Как напуганные дети становятся бесстрашными взрослыми.

Содержание
  1. Если ребенок боится всего на свете… Про фактор страха
  2. Включенный ночник
  3. Страхи уйдут легко
  4. Почему у ребенка боязнь взрослых
  5. Фобии у детей: боязнь незнакомцев
  6. Страхи и фобии у детей: учимся успокаивать ребенка
  7. Злой доктор
  8. Школа и детский сад: признаки тревожности
  9. Причины страхов у детей
  10. Избавляем ребенка от фобий
  11. Как побороть даже сильные детские страхи
  12. Причины детских страхов
  13. Почему страхи могут быть вредными
  14. Как помочь ребенку справиться со страхами
  15. 6 советов родителям, если ваш ребёнок сильно испугался чего-то
  16. 1. Не ругайте и не стыдите ребёнка за его испуг
  17. 3. Рассказывайте ребёнку о своих чувствах и страхах («Мне тоже было страшно»)
  18. 5. Проиграйте с ребёнком напугавшее его событие
  19. Причины детских страхов и пути их преодоления
  20. 1. 
  21. 2. 
  22. 3. 
  23. 4.
  24. 5. 
  25. 6. 
  26. Как же можно преодолеть детские страхи?
  27. Сказкотерапия
  28. Игротерапия
  29. Музыкальная терапия

Если ребенок боится всего на свете… Про фактор страха

Как напуганные дети становятся бесстрашными взрослыми.

Мамы некоторых малышей замечают, что их дети с раннего возраста упорно боятся многих вещей. Один ребенок боится купаться, другой – оставаться в одиночестве, третий боится темноты, четвертый – посторонних людей. Но чаще всего эти дети боятся всего вместе. И если взрослые страхи нам самим кажутся обоснованными, понять причину детского ужаса порой непросто…

0 679 22 Сентября 2009 в 21:55

Мамы некоторых малышей замечают, что их дети с раннего возраста упорно боятся многих вещей. Один ребенок боится купаться, другой – оставаться в одиночестве, третий боится темноты, четвертый – посторонних людей. Но чаще всего эти дети боятся всего вместе. И если взрослые страхи нам самим кажутся обоснованными, понять причину детского ужаса порой непросто.

Какие-то мамы пожимают плечами: «Перерастет». Другие не церемонятся и жесткими методами пытаются «выбить дурь» из детских голов. А третьи озабоченно ищут разные методики, которые могли бы помочь малышу преодолеть свой страх.

Последним и адресованы рекомендации психологов, которые пытаются научить мам бороться с детскими фобиями. Способны ли эти советы «излечить» испуганного малыша?

Едва ли. Если ребенок боится спать один, то, сколько ни пытайся уговаривать его не бояться, сколько ни подсовывай ему мягких игрушек и сколько ни оставляй включенный ночник, страх не пройдет. Впрочем, об этом поподробнее.

«Самый разумный способ избавить ребенка от страха темноты – оставлять включенным свет в его комнате»

С точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, страх темноты (как и остальные страхи вообще) испытывают далеко не все люди. А только те, кого природа наградила зрительным вектором.

Он наделяет человека способностью испытывать яркие и сильные эмоции, которые помогают ему выполнять его видовую роль. Страх – в их числе.

С его помощью первобытный человек со зрительным вектором спасал жизнь себе и своей стае – от врага или зверя, которых он видел намного раньше, чем его соплеменники.

Времена изменились, но данные природой свойства остались. И если ребенок боится темноты, одним лишь включенным ночником с этим не справиться. Дело в том, что страх темноты связан с главным зрительным страхом – страхом смерти.

В темноте ребенок чувствует себя беззащитным, бессознательно чувствуя вокруг опасность: зрение, которое может спасти и обеспечивает ему жизнь, при отсутствии света не «работает».

А бурное воображение, которым наделила природа маленьких «зрительников», услужливо дорисовывает ночных монстров и прочую нечисть.

Включенный ночник

Ночник лишь отодвинет проблему, но не сможет воздействовать на механизмы появления страха. Есть большая вероятность, что ребенок и в более взрослом возрасте будет спать только при включенном свете, и плюс ко всему обрастет новыми фобиями.

Почему, например, ребенок боится оставаться один дома? Потому что он боится за свою жизнь – боится несуществующих монстров и опасного одиночества, которые он бессознательно воспринимает как угрозу своей жизни.

Что делать с такими страхами? «Лечить». Точнее, использовать знания, которые дает системно-векторный психоанализ, и воспитывать в ребенке способность сострадать, сочувствовать и сопереживать. В процессе такого воспитания страх выталкивается наружу и больше не беспокоит малыша. Даже если ребенок боится всего на свете.

«Страх перед чужими людьми у детей проходит к полутора годам. Если ребенок пугается клоунов, аниматоров и чужих взрослых, уведите его в сторонку и успокойте»

А если ребенок боится других детей и взрослых в более старшем возрасте? Если у него это не прошло, а, наоборот, развилось в социофобию? Что тогда?

Это еще один страх зрительного вектора, который мог закрепиться и в раннем возрасте.

Причиной этого может стать гадкое слово, брошенное сверстником в адрес такого ребенка; случайно подслушанный разговор родителей (в котором ребенка осуждают или дают ему негативную оценку); неблагоприятная обстановка в семье (где мать с отцом часто ссорятся) – и так далее. В итоге ребенок боится людей и чувствует себя неуверенно.

Что с этим делать? Можно сколько угодно рассказывать такому ребенку, что он самый лучший, самый любимый и прекрасный малыш на свете. И он вам на время даже поверит. Но как только ситуация, вогнавшая его в страх, повторится, социофобия захлестнет его с новой силой.

Если ребенок боится чужих, и масштабы этого страха превышают проявления разумной осторожности, нужно срочно развивать его природные свойства. И развивать должным образом – через сочувствие, сострадание и любовь. Иначе страхи разрастутся в детской душе, как паутина, а вы не придадите этому значения, считая свое чадо образцом тонкой душевной организации.

«Если ребенок боится воды, исключите купания, обмывайте его в тазике или протирайте влажным полотенцем – до тех пор, пока ребенок не забудет свой страх»

Хорошо вам, бесстрашным взрослым, так рассуждать! Если ребенок боится мыть голову, а вы решили просто избавиться от ванны, на время это, конечно, поможет. Но только лишь до новой встречи с водой.

Страхи уйдут легко

У детей со зрительным вектором страхи уходят только при правильном развитии. Если ничего не делать в сторону этого развития, страх никуда не денется.

Более того, он усилится и «расплодит» новые фобии на любой вкус и цвет. Ребенок боится горшка? Получайте новый страх, «выросший» из предыдущего.

Он боится своих игрушек, домашних животных и соседских детей? Поздравляем, страхи успешно плодятся и множатся.

Правильное развитие не подразумевает проведение каких-то особенных, сложных мероприятий по развитию чувственности у вашего ребенка. Здесь не нужно делать магических ритуалов или заговоров.

Это всем доступные и понятные действия: максимум общения со своим ребенком (столько, сколько нужно этому маленькому эмоциональному «троглодиту»); чувственное развитие при помощи добрых сказок, мелодичных песен, музыки, затем – за счет чтения сострадательной детской литературы, вызывающей у малыша целительные слезы сочувствия; общение с живой природой.

Следите за тем, чтобы ребенку хватало родительской любви, чтобы у него не было желания создавать эмоциональные связи с кошечками-собачками в ущерб связям с людьми.

Если он уже просит вас завести ему питомца, это признак нехватки маминого внимания.

Ходите с ним в зоопарки, прививайте навыки заботы и давайте ребенку возможность только «на расстоянии» устанавливать зрительные связи с животными. И старайтесь больше времени проводить со своим малышом.

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/esli-rebenok-boitsya-vsego

Почему у ребенка боязнь взрослых

Как напуганные дети становятся бесстрашными взрослыми.

Страх – естественная эмоция, как радость или брезгливость.

Новорожденные младенцы не боятся ничего, но груднички в возрасте 7–10 месяцев начинают пугаться громких звуков и посторонних посетителей, особенно мужчин, которые отличаются от мамы.

Хорошо, когда малыши от года и больше относятся к взрослым незнакомцам с настороженностью или недоверием. Если же чужие люди вызывают у ребенка приступ истерики, то такие проявления эмоций должны насторожить родителей.

Фобии у детей: боязнь незнакомцев

Мама – главный человек в жизни младенца. Он помнит ее лицо, запах и голос. Папа стоит на втором месте при условии, что родитель ежедневно уделяет малышу время: кормит, меняет подгузники, играет и укладывает спать. И отец, и мать входят в круг «своих» взрослых, которым можно доверять.

Бабушки с дедушками и другие родственники попадают в список людей, которых бояться не следует, если часто приезжают в гости, веселят ребенка или задабривают подарками. Плюс на поведение детей влияет и реакция мамы на посторонних. Если она улыбается чужаку, то и ребенок со временем успокаивается.

Малыши до трех лет не могут долго обходиться без мамы, поэтому взрослые, отнимающие ее внимание, автоматически становятся врагами, которых нужно бояться. Дети реже пугаются женщин, ведь они похожи на самого близкого человека. А мужчины с бородами или усами, которые громко басят и выглядят устрашающе, вызывают у малыша слезы страха и истерику.

Если родители попытались выйти с ребенком на прогулку, но первый встречный, просто проходивший мимо, стал причиной испуга, специалисты рекомендуют искать корень проблемы в прошлом. Возможно, кто-то из взрослых вел себя агрессивно или случайно шокировал малыша. Он запомнил эти чувства и теперь не может справиться с негативными эмоциями.

Страхи и фобии у детей: учимся успокаивать ребенка

Знакомых, собирающихся в гости, нужно попросить соблюдать несколько правил:

  • не навязывать ребенку свое общество, а лучше первое время не обращать на него внимания;
  • вести себя спокойно, ведь любые проявления сильных эмоций могут напугать маленького хозяина квартиры;
  • не пытаться увести маму в другую комнату, оставив ребенка наедине с чужими людьми или самим собой.

Малыш будет привыкать к посторонним некоторое время: присматриваться, следить за их поведением и реакцией родителей. Если мама улыбается тете или дяде, в ее голосе нет тревожных ноток или напряжения, к незнакомцу можно подойти и предложить поиграть во что-то.

Предугадать детские реакции невозможно: одним «чужакам» малыш симпатизирует спустя несколько минут, других изучает достаточно долго и старается соблюдать дистанцию. Мама может способствовать выработке доверия, если во время общения со знакомым посадит ребенка к себе на колени. Объятия близкого человека ассоциируются с комфортом и спокойствием, поэтому успокаивают страхи и фобии у детей.

Чтобы каждый выход на улицу не превращался в пытку, родители должны поговорить с малышом. С помощью кукол или рисунков объяснить, что взрослые, которые не пытаются сделать ему плохо или больно, безопасны.

К ним нельзя близко подходить или убегать от мамы вместе с чужим человеком, но и плакать при виде прохожих не стоит. Психологические или физические виды наказаний не помогут, только разговоры в игровой форме.

Родителям следует сохранять спокойствие и проводить ежедневные беседы, пока страх не отступит.

Злой доктор

Детям иногда требуются прививки или лечение, и тогда поход в поликлинику превращается в испытание для мамы. Истерики, крики и сопли вызывают желание накричать на ребенка или дать по попе, но подобными методами причины страха не устранить.

Педиатры и другие врачи ассоциируются у малышей с неприятными ощущениями, поэтому никакой радости при виде доктора они не испытывают. Задача родителей в такой ситуации – объяснить и успокоить.

Детские психологи рекомендуют рассказывать правду, какие виды процедур предстоят, будет ли больно или нет.

Если малыша убедили, что тетя-врач только посмотрит его, а на самом деле ему сделали укол, в следующий раз даже упоминание о докторе вызовет бурю эмоций.

Маме следует настроить ребенка на прививку или поход к стоматологу, а в кабинете стараться отвлекать его внимание от процедуры. Попросить врача, чтобы тот показывал инструменты и рассказывал маленькому пациенту, для чего они нужны.

Можно порадовать малыша, который перенес лечение стойко и без слез, игрушкой или вкусной едой, чтобы в его подсознании отложилось: «Больница и незнакомцы в белых халатах не страшно. После них я получаю что-то хорошее». Второй способ избавления от боязни – игра в доктора с миниатюрным набором.

В роли пациента выступит мама или любимый медведь, которого не пугают уколы и фонендоскоп.

Школа и детский сад: признаки тревожности

Посещение сада или школы – стресс для ребенка. Ему предстоит остаться наедине с незнакомыми людьми, а мамы рядом не будет. Некоторым удается пережить такое потрясение и адаптироваться к новым условиям, другие теряют интерес к окружающим и могут замкнуться в себе. Как распознать тревожность у детей? Присмотреться к их поведению.

Малыш становится беспокойным и капризным, отказывается от ужина и завтрака, или съедает мало. О тревожности свидетельствуют такие проявления, как пугливость и постоянная сонливость.

Ночью ребенок плохо спит или страдает от бессонницы, а днем вместо игр старается прилечь на диван или вздремнуть просто на полу.

Проявляется тревожность у детей в виде потливости, скованности, неуверенности и застенчивости.

Ребенку сложно сконцентрироваться на выполнении уроков или заданий, требующих усидчивости и внимания. Ночью он просыпается от кошмаров, а днем страдает от расстройства желудка и быстро устает.

Некоторые дети пытаются рассказать родителям о своих переживаниях, но те нередко списывают все на богатое воображение или капризы.

Нельзя упускать из виду такие особенности поведения, чтобы уберечь детсадовца или школьника от панических атак и депрессивных состояний.

Причины страхов у детей

Почему ребенок не хочет контактировать с воспитателями или учителями? Бывают разные причины, которые зависят от характера малыша и поведения взрослого. Детсадовцы боятся остаться без мамы, стесняются других детей или незнакомых педагогов.

В таких случаях можно начать с коротких посещений группы, чтобы малыш освоился и познакомился с остальными детьми. Иногда рекомендуют подождать, пока сам ребенок насытится обществом родителей и захочет выйти в свет.

Если же малыша тянет на улицу и в кружки, он с удовольствием остается у знакомых, но при виде садика плачет и просится домой, причины такой реакции следует искать в поведении воспитателей.

Первоклассников преследует боязнь школы, если педагог или сверстники вызывают у него эмоциональный дискомфорт. Маме следует прислушиваться к словам школьника, если он жалуется, что учитель его постоянно ругает, отчитывает перед классом или оказывает моральное давление.

Развивается боязнь школы у детей из малообеспеченных семей, ведь они часто подвергаются нападкам со стороны одноклассников или старшеклассников. Годы обучения превращаются в пытку из-за постоянных моральных или физических издевательств, морального прессинга. Мальчики могут бояться наказаний со стороны родителей или учителей, а девочек больше пугает неодобрение и осуждение.

Избавляем ребенка от фобий

Мамы должны с ранних лет готовить ребенка к взрослой жизни. Чтобы дети не боялись взрослых и сверстников, следует развивать у них чувство собственного достоинства. Во время обучения в школе хвалить за любые успехи, не ругать за двойки. Обсуждать проблемы и вместе с ребенком искать способы их решения.

Появляются фобии у детей из-за неосторожного слова или замечания мамы, которая является авторитетом. Они боятся экзаменов, чтобы не расстроить ее плохим результатом.

В старшем возрасте скрывают ссоры с одноклассниками, чтобы не огорчать.

Если научить ребенка любить себя, ценить собственное мнение и давать сдачи обидчикам, он избавится от многих страхов и не станет обладателем некоторых комплексов.

Исправить некоторые особенности детского характера может только лечение у специалиста. Квалифицированный психотерапевт избавит от старых фобий и научит, как контактировать с другими людьми. Задача мамы – дарить ребенку тепло и заботу, а остальные трудности можно решить с помощью специальной литературы или опытных врачей.

Источник: http://VseoStresse.ru/fobii-i-straxi/pochemu-u-rebenka-boyazn-vzroslyh.html

Как побороть даже сильные детские страхи

Как напуганные дети становятся бесстрашными взрослыми.
В рамках совместного проекта канала TiJi и «Академии Монсиков» Виктория Шиманская, психолог, автор книг и специалист по развитию эмоционального интеллекта детей, провела вебинар «Страхи у детей. Как помочь ребенку?».

Мы прослушали ее лекцию и делимся с вами интересными мыслями и действенными техниками.

Страх — это некий сигнал, который предупреждает нас об угрозе. Страх бывает полезным и вредным.

Безопасная жизнь без такой эмоции, как страх, невозможна, ведь именно она сдерживает нас от безрассудных и опасных поступков. Когда мы видим проносящиеся мимо нас машины, нам становится страшно, и это чувство останавливает нас от того, чтобы выйти на дорогу.

Но у страха есть и обратная сторона, которая разрушает нас: он не позволяет совершать важные поступки и заставляет чувствовать себя дискомфортно. Бывает, что мы не можем проявить себя на работе, потому что боимся начальника. Или не можем водить машину, так как боимся аварий на дорогах.

Именно с этой негативной стороной страха нужно бороться. Но сначала давайте выясним, что может стать причиной детской страха.

Причины детских страхов

• Этапы взросления. Уже в 7 месяцев ребенок бьет тревогу из-за долгого отсутствия мамы.

До 3 лет у малыша развиваются привязанность и чувство доверия к родителям. И в этом возрасте особенно сильно работают внушаемые страхи, а также страхи, вызванные неожиданностью, — резкий звук или боль от укола.

С 3 до 5 лет появляется страх темноты и одиночества. А дальше ребенок сталкивается с осознанием реальной смерти. И страх потери самого близкого человека может прочно засесть в его мыслях.

Как мы видим, у каждого детского возраста существует своя «норма» страхов.

Прожить эти этапы — естественная часть процесса взросления.

Страхи появляются и исчезают. Однако иногда они задерживаются в психике ребенка и полностью завладевают его вниманием, тем самым мешая развитию, общению со сверстниками, учебе.

• Угрозы. Не всегда страхи у детей возникают из-за возрастных особенностей. Иногда их причины кроются в родительских реакциях.

Мы не всегда умеем договариваться с детьми. Нам проще говорить угрозами, потому что так легче и быстрее добиваться результата.

Например, «Не доешь кашу — позову Бабу-ягу!», «Не будешь слушаться — отдам тебя чужой тете!».

Мы этого не замечаем, но такие «смешные» угрозы лишают ребенка чувства безопасности и спокойствия.

В результате семья перестает быть крепостью, а дети теряют психическую устойчивость.

• Семейная обстановка. Скандалы и выяснения отношений ведут к формированию чувства тревоги и мнительного характера.

В результате при любом внешнем раздражителе у мнительного ребенка может сформироваться глубокий страх.

• Родительские страхи. Иногда мамы и папы проецируют свои страхи и опасения на своих детей.

Благодаря родителям малыш узнает, чего стоит бояться, а чего нет. Например, ваш ребенок может так и не научиться плавать, если вы сами боитесь воды или выражаете сомнения или неуверенность в этом действии.

Почему страхи могут быть вредными

Физиологически страх проявляется выработкой гормона адреналина, который усиливает сердцебиение и вызывает сужение сосудов. Все это позволяет моментально среагировать на опасность и стать на время быстрее и сильнее, чтобы справиться с опасностью. Это полезный страх.

Однако дети часто прячут свои страхи не только от сверстников, но и от взрослых, мнение которых важно для него. А что бывает, если человек не прорабатывает свой страх, а скрывает его?

В организме происходит продолжительная выработка адреналина, которая ускоряет белковый обмен.

Это приводит к усталости и истощению — как физическому, так и эмоциональному.

Головной мозг расходует слишком много энергии на бессмысленную деятельность — постоянное переживание этих страхов. Это вредный страх.

Как помочь ребенку справиться со страхами

Пусть дети понимают, что бояться — это нормально, что ничего стыдного в этих эмоциях нет. Однако нездоровые страхи надо обязательно прорабатывать. Вот несколько советов, как делать это правильно.

1. Проявите понимание. Важно показывать ребенку, что мы понимаем его переживания и готовы всегда прийти на помощь.

Доверительный разговор и честный рассказ о том, как мы сами побороли свои страхи, поможет ребенку понять, что его ситуация не безвыходная. Личный пример родителей позволяет ему почувствовать себя в безопасности, осознать, что он не одинок в своих чувствах.

2. Поделитесь своим опытом. Расскажите малышу, что вы когда-то сами были маленьким ребенком и сталкивались со страхами, которые в итоге преодолели и стали храбрыми.

Здорово, если таким рассказчиком выступит папа, как олицетворение силы и мужества.

3. Примите страх ребенка. Ребенок имеет право бояться чего угодно, даже если это не соответствует нашим взрослым ожиданиям. Это могут быть и фантазийные страхи.

Привычная манера успокоения «Ну что за глупости! Тут нечего бояться» обесценивает детский страх и подрывает доверие ребенка к вам.

Все, что необходимо сделать, — это искренне принять эмоции малыша и поверить, что ему сейчас действительно невыносимо страшно!

Даже если причина его страха — маленькая гусеница на тротуаре или монстр, живущий в темном углу комнаты.

4. Меняйте установки. Дети часто боятся выдуманных образов, которые возникают у них из-за невозможности объяснить себе что-то новое и непонятное.

Так, громкий лай одной собаки может сформировать страх перед всеми собаками мира.

https://www.youtube.com/watch?v=gi7gs4EGnCI

Чтобы помочь ребенку справиться с такой фобией, нужно постепенно менять сложившийся образ на позитивный.

Например, показывать добрые и смешные мультфильмы про собак, познакомить малыша с милым маленьким щенком, рассказать, какими преданными и добрыми по своей природе могут быть собаки. И со временем у ребенка произойдет замена негативного образа на позитивный.

5. Нарисуйте страх вместе с малышом. На бумаге отображаются все те пугающие образы, которые малыш зачастую не может осознать и сформулировать словами.

Попросите его нарисовать свой страх. Кто это? Монстр? Страшное животное? Или отрицательный герой? А потом предложите сделать его веселее — пририсуйте страшному монстру смешную рожицу или забавные усы.

Дайте волю своей фантазии, сделайте страх смешным!

Такие метаморфозы помогают детям взглянуть на ситуацию с разных сторон.

6. Придумывайте сказки. Представьте с ребенком ситуацию, в которой его страх стал реальностью и найдите способы выхода из нее.

Главным героем сказки может стать сам малыш, который смело преодолевает препятствия, сражается со злобными монстрами, побеждает их и вступает с ними в диалог. А иногда даже становится их другом!

Другой вариант — добавить в сказку волшебного персонажа. Это может быть герой мультика, который помогает малышу справиться с любыми страхами на его пути.

7. Делайте игрушки спутниками ребенка. Игрушка — верный друг, который поможет преодолеть страх темноты, врачей или сверстников.

Игрушка поможет малышу не чувствовать себя одиноким и беззащитным в сложных или просто новых условиях.

Пусть любимая игрушка станет бесстрашным спутником вашего ребенка.

8. Определите страх в теле ребенка. Эмоции живут не только в нашей голове, они всегда отзываются определенными ощущениями в теле. Например, от счастья у нас может сводить скулы или щемить сердце. От тревоги сосет под ложечкой или трясутся руки.

Попросите ребенка показать, в каком месте у него сейчас находится страх. Затем попросите его дышать ровно и чувствовать, как успокаиваются его напряженные части тела.

Обнимите малыша, дайте ему ощутить физически, как вы его оберегаете.

Тактильный контакт — это самое эффективное средство, которое способно снять напряжение во время тревоги. К тому же оно всегда «под рукой».

9. Используйте ритуалы. Одним из самых частых страхов, которые возникают у детей в возрасте 3 лет, является страх темноты. Малыша пугает не только то, что он перестает видеть близких людей и окружающую обстановку. Ему кажется, что весь мир исчезает!

Чтобы справиться с этим страхом, создайте свой собственный ритуал засыпания.

Например, прочитайте книжку, обнимите своего малыша, укройте его одеялом, поцелуйте, пожелайте доброй ночи и выйдите из комнаты. Это позволит малышу создать красивый сказочный образ ночи и отвлечься от страха темноты.

10. Включайте правильные мультфильмы. Просмотр мультиков также поможет в борьбе со страхами, ведь сказочные герои пробираются через темные леса и преодолевают разные страшные препятствия.

Главное — подобрать мультфильмы в соответствии с возрастом ребенка.

Прочтение пугающих сказок тоже полезно, так как они дают опыт переживания страхов. Ребенок в своем воображении рисует картины, которые наиболее просты для его понимания. Однако страшные мультфильмы лучше не включать, поскольку они предлагают уже готовые образы, к которым малыш может быть не готов. И тем более нельзя давать смотреть детям взрослые фильмы.

11. Дайте понять разницу реальных и нереальных страхов. Поиграйте с ребенком в игру на различие настоящих страхов и фантастических.

Важно, чтобы он понял, что придуманный страх всегда можно остановить: закрыть книгу, выключить компьютер, проснуться или просто поменять игру во время таких праздников, как Хеллоуин.

12. Сделайте оберег от страха. Оберег нужен для того, чтобы оберегать человека от опасности.

Предложите ребенку сделать такой талисман своими руками.

Например, из фольги от шоколадки, скомкав ее в шарик и продев через него нитку. Такой талисман можно повесить рядом с кроваткой или носить в виде браслета или кулона по особым случаям.

13. Станьте настоящими укротителями страха. Соберите все вышеперечисленные способы борьбы со страхами, добавьте свои, вооружитесь фонариком и отправляйтесь с ребенком в поход в место, которое ему кажется страшным.

Можно надеть нарисованные своими руками маски и сочинить храбрилку.

А в конце этого путешествия обязательно вручите медаль за храбрость!

Источник: https://woman.rambler.ru/children/38879253-kak-poborot-dazhe-silnye-detskie-strahi/

6 советов родителям, если ваш ребёнок сильно испугался чего-то

Как напуганные дети становятся бесстрашными взрослыми.

Не всегда мы можем, хоть и стараемся, оградить ребёнка от травмирующих ситуаций. Он может испугаться лающей собаки, клоуна, страшной картинки, взрыва петард, врача, человека с необычной внешностью или чего-то, что совсем не кажется страшным нам, взрослым. Клинический психолог, игротерапевт Ирина Катин-Ярцева рассказывает, как вести себя и что делать, если ребёнок пережил испуг.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Иногда такой испуг проходит бесследно, и, утешившись, ребёнок уже вновь весело играет, крепко спит и с аппетитом ест. Но может быть и по-другому.

Если ребёнок в течение нескольких дней или дольше страдает от последствий испуга — плачет, отказывается выходить на улицу, плохо спит, стал заикаться (и даже мочиться в постель), жалуется на кошмары, резко вздрагивает, или его поведение после испуга заметно изменилось другим образом — ему нужна помощь.

Часто родители просто не знают, как нужно себя вести, чтобы действительно помочь ребёнку.

Они убеждают его не бояться, доказывают, что опасности больше нет, и заставляют преодолеть свой страх одним из самых неудачных способов — ещё раз сталкивают его с тем, что его испугало.

Наконец, родители могут даже ругать ребёнка за страх и проблемы, которые появились в его поведении. Всё это чаще всего вообще никак не помогает, а иногда даже усугубляет проблемы и развивает у ребёнка фобии. Но вот что можно сделать.

1. Не ругайте и не стыдите ребёнка за его испуг

Страх — естественное и нормальное чувство, часть инстинктивной программы самосохранения. Он нужен для выживания человека, чтобы предупреждать о потенциально опасных ситуациях. Как и другие эмоции, он плохо поддаётся контролю. Особенно у детей.

Перестать бояться усилием воли нельзя, можно лишь не показывать свой страх другим и не признаваться в нём себе самому.

Тогда страх и связанное с ним напряжение уходят в глубину подсознания и проявляются на физическом уровне — вздрагивание, плаксивость, нарушения сна и аппетита, тики, заикание.

Проговаривайте за ребёнка то, что он не может сформулировать сам:”Ты так сильно испугался, когда на тебя залаяла собака», «Ты не хочешь выходить на улицу, потому что боишься встретить там клоуна». Так вы поможете ребёнку выпустить страх наружу.

Как и любая сильная эмоция, которая остаётся внутри, страх «давит» на ребёнка, создаёт постоянное напряжение. А если выпустить его наружу, как воздух из шарика, он теряет свою силу.

Во время разговора с ребёнком попробуйте создать безопасную и спокойную обстановку, обнимайте его, если он не противится.

Как правило, одного разговора не хватает, и приходится повторять много раз разными словами, вспоминая подробности случившегося, пока вы не почувствуете, что страх сына или дочери постепенно убывает. И главное, поддерживайте ребёнка всякий раз, когда он вспоминает случившееся и хочет поговорить об этом («А помнишь, мама, как я испугался пожара?»).

3. Рассказывайте ребёнку о своих чувствах и страхах («Мне тоже было страшно»)

Чувство беспомощности и собственный страх часто подталкивают нас обесценивать переживания свои и ребёнка, прятаться от них. Но это не помогает нам прожить и проработать эмоции.

Разрешите себе и ребёнку бояться — не старайтесь убедить его в том, что на самом деле он не боится, что у него не было повода бояться или в том, что на самом деле все это не страшно.

Даже если он согласится и подыграет вам, страх никуда не денется.

Не стоит настаивать и уговаривать ребёнка погладить маленькую соседскую собачку, если не так давно его укусила собака и он отказывается приближаться к животным.

Спокойно и уважительно комментируйте его нежелание: «Ты хочешь далеко обойти щенка, потому что помнишь, как тебя укусила собака и теперь ты опасаешься даже маленьких собачек, которые не кусаются» — и со временем страх уменьшится и пройдёт.

5. Проиграйте с ребёнком напугавшее его событие

Предложите ребёнку разыграть на игрушках сцену, которая его испугала. Если ему меньше трёх-четырёх лет, то действовать и говорить за игрушки, возможно, придётся вам. Но будьте готовы передать ему управление игрушечными актёрами и следовать его собственному сюжету.

Может быть, он станет в игре пострадавшим или нападающим, или переиначит события, как ему хочется (вдруг прилетит супергерой и всех спасёт, или убьёт того, кто напугал ребёнка). Комментируйте поступки и чувства персонажей игры («И вдруг лисичка увидела водолаза в маске. А-а-а! — кричит она. Как же она испугалась!»).

Это правда действенный способ справиться с эмоциями. Как ребёнок будет выражать свой страх — зависит от него.

Некоторые дети рисуют или лепят испугавшую сцену с точностью до мельчайших деталей, другие покрывают листы чёрной или красной краской, до дыр черкают на бумаге ручкой.

Не стоит направлять ребёнка к какому-то «правильному» пути выражения или оценивать художественные достоинства результата. задача такого творения — выплеснуть наружу то, что гнетёт ребёнка внутри.

Помните, что ребёнок не рождается с умением управлять своими чувствами и эмоциями. Да и не всем взрослым это хорошо удаётся. Поэтому главная задача — помочь ребёнку в этом.

Инструкцию можно применять в любой ситуации психологической травмы. Но в серьёзных случаях (сексуальное посягательство на ребёнка, угроза жизни, похищение, смерть человека на глазах ребёнка, теракт и так далее) лучше сразу обращаться к психологу.

iStockphoto (Briagin, Choreograph, jhandersen)

Ещё больше полезных текстов с лучшими советами психологов о воспитании и о том, как строить отношения в семье (чтобы никто не остался обиженным), в нашем телеграм-канале и на странице о детской психологии в фейсбуке.

Источник: https://mel.fm/detskaya_psikhologiya/7854621-fear

Причины детских страхов и пути их преодоления

Как напуганные дети становятся бесстрашными взрослыми.

Детская жизнь очень насыщена и разнообразна, внутренний мир активно развивается и ребенок изучает окружающую действительность.

Вдруг Вы стали замечать, как ребенок часто стал бояться засыпать один, без света или ночника, ему кажется, что в шкафу живет кто-то страшный, малыша может испугать даже безобидное животное или насекомое…

Это далеко не весь список проявления детских страхов, и частая причина обращения к детскому психологу.

Исходя из своей практики, могу сказать, что ночные кошмары, тревожность, излишние переживания ребенка без причины, могут негативно сказаться не только на его психологическом состоянии в данный момент, но и на дальнейшем развитии личности, поэтому крайне важно вовремя обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка.

Мир не всегда дружелюбен и открыт для познания, поэтому важно научить малыша эффективно справляться со своими эмоциями. Тревожные, ранимые и эмоциональные, впечатлительные дети более подвержены появлению различных страхов, но при этом различные страхи могут появиться у любого возраста и пола ребенка.

По данным психологических исследований, каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи. Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. В этом возрасте ребенок уже многое видит, и многое знает, но еще не все понимает, необузданная детская фантазия еще не сдерживается реальными представлениями о мире.

Диапазон детских страхов ограничен только детской фантазией, как вы понимаете, не имеет чётких границ. Каждый страх индивидуален и психологи в такой работе обращают внимание не столько на содержание их, сколько на причину, количество и тяжесть этих страхов.

Практически любой предмет или событие из внешнего мира могут превратиться для ребенка в нечто пугающее. Например, один мальчик шестилетнего возраста не может находиться без сопровождения взрослых на любых занятиях, и родители вынуждены всюду его сопровождать и любое предложение остаться без них вызывает у ребенка слезы и паническое состояние.

Возникает сильный дискомфорт для родителей и серьезная проблема накануне поступления в школу.

Есть предположения, что одной из первых эмоций, которая появилась у первобытного человека, был страх. Он помог человеку выжить в суровых условиях крайне агрессивного мира.

Страхи имеют большое значение и в детской жизни: с одной стороны, они уберегают от необдуманных поступков, а с другой — препятствуют нормальному развитию личности.

Чтобы ребенок не стал заложником собственных фобий, выделяйте больше времени на совместные игры, творчество и прогулки.

Теперь поговорим о причинах появления детских страхов:

1. 

Первая причина самая очевидная, она заключается в некотором неприятном событии, которое произошло в жизни ребенка. Например, заблудился в магазине, поцарапала кошка.

Такие страхи легче других поддаются коррекции, и если подобные события не повторяются, то часто проходят сами собой.

Далеко не у каждого ребенка поцарапанного кошкой или заблудившегося в магазине развивается стойкий и заметный для окружающих страх.

2. 

Вторая причина — это запугивающее воспитание. Наверняка каждый родитель хотя бы раз использовал эти «волшебные» приемы воспитания детей. «Не ляжешь спать, тебя баба — яга заберет!» или «Не шуми, а то дядя — шофер тебя уведет с собой!».

Подобные высказывания негативно влияют на ребенка и вызывают негативные реакции. Я бы не рекомендовала пугать ребенка чужим дядей, кощеем и Бабой-Ягой.

Помните, что страхи появляются очень быстро, а избавление потребует много времени, а также усилий всех членов семьи.

3. 

Третья причина связана с индивидуальными особенностям характера ребенка.

Появлению и закреплению страхов способствуют такие черты, как тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, чрезмерная зависимость от других людей, это могут быть и родители, воспитатели, учителя, далее физическая и психическая незрелость, болезненность.

Все это является фоном, почвой, на которой возникшие в экстремальной ситуации страхи расцветают пышным цветом. Откуда берутся все эти черты характера? В очень большой части — от нас, взрослых.

4.

 Четвертая причина — детские фантазии. Мир фантазий — привычная среда обитания для малышей — дошкольников и младших школьников. Фантазия наших детей не имеет границ, границы появятся чуть позже, когда ребенок повзрослеет.

Малыш населяет мир созданиями своей фантазии, он таким образом, структурирует его, делает понятным для себя. И отчасти управляемым. Только отчасти, потому что порождения его фантазии имеют обыкновение выходить из-под контроля, становиться непослушными и потому — страшными.

В любом случае, ребенок, как первобытный человек, сам творит свой мир и свои страхи.

5. 

Пятая причина — тревожные родители. Часто сами родители провоцируют появление у детей переживаний и страхов. Ребенок впитывает эмоциональное состояние взрослых, чувствует тревогу. Очень часто ваш ребенок боится чего-то не сам по себе, а потому, что этого боятся родители.

Особенно часто такая ситуация случается в семьях, где мама или бабушка сами по себе обладают высоким уровнем тревожности, который увеличивается во сто крат по отношению к малышу. Особенно, если он — единственный, поздний или не слишком здоровый. Для таких родителей мир вокруг их чада наполнен опасностями: «Не гладь собаку — укусит», «Не ходи по лужам — заболеешь».

Многократные повторения тоже способны сделать свое черное дело: у тревожных матерей часто растут тревожные дети.

6. 

Причина шестая — наличие другого, более серьезного расстройства.

Если наряду со страхами у ребенка появляются и другие расстройства поведения: агрессивность, нарушение сна, заторможенность, тики или заикание — возможно, у него невроз, диагностировать и лечить который необходимо у медиков.

Если страхи малыша уж очень необычны по своему содержанию и по способу их проявления, если ребенок слышит угрожающие ему голоса или видит что-то, чего не видят другие, то это повод для серьезного беспокойства и для немедленного обращения к специалисту.

Как же можно преодолеть детские страхи?

Категорически нельзя отмахиваться от детских страхов, говорить, что ничего страшного нет, а тем более, высмеивать боящегося ребенка. Такое поведение взрослых только усиливает детские страхи — им не приходится рассчитывать на их помощь и защиту.

Более того, такая реакция родителей может способствовать формированию чувства собственной неполноценности — «Вот ведь мама и папа, такие большие и смелые не боятся ни собак, ни Бабы-Яги, ни темноты, а я — маленький, беспомощный, наверное, никогда не стану таким же бесстрашным, как мои родители».

Если пугающую ребенка ситуацию избежать невозможно, постарайтесь создать для него более комфортные условия. Если он боится засыпать в темноте — оставляйте включенным ночник с неярким светом, если опасается спать одни — предложите спать вместе с мягкой игрушкой, которой «строго-настрого накажите» защищать своего хозяина от всех опасностей.

https://www.youtube.com/watch?v=WrK7QTQhj2c

Можно предложить ребенку нарисовать свое переживание и придать ему смешной и причудливый вид, разукрасить, либо разорвать рисунок с изображенным страхом, главное — вербально его уничтожить.

Сказкотерапия

Чтение сказок помогает детям понять устройство мира, разобраться в противоречивых чувствах. Сказочные истории необходимо подбирать или сочинять таким образом, чтобы они соответствовали детской проблеме. И подавать их следует так, чтобы малыш, переживая сюжет, смог ощутить себя храбрым и сильным. Например, прочтите ребенку «Буратино», рассказы Носова, Драгунского, сказки Андерсена.

Игротерапия

В игре детям намного проще справиться с травмирующей ситуацией, поскольку страх предстает значительно ослабленным, а значит, его легче преодолеть. Игры-драматизации и инсценировки отлично помогают избавиться от фобии, а также преодолеть неуверенность, стеснительность и замкнутость.

Музыкальная терапия

Специально подобранные мелодии являются источником позитивных переживаний для малышей. Психологи советуют включать классическую музыку, поскольку именно классика поможет устранить депрессию, убрать страхи и стрессы. Включайте произведения Чайковского, вальсы Штрауса, симфоническую сказку Прокофьева «Петя и волк».

Своевременное выявление проблемы и правильное, взрослое поведение родителей обязательно приведет к положительным результатам!

Вступайте в мою группу вконтакте.

Я консультирую в Санкт-Петербурге, все интересующие вопросы Вы можете задать по электронной почте: VishOlgaEd@gmail.com

Источник: http://okultureno.ru/articles/25222-prichiny-detskikh-strakhov-i-puti-ikh-preodoleniya/

Психодоктор
Добавить комментарий