Гештальт-сказка как мальчику весь мир должен был.

Содержание
  1. Приёмы психоанализа в советской детской сказке и другие особенности творчества Виталия Губарева
  2. Сын поповны и певец пионерии
  3. Зоя Воскресенская, работал на советскую разведку в годы Второй Мировой
  4. Приключения девочки, которая встретила саму себя
  5. Трое на острове
  6. Путешествие на Утреннюю Звезду
  7. В Тридевятом царстве
  8. Закрой гештальт и спи спокойно | Социум | Наша Психология
  9. Кассир с пулеметом
  10. Ударили по правой щеке, подставь левую
  11. Экологичная месть
  12. Прайс на обиду
  13. Педагогика от гештальт-терапии – Психологос
  14. Послушный ребенок – повод для тревоги, утверждает гештальт-терапия
  15. Любым эмоциям – зеленый свет!
  16. Любовь к ребенку должна быть безусловной, убеждены гештальт-терапевты
  17. Дети должны самостоятельно принимать решения по поводу своей жизни
  18. “Человек-фантом”
  19. Гештальт – что это? Гештальт-терапия: техники
  20. Важнейший принцип
  21. Принцип возникновения и разрушения гештальт-структур
  22. Понятие о незавершенном гештальте
  23. Осознавание
  24. Ответственность
  25. Принцип «здесь и сейчас»
  26. Виды гештальт-техник и заключение контракта
  27. «Горячий стул» и «пустой стул»
  28. Концентрация и экспериментальное усиление
  29. Работа с полярностями
  30. Работа со сновидениями

Приёмы психоанализа в советской детской сказке и другие особенности творчества Виталия Губарева

Гештальт-сказка как мальчику весь мир должен был.

Многие из нас в детстве любили сказку о девочках-«попаданках» в Королевство кривых зеркал, Олю и её близнеца из Зазеркалья Яло. У этой сказки есть автор, и его зовут Виталий Губарев.

А у Губарева, конечно, были ещё сказки, которые можно сейчас назвать незаслуженно забытыми. И которые, может быть, стоит перечитать (и пересмотреть) со своими детьми.

Хотя бы потому, что старые сказки всегда немного завораживают — а советские сказки стали теперь совсем другой эпохой, и даже не каждое слово из них дети понимают.

Сын поповны и певец пионерии

Когда Губарева вспоминают в прессе, то больше, чем творчество, уделяют внимание происхождению.

От крепостных он был родом или от помещиков? Воевал его отец на стороне белых или сгинул не в боях, а от чего-то куда более прозаического, что сопровождает любую гражданскую войну — тифа, голода, оказавшись на пути грабителя, от шальной пули на улице? Вопрос интересный, но творчества писателя он собой закрывать не должен.

Другая любимая тема — участие Губарева в создании легенды вокруг Павлика Морозова.

Действительно, Виталий Георгиевич участвовал в освещении жестокого убийства мальчиков Морозовых и впоследствии написал (а потом и пару раз переписал) книгу и о жизни Павлика, и о смерти, и о процессе над убийцами, опираясь, прежде всего, на официальную версию дела. Но всё же и эта книга составила лишь малую часть его творчества.

Прихоть художника: Павлик Морозов на обложке срисован с молодого Виталия Губарева

Виталий Георгиевич вырос на хуторе в станице Кущевская. Его мать была дочерью священника, так что, независимо от происхождения отца, Виталию и его семье приходилось скрывать своё происхождение. Бабушка будущего детского писателя была начальницей школы на соседнем хуторе, Большая Козинка. Революцию Губарев застал в пятилетнем возрасте.

Первый рассказ Виталия, о дружбе в пионерском лагере городских и деревенских ребят, был опубликован в ростовском журнале «Горн», когда мальчику было всего четырнадцать. Но ничто ещё не предвещало, что писательство станет его профессией.

Публикации не сыпались одна за другой, Виталий вёл обычную подростковую жизнь. Закончил девятилетку. Пошёл работать в газету для деревенских школьников «Дружные ребята», потом перешёл в «Пионерскую правду» и даже некоторое время был её главным редактором.

В Москве увидел свою бывшую одноклассницу, влюбился, женился.

Не у всех детских писателей сложная биография. Не каждый, как

Зоя Воскресенская, работал на советскую разведку в годы Второй Мировой

, или, как Агния Барто, искал (и находил) семьи сотням потерявшихся во время войны детей. Губарев был рядовым журналистом, писал рассказы для детей. До 1951 года ничто даже не предвещало, что он войдёт в историю детской литературы. В 1951 Губарев опубликовал «Королевство кривых зеркал».

Приключения девочки, которая встретила саму себя

Хотя ещё в двадцатых годах в СССР был провозглашён курс на равенство возможностей для мальчиков и девочек, представить себе девочку активной героиней книги или фильма, с приключениями сложнее выяснения отношений на дворовой улице, было сложновато. Губарев взялся за героиню, которой почти не представлял никто — девочку, которая может не только глядеть и удивляться, но и противостоять злодеям, и спасать от смерти людей. Прообразом для персонажа стала его дочка Валерия.

Став отцом дочки, Виталий Георгиевич, вероятно, задумался, почему так мало книг о приключениях девочек, и написал сказку об Оле и Яло

Сюжет о девочке, попавшей в Зазеркалье, был бы вторичен, если бы не одна деталь. Пионерка Оля попадает в мир по ту сторону зеркала для того, чтобы, прежде всего, встретиться с самой собой.

Неизвестно, знал ли Губарев что-то о психоанализе и что именно, но сказка его вышла о классическом познании своей «тёмной» стороны и признании её своей частью. И о том, что не такая уж она тёмная и можно с ней сотрудничать.

И о том, что в конечно итоге познание и принятие себя приводит к развитию личности, к обретению своей силы.

Само собой, дети видели совсем другое. Оля, оказавшись по ту сторону зеркального стекла, знакомится с Яло, своим отражением, и словно со стороны смотрит на все свои недостатки. Вместе они отправляются навстречу приключений в мир внутри картины, мир, где правят глупый король и его жадные приближённые, где правит ложь, а за правду может ждать смертная казнь.

В этом мире девочки вовсе не всесильны, им всё ещё по девять лет, и все их недостатки — с ними. Но им хватает смелости и смекалки, чтобы среди могущественных интриганов спасти приговорённого к смерти мальчика, да и самим много раз спастись. Ну и, конечно, приключения закаляют характер пионерки, а возможность взглянуть на себя со стороны даёт многое понять.

Встреча Анидаг и Оли с Яло глазами советского иллюстратора Ушакова

Трое на острове

Как и в «Королевстве кривых зеркал», взрослому человеку в этой повести видна назидательность. Советские же дети видели необыкновенные приключения, в которые ввязался главный герой со своими друзьями из-за того, что получил волшебную силу, которой не хватило ума распорядиться.

Школьник Боря — мечтательный лентяй. Про пиратов ему читать интереснее, чем выполнять свои обязанности по дому (которые в ином случае лягут на плечи работающей матери). Однажды он находит в шкафу платок своей бабушки, который оказывается волшебным.

Развлекая себя и друзей, Юру и Милу, он превращает Юру в чернокожего, а потом переносит всех на необитаемый остров с, конечно же, пиратами.

Но платок оказывается утерян из-за беспечности Бори, и трём детям приходится выживать и разыскивать платок, полагаясь только на свои руки, головы, умение работать сообща и личную отвагу.

В восьмидесятых по сказке о мальчике с волшебным платком сняли мультфильм

Поисковых систем во времена Губарева не было, что искать в библиотеках, он вряд ли знал, так что в рассказе можно найти удивительные вещи — например, Юра срывает со ствола пальмы трут, а капитан пиратов перед боксёрским поединком, совсем как на современных соревнованиях, жмёт руку противнику.

И всё же рассказ выдержан вполне в духе современного нам фэнтези.

Читатель сначала вместе с главным героем восхищается полученной им силой и досадует на назидательность его товарищей, а потом сопереживает своему ровеснику, у которого только чтобыли все возможности, а теперь остались только вызванные этими возможностями проблемы.

Есть в сказке и то, что сейчас бы мы назвали социальной тематикой. Юра на своей шкуре узнаёт, что то, что в одной ситуации — развлечение (побыть чернокожим, чтобы всех удивить), в другой может стоить свободы и даже жизни.

Обычная, даже стереотипная на первый взгляд девочка Мила оказывается способна бесстрашно кидаться на защиту друга.

А пираты и им подобные личности, это, конечно, интересно в книжках и кино, но в жизни они, в первую очередь, очень жестокие люди, а не просто персонажи для того, чтобы какой-то персонаж со шпагой мог геройски на их фоне покрасоваться.

Возможно, по современным меркам книга пропагандирует насилие, но детей можно понять. Только что капитан пиратов пытался повесить ставшего чернокожим Юру!

Путешествие на Утреннюю Звезду

Повесть начинается как волшебная сказка, но волшебство по факту нужно только для того, чтобы забросить трёх мальчиков, девочку и её дедушку на далёкую планету в созвездии Волосы Вероники. Там они встречают представителей сразу двух вышедших в космос гуманоидных цивилизаций, и фэнтези плавно превращается в фантастику.

Мальчиков зовут в точности, как трёх богатырей, девочку — Вероникой, но дедушка дал ей прозвище «Забава» в честь героини богатырских былин, племянницы князя Владимира. Автор делает инопланетян гуманоидами, которых можно понять земному человеку, но ни в коем случае не людьми.

У них иная биология и, например, равенство достигло таких высот, что вопрос «какого ты пола?» не имеет значения (очевидно, вне процессов размножения).

По-иному могут выглядеть чужие рассветы, инопланетные растения, насекомые и животные, и автор устами дедушки Забавы вкратце поясняет, от каких природных механизмов зависит такая вариативность.

Дети, оставшиеся на космическом корабле дежурными, отлучаются и становятся жертвами цветов-вампиров

Среди приключений детей (и высказываемой морали, конечно) есть место живым деталям, благодаря которым сказка теряет обычную для своего времени схематичность.

Например, при виде того, как хищный ящер жестоко, кусками, пожирает травоядного, один из мальчиков говорит, что не может на это смотреть, и просит уйти.

В другой момент дедушка расстраивается от того, что борода кажется чем-то некрасивым инопланетянам.

Гуманоиды, обнаруженные землянами, жестоко воюют друг с другом. Те, что положительные (и исповедуют равенство) живут на погибающей старой планете и пытаются колонизировать молодую, новую, без признаков разумной жизни.

Отрицательные (или, точнее, их армия и элита) стремятся этому помешать и полностью убили первую экспедицию из сорока тысяч учёных.

А наши герои, конечно, пытаются чем-то помочь хорошим — в меру своих обычных, очень человеческих сил.

В Тридевятом царстве

Возможно, кто-то из читателей помнит эту сказку, где спортсменка и юная королева меняются местами, по экранизации, но в фильме довольно много расхождений с книгой в деталях.

Так, Оксане на самом деле семнадцать, и она — лыжница, а не фигуристка, и напарника-мальчика у неё нет. За Изабеллу её принимают только потому, что увидеть в ней королеву очень-очень хочется окружающим: Оксана мускулистее, у неё немного другие черты лица.

Правда, волосы и глаза очень похожи и у обеих на коленке есть родинка.

В сказке Изабелла хочет выйти замуж за простого парня и потому убегает, в фильме ей хотелось просто покататься на коньках

В любом случае, оказавшись на месте девочки-королевы, Оксана узнаёт обратную сторону политики и кое-что об основах экономики.

Среди приключений с посещением привидений, погонями, поджогом самолёта и бесконечными интригами придворных заходит речь о прожиточном минимуме, экономике колониализма, лоббировании интересов крупного бизнеса и о том, как мало может сделать порой даже самый добрый и прогрессивный государь — ведь настоящая власть заключается не в титуле.

Оксане приходится покинуть королевство Изабеллы, так и не сумев устроить настоящих реформ и чужом избежав заточения в психиатрической клинике. Не очень обычная концовка для советской сказки.

Великолепный Папанов в роли злодея-олигарха

Конечно, многих родителей может смутить «идеологизированность» сказок Губарева, но любая сказка несёт на себе отпечаток своей эпохи, и это, кстати, всегда хорошая тема для разговора с детьми. А придраться при желании можно к любой сказке. Астрид Линдгрен, например, совсем недавно серьёзно упрекают в том, что в её книгах содержится пропаганда суицида, неуважение к отцам и другие грехи.

источник

25.04.2018

отсюда

Источник: http://intofact.ru/priyomy-psihoanaliza-v-sovetskoj-detskoj-skazke-i-drugie-osobennosti-tvorchestva-vitaliya-gubareva-2/

Закрой гештальт и спи спокойно | Социум | Наша Психология

Гештальт-сказка как мальчику весь мир должен был.
Мстить или не мстить? Вот в чем вопрос. Наша психика устроена так: если мы не ответили обидчику – изо дня в день, снова и снова в своих мыслях начинаем прокручивать диалог с ним.

Как бы мы поступили, если бы могли обратить время вспять? Такие вымышленные диалоги и сцены могут довести до полного истощения, замешательства, депрессии, а иногда полностью изменить ход жизни.

Представьте себе, что вас обидели. Неожиданно, неприятно и явно незаслуженно.

И состояние шока, который вы испытали, не позволило трезво взглянуть на ситуацию. Таких простых и сложных «незавершенных гештальтов» мы набираем за жизнь тонны. Они отравляют не только мысли, но и жизнь, не дают строить отношения с новыми людьми. Из-за чего поведение выглядит, мягко скажем, неадекватным.

Незавершенность одной ситуации может проявляться в совершенно непредсказуемых местах, как в анекдоте про коммунальную квартиру: «Не стоит извиняться, я уже вам в борщ написал!»

Кассир с пулеметом

В кино часто показывают, как пациенту, пришедшему к психологу, тут же предлагают найти старых обидчиков, зачастую из детства, и реабилитировать свою психику – поговорить с ними или постоять за себя, не проглатывая старую обиду.

Это отлично показано в фильме Питера Сигала «Управление гневом».

Психолог (Джек Николсон) едет вместе со своим клиентом (Адам Сэндлер) к школьному задире, который обижал его в детстве, с задачей рассказать ему о том, что его пациент издевался над больной сестрой бывшего одноклассника и заодно с юморком пройтись по его нынешней ценности – Будде. Эти всего лишь слова, не подтвержденные никакими фактами, заставляют задиру, ставшего буддийским монахом, вступить в драку с главным героем, а главному герою открывают скрытые ранее горизонты смелости. От драки он умело сбежал, но отомстить отомстил.

Тот же психолог правильно оценил своего клиента: «Гневные люди делятся на два типа: эксплозивный и имплозивный. Эксплозивный – это, например, человек, который орет на кассира за то, что тот отказался принимать у него купоны, а имплозивный – это кассир, который день за днем спокойно слушает это, а потом берет автомат и отправляется расстреливать случайных прохожих. Ты – кассир!»

Спешу заметить, что таких «кассиров» в нашем обществе очень много. И им только дай пулемет.

Ударили по правой щеке, подставь левую

Святых на нашей бренной земле, как известно, немного, несколько человек на два с половиной века. А вот бессознательное есть у каждого человека, и, даже если ему кажется, что он давно простил обидчика, бессознательное ищет вариант отмщения.

И вот – бац! – ты весь такой хороший, всем все простил и не обижаешься, но на ровном месте высказываешься обидно или устраиваешь как бы случайно маленькую гадость, а потом удивляешься – как это справедливость ловко восторжествовала! Это не справедливость, которая, как известно, всегда субъективна, это ты своими (или чужими) руками отомстил и даже не заметил этого.

А те, кто говорит: «Я простил и забыл!» – нагло врут себе и другим, ибо если обида смогла возникнуть, значит она затаилась и прощением ее не прикроешь, как кучку навоза розами.

Прощение, или более точно попущение, возникает тогда, когда, посмотрев в глаза человеку, ты понимаешь, что сказать тебе, собственно, нечего не потому, что нет слов, а потому, что не хочется ничего говорить! Как в фильме «Москва слезам не верит» Катерина говорит Родиону: «Я столько лет репетировала нашу встречу с тобой, все представляла и представляла, что скажу тебе, как это будет выглядеть, а теперь даже сказать нечего!»

С точки зрения психологии такой феномен объясняется тем, что конфликт у нас происходит, как правило, не с самим человеком, а с его проекцией, то есть с нашим представлением о нем. А когда мы видим живые глаза, открываем рот, чтобы сказать что-то, – тут-то все коварные планы либо улетучиваются, либо нас отпускает оттого, что мы просто получили возможность высказаться.

В фильмах главные герои перед отмщением всегда высказываются и дают высказаться другому. А совершают задуманное после общения они только потому, что по закону жанра мирный расход сторон выглядел бы как-то странно.

Есть, конечно, очень принципиальные люди, для которых совершать задуманное, даже если оно не актуально, тоже залог внутренней целостности, но это редкость. Эти люди, как правило, очень несчастны в жизни, ведь они забывают главный ее закон – не человек существует для принципа, а принцип для него, поэтому его всегда можно поменять.

Экологичная месть

Случается тогда, когда у нас нет возможности поговорить с живым обидчиком. Для творческих личностей подойдет такой способ: написать рассказ, в котором главный герой мстит во всех красках своему обидчику. Гештальттерапевты предлагают поставить перед собой стул, представить себе на нем обидчика, высказать ему все и дать в морду с ноги.

Вы можете сделать с этим стулом или с любым предметом то, что вы так хотели бы сделать для восстановления справедливости. Можно и просто описать ситуацию такой, какая она была, а вот в конце вспомнить заветное «если бы…» и написать конец такой, какой бы вам хотелось.

Сублимированная обида может вас привести к созданию «Фейсбука», как Марка Цукерберга, или к полному жизненному краху, это зависит от талантов и удачи.

Самая неэкологичная месть – это искать союзников против вашего обидчика. Внутренний гнев при этом будет нарастать, вы еще больше будете чувствовать себя жертвой в этой несправедливой жизни. А такая позиция негативно отражается на самооценке и последующих жизненных выборах, жертва ведь палача всегда себе найдет.

Прайс на обиду

Вариант «око за око, зуб за зуб» не помогает, потому что у большинства людей человечных и нормально воспитанных такая тупая месть вызывает чувство вины, раскаяние, злость на себя и, самое главное, не приносит совершенно никакого облегчения.

К тому же обида часто бывает мнимой, надуманной, не так понятой, а причиненный от мести вред – настоящий, из-за чего потом придется раскаиваться в содеянном. Но уже будет поздновато.

Гештальт необходимо закрыть для своей психики, но желательно сделать это так, чтобы не разрушить чужую. Из любого конфликта можно выйти в плюсе, если руководствоваться принципами рациональной мести.

С одной стороны, мстящий человек не должен бояться рискнуть всем ради отмщения, с другой же – он должен преследовать свои интересы, а не просто доказывать свою правоту.

Эмоция мести, конечно, иррациональна, затмевает рассудок и подчиняет человека себе до тех пор, пока не будет хоть чуть-чуть разряжена.

Но мы тем и отличаемся от животных, что не следуем только своим инстинктам, а стараемся быть выше их и сильнее, пусть это получается и не всегда. Разум помогает голове вынырнуть и среагировать так, как свойственно человеку разумному, а не пещерному…

Важно задать себе вопрос: что вы хотите получить от мести? И тут есть четкий ответ: вернуть свою целостность и/или получить компенсацию. По сути, месть – это цена обиды, перенесенного морального ущерба, которую определяет субъективно сама жертва и предъявляет ее обидчику. Если цена не заплачена – гештальт остается открытым и начинает гнить внутри.

Одному человеку для восстановления внутренней целостности достаточно просто устного извинения, а другому нужна пролитая кровь обидчика. Именно для «других» и существует уголовный кодекс.

Цена, как известно, зависит от субъективной ценности, а для сохранения психологической целостности лучше не накапливать себе должников.

Механизм разумной реакции:

1. Сначала стоит заявить о перенесенной обиде. Этому можно научиться у героев кино: «Зачем ты это говоришь?», «Зачем ты это делаешь, специально чтобы обидеть меня?», «Неужели ты не понимаешь, что я тоже живой и что мне больно!». Более красивые варианты: «Я не ожидал(а) от тебя такого поведения!», «Ты разрушил(а) все лучшее, что было!», «Ты меня растоптал(а), уничтожил(а)!».

Вдруг выяснится, что произошло недоразумение и человек случайно обидел вас или вы что-то недопоняли.

В одном рассказе, к сожалению не помню автора, было потрясающе описано, как муж тайком подрабатывал после работы, чтобы сделать жене сюрприз – достойный подарок на Новый год.

Жена заподозрила его в изменах, начала приносить домой цветы и загадочно пропадать, чтобы отомстить ему. Так они чуть не развелись, пока не состоялся откровенный разговор. Узнав тайну, она, конечно же, сильно пожалела и более прежнего стала его ценить.

2. После того как последует реакция, принято произнести уничижительную речь. И этому тоже учат в кино: «Я думала, ты человек, способный чувствовать и мыслить, а ты животное, которое только потребляет и переваривает!»

3. «Я жду от тебя…» (ваше решение): «что ты никогда больше не появишься в моей жизни!», или «извинений», или «я надеюсь, что ты больше не будешь так поступать!», или то, что вы считаете правильным для восстановления вашего ощущения справедливости.

Да, конечно, получается очень похоже на сценку драмкружка районного масштаба. Однако прояснение, а в особенности решение, часто исчерпывает тему, что явно лучше ядовитой мести.

Татьяна Волкова,
психолог, имидж-консультант, коуч

Она готовит месть холодной и подает к десерту… Месть – на редкость вредное занятие. Мечтающий о мести постоянно варится в негативе, перебирая в памяти травмирующие моменты, тщательно храня в душе боль и обиду.

На подготовку эффектного ответа обидчику требуется много времени, энергии, душевных сил. И что в итоге? Счастье, ликование, удовлетворение? Вряд ли… Скорее, чувство опустошенности и физическая усталость. Куда рациональнее было бы если не простить, то хотя бы забыть.

Возникает вопрос: почему многие так увлеченно играют в игрушку «я отомщу!»?

В основе намерения мстить, как правило, лежит глубокая обида и ненависть к обидчику. А ненависть и все, что с ней связано, – чувства социально не одобряемые.

Вот нам и не хочется показывать окружающим, что мы испытываем эти «плохие» чувства. А страшно хочется выглядеть «белыми и пушистыми».

В результате вместо того, чтобы как следует позлиться на человека и «отработать» негатив, мы начинаем мстить. Якобы пытаясь восстановить справедливость.

Борис Новодержкин,
семейный психолог и психотерапевт

Не надо врать себе о всепрощении и носиться с обидами. Обижаются неудачники или те, кому заняться нечем. Успешные люди, например в бизнесе, обиды отодвигают. Но также я не могу согласиться с психологическими «эрзацами» «гуманистов»: мстить – плохо, хотеть мести – нехорошее чувство.

Месть – это эмоциональная составляющая, на которой строится человеческое понятие о справедливости. Когда мы говорим о близких отношениях, подход «оно почем?» – довольно конструктивный. Я обидел и прошу прощения, а мне говорят: «Чем докажешь?» Вопрос в том, готов ли обидчик расплачиваться.

Плата по «прайсу» не позволяет мести «раскрутиться»: человек меня обидел, я в ответ – еще больше, в итоге может возникнуть нарастающий долг у обоих.

Важно правильно рассчитать цену. Но, забрав свой «долг», задумайтесь, хотите ли вы продолжать отношения с «обидчиком».

Источник: https://www.psyh.ru/zakroj-geshtalt-i-spi-spokojno/

Педагогика от гештальт-терапии – Психологос

Гештальт-сказка как мальчику весь мир должен был.

Гештальт-терапевты вслед за Ф.Перлзом занимаются не только терапией, а активно траслируют свои взгляды и идеологию в том числе педагогических статьях. Редакции Психологоса эта идеология совсем не близка, но если читатели хотят узнавать гештальт-подход издалека, то их типичные тезисы следующие.

  • Детям – безусловную любовь!
  • Послушность детей – опасный сигнал.
  • Прислушиваться к своим чувствам важнее, чем слушать свою голову!
  • Подавлять эмоции – вредно, поэтому разрешайте детям любые негативные эмоции.
  • Социум и родители подавляют личность ребенка, навязывают ему чужие ценности.
  • “Хорошие дети” – проблемные дети! Дети должны быть естественными, а не такими, какими их хотели бы видеть взрослые!

Если соотносить это с моделями воспитания, то ближе всего это к идеологии “Чисто поле, лес густой: естественное воспитание”, но без подкрепления желательного поведения и с провокациями на вседозволенность.

Вот одна из совершенно стандартных статей, каких в интернете сотни. К основным тезисам такой гештальт-педагогики мы позволили себе дать ссылки на статьи Психологоса, где мы даем свое видение этих вопросов.

Послушный ребенок – повод для тревоги, утверждает гештальт-терапия

Далее прямая цитата:

Очень часто можно услышать от мам или пап: “Наш ребенок такой непослушный!” Почему-то все беспокоятся о том, что ребенок “непослушный”, когда действительно беспокоится стоит в том случае, когда чадо уж слишком беспроблемное и покладистое.

Ребенок почти идеален: вежливый, услужливый, почти никогда не нарушает запреты…

Ну очень удобный малыш! Вот только вырастет ли из такого послушного ребенка счастливый, успешный и здоровый человек? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала надо понять, почему ребенок чрезмерно послушен. Если дело в особенностях его темперамента, тогда это хорошо.

А ведь может такое послушание носит вынужденный характер, когда это является следствием определенного стиля воспитания родителей (слишком жесткого или, наоборот, гиперопекающего). В этом случае следует что-то менять… Пока не поздно.

Позиция синтон-подхода другая: первая и абсолютно естественная задача разумных родителей – позаботиться о том, чтобы ребенок их слушался. Так он и жизнь себе сохранит, и быстрее освоится с жизненными задачами.

Если ребенок не слушается родителей, он все равно слушается кого-то и с кого-то берет пример, но если для него авторитет не родители, а друзья в детсаду или случайные интернет-сайты – уважаемые родители, считаете ли вы нормальным, что по факту вашего ребенка воспитывают чужие и не самые умные люди? У вас был именно такой замысел о своем ребенка? Итого, приучайте ребенка вас слушать и слушаться.

Любым эмоциям – зеленый свет!

Далее прямая цитата из статьи приверженца гештальт-терапии:

Послушный ребенок думает: “Если я злюсь, то папа и мама огорчаются.” И запрещает себе вообще проявлять негативные эмоции (а ведь их переживают все!) Да, малыш соответствует ожиданиям окружающих, но ведь негатив никуда не девается, он просто загоняется внутрь.

А потом накапливается, превращаясь во внутреннюю агрессию, которая ослабляет иммунитет ребенка и он просто “уходит в болезнь”. Более того, в добавок и самооценка падает.

Итак, что же делать? Позвольте ребенку испытывать отрицательные эмоции и обязательно научите чадо правильно их выражать (можно побить подушку, порвать газету или в безлюдном месте громко покричать). Да и родители не должны быть только “парадно-выходными”, надо быть разными, “живыми”.

Да, если человек не умеет управлять своими эмоциями, если эмоции иногда его переполняют, то лучше их выплескивать безопасными образом, по крайней мере не на людей и не превращая это в традицию, поскольку привычка чуть-то выплескивать отрицательные эмоции приводит уже не к освобождению от таких эмоций, а к психопатическому поведению. Однако, с точки зрения синтон-подхода, есть и более интересные перспективы, а именно – научиться вначале контролировать свои эмоции, а после – управлять ими. Руками вы своими вполне управляете? Точно так же можно научиться управлять и своими эмоциями, и в этом случае уже не надо ничего выплескивать. Выплескивают – плохие эмоции. А у вас, как у эмоционального развитого человека, будут эмоции только те, которые нужны вам и окружающим, которые радуют вас и поддерживают окружающих.

Любовь к ребенку должна быть безусловной, убеждены гештальт-терапевты

Типовая цитата:

Очень часто ребенок боится оказаться “плохим”, потому что родители его могут разлюбить. Это происходит тогда, когда любовь папы или мамы напрямую зависит от исполнительности дома и успешности в школе.

Стоит ему чуть оступится – его ругают (причем именно его, а не проступок: “Опять двойка! Вот бестолочь! И в кого только такой?”), и ребенку надо очень постараться опять “заслужить” благосклонность взрослых. В конечном счете, ребенок предпочитает не рисковать, не высовываться и все делать средненько…

Вот только сможет ли он в будущем достичь успеха? Что же делать? Даже в самой сложной ситуации давайте понять ребенку, что вы на его стороне и принимаете его таким, какой он есть.

В этом есть своя правда: ругаться на детей не здорово. Но это вовсе не значит, что безусловное принятие является панацеей. Задумайтесь над разными моделями воспитания, и, возможно, модель “Просторный дом с линией развития” привлечет вас больше, чем модель “Чисто поле, лес густой: естественное воспитание”.

Дети должны самостоятельно принимать решения по поводу своей жизни

Эта позиция излагается следующим образом:

Есть еще одна разновидность “чрезмерно послушных” – дети, которые привыкли, что за них все делает и решает кто-то другой. Да, так безопаснее – родители всегда знают, как лучше.. Но привычка следовать чужим подсказкам в будущем может привести к зависимости ребенка от других людей, а то и к другим зависимостям, например игровой или алкогольной.

Опять вопрос: что делать? В первую очередь взрослые должны осознать, что желания и потребности ребенка могут отличаться от наших, взрослых – и это нормально! Давайте малышу личное пространство, право на ошибку. Абсолютно во всех ситуациях все равно не получится быть “подушкой безопасности”. Так что лучше делать все “вместе”, а не “вместо”.

На наш взгляд, это отличная позиция, но с одной оговоркой: самостоятельное принятие решений по поводу своей жизни – не начало воспитания, а то, к чему ребенка нужно привести. Если вы начнете воспитание ребенка с того, что дадите ему полную самостоятельность в принятии решений, ребенок от этого не выиграет, а пострадает.

Если ребенок пошел в школу, первый год нужно сидеть за уроками рядом с ним, чтобы научить его делать уроки. Если научите, то оставшие десять лет ребенок будет делать все уроки самостоятельно и вас только радовать.

Если же вы решили в первом классе дать ребенку самостоятельность и не контролировали, получается ли у него делать уроки так как следует, скорее всего все следующие годы вам придется конфликтовать с ребенком по поводу того, что он уроки не делает и делать их не хочет…

Умная самостоятельность детей – это продолжение послушания, привитого мудрыми родителями. И послушание, и самостоятельность имеют общий базис – умение выполнять то, что сказано: сказано себе самим собою или сказано родителям​.

Предупрежден – значит, вооружен. А выбор – за вами.

“Человек-фантом”

Если вас эта тема заинтересовала, посмотрите разбор статьи “Человек-фантом”. Данная статья представляет интерес в первую очередь как документ, ярко отражающий идеологию гештальт-терапии.

Опубликованная на сайте b17, статья была отмечена как набравшая наибольшее количество одобрительных комментариев, что говорит о том, что автор, Геннадий Малейчук, удачно и точно отразил настроение своих единомышленников.

Если посмотреть еще внимательнее, то большинство одобрительных комментариев звучат от психологов, обозначивших себя как “гештальт-терапевт”, так же как и автор статьи.

Это позволяет нам уверенно предположить, что идеи этой статьи отражают не просто индивидуальные авторские настроения, а идеологию гештальт-терапии, по крайней мере в ее популярном варианте, как она звучит среди тех, кто обучался гештальт-терапии и кто ее транслирует клиентам. Основные тезисы статьи (прямые цитаты) мы выделили красным шрифтом. Итак,

Гештальт-терапевт сетует: «Ребенок отказывается от себя реального и выстраивает ложный проект своего Я». Но, может быть, этого ребенка стоит все-таки умыть?

Будем ли мы огорчены, если вместо установки «Ты такой, какой есть и это хорошо» родители активно транслируют установку: «Ты должен быть помощником родителей»?

Для такого ребенка очень важно соответствовать родительскому образу… – да, и этим можно гордиться!

«Социальная идентичность и возможность быть социально успешным приобретается ценой отказа от своего Я» На наш взгляд, это тезис спорный и скорее вредный.

Если “Я” – это ребенок до приобретения им культуры, то есть маленький Маугли с суммой инстинктов, батареев рефлексов и набором гормонов, то обретение им культуры, обретение им социальной идентичности есть процесс вочеловечивания, становления его как личности.

Да, обретение чистоты идет через умывание, то есть в некотором смысле через отказ от грязи. И каков ваш выбор?

«Ребенок отказывается от себя реального и выстраивает ложный проект своего Я». Снова: реальный ребенок – это невоспитанный ребенок? А ложный проект своего Я – это ребенок, который планирует повзрослеть? Стать в будущем человеком с нормальной профессией, стать мужчиной, стать мужем и отцом, стать тем, кем будут гордиться его дети?

«Вместо установки “Ты такой, какой есть и это хорошо” родители активно транслируют установку: “Ты должен быть таким-то…”» Несморя на явную осуждающую интонацию от автора статьи, будем надеяться, что родители делают с детьми именно это.

Воспитание детей родителями является их обязанностью согласно Конституции РФ, и кажется, что психологи должны поддерживать родителей в этой их важнейшей работе. Если дети не знают своих обязанностей, вначале от этого страдают родители и другие близкие, а через какое-то время это оказывается проблемой уже для того повзрослевшего ребенка, который, кажется, так и не сумел повзрослеть.

Вы хотели бы, чтобы ваша дочь вышла замуж за молодого человека, который не знает, что такое “должен”, который на планирует брать на себя никаких обязанностей?

Мы видим, что гештальт-терапия активно не одобряет установку на “быть хорошим мальчиком / хорошей девочкой”. Возможно, рядом с какими-то сильно проблемными родителями такую установку можно понять, но если у ребенка разумные родители, что установка “быть социальным существом, слушаться родителей, вести себя все-таки прилично и хорошо учиться” является нормой, а не проблемой. Да?

Гештальт-терапевт с печалью констатирует: “Для такого ребенка очень важно соответствовать родительскому образу”. Разрешите уверенно сформулировать обратное: уважаемые родители, вы можете гордиться, если ваш ребенок хочет быть на вас похожим!

Автор статьи укоряет родителей: «Посредством ребенка родители пытаются доказать миру свою собственную значимость и самоутвердиться. И тогда этот ребенок должен быть обязательно необыкновенным, чтобы предъявлять всем его достижения – смотрите, это наш ребенок!». Печально, что автору встречаются только такие кривые родители.

Нас окружают другие, более достойные люди, и воспитывая своих детей, они заботятся не о собственном самоутверждении, а о будущем своих детей. Они любят своих детей.

Им важно, кем и какими станут их дети, насколько они будут готовы к жизненным трудностям, умеют ли они быть ответственными, научились ли они быть счастливыми, есть ли у них понимание, что можно жить не только для себя, но и думая о других людях…

Мы верим, что читатели этой статьи являются именно такими родителями.

И мы будем счастливы, если наши дети будут не просто “не хуже других”, а, поставив перед собой большие цели, смогут сделать свою жизнь большой, великой.

Наши дети должны опередить нас, и пусть они воспитают детей, которые опередят их! Пусть наша фамилия, наша семейная династия будет гордостью для нас и ориентиром для тех, кто оказался с нами рядом.

Не бойтесь ставить большие цели, бойтесь прожить маленькую жизнь!

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/pedagogika-ot-geshtalt-terapii

Гештальт – что это? Гештальт-терапия: техники

Гештальт-сказка как мальчику весь мир должен был.

Гештальт – что это? Таким вопросом задаются многие современные люди, однако не всем удается найти на него правильный ответ. Само слово «гештальт» имеет немецкое происхождение. В переводе на русский язык оно означает «структура», «образ», «форма». В психиатрию это понятие было введено психоаналитиком Фредериком Перлзом. Именно он является основателем гештальт-терапии.

Фредерик Перлз был практикующим психиатром, поэтому все разработанные им методы в первую очередь применялись для излечения расстройств психики, среди которых психозы, неврозы и пр. Однако очень широкое распространение получил метод терапии «гештальт».

Что это такое, вскоре заинтересовались психологи и психиатры, работающие в разных сферах.

Столь широкая популярность гештальт-терапии обусловлена наличием разумной и понятной теории, широким выбором методов работы с клиентом или пациентом, а также высоким уровнем эффективности.

https://www.youtube.com/watch?v=VB5jrMWwEQA

Главное и самое большое преимущество – это целостный подход к человеку, который учитывает его психические, телесные, духовные и социальные аспекты.

Гештальт-терапия вместо того, чтобы акцентировать внимание на вопросе «Почему это происходит с человеком?» заменяет его следующим: «Что человек сейчас чувствует и как это можно изменить?».

Терапевты, работающие в данном направлении, пытаются сфокусировать внимание людей на осознавании процессов, которые происходят с ними «здесь и сейчас». Таким образом, клиент учится нести ответственность за свою жизнь и за все происходящее в ней, а, следовательно, и за внесение желаемых изменений.

Сам Перлз гештальт рассматривал как целое, разрушение которого приводит к получению осколков. Форма стремится быть единой, и если этого не происходит, человек оказывается в незавершенной ситуации, оказывающей на него давление.

В людях часто кроется множество незавершенных гештальтов, от которых не так уж и сложно избавиться, достаточно их увидеть.

Огромным преимуществом является то, что для их обнаружения нет необходимости копаться в недрах бессознательного, а нужно всего лишь научиться замечать очевидное.

Гештальт-подход основан на таких принципах и понятиях, как целостность, ответственность, возникновение и разрушение структур, незавершенные формы, контакт, осознанность, «здесь и сейчас».

Важнейший принцип

Человек – это существо целостное, и его нельзя расчленять на какие-либо составляющие, например, на тело и психику или на душу и тело, поскольку такие искусственные приемы не могут положительно повлиять на его понимание собственного внутреннего мира.

Целостный гештальт состоит из личности и окружающего ее пространства, при этом взаимно влияющих друг на друга. Для лучшего понимания данного принципа можно обратиться к психологии межличностных отношений.

Она дает возможность четко проследить за тем, насколько большое влияние общество оказывает на отдельного человека.

Однако, изменяясь сам, он влияет и на других людей, которые, в свою очередь, также становятся другими.

К ключевым понятиям Московский гештальт-институт, как и многие другие, относит понятие «контакт». Человек постоянно с чем-то или с кем-то контактирует – с растениями, окружающей средой, другими людьми, информационным, биоэнергетическим и психологическим полями.

Место, в котором индивид соприкасается с окружением, принято называть границей контакта.

Чем лучше человек ощущает и чем более гибко может регулировать контактную разницу, тем более он успешен в удовлетворении собственных потребностей и достижении поставленных целей.

Однако данному процессу свойственны характерные признаки, которые приводят к нарушению продуктивной деятельности индивида в разных сферах взаимодействий. Гештальт-терапия Перлза направлена на преодоление подобных нарушений.

Принцип возникновения и разрушения гештальт-структур

С помощью принципа возникновения и разрушения гештальт-структур можно легко объяснить поведение личности. Каждый человек устраивает свою жизнь в зависимости от собственных потребностей, которым он и предоставляет приоритет. Его действия направлены на удовлетворение нужд и достижение существующих целей.

Для лучшего понимания можно рассмотреть несколько примеров. Так, человек, желающий приобрести дом, копит деньги на его покупку, находит подходящий вариант и становится обладателем собственного жилища. А тот, кто желает иметь ребенка, направляет все свои силы на достижение этой цели. После того как желаемое достигнуто (потребность удовлетворена), гештальт завершается и разрушается.

Понятие о незавершенном гештальте

Однако достигает своего завершения (а далее – разрушения) далеко не каждый гештальт. Что это происходит с некоторыми людьми и почему они постоянно формируют однотипные незавершенные ситуации? Это вопрос долгие годы интересовал специалистов в области психологии и психиатрии. Данный феномен получил название незавершенного гештальта.

Специалистам, местом работы которых является тот или иной гештальт-институт, удалось распознать, что жизнь многих людей часто наполнена постоянно повторяющимися типичными негативными ситуациями.

Например, человек, несмотря на то что ему не нравится быть эксплуатируемым, постоянно попадает именно в такие ситуации, а тот, у кого не складывается личная жизнь, снова и снова вступает в контакт с ненужными ему людьми.

Подобные «отклонения» связаны именно с незавершенными «образами», и психике человека не удастся обрести покой до тех пор, пока они не достигнут своего логического конца.

То есть личность, имеющая незавершенную «структуру», на подсознательном уровне постоянно стремится к созданию негативной незавершенной ситуации только для того, чтобы разрешить ее, и наконец-то закрыть этот вопрос. Гештальт-терапевт искусственно создает для своего клиента подобную ситуацию и помогает найти из нее выход.

Осознавание

Еще одним базовым понятием гештальт-терапии является осознавание. Стоит отметить, что интеллектуальные знания человека о своем внешнем и внутреннем мире не имеют к нему никакого отношения.

Осознавание гештальт-психология связывает с пребыванием в так называемом состоянии «здесь и сейчас».

Оно характеризируется тем, что человек совершает все действия, руководствуясь сознанием и будучи бдительным, а не живет механической жизнью, опираясь исключительно на стимульно-реактивный механизм, как это свойственно животному.

Большинство проблем (если не все) появляются в жизни человека по той причине, что он руководствуется умом, а не сознанием.

Но, к сожалению, ум является достаточно ограниченной функцией, и люди, которые живут только им, даже не подозревают, что на самом деле являются чем-то большим.

Это и приводит к замене подлинного состояния реальности интеллектуальным и ложным, а также к тому, что жизнь каждой личности протекает в отдельном иллюзорном мире.

Гештальт-терапевты всего мира, включая Московский гештальт-институт, уверены в том, что для решения большинства проблем, недоразумений, непониманий и трудностей человеку нужно лишь достичь осознавания своей внутренней и внешней реальности. Состояние осознанности не позволяет людям поступать плохо, поддаваясь порывам случайных эмоций, поскольку они всегда способны видеть окружающий их мир таким, какой он есть на самом деле.

Ответственность

Из осознанности человека рождается еще одно полезное для него качество – ответственность. Уровень ответственности за свою жизнь напрямую зависит от уровня ясности осознания личностью окружающей действительности.

Человеку свойственно всегда перекладывать ответственность за свои неудачи и ошибки на окружающих или даже высшие силы, однако каждый, кому удается принять ответственность на себя, делает большой прыжок на пути индивидуального развития.

Большинство людей вообще не знакомы с таким понятием, как гештальт. Что это, они узнают уже на приеме у психолога или психотерапевта. Специалист выявляет проблему и разрабатывает пути ее устранения.

Именно для этого гештальт-терапия техники имеет самые разнообразные, среди которых есть как собственные, так и заимствованные из таких видов психотерапии, как транзактный анализ, арт-терапия, психодрама и пр.

По мнению гештальтистов, в рамках их подхода можно использовать любые методы, которые служат естественным продолжением диалога «терапевт-клиент» и усиливают процессы осознавания.

Принцип «здесь и сейчас»

Согласно ему, все действительно важное происходит в данный момент.

Ум уводит человека в прошлое (воспоминания, анализ произошедших ситуаций) или в будущее (мечты, фантазии, планирование), но не дает возможности жить настоящим, что приводит к тому, что жизнь проходит мимо.

Гештальт-терапевты призывают каждого своего клиента жить «здесь и сейчас», не заглядывая в иллюзорный мир. Вся работа данного подхода связана с осознаванием настоящего момента.

Виды гештальт-техник и заключение контракта

Все техники гештальт-терапии условно подразделяются на «проективные» и «диалоговые». Первые используются для работы со сновидениями, образами, воображаемыми диалогами и пр.

Вторые представляют собой кропотливую работу, которая осуществляется терапевтом на границе контакта с клиентом.

Специалист, отследив механизмы прерывания человека, с которым работает, превращает свои эмоции и переживания в часть окружающей его среды, после чего выносит их на границу контакта.

Стоит отметить, что гештальт-техники обоих видов переплетаются в работе, и четкое их разграничение возможно лишь в теории.

Процедура гештальт-терапии, как правило, начинается с такого приема, как заключение контракта. Данное направление характеризируется тем, что специалист и клиент – равноправные партнеры, и последний несет не меньшую ответственность за результаты проведенной работы, чем первый.

Данный аспект как раз и оговаривается на этапе заключения контракта. В этот же момент клиент формирует свои цели. Человеку, постоянно избегающему ответственности, очень сложно согласиться на такие условия, и уже на этом этапе ему требуется проработка.

На стадии заключения контракта человек начинает учиться отвечать за себя и за то, что с ним происходит.

«Горячий стул» и «пустой стул»

Техника «горячий стул» является одной из наиболее известных среди терапевтов, местом работы которых является Московский гештальт-институт и многие другие структуры. Данный метод применяется при групповой работе.

«Горячим стулом» называется место, куда садится человек, который намеревается рассказать присутствующим о своих трудностях.

В ходе работы между собой взаимодействуют только клиент и терапевт, остальные участники группы безмолвно слушают, и только по окончании сессии рассказывают о том, что они чувствовали.

К основным гештальт-техникам также относится «пустой стул».

Он используется для размещения значимого для клиента человека, с которым он может провести диалог, причем не столь важно, жив ли он на данный момент или уже умер.

Еще одним назначением «пустого стула» является диалог между различными частями личности. Это необходимо тогда, когда у клиента есть противоположные установки, порождающие внутриличностный конфликт.

Концентрация и экспериментальное усиление

Своей оригинальной техникой гештальт-институт называет концентрацию (фокусированное осознавание). Существует три уровня осознавания – внутренних миров (эмоции, телесные ощущения), внешних миров (что я вижу, слышу), а также мыслей.

Помня об одном из главных принципов гештальт-терапии «здесь и сейчас», клиент рассказывает специалисту о своем осознавании в данный момент. Например: «Сейчас я лежу на кушетке и смотрю в потолок. Я никак не могу расслабиться. Мое сердце очень сильно стучит. Я знаю, что рядом со мной находится терапевт».

Данная техника усиливает ощущение настоящего, помогает осознать способы отстранения человека от реальности, а также является ценной информацией для дальнейшей работы с ним.

Еще одной эффективной техникой является экспериментальное усиление. Она заключается в максимизации каких-либо малоосознаваемых им вербальных и невербальных проявлений.

Например, в случае, когда клиент, сам не осознавая этого, часто начинает свой разговор словами «да, но…», терапевт может предложить ему так начинать каждую фразу, и тогда человек осознает свое соперничество с окружающими и стремление всегда оставлять за собой последнее слово.

Работа с полярностями

Это еще один метод, к которому нередко прибегает гештальт-терапия. Техники данной отрасли часто направлены на выявление противоположностей в личности. Среди них особое место занимает работа с полярностями.

Например, человеку, который постоянно жалуется на то, что сомневается в себе, специалист предлагает представить себя уверенным, и с этой позиции попытаться пообщаться с окружающими его людьми. Не менее полезно провести диалог между своей неуверенностью и уверенностью.

Клиенту, не умеющему просить о помощи, гештальт-терапевт предлагает обращаться к участникам группы иногда даже с очень нелепыми просьбами. Данная техника дает возможность расширить зону осознавания индивида за счет включения в нее ранее недоступного личностного потенциала.

Работа со сновидениями

Указанная техника используется психотерапевтами различных направлений, но оригинальная гештальт-методика имеет характерные только ей черты.

Здесь все элементы сна специалист рассматривает как части человеческой личности, с каждой из которых клиент должен идентифицироваться. Делается это для присвоения собственных проекций или избавления от ретрофлексий.

Кроме того, в данной технике никто не отменял использования принципа «здесь и сейчас».

Так, клиент должен рассказывать терапевту о своем сне, как о чем-то происходящем в настоящем времени. Например: «Я бегу по лесной тропинке. У меня отличное настроение и я радуюсь каждому мгновению, проведенному в этом лесу, и т.д.».

Необходимо, чтобы клиент описывал свой сон «здесь и сейчас» не только от собственного имени, но и от имени других людей и предметов, присутствующих в видении. Например «Я извилистая лесная тропинка. По мне сейчас бежит человек и т.д.».

Благодаря своим и заимствованным техникам гештальт-терапия помогает людям избавиться от стереотипов мышления и всевозможных масок, установить доверительный контакт с окружающими.

Гештальт-подход принимает во внимание наследственность, приобретенный в первые годы жизни опыт, влияние социума, но вместе с тем призывает каждого человека принять на себя ответственность за собственную жизнь и за все то, что в ней происходит.

Источник: http://fb.ru/article/156685/geshtalt---chto-eto-geshtalt-terapiya-tehniki

Психодоктор
Добавить комментарий