткая инструкция – всего пять шагов, которые изменят работу с проектами в вашей компании.

1. Начните с себя

Руководителю следует начать с себя и понять, подходит ли ему такой фасилитационный стиль управления, и хочет ли он менять себя, свой способ взаимодействия с сотрудниками.

Немало людей, которые в принципе чувствуют себя комфортно только в авторитарной системе – и сотрудников себе подбирают таких же, которым комфортно с таким руководителем. Это система с жесткой иерархией и кому-то она может быть комфортная, однако, в ней мало творчества и возможности для изменений.

Если вы планируете жить в современной рыночной ситуации, такую систему стоит постепенно адаптировать к изменениям.

Как можно понять, подходят ли для вас и вашей команды фасилитационные методы? Например, принять участие в тренинге, на котором обучают одним из методов фасилитации.

Или принять участие в мозговом штурме по генерации идей, который организован специалистами. Или начать изучать соответствующие сайты и литературу.

Главный итог этого шага – формирование вашего первичного понимания, что вы готовы пробовать.

2. Обучите команду

Звучит легко, но на практике это означает, что люди, которые привыкли ждать от руководства поручений и поощрений, должны будут научиться мыслить самостоятельно и брать на себя ответственность за принятые решения.

Все сотрудники должны будут понять, что проекты, в которых они участвуют, зависят от них и начать мыслить по-новому: не карьерной вертикалью, а успешностью проекта.

Высказывать свои идеи, не бояться осуждения и подколок, отстаивать свое мнение и слушать чужое – эти навыки не появятся сразу, но с течением времени помогут улучшить не только климат в команде, но и общую эффективность.

Для начала обучить можно несколько человек – это могут быть близкие по духу коллеги и единомышленники – кто готов поддержать идею внедрения фасилитации в компании, готов изменяться и помогать изменять стиль управления и внедрять настоящие прорывные методики по изменению положения в компании.

3. Определите проекты

Чтобы перейти от теории к практике, необходимо выделить из общей массы те проекты, которые могут стать экспериментальной площадкой.

Это должны быть проекты (задачи, процессы), которые могут существовать отдельно, вне системы и где можно было бы уже сейчас начать применять элементы фасилитации.

Прежде чем начать, нужно договориться, о сроке эксперимента (три месяца, полгода) – в течение которого задачи будут решаться коллегиально, и о сроке подведения первых итогов.

4. Внедряйте

После того, как вы определили, над какими проектами будете работать по-новому, и кто войдет в команду, вы должны назначить дату первой встречи. Приготовьтесь к тому, что никто не начнет генерить идеи по первой же команде «Поехали!», даже если это ваши единомышленники. Инерция старой жизни будет сохраняться какое-то время.

На этом этапе для команды все будет впервые – как вы проводите совещания, как строится повестка, как обсуждаются задачи и генерируются идеи, как коллеги дают обратную связь и поддерживают друг друга и какое вдохновение получает каждый участник команды проекта.

Важно понимать, что у вас будут проходить параллельно два инновационных процесса – вы и ваши единомышленники будете учиться применять новые методы, а участники проектной команды – учиться взаимодействовать по-новому. И тот и другой процессы не простые, но увлекательные.

Вы можете договориться, кто из вас на каком этапе проекта пробует себя в роли фасилитатора и после встреч, наедине с единомышленниками, получает обратную связь «что было особенно хорошо – над чем поработать».

5. Подведите итоги

Уже через месяц можно подвести первые итоги работы по новой схеме и понять, что получается, а что не очень.

Достаточно ли вам компетенций? Не нужна ли помощь со стороны? Удалось ли вообще начать работать по-новому, или благие устремления так и остались на словах и флипчартах? Кто из вас комфортно себя чувствует в роли фасилитатора, а кому интереснее быть просто участником обсуждения.

Еще через три месяца, внеся все коррективы в работу, вы можете принять решение – нравится ли вам работать таким образом, и если да, то на какие еще участки работы можно распространить новый подход.

Фасилитация – это увлекательно. Это эффективно. Но для начала придется научиться по-новому: договариваться друг с другом, ставить цели, брать на себя ответственность, не довольствоваться первыми пришедшими в голову идеями… Если это получится – вы скоро увидите, что бизнес вашей компании преобразится.

Источник: https://www.e-xecutive.ru/management/practices/1984882-zachem-sovremennoi-kompanii-fasilitatsiya-ili-pyat-shagov-k-effektivnomu-menedzhmentu

Психодоктор
Добавить комментарий