Как изменить поведение, которое не нравится? Рационально-эмоциональный метод Альберта Эллиса

Содержание
  1. Рациональная-эмоциональная-поведенческая терапия Эллиса
  2. Рационально эмотивная терапия — решаемые проблемы
  3. Основная проблема людей — подсознательные верования
  4. Модель АВС — Ядро рациональной терапии
  5. 5 этапов работы РЭПТ по изменению «вредных» верований
  6. Техники рационально эмоциональной терапии
  7. Методы, которые не применяют в РЭПТ
  8. Кому не подойдет рациональная терапия
  9. Эклектизм в рационально эмоциональной поведенческой терапии
  10. РЭПТ: Рационально-эмоционально-поведенческая терапия А.Эллиса – Психологос
  11. Теоретические представления РЭПТ
  12. Модель ABC
  13. Рациональные и иррациональные верования
  14. Какие верования не трогаем
  15. Конструктивные и неконструктивные эмоции
  16. Этапы работы с мешающими клиентам верованиями:
  17. Дополнительный инструментарий
  18. Техники, не применяемые или избегаемые в РЭРТ
  19. Глубина работы
  20. Размышление о границах и перспективах
  21. Искажения мышления по Альберту Эллису: двенадцать основных иррациональных идей
  22. Специфика иррациональных убеждений
  23. Какие идеи А. Эллис признал иррациональными?
  24. Литература:
  25. Рационально-эмоциональная терапия Эллиса
  26. Основные концепции РЭТ
  27. Вот несколько типичных иррациональных идей, оказывающих влияние на оценку реальной ситуации — события
  28. Page 3

Рациональная-эмоциональная-поведенческая терапия Эллиса

Как изменить поведение, которое не нравится? Рационально-эмоциональный метод Альберта Эллиса

РЭПТ (рационально-эмотивная поведенческая терапия) — этот метод психологической помощи был внедрен в психотерапевтическую практику Альбертом Эллисом еще в прошлом веке. И по сей день техники этой психотерапии пользуются большой популярностью среди психологов-психотерапевтов современности, в том числе и при консультации онлайн (через Интернет).

Рационально-эмоциональная терапия — это, по сути, не лечение, а тренировка и обучение рациональной социальности и изменению эмоций и поведения человека.

Сегодня на сайте Психоаналитик-Матвеев.РФ вы, уважаемые посетители, узнаете чем и кому поможет рациональная психотерапия онлайн.

Рационально эмотивная терапия — решаемые проблемы

РЭПТ — это обучение рационально осмысленному опыту (копинг-стратегиям) совладания с различными жизненными проблемами и трудностями.
Рационально эмотивная терапия направлена на выработку навыков объективного (не предвзятого) мышления, адекватного чувствования и разумного поведения в той или иной стрессовой или критической ситуации.

И, наверное, специалиста в этой помогающей области целесообразней было бы называть не психотерапевт, а «социальный тренер» или «социальный консультант»…

Жизненные психологические и эмоциональные проблемы, которые вы решите с помощью РЭПТ:

  • Проблемы в межличностных отношениях
  • Иррациональные страхи и фобии
  • Депрессии
  • Стрессы и дистрессы
  • Комплексы неполноценности
  • Навязчивые мысли
  • Негативные эмоции (обида, вина, стыд, ревность, зависть…)
  • Агрессивность, конфликтность, раздражительность…
  • Нерешительность, робость, стеснительность…
  • Хроническое невезение в жизни

Основная проблема людей — подсознательные верования

Зачастую люди в схожих стрессовых ситуациях ведут себя практически одинаково, как по программе, определенному заученному алгоритму (см. жизненный сценарий).

Основано такое запрограммированное поведение на внутренних верованиях человека (т.е. его глубинных установках, убеждениях, стереотипном мышлении…). Рационально-эмоционально-поведенческая терапия Эллиса как раз и поможет вам осознать и изменить ваши внутренние верования, а значит изменить эмоции и поведение.

Три базовых принципа работы с верованиями:

  1. Люди испытывают проблемы не из-за стрессовых ситуаций или критических событий, а в результате восприятия их через призму своих верований.
  2. Не важно, когда приобретено верование, но человек его до сих пор придерживается (принцип приоритета настоящего времени).
  3. Нет иного способа изменить свои верования, как обучиться и практиковать новые навыки мышления, чувствования и поведения.

Модель АВС — Ядро рациональной терапии

  • (А) — (активирующее событие) — это любые текущие события или собственные мысли, чувства, поведение, связанные с этим событием. А возможно, воспоминания, представления, мысли о прошлом опыте.
  • (В) — (неосознанная вера) — внутренние часто неосознанные ложные убеждения, установки и стереотипные мысли…
  • (С) — (следствия) — эмоциональная, поведенческая и физиологическая реакция человека

Три ключевых верования человека:

  1. Я должен все делать хорошо
  2. Все должны общаться со мной хорошо
  3. Мир должен быть легким для меня

Мы не трогаем при рационально-эмоциональной терапии верования человека, которые являются специфическими: идеологические, политические, религиозные, и др. — это остается личным делом как клиента, так и психотерапевта.

5 этапов работы РЭПТ по изменению «вредных» верований

  1. Аналитическое диагностирование верований
  2. Раскачивание и размягчение внутренних убеждений (например, метод критической дискуссии)…
  3. Замена установок более гибкими и рациональными
  4. Вживление нового навыка: регулярные упражнения в пресечении рецидивов негативного мышления и применения новых разумных мыслей и адекватной стратегии поведения (обычно задается на дом, между сеансами терапии)
  5. Обучение человека использовать техники РЭПТ самостоятельно (чтобы в будущем не зависеть от психотерапевта)

Рационально эмотивная терапия заканчивается тогда, когда клиент почувствует, что он сможет справиться с оставшимися проблемами самостоятельно, а не тогда, когда он решит все свои проблемы.

Техники рационально эмоциональной терапии

В методах РЭПТ Эллиса используется множество техник (см. техники психотерапии): рациональные, иррациональные, эмоциональные, поведенческие, лингвистические, логические, экспериментальные (на практике) и др. — в зависимости от конкретной проблемы человека и его индивидуальности.

Методы, которые не применяют в РЭПТ

  1. Не применяю методы, которые делают человека зависимым (например, излишняя теплота, создание и анализ невроза подкрепления…)
  2. техники, которые могут сделать человека легковерным и внушаемым
  3. Редко используют психоаналитические приемы в чистом виде
  4. Быстрые методики, которые в короткий срок помогают клиенту, но результат не закрепляется и может быть рецидив
  5. С осторожностью используют техники релаксации
  6. Не применяют методы, которые могут подкрепить низкую толерантность (терпимость) к фрустрации («облому ожидания»)
  7. Не используются псевдонаучные техники
  8. Некоторые техники РЭПТ не используются в семейной терапии и психотерапии отношений
  9. А также, некоторые хоть и популярные в силу маркетинга техники, но не имеющие достаточной эмпирической поддержки…

Кому не подойдет рациональная терапия

Этот вид психотерапии имеет свои ограничения. Рациональная терапия хорошо подходит для рациональных и ответственных людей, а также для людей внушаемых, которые не особо застревают в своих старых верованиях.

Этот метод не подойдет слишком «переживательным» женщинам и упертым фанатикам, а также людям с ограниченным интеллектом.

Эклектизм в рационально эмоциональной поведенческой терапии

Эклектизм в РЭПТ — это использование различных методов и техник, заимствованных из других психотерапевтических школ, например:

Если у вас жизненные трудности или психо-эмоциональные проблемы — воспользуйтесь услугами психотерапевта онлайн

Читайте журнал статьи психотерапевта

Проходите тестирование бесплатно

Курсы самопознанияОбучениеУпражнения

Источник: https://xn----7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psychoanaliz/racionalno-ehmocionalnaya-terapiya/

РЭПТ: Рационально-эмоционально-поведенческая терапия А.Эллиса – Психологос

Как изменить поведение, которое не нравится? Рационально-эмоциональный метод Альберта Эллиса

Рационально-эмоционально-поведенческая терапия разработана Альбертом Эллисом.

Называлось в разное время и называется сегодня разными специалистами по разному: РЭТ (рационально-эмоционально терапия), РЭПК (рационально-эмоционально-поведенческое консультирование), РЭПТ (рационально-эмоционально-поведенческая терапия).

Скачать Уолен С., ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмоционально-поведенческая психотерапия.doc

цель РЭПТ — обучение рациональной социальности. РЭПТ – не лечение, не психотерапия, а изменение поведения: обучение и тренировка. Обучение научно (рационально) осмысленному опыту совладания с жизненными проблемами, со своими чувствами и поступками и тренировка навыков мышления и рационального поведения.

“РЭПТ также содержит профилактическое обучение и, возможно, поэтому может по-настоящему называться, вместо закрепленного медицинского термина психотерапия, изменением поведения, или обучением” (Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. / Пер. с англ. — СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — С. 45.). См.→

Традиционное название “психотерапевт” в данном случае более уместно заменять на “тренер-консультант в области жизненных (социальных) навыков”. Или: социо-тренер, социо-консультант.

Теоретические представления РЭПТ

РЭПТ считает, что фактически все проблемы людей являются результатом иррациональных верований (мистического мышления, веры в некритически усвоенные «следовало», «нужно» и «должен») и поэтому могут быть прямо и непосредственно устранены строгим следованием эмпирической реальности (Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. / Пер. с англ. — СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — С. 45).

Базовый постулат: люди сначала интерпретируют ситуации в соответствии со своими укоренившимися верованиями, а затем действуют на основе этих интерпретаций.

«Если верования не меняются, не происходит и улучшения. Если изменяются верования, изменяются и симптомы. Верования функционируют как небольшие операциональные блоки». (А. Бек)

Три базовых принципа работы с верованиями:

  1. Люди испытывают проблемы не из-за событий, а в результате восприятия их через призму верований.
  2. Не важно, когда ты приобрел то или иное верование, ты до сих пор его придерживаешься, если испытываешь соответствующие проблемы. Это принцип приоритета настоящего времени (его не надо путать с гештальтистским принципом «здесь-и-сейчас»).
  3. Нет иного способа справиться с этим, как работать и практиковаться всю оставшуюся проклятую жизнь! (There is no way but work and practice the rest of your damn life!) Это принцип конкретной и регулярной работы. В одном из своих выступлений А. Эллис сказал, что самая важная вещь в РЭПК — это просто «работа, работа, работа… (Документ интернета: http://www.fenichel.com/Beck-Ellis.shtml)».

Модель ABC

Модель ABC (иногда — «A-B-C», в расширенном варианте — «ABCDE») – ядро теории РЭПТ. Другие названия «моделью терапевтических изменений» и «ABC-теорией личности». Описывает не только процесс возникновения ошибочных эмоций и поведения, но как устранять их причины.

  • «А» (активаторы, англ. activating events) — это любые текущие события или собственные мысли, чувства, поведение в связи с этими событиями, а, возможно, воспоминания или мысли о прошлом опыте.
  • «В» (англ. beliefs) – верования.
  • «С» — следствия (англ. consequences).

В «А» каждый человек привносит что-то свое, а именно свои убеждения, цели, физиологическую предрасположенность, установки, взгляды — «В» (англ. beliefs). И уже «В» приводит именно к тому, а не иному «С» — следствию (англ. consequences).

«А», «В» и «С» тесно связаны, и ни один из этих элементов не может существовать без других.

Чтобы изменить «С», нужно или изменить непосредственно «А» (самый неглубокий уровень психотерапевтических изменений), или осознать, что «В», ведущие к иррациональным «С», иррациональны, проверить это в опыте и принять вместо конкретных иррациональных «В» конкретные рациональные. Или же, в идеале, в случае самого глубокого и эффективного терапевтического изменения, произвести философское реструктурирование иррациональных воззрений.

Рациональные и иррациональные верования

Рациональные взгляды ведут к продуктивному поведению, то иррациональные верования — к саморазрушению и ошибочному, иррациональному поведению. А именно, запускаются следующие процессы:

  • драматизация) — «А» оценивается как ужасное более, чем на 100 %. Начинается с «это не должно быть настолько плохо…»;
  • осуждение) — те, кто не делает того, что «должны» (в том числе по отношению ко мне самому) — «плохие», «недостойные», «недочеловеки» итп.

Три корневых иррациональных верования по А.Эллису: «Все сводится к трем вещам:

  • Я должен все делать хорошо.
  • Все должны обращаться со мной хорошо.
  • Мир должен быть легким для меня». См.→

В частном случае — это замена абсолютистских требований («должен» и «обязан» – “должнонанизм”, философия абсолютного долженствования) – на рациональные относительные предпочтения в данной конкретной ситуации. В общем — это принятие гибкой установки по отношению к жизненным событиям в целом.

Какие верования не трогаем

Любые специфические идеологические, политические или религиозные верования остаются личным делом как клиента, так и консультанта.

На Западе немало представителей различных конфессий обращаются к РЭПК и как к инструменту пасторского консультирования, и как к методу самопомощи, не поступаясь при этом самой верой.

Конструктивные и неконструктивные эмоции

В РЭПТ проводятся различия между конструктивными и неконструктивными эмоциями: например, гнев неконструктивен, в то время, как недовольство является стимулом к изменению нежелательного положения вещей и, таким образом, является конструктивным.

Этапы работы с мешающими клиентам верованиями:

  • Аналитическое диагностирование верований.
  • Раскачивание и размягчение верований клиента

Метод критической дискуссии. А. Эллис проводит всего лишь 30-минутные сессии (сравни с многочасовыми сессиями у фрейдистов).

Когда клиент начинает осознавать и фиксировать в словах свои патогенные мысли, к каждой из них задается вопрос: «На каком основании Вы считаете эту мысль верной?» Этот вопрос возникает из предположения, что все верования индивида существуют в его сознании благодаря тому или иному обоснованию. А.

Эллис подчеркивает: «Я пытаюсь показать на протяжении всей сессии, что всегда есть «обоснование» определенного верования».

Преобладающая часть этих обоснований покоится в виде невостребованных к осознанию когниций, поскольку в сложившихся культурах и в системе современного образования практически отсутствуют ситуации, в которых бы осознанно ставились под вопрос и аналитически формулировались многие ключевые мировоззренческие верования индивида.

  • Замена их более гибкими и рациональными
  • Вживление новой привычки: длительная и регулярная тренировка в пресечении рецидивов ложных верований и в применении верований рациональных

Эта работа, обеспеченная в РЭПК большим количеством бланковых форм и практических упражнений, проделывается клиентом главным образом самостоятельно в виде дневников и домашних заданий.

На сессиях консультант проверяет результаты тренировки, помогает исправлять ошибки и вырабатывать новые программы.

В некоторых случаях консультант может выступать как играющий тренер, то есть консультировать клиента с клаустрофобией прямо в лифте, а с клиентом с боязнью людных мест посещать публичные мероприятия или популярные пабы.

  • Обучение клиента делать все эту работу с собой – самостоятельно.

Подготовка клиента к тому, чтобы в будущем стать своим собственным терапевтом.

Индивидуальная РЭПТ заканчивается не тогда, когда клиент решил все свои проблемы, но тогда, когда он чувствует себя готовым справиться с оставшимися проблемами самостоятельно и уверен в своей способности разобраться с любым затруднением в будущем (Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. — С. 65-66).

Дополнительный инструментарий

В РЭПТ применяется множество полезных техник и приемов: рациональные, иррациональные, эмоциональные, поведенческие, имажинативные (визуализационные), лингвистические (семантические), логические, экспериментальные (проверка на практике решений конкретных проблем), библио-, аудио- (специальные иронически-юмористические песни и стихи), визио- (карикатуры) и видео-терапевтические и многие другие. В работе Р. Мак-Маллина «Практикум по когнитивной терапии» описано свыше 100 отдельных техник, стоящих «на вооружении» у когнитивного консультанта (См.: МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии: Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2001).

«РЭПТ представляет собой… форму эклектизма, известного как «теоретически непротиворечивый эклектизм», поскольку техники свободно заимствуются из других терапевтических систем, но применяются в целях, согласующихся с базовой теорией РЭПТ.

В частности, РЭПТ-терапевтов волнуют кратковременные и долговременные эффекты конкретных терапевтических методик: они редко будут использовать методики, имеющие моментальный позитивный результат, но негативные отсроченные последствия (Эллис А., Драйден У.

Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. — С. 65-66)».

Техники, не применяемые или избегаемые в РЭРТ

А. Эллис и У. Драйден прямо перечисляют техники, которых избегают в РЭПК:

  • техники, которые делают клиентов более зависимыми (например, излишняя теплота терапевта как сильное подкрепление, создание и анализ невроза замещения);
  • техники, которые делают людей более легковерными и внушаемыми (например, восприятие мира через «розовые очки»);
  • техники многоречивые и малоэффективные (например, психоаналитические методы вообще и свободные ассоциации в частности, которые побуждают клиента давать пространные описания активирующего опыта, или «А»);
  • методы, которые в короткие сроки помогают клиенту почувствовать себя лучше, но не гарантируют стабильного улучшения (например, некоторые эмпирические техники, в которых происходит полное выражение чувств в драматической, катартической и абреактивной манере — это некоторые методы и основные техники гештальттерапии; опасность здесь заключается в том, что подобные методы могут подтолкнуть людей к применению на практике философии, лежащей в основе таких эмоций, как гнев);
  • техники, которые отвлекают клиентов от работы над своим дисфункциональным мировоззрением (например, релаксация, йога и другие методы когнитивного отвлечения). Эти методы могут, однако, применяться вместе с когнитивным оспариванием, для того чтобы дать дорогу некоторым сдвигам в философии;
  • методы, которые могут случайно подкрепить философию низкой толерантности к фрустрации (например, постепенная десенсибилизация);
  • техники, в которых присутствует антинаучная философия (например, лечение внушением и мистицизм);
  • техники, которые пытаются изменить Активирующее событие («А») прежде, чем продемонстрировать клиенту, как можно изменить свои иррациональные Верования («В») (например, некоторые техники семейной терапии);
  • техники, не имеющие достаточной эмпирической поддержки (например, нейролингвистическое программирование, недирективная терапия, ребефинг (Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. — С. 65-66)).

Глубина работы

РЭПК обязательно начинается с настойчивых попыток побудить клиента к кардинальному пересмотру мировоззрения, поскольку только такая фундаментальная перестройка способна исцелить человека от нездорового мышления и деструктивных эмоций самым коренным образом и на всю оставшуюся жизнь — так, чтобы у него уже не было необходимости снова обращаться за посторонней помощью.

Если клиент в той или иной форме отказывается от этого варианта, то консультант переходит к симптоматической помощи, то есть к устранению и замене частных иррациональных верований клиента, касающихся отдельных аспектов его жизни или конкретного рода ситуаций.

Последняя линия отступления РЭП-консультанта — снятие эмоциональных симптомов клиента «шаманскими» методами, если клиент не способен или не хочет реагировать на рациональные методы.

Размышление о границах и перспективах

Техника РЭРТ имеет традиционные ограничения: подходит для рациональных и ответственных людей, либо для людей внушаемых, которые не будут сильно упираться в своих верованиях. Переживательные женщины и упертые фанатики этим подходом взяты не будут.

Заметим – а шаманские техники на них когда-то воздействовать смогут.

Кажется, что без ущерба для рациональнализма данный подход может быть усилен работой с телом – например, снятием функционального негатива. Пока клиент сидит с устойчиво несчастным лицом, никакая рациональная работа в направлении более позитивного взгляда на жизнь эффективной не будет.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/rept-dvoe-zn--racionalno-emocionalno-povedencheskaya-terapiya-a.ellisa

Искажения мышления по Альберту Эллису: двенадцать основных иррациональных идей

Как изменить поведение, которое не нравится? Рационально-эмоциональный метод Альберта Эллиса

Вопросы иррациональности мышления сегодня активно обсуждаются теоретиками и практиками психологической науки. Альберт Эллис — американский психолог и психотерапевт, на основе иррациональных идей, выявленных у клиентов и испытуемых, разработал особый подход, позволяющий изменить поведенческие стратегии путем осмысления эмоций.

Эта методика базируется на следующем тезисе: главное не в проявлении личного опыта человека, но в том, как субъективно интерпретируется этот опыт. Одно и то же событие может по-разному восприниматься разными людьми, как в той истории о пессимисте и оптимисте: стакан наполовину полон или наполовину пуст? К примеру, человек остался без работы.

Одна из самых частых реакций – переживание по поводу будущего и материального положения, судорожные поиски новой работы. Вторая – мудрое понимание того, что на этом этапе нужно переосмыслить ориентиры, проанализировать этот опыт, собрать силы и выстроить новые цели в перспективе. Мы нередко попадаем в ловушки иррациональных идей и даже не задумываемся об их иррациональности.

Альберт Эллис выявил ряд такого рода убеждений, которые иногда называют «ошибочными». В чем их особенности?

Специфика иррациональных убеждений

– Чаще всего это идеи, продуцированные не самим человеком, но «подхваченные» им из социума. Социальные психологи прекрасно знают про эффект «заражения» идеями.

Как только происходит ссылка на «всем известное», «само собой разумеющееся», «неоднократно доказанное», человек находится в прямой опасности попадания в зависимость от этих чужих мнений, которые не столь очевидны, какими кажутся, и не вытекают из его личного опыта.

– Эти идеи неосуществимы. Их явная недостижимость может породить невротические реакции, «зацикливание», подавленность, настороженность и т. п.

– Они обладают огромным потенциалом внушения (в том числе и самовнушения). Ими «заражаешься» непроизвольно и незаметно.

– Чаще всего при зрелом размышлении и анализе они оказываются уязвимыми и могут корректироваться, в том числе с помощью психолога.

Какие идеи А. Эллис признал иррациональными?

  1. Важно, чтобы меня все любили и одобряли. Да, желание угодить всем или нравиться всем знакомо нам не понаслышке.

    Но возможна ли такая всеобщая приязнь? Если признать, что природа человека амбивалентна, у него есть теневые и светлые стороны, и он далеко не всегда нравится себе сам, как же можно требовать от всех без исключения других безоговорочного приятия?

Последствия: зависимость от чужих мнений и потеря самостоятельности.

Выход из ситуации: установка на объективность, укрепление ощущения самоценности и значимости. Да, хорошо, что меня любят, но, как говорится, я не червонец, чтобы всем нравиться.

  1. Уважать можно только абсолютно компетентного, адекватного и успешного человека.

Мы видим это на каждом шагу: сегодня культура потребления переориентировала нас на внешние признаки статусности. И миллионы людей становятся несчастными в погоне за материальными благами, а добившись их, сожалеют о потерянном времени.

Последствия: снижение самооценки, отсутствие уверенности в себе, установка не на победу, но на избегание неудач, психосоматические проблемы.

Выход из ситуации: работа над принятием себя, осознание собственной априорной ценности, ориентир на процесс развития, избавление от жесткой фиксации на результате.

  1. Есть «плохие» люди, которые заслуживают возмездия.

Последствия: резонерство, лицемерие, непонимание базового принципа свободы воли, проблемы с отстаиванием своих границ и уважением чужих.

Выход из ситуации: признание права на ошибку, в том числе и своего собственного, понимание того, что наказание ведет к ожесточению, но не к исправлению. Позволю себе некоторое отступление.

Помните про страшного маньяка Андрея Чикатило, на счету которого – истязания более 50 жертв? Если прочесть его биографию, то можно понять, откуда истоки его зверств: в голодные 30-е годы его родители убили и съели своего сына, брата Андрея, иначе семья вся погибла бы голодной смертью.

Об этом факте они рассказали Андрею, и это оказалось столь травматичным для него, что привело к серьезным отклонениям в психике и поведении. Но даже такое можно понять, если «зреть в корень» ситуации. Важно вовремя остановиться, проанализировать собственные ошибки или искажения, изменить стратегию поведения.

Характерно, что уже будучи заключенным, Андрей Чикатило сам попросил о психиатрической помощи.

  1. Это ужасно, когда все идет не по моему плану.

Последствия: подавленность, разочарование, снижение самооценки, неудовлетворенность, эмоциональные нарушения.

Выход из ситуации: не нужно придавать особую важность неприятностям, следует расширять границы восприятия, принимать альтернативные точки зрения (вплоть до намеренного поиска позитивных сторон в любой ситуации). Поможет также здоровое чувство юмора.

  1. Человек не властен над обстоятельствами, «все складывается» независимо от воли человека.

Последствия: пассивность, потеря ответственности за свою жизнь и свои решения, озлобленность, безынициативность.

Выход из ситуации: принять к сведению, что ничто не происходит с нами «случайно» и несправедливо, психологическую природу имеют даже явно вопиющие противоречия нашей жизни. Нужно расширить горизонт восприятия. Изменить ситуацию можно всегда – путем смены установок, убеждений, угла зрения на нее.

  1. Всегда нужно помнить о самом страшном: опасности, пугающих моментах. Никогда нельзя терять бдительность.

Последствия: повышение тревожности, недоверчивость, эффект самоподтверждающихся пророчеств. «Я так и знал», «Я же говорил, не надо было высовываться».

Выход из ситуации: тревога – это провокация негативных событий, потому что именно то, чего человек боится, и происходит: вкладывается слишком большой запас энергии в рисование самых страшных картин в воображении. А подсознание прекрасно воспринимает любую эмоционально заряженную визуализацию, независимо от ее модальности. Боишься? Делай то, чего боишься.

  1. Проще не решать проблемы, а уходить от них.

Последствия: нерешенные проблемы имеют свойство скапливаться, никто не может обмануть себя. Кроме того, избегание неудач влечет за собой новые проблемы, снижает самооценку.

Выход из ситуации: найти баланс между тем, что необходимо сделать, и тем, что делать вовсе не хочется. Если вы чего-то не хотите, задумайтесь, зачем дана вам эта ситуация, но выполните необходимое. А вдруг это начнет вам доставлять удовольствие? Если нет – исключите эту ситуацию из своей жизни в дальнейшем.

  1. Всегда важно, чтобы был кто-то, на кого можно опереться.

Последствия: да, мы все связаны друг с другом, но это не повод привязываться к кому-то или к чему-то, устанавливать отношения зависимости. Можно потерять свое лицо, стать пассивным, лишиться собственной уникальности и ответственности за жизнь.

Выход из ситуации: отстаивать свою независимость, принимать помощь, но не делать ее единственно возможным решением ситуации. Рисковать стоит, а неудача – это необходимый этап развития личности.

  1. Прошлое определяет настоящее, над влиянием прошлого опыта никто не властен.

Последствия: пассивность, беспомощность, дублирование неэффективных стратегий поведения, снижение самооценки.

Выход из ситуации: понимание того, что у каждого в прошлом были ситуации, побудившие поступать не так, как хотелось бы. Кто мешает расширить арсенал своих стратегий и возможностей? Да, негативный опыт вами наработан.

Время осознанно нарабатывать позитивный. И это подвластно каждому из нас. Нужно проанализировать прошлый опыт, выявить неэффективные убеждения, установки и стратегии, которые повлекли неудачу, и сменить их на более результативные.

  1. Близко к сердцу принимать чужие проблемы – признак хорошего и порядочного человека.

Последствия: неискренность, ханжество, тревожность, недоверие к людям.

Выход из ситуации: даже если чужое поведение задевает, это должно восприниматься именно как чужой опыт, не касающийся непосредственно нас, либо нужно постараться помочь другому человеку иначе вести себя и воспринимать ситуацию. Если нас расстраивает поведение других, во многом это благодаря только нашей интерпретации событий, нашей призме восприятия. Если ситуацию или чужое поведение невозможно изменить, нужно изменить отношение к этому.

  1. Важно найти и принять именно правильное решение, иначе будет катастрофа.

Последствия: повышение тревожности, перфекционизм, пассивность, неспособность принять решение, инертность.

Выход из ситуации: признать, что «правильного» и «неправильного» попросту не существует. Объективно оценить ситуацию, прислушаться к внутренним ощущениям и выбрать свой путь, даже если он не найдет поддержки у окружающих. Дать себе право на ошибку – это путь к развитию.

  1. Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их.

Последствия: безответственность, импульсивность, неспособность к эмпатии, пассивность.

Выход из ситуации: развивать эмоциональный интеллект, научиться распознавать свои эмоции и регулировать их. Люди тем и отличаются от, скажем, инфузории-туфельки, что способны не только выдавать реакцию, но и осмысливать ее.

А осмысление – прямой путь к саморегуляции, к снижению интенсивности нежелательных эмоций, повышению общей психологической культуры и формированию умения проживать эмоции без ущерба для себя и других. Эмоция – это всегда побуждение к действию.

Важно понять, как вы хотите действовать «в идеале», а не под сиюминутным импульсивным влиянием.

Литература:

  • 1. Кассинов Г. Рационально-эмоционально-поведенческая терапия как метод лечения эмоциональных расстройств // Психотерапия: От теории к практике.
  • 2. Материалы I съезда Российской Психотерапевтической Ассоциации. — СПб.: изд. Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1995. — С. 88-98.
  • 3. Эллис А., Макларен К. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия. — РнД.: Феникс, 2008.
  • 4. A Brief Biography of Dr. Albert Ellis // http://www.rebt.ws/albertellisbiography.html

Павловская Гражина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Купить книгу в Литрес Купить книгу на ОЗОН Купить книгу в Лабиринте

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + EnterНе понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: https://PsychoSearch.ru/teoriya/determinirovannost/500-distortions-of-thinking-by-albert-ellis-twelve-basic-irrational-ideas

Рационально-эмоциональная терапия Эллиса

Как изменить поведение, которое не нравится? Рационально-эмоциональный метод Альберта Эллиса

  • Введение.
  • Теоретическое обоснование.
  • Пример из практики.
  • Роль оценочного восприятия (иррациональное и рациональное).
  • Схема А-В-С.
  • Психологическое консультирование на базе РЭТ.
  • Концепция психологического здоровья.

Одним из важных направлений гуманистической психотерапии или психологической помощи является рационально-эмоциональная психотерапия (РЭТ) Альберта Эллиса (1913-2007).

Система была разработана автором в 50-60 х. годах 20 века как смесь самых разных терапевтических методик. Сам Эллис успешно применял в своей психологической работе когнитивные, эмоциональные, поведенческие методики, а также элементы психоанализа.

Применение этих методов базировалось на принципах гуманистической психологии, а также на одном из краеугольных камней клиент-центрированной терапии Роджерса — безусловно позитивном отношении к клиенту.

Тем не менее, несмотря на очевидную принадлежность метода Эллиса к гуманистическому направлению и использование элементов психологических практик из других школ, его способы работы с клиентом были весьма оригинальны и существенно отличались как от традиционных бихевиоризма и психоанализа, так и от гуманистических.

Основные концепции РЭТ

В основе подхода лежала идея Эллиса, что источником психологических проблем людей являются, так называемые иррациональные установки-верования (идеи, убеждения, предположения), находящиеся в противоречии с реальным опытом и не подлежащие опытному подтверждения по причине своей ошибочности.
Источником таких верований была личная история человека, а именно, предшествующие события его жизни, когда в силу различных обстоятельств индивид принимал на веру различные факты, достоверность которых не была проверена им лично на практике и осознана, как реальность.

Вследствие неосознанного принятия подобных идей, поведение человека, начинало в значительной степени определяться этими иррациональными убеждениями, что и приводило к психологической проблеме в виде деструктивной в своей основе и травмирующей эмоциональной реакции на определенные события жизни.

Проблема была не только в том, что такая реакция порождала длительные негативные эмоциональные последствия, но и в том, что эти эмоции ни в коей мере не способствовали выходу из ситуации, а лишь усугубляли ее.

Действуя вкупе с иррациональными убеждениями, они образовывали своеобразный замкнутый круг, когда ложные установки порождали деструктивное эмоциональное состояние, а оно, в свою очередь, поддерживало эти убеждения, и так далее.

Вот несколько типичных иррациональных идей, оказывающих влияние на оценку реальной ситуации — события

1. Я должен быть любим, а мое правильное поведение, хорошие идеи и личностные особенности должны одобряться людьми, которые являются для меня значимыми, отсюда же вытекает идея осуждения себя и других людей за неверное поведение.
2.

Ценность меня и других людей в значительной мере определяется тем, насколько моя жизнь успешна, а критерии этого успеха — достижения в различных видах деятельности, компетентность, адекватность поведения, таким образом я, как и каждый, обязан достичь совершенства в глазах других и своих собственных.3. Дурные люди должны быть наказаны.

4. Когда что то идет не в соответствии с нашими ожиданиями, то это ужасно и катастрофично. Я всегда должен быть совершенно уверен, что позитивные события произойдут, а негативные нет.

5. Все психологические проблемы вызываются внешними обстоятельствами.
6. Жизненных трудностей и проблем следует избегать, а не справляться с ними.

Page 3

Редкий Ч/Б фильм про Непал 1954 года Улицы Катманду в 1970 году Троллейбусы на пустых улицах Катманду 1979 год Старое видео — как на руках доставляли автомобили в Катманду Визит королевы Елизаветы в Непал в Читать далее …

«Я и другие» — научно-популярный фильм 1971 года, снятый на киностудии «Киевнаучфильм» режиссёром Феликсом Соболевым. Фильм состоит из ряда социально-психологических экспериментов.

Наибольшую известность приобрел эксперимент на внушаемость, или на конформность, поставленный с детьми дошкольного возраста. Фильм был запрещен к показу в СССР.  Почему? Порой трудно понять логику чиновников от идеологии.

Впрочем, посмотрите его сами. Может поймете.  Читать далее …

Мне как-то один врач сказал: «Я не лечу пациента, и я не помогаю ему выздороветь.Лишь только природа и Бог могут помочь человеку излечиться. А я только ставлю диагнози предлагаю лечение».

И если Вам хоть немного понятна психология, которая неразрывносвязана с философией, то осознаете тот факт, что не к Вам пришел клиент за помощью, аВы позвали «клиента» для помощи самому себе.

Поэтому кто кому оказывает помощь,

надо бы еще разобраться. Читать далее …

Переводчик с японского — о поэзии трехстиший хайку, ее истории, переводах и о том, почему это красиво Читать далее …

«Это случилось. Твой дом разрушен, земля сожжена, оружие унесла река, скот погиб. Всё, что ты строил и растил много лет, больше не существует.  ПОДОЙДИ СЮДА Здесь горит мой костёр и здесь ждёт тебя моя песня. Читать далее …

Как бы выглядел семейный диалог если бы все его участники были честными на все 100 процентов

Чувство беспомощности Пятьдесят лет назад американский психолог Мартин Селигман перевернул все представления о нашей свободе воли. Селигман проводил эксперимент над собаками по схеме условного рефлекса Павлова. Цель — сформировать рефлекс страха на звук сигнала. Если Читать далее …

В практике дзэн, чтобы достичь полного пробуждения, нужно пробудить и развить три великих составляющих — Великий Корень Веры (яп. дайсинкон 大信根), Великий Шар Сомнения (яп. дайгидан 大疑団) и Великую Всепревосходящую Волю (яп. дайфунси 大憤志).

Эти термины наиболее сильно ассоциируются с именем Хакуина Экаку дзэндзи, но впервые в этой совокупности появляются еще в 1599 году, в тексте Кохо Осё дзэнъё, почти за сто лет до рождения Хакуина дзэндзи.

А связь между Великим Сомнением и пробуждением акцентировалась еще китайские наставником Тахуэй Цункао (1089-1163): “Под Великим Сомнением всегда есть Великое Пробуждение”. Читать далее …

Для меня суть психосоматики – самонасилие.

И степень ее злокачественности

и разрушительности коррелируют

со степенью насилия над собой.  Читать далее …

Ругать Фрейда и пренебрежительно относиться к психоанализу среди отечественных интеллектуалов стало чем-то вроде моды. Якобы Фрейд был мошенником, а сам психоанализ – чуть ли не псевдонаучная религиозная секта.

В эфире популярной радиостанции один доселе неизвестный мне господин даже пообещал посвятить разоблачению психоанализа ближайший меморандум Комиссии по борьбе с лженаукой РАН[1], членом которой он является. О ничтожестве Фрейда любит рассуждать и Александр Невзоров. Способствует такому отношению и издаваемая на русском языке литература.

Так, например, относительно недавно вышел перевод хорошо известной работы Дэвида Уэбстера «Почему Фрейд был не прав»[2], в которой автор почти на семистах страницах детально разъясняет все ничтожество основателя психоанализа. Читать далее …

“Liber Novus” – так назвал книгу автор – несколько десятилетий хранилась в швейцарском банке и не была доступна даже биографам Юнга.

Хотя Юнг не запрещал публикацию своего труда, нежелание наследников выносить его на суд публики вполне понятно.

“Красная книга” – описание опытов самопостижения, погружения в бессознательное и диалогов с ним – не придется по вкусу тем, кто требует от психиатрии “научности”. Читать далее …

Очень короткая, при этом четкая и вменяемая статья, где автор буквально в двух словах объясняет суть провала либеральной альтернативы в России. Читать далее …

Одним из древнейших методов даосской практики является «шуй гун» (睡功) — «мастерство снов» или «мастерство грез». В современной практике это рассматривается как один из видов цигун, выполняемый лежа, который восстанавливает силы.

В даосских школах в горах Уданшань распространено множество способов «шуй гун» («12 упражнений лежа» и другие ) которые в частности основаны на имитации дыхания пяти животных (черепахи, змеи, дракона, тигра, аиста).

В целом «мастерство снов» заключается в сочетании определенных позиций лежа с визуализацией различных образов, когда человек сам вызывает у себя грезы и пропускает их через свое сознание. Это рассматривалось также как способ стимулировать алхимические превращения в теле человека. Читать далее …

За последние несколько десятилетий одиночество стало эпидемией, и мужчины страдают от этого больше всего. Как и почему изоляция превратилась в такую угрозу? Читать далее …

Я читал Кастанеду еще лет за 10 до этого и уже тогда понял, что это блестящее художественное произведение, это изумительная мистификация, философское фэнтэзи. Книга, которая могла принести пользу и радость тысячам умных людей, наделенных художественным вкусом. Стать стимулом для реальных мыслей и чувств. Читать далее …

Короткий мультфильм Юрия Норштейна по мотивам хокку

японского поэта 17 века Мацуо Басё. Читать далее …

Во все времена научные факты ставили под вопрос существующие убеждения и это в полной мере касается и религии. Но нет ничего ужасного в том, чтобы подвергать сомнению утверждения любой религии, эти утверждения могут и должны быть поставлены под сомнения, даже если это и угрожает чувствам людей, свято верующих в свои убеждения. Читать далее …

Психическая основа безумия та же, что и просветления. Все зависит от того, принимается и понимается ли она и служит ли, в конечном счете, ключом к освобождению. Если нет, она становится, в силу того, что осознавшее ее пока еще подсознательно, причиной отрицания, подавления и, в конечном счете, умственного заболевания. Читать далее …

Увы, но на всем постсоветском пространстве бытует мнение, все реже высказываемое вслух, но, тем не менее, побеждающее и руководящее поступками взрослых в реальности: мол, бить детей все-таки можно и нужно.

Но ради имиджа «хорошего родителя», лучше в этом не признаваться: «Да ладно! Чего уж там — шлепнул пару раз для острастки! Переживет!» И мы веками переживаем этот родительский грех. И не становимся свободнее и увереннее, и наши дети не становятся. Потому что знают: в конце все равно будут бить.

Ни за что, просто так, просто так надо, так принято у этих непонятных взрослых, это такая родительская игра: тебя бьют, а ты делаешь вид, что осознал и понял, почему и за что. Читать далее …

Источник: http://xn--108-iddybtxbgw3cxi.xn--p1ai/articles/rational-emotive-therapy/

Психодоктор
Добавить комментарий