ИЛЛЮЗИИ О СПРАВЕДЛИВОМ МИРЕ В БЕССТРАСТНОЙ ВСЕЛЕННОЙ

Про ошибки мышления. (2) Вера в справедливый мир

ИЛЛЮЗИИ О СПРАВЕДЛИВОМ МИРЕ В БЕССТРАСТНОЙ ВСЕЛЕННОЙ
turtle_tОшибок мышления очень много.

Автор одной книжки (CRIS EVATT — это автор, а вот книжка: The Myth of Free Will, Revised & Expanded Edition — “Миф о свободе воли”) насчитала их пятьдесят штук, и вполне возможно, что какие-то пропустила.

Второй (после предвзятости подтверждения) по распространенности и опасности (а может и первой — уж больно тяжкими бывают последствия), я бы назвала веру в справедливый мир (по-английски The Just-World Bias).

Суть её достаточно точно выражается в названии – это тендеция верить, что мир устроен справедливо, а посему каждый получает то, что заслуживает. К слову, отсюда же растут ноги у идеи кармы. Эта ошибка впаяна в наш защитный механизм.

С её помощью мы справляемся с тревожностью (схема хоть и детская, но работающая: «нам нечего бояться, мы ж ничего плохого не сделали») и заглушаем совесть («да, им плохо живется, но они сами в этом виноваты, потому что ленивые, тупые, испорченные…» – список можно продолжать).

Социальный психолог Мелвин Лернер (Melvin Lerner) выявил и проверил эту гипотезу в серии экспериментов, проведенных ещё в 60-х годах прошлого века, и описал, что получилось, в частности, вот в этом талмуде: Melvin J. Lerner, The Belief in a Just World: A Fundamental Delusion.

В одном из экспериментов испытуемые наделяли позитивными чертами тех, кто выиграл в лотерею. К слову, я это и на себе нередко испытываю, когда сообщаю, что выиграла лотерею на грин-карту.

Многие люди просто не могут поверить в случайную удачу и выдвигают разные фантастические гипотезы, включая и мои заслуги, за которые «выбрали» именно меня (интересно, что даже если эти заслуги и впрямь существуют, то устроителям лотереи о них никак не могло быть известно – эти сведения не включались в пункты анекты, а подозревать их в том, что они нанимали частных детективов для их выявления, будет наверное занадто даже для тех, кто верит в справедливый мир :)).В другом эсперименте Лернера участникам показывали видеозапись (фальшивую, с актёрами, но испытуемые об этом не знали) процесса обучения, при котором за ошибки людей довольно жестоко наказывали — били током. Оказалось, что если у обучаемого таким способом человека не было возможности прервать урок и уйти, отношение к нему наблюдателей было гораздо хуже, чем когда такая возможность была и обучаемый ею воспользовался. Как написал сам Лернер: “один только вид невинного человека, страдающего без возможности награды или компенсации, мотивирует людей оценивать его ниже, дабы гармонизировать его характер и судьбу.”Опросы, проведённые исследователями по имени Зик Рабин и Летиция Энн Пеплау (Zick Rubin and Letitia Anne Peplau) , показали, что те люди, у которых вера в справедливый мир особенно сильна, бывают обычно более религиозными, авторитарными и консервативными. Они же склонны поклоняться политическим вождям и одобрять существующие социальные институции, а вот на дискриминируемых, бедных и обездоленных смотрят свысока. Ну, и понятно, не очень стремятся к изменению существующих порядков или облегчению участи социальных изгоев.А ещё бывает, что из-за веры в справедливое мироустройство человек, испытавший удары судьбы, снимает с себя всякую ответственность, покорно принимает свою участь и ложится на дно. Впрочем, вера в справедливость мира не всегда ведёт к плохим вещам. Наример, волонтёрство, альтруизм и даже героизм часто бывают построены на стремлении чуточку подправить несколько покосившееся, но в целом, вполне справедливое мироустройство. Тот же Мелвин Лернер писал, что «мы нашли убедительные доказательства того, что люди проявляют сильное желание устранить страдания невинных жертв».Наука пока что не нашла удовлетворительного и всеобъемлющего объяснения феномену веры в справедливый мир. Возможно, таким образом проявляется запаянное в человеческую психику стремление гармонизировать нашу внтуреннюю этическую систему («что такое хорошо, и что такое плохо») с тем, как устроена реальность, в которой мы живём. И если наши внутренние (пред)убеждения слишком жёсткие, то ничего не остаётся, кроме как перестроить мир, если не в реальности, то хотя бы у себя в голове.Особенно важно упомянуть веру в справедливый мир в связи с вечной и печальной темой: обвинением жертвы. И особенно – жертвы изнасилования. Ведь, как показывают не только научные эсперименты, но и житейский опыт, человеку, которого ограбил кто-то из знакомых, сочувствуют гораздо больше, чем человеку, которого изнасиловал кто-то из знакомых. Во втором случае первой реакцией у большинства будет подозрение, что «она сама этого хотела» или(и) «его подставили» — нечасто встречающиеся подозрения по поводу жертвы ограбления. Кроме веры с праведливый мир, в механизме обвинения жертвы проявляется ещё и наша нужда в ощущении неуязвимости и защищённости. Она побуждает нас верить в то, что насилуют только тех, кто этого заслуживает или(и) провоцирует. Такая вера позволяет нам ощущать себя в большей безопасности, дает иллюзию контроля: «если я не буду себя вести, как те, кого изнасиловали, все со мной будет в порядке».

Надо заметить, что вера в справедливый мир может служить мотивом для занятий юриспруденцией. И если в процессе учёбы человеку не покажут опасности такой веры, то идея обвинения жертвы может просочиться в юридическую теорию и практику. В результате появляются учебники (!), в которых на полном серьёзе рассусоливается о так называемой «виктимности» — повышенной склонности некоторых людей становиться жертвами преступлений. Как говорится, с больной головы на здоровую. Вместо того, чтобы, как остальной западный мир, изучать виктимологию, целью которой является защита жертвы, горе-юристы фокусируют внимание на тех её чертах, с помощью которых она якобы сама вызвала огонь на себя. И не только учебники. Очень характерно, что в англоязычной (и некоторых других языках) википедии есть статья: Victim blaming — «Обвинение жертвы», а в русской её нет (или я просто её не нашла), зато именно в русской и украинской (и только в них, это наше, отечественное, советско-постсоветское ноу-хау) есть статья «Виктимность» (ссылку на этот стыд и позор давать не буду).

Примеры проявления веры в справедливый мир приведены в древнейших человеческих документах, в частности, в Библии, где несть числа описаниям ужасных кар, насылаемых Богом на согрешившие народы, города и отдельных личностей.

Интересно, что уже там и тогда люди ставили эту веру под вопрос (знаменитая Книга Иова).В 20-м веке, ещё до введения в обиход термина “обвинение жертвы”, анализом этого явления занимался Теодор Адорно с коллегами (после Второй мировой войны).

В формулировке “презрение ко всему дискриминируемому и слабому” оно вошло как пункт в знаменитую “Ф-шкалу”(F-scale; “Ф” здесь от слова “фашист”), описанную в книге “Авторитарная личность”.

А бытовая классика жанра – уже упомянутая фраза “она сама этого хотела”, “напросилась”, “нарывалась” и т.д. и т.п. Что характерно, и по-английски практически точно так же: she was asking for it.

И напоследок цитата из хорошей новой статьи (точнее, отзыва на плохую старую статью), где приводится описание ещё одного эксперимента по выявлению веры в справедливый мир и обвинению жертвы. Вот этой: Замолвить слово за бедных… насильников?

В классическом эксперименте Линды Карли двум группам людей давали прочитать один и тот же рассказ, но с разными концовками. В рассказе женщина и ее начальник-мужчина вместе обедали, а потом шли к нему домой и выпивали по бокалу вина. В одной концовке босс после этого предлагал женщине руку и сердце.

В другой – насиловал ее. Те, кто читал первую концовку, с замужеством, хвалили и женщину, и босса за безупречное поведение. А читатели второго варианта говорили, что женщина была сама виновата в изнасиловании. Но история-то была одна и та же.

Просто когда она заканчивалась изнасилованием, читатели задним числом находили «ошибки» в поведении женщины – и не находили никаких «ошибок», когда конец был хорошим.PS Дежурная просьба к тем, кто прочитал в полном объёме: что бы вы предложили поправить, добавить, убрать, заменить и т.д. и т.п.

PPS На ловца тут же прибежал зверь в качестве иллюстрации к нашему с-больной-головы-на-здоровую ноу-хау: Прикладная виктимология.

|

turtle_tМой френд из Харькова сообщил, что гугл ему показывает сегодня украинский флаг — в честь нашего Дня незалежности. И спросил, вижу ли я его у себя. Как выяснилось, хитрый гугл сообщает об украинском празднике отнюдь не всему миру. Вот картинка, которую вижу я:

Если бы не подсказка, ни за что бы не догадалась, что это в честь Борхеса. А кто другое видит? Чтобы и не украинскую символику, и не классика магического реализма?

Источник: https://turtle-t.livejournal.com/495349.html

Философия Счастья – Сайт отличного настроения!

ИЛЛЮЗИИ О СПРАВЕДЛИВОМ МИРЕ В БЕССТРАСТНОЙ ВСЕЛЕННОЙ

  • Моя старшая дочка, Марина, рассказала о своем однокласснике, который «снова заболел. И мама его тоже болеет». Снова заболел — это рецидив лейкоза. Одноклассник появился в своем классе только за неделю до этих летних каникул, до этого — больницы, химиотерапия… «Хороший мальчик.

    Рисует так красиво, вежливый, спокойный» – так охарактеризовала его Марина. И вот — снова… Мы сдали деньги ему на лечение, Марина отнесла свою накопленную тысячу, а потом приклеила на дверь нашего подъезда объявление о сборе денег… А что касается «мама его тоже болеет»… У нее тоже рак. Четвертая стадия.

    Больше нет никого, она одна — и сын. И дочка моя спрашивает: «почему так с ними?».

    Почему так?… Иногда в подобных ситуациях звучит вопрос «за что?». Второй вопрос напрямую подразумевает наличие неких веских причин, из-за которых на людей обрушиваются бедствия.

    Это очень устойчивое убеждение, восходящее к древнейшим временам и, одновременно, к нашему детству, и его я бы сформулировал так: «Этому миру есть до нас дело, мир внимательно за нами следит и определяет, насколько хорошо или плохо мы себя ведем.

    Если хорошо — нас ждет «конфетка», если плохо — всякие неприятности». «Мир» можно спокойно заменить на богов, Бога, родителей или просто взрослых.

    Если эту фундаментальную идею несколько упростить, то получится следующее: «Если с тобой что-то плохое происходит — то для этого должна быть причина. И чем хуже то, что с тобой происходит, тем весомее должна быть причина».

    Эта идея получила название «вера в справедливый мир». Что такое справедливость? Это представление о соответствии действий человека и воздаяния ему за эти действия.

    Большинство людей согласятся с тем, что если человек много и добросовестно работает, то он должен получать больше, чем тот, кто работает мало и плохо.

    Другое дело, что в «много-мало» или «хорошо-плохо» каждый включает свой смысл, но основной принцип остается незыблемым: воздаяние должно соответствовать заслугам. В религиозной картине мира роль Судьи, определяющего справедливое распределение воздаяния, играет Бог.

    Однако мы постоянно сталкиваемся с тем, что в нашем мире справедливость — явление крайне редкое, да еще к тому же очень субъективно трактуемое.

    Ну вот в чем «справедливость» смертельной болезни матери и ребенка? Религиозному человеку, верящему в справедливый мир в лице Бога, приходится идти на ряд логических ухищрений, делать массу подпорок своей вере, которые получили название «теодицея», или «оправдание Бога».

    Это попытка объяснить, почему при всеблагом и добром Божестве в мире творится столько несчастий и несправедливостей. Попыток много, и все они полны либо сделок с совестью, лицемерия, либо конечного отказа от ответа на вопрос «за что, Боже?!».

    Чуть дальше продвинулась концепция кармы — великого безличного и бесстрастного закона Вечной Справедливости. Если страдаешь — что-то натворил в прошлой жизни. Сам виноват, в общем.

    Тут мы подходим к главному следствию веры в справедливый мир. Это обвинение жертвы (или «виктимблейминг»): если тебе плохо, то ты виноват сам. Бедные люди бедны исключительно из-за своей лени. Если вашу квартиру ограбили, то «почему решеток нет на окнах» или «что за входная дверь с замком, который можно взломать за минуту? Сами виноваты».

    Если изнасиловали – «нечего было провоцировать». Обвинение жертвы — это попытка справиться с ужасом, который возникает в сознании человека, когда в него, в это закрытое сознание, начинает биться огромный, страшный и совершенно непредсказуемый мир.

    С тобой может случиться все, что угодно? Нет, эта мысль слишком страшна, и сознание цепляется за идею контроля, так хорошо знакомую с детства от родителей или в более сознательном возрасте от проповедников разных мастей. Если будешь вести себя правильно, беда обойдет тебя стороной (не накажут).

    То есть можно контролировать этот мир, главное — следовать инструкциям, и как можно меньше баламутить воду, раскачивать лодку и т. п. Так тираны (домашние и государственные), устанавливая жестокие и зачастую невыполнимые правила поведения, наказывают провинившихся за их нарушения, приговаривая: сами виноваты, правила нарушили, вот и расплачивайтесь.

    При удачном для тиранов/насильников варианте жертва сама поверит в то, что виновата, и даже не будет поднимать вопрос о том, насколько вообще правомерны как правила, так и действия по защите этих «правил». То есть фокус внимания смещается с того, кто осуществляет насилие, на жертву: что ты сделала/сделал не так?

    При этом обвинение жертвы становится значительно сильнее в ситуации бессилия, когда люди ощущают невозможность помочь страдающему: или сами боятся, или реально помочь не могут.

    Тогда, как защита от ощущения собственной никчемности, и возникает идея о том, что «они сами виноваты» – то есть и помощи-то особо не заслуживают, и даже сострадания, поэтому мы здесь не при чем.

    Вот если бы жертва страдала невинно — тогда да…

    Итак, идея о том, что мир устроен справедливо, влечет за собой ряд следствий:

    а) Идея о существовании «правильного» и «неправильного» поведения, за которое следует соответствующее воздаяние.б) Идея контроля за миром через «правильное» поведение.

    «Я хороший человек, и поэтому ко мне должны относиться хорошо».

    в) Обвинение жертвы: несчастья жертвы являются следствием ее неправильного поведения, а не внешнего произвола.

    «Если бы ты этого не делала, то ничего бы не произошло».

    Естественно, что ежедневная практика жизни человека неизбежно влекла за собой и другой взгляд на мир.

    Библейская книга Иова — одна из первых попыток задуматься над тем, а так уж ли справедлив Бог (ведь в этой книге хороший человек Иов стал, по сути, жертвой произвола со стороны Бога и Сатаны).

    В результате оформилась другая, тоже очень старая, идея о том, каков мир: миру есть до нас дело, но этот мир безумен, непредсказуем и, чаще всего, недоброжелателен. Никаких правил нет, ничто не убережет от произвола. Кругом враги.

    Это мир, от которого никакие твои действия уберечь не могут. И здесь главным следствием является синдром выученной беспомощности: что бы ты ни делал, не поможет ничего. За человеком закрепляется статус бессильной, ни на что не способной жертвы, которой бесполезно предпринимать какие-либо усилия.

    Для все тех же тиранов и манипуляторов эта идея тоже является благодатной — сама постановка вопроса о том, что жертва может или могла как-то повлиять на то, что с ней происходит, объявляется неправомерной и кощунственной. Ты жертва произвола, и смирись с этим. Ничто не поможет. Ложись и вой.

    Или мечтай о том, чтобы планета взяла да и заменилась. «Остановите планету, я сойду!». Это мир травмы, мир запечатленного в сознании ощущения абсолютной невозможности сопротивляться.

    Только лечь, свернуться калачиком и ждать спасителя, которому можно вручить свою жизнь (нередко это – единственное, что удерживает в существовании).

    Это две крайности: «справедливый мир» и «безумно-злобный мир». При этом они порождены общим бессилием и страхом перед огромной Вселенной и силами, действующими в ней, только в первом случае прячешься за иллюзию универсальных правил, а во втором — уже опускаешь руки и надеешься просто на милость. Но в обоих случаях миру есть до нас дело, он вмешивается в нашу жизнь, регулируя ее.

    Есть третий взгляд на то, как устроен этот мир, и я лично придерживаюсь (и переживаю) именно его. Это концепция равнодушного мира. То есть Вселенной совершенно все равно, есть мы, или нет.

    Она просто живет по своим законам, перемалывая своими жерновами тех, кому не повезло оказаться на пути. Она не наблюдает за нами — она, может быть, даже и не подозревает о нашем существовании.

    Если прихлопнет — то совсем не со зла. Просто карты так легли.

    В этом мире нет конфеток за хорошее поведение, и нет розг за плохое. Есть просто действия — и их последствия, часть из которых мы можем просчитать, а часть — нет.

    В этом мире нет вопроса «за что?» или недоуменных вопросов о том, на каком таком основании негодяи умирают в богатстве и в своей постели, а хорошие люди — в нищете и в окопах. Просто одни делали то-то, а другие — то-то (или не делали).

    Этому миру невозможно ставить условия в стиле «я веду себя хорошо — поэтому вы мне должны…», но и выть от ужаса, ожидая неизбежной кары от злобной и всесильной Вселенной, тоже нет нужды.

    Очень хорошо передает ощущение от этой Вселенной такой афоризм: «Время проходит» – так говорим мы вследствие неправильно установившегося представления. Время вечно. Проходите вы». Проходим мы, и нет никакой возможности изменить это. Нет возможности манипулировать этим миром через соблюдение правил — чихал он на эти наши правила, на всю цивилизацию человека, время существования которой — миг.

    Так что же делать человеку в равнодушной Вселенной? То, что он делал всегда — обживать ее. Мы не можем изменить, перевернуть мир, но можем обратить на себя его внимание. Я не могу заставить других людей полюбить себя. Но могу проявлять себя так, чтобы появилась вероятность того, что меня полюбили.

    Я не могу вынудить другого человека стать ясным для меня — я могу лишь быть ясным сам, и это даст шанс другому стать ясным для меня. Мы не можем устранить из мира несчастья и беды — может только снижать их вероятность. Мы не можем контролировать этот мир — хорошо бы научиться контролировать себя.

    Это не так обнадеживает, как в «справедливом мире», но дает шанс, которого нет в мире безумном. Боги и демоны оставили нас в покое, предоставив самим себе. В таком мире я вправе ставить такие вопросы: что я сам могу сделать, чтобы уменьшить вероятность стать жертвой тех или иных явлений этого мира; как я могу воздействовать на мир, чтобы он стал немного безопаснее.

    «Обвинение жертвы» здесь теряет свою силу, потому что вопросы всегда к тому, кто действует, а не к тому, кто реагирует на воздействие. К тому, кто нападает, а не к тому, кто защищается.

    На смену «живи по правилам, и тогда будет все хорошо» и «что бы ты ни делал, все бесполезно, пока не изменится мир» приходит другое, давно известное правило, с одной поправкой: «делай что можешь, и будь что будет».

    Не в моих силах остановить рак у матери и сына, и вылечить его. Или побороть преступность.

    Установить мир во всем мире… В моих силах — сделать то малое, на что мы способны в данный момент, и надеяться на то, что результат будет таким, как мы хотим.

    – Папа, почему так с ним?
    – Просто так бывает, дочка. И неважно, хороший ты или плохой, заслужил или не заслужил. Так бывает…

    Илья Латыпов 

    Присоединяйся!

    Философия Счастья – самое увлекательное сообщество на !

    А что Вы думаете об этом?

  • Источник: http://happyphilosophy.ru/post/136942288408/vselennoy-sovershenno-vse-ravno-est-my-ili-net

    Понятие справедливости

    ИЛЛЮЗИИ О СПРАВЕДЛИВОМ МИРЕ В БЕССТРАСТНОЙ ВСЕЛЕННОЙ

    Tweet

    В этой статье мы раскроем понятие справедливости и развеем иллюзию о том, что есть всеобщая справедливость.

    Справедливость – это чего жаждут многие люди. К сожалению, они не осознают, что её просто не существует потому, что всё относительно. Относительность касается и справедливости. В этой статье мы раскроем  тему справедливости и почему она иллюзорна.

    Что такое справедливость

    Справедливость подразумевает, что каждому воздаётся по заслугам. Что тот, кто «хорошо» живёт, получит по справедливости от Всевышнего, а если «плохо» проживёт жизнь, то его «накажут» за жизнь неправедную.

    Всё это иллюзия. Справедливости никакой не существует. Никто не следит за тем, чтобы каждый получал по заслугам – это очень примитивное  видение справедливости человеком.

    Неужели нам нужно жить праведно только тогда, когда есть кто-то, кто за всем следит, и если мы нарушим какие-то «заповеди» нас накажут.

    Почему людям самостоятельно не хватает сознания, чтобы осознавать, что есть истинно, а что нет, что есть «хорошо», а что есть «плохо».

    Справедливость – это иллюзия

    Что для одного справедливость, то для другого нет.

    Не существует объективной справедливости, только субъективная. Каждый человек ищет выгоду.

    А выгода чаще всего в современном мире означает то, что если один выигрывает, то другой проигрывает. Человечество ещё не доросло до такого уровня сознания, где будет осознавать себя как часть целого организма, а не отделённого от чего-то.

    Допустим, люди не понимают, что они едины с планетой Земля. Для них справедливость – это использовать нещадно её недра и ресурсы и уничтожать природную экологию, ради денег. Но для Земли – это вред. Они не понимают, что причиняя вред Земле, причиняют вред самим себе.

    Не существует справедливости, всё это относительно.

    Вселенская справедливость

    Есть в мире определённые законы. Если ты идёшь против законов Вселенной, то получишь «наказание», но не, потому что Вселенная так строга с тобой, просто потому, что так всё устроено.

    Если вверх подбросить яблоко, оно упадёт вниз и разобьётся, но не потому, что мир суров с ним, потому что просто сила тяжести так действует на все предметы и они всегда падают вниз.

    Это просто законы, которые, зная и не нарушая можно жить припеваючи.

    Про законы вселенной вы можете узнать здесь.

    Вы сами себе создаёте жизнь, вы творец, не надо скидывать с себя ответственность.

    Всё что происходит в вашей жизни, вы сами к себе притянули. Таким образом, идея справедливости вообще исчезает, идея виновных в чём-то тоже.

    Есть только вы творец, который всё создаёт в своей жизни, и если в этой жизни что-то идёт не так, просто измените её.

    Ничего не делается с тобой, всё делается тобой.

    Фанатизм

    Революции возникают тогда, когда людей удаётся убедить, что новый режим власти будет более справедливым к народу, чем предыдущий.

    Это всегда обман. Революция никогда не помогает народу, а только вредит. Всегда на месте после революций ничего кроме голода и разрухи не остаётся. Люди превращаются в животных. Никогда не верьте байкам про справедливости, которыми вас кормят политики, особенно, если это касается революций.

    Это и касается различных религиозных сект, которые научились пудрить людям мозги, не верьте им, прислушивайтесь лучше к себе.

    Человек, который хочет вам помочь, никогда не будет выманивать у вас деньги, он наоборот скажет вам и научит слушать себя.

    Не будьте фанатиками справедливости, вы всегда будете бороться за чужие идеи, мнения, цели, за чужую справедливость, но не за вашу.

    Вы сами творец и не ждите ни от кого помощи, ваша жизнь в ваших руках.

    Подведём итоги:

    • справедливости не существует, есть субъективная справедливость, но всеобщей нет, что для одного «хорошо», то для другого нет;
    • нет и Вселенской справедливости, есть просто законы мироздания, нарушая которые ты получишь последствия, но не потому, что ты «плохо» поступил, а потому что так мир устроен;
    • если человек будет много думать о «плохом», получит «плохое», просто потому что сотворил это своими мыслями, так работает сила притяжения;
    • не будьте фанатиками, не следуйте за чужими идеями и за чужим представлениями о справедливости, имейте свои;
    • будьте ответственны за свою жизнь ,и идея справедливости вообще исчезнет из вашей головы;
    • тот, кто ответственен за свою жизнь, не жаждет справедливости, он сам творец своей жизни, чтобы не происходило, только тот, кто винит в своих бедах других людей, тот, кто не хочет брать за свою жизнь ответственность, жаждет справедливости.

    Уважаемый читатель, просьба к вам, поделитесь статьёй в социальных сетях и подпишитесь на новости сайта!

                                                                                                                Заур Мамедов

    Источник: http://bitnedelat.ru/bez-rubriki/ponyatie-spravedlivosti.html

    Эффект прожектора, вера в справедливость и другие ловушки, мешающие нам жить

    ИЛЛЮЗИИ О СПРАВЕДЛИВОМ МИРЕ В БЕССТРАСТНОЙ ВСЕЛЕННОЙ

    Люди склонны преувеличивать то, насколько их внешний вид или действия заметны для окружающих. Поскольку человек большую часть времени сфокусирован на себе самом, ему кажется, что люди вокруг обращают на него куда больше внимания, чем на самом деле.

    Кто открыл

    Термин для описания этого эффекта придумал профессор психологии Корнелльского университета Томас Гилович. В 2000 году он в соавторстве с коллегами опубликовал описания поставленных учеными экспериментов.

    В ходе одного из них студентов просили надеть майки с изображением певца Барри Манилоу (предварительно уточнив, что абсолютное большинство студентов в реальной жизни ни за что бы их не надели).

    Затем испытуемые случайно заходили в аудиторию, где сидели студенты-наблюдатели. После эксперимента у испытуемых в майках спрашивали, сколько человек успели заметить их «странный наряд», а затем сравнивали это число с реальным.

    В результате оказалось, что испытуемые завысили реальный результат в 2 раза: они считали, что футболку заметят 46% человек, на деле же на нее обратили внимание лишь 23%.

    Как с этим жить

    Если вам часто кажется, что все вокруг на вас постоянно смотрят, скорее всего, на вас действует эффект прожектора. То же самое относится и ко всем неловким ситуациям из прошлого, за которые вам, может быть, до сих пор стыдно. Не терзайте себя — окружающие, вероятнее всего, уже давно об этом забыли.

    Эффект Google

    © Depositphotos/PhotoXPress

    Мы хуже запоминаем информацию, которую легко можно найти в интернете, и это выражается в своеобразной цифровой амнезии.

    Эффект Барнума

    Многие переоценивают точность описаний своего характера или деталей личной жизни. Порой людям кажется, что некоторые описания будто созданы специально для них, а на деле просто слишком неконкретны и потому подходят практически всем. На этом эффекте держатся многочисленные гороскопы, предсказания и даже личностные тесты сомнительного характера.

    Вера в справедливость мира

    © Ross Durant Photography/Getty Images

    Люди охотнее верят, что мир справедлив по умолчанию, а мы получаем то, чего заслуживаем; «хороших» людей жизнь поощряет, а «плохих», наоборот, наказывает. Именно гипотеза справедливого мира лежит в основе виктимблейминга — тенденции обвинять жертв насилия в том, что с ними произошло.

    Ошибочный прогноз эмоционального воздействия

    Психолог Дэниел Гилберт подробно рассказывает о запутанных отношениях между нашими представлениями о счастье и реальностью в книге «Спотыкаясь о счастье»

    Людям свойственно переоценивать продолжительность или интенсивность будущих эмоциональных состояний.

    Систематическая ошибка выжившего

    Один из подвидов ошибки отбора, возникает в силу того, что о «выживших» — людях или предметах, преодолевших определенный процесс, — всегда больше информации, чем по «умершим» — тем, кто исчез в ходе процесса. В результате мы больше концентрируемся на «выживших», оставляя без внимания большое количество данных касательно «умерших».

    Иллюзия справедливого мира

    ИЛЛЮЗИИ О СПРАВЕДЛИВОМ МИРЕ В БЕССТРАСТНОЙ ВСЕЛЕННОЙ

    13 февраля 2016 nlo-mir Эзотерика 0

    Женщина идёт в клуб в туфлях на шпильках, мини-юбке и без нижнего белья. Там она напивается, и, спотыкаясь, уходит домой, сворачивая не в ту сторону. В конце концов, она оказывается в опасном районе, где её насилуют.

    Можем ли мы винить её? Сама ли она виновата в случившемся? Она напрашивалась на это?

    В исследованиях, где людям представляют похожие сценарии и задают схожие вопросы, они, как правило, отвечают «да» на все три из них.

    В художественных книгах плохие парни проигрывают, а хорошие — побеждают. Потому что именно таким мы хотим видеть мир — честным и справедливым. Уверенность в том, что мир таков, известна в психологии как когнитивное искажение, называемое «ошибкой справедливого мира».

    Точнее, это искажение — линза, сквозь которую мы смотрим на мир. Оно заставляет нас предсказуемо реагировать на проблему бездомных, наркоманию и другие ужасные несчастья — верить, что люди, попавшие в эти трудные ситуации, сделали что-то, чем это заслужили. Ключевое слово здесь «заслужить». Никто не доказал, что плохой выбор ведёт к плохим последствиям.

    В 1966 году Мелвин Лернер (Melvin Lerner) и Каролин Симмонс (Carolyn Simmons) проводили исследование, в ходе которого 72 женщины наблюдали, как другая женщина решает задачи и получает болезненные удары током, когда ошибается. Она, конечно, притворялась, но наблюдавшие за ней не знали об этом.

    К идее этого исследования Лернера подтолкнули некоторые аспекты работы с психически больными людьми. Он заметил, что он сам, другие врачи, медсёстры и санитары иногда оскорбляют страдающих пациентов, придумывают истории о них, смеются над их болезнями.

    Лернер считает, что такое поведение может быть попыткой защитить психику людей, соприкасающихся с таким огромным количеством скорби и отчаяния.

    В своем исследовании он просил испытуемых описать женщину, получающую удары током, и многие из них принижали её. Они плохо отзывались о её внешности и характере, говорили, что она заслужила это. Во время преподавания одного из курсов Лернер заметил, что многие его студенты считают бедных людей всего лишь лентяями, надеющимися получить всё бесплатно.

    Так он провёл ещё одно исследование, где двое мужчин решали головоломки. В конце испытания выбранный случайным образом испытуемый получал большую сумму денег в качестве награды. Наблюдавшие за этим люди знали, что награда присуждалась случайно.

    И тем не менее, когда позже их просили оценить мужчин, получившего награду они характеризовали как более умного, талантливого, продуктивного, говорили, что он лучше справлялся с головоломками.

    Дальнейшие исследования также дают основания говорить о том, что люди стремятся видеть мир честным. Даже когда в этом есть сомнения, мы притворяемся, что это так.

    Отрывок из эссе Клэр Андре (Claire Andre) и Мануэля Веласкеса (Manuel Velasquez), подготовленного для Центра прикладной этики Маккула:

    «Зик Рубин (Zick Rubin) из Гарварда и Летиция Энн Пеплоу (Letitia Anne Peplau) из Калифорнийского университета в ходе исследований выявили типичные черты людей, верящих в справедливый мир. Согласно результатам, такие люди, как правило, более религиозны, деспотичны и консервативны.

    Они чаще поддерживают политических лидеров и существующие социальные институты, отрицательно относятся к дискриминируемым группам. В меньшей, но всё ещё значительной степени верующие в справедливый мир “ощущают меньшую потребность изменить общество или облегчить положение его жертв”».

    Наверняка вам знакомо выражение «как аукнется, так и откликнется», или же вы встречали людей, говорящих об удачном стечении обстоятельств как о карме — всё это следствия веры в справедливый мир.

    Ужасно думать, что мир несправедлив. Куда как приятнее верить в карму и справедливость, честность и воздаяние. Мир, с праведниками на одной чаше весов и грешниками — на другой, кажется имеющим смысл. Вам хочется верить, что те, кто упорно трудятся и многим жертвуют, преуспевают, тогда как те, кто ленится и обманывает — нет.

    В действительности это не всегда так. Успех зачастую зависит от того, где вы родились и выросли, от социального и экономического статуса вашей семьи и слепого случая. Никакая тяжёлая работа не может повлиять на эти факторы. Однако это не значит, что вы должны сдаться, если родились бедным.

    Ошибка справедливого мира также внушает нам ложное чувство безопасности. Вам хочется, чтобы всё было под контролем, так что вы убеждаете себя, что пока вы избегаете плохих поступков, ничего не случится. Вера в то, что правильное поведение уберегает от бедности, беременности, наркозависимости и изнасилований, порождает чувство безопасности.

    Мы приходим в ярость, когда ленивые обманщики и мошенники преуспевают, пока пожарные и полицейские вкалывают за гроши. В глубине души мы хотим верить, что трудолюбие и честность ведут к успеху, тогда как лень, зло и обман — это путь к гибели, так что мы просто редактируем мир так, чтобы он соответствовал нашим ожиданиям.

    Однако на самом деле зло часто процветает и никогда не платит по счетам.

    Есть ряд историй о людях, которые, впервые видя узников концентрационных лагерей, предполагали, что те — ужасные преступники. Наши первые мысли являются порождением справедливого мира нашего разума.

    Почему это происходит?

    У психологов нет однозначного ответа. Некоторые говорят, что это потребность предсказывать последствия наших действий, некоторые — что это желание быть уверенными в принятых в прошлом решениях. Необходимо больше исследований.

    Несомненно, вам хотелось бы жить в мире, где добро всегда побеждает зло, но вы живёте не в нём.

    Другие статьи:

    Источник: https://nlo-mir.ru/jezoterika/38957-illjuzija-spravedlivogo-mira.html

    Психодоктор
    Добавить комментарий