Эмоциональная грамотность. Интеллект с сердцем

Содержание
  1. «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман: краткое содержание книги
  2. Часть первая. Эмоциональный мозг
  3. Часть вторая. Природа эмоционального интеллекта
  4. Часть третья. Эмоциональный разум в действии
  5. Часть четвертая. Окна возможности
  6. Часть пятая. Эмоциональная грамотность
  7. Эмоциональная грамотность. Интеллект с сердцем | ЗДОРОВЬЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  8. Эмоциональная грамотность. Интеллект с сердцем
  9. Обучение Эмоциональной грамоте начинается и заканчивается в сердце.
  10. Энергия
  11. Первый этап: Открытие Сердца
  12. Второй этап: Обследование эмоционального «ландшафта»
  13. Третий этап: ответственность
  14. Эмоциональная грамотность
  15. Существуют четыре категории эмоциональных обменов по возрастанию уровня эмоциональной грамотности, которые возможно учитывать и использовать:
  16. Эмоциональная грамотность: интеллект с сердцем – Международный Институт Развивающего Транзактного Анализа
  17. Интеллект с сердцем
  18. Книга первая эмоциональная грамотность
  19. Глава 1 что такое эмоциональная грамотность?
  20. Глава 2 эмоциональное осознание
  21. Глава 3 обучение эмоциональной грамотности
  22. Книга вторая обучение эмоциональной грамотности
  23. Глава 5 анализ эмоциональной обстановки. эмоциональный пейзаж
  24. Глава 6 ошибки, которые мы совершаем и почему мы их совершаем
  25. Глава 7 принятие ответственности
  26. Глава 8. эмоциональная грамотность для семейных пар и детей
  27. Глава 9 эмоциональная грамотность на рабочем месте
  28. Книга третья эмоциональный воин
  29. Заметки для философов
  30. Приложение a
  31. ЛИТЕРАТУРА
  32. Развитие эмоциональной грамотности HR-а: 4 важных шага
  33. Согласование понятий
  34. Цель развития эмоциональной грамотности
  35. Шкала эмоционального осознания
  36. Нулевой шаг. Спрашивать разрешение
  37. Первый шаг. Открыть сердце
  38. Второй шаг. Анализ эмоциональной обстановки
  39. Третий шаг. Принятие ответственности
  40. 10 заповедей эмоциональной грамотности

«Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман: краткое содержание книги

Эмоциональная грамотность. Интеллект с сердцем

Согласно Википедии, эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эмоциональный интеллект (EQ или ЭИ) – это термин, придуманный двумя исследователями, Питером Салавой и Джоном Майером, и популяризированный Дэниелем Гоулманом в его одноименной книге 1996 года.

Книга состоит из пяти частей, шестнадцати глав и шести приложений в конце. Рассмотрим каждую часть отдельно, заостряя внимание на наиболее интересном.

Часть первая. Эмоциональный мозг

В нас удивительным образом уживаются два ума – рациональный и эмоциональный. Рациональный ум представляет собой инструмент постижения, который мы способны осознавать. Он богат мыслями, более заметен по своему результату в виде знания, отражает способность ума обдумывать и размышлять.

Эмоциональный ум – другая система познания, мощная и импульсивная, порой нелогичная.

Подобный механизм познания, вероятно, сложился за миллиарды лет эволюции. Эмоции и интуиция управляли нашей мгновенной реакцией в ситуациях, когда нам грозила смертельная опасность. В то время как перерыв на раздумья нам был нужен для того, чтобы понять, чего мы хотим достичь в жизни.

В идеале должно существовать равновесие между рациональным и эмоциональным, когда эмоции питают и воодушевляют нас на действия рационального ума. И наоборот, рациональный ум облагораживает и в некоторых случаях запрещает проявление эмоций.

Все страсти человека находятся, по сути, в ведении миндалевидного тела (amygdala). Оно является большим специалистом по части эмоций. Если работа миндалевидного тела разобщается с остальным мозгом, это проявляется в поразительной неспособности оценивать эмоциональную значимость событий; это явление иногда называют «аффективной, или эмоциональной, слепотой».

Так, в состоянии аффекта человек совершает как ужасные, так и безумные поступки.

Он может причинить боль другому, либо же, не задумываясь, броситься в воду или горящий дом, чтобы спасти того, кого он даже не знает.

Миндалевидное тело может заставить нас резко начать действовать, тогда как чуть более медлительный, но более осведомленный неокортекс лишь «разворачивает» свой тоньше проработанный план реагирования.

Можно сказать, что главная задача разумного человека – подружить миндалевидное тело и неокортекс. Это противостояние между чувством и мыслью, сердцем и головой желательно время от времени прекращать.

Возьмем, например, способность эмоций срывать процесс мышления. Есть такое понятие «оперативная память» – объем внимания, который позволяет удерживать данные, необходимые для решения проблемы.

Это могут быть задачи на логическое мышление на экзамене или затяжная дискуссия. За это отвечает предлобный кортекс. Однако сильные эмоции вроде тревоги и гнева могут создавать невральные помехи, что негативно влияет на оперативную память.

Именно поэтому мы совершенно не можем мыслить во время подобных аффектов.

Часть вторая. Природа эмоционального интеллекта

Это самая большая и важная часть книги, в которой Гоулман предлагает наибольшее количество своих идей и ценных наблюдений, поэтому на ней мы остановимся подробнее.

Невозможно безошибочно предсказать успех в жизни студента с высоким коэффициентом интеллекта (IQ). Разумеется, некоторая связь существует, однако она ничего не гарантирует.

Не менее важны и другие характеристики, по большей части, именно эмоциональный интеллект. Он состоит из множества навыков, к примеру:

  • Уметь сдерживать порывы, несмотря на провалы и неудачи.
  • Иметь способность выработать для себя мотивацию «на ровном месте».
  • Уметь откладывать получение мгновенного удовлетворения.
  • Настойчиво стремиться к достижению цели.
  • Не давать страданию лишить себя возможности думать.
  • Контролировать свое настроение.
  • Уметь отвлекаться от неприятных мыслей, чтобы сосредоточиться на главном.
  • Сопереживать другим.
  • Надеяться и верить в себя.

Чего может достичь человек с высоким IQ, который при этом сорит деньгами налево и направо, легко поддается негативным эмоциям, вступает в конфликты и хамит начальству? Коэффициент умственного развития почти не дает объяснения, почему у людей с примерно равными задатками, образованием и возможностями совершенно разные судьбы. На первых порах многие из них вырываются вперед, но затем почему-то идут вниз. Они несчастны, склонны к депрессии и не умеют уживаться с людьми (в том числе в супружеской жизни).

Бывает такое, что люди с коэффициентом интеллекта 160 работают на тех, у кого он 100. Почему так происходит? Скорее всего, по той причине, что академический ум в одиночку не способен подготовить человека к хаосу окружающего мира. Ему нужно прежде всего выработать характер (составная часть эмоционального интеллекта), терпение и научиться справляться с разными состояниями.

Гоулман приводит характеристики Говарда Гарднера, которые считает ключевыми для развития эмоционального (межличностного) интеллекта:

  • Управление эмоциями. Люди, которым недостает этой способности, постоянно сражаются с мучительным беспокойством, тогда как люди, ею обладающие, умеют гораздо быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчений.
  • Знание своих эмоций. Здесь крайне важно самосознание – распознавание какого-либо чувства, когда оно возникает. Люди, более уверенные в своих чувствах, оказываются лучшими лоцманами своей жизни, меньше сомневаясь в правильности личных решений, начиная с того, за кого выйти замуж или на ком жениться, и заканчивая тем, за какое дело взяться.
  • Распознавание эмоций в других. Это эмпатия, способность сопереживать, быть настроенным на социальные сигналы.
  • Самомотивация. Суть этого навыка в том, чтобы научиться контролировать свои эмоции – отсрочивать удовлетворение и подавлять импульсивность. Это умение привести себя в состояние вдохновения – такие люди оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы ни взялись.
  • Поддержание взаимоотношений. Это те способности, которые укрепляют популярность, лидерство и эффективность межличностного общения. Такие люди отлично справляются с делами, успех которых зависит от умелого взаимодействия с окружающими.

Управление эмоциями становится для нас повседневной задачей, потому что очень часто, особенно в свободное время, нам важно управляться со своим настроением. Мы испытываем боль, когда находимся в плохом настроении и при этом понимаем, что это негативно влияет на наши взаимоотношения с окружающими.

Головной мозг устроен таким образом, что мы очень часто почти или совсем не контролируем тот момент, когда нас охватывает какая-либо эмоция, и не властны над тем, какая именно эмоция это будет. Что же можно сделать? Как минимум – оказать влияние на то, как долго она будет действовать.

Когда эмоции чрезвычайно сильны и длятся дольше некоего допустимого временного предела, они постепенно переходят в мучительные крайние формы: хроническое состояние тревоги, депрессию, неукротимую ярость. Вот почему важно научиться контролировать свое состояние, пока оно не стало окончательно привычным.

Одно из самых неприятных, длительных и болезненных чувств – это беспокойство. Почему оно возникает? Мощными спусковыми механизмами являются мучительные образы в нашей голове.

Хроническое беспокойство принимает вид шаблонных закоснелых идей, а не творческих озарений, которые действительно подвигают к разрешению проблемы. Однако даже от него можно избавиться, если начать работать над собой. Самое главное, что вы должны сделать – развить самосознание, то есть уловить вызывающие беспокойство эпизоды как можно раньше.

В идеале – тогда, когда мимолетный образ катастрофы только запускает цикл тревожности и беспокойства. Также нужно выявить, в каких ситуациях и местах вас посещают эти мысли и избегать/пресекать/стараться справляться с ними. И наконец, применять методы релаксации.

Напряжение и тревожность – это привычки, с которыми можно справиться при помощи другой привычки – расслабляться.

Часть третья. Эмоциональный разум в действии

Эта часть посвящена, в основном, отношениям в браке. Гоулман настаивает, что корни всех проблем стоит искать в детстве.

Мальчикам и девочкам преподают совершенно разные знания о том, как контролировать эмоции, поскольку на темы, связанные с эмоциями, за исключением гнева, родители говорят чаще и больше с дочерями, а не сыновьями. Таким образом, девочки получают гораздо больше информации об эмоциях, чем мальчики.

Девочки, играя вместе, разделяются на маленькие замкнутые группы, в которых сводится к минимуму враждебность и всячески поощряется сотрудничество, тогда как мальчики для игры объединяются в большие группы, где царит дух соперничества.

Вот и получается, что уже в детстве мальчики понимают, что нужно свести к минимуму проявление эмоций, тогда как девочки преуспевают как в выражении чувств, так и считывании их у других.

Можно предсказать, будет ли брак крепким, по наличию грубой критики. В здоровом браке муж и жена открыто и спокойно выражают недовольство. Но если возникает грубая манера, это значит, что брак уже повис на волоске (хотя некоторые пары понимают это спустя несколько лет или не понимают вообще).

Если в вашем браке кто-то за невинный проступок получает клеймо «невнимательного эгоиста», вам нужно пересмотреть свои взаимоотношения. Также существует так называемый мимический знак презрения: он создается сокращением-особой мышцы, растягивающей углы рта в сторону (обычно влево), и одновременным закатыванием глаз.

Когда на лице одного из супругов появляется подобная гримаса, у другого при безмолвном обмене эмоциями частота сердечных сокращений с минуту увеличивается на два-три удара. Можно сказать, что между супругами в этот момент происходит скрытый разговор – и он причиняет огромный вред.

Последним гвоздем проблемы в браке является молчание.

Часть четвертая. Окна возможности

Сотни проведенных исследований показывают, что то, как родители обращаются с ребенком, серьезно и долго сказывается на его эмоциональной жизни. И лишь недавно стали появляться исследования, которые показали: если у родителей высокий эмоциональный интеллект – это огромное благо для ребенка.

Одни родители терпеливо объясняют своим детям, что так делать нельзя и указывают на ошибки, чтобы они их исправили. Другие теряют терпение и выходят из себя моментально, называя своего ребенка бестолковым, выражают явное презрение.

Наиболее распространенные негативные манеры родительского поведения:

  • Занятие слишком пассивной позиции. Начитавшись книг по психологии, такие родители сделали неправильный вывод: они не вмешиваются, когда их ребенок переживает бурю эмоций. Они считают, что жизнь прекрасна в любом случае, даже если приносит страдания.
  • Полное игнорирование чувств. Любые эмоции ребенка такие родители считают ерундой или дополнительным источником беспокойства для себя, чем-то несущественным. В итоге ребенок подавляет все эмоции и совершенно не умеет давать им ход и справляться с ними.
  • Манера напускать на себя презрительное равнодушие, демонстрируя явное неуважение к чувствам ребенка. Такие родители могут запретить ребенку вообще обнаруживать гнев и наказывают его при малейших признаках раздражения.

Правильной манерой поведения будет следующее: при проявлении сильной эмоции следует подойти к ребенку, разъяснить ему, что это за эмоция и как с ней справиться. Используйте фразы вроде этой: «Ты рассержен из-за того, что Томми задел твое самолюбие?».

Часть пятая. Эмоциональная грамотность

Чтобы объяснить преимущества эмоциональной грамотности, нужно осознать минусы эмоциональной безграмотности:

  • депрессия;
  • психические травмы;
  • хроническое беспокойство;
  • подавленность, неверие в свои силы.

Что такое депрессия? По сути, это всего лишь состояние, в которое человек вводит сам себя. Он очень сильно старается для этого.

  • Применяет мысли: «Я тупой», «Что бы я ни сделал, ничего не получится».
  • Привлекает физиологию: медленно дышит, мало улыбается, сковывает свое тело.
  • Плохо питается: ест жирную пищу, полуфабрикаты.

Пессимистический взгляд на жизнь делает людей (особенно детей) чрезвычайно восприимчивыми к депрессии. Дети, которые вырабатывают пессимистический взгляд на жизнь, приписывая неудачи в своей жизни какому-то ужасному недостатку в самих себе, начинают превращаться в жертвы подавленного настроения, реагируя на неудачи.

June 7, 2018

Источник: https://teletype.in/@mozgodrug/HJElkbIeQ

Эмоциональная грамотность. Интеллект с сердцем | ЗДОРОВЬЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Эмоциональная грамотность. Интеллект с сердцем

Сентябрь 2018 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

« Эволюция организаций или что такое бирюзовые компании |

Эмоциональная грамотность. Интеллект с сердцем

admin | 17 Окт 2017

«Давайте взглянем, из чего состоит обучение эмоциональной грамотности. Можно начать обучение эмоциональной грамоте, обращая внимание на любую из эмоций, но с годами я обнаружил, что наиболее эффективным «шлюзом» через наши эмоциональные барьеры является природа выражения нашей любви”  Клод  Штайнер.

Обучение Эмоциональной грамоте начинается и заканчивается в сердце.

В парной ( семейной) терапии, женщины часто жалуются, что мужчины не любят их или не любят их достаточно ( так как они хотели бы), что они не выражают чувства любви, или что они с удовольствием принимают привязанность по отношению к себе, но не могут выразить ее по отношению к партнёрше. Ради справедливости надо сказать, что всегда есть определённое количество людей, которые просто не любят своих жен (или партнеров). Но чаще всего, мужчины любят их, но страдают от неспособности выразить свою любовь. Эти люди часто задаются вопросом, в конце концов, почему они не могут быть более любящими в своих действиях. Женщины чаще говорят так о мужчинах, но мужчины могут иметь такую же жалобу о женщинах, что они холодны и не показывают привязанность. Эта неспособность (показать любовь) является одним из примеров эмоциональной нечувствительности.

Говоря об Эмоциональном онемение , мы говорим не исключительно о мужчинах, хотя исследования показывают, что их эмоциональное диапазон, в целом, более ограничены. Но независимо от того, какой пол участвует, решение одно и тоже: Ослабить от оков своём сердце.

В двух словах, процесс, лежащий в этой программе по обучению эмоциональной грамотности состоит из трех шагов:

1. Открытие сердца: Это необходимо потому, что сердце Виртуальное хранилище наших эмоций. Имеено в сердце мы чувствуем себя хорошо, когда мы счастливы, в любви, или радости.

Именно в сердце мы чувствуем себя плохо, когда нам грустно, когда мы в гневе, и с разбитым сердцем.

Так что надо начинать с освобождения центра наших чувств от ограничительных импульсов и влияний, которые сдерживают нас от показа любви друг к другу.

2. Изучение эмоционального «ландшафта»: После того , как сердце будет открыто – основа будет заложена, вы сможете посмотреть вокруг и принять к сведению эмоциональный «ландшафт», в котором вы живете. Вы можете научиться распознавать только то, что вы чувствуете, как сильно и почему.

Вы осознаете приливы и отливы ваших эмоций. С чувством любви в сердце, как безопасной базы Вы обратите внимание, на эмоции, переживаемые другими, и посмотрите, как их чувства зависят от ваших действия. Вы сможете развить эмпатию.

Короче говоря, вы станете более осведомлены о собственных чувств и чувствах людей вокруг вас.

3. Взять на себя ответственность: Люди делают ошибки в своих отношениях, маленькие и большие. Когда вы делаете серьезную ошибку, вы должны извиниться и взять на себя ответственность за свои действия.

Также понятно, что вы должны загладить вину, тем что исправите свое поведение.  Так, чтобы ошибка не повторилась. Очень немногие люди эмоционально достаточно опытные, чтобы извиниться искренне и без оборонительных нападок.

К сожалению, большинство людей не хотят признать, даже самим себе, что они сделали что-то неправильно. Если они смогут признаться в этом себе, им придётся столкнуться с тем, что они могут быть не такими, как себя представляли.

Тем не менее многие могут просить прощения за свои поступки свободно и неоднократно, но никогда не делать ничего, чтобы изменить своё поведение, так что их извинения бессмысленны.

Принимая на себя ответственность за наши действия и исправляя наше поведение, мы проходим заключительный этап обучения эмоциональной грамоте.

Энергия

Вы можете думать, что процесс лишит вас энергии. Тем не менее, в конце дня это, на самом деле, зарядит вас энергией. Мы расточаем огромные запасы эмоциональной энергии, когда мы блокируем выражение наших эмоций.

Будь то замалчивание «позорной» травмы, чтобы не смущать себя, или блокировки болезненной памяти.  Мы теряем шокирующе много энергии, загоняя в подполье и подвергая репрессии наши чувства.

Отпуская эти чувства, мы не только освобождаем силу наших эмоций, но и получаем  энергию обратно, энергию потраченную на сдерживание.

Это захватывающая перспектива, не так ли? Но мы не должны спешить и бежать вперед вслепую; лучше идти обдуманно и системным образом. Я покажу вам, как сделать это, чётко объясняя, шаг за шагом транзакционные упражнения.

Стратегии обучения эмоциональной грамотности

Что дает нам обучение эмоциональной грамотности? В частности, Вы узнаете:

* Как узнать, что вы хотите и что вы чувствуете; как быть правдивым о ваших эмоциях; как удовлетворять ваши эмоциональные потребностей.

* Как управлять своими эмоциями; когда сдержать, и когда выразить свои чувства.

* Как бороться с эмоциональным онемением или излишним потрясением.

* Как применить свои знания эмоций на работе, дома, в школе, в социальных группах, и “на улице”, чтобы улучшить и углубить ваши отношения и наладить долгосрочные, честные связи с людьми.

* Как практиковать любовь-ориентированный подход к личным целям в обществе, которое движется в направлении недоверия, одиночества, тревоги и депрессии.

КОГДА НАЧАТЬ

Этапы обучение расположены в порядке сложности. Вы можете обнаружить, что у вас уже есть некоторые навыки с операций 3 или 4. И вы захотите начать с операции 5. Или вы можете чувствовать себя уверенно во всех 15. Но нужно точно тренировать свои навыки. Это будет полезно, чтобы понять все компоненты эмоциональной грамотности, прежде чем вы сможете начать практиковать это эффективно.

Этапы и операции этого процесса, как дорожная карта к эмоциональной трансформации. Некоторые из этих операций будут вам знакомы, некоторые не знакомы. Некоторые из них будут казаться легкими, некоторые крайне сложными. Операции в начале списка, как правило, легче, чем те, что ближе к концу.

Итак вот  этапы, которые  подробно рассматриваются  в обучении:

Первый этап: Открытие Сердца

1. Давать Поглаживание

2. Просить Поглаживание

3. Принимать Поглаживание

4. Отклонять Поглаживание

5. Предоставлять Поглаживание самому себе

Второй этап: Обследование эмоционального «ландшафта»

6.Умение «распознать» и озвучить свои Чувства, возникающие в ответ на действия других

7.Умение помочь «распознать» и озвучить Чувства других людей, возникающие в ответ на ваши действия

8.Выявление наших интуитивных догадок о действиях или намерениях другого человека

9.Проверка на «реальность» интуитивных догадок о действиях или намерениях другого человека

Третий этап: ответственность

10.Просить прощение за свои ошибки

11.Принимать извинения других

12.Отклонять извинения других

13.Просить извиниться других

14.Давать возможность извиниться другим

15.Отказать в возможности извиниться

Источник: http://bondhsi.ru/emocionalnaya-gramotnost-intellekt-s-serdcem/

Эмоциональная грамотность

Эмоциональная грамотность. Интеллект с сердцем

Понятие “грамотность” по-разному определяется во времени и пространстве. Смысл его меняется вместе с требованиями, которые общество предъявляет к человеку.

Еще недавно человек считался грамотным, если был в состоянии написать свое имя. Навыки, которые  требует сегодняшний мир, резко усложнились.

Понятие грамотность “наполняется” не только знаниями, сколько приобретенным опытом решения проблем, опытом оценочной деятельности (Т. Брамельд, Дж. Брунер, Дж. Веллингтон, У. Древе, Э. Фурман).

По мнению многих ученых развитых стран, “грамотность” с полным основанием может включать такие понятия, как “компьютерная грамотность”, “политическая грамотность”, “грамотность в области средств массовой информации” и т.д. (П. Берне, Дж. Брунер, X.

Гарднер, Д. Калдерх, М. Коул, А. Поллард, П. Роберте).

Клод Штайнер (ученик Эрика Берна и ныне всемирно известный ученый, психолог и педагог) разработал тренинг и дал определение эмоциональной грамотности: эмоции существуют; они — неотъемлемый аспект человеческой натуры.

Все эмоции могут быть в огромной степени помогающими, позитивными и увеличивать нашу личную силу; и они же могут быть деструктивными и делать нас бессильными.

Если мы эмоционально грамотны — это означает, что мы имеем эмоции, знаем, какие они и насколько сильны, и мы знаем, что вызывает их в нас и в других. Мы учимся, как, где и когда выражать их, и учимся, как их контролировать.

Мы узнаем, как они действуют на других людей, и берем на себя ответственность за этот эффект. Когда мы эмоционально грамотны, то становимся мудрыми “дегустаторами” фактуры, аромата и вкуса эмоций, хороших и плохих.

Мы позволяем навыкам  нашего Взрослого работать рука об руку с эмоциональными навыками, чтобы произвести желаемые перемены в своей жизни. Эмоциональная грамотность увеличивает нашу личную силу.  Она делает нас:  еще более лучшими родителями, партнерами, коллегами, учителями, министрами, бизнесменами, работодателями, коммерсантами, учеными, общественными деятелями и политиками.

Клод Штайнер установил принципы и развил тренинг эмоциональной грамотности в качестве практического применения транзактного анализа (ТА):

 АКСИОМА 1. Здоровое человеческое существо — это эмоционально отвечающее и ответственное существо, которое можно заставить чувствовать и которое отвечает за то, как он или она заставляет чувствовать других.

АКСИОМА 2. Эмоциональная информация абсолютно необходима для эффективного межличностного общения; без нее мы имеем только половину данных в любом комплексе транзакций.

АКСИОМА 3. От эффективности межличностного общения зависит уровень продуктивности человека и его личностная сила (Goleman, 1995).

Чтобы развивать эмоциональную грамотность, мы нуждаемся в сотрудничающем окружении, таком, как поддерживающая группа или отношения любви, в окружении, в котором другие заинтересованы в эмоциях и стремятся признавать взаимную ответственность, которую мы несем за чувства друг друга и их причины.

Существуют четыре категории эмоциональных обменов по возрастанию уровня эмоциональной грамотности, которые возможно учитывать и использовать:

1.Разрешение (закладка фундамента):

а) спрашивание разрешения о вовлечении в эмоционально насыщенное взаимодействие;

б) договаривание об участии в эмоционально насыщенном взаимодействии.

 2.Поглаживание (раскрытие сердца):

а) способность давать другим или самим себе позитивных поглаживаний;

б) просьба о поглаживаниях;

с) принятие  поглаживаний, которые для нас желательны, или отвергание нежелательных поглаживаний.

 3.Информация (действия, чувства, мотивы):

а) уточнение чувств:

– рассказывание людям, без осуждения или обвинения, о чувствах, которые их действия вызвали в нас;

– отбрасывание чувств стыда, вины или гнева, и принятие (без включения механизмов сопротивления) того, что наши действия вызвали определенные чувства в другом человеке;

 б) страхи и подозрения:

– сообщение другим людям, без обвинений и осуждения, о страхах и подозрениях (фантазиях), которые их действия вызвали в нас;

– признание этих страхов и подозрений (без сопротивления) и поиски зерна правды в наших действиях, которые могли бы быть их легитимным источником.

 4.Ответственность (компенсация вреда):

а) признание, что мы действовали таким способом, который требует извинения  и просьба о прощении;

б) принятие или отвержение извинений, прощение или отказ простить

 и просьба об изменении поведения.

Последовательность этих различных эмоционально грамотных транзакций указывает на возрастающий уровень их сложности.

Только первая транзакция — разрешение взаимодействовать эмоционально — обязательная, как это представлено здесь. Все другие включаются в зависимости от ситуации.

Специфические процедуры, включенные в каждую из этих категорий эмоционально грамотных транзакций возрастающей сложности, описаны и в других трудах (Steiner, 1986).

Для каждой ступени обучения эмоциональной грамотности требуются три базовых элемента: безопасное, сотрудничающее окружение, достигаемое с помощью контракта о сотрудничестве; комплекс эмоционально грамотных обучающих транзакций и группа из двух или более человек, которые заинтересованы в повышении эмоциональной грамотности.

Все три элемента необходимы для обучения эмоциональной грамотности; любые два из них не являются достаточными. Наличие транзакций и группы людей не является достаточным без защищающего окружения, в котором люди могут чувствовать себя в безопасности, обсуждая свои эмоции честно и свободно.

С другой стороны, безопасное окружение и заинтересованные люди без направленных, эмоционально грамотных транзакций также не будут в отдельности обеспечивать эмоциональное научение. Также не будет и любая ситуация без людей, заинтересованно включенных в обучение эмоциональной грамотности, иметь сколько-нибудь значимую ценность.

Поддержка и поглаживания являются важным инструментом эмоциональной грамотности участников образовательного процесса.

Источник: http://PsyHolding.ru/emotional_literacy/

Эмоциональная грамотность: интеллект с сердцем – Международный Институт Развивающего Транзактного Анализа

Эмоциональная грамотность. Интеллект с сердцем

Эмоционально грамотный уикенд с Клодом Штайнером.

От издателя

Рецензии

Интеллект с сердцем

Благодарности

Предисловие

Книга первая эмоциональная грамотность

Эмоции и личностная сила

Встреча с моими Учителями

Появление феминизма и эмоций

Четыре открытия, которые всё изменили

  • Поглаживания и любовь
  • Сила Критического Родителя
  • Безопасность контракта сотрудничества
  • Паранойя и осознание

Эмоциональная Грамотность в повседневной жизни

Глава 1 что такое эмоциональная грамотность?

Вечер с близким другом

Возвращение здравого смысла

Забытое сердце

Эмоциональный голод; Любовь и Ненависть

Психопаты и эмпаты

EQ и IQ

Эмоциональный Интеллект и Эмоциональная Грамотность

Эмоциональный интеллект, расположенный в сердце

Выводы: Что такое эмоциональная грамотность?

Глава 2 эмоциональное осознание

Основы эмоционального осознания

Триединый мозг

Мозг рептилии

Лимбический мозг

Шкала эмоционального осознания

За пределами осознания

Выводы: эмоциональное осознание

Глава 3 обучение эмоциональной грамотности

Привлекательность эмоционально грамотной жизни

Процесс обучения

Процесс дающий энергию

Стратегии обучения эмоциональной грамотности

С чего начать

Эмоциональная Грамотность; шаги обучения

Выводы: обучение Эмоциональной Грамотности

Книга вторая обучение эмоциональной грамотности

Сила поглаживаний

Проблема при построении поглаживаний

Экономия поглаживаний и её правила

Почему люди принимают негативные поглаживания

Программа обучения Эмоциональной Грамотности

Эмоционально грамотная транзакция № 0:

Эмоционально грамотная транзакция № 1:

  • Давать поглаживания – честно и правдиво
  • Враг поглаживаний №1: Критический Родитель
  • Поэзия поглаживаний

Эмоционально грамотная транзакция № 2:

  • Просить поглаживания – Просьба о любви, в которой мы нуждаемся

Эмоционально грамотная транзакция № 3:

  • Принимать поглаживания – Принимать поглаживания, которые мы хотим
  • Пример принятия поглаживаний

Эмоционально грамотная транзакция № 4:

  • Отвергать нежелательные поглаживания – «Спасибо, но нет»
  • Отделяем главное от второстепенного или зёрна от плевел

Эмоционально грамотная транзакция № 5:

  • Давать поглаживания самим себе – здоровая любовь к себе
  • Самопоглаживания для борьбы с Критикующим Родителем

Выводы: Открытие сердца

Глава 5 анализ эмоциональной обстановки. эмоциональный пейзаж

Я могу заставить чувствовать тебя, ты можешь заставить чувствовать меня.

Эмоционально грамотная транзакция № 6:

  • Заявление Действие/Чувство
  • Пример Действия/Чувства

Действие/Чувство, ошибка 1:

  • Путать действия с мотивацией

Действие/Чувство, ошибка 2:

  • Путать чувства с мыслями
  • Первичные и вторичные эмоции

Действие/Чувство, ошибка 3:

  • Игнорирование интенсивности эмоции
  • Прояснение заявления Действие/Чувство

Эмоционально грамотная транзакция №7:

  • Принять заявление Действие/Чувство – прием эмоциональной информации без применения защитных реакций.
  • Транзакция Действие/Чувство которая сработала

Эмоционально грамотная транзакция № 8:

  • Раскрыть наши интуитивные догадки – «Проверка реальности» интуитивных догадок о действиях и намерениях другого человека
  • Что чувствуют другие люди?
  • Пример интуиции в действии
  • Обесценивание и игнорирование интуиции

Эмоционально грамотная транзакция № 9:

  • Проверка интуитивной догадки – поиск зерна истины, неважно насколько маленького
  • Полная отдача: эмоциональное сотрудничество, наполненное любовью
  • Как формируется эмпатия
  • Ещё один пример эмоционального пейзажа: собираем все вместе

Выводы: исследование эмоциональной обстановки

Глава 6 ошибки, которые мы совершаем и почему мы их совершаем

Игры, в которые играют люди

Сценарии: решения, которые управляют нашей жизнью

Спасатель, Преследователь, Жертва

Карусель Спасателя, Преследователя, Жертвы

Переключение ролей

Выводы: эмоциональные ошибки, которые мы совершаем

Глава 7 принятие ответственности

Пример из жизни

Что мешает взять на себя ответственность

Эмоционально грамотная транзакция № 10:

  • Извиниться за наше Спасательство

Эмоционально грамотная транзакция № 11:

  • Извиниться за преследование
  • Неряха и чистюля
  • Извинения и вина
  • Требования к извинениям и возможные ошибки

Эмоционально грамотная транзакция № 12:

  • Извиниться за то, что играли из роли Жертвы

Эмоционально грамотная транзакция №13:

  • Принять извинения
  • Ошибка № 1 при принятии извинения:

Слишком легко простить

  • Ошибка № 2 при принятии извинения:

Задать трепку или Избиение праведников

  • Ошибка № 3 при принятии извинения:

Принятие извинений с условиями

Эмоционально грамотная транзакция № 14:

Пример: две стороны извинения

Эмоционально грамотная транзакция № 15:

  • Просить о прощении — Эмоционально грамотный способ просить прощение за действия, которые глубоко ранили другого человека.
  • Пример: Просьба о прощении, которая не сработала

Выводы: принятие ответственности

Глава 8. эмоциональная грамотность для семейных пар и детей

Равенство и честность в близких взаимоотношениях

Равенство

Честность

Добрачные эмоциональные соглашения

Честность – лучшая политика

Наведение порядка

Пересмотр, пересмотр, пересмотр

Прогулка в лесу

Эмоциональная Грамотность и Дети

Неправильный способ и правильный способ

Лучший подход

Руководство по Эмоциональной Грамотности для детей

Пусть Ваше сердце будет открытым

Не применяйте силовые игры к детям

Будьте честными

Перестаньте все контролировать

Понимайте демонов своих детей

Знакомьте детей с ресурсами эмоциональной грамотности

Обучите детей эмоциональной самозащите

Будьте терпеливы

Глава 9 эмоциональная грамотность на рабочем месте

Практикуйте то, что проповедуете

Начало изучения Эмоциональной Грамотности и группа

поддержки

Десять заповедей Эмоциональной Грамотности

Книга третья эмоциональный воин

Старые порядки

Понимание силы контроля

Пути к обретению силы

Многообразие личной силы

Наш внутренний враг — Критикующий Родитель

Семь источников силы

Переход в новое тысячелетие

Выводы: Эмоциональный Воин

Заметки для философов

Любовь как фундаментальное благо

Ложь и честность

Истина

Жестокость и тёмная сторона

Жестокость и насилие

Критикующий Родитель

Приложение a

Опросник эмоционального осознания

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Рабочие материалы для тренинга Эмоциональной грамотности

ЛИТЕРАТУРА

УДК 59.942:316.613.61 ББК 88.3 Ш87

Перевод и издание книги сделаны с разрешения автора.

Copyright © 2003 by Claude M. Steiner. Ph.D.

Перевод и издание книги сделаны по лицензии издательства Personhood Press, USA.

For information address: Personhood Press “Books for ALL that you are!” Post Office

Box 370 Fawnskin, California 92333 800.662.9662 email: personhoodpress@att.net

The primary territory will include Ukraine and Russian Language populations worldwide.

LICENSOR Isaieva Nataliia.

For information: email burbann@gmail.com

Все права на издание книги в Украине и на русскоязычном пространстве принадлежат Исаева Наталия Владимировна.

For information: email burbann@gmail.com

Все права защищены. Любая перепечатка издания является нарушением авторских прав. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена без письменного разрешения владельцев лицензии и авторских прав.

Рецензии:

Булгакова Катерина – первый в Украине сертифицированный транзактный аналитик Европейского реестра в области психотерапии – СТА-P-ЕАТА, предварительный тренер и супервизор в области психотерапии – PTSTA-P-ЕАТА, инструктор 101 курса.

Cевальнева Зарина – сертифицированный транзактный аналитик – СТА, организатор приезда Клода Штайнера в Украину.

Парходько Анна – кандидат психологических наук, сертифицированный транзактный аналитик, предварительный тренер, предварительный супервизор транзактного анализа в области психотерапии, член Украинской, Европейской и Международной организации ТА, член Украинского союза психотерапевтов.

Клод Штайнер. Эмоциональная грамотность: интеллект с сердцем. Руководство по улучшению личных и профессиональных отношений. – Киев: ТОВ «НВП «Интерсервис», 2016. – с.

Emotional Literacy; Intelligence with a Heart. Learn how to ashive better personal and professional relationalships. Copyright © Claude M. Steiner. Ph.D., Personhood

Press, USA, ISBN 1-932181-02-4

ISBN 978-617-696-466-7

Книга известного мастера практической психологии Клода Штайнера посвящена эмоциональному интеллекту и эмоциональной грамотности. В книге описан подход, разрабатываемый автором на протяжении 20 лет, и представлено практическое руководство по развитию понимания себя, своих и чужих чувств.

Клод Штайнер приводит серию упражнений и пошаговое описание тренинга эмоциональной грамотности, следование которым позволит улучшить качество личного и профессионального общения. В книгу включена шкала эмоциональной осознанности и эмоциональный опросник, также глава по обучению эмоциональной грамотности детей.

Книга написана живым и понятным языком, автор использует жизненные и практические примеры как иллюстрацию подхода. Книга будет интересна тем, кто интересуется эмоциональным интеллектом и методом Транзактного анализа, и тем, кто обучается, обучает и практикует.

Эта книга будет интересна и широкому кругу читателей, которые хотели бы улучшить свои отношения с родными и партнерами, быть в гармонии с собой.

ISBN 978-617-696-466-7

© Клод Штайнер / Claude Steiner, Ph.D., Personhood Press, USA

Источник: http://www.mir-ta.ru/knigi-1/jemocionalnaja-gramotnost-intellekt-s-serdcem/

Развитие эмоциональной грамотности HR-а: 4 важных шага

Эмоциональная грамотность. Интеллект с сердцем

Работая с людьми в крупных компаниях уже более 15 лет на разных позициях и пройдя путь от инспектора отдела кадров, рекрутера до руководителя HR-группы, могу с уверенностью сказать, что эмоциональная грамотность – это основа для любого руководителя, который работает с людьми, и для HR-ов всех уровней и направлений.

Согласование понятий

Итак, давайте разберемся в терминах, чтобы одинаково понимать их использование далее: эмоциональный интеллект и эмоциональная грамотность.

Термин «эмоциональный интеллект» ввели Питер Сэловей и Джон Майер – психологи и исследователи.

Они описывали эмоциональный интеллект как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. Согласно их модели, эмоциональный интеллект включает следующие ментальные способности:

1. Способность безошибочно воспринимать, оценивать и выражать эмоции.

2. Способность иметь доступ и вызывать чувства, чтобы повысить эффективность мышления.

3. Способность к пониманию эмоций, эмоциональному познанию.

4. Способность к осознанной регуляции эмоций, управлению эмоциями, повышению уровня эмоционального и интеллектуального развития.

Позже, в 1979 году Клод Штайнер впервые использовал термин «эмоциональная грамотность» в книге «Лечение алкоголизма». Штайнер описывает разницу между эмоциональным интеллектом и эмоциональной грамотностью: эмоциональная грамотность – это эмоциональный интеллект, находящийся в сердце.

В позитивной психотерапии есть понятие двух базовых способностей, с которыми рождается каждый человек: это способность знать (познавать мир, быть логичным и рациональным) и любить (чувствовать сердцем).

Со временем развития человека, под влиянием родителей и общества, базовые способности дифференцируются, раскрываются и переходят в 30 актуальных способностей, которые присущи каждому человеку.

Половина из них называются первичными, они «родились» из базовой способности любить (это любовь-принятие, доверие, целостность, нежность, контакт и др.).

Вторая половина называется вторичными, и они произошли из способности знать (аккуратность, целеустремленность, точность, пунктуальность, терпение и т.д.)

Так вот, все что первично – это о любви, а все что вторично – о нашей рациональности. Именно поэтому начинать личные осознания нужно с сердца, а точнее – с эмоциональной грамотности. А интеллект – это уже вторично, наше рацио.

Читайте еще: Как развивать креативность сотрудников

Цель развития эмоциональной грамотности

Цель в том, чтобы помочь людям сотрудничать, не применяя манипуляцию и насилие, используя эмоции сопереживания для улучшения качества жизни и объединения.

Если мы эмоционально грамотны – мы можем называть и понимать наши эмоции, сделать так, что эмоции будут работать на пользу нам и окружающим нас людям, а не против нас. Мы учимся контролировать сложные эмоциональные ситуации, которые часто приводят ко лжи, нападкам, борьбе и ранят других людей, а взамен наслаждаться такими эмоциями как радость, любовь и надежда.

Шкала эмоционального осознания

На шкале эмоционального осознания можно увидеть, что существует две крайности: нулевая осознанность и абсолютная осознанность (и две эти крайности вряд ли встречаются в реальной жизни). Остальные же уровни интересны для нашего рассмотрения и самодиагностики, как для рабочей, так и для личной жизни.

Мы все привыкли, что HR-у «положено» быть эмпатичным. Но посмотрите на шкалу, сколько этапов нужно пройти до того, как действительно эмпатия сможет проявиться и стать частью вашей модели поведения.

Детальнее о том, что подразумевает под собой каждый этап шкалы, можно прочесть в книге К. Штайнера «Эмоциональная грамотность: интеллект с сердцем», которая совсем недавно была переведена на русский язык Украинской ассоциацией транзактного анализа.

В этой заметке я предлагаю алгоритм того, как можно развивать вашу эмоциональную грамотность, а вместе с ней и первичные способности, и как можно учить этому ваших сотрудников и управленцев.

Нулевой шаг. Спрашивать разрешение

Если вы хотите поговорить о чувствах или эмоциях с другим человеком, обязательно спросите перед этим разрешение. Есть вероятность, что человек может быть не готов именно в этот момент обсуждать такую тему.

Как можно задавать такой вопрос:

  • Я бы очень хотела с тобой поделиться тем, что меня волнует.  Тебе удобно сейчас об этом поговорить или договоримся о другом времени?
  • Я хотела извиниться перед тобой за вчерашнюю ситуацию. Когда ты готов будешь меня выслушать?
  • Между нами что-то происходит и мне это не нравится. Мы можем поговорить об этом?

Первый шаг. Открыть сердце

Открывать свое сердце можно, общаясь с понимающими людьми/коллегами, и для такого общения есть несколько важных составляющих.

Но прежде рассмотрим еще один термин.

«Поглаживание» – это термин из теории транзактного анализа. «Поглаживания» бывают физическими и вербальными.

Физические «поглаживания» – это любая форма контакта: прикосновение, объятие, поцелуй, похлопывания по спине, держание за руку и т.д.

Вербальные «поглаживания» – это заявления, в которых дается положительная оценка  особенностей другого человека. Эти заявления могут касаться внешности человека, его одежды, интеллекта, компетенций, навыков, опыта и т.д.

Например, похвалить человека за отлично сделанную работу или подарить букет цветов – это «поглаживания».

И вот составляющие для открытия сердца:

  1. Давать внимание («поглаживания»).
  2. Просить внимания («поглаживания»).
  3. Принимать внимание («поглаживания»).
  4. Отвергать внимание («поглаживания»).
  5. Давать внимание («поглаживания») самим себе.

Пример из жизни. Есть такие коллеги, которые постоянно требуют вашего внимания. А вы, конечно же, не можете им отказать.

Ведь вам кажется, что ваша должность предполагает быть на все 100% доступной для диалога с сотрудниками, и тем более с менеджерами.

 Но вы абсолютно точно можете вежливо и с открытым сердцем отказать любому человеку в диалоге, если считаете это необходимым.

Вы можете учиться произносить фразу «Спасибо, но нет», когда кто-то вызывает вас на разговор, к которому вы не готовы, или требует вашего внимания, которое вы не можете сейчас дать.

Также открыто вы можете принимать «поглаживания» от ваших коллег/сотрудников и просить о «поглаживаниях»,  если вы чувствуете в этом необходимость. Это могут быть просьбы об обратной связи, о хорошо выполненной работе, о достижении рабочего результата.

И если руководитель сам не говорит вам/сотрудникам о том, что работа была выполнена хорошо, точно можно об этом спрашивать, получая такие «поглаживания».

Пример из жизни. Когда люди настойчиво интересуются, «почему ты такой невеселый/без настроения/не улыбаешься», можно открыть свое сердце и поговорить с коллегой об этом, т.е.

принять его внимание, либо вежливо отказаться отвечать на вопрос, тем самым отвергнув внимание.

Любое ваше действие нормально, важно только проявлять вежливость в любом из вариантов ответа.

Читайте еще: Как определять ведущие мотивы сотрудников и составлять мотивационные карты

Второй шаг. Анализ эмоциональной обстановки

Вы сосредоточены на изменениях своих эмоций и эмоций окружающих людей. Воспринимая все с открытым сердцем, вы стараетесь понять эмоции и их причины.

Составляющие этого шага следующие:

  1. Высказать заявление действие/чувство.
  2. Принять заявление действие/чувство.
  3. Выявить интуитивные догадки (фантазии).
  4. Прояснить интуитивные догадки (фантазии).

Пример из жизни. Несколько раз в моем опыте были ситуации, когда человек в достаточно грубой форме прерывал мою речь. В этот момент я чувствовала в себе обиду и раздражение, и даже нарастающую агрессию. И при этом я просто вежливо молчала, т.к. этот человек был выше меня по должности и мне казалось, что это правильная стратегия моего поведения.

И только когда я научилась высказывать свои чувства прямо – эффективность нашего взаимодействия выросла.

Я сделала это простым текстом: «Когда ты прерываешь меня на полуслове, я чувствую обиду и раздражение. Мне кажется, что ты недооцениваешь мою квалификацию, поступая таким образом».

После такого высказывания собеседник понимает, какой эффект производит его поведение, и может осознанно изменить его.

Учиться самому и помогать коллегам в выражении своих эмоций – дело непростое, но оно точно того стоит. Потому что результат – это открытость, понимание и коммуникация без манипуляций.

Применения заявления действие/чувство также помогает разделить конфликтную ситуацию на составляющие: что произошло и что вы почувствовали («Когда ты не отвечаешь мне на письма, я чувствую досаду и бессилие»). В эмоционально грамотных отношениях любое, даже самое маленькое эмоциональное событие берется во внимание.

Третий шаг. Принятие ответственности

Вы понимаете, что ваши мелкие и крупные ошибки делают больно окружающим вас людям. Вы извиняетесь и заглаживаете свою вину.

Составляющие этого шага:

  1. Извиниться за свои ошибки.
  2. Принять извинения.
  3. Отвергнуть извинения.
  4. Попросить прощения.
  5. Простить.
  6. Отказать в прощении.

Пример из жизни. Если вы чувствуете, что возникла такая рабочая ситуация, когда в процессе коммуникации произошел конфликт, и что один из собеседников обидел второго – можно помочь ему взять ответственность на себя и извиниться перед коллегой. При этом нужно понимать, что коллега имеет право извинения не принять и отказать в прощении.

Если вы выступаете третьей стороной в этой ситуации, медиатором конфликта,  вы можете обсудить с каждой из сторон варианты эмоционально грамотного поведения.  Если же вы один из участников конфликта – следуйте этим составляющим, принимайте на себя ответственность, принимайте или отвергайте извинения.

Прощайте или отказывайте в прощении, чтобы обдумать ситуацию, и, возможно, вернуться к ней позже.

Зачастую HR-ы – это люди с открытым сердцем. И часто они могут страдать от того, что становятся буквально рабами чувств других людей, которые не умеют распоряжаться своими эмоциями, часто теряют контроль над собой.

  Из своего опыта я знаю, что проще давать внимание («поглаживание») другим, чем себе самому – а этот навык ох как необходим для поддержания нашей внутренней «окейности», уверенности в себе.

Поэтому очень хочу, чтобы коллеги учились заботиться о себе, своих чувствах и эмоциях, понимали других и могли пояснить простыми словами своим коллегам, для чего им быть эмоционально грамотными.

Читайте еще: Профессиональное выгорание HR-менеджера: как распознать и предупредить

10 заповедей эмоциональной грамотности

1.Сделайте любовь центром своей эмоциональной жизни. Эмоциональный интеллект, направленный на сердце, вдохновляет всех, кто им занимается.

2. Эмоциональная грамотность требует отсутствия секретов. Не лгите – за исключением случаев, когда ваша безопасность и безопасность других людей под угрозой.

3. Заявляйте о том, как вы себя чувствуете и чего вы хотите. Если вы этого не сделаете, никто это не сделает за вас.

4. Эмоциональная грамотность требует, чтобы вы не применяли силовые игры к другим. «Мягко, но твердо» просите то, что вы хотите, пока не будете удовлетворены.

5. Не позволяйте другим втягивать вас в силовые игры. «Мягко, но твердо» отказывайтесь делать то, чего вы не хотите делать по собственной воле.

6. Уважайте мысли, чувства и желания других настолько, насколько уважаете свои собственные. Но помните: уважать идеи не значит подчиняться им.

7. Извиняйтесь и заглаживайте вину за свои ошибки. Это поможет вам.

8. Не принимайте ложных извинений. Если вы не верите в извинения, не принимайте их. Это хуже, чем не получить никаких извинений.

9. Любите себя, других и правду в равной степени. Никогда не жертвуйте одним ради другого.

10. Придерживайтесь этих заповедей по своему усмотрению. В конце концов, они не высечены на камне.

Желаю вам благоприятного климата в компании и домашнем окружении для развития вашей эмоциональной грамотности!

Материал подготовлен по мотивам книги «Эмоциональная грамотность: интеллект с сердцем». Руководство по улучшению личных и профессиональных отношений», Клод Штайнер

Анна Метельская, основатель коучинг студии «Крок-за-Кроком», организационный коуч, консультант в методе позитивной психотерапии, HR-эксперт

Источник: https://prohr.rabota.ua/razvitie-emotsionalnoy-gramotnosti-hr-menedzhera-3-vazhnyih-shaga/

Психодоктор
Добавить комментарий