Исследования. Экзистенциальная тоска.

Содержание
  1. Скука как психологический феномен. Определение, типология, исследование феномена
  2. Типология скуки
  3. Бытовая скука
  4. Экзистенциальная скука
  5. Результаты исследования феномена “скука”
  6. Тоска, виды тоски, лечение
  7. Адреналиновая тоска
  8. Тоска по любимому человеку
  9. Тоска по умершему мужу
  10. Тоска по дому
  11. Витальная тоска
  12. Тоска по прошлому
  13. Сердечная тоска
  14. Смертная тоска
  15. Русская тоска
  16. Зимняя тоска
  17. Как избавиться от тоски?
  18. О клинике «Преображение»
  19. Экзистенциальная психология – что такое экзистенциальный подход в психологии?
  20. Экзистенциальная психология – определение
  21. История экзистенциальной психологии
  22. Основные идеи экзистенциального подхода в психологии
  23. Экзистенциальная психология – представители
  24. Экзистенциальный подход в психологии
  25. Основные положения гуманистической и экзистенциальной психологии
  26. Понимание личности в рамках экзистенциальной психологии
  27. Методы экзистенциальной психологии
  28. Проблемы экзистенциальной психологии
  29. Экзистенциальный кризис в психологии
  30. Книги по экзистенциальной психологии
  31. Экзистенциальная психология на практике
  32. Акценты в экзистенциальной терапии
  33. Цели экзистенциальной психотерапии и консультирования
  34. Рассматриваемые в экзистенциальной терапии темы
  35. Инструменты исследования в экзистенциальной терапии

Скука как психологический феномен. Определение, типология, исследование феномена

Исследования.  Экзистенциальная тоска.
В этом году нами проводится исследование, посвященное психологическому феномену, получившему в языке название “скука”.

Состояние “скука” связано со многими негативными явлениями, такими как, например: самоубийство, депрессия, “отсев” из школ, преступность, наркомания, алкоголизм, проблемы здоровья, снижение производительности труда, утрата личностного смысла и т.д. Проблемой скуки занимаются уже две с половиной тысячи лет.

Процесс индивидуализации человека побудил к осмыслению и объяснению ранее не вычленяемых и не дифференцируемых эмоциональных переживаний, таких как: тоска, скука, отчаяние, тревога и др. Феномен скуки крайне редко исследовался самостоятельно, без определенного контекста.

Анализ степени разработанности проблемы скуки позволяет сделать вывод, что психология феномена скуки в нашей стране почти не исследовалась.

Определения понятия “скука” в научной и популярной литературе крайне скудны, а в большинстве случаев вообще отсутствуют.

В психологических словарях и энциклопедиях определения рассматриваемого феномена автором обнаружено не было. В современном словаре русского языка скука определена как “состояние душевного томления, уныния, тоски от безделья или отсутствия интереса к окружающему”.

Типология скуки

По сравнению с определением феномена “скука”, типология скуки представлена значительно шире. В художественной литературе встречается типология, представленная Миланом Кундерой.

Он различает три типа скуки: пассивная (человек страдает потому, что всё неинтересно), активная (человек предаётся хобби), мятежная (например, молодые люди крушат витрины). В философии Мартин Хайдеггер выделяет разные формы скуки, от поверхностных до сущностно-экзистенциальных.

Он делит скуку на категории: скука по причине чего-либо, скука по чему-либо. В практической психологии М.

Дольман различает четыре типа скуки: ситуативная скука (человек находится в томительном ожидании чего-либо), скука разочарования (человек ждёт чего-то важного, но всё оборачивается банальностью), экзистенциальная скука (кажется, что душа лишена содержания и мир топчется на месте), креативная скука (человек просто вынужден всё время создавать что-то новое). В рамках культурологического исследования Э.Р.Макогон выделяет тривиально-банальную и экзистенциально-метафизическую скуку. Представленный обзор типологий позволяет выделить два основных типа скуки для дальнейшего рассмотрения. Они нами были обозначены как бытовая скука и экзистенциальная скука.

Бытовая скука

Существование личности в экзистенциальном плане есть не некая точка, поставленная в настоящем времени, а некий его эпицентр, к которому она относит данные прошлого и будущего. Личность также включается в особые временно-пространственные континуумы деятельности и ценностных отношений с другими людьми.

При этом приходит в действие ее способность к согласованию объективного времени, в котором осуществляется деятельность, со своим субъективным временем (Абульханова К.А., 1990).

При противоречии между объективным и эпицентрическим временами, возникает, как один из возможных вариантов, утрата личностного смысла деятельности (бытовая скука).

Экзистенциальная скука

Следует отметить, что не события сами по себе, а их причинные и целевые связи определяют переживания прошлого, настоящего и будущего. Чем меньше протяженность и вероятность актуальных связей событий в представлении человека, тем более прерывистым переживается время (Кроник А., 1983).

При коротких или отсутствующих причинно-целевых связях, человек в них сомневается, его время становится прерывистым, последовательностью не связанных друг с другом “авантюрных” событий. Утрата смысла жизни – один из возможных выходов (экзистенциальная скука).

Человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию, если это стремление остается нереализованным.

Результаты исследования феномена “скука”

Нами предложено следующее определение феномена скука: “Скука – это психическое состояние, вызванное фрустрацией личностного смысла текущей деятельности, возникшей в результате рассогласования эпицентрического времени личности с объективным”.

Гипотезы исследования: 1) Возникновение психического состояния скука связано с утратой личностного смысла деятельности, достигающего в крайних ситуациях утрату смысла жизни. 2) Психическое состояние “скука” обусловлено личностным восприятием времени.

Данные исследования и результаты можно будет использовать при подготовке спецкурсов: психология скуки, психологическое время личности.

Так же целесообразно применения полученных знаний при практической консультационной деятельности психолога.

Рассмотренное и описанное психическое состояние “скука” позволяет интерпретировать ряд поведенческих феноменов, наблюдаемых в социуме сегодня и описанных в данной работе.

Макушин Е.В.

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=2384

Тоска, виды тоски, лечение

Исследования.  Экзистенциальная тоска.

Тоска — тяжелое психоэмоциональное переживание которое способно сформировать различные психические расстройства. Как избавиться от этих переживаний и предотвратить болезнь?

Специалисты клиники Преображение помогут найти правильное и полностью безопасное решение. Звоните! Запишитесь на прием! Мы помогаем даже в самых тяжелых ситуациях.

Человек любого возраста может стать жертвой экзистенциальной тоски, которую по-другому еще называют «тоска в поиске смысла жизни».

Особенно часто подобное душевное состояние приходит: в момент перехода из одной возрастной категории в другую, если прежние жизненные принципы устарели, а новые еще не появились, в тот период, когда человек оценивает свой вклад в семье и профессиональной области, определяет свое место в обществе и мире в целом. В такие моменты он анализирует, что он успел сделать в своей жизни. И, если его мечты расходятся с реальными результатами или нет ощущения удовлетворения от проделанной работы, то возникает кризис, который и сопровождается экзистенциальной тоской. Избавиться от этого состояния и вернуть душевное равновесие можно с помощью психотерапии. Благодаря работе со специалистом, вы сможете обрести новый смысл жизни, вернуть себе душевное спокойствие и наслаждаться каждым новым днем.

Адреналиновая тоска

Когда Вы привыкли к активной жизни, занимались спортом, вели активную общественную жизнь или много и интенсивно работали, а потом оказались не в удел, то возникает, так называемая, адреналиновая тоска.

Это может быть, например, после ухода из большого спорта, потере бизнеса или выхода на пенсию.

Необходимо искать себе новое занятие, исходя из имеющихся обстоятельств, находить новое приложение своих сил, возможно – снизить планку своих требований.

Другой вариант развития этого вида тоски – похмельный синдром, который сопровождается общей ослабленностью организма, угнетенностью и апатией. В такие моменты появляется чувство вины и потеря контроля над своими эмоциями.

Если алкоголик самостоятельно пытается избавиться от тоски, то, часто, он находит «выход» в новой порции спиртного. В итоге – запой, белая горячка, страдания для алкоголика и его близких.

Чтобы избавиться от этого, необходимо провести тщательную диагностику состояния и оценить степень выраженности алкогольной зависимости.

Начать лечение лучше со стационара, где человек пройдет интенсивное комплексное лечение с использованием медикаментов и методов очищения организма под руководством нарколога и психиатра. А затем ему будет предложена амбулаторная программа с подключением психотерапевта и физиороцедур. Это поможет вернуть душевное спокойствие полностью избавить от зависимости.

Тоска по любимому человеку

Когда любовь невзаимная или любимый человек уезжает в далекие страны без вас, на душе появляется тоскливое чувство, боль, разочарование, порой даже отчаяние. Настоящая любовь — это безусловная любовь.

Максимум доверия, предоставление свободы своему партнеру для развития и реализации себя. Зачем это нужно? Каждый из нас неповторим не только внешним видом, но и восприятием окружающего, привычками, мировоззрением.

Задавайте себе вопросы: что мне нравится?; что я сейчас хочу?; нахожусь ли я там, где хочу? Поймите кто Вы, какой Вы, что Вас отличает от других людей. А когда, Вы снова встретитесь, будет чем поделиться друг с другом.

Если состояние продолжается достаточно долго, то стоит обратиться к специалисту и пройти курс психотерапии. Ваше желание стать счастливым в личной жизни станет основой для избавления от гнетущей сердечной тоски.

Тоска по умершему мужу

В такие моменты особенно нужна поддержка специалиста для облегчения душевной боли и профилактики возникновения депрессий и тяжелых психических расстройств.

Тоска по дому

Далеко не у всех получается быстро и легко адаптироваться к новому месту жительства. Нет рядом привычной обстановки, близких друзей, другая культура.

Чтобы быстрее справиться с тоскливым состоянием, лучше обратиться в специальные социальные службы для иммигрантов и поработать с психологом.

Специалист поможет пройти процесс адаптации к новому месту жительства без использования медикаментов.

Витальная тоска

Это душевное состояние характеризуется развитием подавленного состояния, апатии, снижением интереса к жизни без особых причин.

При этом, витальную тоску может сопровождать боль в области сердца и груди, ощущение, что на душе лежит камень. Подобное самочувствие свойственно людям, пребывающим в глубокой депрессии.

В этом случае необходимо скорейшее обращение к врачу, курс психотерапии и медикаментозное лечение у психиатра.

Тоска по прошлому

Одно из самых распространенных подавленных душевных состояний. В такие моменты сложно осознать и принять, что прошлое невозможно изменить. Именно тоска о времени, которое не вернешь, является причиной данных тягостных переживаний. Чтобы избежать этого, нужно как можно скорее вернуть себя в настоящее.

Занимайтесь любой полезной работой, чтобы отвлечь себя от грустных мыслей, больше времени проводите с друзьями и близкими, поставьте новую цель и бросьте туда все силы.

Если состояние будет ухудшаться — обратитесь к психотерапевту, который поможет наладить ваше душевное равновесие и избавиться от сожалений о прошлом.

Сердечная тоска

Когда человек понимает, что он никогда не сможет быть с любимым или близким человеком, на сердце появляется ни с чем не сравнимая тоска. Не ждите, пока это чувство перерастет в отчаяние или депрессию.

Сердечная тоска на душе – один из самых распостраненных видов подобного душевного состояния и трудно поддается лечению, если человек не хочет пытаться снова обрести радость жизни. Очень сложно избавиться от этого угнетающего чувства, если сопротивляться освобождению от неразделенной или недоступной сердечной привязанности.

В таких ситуациях без психолога и психотерапевта не обойтись. Помощь специалиста поможет «прожить» трудные моменты и продолжать жизнь с открытым сердцем.

Смертная тоска

Очень тяжелое психологическое состояние, которому характерны мысли о приближающейся смерти или тоска с мыслями о самоубийстве. Это крайнее проявление апатии. Видимо перед этим вы прилагали много усилий и боролись, в том числе и с самой собой, пока не пришли в отчаяние.

Чтобы начать подниматься – надо, прежде всего, пожалеть себя. И так сильно, чтобы Вы смогли заплакать. А потом нужно вспомнить, что хандра, слезы, горе, депрессия разрушающим образом действуют на Ваше тело, душу и молодость. Испугаться и начать искать лазейку для выздоровления.

И рассердиться: ну как можно было довести себя до такого состояния! Начинайте ходить, топать ногами и ругаться. И еще вспомните тех людей, которые когда-то задевали и доставали Вас и кричите на них, мысленно представляя их рядом.

Подниматься по лестнице эмоциональных тонов надо постепенно, не опережая и не пропуская ни одного шага. Лучше делать это с опытным психотерапевтом. Если у вас или близких людей наблюдается подобное, нужно обращаться в клинику и не терять ни минуты.

Лечение под наблюдением специалистов в клинике с высоким уровнем сервиса поможет вернуть человеку нормальное самочувствие и восстановит душевное равновесие с помощью антидепрессантов, витаминов, нейролептиков и психотерапии.

Русская тоска

Это депрессивное самочувствие сопровождается грустными мыслями о судьбе своей родины и народа, неизбежности плохих событий и ощущением, что никто не может понять душевное состояние человека. Одна из форм депрессии. В зависимости от симптомов, для лечения применяются разные методы (медикаменты, стационарное лечение, психотерапия).

Зимняя тоска

Другое ее название – сезонная депрессия. Осенью, когда витаминов и солнечного света становится меньше, организм не всегда находит в себе силы приспособиться к изменениям окружающей среды. В результате развивается зимняя тоска. Избавиться от этого душевного состояния можно с помощью антидепрессантов и психотерапии под руководством опытных специалистов.

Как избавиться от тоски?

Вернуть радость жизни и хорошее настроение возможно. Для этого необходимо обратиться к специалистам, которые, посредством разных методик, помогут человеку победить тоскливое самочувствие. Важно помнить, что результаты будут более эффективными, если человек сам захочет вернуть себе нормальное самочувствие.

О клинике «Преображение»

Среди специалистов клиники «Преображение» – опытные психологи, психиатры, неврологи, психотерапевты, которые проведут детальное обследование и лишь после этого назначат процедуры и методы избавления от неприятного тоскливого состояния.

В зависимости от душевного состояния человека, могут использоваться одна или несколько методик: психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия и, в некоторых случаях, прием медицинских препаратов. Если необходимо, лечение может проходить стационарно или под наблюдением врача на регулярных встречах с клиентом.

Источник: https://preobrazhenie.ru/articles/toska.html

Экзистенциальная психология – что такое экзистенциальный подход в психологии?

Исследования.  Экзистенциальная тоска.

Экзистенциальная психология изучает жизнь, бытие человека в его становлении и развитии, и происходит от слова existentia – существование. Человек приходит в этот мир и решает проблемы одиночества, любви, выбора, поиска смыслов и столкновения с реальностью неизбежности смерти.

Экзистенциальная психология – определение

Экзистенциальная традиционная психология – направление, выросшее из экзистенциальной философии, которое рассматривает человека как уникальное создание, и вся его жизнь неповторима и обладает большой ценностью. Экзистенциальное направление в психологии стало активно развиваться два столетия назад, и является востребованным в современном мире.

История экзистенциальной психологии

Основатель экзистенциальной психологии – сложно назвать одного конкретного человека, целая плеяда философов и психологов оказала влияние на развитие этого направления.

Экзистенциальная традиционная психология берет свое развитие с феноменологии и идей российских писателей Л.Н. Толстого и Ф.И. Достоевского. В начале XX в. немецкий психолог и философ К.

Ясперс пересматривая традиционные подходы психиатрии привнес в них идеи экзистенциализма.

Людвиг Бинсвангер, швейцарский врач, изучая труды Ясперса и Хайдеггера вносит экзистенциализм в психологию. Человек становится уже не простым управляемым вместилищем психологических механизмов и инстинктов, но цельной, уникальной сущностью. Далее происходит бурное развитие экзистенциальной психологии и ее ответвлений, в которые входит и знаменитая логотерапия В. Франкла.

Основные идеи экзистенциального подхода в психологии

Экзистенциально-гуманистическая психология опирается на ключевые аспекты:

  • сознание и самосознание;
  • свобода;
  • ответственность;
  • поиск смысла;
  • выбор;
  • осознание смерти.

Экзистенциальная психология, ее идеи и принципы взяты из экзистенциальной философии, являющейся «праматерью»:

  • свободная воля человека помогает ему находится в постоянном развитии;
  • познание своего внутреннего мира – ведущая потребность личности;
  • осознание своей смертности и принятие этого факта – мощный ресурс для раскрытия творческой составляющей личности;
  • экзистенциальная тревога становится тем пусковым механизмом для поиска собственного уникального смысла в кажущемся бессмысленном существовании.

Экзистенциальная психология – представители

Экзистенциальная психология В. Франкла – самый ярчайший пример не опускать руки, найти в себе желание жить дальше. Франкл вызвал к себе огромное доверие тем, что его все его психотерапевтические методы были опробованы на себе и тех людях, которые по роковому стечению обстоятельств находились в застенках фашистского концлагеря. Другие известные экзистенциальные психологи:

  • Ролло Мэй;
  • Ирвин Ялом;
  • Джеймс Бьюдженталь;
  • Альфред Ленгле;
  • Алис Хольцхей-Кунц;
  • Босс Медард;
  • Людвиг Бинсвангер.

Экзистенциальный подход в психологии

Экзистенциально-гуманистический подход в психологии – направление, в котором личность человека является огромной ценностью в связи с ее уникальной внутренней картиной мира, ее неповторимостью.

Экзистенциальная психология обучение простым техникам и упражнениям пациента в ситуациях обреченности и опустошенности от бытия помогает людям находить новые смыслы и выборы, выйти из позиции жертвы, когда ничего нельзя сделать для улучшения.

Основные положения гуманистической и экзистенциальной психологии

Экзистенциальная психология является ответвлением гуманистической психологии, поэтому многие центральные понятия о личности человека имеют сходное описание. Гуманистическая и экзистенциальная психология основные положения:

  • открытость личности человека миру, переживание себя в этом мире и ощущение мира в себе – главная психологическая реальность;
  • природа человека такова, что он постоянно нуждается в самораскрытии и непрерывном развитии своих потенций;
  • человек обладает свободой, волей и возможностью выбора в рамках своих ценностей;
  • личность – это творческая, активная сущность;
  • жизнь отдельно взятого человека должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия.

Понимание личности в рамках экзистенциальной психологии

Личность в экзистенциальной психологии неповторима, уникальна и аутентична. Экзистенциальная психология не ставит рамки человеку, запирая его в настоящем, но дает ему расти, меняться.

При описании личности экзистенциалисты пользуются категорией процессы, а не базируются как другие направления классической психологии на описании черт характера и состояния.

Личность обладает свободой воли и выбора.

Методы экзистенциальной психологии

Экзистенциальная психология как наука должна опираться на конкретные методы, техники, эмпирические исследования, но здесь можно наткнуться на ряд противоречий.

Самым основным методом является выстраивание таких отношений между клиентом и терапевтом, которые можно описать словами: аутентичность, преданность и присутствие.

Аутентичность предполагает полное раскрытие психотерапевта перед пациентом для создания доверительных отношений.

Методы работы экзистенциального психолога со страхом смерти:

  1. «Разрешение терпеть» – чтобы работать с осознанием смерти, терапевт сам должен проработать свои страхи в этой области и стремиться во время терапии поощрять пациента говорить о смерти как можно больше.
  2. Работа с защитными механизмами. Терапевт подводит пациента к изменениям его представлений о смерти мягко, но настойчиво, прорабатывая и идентифицируя неадекватные механизмы защиты.
  3. Работа со сновидениями. Кошмары часто содержат в себе неосознаваемые подавляемые страхи смерти.

Проблемы экзистенциальной психологии

Основные идеи и теории экзистенциальной психологии были сведены специалистами этого направления к общему ряду проблемных областей, с которыми сталкивается экзистенциальная психология. Ирвин Ялом выделил 4 ряда ключевых проблем или узлов:

  1. Проблемы жизни, смерти и времени – человек осознает что он смертен, что это неизбежная данность. Желание жить и страх умереть формируют конфликт.
  2. Проблемы общения, одиночества и любви – осознание одиночества в этом мире: человек одиноким приходит в этот мир и таким же одиноким его покидает, осознания себя одиноким в толпе.
  3. Проблемы ответственности, выбора и свободы – стремление человека к свободе и отсутствию шаблонов, сдерживающих, упорядоченных структур и одновременно страх перед их отсутствием порождает конфликт.
  4. Проблемы смысла и бессмысленности человеческого существования – проистекают из первых трех проблем. Человек постоянно находится в познании себя и окружающего мира, творит свои смыслы. Утрата смысла происходит от осознания своего одиночества, изолированности и неизбежности смерти.

Экзистенциальный кризис в психологии

Принципы экзистенциальной психологии исходят из наличия проблем возникающих у личности.

Экзистенциальный кризис настигает любого человека с юности и до преклонных лет, каждый хоть раз задавался вопросом смысла жизни, своего существования, бытия.

У кого-то это обычные размышления, у других кризис может протекать остро и мучительно, приводить к равнодушию и отсутствию дальнейшей мотивации к жизни: все смыслы исчерпаны, будущее предсказуемо и однообразно.

Экзистенциальный кризис может проникать во все сферы жизнедеятельности человека. Считается, что этот феномен присущ людям развитых стран, которые удовлетворили все свои базовые потребности и есть время анализа и размышлений о собственной жизни. Человек потерявший своих близких и мысливший категорией «Мы» сталкивается с вопросом: «Кто я без них?»

Книги по экзистенциальной психологии

Ролло Мэй «Экзистенциальная психология» – одно из уникальных изданий авторитетного экзистенциального терапевта, написанная простым языком будет полезна к прочтению как обычным читателям интересующимся психологией, так и опытным психологам. Что еще можно почитать в рамках этой тематики:

  1. «Экзистенциальная психология глубинного общения» С.Л. Братченко. В книге подробно рассмотрена история возникновения экзистенциально-гуманистического подхода в психологии, много внимания уделено консультированию.
  2. «Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии». В.Н. Дружинин. Проблемы жизни и смерти, как найти во всем этом смысл уставшему человеку и чем может помочь экзистенциальный психолог – все эти вопросы освещены в книге.
  3. «Экзистенциальная психотерапия» И. Ялом. Книги этого знаменитого психоаналитика можно перечитывать до бесконечности, автор талантлив не только в своей профессии помогающей людям, но и как писатель. Эта книга фундаментальный труд с набором действующих техник и приемов.
  4. «Психотехника экзистенциального выбора». М. Папуш. Научиться качественно и плодотворно жить, радоваться и трудиться это так же реально, как научиться чему-то, например, игре на пианино – сложно, но с практикой все приходит.
  5. «Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, исследования». А. Лэнгле, Е. Уколова, В. Шумский. В книге представлен целостный взгляд на экзистенциальный анализ и его ценностный вклад в развитие экзистенциальной психологии.
Как поднять настроение – лучшие способы поднять настроение себе и другим Как поднять настроение себе или близкому человеку? Мрачные периоды бывают у каждого, и важно понимать, что грусть и тоска – чувства, которые тоже нужны. Выйти из такого состояния поможет общение с друзьями, просмотр фильма, чтение книги, смена обстановки.Буллинг – в учебных заведениях распространенный психологический феномен, представляющий собой моральное и физическое причинение вреда в виде унижений и побоев с вымогательством денег. Травля становится систематической, если не пресечь ее в самом начале.
Ментальная связь – что это значит, как она образуется, как ее разорвать? Ментальная связь между близкими людьми существовала всегда, но лишь недавно специалисты обратили внимание и начали изучать этот психологический феномен, выражающийся в тонком чувствовании другого, его мыслей, действий, душевного состояния.Телефон доверия – во всем мире это социально-значимая услуга для людей, попавших в затруднительное положение. Специалисты этой службы оказывают экстренную психологическую поддержку жертвам домашнего насилия, предотвращают попытки суицида.

Источник: https://womanadvice.ru/ekzistencialnaya-psihologiya-chto-takoe-ekzistencialnyy-podhod-v-psihologii

Экзистенциальная психология на практике

Исследования.  Экзистенциальная тоска.

Эта статья – обзор экзистенциального подхода к психотерапии и показательных ситуаций из моей практики вызвала в свое время хороший отклик у опытных коллег, а один экзистенциальный терапевт даже спросил моего разрешения использовать ее в качестве обучающего материала.

Наталия Гжебик.

Человек обращается к экзистенциальному психологу, когда ощущает, что в его жизни что-то идет «не так». Он может говорить о полной запутанности жизни, или, наоборот, о пустоте, в которой «ничего не происходит».

В самом начале работы многие клиенты склонны связывать такие переживания с недостаточным развитием определенных личностных качеств или наличием «плохих привычек», от которых намерены освободиться с помощью специалиста.

Лишь намного позднее в терапии человек начинает осознавать, что ощущение полноты жизни в большей степени связано со способом бытия в мире, нежели с личностными характеристиками.

Акценты в экзистенциальной терапии

Р. Кочунас говорит, что экзистенциальная психотерапия сконцентрирована именно на жизни клиента, а не на его личности. Специалист, работающий в данном направлении, не считает, что клиенту во что бы то ни стало необходимо измениться.

Вместо развития слабых личностных сторон и поиска «своего Я», экзистенциальный психолог предлагает человеку глубоко исследовать его жизненную ситуацию, осознать и укрепить индивидуальный способ взаимодействия с задачами жизни. Таким образом, терапевтические изменения появляются, когда человек видит целостность своей жизненной ситуации.

М.

обратился к групповой психотерапии, потому, что ощущал общую жизненную неудовлетворенность, которая выражалась в безразличии ко всем занятиям, несмотря на их изначальную привлекательность. Он имел разнообразный профессиональный опыт, но в возрасте тридцати девяти лет все еще сомневался в том, «кем он будет, когда вырастет».

Говорил об отсутствии включенности в работу и общение, и объяснял свою трудность нерешительностью.

Поскольку психотерапевтическая группа представляет собой некую модель мира, в которой каждый человек проявляет себя характерным для него в реальности способом, то участник постепенно формирует в группе свою реальную жизненную ситуацию, и с помощью других участников исследует возможные жизненные направления.

Перед вступлением в группу М. хотел получить от меня как ведущей гарантию того, что участие принесет ему пользу в виде освобождения от заявленной трудности.

В процессе работы участники группы заметили, что М. избегает взаимодействовать с другими, как – будто ожидает, что группа обратится к нему лично. Мы увидели, что М.

преодолевал свою «нерешительность» в ситуациях, которые зашли «в тупик» и требовали экспертной оценки. В такие моменты М. оживал и с готовностью использовал свой сильный ум, чтобы снизить напряжение в ситуации.

Но после того, как конфликт сходил «на нет», М. терял интерес и апатично наблюдал за жизнью группы до следующего острого момента.

Участники помогли М. исследовать ситуацию, которую он создал для себя в группе. Нам стало ясно, что М.

тратит огромные внутренние силы на то, чтобы понять, “как все устроено” в группе/ в жизни: какие групповые/жизненные направления более перспективны, чем они могут быть полезны ему лично, имеет ли он право включиться во взаимодействие, если не до конца понимает ситуацию и не способен активно участвовать в ее разрешении.

М. искал твердые основания для включения в работу группы/в жизнь, потому, что его представление о мире предполагало, что человек может начать жить только тогда, когда “полностью во всем разобрался”, а помогать другим – когда способен поделиться собственным опытом.

М. осознал, что старается избежать чувства вины, которое неизбежно возникло бы, если бы он решил включиться в ситуацию не имея четких ориентиров. И ощущал сильное напряжение и дискомфорт, когда опыт другого человека в группе затрагивал его чувства. Внутренняя борьба, которую вел М.

, почти не оставляла возможностей для спонтанности.

Таким образом стало понятно, почему М.

не ощущал жизни – в тридцать девять лет он “все еще не начал жить”! И тот факт, что он обладал мощным интеллектом (который должен был способствовать успеху в «просчете» жизни), никак не помогал улучшению его самочувствия. Для М.

прояснились и базовые представления о мире, и способы его взаимодействия с жизненными вопросами, и собственноручно созданные ограничения, которые были связанны с верой в возможность полного понимания жизни, методичной подготовки к ней и получения определенных гарантий.

Так М. пережил в группе то, что называл нерешительностью. Ему предстояло проверить свои жизненные конструкты на реалистичность и внести необходимые коррективы, чтобы начать жить. М. было важно пережить ситуацию «целиком», не концентрируясь только на трудностях, но и исследуя заложенные в ней возможности.

Среди нескольких ярких моментов психотерапии М. выделил опыт завершения группы/жизни для него (формат группы предполагал «внезапное», случайное прекращение активности в группе/смерть).

После исключения возможности активно участвовать в работе группы, М. страстно захотел включиться в общение. Самые важные переживания, по словам М.

, были связаны с осознанием того, как близость с людьми и сама жизнь «ускользает» в то время, пока он пытается постичь ее скрытый смысл.

Цели экзистенциальной психотерапии и консультирования

То, что в жизни возникают трудности – естественно, но чтобы иметь достаточно свободы для выбора своего направления, необходимо составить реальное представление о «карте местности», сопоставляя трудности жизни с ее возможностями.

Поэтому, общей целью работы в экзистенциальном подходе выступает приближение к ощущению большей компетентности и свободы, когда человек способен понять значение текущей жизненной ситуации, осознать ограничения и возможности, заложенные в ней и осуществить выбор, который соответствует жизненным приоритетам и ценностям.

Э. Ван Дорцен считает, что человек ощущает свободу, когда он понимает, в какой степени жизнь зависит от него самогои осознает имеющиеся ресурсы.

Настоящая вовлеченность в свою жизнь переживается как жизнетворчество, основанное на последовательном воплощении личных смыслов – в противовес ощущению «вынужденности», которое появляется вследствие узкого взгляда на жизнь.

В. вступила в терапевтическую группу в надежде понять, “чего же она хочет на самом деле?».

личная трудность В., по ее словам, состояла в том, что она всегда отчаянно хотела любить и быть любимой, но не была готова прилагать какие-либо усилия к этому. Обычно, действовать В.

начинала только тогда, когда отношения находились под угрозой разрушения, и сильнейший внутренний дискомфорт приводил к необходимости «спасти» ситуацию. Однако чаще всего бывало уже «слишком поздно», чтобы восстановить отношения, поэтому В. переживала внутреннюю пустоту и потерю смысла.

В группе прояснилось, что В. с самого начала старается заслужить расположение всей группы, считая, что тем самым реализует собственные ценности. Мы увидели, что В.

проявляла немалую активность, чтобы завоевать репутацию «души компании» и добиться принятия всеми участниками группы.

В группе она поддерживала, в основном, поверхностный уровень общения, предпочитая избегать «трудных» вопросов и конфликтных тем.

Во время переживания в процессе работы группы всеобщей растерянности, В. поспешила принять на себя роль «массовика-затейника» и предложила заполнить образовавшуюся экзистенциальную пустоту с помощью исполнения восточного танца под неуверенные аплодисменты других участников. В. потребовалось около пяти минут, чтобы осознать сложившийся контекст, и ее выступление окончилось слезами.

В. поняла, что все, что она делала в группе вплоть до настоящего момента было вызвано желанием нравиться и быть всеми любимой, несмотря на то, что в самом начале групповой работы В.

четко осознавала актуальные потребности и задачи своего участия в группе. В.

предпочла проигнорировать собственные нужды и цели психотерапии/жизни в угоду достижению расположения и подтверждению того, что она достойна любви.

Во время исполнения танца В. пришлось увидеть, как «глупо она расходует силы и время», развлекая окружающих и увеличивая бессмысленность в собственной жизни. В. стала понимать, что действовала «не в том направлении», в котором по-настоящему хотела действовать.

Вместо усилий честного и открытого самовыражения в присутствии других людей она расходовала свою жизненную энергию на то, чтобы угадать и оправдать чужие ожидания.

И. Ялом подчеркивает, что на определенном этапе групповой психотерапии люди начинают понимать, что жизненные ситуации других участников во многом отражают их собственные трудности.

Несмотря на то, что человечество постоянно развивается и каждый из нас уникален, люди сталкиваются с вопросами существования, одинаковыми во все времена.

Рассматриваемые в экзистенциальной терапии темы

Такие базовые вопросы жизни как рождение и смерть, свобода и необходимость, одиночество и зависимость, смысл и пустота – принципиально неразрешимы, но через осмысление этих категорий человек способен почувствовать себя по-настоящему живым.

Поэтому, в процессе работы экзистенциальный психолог уделяет особое внимание исследованию общечеловеческих вопросов.

Во время психотерапевтических встреч рассматривается прошлый жизненный опыт, текущее положение дел, а также, желаемое и возможное будущее.

Осмысление прошлого опыта приводит к пониманию того, что придает человеку ощущение полноты жизни, анализ текущей ситуации позволяет оценить степень удовлетворенности жизнью, а исследование последствий альтернативных возможностей будущего способствует выбору направления и определению приоритетов.

Процесс экзистенциального консультирования и психотерапии состоит в неспешном размышлении и выражении своих побуждений, желаний, намерений, ценностей и смысла, отношения к жизни в целом.

Во время такой работы экзистенциальный психолог отражает способ бытия клиента в «здесь и–сейчас» терапевтической встречи: что человек делает со своей жизнью, каким образом сам себя ограничивает, какую часть правды упускает и как пытается преодолеть дискомфорт.

Психолог старается понять, каким образом его клиент “отвечает” на базовые вопросы человеческого существования, насколько полно он присутствует в своей жизни и что является препятствием к большей вовлеченности в жизнь. Разумеется, данные аспекты трудно прояснить напрямую.

Инструменты исследования в экзистенциальной терапии

Раскрытие характера присутствия человека в жизни осуществляется путем внимательного исследования особенностей взаимодействия клиента с психологом в индивидуальной психотерапии или с другими участниками в терапевтической группе: как человек строит отношения с другими людьми, как понимает их роли, чего ожидает, каким образом выбирает тему для внутреннего исследования и какие задачи ставит перед собой в общении?

Понимание переживания «бытия с другими» раскрывает не только способ отношений со значимыми для клиента людьми, но и характер его «пребывания с собой». То, как человек проявляет себя по отношению к психологу в индивидуальной работе и к участникам группы, отражает ведущие принципы его отношения к себе и миру.

Л.

зашел в мой кабинет неуверенно, и в первые же минуты у меня возник образ человека, идущего по “веревочному мостику”. Весь облик Л. отражал внутреннюю неустойчивость и сильный страх, но, вместе с тем, в его движениях заключалась мощная инерция, которая заставляла делать большие шаги в направлении воображаемого «берега».

Во время обсуждения целей индивидуальной психотерапии Л. рассказал мне о многочисленных потерях, о парализующей тревоге, об ощущении «тесноты» в жизни, и попросил помощи в том, чтобы «стать более уверенным и обрести твердую почву». Л. хотел верить, что это возможно.

Во время первых встреч Л. избегал смотреть на меня, его голова, чаще всего, была опущена, и он очень внимательно разглядывал пол под ногами. В отношении меня Л.

интересовался, в основном, тем, что могло «объективно» отражать мою профессиональную компетентность – возраст, наличие сертификатов и опыт работы с подобными трудностями. Я стала замечать, что Л.

контролирует мои попытки привнести в нашу беседу свой личный опыт, как будто старается избежать осознания, что я так же по-человечески уязвима, как и он.

Анализируя отношения со мной, Л.

начал осознавать, что всю жизнь он старался «смотреть под ноги», чтобы не оступиться – от страха его мир «сузился» и стал «тесным». Перспектива «поднять голову» и исследовать реальность пугала Л., но казалась неизбежной, поэтому он решился. Он понял, что избегал близости с людьми, потому, что боялся потерять их.

Так Л. столкнулся с тем, что его на самом деле пугало и подтверждения чему он всегда избегал – никто из людей не застрахован от потери, человеческая жизнь очень хрупка, и в ней мало вещей, в которых можно быть полностью уверенным.

С помощью образа, который возник у меня, когда мы впервые встретились в моем кабинете, Л. стал осознавать тот факт, что человеческое существование – «веревочный мост», и каждый из нас «балансирует над бездной».

Экзистенциальная психотерапия по определению требует серьезных эмоциональных и временных вложений.

Но человек ощущает пользу в таком предприятии, когда по ходу тщательного пересмотра своей жизни открывает новые способы взаимодействия с другими людьми и миром, определяет свою жизненную позицию и испытывает воодушевление от воплощения собственных ценностей.

Литература.

Э. Ван Дорцен. “Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия”. Ассоциация экзистенциального консультирования. 2007 г.

Р. Кочунас. Экзистенциальная терапия в группах.

И. Ялом. Класс. 2004 г.

Источник: http://PsyPractice.ru/povyshenie-kvalifikatcii/ekzistentcialnaya-psikhologiya-na-praktike

Психодоктор
Добавить комментарий