Как быть услышанным и услышать другого?

Как научится слышать и слушать человека?

Как быть услышанным и услышать другого?

Слушать и слышать – два близких, не делимых друг от друга, но разных по смыслу понятия. Для начала дадим им определения и выявим основные составляющие этих двух процессов, а затем ответим на вопрос: как научится не только слушать, но и слышать собеседника.

Слышать – способность человека посредством органов слуха воспринимать звуки из окружающей среды. Умение как направлять слух на какие-либо звуки, так и воспринимать их.

Слышать – это физический акт, как зрение или осязание.

Когда слышим, информация воспринимается нами поверхностно.

Мы не вникаем глубоко в смысл услышанного, а просто улавливаем знакомые слова, не вдаваясь в их конкретный смысл.

Слыша мы лишь выстраиваем поверхностную картину, да и то не всегда.

Что означает «слушать»?

А вот слушать это уже намного больше, чем просто кивать головой в ответ на речь собеседника. Тут необходима работа нашего разума. Умение принять, обработать и интерпретировать услышанную информацию и есть умение слушать.

Способность внимательно слушать это значит не только проявить уважение к собеседнику, но и получать возможность наладить с ним межличностный, уникальный по своей сути контакт.

Иной раз слушая, мы больше отдаем, чем получаем. Уделив собеседнику время, проявив уважение, мы отдаем часть собственной души.

Как думаете, кто разговаривает больше: эгоист или бескорыстный человек? Обычно, это преимущество эгоиста. Естественно, не стоит каждый разговор извне воспринимать как эгоистичный поступок.

 Если в центре любого события стоит повествующий, либо его личное мнение, то перед вами себялюбивый человек.

Такая оценка речи может быть крайне полезна. Она поможет вам расставить приоритеты в общении и вычислить скрытые мотивы собеседника. Но в первую очередь пропускайте через этот фильтр собственную речь, а не речь собеседника. Ведь слушающий вас тоже осознанно, либо на подсознательном уровне дает оценку вам.

Когда речь заходить об умении слушать и слышать человека, эти понятия могут быть интерпретированы и несколько иначе. В то время, пока собеседник вещает, мы его слушаем. Делаем это осознанно, задействуем душу и разум. Наши мимика и жесты говорят человеку о том, что он нам интересен и информация, которой он делится, тоже весома.

Но при этом, из-за неправильной интерпретации, мы не понимаем сути.

Современные психологи давно объединились во мнении, что искусство слушать помогает человеку достичь успеха в любой жизненной области.

Ученые опросили 15 миллионеров, задав лишь один вопрос: «Какое качество помогло вам достичь успеха?», необходимым условием было отвечать без раздумий и в одно предложение.

Каждый из опрошенных без колебаний заметил, что им помогло умение слушать.

Так как же научится слушать и слышать?

В первую очередь нужно заранее иметь желание слушать человека. Когда нам з известно, либо кажется будто известно, что именно скажет наш собеседник, наш внимание не сосредотачивается на разговоре.

Советы, которые помогут улучшить умение слушать:

  • Начните слушать собеседника с самого начала разговора и не расслабляйте своё внимание до его завершения отложите другие дела.
  • Ни за что не пробуйте совместить несколько дел во время разговора, приложите усилие к тому, чтобы заинтересоваться темой разговора.
  • Делайте оценку сказанного по его содержанию, а не по способу подачи.
  • Всегда сохраняйте объективность.
  • Не совершайте поспешных выводов.
  • Обратите внимание на точку зрения человека, с которым ведете беседу.
  • Поддерживайте зрительный контакт.
  • Следите за языком вашего тела, оно должно сообщать собеседнику о вашей заинтересованности.
  • Когда собеседник закончит рассказ, задайте уточняющие вопросы по теме
  • Обеспечьте комфортную для общения обстановку, чтобы отвлекающие факторы отсутствовали.
  •  Добавляйте утвердительный ответные реплики, например «да-да», «ясно».

Для того чтобы овладеть чем-либо в совершенстве, помимо практики и теории необходимы тренировки. В свободное время уделяйте следующим практическим занятиям внимание, и тогда ваше умение слышать и слушать стремительно достигнет высот.

Упражнения для улучшения умения «слушать»:

1. Примите комфортное положение сидя, расслабьтесь, глаза закройте. Прислушайтесь к окружающим вас звукам. Распознайте каждый звук, который услышите. Сколько всего звуков до вас доносится? Такое упражнения не только помогает научиться слышать, но и действует успокаивающе. Уделяйте ему 5-10 минут в день. 2. Ведя разговор, не спешите со своими высказываниями. Выслушайте собеседника до конца, выдержите паузу. Помимо того, пауза перед вашей речью придаст ей важности.

3. При любой возможности слушайте радио. Но не музыкальные, а разговорные передачи. После, отвечайте про себя на вопросы «какую информацию вы узнали?», «каков был основной смысл?». Сжато перескажите всё услышанное про себя.

В заключение

Непременно помните, что слушание это не простой обмен информацией и её сутью. Слушая, мы отдаем часть себя, своей души. Это процесс, где главная цель всегда быть готовым принять точку зрения, переживания человека.

Всё, что необходимо, это просто внимательно послушать человека. Приложить силы чтобы услышать его.

Умение слушать – это легкий способ достичь успеха, обзавестись другом или просто получить интересную, необходимую информацию.


Источник: http://vremya-sovetov.ru/psixologiya/kak-nauchitsya-slyishat-i-slushat-cheloveka.html

Слышать и быть услышанным

Как быть услышанным и услышать другого?

Трудно слышать и быть услышанным правильно. Обоюдное понимание – большая редкость. Если удаётся испытать его, то ощущаешь радость, даже счастье. Обычно люди редко правильно понимают то, что слышат. Легко мы уясняем простые сообщения, команды, инструкции. И тот, кто даёт команды, формулирует их определённым, не им придуманным образом. «Руки вверх» – всем понятно…

Вообще, понятно то, про что люди договорились, как это понимать и как сообщать. Но огромная часть сообщений, к счастью и на беду, – не команды и не приказы. Это всё остальное общение: профессиональное, бытовое, любовное и дружеское. Человек постоянно погружён в информационно избыточную среду.

В толпе, например, ему приходится делать всё, чтобы не слышать людей, не видеть их. В метро каждый старается существовать так, будто никого нет вокруг: ни на кого не смотреть и слушать что-то своё через наушники. Защита от ненужной информации… При этом любая человеческая группа пронизана коммуникациями.

И эти коммуникации, в частности словесные (когда мы слышим и хотим быть услышанными), равны поведению. Оно есть всегда, даже когда мы считаем, что не делаем ничего. Даже тогда, хотим мы того или нет, вовне транслируется информация. Мы всегда «читаем» поведение другого, пусть он ничего и не говорит словами.

И взрослые, и особенно дети чувствительны к поведению значимых людей. Настроение видим по движениям, по выражению лица, по взгляду. Не обязательно понимаем правильно, но как-то понимаем. А уж если включается речь, то информация возрастает многократно. К невербальной присоединяется вербальная, словесная часть.

Именно речь кажется нам более содержательной и ясной. Хотя не всегда это так.

Двойное послание

Речь несёт первый информационный слой сообщения. Второй информационный слой – невербальный. — Как поживаешь? — Хорошо (взгляд в пол и кривая улыбка). Мы слышим: поживаю хорошо. Но разве мы услышали своего собеседника? Нет. Потому что невербальная часть его сообщения не услышана. Она про что-то другое. Про то, что вроде бы и не хорошо.

Так две части сообщения противоречат друг другу. У ребёнка до младшего подросткового возраста высказывания обычно непротиворечивы. Он и текстом, и телом дает одну и ту же информацию. Поэтому ребёнок нам понятен, мы говорим: дети искренние, открытые. Мы же, взрослые, для ребёнка часто непонятны, потому что слышит ребёнок от нас одно, а видит другое.

И взрослый бывает не услышан, за что обижается. А бывает и так, что услышать этого взрослого правильно вообще невозможно, потому что он одновременно посылает ребёнку два взаимоисключающих сообщения. В 60-е годы ХХ века была даже выдвинута гипотеза, что если ребёнок получает много подобных сообщений, это провоцирует его аутизацию и, в пределе, шизофрению.

Вот мама приходит в больницу навестить своего сына, страдающего психическим расстройством. Сидит в холле, ждёт его. Он выходит к ней радостный, садится рядом, близко-близко. Мама отодвигается от него (даёт понять, что хочет держаться от него подальше). Он ссутуливается, опускает голову и молчит (воспринял невербальное сообщение).

Мама смотрит на него и говорит: «Ты что же, не рад меня видеть?» И добавляет: «Не надо скрывать свои чувства, дорогой». Словами она вроде как сообщает, что ждёт от него проявлений любви и, более того, уверена, что любовь у ребёнка есть, просто он стесняется. А поведением, движениями как бы говорит: не приближайся ко мне.

Мальчик не может понять, на какую часть целого сообщения ему реагировать. Поэтому самый простой для него выход – стараться не воспринимать реальность вообще. Видимо, эта мама так с ним всё время общалась, вот он и оказался в психбольнице.

Игра в напёрстки: где зерно?

Итак, ребёнку проще быть услышанным. А вот взрослому – трудно. Он то и дело погружает ребёнка в коммуникативные парадоксы. Например: «Чего ты такой послушный? Надо быть посмелее», «Главное – не отметки, а знания. Принесешь двойку – будешь наказан».

Мило, да? Сами взрослые объясняют это так: «Не надо слушать всех подряд, надо и своей головой думать», «Беспрекословно нужно слушаться только родителей, но всяким важным чужим взрослым лучше не сообщать, что их указания не обязательно будут выполнены…»

И про отметки и знания то же: «Отметки – это оценки знаний. Поэтому если двойка – значит, не знаешь ничего. А если пятёрка, – это не значит, что нужно расслабляться. Иди ещё позанимайся».

Но ребёнок-то слышит только то, что произносится. Если он послушается родителей и перестанет их слушаться, то всё равно будет послушным, потому что он как раз и выполняет их предписание.

Есть от чего прийти в замешательство…

Есть ещё один аспект нашего общения с ребёнком. Мы показываем, как мы к нему относимся. Принёс, например, пятёрку и гордо нам об этом сообщает. Фактически говорит: «Я молодец». А мы не слышим. Мы в это время заняты чем-то важным, отвлечься не можем. И говорим: отойди, не мешай. Услышаны будем однозначно: «Я маму-папу не интересую». Вероятность следующих пятёрок снижается.

Второй вариант. Ребёнок принес пятёрку и гордо нам об этом сообщает. А мы сердимся на него за то, что он на той неделе три двойки получил. И говорим: «Вот, можешь же. А что по математике двойки-то носил?» Услышаны будем однозначно: «Мама-папа хотят только ругать, похвалы не добиться». Вероятность следующих пятёрок и тут снижается.
А эффективнее было бы так.

Ребёнок принес пятерку и гордо нам об этом сообщает. Фактически говорит: «Я молодец». Мы смотрим на него внимательно. Взор и носки нашей обуви направлены в одну сторону (то есть ни о чем постороннем мы не думаем). Мы услышали его и говорим: «Ты молодец. Ты меня очень обрадовал». Сообщение внутренне непротиворечиво. Ребёнок слышит: «Я важен. Я правда молодец».

Вероятность следующих пятёрок возрастает…

Понятно, что никакой взрослый не способен осознанно следить за построением каждой своей коммуникации с ребёнком. Да и не только с ребёнком. Вообще-то мы общаемся как попало. Поэтому редко слышим и бываем услышаны. Люди плохо понимают друг друга – это нормально. Это печально.

Чтобы вас услышали и поняли правильно, нужно чувствовать, думать и говорить одно и то же.

рисунки: Наталья Ратковски

Источник: http://www.za-partoi.ru/ponimanie.html

Как научиться слушать другого?

Как быть услышанным и услышать другого?

Как научиться слушать другого?

Мы постоянно обмениваемся информацией с окружающими, и большая ее часть передается через речь.

Но всегда ли мы верно слышим то, что нам говорят? Умеем ли мы по-настоящему слушать другого? Наблюдая за беседой со стороны, можно заметить, что зачастую собеседники просто дожидаются паузы для того, чтобы начать рассказ о себе, никак не реагируя на послания со стороны партнера. Хорошая новость: навык слушания можно сознательно развить и улучшить, а вместе с тем значительно улучшить и качество общения.

Человеческое общение часто называют роскошью, и это утверждение становится все более актуальным в нашу эпоху мобильной связи и социальных сетей, когда живое общение все больше заменяется виртуальным. Процесс общения осложняется одной важной проблемой — неумением слушать друг друга.

Нам кажется, что поскольку мы умеем говорить и слышать, то, следовательно, умеем и общаться. Но должно быть, каждому из нас приходилось хотя бы однажды получать упрек: «Ты меня совсем не слушаешь». А изобилие различных пособий и тренингов по эффективному общению говорит о том, что с этим навыком все обстоит совсем не так просто, как хотелось бы.

Принято считать, что инициатива в разговоре принадлежит, в первую очередь, говорящему, но как долго продлится беседа, если собеседник вас не слушает? Действительно, на ход разговора влияет не только то, что нам говорят, но и то, как мы это слушаем. Как пишет Иствуд Атватер, мы делим с говорящим ответственность за общение. Слушание — активный процесс и требует от нас затраты усилий, поэтому мы довольно легко отключаемся от слушания, даже не всегда это осознавая.

Барьеры между собеседниками

Мы перестаем слушать по разным причинам: потому что устали, потеряли интерес, заняты своими собственными мыслями или просто ждем паузы, чтобы заговорить о своем.

Человеческое общение не сводится к простой модели «вопрос-ответ».

Каждый из нас вступает в коммуникацию, имея в своем багаже предыдущий опыт успешного и неудачного взаимодействия (в том числе и не вполне осознанный опыт детского общения со значимыми взрослыми), текущее эмоциональное состояние, набор осознанных и неосознанных убеждений и установок, определяющих нашу реакцию на собеседника, и множество других факторов. Каждый из этих моментов вносит свой вклад в процесс взаимопонимания.

Существенным коммуникативным барьером является процесс идентификации, то есть отождествления себя с собеседником.

Казалось бы, способность представить себя на месте другого должна облегчать взаимопонимание, но на самом деле, представляя себя в чужих обстоятельствах, мы не учитываем разницу в жизненном опыте, эмоциональном статусе, состоянии нервной системы, одним словом, отказываем партнеру в индивидуальности. Поэтому трижды подумайте, прежде чем произнести привычное: «А вот я бы на твоем месте…».

Многие психологические феномены обусловлены биологической целесообразностью.

Так, к примеру, установки восприятия помогают нам быстрее ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, пользоваться уже существующими приемами, а не вырабатывать каждый раз новое уникальное решение задачи, что потребовало бы гораздо большего приложения усилий. Но эти же стереотипные реакции способны оказывать дурную услугу и заслонять от нас настоящее «я» собеседника.

В общении, особенно при первой встрече, мы больше всего уделяем внимания тем характеристикам собеседника, которые позволяют его классифицировать: полный — значит добрый, в очках — значит умный, с айфоном — значит хипстер. Все остальные черты просто достраиваются по определенным схемам, за которыми теряется индивидуальность собеседника.

Упражнение

Посмотреть на собеседника свежим взглядом помогает следующее упражнение, которое часто используют в ходе обучения актерскому мастерству. Постарайтесь взглянуть на своего собеседника как на инопланетянина, как будто вы совсем не представляете, что это за странный прозрачный предмет у него на лице, и почему вокруг отверстия, которым он издает звуки, нанесена субстанция красного цвета.

Условия активного слушания

Чтобы действительно услышать человека, нам нужно включиться в общение не только на когнитивном, но и на эмоциональном уровне. Поскольку разные эмоции могут придавать одной и той же фразе совершенно разное значение, нам важно точно распознать эмоции партнера, при этом не сливаясь с ними.

Первое условие эмпатического контакта — принятие собеседника. Мы как будто начинаем общение с чистого листа, признавая, что наш партнер может быть любым, испытывать любые чувства и сообщать любые мысли, мы признаем это и не торопимся на него повлиять или как-то интерпретировать его поведение.

Конкретные советы

Если вы устали, в плохом настроении или поглощены посторонними размышлениями, то не стоит начинать серьезный разговор. Лучше попросить партнера отложить эту беседу. Однако очень важно назначить четкий срок, на который переносится обсуждение вопроса, и четко соблюсти договоренность.

Постарайтесь создать для беседы оптимальные условия: исключите посторонние шумы и отвлекающие факторы. Отключите телефон, выключите играющую музыку, не назначайте важные встречи в шумных кафе.

Паузы также играют важную роль в разговоре. Когда вы делаете паузу перед ответом, вы не только сами собираетесь с мыслями, но и показываете собеседнику, что сказанное важно для вас, вы внимательно отнеслись к его словам и хотите найти действительно убедительный ответ, а не выпаливаете первое же, что пришло в голову. Пауза в разговоре наполняет его большим смыслом, а не обедняет его.

Чтобы сосредоточиться на сообщении собеседника, нам необходимо состояние «внутренней тишины», когда мы не погружены в свои мысли, не теряемся в потоке ассоциаций, вызванных отдельной фразой говорящего, не вспоминаем истории из своей жизни, которые хотели бы рассказать. Когда мы по-настоящему увлечены рассказом, это состояние наступает само собой. Но и в тех случаях, когда беседа не столь увлекательна мы можем развить навык внимательного слушания.

Упражнение

Для этого можно попробовать упражнение «Прислушивание». Примите удобную позу, расслабьтесь, прислушайтесь к тому, какие ощущения возникают у вас в теле, к тому, что делается в комнате, в соседней комнате, в коридоре, на улице. На каждое прислушивание дается по 2-3 минуты.

Было ли вам трудно сосредоточиться? Какие звуки вам было услышать проще всего?

Затем попробуйте произвольно переключать внимание: найдите самый тихий звук и сосредоточьтесь на нем, самый громкий, самый раздражающий, самый приятный.

Легко ли вы справились с этим упражнением? Удалось ли вам остановить «внутренний монолог» и сконцентрироваться только на звуках? Это упражнение можно выполнять и в группе, тогда полезно будет обсудить его и сравнить впечатления.

Трудности слушания

Поддерживать живой и насыщенный контакт с собеседником нелегко, особенно, если предмет разговора вызывает не только положительные эмоции. В таких случаях мы просто перестаем слушать собеседника и часто прибегаем к неосознанным машинальным действиям, которые помогают нам снизить тревогу, но одновременно раздражают вашего партнера.

Речь идет обо всех навязчивых, повторяющихся действиях: постукивание карандашом по столу, ручка, которую собеседник постоянно вертит в руках, прядь волос, которую непрерывно стараются поправить. Подобное поведение демонстрирует либо крайнюю степень волнения, либо отсутствие должного интереса к разговору, а потому является вредной привычкой, от которой стоит избавиться.

Также мы перестаем слушать, если не согласны с чем-то в словах говорящего, вместо того, чтобы оценить сообщение целиком, мы прокручиваем в голове одну или несколько фраз, подбирая к ним возражения. Но именно в этом случае особенно важно сначала прояснить целиком позицию собеседника и только потом излагать свою точку зрения.

От нашего внимания часто ускользает громкость нашей речи. Вместе с накалом эмоций неосознанно повышается и голос, и вот собеседники уже кричат друг на друга. Но даже тогда, когда мы чувствуем себя спокойно и расслабленно, привычка говорить громче собеседника часто сохраняется, что делает общение крайне некомфортным.

Между тем, гораздо более эффективным и выразительным приемом является не повышение, а понижение голоса.

Низкий голос не только воспринимается со стороны как признак уверенности в себе, но и действительно способен до некоторой степени снизить наше собственное волнение, когда мы находимся в стрессовой ситуации. От волнения наш голос задирается вверх, «дает петуха».

Находясь в напряженной ситуации, можно попробовать говорить на полтона ниже, а потом еще на полтона. Такая, на первый взгляд, незначительная деталь может существенно улучшить эмоциональный фон беседы.

Принято считать, что владеющий навыком общения человек готов применять его всегда и везде. Но на самом деле, одним из условий успешной коммуникации является способность правильно выбрать время для нее и место. Как уже было сказано выше — поддержание контакта требует затраты ресурсов, насыщенное общение не только обогащает нас, но и поглощает силы.

При этом мы часто готовы потратить их на малозначимый разговор с коллегами или эмпатически выслушать жалобы на жизнь от попутчика в метро, а вот с близкими прибегаем к привычным, но совсем не эффективным способам коммуникации.

Поступая так, мы попадаем в ловушку социальной желательности, то есть стремления совершать социально одобряемые поступки.

Разумеется, нет ничего дурного в том, чтобы быть вежливым с окружающими, но вот стоит ли тратить на них эмоциональный ресурс, который можно было бы донести к своим близким?

Изменить стиль общения легче всего в кратковременных, поверхностных контактах. Сложнее всего даются перемены в отношениях с самыми близкими людьми, супругами, детьми, родителями. Но именно в последнем случае глубокое, эмпатичное общение приносит наибольшее удовольствие. Ведь счастье — это когда тебя понимают.

Больше том, как развить навык слушания, можно прочесть в книгах Иствуда Атватера «Я вас слушаю…» и Роберта Болтона «Навыки людей: Как отстаивать свое мнение, выслушивать других и решать конфликты».

Автор Ольга Юрченко

  • Читальный зал «Знахарь» © 2010

Источник: https://znaxar.com/articles/21726-kak-nauchitsja-slushat-drugogo.html

Как слушать людей: виды и приемы активного слушания

Как быть услышанным и услышать другого?

Каждый человек хочет быть услышанным и в глубине души мы все хотим знать, что важны. Не находите ли вы, что встречая кого-то, кто проявляет заинтересованность в том, что вы говорите — такой человек мгновенно вызывает у вас симпатию?

Никогда не поздно обратить внимание на это забытое мастерство — умение слушать людей. Ведь, в дополнение к улучшению ваших личных и профессиональных взаимоотношений, активное слушание также помогает предотвратить недоразумения и облегчает сотрудничество.

Слушание — это тот навык, от которого мы все можем выиграть. Став лучшим слушателем, вы сможете улучшить вашу производительность, а также вашу способность влиять, убеждать и вести переговоры. Более того, вы избежите множества конфликтов. Все это необходимо для успеха на работе и в жизни!

Умение слушать людей является одним из самых важных навыков, которые вы можете иметь. Насколько хорошо вы слушаете, настолько вы эффективны в ваших отношениях с окружающими.

На самом деле большинство из нас не являются хорошими слушателями. Исследования показывают, что мы помним между 25% и 50% того, что мы слышим от других. Это означает, что если вы поговорите с вашим боссом, коллегами, клиентами или супругом за 10 минут, они обратят внимание менее чем на половину сказанного. Этот довольно мрачный факт жизни!

Это показывает, что при получении информации вы не слышите сообщение целиком. Вы можете надеяться, что захватили все важные части разговора, но что если они не попали в эти 25-50 процентов?

Умение слушать людей — это топливо нашего социального, эмоционального и профессионального успеха, и это навык, которому мы можем научиться.

Активное слушание (вовлеченное) позволяет нашим близким чувствовать себя достойно. Они понимают, что мы ценим их и уважаем. В наших любовных отношениях, «большое» слушание другого приносит большую близость. Когда родители слушают своих детей — это помогает строить их самооценку. В деловом мире, умение слушать людей экономит время и деньги путем предотвращения недоразумений.

Будучи внимательным слушателем вы можете привлечь друзей, улучшить свой брак, повысить прибыль своей компании или продвинуться по карьерной лестнице. Умение слушать может заставить людей чувствовать себя так хорошо с вами, что они будут следовать за вами буквально везде.

Следует помнить, что мы всегда узнаем больше, когда мы слушаем, чем когда мы говорим. Когда мы активно слушаем, мы лелеем свое мастерство, действуя в качестве модели для положительного и эффективного общения.

Эффективные ключевые мысли

Вопреки тому, что вы, возможно, слышали об этом умении — навык активного слушания является невероятно сложным мастерством. Следующие ключи и советы предназначены помочь вам стать эффективным слушателем.

  • Ключ №1: Слушание — это не пассивная деятельность!

Слушать людей, на первый взгляд, кажется пассивным, нейтральным видом деятельности. Хотя это только может показаться, внутри настоящего слушателя на самом деле происходят многие активные процессы.

Вы видите, слушать — это не просто слышать бесконечные слова людей. Если бы в этом было все дело, мы могли бы использовать компьютеры, чтобы сделать эту работу.

Но, слушание людей включает в себя многое, многое другое, чего компьютеры не могут и никогда не будут делать. Это включает в себя — не только точно услышать, что говорят люди, но и получить представление о том, кто они, какое их отношение к жизни, то, что они хотят сделать, какие у них есть вопросы и сомнения, чего они боятся, как они себя чувствуют, что они хотят от вас, и многое другое.

Это включает в себя даже понимание того, чего люди вам прямо не говорят. Найдите такой компьютер, который может делать все это!

Таким образом, для того, чтобы стать очень хорошим слушателем, мы не можем просто слышать слова, которые говорят люди. Мы должны обращать внимание на многие другие детали и аспекты, которые не так видны глазу, но, тем не менее, имеют решающее значение.

Ключ №2: Умейте слушать невысказанные страхи и проблемы людей, их настроение и стремления.

Когда люди говорят, они всегда раскрывают свои сокровенные мысли, стремления и заботы. Большую часть времени сложно уловить эти тонкие вещи… но они всегда есть.

Хорошие слушатели часто распознают эти невысказанные эмоции и переживания. И когда они «слышат» их и, в результате этого, сопереживают собеседнику (вербально или невербально), то другие часто замечают: «Ты действительно знаешь, как я себя чувствую» или «Ты действительно понимаешь, что именно со мной происходит».

Иногда вы просто знаете — интуитивно. Иногда, вы можете тактично проверить свои предположения с помощью одного-двух вопросов, чтобы подтвердить свои ощущения. Слушайте не только то, что другой человек говорит, но, что более важно, постарайтесь понять весь смысл посылаемого сообщения.

Ищите ключевые слова. Не просто слушайте своими ушами, но и сердцем и душой. Попробуйте спросить себя: «В чем их смысл? Откуда они приходят? Зачем это нужно?». Слова — это всего лишь выражение, но всегда есть подтекст. Посмотрите на «ядро» сообщения.

Ключ №3: Умение слушать требует большой мудрости.

Вы не можете быть хорошим слушателем, если вам не удается понять человека — по-настоящему понять. Как получить эту мудрость? Это, наверное, часть интуиции, часть тяжелой работы и посвящения, и часть нахождения правильного учителя или наставника.

Неважно, как много технических навыков общения вы знаете, если вы не имеете большой мудрости о людях, вы не сможете по-настоящему понять их.

По той же причине, чем больше вы узнаете о себе, тем больше вы сможете «видеть» и «слышать» эти же качества в других. Поэтому, если вы хотите стать хорошим слушателем, абсолютно важно стремиться к тому, чтобы стать пожизненным студентом человеческого существа и природы человека.

Не прекращайте учиться и расширять свой кругозор. Читайте книги, как художественные, так и исторические. Слушайте кассеты с записями. Посещайте различные лекции, семинары и практические занятия. Неважно, как много вы знаете или как вы умны, подгоняйте себя, чтобы узнать еще больше. Потому что, чем больше вы знаете о жизни в целом, тем лучшим слушателем вы автоматически становитесь.

Ключ №4: Прислушивайтесь к другим с уважением.

Один из великих секретов стать отличным слушателем — уважать то, что говорят другие. Это сложная цель, и только 1 из 100 понимает ее важность и делает это главным приоритетом.

Большую часть времени, когда мы слушаем других, мы ищем ошибки или недостатки в том, что говорит другой человек. Мы часто, в конечном итоге, не согласны (вслух или про себя) с другим человеком, его мнением, чувствами, отношением или точкой зрения.

Но мы все, по крайней мере, хотим, чтобы наши мысли и чувства уважались, даже если с нашим мнением не согласны. Даже если наши мнения или отношения основаны на ошибочных рассуждениях, мы по-прежнему хотим, чтобы люди ценили то, что наши идеи и чувства имеют большой личностный смысл для нас.

Если вы не заставите людей почувствовать, что вы уважаете их точку зрения, они не будут чувствовать себя «понятыми» и будут считать, что вы плохой слушатель.

Как вы развиваете эту способность слушать с уважением? Во-первых, вы должны понять, что большинство людей не думает и не чувствует также, как вы. Они делают все по-своему, и их, возможно, не очень волнует то, что мы считаем нужным.

Решите сознательно искать что-то осмысленное в словах собеседника, неважно при этом, насколько вопиюще неправильной может казаться его речь поначалу. Если вы будете достаточно искать этого, вы почти всегда это найдете.

Это также помогает понять, когда ваш собственный стиль мышления и рассуждения в корне отличается от мышления тех людей, с кем вы работаете или живете.

Например, родители часто делают ошибку, общаясь со своими детьми, как если бы они были «маленькими взрослыми». Но дети не умеют думать, чувствовать и рассуждать, как взрослые.

Процесс их мышления и рассуждения очень, очень отличается. Они не относятся к будущим целям и результатам, как и мы.

И они не всегда хотят быть образованными или просветленными, как для нас это имело бы значение. Если вы не напомните себе эти принципиальные различия, которые очень легко забыть — вы не сможете общаться с детьми успешно.

Еще один хороший пример частых проблем — когда мужчины и женщины общаются друг с другом. Правда о мужчинах и женщинах заключается в том, что, когда дело доходит до стиля общения и потребностей — они очень и очень разные.

Например, мужчины слушают с точки зрения определения эффективных решений.

Женщины, с другой стороны, также заинтересованы в решениях, но они гораздо более склонны обращать внимание на динамику внутренних чувств и тратить гораздо больше времени, говоря о проблеме — перед тем, как погрузиться в ее решение.

Ключ №5: Слушая людей, не думайте о том, как вы собираетесь реагировать.

Большую часть времени, когда люди говорят нам, наши головы наполнены нашими личными мыслями и намерениями. Мы думаем, как мы собираемся отвечать или думаем, как бы мы чувствовали себя в подобной ситуации.

Но, вы должны поместить эти мысли в сторону и быть «с» другим человеком, держа свой разум открытым для того, что говорит другой человек. Сосредоточьтесь на других, а не на себе. Дайте им все ваше внимание.

Будьте искренне заинтересованы в них, и что они говорят. Когда вы слушаете преимущественно свои внутренние мысли, крайне сложно сосредоточиться на другом человеке.

Вы можете научиться отложить такие мысли на время, и вспомнить о них в другом месте.

Это также включает умение слушать людей без предвзятости. Слушайте с состраданием, открытостью и принятием.

Ключ №7: Слушайте с оптимизмом.

Хорошие слушатели часто имеют способность слушать людей «положительно», несмотря на их непосредственное отрицательное состояние. «О, какая трагедия — пронесся ураган и уничтожил твой дом и все твои вещи — но, по крайней мере, ты жив!» или: «Ну, это ужасно, но не беспокойся — через шесть месяцев ты даже не вспомнишь, как это произошло.»

Вы можете слушать людей о произошедшей трагедии с большой долей сострадания. Но вы также можете слушать оптимистично, опираясь на внутренние силы и возможности человека. Как слушатель, вы можете напомнить им о позитивности, если только вы будете делать это с тактом и чувствительностью.

Дайте людям знать, что вы знаете, какие они мужественные и способные — даже в условиях чрезвычайных ситуаций. Кроме того, когда вы имеете привычку стоять за людей, подчеркивая их положительные качества, вы укрепляете и свой человеческий потенциал.

Виды и приемы слушания

  • Минимизируйте внешние раздражители. Выключите телевизор. Отложите книгу или журнал, и попросите собеседника и других слушателей сделать то же самое.
  • Обеспечьте визуальный контакт — этим вы показываете, что обращаете на другого внимание. Убедитесь, что ваши глаза не бродят вокруг, но смотрят на человека.
  • Улыбайтесь — когда мы сосредоточены, мы, как правило, не имеем никакого выражения на лице, и это может быть истолковано, как враждебность или незаинтересованность. Не забывайте «надевать» улыбку, пусть даже незначительную.
  • Наклонитесь вперед — немного наклонитесь к человеку, что также покажет вашу заинтересованность в том, что он говорит.
  • Задавайте вопросы — чтобы уточнить ваше понимание. Это показывает, что вы слушаете и следите за ними. Например, «Как же это произошло?», «И какова была ваша реакция?», «Почему вы решили уйти?»
  • Не перебивайте — пусть собеседник закончит свои мысли. Если вам есть что сказать, прикусите на время язык и кивните. Будьте терпеливы, ждите своей очереди. Помните, как неприятно было, когда кто-то помешал вам? И вы потеряли ход ваших мыслей? Окажите другим уважение и позвольте им закончить.
  • Обобщите то, что вы услышали. Эта методика предполагает перефразирование слов спикера и их повтор. Это подтверждает, что вы поняли то, что сказал собеседник, а также дает ему шанс прояснить свои мысли. Вы можете начать предложение с «Так, я слышу, что вы говорите…» или «Вы хотите сказать, что…».
  • Вы можете чувствовать себя немного не в себе, когда возникает естественная пауза в разговоре. Научитесь привыкать к тишине и используйте ее, чтобы лучше понять все точки зрения.
  • Если вы что-то упустили из внимания, измените положение тела. Если вы нашли ваш ум блуждающим, перейдите в другое место и попробуйте снова использовать один из приведенных методов.

Источник: https://HeadLife.ru/kak-slushat-lyudey/

10 способов добиться желаемого в беседе

Как быть услышанным и услышать другого?

Почему некоторые люди, говоря о чем-либо, невольно заставляют себя слушать, а другие могут вещать хоть бесконечно — окружающие пропускают их речи «мимо ушей».

Овладеть искусством риторики (правильной и красивой речи, умением убеждать) непросто, но освоить и успешно использовать некоторые правила вполне возможно.

  • Как говорить, чтобы тебя услышали
  • Советы психологов

Как говорить, чтобы тебя услышали ↑

Велика ли разница между двумя почти одинаковыми глаголами — «слушать» и «слышать»? На первый взгляд — всего одна буковка. Да и словарь толкует их практически одинаково — «воспринимать слухом». И все же какая пропасть иногда лежит между этими понятиями.

Умение слушать — это физическая способность каждого здорового человека. Но далеко не все из того, что слышит человек, он воспринимает.

Можно долго и пространно, но не всегда успешно пытаться донести до человека свою мысль. И дело не только в том, что кто-то не умеет или не хочет внимательно слушать.

Говорить так, чтобы тебя не только слушали, но и слышали — искусство, данное не каждому. Но любой человек может продвинуться в этом направлении. Нужно только понять основные принципы правильного «говорения» и немного над собой поработать.

Четко понимать, чего хочешь

Самое первое правило — человек должен четко понимать, что он хочет донести до оппонента. Неясно сформулированную мысль сложно облечь в конкретные слова.

Недопонимание желаемого результата порождает неуверенность в речи и обилие междометий для связки слов, которые вряд ли будут способствовать конструктивному разговору.

Прежде чем пытаться убедить в чем-то другого человека, необходимо тщательно продумать, а желательно еще и проговорить это для себя.

Краткость в три-четыре фразы

Знаменитая чеховская фраза о краткости — «сестре таланта» отражает еще один принцип искусства риторики. Любую мысль можно изложить, не вдаваясь в подробности.

Самую важную информацию надо сообщать коротко, используя не более 4-5 предложений. А потом уже, в процессе дальнейшего разговора, следует оговаривать детали.

Человек, произносящий речь, должен для себя определить некие временные рамки. Это не позволит пуститься в долгие рассуждения, которые, как известно, утомляют слушателя и рассеивают его внимание.

Убедиться в обратном контакте

Как бы блестяще не велась речь, всегда есть риск не быть услышанным. Поэтому важно убедиться в наличии обратной связи и «подпитывать» ее на протяжении разговора. Для этого собеседнику можно задавать любые несложные вопросы по типу «да? не так ли?».

Важен и визуальный контакт. Человек гораздо быстрее отвлекается, а значит хуже воспринимает услышанное, когда не смотрит на говорящего. В свою очередь оратор, игнорирующий взглядом слушателя, рискует довольно скоро потерять его внимание.

Дождаться ответа

Любая вопросительная интонация говорящего не должна остаться без внимания и ответной реакции. Даже если вопрос задается чисто риторически, следует дождаться ответа на него.

Ведь ответ — это не всегда слова. Достаточно одобрительного кивка либо протестующего жеста, главное, найти подтверждение того, что вопрос был услышан.

Только суть

Иногда умение «лить воду» в жизни может пригодиться. Например, на устных экзаменах, особенно если знание материала оставляет желать лучшего. Но когда человек знает, что он хочет сказать и какую мысль донести, лишние слова обычно работают против него.

разговора нужно пытаться удерживать в определенных границах, стараясь говорить только «по теме», не отвлекаясь. Хотя иногда бывает полезно в разговоре «уйти в сторону», с целью переключить и освежить внимание слушателя.

Опытные ораторы часто пользуются таким приемом, но здесь очень важно соблюсти чувство меры.

Четкое определение временных и пространственных границ

Структурирование любой информации облегчает ее восприятие. Это относится как к письменной, так и к устной речи.

Видимо, со школьных лет наш мозг привыкает к тому, что наиболее важная информация каким-либо образом выделяется, а также содержит перечисления (списки), количественные и прочие конкретные показатели.

Если речь идет о каких-то делах, требующих выполнения, следует уточнять желательные сроки, чтобы подчеркнуть обязательный характер выполнения. Особенно важно четко проговорить время, место, суммы при решении финансовых вопросов.

Негатив в слова

Без негатива, к сожалению, никуда. Он рано или поздно посещает любого человека в виде эмоций, плохого настроения, обид. Выплескивая на собеседника свои негативные эмоции, мы вынуждаем его защищаться. Истерики не конструктивны по своей сути (хотя иногда они позволяют манипулировать людьми).

Даже если цель разговора — высказать свои претензии и обвинения, нужно постараться взять себя в руки и облечь свои чувства в слова, выражающие конструктивную и обоснованную критику, не прибегаю к эмоциональным рукоплесканиям.

Проверка связи

Этот принцип близок «обратному контакту», но он позволяет продвинуться чуть дальше — убедиться, что информация не только услышана, но и воспринята. Итоговая цель говорящего в том, чтобы сказанное было понято и принято к сведению.

Обсуждения и компромиссы

Если, исчерпав все аргументы, собеседники так и не смогли прийти к взаимному согласию, значит наступило время поиска компромиссов. Человек, не готовый идти на уступки, вызывает такую же ответную реакцию. Упрямство — далеко не всегда положительное качество.

https://www.youtube.com/watch?v=T4Fmwvf53io

Прийти к компромиссному решению помогает умение не только говорить, но и внимательно слушать.

Советы психологов ↑

  • четко сформулируйте для себя мысль, которую хотите донести до собеседника и проговорите ее про себя (а еще лучше — вслух, перед зеркалом);
  • говорить, чтобы тебя услышали нужно достаточно выразительно, но не позволяйте слишком бурным эмоциям возобладать над разумом;
  • по ходу разговора неоднократно проверяйте, понимает ли вас собеседник, задавайте вопросы;
  • говорите конкретно и предельно кратко, не перегружайте речь ненужной информацией;
  • развивайте свою речь, слишком бедный словарный запас не позволяет говорить выразительно;
  • оттачивайте мастерство на близких, заставить слушать одинаково сложно как одного человека, так и большую аудиторию;
  • будьте готовы в свою очередь внимательно выслушать собеседника, только так можно прийти к компромиссному решению.

: Правила риторики

Источник: http://gopsy.ru/psihologija/obshhenija/kak-govorit-chtoby-tebja-uslyshali.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.