Королевская дорога в бессознательное: подходы к работе со сновидениями

Содержание
  1. Методика работы со сновидениями в Интегральном нейропрограммировании
  2. Алгоритм работы со сновидением
  3. Анализ сновидения
  4. Интерпретация сновидения
  5. Средства разрешения выявленного проблемного материала
  6. Случай из практики
  7. Анализ и интерпретация сновидения
  8. Проблемное поле клиента
  9. Результаты
  10. Заключение
  11. Список литературы
  12. Другие статьи
  13. Современный психоанализ
  14. «Толкование сновидений» — это название книги Фрейда
  15. Почему это самая велика книга Фрейда?
  16. Сон нужен нам, чтобы видеть сны
  17. Наше бессознательное не может добраться до нашего сознания напрямую даже во сне! 
  18. Сновидения – королевская дорога в бессознательное
  19. Все знают, что сны — это зашифрованные символы
  20. Из чего  состоят сновидения? Что такое «толкование»?
  21. Как Фрейд предлагает толковать сновидения? Говорите все, что придет Вам в голову
  22. Королевская дорога в бессознательное: подходы к работе со сновидениями
  23. Стоимость 4500 один участник либо 8000 за двоих грн
  24. Работа со сновидениями в психотерапии
  25. Фрейд, Юнг… и другие о сновидениях
  26. Современные исследования сновидений
  27. Десять подходов к сновидению в психотерапии

Методика работы со сновидениями в Интегральном нейропрограммировании

Королевская дорога в бессознательное: подходы к работе со сновидениями

«Сон — это скрытая маленькая дверь, ведущая в самые потаённые и сокровенные уголки души и открывающаяся в космическую ночь» (Карл Густав Юнг).

Давным-давно в незапамятные времена Бог спросил ангелов:
— Где спрятать Тайну жизни?
Один ангел предложил спрятать Тайну в глубине морей. Бог сказал:
— Это было бы слишком просто. Наступит день, когда они доберутся до самого глубокого океана и обойдут все моря.


Тогда ангелы предложили спрятать Тайну жизни в Матери Земле. Бог сказал:
— И это было бы слишком просто. Однажды они обойдут весь свет и перекопают всю Землю.
После момента молчания ангелы предложили спрятать её на вершине самой высокой горы. Бог сказал:
— Наступит день, и они заберутся на все горы мира.


Если Тайну жизни нельзя было спрятать ни в море, ни в Матери Земле, ни в горах, где же тогда можно её спрятать? Может быть на звезде? После короткого молчания Бог сказал:
— Люди доберутся до четырёх частей света, до самых глубоких морей, высочайших гор и даже до звёзд раньше, чем познают самих себя, поэтому Тайна жизни должна быть спрятана в них самих.

С давних времён сновидения будоражат умы людей и привлекают к себе внимание как учёного, так и рядового обывателя.

Несмотря на свою ежедневную обыденность, они скрывают в себе множество секретов и загадок для нашего сознания, а также являются царской дорогой к пониманию себя и постижению тайн, скрытых в человеке.

С психотерапевтической точки зрения работа со снами является достаточно простой и высокоэффективной, позволяющей быстро выйти на самые актуальные и глубинные проблемы клиента с возможностью последующего их разрешения.

Этому есть две причины:

  • во сне может подвергаться переработке то, что обычно находится за пределами осознания клиента;
  • сновидения переводят проблемы индивида в форму символов и образов, скрыто содержащих в себе энергию, устремлённую к разрешению. Проблемное поле, выявляемое при работе со сновидениями, очень широко: начиная от трудностей с адаптацией и социализацией вплоть до экзистенциальных проблем, касающихся миссии, предназначения и смысла бытия. Как правило, основной запрос клиента при обращении заключается в том, чтобы понять или интерпретировать регулярно повторяющийся сон с одним и тем же мотивом, часто вызывающий у человек тревожные чувства. Как писал Юнг, сновидение является «прямой манифестацией бессознательного», и только «незнание его языка мешает понять его послание». В интегральном нейропрограммировании одним из инструментов расшифровки этих посланий из глубин нашей психики является многопозиционное описание, которое позволяет достаточно легко и быстро выйти на актуальный для клиента проблемный материал, требующий разрешения.

Основной принцип, лежащий в основе данной работы, заключается в том, что сон не может быть полностью интерпретирован без индивида, видящего сон.

И хотя 80% символов имеют схожее значение для большинства народов мира, тем не менее глубинная интерпретация возможна только в контексте жизни самого человека.

В противном случае это будет лишь обобщённая область значений, что в практическом аспекте малоэффективно.

Алгоритм работы со сновидением

В данной статье нами будет рассмотрен паттерн работы, позволяющий проанализировать и интерпретировать сновидение, выявить проблемное поле клиента и разрешить полученный проблемный материал с помощью минимального набора психотерапевтических инструментов.

Анализ сновидения

На данном этапе необходимо проанализировать сновидение и выделить значимых героев сна. Это может быть что угодно — как одушевлённый персонаж (люди, животные и т. д), так и неодушевлённый объект (ключи, двери, кувшины, дорога и пр.).

Оптимально придерживаться принципа: 7±2 действующих лица. Как показывает практика, этого вполне достаточно для того, чтобы совершить глубинную интерпретацию. В противном случае работа со сновидением может занять длительное время.

После того, как основные действующие лица сновидения выявлены, необходимо осуществить их репрезентацию в социальной панораме. Для этого используются все четыре кода психики, используемые в Интегральном нейропрограммировании: VAKD, психосемантический, пространственный и символический.

Интерпретация сновидения

Для того, чтобы интерпретировать сновидение, необходимо исследовать основных действующих лиц сновидения от менее значимого к более значимому, последовательно проходя три позиции восприятия. Регистрируем весь выявленный материал для дальнейшей проработки. Основной код работы — психосемантический.

1. Первая позиция

Из первой позиции выявите своё отношение к персонажу сновидения, какие чувства и эмоции он вызывает в вас, разъясните произошедшее, начиная со слов: «Я думаю, что…».

Проявившуюся информацию исследуем с помощью союза «потому что», выходя на глубинные убеждения, стоящие за поверхностной структурой.

Для этого просто записываем все всплывшие фразы, очень важно на данном этапе отключить аналитическое мышление.

Пример: «Я, имярек, думаю, что ты, Дом (персонаж сна), опасен, потому что у тебя гнилой пол (см. случай из практики). У тебя гнилой пол, потому что моя жизнь заброшена. Моя жизнь заброшена, потому что меня не любили. Меня не любили, потому что я слаба. Я слаба, потому что я не верю в себя.

2. Вторая позиция

Ассоциировавшись с персонажем сновидения (образа символа), выявите отношение героя к центральному образу «Я», объясните его, начав со слов: «Я, Персонаж сновидения …, и я хотел, чтобы…». Выявленный материал исследуем с помощью союза «потому что», выходя на глубинные убеждения.

Пример: «Я Дом, и я хочу, чтобы ты (Образ «Я») выслушала меня. Я хочу, чтобы ты выслушала меня, потому что ты устала. Ты устала, потому что у тебя мало сил. У тебя мало сил, потому тебе страшно. Тебе страшно, потому что в будущем темнота и т. д.

3. Третья позиция

Из третьей позиции (стороннего наблюдателя) проясните взаимодействие, начав со слов: «Мне кажется, что они…». Выявленный материал можем исследовать далее с помощью союза «потому что».

Пример: «Я специалист, и я думаю, что они занимаются глупостью. Они занимаются глупостью, потому что не понимают друг друга. Они не понимают друг друга, потому что Персонаж–1 (Образ «Я») не принимает себя. Он не принимает себя, потому что не любит себя. Он не любит себя, потому что родители не давали любви».

Полученные результаты дополните информацией о том, что архетипическое всплывает у вас в связи с этим персонажем: что нуминозное и даже божественное в нём заключено и ему присуще? Символом или примером чего он является?

После того, как персонажи сновидения исследованы из трёх позиций восприятия, подключаем позицию Бога, что позволит выйти на смысловой уровень работы. Ассоциировавшись с ней, разъясните смысл произошедшего, начав со слов: «Всё это сделано мною для того, чтобы…».

Пример: «Всё это сделано мною, чтобы ты разобралась в себе. Тебе необходимо разобраться в себе для того, чтобы ты смогла испытывать радость». И т. д.

Определение проблемного поля клиента

Проанализировав всех персонажей сновидения, вы получите объёмный материал глубинных убеждений, стоящих за каждым из героев (символов) сна. Это будет самым актуальным материалом для дальнейшего решения и развития. Обобщите собранную информацию (определите НС) и наметьте желаемое состояние.

Средства разрешения выявленного проблемного материала

Проработка убеждений любым доступным способом и образом. Для этого прекрасно подойдут трансформация убеждения через «зону Веры» и «зону Сомнения», изменение убеждений посредством движения глаз (МГД).

Примените стандартные приёмы работы в социальной панораме.

Хотелось бы отметить, что предложенные методы работы с проблемным материалом является минимальным и легкодоступным для рядового чело- века. Специалист же может использовать любые доступные ему средства, здесь открывается широкое поле возможностей для деятельности.

Случай из практики

Запрос клиента: интерпретация сновидения с регулярно повторяющимся мотивом.

Письмо:

«Очень хочу разобраться со сновидением. Может, это действительно просто грусть по прошлому хорошему, а может, что-то очень глубокое, что не даёт мне двигаться дальше в работе с собой. Возможно, в процессе мы за что-то зацепимся, и я пойму, в каком направлении мне двигаться дальше, ведь я даже запрос сформулировать не могу, чтобы обратиться за помощью, «всё как-то не очень».

Возвращаясь ко снам. Если говорить о периодичности, то это бывает несколько раз в месяц. За декабрь сегодня это четвёртый раз. И проснулась с мыслью, что, наверное, так люди сходят с ума и надо что-то делать.

Снится деревня, у нас там два дома рядом было: бабушкин и прабабушкин (не родная, мачеха дедушки, но я её очень любила и это взаимно). Все мои хорошие и счастливые воспоминания родом оттуда, каждое лето нас отправляли в деревню.

А объективно прабабушка умерла, когда мне было лет 12 (сейчас мне 36), дом она подписала моему дядьке, он его и землю продал, но с тех пор там и эти люди не живут. Дом сгнил. Бабушкин дом сгорел, и её тоже нет уже 6 лет. Последний раз я была в деревне как раз на её похоронах. Там заросший бурьяном пустырь.

А во сне я там, когда всё хорошо, я знаю и помню там каждую кочку и каждый куст, все детали дома, все закоулки, все запахи. Я общаюсь там с людьми, по которым я скучаю, они все связаны с деревней. Но во сне я понимаю, что это происходит сейчас, и я приехала в настоящее время, и возраст мой настоящий, это не воспоминания.

Например, сегодня ночью во сне я собралась ставить бронированные стекла на прабабушкином доме, прошлась по крыльцу и сеням (осознавая, что полы уже гнилые и я могу провалиться) и я закрыла дверь на ключ (также понимая, что там отродясь замков не было) и сказала: „Всё! Пока! Я ещё вернусь“.

Сны всегда разные, но с регулярно повторяющимся мотивом, и это так часто, что такая ситуация уже пугает и напрягает, а по-простому „крышу сносит“. Эмоционально я очень тяжело их переношу, долго думаю об этом».

Анализ и интерпретация сновидения

Для исследования было выбрано пять основных персонажей сна: дом бабушки, дом прабабушки, ключ, сад, просёлочная дорога. Осуществлена репрезентация структуры сна в социальной панораме, в которой дом бабушки и прабабушки были антагонистами и препятствовали движению вперёд. Ресурсные элементы — комфортный сад, ключ и просёлочная дорога находились на границе социальной панорамы.

Проблемное поле клиента

В ходе исследования был выявлен объёмный глубинный материал и определены несколько основных проблемных направлений:

  • неприятие, нелюбовь к себе, неуверенность в себе;

  • отсутствие радости жизни;

  • застревание клиента в прошлом жизненном этапе, страх будущего;

  • незаслуженность счастливой жизни;


Работа с проблемным материалом.
Выявленные неэкологичные убеждения были трансформированы с помощью зон «Веры» и «Сомнения».

В результате воздействий в социальной панораме её структура приняла следующий вид: дом бабушки и прабабушки трансформировались в целостный комфортный дом, воспринимаемый клиентом как свой. Сад разместился рядом, являясь ресурсом спокойствия и радости.

Дорога же трансформировалась в прямую асфальтовую и разместилась прямо перед ней, тем самым открывая дорогу в будущее. В процессе работы использовались все четыре кода психики в ИНП: VAKD, психосемантический, пространственный и символический.

Результаты

Сны с данным мотивом полностью ушли из жизни клиента, существенно выросло приятие себя, любовь к себе и уверенность в себе. Появились комфорт и радость жизни. Жизнь приобрела динамичное движение вперёд, будущее стало восприниматься светлым и комфортным. Появилось чувство заслуженности благополучной жизни.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, мы можем отметить, что такой подход к работе со сновидениями позволяет достаточно просто и быстро выйти на самый актуальный проблемный материал клиента, наметить путь его развития и личностного роста, а главное — разрешить выявленные трудности.

Огромным плюсом предложенного метода работы является его доступность для рядового человека, не являющегося специалистом в области психотерапии. Вышеизложенное позволяет судить о высокой психотерапевтической эффективности данного подхода.

Важно отметить, что в таком режиме работы со сновидением практически полностью исключается возможность проецирования специалистом собственных ментальных конструкций на интерпретацию сна, что, безусловно, является позитивным фактором.

Список литературы

  1. Ковалев С.В. «Как жить чтобы жить, или Основы экзистенциального нейропрограммирования» / С.В.Ковалев. — М. : Твои книги, 2013
2.
  2. Юнг Карл Густав.

    «Человек и его символы» / Карл Густав Юнг, Франц фон Мария-Луиза, Джозеф Л. Хендерсон — М. : Медков, 2013
3.

  3. Ковалев С.В. «Нейропрограммирование успешной судьбы» / С. В. Ковалев. — М.

    : Профит Стайл, 2008

Другие статьи

© Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее

Источник: https://psy-in.ru/articles/metodika-raboty-so-snovideniyami-v-integralnom-nejroprogrammirovanii

Современный психоанализ

Королевская дорога в бессознательное: подходы к работе со сновидениями

Толкование сновидений

Сновидения

«Толкование сновидений» — это название книги Фрейда

Она была издана в 1900 году. Фрейд считал ее своей главной книгой. До этого никто не знал, что такое «психоанализ». За первые 2 года было продано всего 228 экземпляров. Сейчас это самая издаваемая книга Фрейда во всем мире. Первый перевод книги был сделан на русский язык.

Однако вопреки ее славе, прочитать ее не так уж легко, тем более понять.

Текст книги много раз менялся от издания к изданию, ее очень трудно переводить, потому что там содержится много шуток, игры слов, книга изобилует намеками на события и привычки того времени, которые нам сейчас вряд ли удастся расшифровать.

Там Фрейд упоминает свое рождение и предсказание старой крестьянки, воспоминание о его старой няне, странную смесь дружбы и враждебности, возникшую у него по отношению к племяннику Джону, детский страшный сон, в котором он видел свою мать с фигурами, у которых были птичьи клювы и много чего еще, важного для его жизни.

Почему это самая велика книга Фрейда?

 Потому что в ней впервые показано как можно добраться до бессознательного человека, и что именно там скрыты все подавленные воспоминания и психические конфликты, которые приводят к неврозам. Бессознательное – это не осознаваемая в бодрствующем состоянии часть нашей психики. Именно с этой книги началось развитие психоанализа — учения о бессознательном.

Сон нужен нам, чтобы видеть сны

Только в состоянии сна мы способны видеть сны. Там мы думаем те мысли, которые мы не можем думать в действительности, исполняем те фантазии, в которых даже не можем себе признаться и переживаем те чувства, о которых даже не знаем, когда не спим.

 Яркий пример тому — открытия, сделанные во сне, например, открытие Менделеевым своей периодической системы элементов.
Наш разум спит, мы не двигаемся, поэтому психика может чуть ослабить контроль над бессознательным и дать нам спуститься туда чуть глубже.

  Однако, контроль, цензура все равно не отключается до конца, поэтому так часто мы вспоминаем сны такими странными и не понятными.

Наше бессознательное не может добраться до нашего сознания напрямую даже во сне! 

Фрейд писал: «Кто стал бы в вести себя в бодрственном состоянии так, как ведет себя иногда в сновидении, того мы, наверное, назвали бы сумасшедшим; кто в действительности стал бы говорить вещи, которые он говорит в сновидении, тот произвел бы на нас впечатление слабоумного.»

Сновидения – королевская дорога в бессознательное

Именно из сновидений психоаналитики получают основную информацию о бессознательном пациента, а значит об основном содержании его внутрипсихических конфликтов. Для того, чтобы  узнать что с вами происходит на самом деле, сны порой важнее реальности. Но только если эти сны истолкованы хорошим психоаналитиком. 

Все знают, что сны — это зашифрованные символы

 На протяжении всей истории люди  пытаются  разгадать сновидения  при помощи универсальных сонников или толкований. 

Фрейд был первым, кто применяет символику, содержащуюся в сновидениях пациентов, к личной истории сновидца.

Да, в каждом сновидении много зашифрованных секретов, бессознательное не может говорить с  нами напрямую, но подумайте — для кого-то, например, лошадь во сне — это символ свободы и красоты, слияния с природой и полета, а для другого (например, маленького мальчика из книги Фрейда «Маленький Ганс»), лошадь — это символ страха кастрации, страха перед отцом, страха перед сильным и грубым животным, которое может откусить тебе что угодно! 
Конечно, в бессознательном людей есть общие понятия и символы, но личные все-таки гораздо важнее в ситуации психоаналитического подхода. 

Из чего  состоят сновидения? Что такое «толкование»?

В рассказанном сновидении, которое Фрейд назвал «манифестным» содержанием, содержится зашифрованное «латентное» содержание, важное для душевной жизни человека. Толкование – это и есть способ, с помощью которого можно раскрыть латентное содержание и истинный смысл сновидения.

Цензура сновидения прячет от нас истинный смысл наших снов, точно так же, как в состоянии бодрствования человек ничего не знает о содержании своего бессознательного, так же он может не догадываться о смысле своих снов.

В сновидении еще встречаются «дневные остатки» (то, что случилось с вами накануне сна), в сон вторгаются внешние звуки, телесные ощущения…Вот такой сложный микс, в котором нужно обнаружить подавленные желания и конфликты. 

Как Фрейд предлагает толковать сновидения? Говорите все, что придет Вам в голову

Если вы когда-то придете на встречу с психоаналитиком и спросите его: — «Что я должен вам говорить? О чем рассказывать?», он ответит Вам: — «Говорите первое, что придет вам в голову». Вот примерно так и выглядит метод свободных ассоциаций.

На самом деле освоить его не так уж просто – как говорить все, что приходит в голову, не включая цензуру нашего Я, так и расшифровывать сказанное невероятно трудно.

Но если вам повезет, и вы встретите кого-то из истинных учеников Фрейда, то с помощью свободных ассоциаций и анализа своих сновидений вы действительно сможете проникнуть с вое бессознательное.  

Часть 1 «Психоанализ — это Фрейд»

Статья подготовлена по материалам курса «Введение в психоанализ»,

который автор ведет в Институте практической психологии НИУ ВШЭ.

Человек – волк Сергей Панкеев

3.Фрейд

Известный пациент Фрейда

Читать далее

Психоанализ – это Фрейд

3.Фрейд

Фрейд не открывал бессознательное.

Читать далее

Как устроено Бессознательное

3.Фрейд

Игнорировать свое бессознательное бывает довольно опасно.

Читать далее

Популярный психоанализ. Истерия

3.Фрейд

Кто захочет связываться с человеком, который капризен и способен к противоречивым поступкам, легко возбудим и постоянно  меняет свое мнение? Цикл “Психиатрия повседневности”.

Читать далее

Оговорочки по Фрейду

3.Фрейд

Почему вещи бывают так коварны? Что такое “парапраксии”?

Читать далее

Источник: http://modern-psychoanalysis.ru/articles/tolkovanie-snov

Королевская дорога в бессознательное: подходы к работе со сновидениями

Королевская дорога в бессознательное: подходы к работе со сновидениями
Только для субъектов, находящихся в бодрствующем состоянии, мир один и тот же. Каждый же спящий человек вращается в своем собственном мире.

Гераклит Эфесский

Сновидение, как выразился однажды З.Фрейд, – это королевская дорога к пониманию бессознательного. Работа со сновидениями – одна из важнейших составляющих психотерапии.

Сновидение – это одновременно и диагностика, и рецепт терапии, и сама терапия.  Сновидения являются и “королевской дорогой” к пониманию отношений психотерапевта и клиента.

В процессе психотерапии количество сновидений, в которых отображаются некоторые аспекты этих отношений, увеличивается.

Во время сна наше сознание погружается в пучину бессознательного, где сталкивается с опасностью быть поглощенным. Многие знаменательные сны несут послания от глубинной части нашей личности и тоже могут служить  переживанием.

Люди во все времена пытались толковать сновидения. Все традиции толкования сходились на том, что выразить смысл сновидения трудно. Об этом сказано в Талмуде: “Сновидение, которое не получило своей трактовки, подобно письму в нераспечатанном конверте”.

Теория сновидений развивалась двумя путями. Представители первого пути, отталкиваясь от физиологических законов, рассматривали сновидения как нарушение нормального сна, остатки впечатлений дня. Согласно этому подходу, здоровый сон – это сон без сновидений.

В подходе физиологов сновидение скорее, «нервный», нежели «психический» процесс; его возникновение рефлекторно. Первым, кто обратил внимание на психический процесс сновидения, был З.Фрейд.

В его работе «Толкование сновидений» был представлен анализ феномена сновидений.

Сегодня существует два подхода работы со сновидениями. Первый опирается на фрейдовский метод толкования. Для этого подхода главный вопрос в анализе сновидения «Почему?».

Задача анализатора переосмысление опыта предшествующих событий. Второй подход в работе со сновидениями артикулирует вопрос: «Для чего?».

С точки зрения этого подхода сновидения сигнализируют из бессознательного, эти сигналы о чем-то предупреждают, сообщают, ставят задачи перед сновидцем.

Правилами работы со сновидениями являются следующие:

1) знание актуальной ситуации клиента;

2) сновидение – внутренний процесс, который происходит в бессознательном, и только сам сновидец и режиссер, и сценарист, и актер, и зрительная аудитория сновидения. Поэтому только сам сновидец и знает о чем его сновидение;

3) образы сновидения не нужно принимать буквально, они являются частями личности клиента и динамикой его психической жизни;

4) абсолютно точное толкование сновидения –это утопия;

5) каждый элемент сновидения несет информацию о сновидении в целом;

6) сновидения несут в себе потенцию роста и развития.

Теория и анализ сновидений в подходе З.Фрейда.

Техника анализа сновидений аналогична обычной технике психоанализа, это – свободные ассоциации. Анализ выясняет, как элементы сновидения связаны с прежним опытом клиента.

Формирование сновидений – активная переработка информации; эту переработку Фрейд называл работой сна. Психоанализ же воспроизводит эти процессы в «обратном» порядке.

Переработка информации в сновидении сводится к нескольким процессам:

сгущение образов вплоть до их наложения друг на друга; содержание сновидений является сокращением скрытых мыслей; в процессе сгущения некоторые мысли могут группироваться в целое, создавая причудливые комбинации;

– смещение – скрытый элемент проявляется отдаленной ассоциацией, «намеком» или же на первый план выдвигается вместо важного элемента несущественный;

– перевертывание – желание или действие сновидца осуществляют иные лица;

– символизация – способствует маскировке мыслей сновидения;

– превращение скрытых мыслей и чувств в зрительные образы;

– вторичная обработка – деятельность, придающая сновидению упорядоченный вид.

Теория и анализ сновидений в подходе К.Г.Юнга.

Представления К.Г. Юнга о функциях сновидения связаны с его идеями о структуре человеческой психики. В модели К.Г. Юнга бессознательное является большим ресурсом, природа которого безразлична к идеям добра и зла.

К.Г. Юнг  писал:

«Я никогда не соглашался с Фрейдом в том, что сон — это некий заслоняющий смысл «фасад» — когда смысл существует, но он будто бы нарочно скрыт от сознания. Мне кажется, что природа сна не таит в себе намеренного обмана, в ней нечто выражается возможным и наиболее удобным для нее образом — так же как растение растет или животное ищет пищу. В этом нет желания обмануть нас, но мы сами можем обмануться… Задолго до того, как я узнал Фрейда, бессознательное и сны, непосредственно его выражающие, казались мне естественными процессами, в которых нет ничего произвольного и тем более намеренно вводящего в заблуждение. Нет причин предполагать, что существует некое бессознательное природное коварство, по аналогии с коварством сознательным».

К.Г. Юнг придавал большое значение диалогу между Эго и бессознательным. Сновидения, согласно данному подходу, представляет собой попытку интеграции сознания и бессознательного посредством диалога между ними.

К.Г. Юнг считал, что сделать бессознательное сознательным невозможно, так как возможности Эго значительно меньше по сравнению с бессознательным. Диалог позволяет выстроить схему взаимодействия между сознанием и бессознательным.

Сновидение – это доступный и естественный, не требующий усилий, диалог сознания и бессознательного. Управляет этим диалогом бессознательное, а сознание входит в контакт с тем, что ему предоставляет бессознательное. К.Г.

 Юнг считал, что сновидение проясняет ситуацию, является посланием, предупреждением или требованием бессознательного сознанию.

Сновидения содержат в себе послания из бессознательного на трех уровнях: личное, родовое и коллективное. Сюжеты сновидений из личного бессознательного связаны с повседневной жизнью сновидца.

На уровне родового бессознательного сновидец получает родовые послания, то, к чему его призывает родовая память. Родовая память организована в жизненные сценарии, планы. Родовые послания стремятся сделать уникальное Я человека типичным, родовым.

 Коллективное бессознательное содержит весь опыт человечества, сохранившийся в форме архетипов (первичных образов, прообразов). Архетипы на бессознательном уровне предрасполагают к тому, или иному образу организации своего личного опыта.

Архетипы, согласно Юнгу, формируют содержание сновидений, которые возникают в различных видах архетипических образов сновидений. Архетипические сюжеты сновидений связаны с мифологическими, героическими, сказочными фигурами.

С точки зрения данного подхода сновидения выполняют такие функции:

– Манифестация архетипов – предъявление сознанию архетипических символов. Архетипы – это определенные влечения и их структуры, а не некая абстракция. Архетипы могут быть доступны сознанию только в символах.

– Интерпретация диалога. Сновидение – это временный переход в потусторонний мир, погружение сознания в иную реальность, где оно получает знания, которые небходимы для развития и трансформации личности.

– Компенсация. Сновидение носит компенсаторный характер, во сне Эго открыто для посланий бессознательного.

Если человек запоминает сновидение, это говорит о том, что бессознательное что-то требует, а сознание сопротивляется.

Юнг указывал, что сознательная позиция, с одной стороны, и бессознательное в том виде, в котором оно проявляется в сновидении, с другой, находятся в отношениях дополнения.

– Амплификация. Метод интерпретации сновидения как диалога сознания и коллективного бессознательного был назван методом амплификации.

Этапы амплификации:

1) После представления сновидения сновидцу предлагается свободно поиграть с символами и образами сновидения.

2) Далее следует этап сбора ассоциаций и пробные интерпретации сновидения.

3) Обращение к мифам, сказкам, легендам, религиозным сюжетам для понимания глубоких уровней символики сновидения.

4) Толкование сновидения, как носителя важной информации из бессознательного.

5) Ритуальное совершение действий, символизирующих то, к чему призывает сновидение.

Теория и анализ сновидений в гештальт-подходе.

В гештальттерапии работа со сновидениями предполагает рассматривать элементы сновидения как части личности, находящиеся в конфликте, как проекцию чувств, ролей и состояний. Система отношений между элементами сновидения отражает систему отношений частей личности.

Сновидение – это окно в обиды, желания, конфликты, страдания; задача работы со сновиденим – интегрировать отчужденные, отвергаемые части «Я». Гештальт-подход фокусируется в своей работе со снивидениями не на понимании его содержания, а на его переживании. Переживание усиливается через фокусировку на физических ощущениях, через движения тела, жесты, мимику, скульптуру или рисунок.

Сновидение – это некий незавершенный гештальт, работа со сновиденим направлена на завершение гештальта, приобретение целостности.

Ф.Перлзом была предложена техника «Идентификации с образами сна». Суть техники состоит в том, что сновидцу предлагается «играть» роль персонажа сна, говорить и двигаться, исходя из этой роли. Идентификация с образами сновидения позволяет вернуть себе отвергаемые части «Я».

Эпаты работы со сновидениями в гештальт-подходе:

– разворачивание сновидения – сновидец рассказывает от первого лица в настоящем времени сновидение;

– фокусировка на деталях – сновидец самостоятельно выделяет наиболее эмоциональные элементы сна;

– идентификация с образами сновидения – сновидец последовательно отождествляется с каждым образом, говорит и действует от его имени;

– органицация диалага между образами сновидения;

– установление связей между элементами сновидения;

– прояснение того, какие чувства, переживания, потребности отобразились в сновидении.

Реплика в сторону. В реальной работе ориентация на какие угодно схемы интерпретаций в их “чистом” виде – миф. Ни одно сновидение невозможно ни полностью воспроизвести, ни полностью записать, ни полностью объяснить. Утверждая обратное, мы станем упрощать тайну. Я никогда не могу знать ВСЕ  о силе, масштабах и способах, как дойти до разгадки этого таинственного процесса.

Даже известный сон об инъекции Ирме, который Фрейд пытался объяснить до конца, на протяжении более ста лет продолжает подвергаться анализу и порождать новые интерпретации. Сновидение неисчерпаемо, каждый новый поворот оптики открывает его новые аспекты.

Ригидность  терапевта, желание втиснуть субъективность человека,  которая простирается далеко за пределы схем анализа сновидений, скрывают малый опыт, тревожность и неверие себе и другому.

Этим я не хочу сказать, что знания не нужны, напротив, знания, как это ни банально прозвучит, обогащают; “схемы” полезны, когда нужно что-либо пересмотреть. Пока сновидение рассматривается  психотерапевтом как головоломка, детектив, для терапии это мало эффективно.

Когда различные “схемы” анализа  полностью усваиваются, они утрачивают свои отчетливые рубежи и  имена. Но к знаниям должен присоединиться ряд подчас неуловимых и трудновыразимых источников сил психотерапевта. 

Тренинг

Стоимость
4500 один участник либо 8000 за двоих грн

Коучинговая/психологическая/трансформационная игра, которая является новым и результативным методом консультирования клиентов. Её эффективность базируется на природных алгоритмах изучения информации, так как игра считается первым методом познания мира.

Игры КПТ позволяют моделировать реальную жизнь через математическую, метафорическую, символическую, графическую и прочие формы. Это необходимо для того, чтобы участники в игровых условиях добились желаемого результата, нашли собственные сильные/слабые стороны, получили новый опыт, который приводит к цели, и опробовали новые стратегии.

Благодаря подобным играм осуществляется изменение внутреннего психического пространства. ценность заключается в том, что игра способствует выделению своего истинного «Я» из эмоций, качеств и ролей, мешающих нам контролировать ситуацию.

Кроме того, последние вынуждают человека подстраиваться под себя, а не дополнять собственную личность и быть инструментами, способами достижения целей.

Технология «Smart Game» – методика создания трансформационной игры, пошаговый, структурированный и логичный алгоритм.

Имя: Констанин

Телефон: +380676351543

E-mail: k588056@gmail.com

Оставить заявку

Обращаем Ваше внимание: для этой услуги реализована возможность онлайн-оплаты картами Visa и MasterCard любого банка мира

Источник: https://websmart.center/article/481

Работа со сновидениями в психотерапии

Королевская дорога в бессознательное: подходы к работе со сновидениями

Каждый помнит знаменитый сон Фараона: семь тучных и семь худых коров. За то, что Иосиф сумел его истолковать, он был освобожден из тюрьмы и назначен первым министром Египта.

Сновидение во все времена, несомненно, интриговало человека и заставляло искать ключи к расшифровке посланий: в Месопотамии уже за 3 тыс. лет до н. э. существовали пророческие интерпретации и терапевтическое применение сновидений. Известно, что в эту эпоху интерпретация снов была почитаемой профессией.

Согласно легенде, при дворе вавилонского царя служили 24 видных онейролога (специалисты по сновидениям). Однажды царю приснился сон, вызвавший предчувствие, что в нем содержалось важное сообщение. Каждый из онейрологов предложил свою собственную интерпретацию, и царь был смущен.

Но на самом деле все 24 предсказания осуществились, тем самым блестяще продемонстрировав полисемию любой формы выражения подсознания.

В Древней Греции было 420 храмов Эскулапа, предназначенных для инкубации сновидений. Здесь укладывались спать прямо на полу, укутавшись в окровавленные звериные шкуры в окружении священных змей, моля о сновидениях, имеющих лечебные свойства!

У евреев считалось, что неистолкованный сон — это непрочитанное письмо, то есть — обида, нанесенная автору.

А действительно, кто же является автором? Что же это — сновидение: способ ли выражения подсознания сновидца (Фрейд)? Или же послание, пришедшее издалека, коллективное бессознательное (Юнг)? «Трансперсональное» сообщение, чем можно было бы объяснить вещие сны (Грофф, Декамп)?

А может быть, это — естественное биологическое явление (Жуве, Димент, Гобсон)?

Фрейд, Юнг… и другие о сновидениях

Фрейд называл сновидение «царской дорогой» к бессознательному. Перле, отец гештальт-терапии, не отрекается от своего учителя, по крайней мере в этом вопросе. Он даже заявляет, что подробный анализ одного сновидения мог бы дать пищу для полного курса психотерапии! Фрейд считал, что во власти сновидений исцелять и утешать.

А его последователь Ференци признавал за ними травмалитическую роль («рассасывания» и «переваривания» психологических травм). Особенно это касается «рецидивных» (повторяющихся) снов, призвание которых — постепенное стирание аффективного ореола вокруг шокирующих воспоминаний.

У Фрейда сновидение — не трансцендентное послание свыше, а имманентное сообщение снизу, исходящее из «черного континента» бессознательных импульсов (влечений).

Юнг вновь придает сновидению более возвышенное значение, признавая, что оно имеет не только психологические и биографические основания, но и является отражением бессознательного восприятия общечеловеческих культурных глубин.

Согласно Юнгу, сновидения бесконечно простираются и к прошлому, и к будущему: они не скрывают какое-то вытесненное желание, а наоборот, вскрывают информацию коллективного бессознательного (архетипы) и могут обретать даже эзотерический смысл.

Современные исследования сновидений

Психоаналитический подход преобладал в период с 1900-х по 1960-е гг. В наши дни ситуация изменилась, в частности, вследствие выхода в свет работ французского профессора Мишеля Жуве (1961).

Сегодня известно, что сны видят только высшие животные.

Хладнокровные (рыбы, рептилии) никогда не видят снов, но их нервная система имеет свойство восстанавливаться в течение всей жизни (постоянный нейрогенез), обновляя свои нейроны, подобно остальным более «примитивным» клеткам организма.

Таким образом, они ограничены врожденным инстинктом и не способны приобретать и сохранять новые навыки. В самом деле, воспоминания закрепляются главным образом во время сна.

Именно в это время животное особенно уязвимо: оно временно слепнет, почти глохнет и частично парализовано. Ничего удивительного, что прежде всего сновидение требует ощущения безопасности.

Так, коровы видят сны почти в три раза чаще в стойле, чем на пастбище! А самоуверенные крупные хищники позволяют себе роскошь проводить 40% времени, отведенного на сон, в сновидениях, тогда как несчастные животные, за которыми они охотятся, смеют посвятить сновидениям едва 5% времени.

Человек, который по этому показателю занимает промежуточное положение между хищниками и жертвами, проводит в сновидениях в среднем 20% времени, отведенного на сон, что соответствует приблизительно ста минутам за ночь, вне зависимости от того, помнит он эти сновидения или нет. Известно, что сны видят все, но исследования продемонстрировали, что в среднем уже через 8 минут после пробуждения 95% содержания сна забывается!

Плод начинает видеть сны на седьмом месяце внутриутробного развития(in utero) а значит, задолго до появления сознательных воспоминаний, «подвергающихся цензуре» с целью вытеснения, согласно гипотезе Фрейда, которая противоречит современным научным исследованиям.

После рождения 60% времени младенец проводит в дальнейшем формировании своего мозга. И кстати, во время беременности женщина проводит вдвое больше времени в сновидениях для сопровождения нейрогенеза плода.

Поэтому нельзя исключать, что часть материнских сновидений способствует бессознательной передаче определенного жизненного опыта, что может вносить вклад в пресловутую «наследственность приобретенного характера».

Сновидение окрестили «пуповиной рода» за то, что оно передает основы поведения, необходимого для выживания. Но сновидение обогащает эти основы, актуализируя посредством интеграции приобретаемого опыта и, таким образом, способствуя индивидуации личности, которая является совокупностью врожденного и приобретенного.

Перле резюмирует отношение к сновидению в гештальте следующим образом: различные элементы сновидения являются фрагментами личности сновидца, которые ему надлежит усвоить, последовательно предоставляя возможность «высказаться» каждому элементу.

Вместо анализа сновидения Перле предлагает вдохнуть в него жизнь, проигрывая в настоящем времени.

Его ученик Изадор Фромм интересуется сновидением как «ретрофлексией» сообщения, бессознательно адресованного психотерапевту, которому клиент пересказывает свой сон.

Десять подходов к сновидению в психотерапии

Что касается работы со сновидением,  ниже  приведены десять его терапевтических аспектов, которые могут гармонично сочетаться. Вот они.

1. Даже если исключить любое преднамеренное применение сновидения, оно уже само по себе обладает, как было сказано выше, множеством биологических «терапевтических» свойств адаптации и саморегуляции.

Кстати, эти свойства не требуют безусловного сознательного воскрешения сновидения в памяти: пересмотр и актуализация нашего генетического наследия, запоминание, «индивидуация» поведения (Жуве), постепенное растворение травмирующих воспоминаний (Ференци).

2. Обычный пересказ сна после пробуждения способствует его лучшему восхождению к сознанию, возникновению спонтанных ассоциаций и возможной дедраматизации.

3.  Интерпретация сна через ассоциации, вызываемые его содержанием или формой, его символическое декодирование (Фрейд) позволяет обогащающее погружение в индивидуальное бессознательное.

4.  Обращение ко всемирному символизму, к коллективному бессознательному, завуалированным сообщениям, заключающим в себе предсказания (Юнг), — все это делает возможным межличностное (трансперсональное) и духовное «откровение».

5. Сон может быть заново сыгран в форме психодрамы (Морено) для того, чтобы выделить определенные аспекты и обогатить его возможными реакциями различных действующих лиц.

6.  Группа может использоваться в качестве «резонатора», или «звукового усилителя», когда психотерапевт поручает нескольким добровольцам громко произнести перед окончанием работы некоторые ключевые фразы сновидца (Анн Гингер).

7. Сновидение как проекция спящего (Перле) побуждает к объединению различных граней индивидуума через последовательную реапроприацию элементов, a priori разрозненных.

8. Сновидение как ретрофлексия сообщения, адресованного психотерапевту (Изадор Фромм), способствует обогащению обмена терапевт/клиент, который считается сердцевиной любой психотерапии.

9. Сновидение можно рассматривать как незавершенный гештальт (Серж Гингер). Судите сами: природой предусмотрен приход сновидения в самом разгаре сна (когда сон наиболее крепок), а следовательно, вне сознания. Точно так же происходит и процесс пищеварения.

Осознанный процесс пищеварения (тяжесть в желудке и т. п.) свидетельствует о какой-либо аномалии. Так же и со сновидением: если оно непосредственно всплывает в сознании во время пробуждения, это значит, что оно частично осталось «непереваренным». И тогда ему нужно помочь завершить прерванную работу.

Так, клиенту можно предложить пересказать свое сновидение в настоящем времени, завершая, как он сам пожелает, взяв ответственность на себя (ведь сновидение принадлежит ему!) и совершая действия (монодрама или психодрама), чтобы снять бессознательное психическое напряжение, вызванное незавершенными действиями.

Таким образом, клиент самостоятельно строит свое будущее.

10.  И наконец, сновидение можно использовать как обычный предлог (а не как текст, подлежащий расшифровке). В этом случае оно является своего рода вступлением.

Затем психотерапевт концентрируется в основном на форме, то есть на как, а не на что (содержание). Внимание обращают на тон голоса, позу, жесты и т. п.

Работа проводится здесь и теперь над отношениями с психотерапевтом, в некоторых случаях — даже в ущерб самому сновидению.

Полисемия — многозначность, «многослойность» значений. Встречается в Священном Писании иди, например, в сказках братьев Гримм.
Термин гештальт-терапии, обозначающий бессознательный механизм удержания.

Источник: http://5psy.ru/obrazovanie/rabota-so-snovideniiami-v-psihoterapii.html

Психодоктор
Добавить комментарий