Детская интернет зависимость

Содержание
  1. У ребенка интернет зависимость что делать
  2. Психотерапия как метод лечения компьютерной интернет-зависимости
  3. Этапы коррекции компьютерозависимого поведения
  4. Самостоятельное преодоление компьютерной интернет-зависимости
  5. Подпишитесь на нашу рассылку
  6. Что такое интернет зависимость у детей и подростков, как с ней бороться
  7. Каковы причины появления интернет зависимости у детей и подростков?
  8. Что должны знать родители о возникновении аддикции у детей?
  9. Тесты для диагностики интернет зависимости и ее признаков
  10. Рекомендации для родителей по устранению интернет зависимости в подростковом возрасте
  11. Пример авторитетных взрослых
  12. Профилактика зависимости
  13. Приучение к правильному пользованию интернетом
  14. Общение с подростком – важное средство в борьбе с зависимостью
  15. Интернет-зависимость у детей и подростков
  16. Официально
  17. Какая бывает зависимость?
  18. Как формируется?
  19. Факторы риска
  20. Признаки зависимости
  21. Профилактика
  22. Самое важное
  23. Интернет-зависимость у детей: причины, признаки и способы преодоления
  24. Понятие
  25. Признаки
  26. Как бороться
  27. Интернет-зависимость у детей и подростков

У ребенка интернет зависимость что делать

Детская интернет зависимость

Как проявляется компьютерная зависимость и, в частности, интернет-зависимость, сможет сказать каждый. Гораздо важнее – как лечить такую зависимость, если уже она возникла. Этот вопрос является невероятно сложным и болезненным для многих семей.

Некоторые ученые высказывают такое мнение, что при компьютерной зависимости, в отличие от других зависимостей (например, табачной, игровой, наркотической), в какой-то момент наступает пресыщение компьютером. И дальше человек либо охладевает к компьютеру, либо это становится его профессией.

Для тех, кто упорно борется с зависимостью от компьютера, от интернета, такая гипотеза кажется обнадеживающей, только стоит ли ждать, когда же это пресыщение наступит? Возможно, за это время человек «скатится» по социальной лестнице, его выгонят из ВУЗа или он потеряет высокооплачиваемую работу? А может, это пагубное пристрастие повлечет за собой распад семьи, или оставит неизгладимый след на психике ребенка? C зависимостью от компьютера нужно бороться, и начать делать это лучше как можно раньше.

Психотерапия как метод лечения компьютерной интернет-зависимости

Что бы вам ни рассказывали про чудодейственные таблетки, гипноз или еще какие-то полуфантастические методы лечения компьютерной зависимости – не верьте им! Если бы все было так просто, то не было бы наркоманов, алкоголиков, патологических игроков, да и курящих было-бы в разы меньше. Наиболее действенным методом коррекции компьютерной зависимости является психотерапия. Для преодоления пагубного пристрастия может использоваться как индивидуальная, так и групповая психотерапия.

Если есть выбор – лучше остановится на групповой психотерапии.

Дело в том, что у большинства людей, страдающих компьютерной зависимостью, присутствуют трудности в построении межличностных отношений, социальной адаптации, а работа в группе будет еще одной возможностью наладить эти отношения.

Человек, страдающий компьютерной зависимостью, никогда не согласится, что он – компьютероман. А вот когда он увидит, что другие с подобными симптомами осознают проблему, то и сам сможет принять факт наличия зависимости у него и захотеть ее преодолеть.

При наличии компьютерной интернет-зависимости у детей может понадобиться семейная психотерапия. Как-никак на пустом месте зависимость не возникает.

У большинства детей, попавших в сети компьютера, нарушены семейные взаимоотношения, поэтому успех лечения компьютерной зависимости у таких детей зависит от того, наладятся ли взаимоотношения в семье, смогут ли осознать и исправить взрослые свои промахи в воспитании ребенка.

Этапы коррекции компьютерозависимого поведения

За пару сеансов провести коррекцию зависимости вряд ли удастся. Здесь необходима поэтапная система.

  • На первом этапе необходимо преодолеть возражение человека по поводу наличия у него зависимости. Он еще не готов к изменениям, может не понимать существования проблемы. Поэтому нужно предоставить информацию к размышлению о пользе и вреде компьютера и интернет-сетей, о наличии компьютерной зависимости как таковой, и о том, что данное заболевание успешно лечится.
  • Цель второго этапа – осознание проблемы. Как правило, люди, наконец-таки осознающие наличие у них компьютерной аддикции, ощущают подавленность. Поэтому здесь необходимо не просто, чтобы человек понял, что он – компьютерозависимый, но и поверил в то, что это преодолимо, и что у него есть поддержка.
  • Третий этап – собственно лечение, изменение поведения и преодоление зависимости, а также негативных эмоциональных реакций, возникающих при этом. Взять и просто вынести компьютер из комнаты – это не вариант, необходимо, чтобы человек сам научился контролировать время работы за компьютером.
  • Четвертый этап – коррекция семейных и социальных отношений. К нему переходят тогда, когда человек уже может контролировать свое поведение. Но риск срыва еще существует, чтобы его избежать, необходимо наладить взаимоотношения в семье, восполнить свободное от компьютера время чем-то – например, общением с друзьями, каким-то увлечением, посещением секции.
  • Последний этап – преодоление последствий. Проблема компьютерной зависимости как таковая может исчезнуть, но то, к чему она привела, остается. Это могут быть и проблемы в профессиональной сфере, и трудности в общении с родственниками, и проблемы в учебе. Все это тоже нужно исправлять. И помощь психотерапевта здесь не будет лишней.

Самостоятельное преодоление компьютерной интернет-зависимости

Как преодолеть компьютерную и интернет-зависимость – этот вопрос, как правило, встает перед родственниками зависимого человека (родителями, женой, мужем).

Если же человек сам захотел преодолеть это пагубное пристрастие – то можно считать, что половину пути он уже прошел.

Ведь на преодоление возражений и осознание проблемы уходит очень много времени и сил, а в данном случае все эти невероятно сложные шаги уже позади.

Итак, что же делать? Преодоление компьютерной зависимости должно начинаться с преодоления внутреннего сопротивления. Окружающие видят, что человек чрезмерно увлекся компьютером, только он сам остается слеп к своему пристрастию. Крики, угрозы, просьбы вряд ли помогут. Необходимо постараться договориться, взывать к разуму, а козырями должны стать реальные факты.

Необходимо найти момент, когда у человека будет хорошее настроение, и поговорить с ним. Нельзя утверждать, что компьютер – всемирное зло, ведь он источник большого количества информации, и с этим нельзя не согласиться.

Так и вы начните разговор с того, сколько хорошего нам дает это «чудо техники», сколько нового вы сами почерпнули благодаря интернету, и лишь затем расскажите о патологическом использовании компьютера, симптомах компьютерной зависимости, как она развивается, насколько разнообразна.

Если ваши попытки не увенчались успехом, обратитесь к специалисту (психиатру, психотерапевту), чтобы он помог уговорить компьютерозависимого человека или найдите кого-то, чье мнение для него имеет значение (друга, брата, отца).

Коррекция компьютерной зависимости невозможна без сознательного стремления самого человека преодолеть ее, его активного содействия. В этом направлении вам и необходимо работать, только делать это нужно мягко, ненавязчиво, чтобы он чувствовал в вас союзника, а не врага.

Если ваша цель наполовину достигнута, и человек с зависимостью от компьютера решил ее преодолеть, тогда необходимо сделать все, чтобы помочь ему. Чтобы справиться с компьютерной зависимостью, необходимо поставить перед собой 3 задачи и направить максимум усилий для их достижения:

  • Проанализировать, какие проблемы лежат в основе интернет-зависимости, почему человек «убегает в виртуальный мир» – это могут быть и проблемы в семье, с родителями, и несчастливая любовь, и неуверенность в себе, и сложности на работе или в учебе. Если вы найдете «слабое звено», то необходимо сделать все, чтобы устранить его – поднять самооценку человека, постараться наладить обстановку в семье, ликвидировать проблемы на работе, в учебе и т. д.
  • Научиться контролировать время работы за компьютером – в этом могут стать помощниками таймер, специальные программы, регулирующие время работы на компьютере, перерывы на прогулки с друзьями. Одномоментно отказаться от использования компьютера и интернета не получится – слишком уж сильна зависимость, поэтому необходимо постепенно уменьшать время, проводимое за компьютером.
  • Свободное время постарайтесь заполнить чем-то интересным и полезным. Подойдет что угодно, главное – чтобы это увлекло человека. Рыбалка, охота, походы по горам, курсы вождения – вариантов может быть множество. Вспомните, чем этот человек увлекался прежде, или предложите что-то новое. Ваша цель – чтобы он переключился, увлекся, и тогда новое хобби поможет справиться с имеющейся проблемой.

Наступит день, когда человек сам ощутит, что компьютер потерял над ним былую власть. Но чтобы это произошло, необходимо, чтобы его кто-то поддерживал, помогал, ведь для этого и существуют родные и друзья, не так ли?

Интернет-зависимость – это явление, которое в последние годы приобрело поистине впечатляющий размах. Особую опасность представляет она для детей и подростков, ведь им гораздо сложнее самостоятельно справиться с влечением и вовремя остановиться в своём пристрастии к онлайн-жизни.

Интернет сам по себе не является хорошим или плохим – это просто часть окружающего нас мира, во многом полезная и нужная. Являясь неисчерпаемым источником информации, интернет привлекает детей возможностью узнать и увидеть всё что угодно.

Любопытный ребёнок стремится получить как можно больше: общения, игр, мультфильмов, развлечений – и потому много времени проводит в виртуальном пространстве, зачастую в ущерб реальной жизни. Социализацию и общение со сверстниками заменяет фактически одностороннее онлайн-общение.

Активным играм на свежем воздухе всё больше детей предпочитают сетевые игры, далеко не всегда безобидные. Иногда поиск новой информации становится буквально навязчивой идеей.

В некоторых странах (США, Китай) интернет-зависимость стала столь распространённой, что учёные предлагают относить её к числу заболеваний. В США даже создана специализированная клиника для лечения людей с чрезмерной привязанностью к онлайн-играм и соцсетям.

Интернет-зависимость называют аддикцией, т.е. отклонением в поведении, при котором у человека нарушается чувство реальности, теряется ощущение времени, утрачивается критическое мышление, ограничивается руководство своими поступками. Ребёнок становится менее активным, нарушается цикл сна и бодрствования. Наступает психическая и физическая зависимость.

Механизм её формирования очень схож с никотиновой, алкогольной и наркотической, хотя при интернет-зависимости нет прямого действующего вещества. Это не химическая, а исключительно психическая зависимость, влияющая, впрочем, на те же рецепторы в центрах удовольствия.

Как ни прискорбно, интернет-зависимость сейчас наблюдается даже у малышей-дошкольников. Наверняка среди ваших знакомых найдутся дети, умело использующие планшет родителей или даже обладающие собственным.

Это ведь так удобно: отвлечь малыша, включив ему развивающий мультик или полезную игру.

Между тем, перекладывая на электронные девайсы функции развлечения и воспитания детей, родители сами строят основу будущей интернет-зависимости.

У школьников подросткового возраста зависимость от интернета может говорить также о наличии психологических сложностей – нереализованности в кругу общения, проблемных отношений в семье, сложностей с учёбой, от которых подросток прячется в более успешной виртуальной жизни.

Не стоит, впрочем, диагностировать интернет-зависимость у каждого ребёнка, получившего доступ в Сеть. То, что современные дети некоторое время проводят онлайн и черпают информацию из интернета, – это нормально. Всё-таки мы живём в век цифровых технологий, и многие процессы действительно проще и удобнее осуществить виртуально.

Если поведение ребёнка не изменилось, успеваемость в школе не ухудшилась, настроение и самочувствие хорошее – причин для тревоги, скорее всего, нет. Когда же стоит обеспокоиться?

  • Если ребенок стал проводить за компьютером больше времени, чем прежде (более 6 часов в неделю);
  • Если виртуальное общение стало для него важнее, чем реальное – он пропускает школу, перестал выходить во двор и т.д.;
  • Если наблюдаются нарушения сна, аппетита, изменение привычного режима;
  • Если ребёнок стал склонен к частым перепадам настроения, неадекватно (агрессивно) реагирует на просьбу выключить компьютер;
  • Если при невозможности быть онлайн он тревожен, угнетён, постоянно вспоминает о делах «в сети»;
  • Если ребёнок неохотно рассказывает или вообще скрывает, чем занимается в сети, что ищет, во что играет.

Для детей наиболее характерны три формы интернет-зависимости:

  • игровая зависимость – пристрастие к онлайн-играм;
  • зависимость от соцсетей – пристрастие к виртуальным знакомствам и общению онлайн, постоянное общение в форумах, чатах, социальных сетях в ущерб живому общению;
  • навязчивый веб-сёрфинг — хаотичные переходы с сайта на сайт, без конкретной цели.

Как и любую болезнь, интернет-зависимость проще не допустить, чем потом лечить. Поэтому лучше всего заниматься профилактикой, а именно:

  • не оставлять без внимания первые этапы знакомства ребёнка с интернетом: поговорить, объяснить основные правила онлайн-жизни, обратить внимание на возможность использования Сети для обучения и саморазвития;
  • установить чёткие рамки пользования интернетом (только постарайтесь обойтись без запретов – их-то как раз больше всего хочется нарушать, лучше просто регламентировать время нахождения в сети);
  • не упускать из виду активность ребёнка в соцсетях. Причём не обязательно устанавливать слежку и тотальный контроль – достаточно «зафрендиться», регулярно просматривать обновления его странички, участвовать в обсуждениях. Вы же современные родители современного ребёнка!

Ну и конечно, очень важно, чтоб в жизни ребёнка было много увлечений и активностей, которые занимали бы его время и были по-настоящему интересны.

Научите его кататься на роликах, подарите аквариум с рыбками, пополните домашний запас настольных игр.

Не менее важно, чтобы свои увлечения ребёнок мог обсудить с родителями, встретив живой отклик и неподдельный интерес – тогда ему не понадобится искать понимания в виртуале.

Если всё же проблема интернет-зависимости уже возникла – первым и самым важным шагом является установление так называемого родительского контроля.

Это специальный софт, с помощью которого можно контролировать, как долго ребёнок сидит в Интернете, какие сайты посещает, что делает.

Более того, программы родительского контроля способны не только информировать родителей о деятельности ребёнка, но и регулировать время его нахождения в Сети, блокировать те или иные сайты или устанавливать допустимую продолжительность работы на них.

Не забывайте и о том, что родители – лучший пример для ребёнка. Поэтому, выключите компьютер и сходите всей семьёй на пикник. Это станет лучшей профилактикой интернет-зависимости.

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы узнавать о новинках

Источник: http://steinart.ru/alkogolizm-2/u-rebenka-internet-zavisimost-chto-delat/

Что такое интернет зависимость у детей и подростков, как с ней бороться

Детская интернет зависимость

Интернет зависимость – наиболее современная и молодая зависимость из всех имеющихся на данный момент. Это вполне объяснимо, так как она появилась сравнительно недавно, в девяностые годы прошлого столетия, параллельно с возникновением компьютеров и интернета.

Сущность такой зависимости (научное название ‒ аддикция, болезненное влечение), заключается в том, что у человека вырабатывается устойчивое поведение, связанное с навязчивым желанием быть постоянно в сети. Печально то, что число зависимых от интернета людей постоянно пополняется.

По данным психологических исследований на сегодняшний день более десяти процентов пользователей социальных сетей по всему миру являются интернет зависимыми.

Каковы причины появления интернет зависимости у детей и подростков?

Среди тех, кого включают в интернет зависимую группу, наибольшую тревогу вызывают дети и подростки, так как они в связи с неустойчивой психикой максимально подвержены подобному расстройству.

Такое поведение ребятишек, в частности, оправдывается тем, что они любопытны по своей природе и стараются получить как можно больше знаний об окружающем мире из различных источников.

Зачастую к интернет зависимости подталкивают причины, виновниками которых становятся сами взрослые:

  • своим поведением,
  • отношением к окружающему миру,
  • одобрением или порицанием каких-либо поступков,
  • нежеланием общаться, играть с ребенком,
  • неумением передавать детям знания о жизни.

Все эти причины заставляет ребятишек искать новую информацию или получать необходимое общение в социальных сетях. Очень часто такой поиск становится навязчивой идеей, на ее почве появляется зависимость. Психологи также обращают внимание на тот факт, что интернет зависимость у подростков может свидетельствовать о присутствии психологических проблем:

  • нереализованности среди сверстников,
  • непростых взаимоотношений с родителями,
  • трудностей в учебе.

Не справившись самостоятельно с проблемами, ребенок уходит в увлекательную виртуальную жизнь, где он умен, общителен, удачлив.

Если малышей родители могут контролировать и даже изолировать от компьютера, то беспокойство специалистов вызывают именно дети подросткового возраста.

Поэтому психологи призывают взрослых внимательно относиться к проявлению определенных симптомов в поведении подростков.

Что должны знать родители о возникновении аддикции у детей?

Важно: не упустить тот момент, когда простой интерес детей к компьютерной игре или необходимое пользование интернетом для учебы сменяется нездоровым влечением к пребыванию в социальных сетях, то есть аддикцией.

Чтобы этого не случилось, нужно постоянно наблюдать за своим ребенком и определять, нет ли у него интернет зависимости, ее признаков. Конечно, тотальный контроль или запрет оттолкнет или озлобит подростка. Родителям нужно проявить разумное отношение к пребыванию детей в виртуальном мире, их должно насторожить, если у подростка проявляются следующие симптомы:

  • утрачивается чувство времени, т.е. он не контролирует процесс пребывания в сети: может очень долго играть, с трудом переключаясь на другой вид деятельности;
  • постепенно теряется интерес к классическим подростковым занятиям (спортом, чтением, туризмом, музыкой);
  • самоустраняется от реальной жизни, общения со сверстниками, родственниками;
  • становится раздражителен, когда компьютер по каким-либо причинам становится недоступен, и принимает этот факт, как вселенскую трагедию;
  • появляется очень высокая конфликтность с окружающими или наоборот отстраненность от общения;
  • ухудшается самочувствие, проявляющееся в повышенной тревожности, кошмарных снах, хронической усталости, нарушении осанки, ухудшении зрения.

Психологи подчеркивают, если поведение ребёнка адекватно, он весел и общителен, с интересом занимается любимым делом, успевает в школе, то причин для беспокойства нет. Интернет нельзя совсем исключать из жизни школьника, так как полезную информацию иногда можно получить именно там.

Кроме непосредственного наблюдения за подростком существуют определенные тесты – опросники, которые помогут родителям диагностировать симптомы нежелательного поведения детей.

Тесты для диагностики интернет зависимости и ее признаков

Опросники просты и доступны в домашнем использовании. Вот, например, как выглядит один из тестов, разработанных психологами для наблюдения за детьми. С его помощью родителям предлагается оценить поведение школьника:

  1. Ежедневно много времени уделяет компьютеру (более шести часов в неделю);
  2. Теряет контроль над временем, когда садится за компьютер;
  3. Не прекращает виртуального общения, пока не завершит игру или общение;
  4. Питается возле монитора, не обращает внимания на гигиену;
  5. Отвергает утверждение взрослых, что слишком много времени находится за компьютером;
  6. Неадекватно реагирует на просьбу выключить компьютер (скандалит, плачет, обижается);
  7. Очень гордится достижениями в играх и заявляет о них всем окружающим;
  8. Не занимается уроками, пропуская мимо ушей замечания взрослых по поводу школьных обязанностей;
  9. Сильно раздражается и даже впадает в истерику, когда происходят неполадки с компьютером;
  10. В отсутствии дома взрослых, все время проводит в интернете.

При положительных ответах на пять вопросов теста можно говорить о интернет зависимости ребенка.

Родители должны знать о существующих разновидностях интернет зависимости в подростковом возрасте и этапах ее прохождения. Аддикция, привыкание, имеет несколько стадий, и в родительских силах вовремя заметить, остановить ее развитие. Итак, существуют следующие этапы:

  1. Легкая увлеченность, когда ребенок получает чувство удовольствия от игры. Взрослые не придают значения такому моменту, наоборот, зачастую поощряют детей, думая, что они интеллектуально развиваются.
  2. Увлечение онлайн – игрой становится болезненной потребностью, принимает систематичность и постоянство.
  3. Появляются негативные мысли, тревожное состояние, истеричность, неудовлетворенность в общении, учебе, если подросток проводит какое-то время без виртуального пространства.

Исследователи на основе интернет зависимых симптомов и признаков определили основные формы аддикции, три из которых наиболее свойственны детям:

  1. Игровые зависимости, которые заключаются в пристрастии к онлайн – играм.
  2. Ярко выраженная потребность в соцсетях, где подросток ищет виртуальные знакомства и онлайн – общение.
  3. Хаотичный веб – серфинг, когда подросток просто бесцельно переходит с одного сайта на другой и не может остановиться, хотя при вопросе: что он ищет, ответить ничего вразумительного не может.

Рекомендации для родителей по устранению интернет зависимости в подростковом возрасте

Каждый специалист скажет, что лучше не допустить какого-либо заболевания, чем потом героически бороться с ним на протяжении многих лет. Вот такая же позиция должна быть и в преодолении компьютерной аддикции.

Здоровый образ жизни семьи и положительные увлечения спортом, музыкой, туризмом, театром, филателией заложат в маленьких детях устойчивый противовес всяким негативным пристрастиям, не дадут появиться причинам интернет зависимости.

Но если родители подозревают, что у их чада проявились интернет зависимые признаки, надо немедленно браться за дело, так как в случае тяжелой формы затягивания интернетом помочь сможет только психотерапевт. Чтобы самим повлиять на своего ребенка, родителям нужно знать основные приемы работы с подростком.

Важно: родители должны помнить, что тотальными мерами ничего не добьешься. Необходима каждодневная терпеливая работа по преодолению болезненного влечения детей к интернету.

Пример авторитетных взрослых

Родители должны понимать, что для ребёнка важен их пример и авторитет. Поэтому целесообразно изменить образ жизни семьи так, чтобы в нем не было места интернет зависимости. Главное, самим как можно реже находиться в виртуальном пространстве.

Профилактика зависимости

Малышей лучше не привлекать к компьютерным играм вообще. Полезнее будет заполнение их досуга играми по возрасту: подвижными, сюжетными, настольными. А для этого родители сами должны быть ими увлечены, нацелены на приобретение интересных увлекательных игрушек.

В дошкольном возрасте, разрешая ребенку поиграть вместе с родителем в компьютерную игру, четко обговорить с ним время пользования интернетом (до 20 минут) и ни в коем случае не менять это условие. Тогда у ребенка закрепляется грамотное «компьютерное» поведение.

Специалисты не рекомендуют располагать компьютер в детской комнате. Лучше, если он будет находиться в общей комнате, чтобы было легче контролировать его использование.

Приучение к правильному пользованию интернетом

При переходе в школу приучать ребенка пользоваться интернетом только в случае необходимости, например, найти важную статью для уроков, узнать расписание кружков.

На первых порах организовать совместное пользование компьютером, объясняя школьнику, как важно дозировать время пребывания в интернете.

С малолетства приучать ребенка относиться к гаджетам как к необходимым и полезным помощникам, но не главным вещам в жизни, например, чтобы приобрести новые знания, срочно связаться с кем-то удаленно, получить новую информацию о курсах, освоить необходимые навыки в каком-либо деле.

Общение с подростком – важное средство в борьбе с зависимостью

С подростком обязательно искать общий язык, чтобы совместно обсуждать его пребывание в социальных сетях. Искренне интересоваться его интернет увлечениями, общением на сайтах.

Обязательно организовывать так досуг школьника, чтобы у него не было времени и возможности надолго уходить в виртуальное пространство. В этом могут помочь семейные увлечения театром, туризмом, путешествиями.

Уважаемые родители! Следует серьезно отнестись к такой важной проблеме, как зависимость от интернета. Не оставляйте своего ребенка один на один с виртуальной паутиной. Если такая проблема уже возникла в вашей семье, приложите все усилия, чтобы помочь подростку вернуться к реальной жизни. Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам.

Источник: https://myintelligentkids.com/chto-takoe-internet-zavisimost-u-detej-i-podrostkov-kak-s-nej-borotsya

Интернет-зависимость у детей и подростков

Детская интернет зависимость

1 марта 2012 года, 08:46

Интернет сам по себе – ни добро, ни зло. Это всего лишь неотъемлемая часть окружающего мира, который становится все более и более цифровым. Разумеется, дети рано или поздно познают и эту часть мира.

Интернет можно использовать во благо ребенка. Сейчас в сети доступны разнообразные информационные ресурсы, образовательные и развивающие игры и программы. Еще с помощью интернета можно осуществлять общение с далекими друзьями и родственниками.

Тем не менее, этот глобальный ресурс порой становится источником зависимого поведения уже с юного возраста.

О том, что такое интернет-зависимость и как с ней бороться, рассказывает Евгений Макушкин, доктор медицинских наук, профессор, заместитель председателя Российского общества психиатров, главный детский специалист — психиатр Минздравсоцразвития России, заместитель директора ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского».

Официально

В настоящее время интернет-зависимость не включена в список психических заболеваний и расстройств. В ныне действующих МКБ-10 и DSM –IV (основная классификация психических заболеваний, принимаемая Американской психиатрической ассоциацией) ее нет.

Жизнь в сети

Не только дети попадают в зависимость от интернета. Сеть становится заменой реальной жизни для многих взрослых. Стоит ли бояться распространения Всемирной паутины, рассказывает Зураб Кекелидзе, заместитель директора ГНЦ социальной и судебной психиатрии имени В.  П.  Сербского.

В то же время вокруг включения интернет-зависимости в обновленный список DSM-V, который вступит в силу с 2013 года, ведутся бурные дебаты. Ряд авторов рассматривают интернет-зависимость как аддикцию, отклонение в поведении, при котором нарушается чувство реальности, ограничено руководство поступками, наконец, возникают психическая и физическая зависимость, утрачивается критика.

Однако тот факт, что такой зависимости нет в официальном списке болезней, не означает, что нет самой проблемы.

Тем более, в России вопрос вреда наносимого ребенку той или иной информацией поднят на государственном уровне. 1 сентября 2012 года начинает действовать федеральный закон 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Какая бывает зависимость?

Психологи и психиатры по-разному классифицируют разновидности интернет-зависимости. Обычно выделяют шесть типов, из которых для подростков характерны три:

— Навязчивый веб-серфинг – беспорядочные переходы с сайта на сайт.

— Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, превалирования общения в чатах, форумах и социальных сетях живому общению.

— Игровая зависимость  — разнообразные онлайн-игры и игры по сети.

Как формируется?

В отличие от алкогольной, никотиновой и наркотической зависимостей, в случае интернет-зависимости нет действующего вещества. Тем не менее, механизм формирования зависимости – точно такой же.

«Работают те же самые рецепторы адреналина, серотонина, дофамина в центрах удовольствия, — говорит Макушкин, — однако это не химическая, а чисто психическая зависимость».

Факторы риска

Разумеется, не каждый подросток, заходящий в интернет, становится зависимым. Существует несколько факторов риска, каждый из которых может «запустить» зависимость. В основном они схожи с факторами риска зависимости подростка от алкоголя или наркотиков.

Главные факторы – наследственная склонность к формированию зависимостей, неблагополучная ситуация в семье, когда ребенку уделяется слишком мало или, напротив, слишком много внимания родителей и отрицательное влияние сверстников.

Признаки зависимости

«Если ребенок успевает в школе, у него хорошее настроение и нет отклонений в поведении – причин для беспокойства нет», — говорит психиатр.

Если же наблюдаются некоторые из перечисленных признаков – стоит волноваться:

— увеличение интервала времени, проводимого за компьютером,

— снижение успеваемости в школе,

— потеря интереса к происходящему вокруг,

— нарушения сна,

— часты резкие перепады настроения,

— неадекватное поведение в ответ на предложение выключить компьютер – вплоть до скандала.

Профилактика

Уберечь детей от интернет-зависимости можно, если выполнить несколько простых условий.

1. Находите время для общения с ребенком. Важно, чтобы в семье была доверительная атмосфера. Когда родители сажают своего ребенка за клавиатуру, чтобы он не мешал им заниматься своими делами – они сами распахивают дверь для зависимости.

2. Будьте для ребенка проводником в интернет, а не наоборот. «Родители должны быть немного впереди собственного ребенка в области освоения интернета», — говорит Макушкин. Нужно самим показать ребенку все возможности сети – и не только игры и социальные сети.

3. Знайте, чем занимается ваш ребенок в сети. Важно не шпионить за подростком – он должен иметь право на неприкосновенность личной переписки.

«У нас такого нет, а, например, в некоторых американских штатах дети могут в судебном порядке преследовать своих родителей за чтение их почты», — отмечает специалист.

Добавьте ребенка в друзья в социальных сетях и поддерживайте общение на просторах интернета. Заодно будете в курсе того, с кем он общается.

4. Позаботьтесь о досуге ребенка. Если у подростка много интересов и хобби: книги, спорт, музыка, коллекционирование – у него не будет много времени для бесцельного блуждания по сети, да и мотивации использовать интернет в полезных целях будет значительно больше.

Важный момент: эти условия должны выполняться еще до того момента, как ваш ребенок впервые сел за компьютер, а не тогда, когда его уже из сети не вытащить за уши.

Самое важное

Интернет – это важный инструмент для поиска информации, обучения и общения. Для того, чтобы ребенок с головой не ушел «в сеть», родителям придется находить время для общения со своим сыном или дочерью и позаботиться о том, чтобы их жизнь и отдых были увлекательными и разносторонними.

Иллюстрация: PictureYouth

Источник: http://www.takzdorovo.ru/deti/podrostki/internet-zavisimost-u-detej-i-podrostkov/

Интернет-зависимость у детей: причины, признаки и способы преодоления

Детская интернет зависимость

Интернет-зависимость – это явление, которое в последние годы приобрело поистине впечатляющий размах. Особую опасность представляет она для детей и подростков, ведь им гораздо сложнее самостоятельно справиться с влечением и вовремя остановиться в своём пристрастии к онлайн-жизни.

Интернет сам по себе не является хорошим или плохим – это просто часть окружающего нас мира, во многом полезная и нужная. Являясь неисчерпаемым источником информации, интернет привлекает детей возможностью узнать и увидеть всё что угодно.

Любопытный ребёнок стремится получить как можно больше: общения, игр, мультфильмов, развлечений – и потому много времени проводит в виртуальном пространстве, зачастую в ущерб реальной жизни. Социализацию и общение со сверстниками заменяет фактически одностороннее онлайн-общение.

Активным играм на свежем воздухе всё больше детей предпочитают сетевые игры, далеко не всегда безобидные. Иногда поиск новой информации становится буквально навязчивой идеей.

Понятие

В некоторых странах (США, Китай) интернет-зависимость стала столь распространённой, что учёные предлагают относить её к числу заболеваний. В США даже создана специализированная клиника для лечения людей с чрезмерной привязанностью к онлайн-играм и соцсетям.

Интернет-зависимость называют аддикцией, т.е. отклонением в поведении, при котором у человека нарушается чувство реальности, теряется ощущение времени, утрачивается критическое мышление, ограничивается руководство своими поступками. Ребёнок становится менее активным, нарушается цикл сна и бодрствования. Наступает психическая и физическая зависимость.

Механизм её формирования очень схож с никотиновой, алкогольной и наркотической, хотя при интернет-зависимости нет прямого действующего вещества. Это не химическая, а исключительно психическая зависимость, влияющая, впрочем, на те же рецепторы в центрах удовольствия.

Как ни прискорбно, интернет-зависимость сейчас наблюдается даже у малышей-дошкольников. Наверняка среди ваших знакомых найдутся дети, умело использующие планшет родителей или даже обладающие собственным.

Это ведь так удобно: отвлечь малыша, включив ему развивающий мультик или полезную игру.

Между тем, перекладывая на электронные девайсы функции развлечения и воспитания детей, родители сами строят основу будущей интернет-зависимости.

У школьников подросткового возраста зависимость от интернета может говорить также о наличии психологических сложностей – нереализованности в кругу общения, проблемных отношений в семье, сложностей с учёбой, от которых подросток прячется в более успешной виртуальной жизни.

Признаки

Не стоит, впрочем, диагностировать интернет-зависимость у каждого ребёнка, получившего доступ в Сеть. То, что современные дети некоторое время проводят онлайн и черпают информацию из интернета, – это нормально. Всё-таки мы живём в век цифровых технологий, и многие процессы действительно проще и удобнее осуществить виртуально.

Если поведение ребёнка не изменилось, успеваемость в школе не ухудшилась, настроение и самочувствие хорошее – причин для тревоги, скорее всего, нет. Когда же стоит обеспокоиться?

  • Если ребенок стал проводить за компьютером больше времени, чем прежде (более 6 часов в неделю);
  • Если виртуальное общение стало для него важнее, чем реальное – он пропускает школу, перестал выходить во двор и т.д.;
  • Если наблюдаются нарушения сна, аппетита, изменение привычного режима;
  • Если ребёнок стал склонен к частым перепадам настроения, неадекватно (агрессивно) реагирует на просьбу выключить компьютер;
  • Если при невозможности быть онлайн он тревожен, угнетён, постоянно вспоминает о делах “в сети”;
  • Если ребёнок неохотно рассказывает или вообще скрывает, чем занимается в сети, что ищет, во что играет.

Для детей наиболее характерны три формы интернет-зависимости:

  • игровая зависимость – пристрастие к онлайн-играм;
  • зависимость от соцсетей – пристрастие к виртуальным знакомствам и общению онлайн, постоянное общение в форумах, чатах, социальных сетях в ущерб живому общению;
  • навязчивый веб-сёрфинг – хаотичные переходы с сайта на сайт, без конкретной цели.

Как бороться

Как и любую болезнь, интернет-зависимость проще не допустить, чем потом лечить. Поэтому лучше всего заниматься профилактикой, а именно:

  • не оставлять без внимания первые этапы знакомства ребёнка с интернетом: поговорить, объяснить основные правила онлайн-жизни, обратить внимание на возможность использования Сети для обучения и саморазвития;
  • установить чёткие рамки пользования интернетом (только постарайтесь обойтись без запретов – их-то как раз больше всего хочется нарушать, лучше просто регламентировать время нахождения в сети);
  • не упускать из виду активность ребёнка в соцсетях. Причём не обязательно устанавливать слежку и тотальный контроль – достаточно “зафрендиться”, регулярно просматривать обновления его странички, участвовать в обсуждениях. Вы же современные родители современного ребёнка!

Ну и конечно, очень важно, чтоб в жизни ребёнка было много увлечений и активностей, которые занимали бы его время и были по-настоящему интересны.

Научите его кататься на роликах, подарите аквариум с рыбками, пополните домашний запас настольных игр.

Не менее важно, чтобы свои увлечения ребёнок мог обсудить с родителями, встретив живой отклик и неподдельный интерес – тогда ему не понадобится искать понимания в виртуале.

Если всё же проблема интернет-зависимости уже возникла – первым и самым важным шагом является установление так называемого родительского контроля.

Это специальный софт, с помощью которого можно контролировать, как долго ребёнок сидит в Интернете, какие сайты посещает, что делает.

Более того, программы родительского контроля способны не только информировать родителей о деятельности ребёнка, но и регулировать время его нахождения в Сети, блокировать те или иные сайты или устанавливать допустимую продолжительность работы на них.

Не забывайте и о том, что родители – лучший пример для ребёнка. Поэтому, выключите компьютер и сходите всей семьёй на пикник. Это станет лучшей профилактикой интернет-зависимости.

Источник: https://www.teentor.com/ru/articles/internet-zavisimost-u-detej.htm

Интернет-зависимость у детей и подростков

Детская интернет зависимость

Интернет сам по себе – ни добро, ни зло. Это всего лишь неотъемлемая часть окружающего мира, который становится все более и более цифровым. Разумеется, дети рано или поздно познают и эту часть мира.

Интернет можно использовать во благо ребенка. Сейчас в сети доступны разнообразные информационные ресурсы, образовательные и развивающие игры и программы. Еще с помощью интернета можно осуществлять общение с далекими друзьями и родственниками.

Тем не менее, этот глобальный ресурс порой становится источником зависимого поведения уже с юного возраста.

Психодоктор
Добавить комментарий