Младшие школьники – какие они?

Содержание
  1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста
  2. Кризис 7 лет
  3. Характер
  4. Формирование личности
  5. Авторитеты
  6. Мотивация
  7. Учеба
  8. Младшие школьники: задачи развития – Психологос
  9. Навыки трудолюбия
  10. Раскладывать сложную задачу на составляющие
  11. Видеть связь между усилиями и достигнутым результатом
  12. Позиция Автора: привычка принимать вызов ситуаций с решимостью и мужеством
  13. Адекватно оценивать себя
  14. Уважать границы — собственные и чужие
  15. Каковы характеристики младшего школьного возраста?
  16. Общая характеристика
  17. Приоритет – учеба
  18. Новые права и новые обязанности
  19. Физиологические особенности развития
  20. Развитие новых навыков: дальнейший потенциал
  21. Календарь развития ребенка: младший школьный возраст 7–10 лет
  22. Физическое развитие ребенка
  23. Интеллектуальное развитие ребенка
  24. Психологическое развитие ребенка
  25. 10 рекомендаций родителям детей младшего школьного возраста
  26. 1. Обеспечьте регулярную физическую нагрузку и ежедневные прогулки на свежем воздухе
  27. 2. Оцените степень готовности ребенка к школьной нагрузке
  28. 3. Обращайте внимание на отношения ребенка и основного педагога
  29. 4. Пробуждайте и поощряйте интерес у ребенка к чтению
  30. 5. Поощряйте игровую деятельность ребенка и вовлекайте его в игру
  31. 6. Обеспечьте сыну или дочери надежный тыл
  32. 7. Следите за тем, когда ребенок ложится спать
  33. 8. Укрепляйте волевые и нравственные качества ребенка
  34. 9. Поощряйте самостоятельность в учебе и дома
  35. 10. Следуйте за интересами ребенка

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Младшие школьники - какие они?

Это довольно трудный период в жизни ребенка, светлое ожидание какого-то чуда от прихода в школу рушится практически в первые дни, ведь вместо чудес дети получают трудности, им нужно работать: слушать и запоминать, читать, писать, выполнять задания, да еще и строить новые отношения — с учителем и одноклассниками. Особенно трудно «домашним» детям, тем, которые не ходили в детский сад.

Кризис 7 лет

В 7 лет у ребенка происходит внутренний перелом. Он пытается понять, кто он и чего от него хотят. Прежде чем что-то совершить, ребенок уже задумывается, чем это чревато для него. Многие дети начинают «что-то из себя изображать», то есть ищут свою роль.

Характер

В возрасте 6-8 лет дети еще довольно импульсивны, действуют под влиянием сиюминутных эмоций, у них пока недостаточно воли, они могут опустить руки при неудаче и перестать двигаться к цели. Кроме того, могут отмечаться упрямство и капризность. Читайте подробнее о Кризисе младшего школьного возраста.

Приблизительно с 9 лет дети уже начинают контролировать свои эмоции и поведение. Ребенок учится выражать свои чувства, гнев словесно (раньше он делал это с помощью плача или кулаков), может иронизировать, обсуждать что-то или кого-то.

Формируются моральные качества:

  • совесть;
  • чувство ответственности за себя, друзей, класс;
  • сочувствие чужой беде;
  • протест против несправедливости.

Младший школьный возраст очень важен для закладки основных качеств характера, психологии человека, именно в этом возрасте дети начинают разграничивать добро и зло, хорошее и плохое, оценивать поступки свои и другого, усваивают правила и нормы общения. У ребенка начинает формироваться внутренняя позиция (собственное мнение, самооценка, отношение к людям и событиям).

Формирование личности

Дети младшего школьного возраста начинают осознавать себя как личность, у них формируется самооценка, и важно помочь им в ее формировании. Ребенок, которому постоянно делают замечания и указывают на неудачи, становится неуверенным в себе, формируется низкая самооценка.

А тот, кого поддерживают, поощряют и помогают, приобретает адекватную самооценку, он уверен в себе, но не самоуверен.

Если же восхищаться ребенком по поводу и без, не делая никаких замечаний и позволяя все, то это чревато завышенной самооценкой и рождением эгоцентризма, что не менее плохо, чем низкая самооценка.

Этот период важен для закладки трудолюбия и самостоятельности. Ребенку в этом возрасте хочется походить на взрослого, стать самостоятельным. Он стремится все делать сам, учится принимать решения и отвечать за них.

Необходимо доверять ребенку домашние дела, давать выполнимые поручения в школе, предоставлять право выбора. Если решать все за него и ограждать от любых трудностей, он вырастет инфантильным.

Но и навязывать большое количество заданий и требовать их безупречного исполнения нельзя, это может вызвать отторжение и сопротивление.

Авторитеты

У детей в этом возрасте — безграничное доверие и подчинение взрослому (учителю или родителям), особенно в 1-2 классах. Слова взрослого, его оценка очень важны для ребенка. Даже сами себя дети тоже оценивают пока словами взрослого, поэтому важно не критиковать и не ругать, а мягко направлять, поддерживать веру ребенка в себя.

После третьего класса авторитет учителя уменьшается, важнее становится одобрение сверстников. Важно быть принятым коллективом. В этот период ребята создают неформальные группы со своими правилами поведения и нормами, но пока они еще нестабильны.

Тем не менее уже появляются лидеры. Ребенку важно публичное одобрение и его социальный престиж.

Он ищет свое место в группе, и кроме отношений с родителями и учителем на его психоэмоциональном состоянии сказываются отношения со сверстниками, с товарищами.

Мотивация

Мотивация может быть двух видов: достижения цели или избегания неудач. Когда ребенка хвалят и поддерживают, ставят ему цели, за которые поощряют, он приобретает мотив достижения цели.

Если же его чаще ругают за то, чего он не сделал или сделал недостаточно хорошо, а победы игнорируют, то у ребенка возникает мотив избегания неудач, «лишь бы не ругали». Он губителен для детской психики, для самооценки.

В дальнейшем ребенок всю жизнь будет существовать с такой мотивацией и, весьма вероятно, высот не достигнет. Вот почему крайне важно правильно мотивировать и стимулировать ребенка в этом возрасте.

В педагогических работах Ш.А. Амонашвили рекомендует не использовать в начальной школе оценки, особенно низкие, чтобы избежать формирования у детей мотива избегания неудач.

Учеба

Сначала все дети стремятся хорошо учиться, чтобы получить одобрение взрослых, и расстраиваются от неудач и, тем более, критики.

В такой ситуации у них могут формироваться отклонения в поведении, как, например, напускное равнодушие, паясничанье, постоянная взвинченность, нервозность, страх перед наказанием.

 Со стороны учителя и родителя крайне важно правильно себя повести и направить ребенка на получение знаний без каких-либо личностных оценок и характеристики умственных способностей, заинтересовать его учебой, не делая акцент на хороших или плохих отметках.

К 11 годам дети начинают понимать, что недостаток способностей можно компенсировать прикладыванием больших усилий. Если ребенок хочет учиться, он может контролировать свою волю и сидеть над учебником до тех пор, пока не поймет материал.

В этом возрасте уже четко видны разграничения в способностях детей: у кого-то математический склад ума, у — кого-то гуманитарный, творческий.

Особенностью младшего школьного возраста лет является то, что этот возраст — фундамент всей будущей жизни ребенка. Что будет заложено в возрасте 6-11 лет, то и станет его характером.

Поэтому и от учителя, и от родителей требуется терпение и умение ненавязчиво направить и подсказать, научить различать добро и зло и отвечать за свои поступки, привить умение думать и давать адекватную оценку действиям и событиям, и, самое главное, помочь поверить в себя.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/ns/6374_psichologicheskie_osobennosti_detey_mladshego_vozrasta

Младшие школьники: задачи развития – Психологос

Младшие школьники - какие они?

Младшие школьники – это детей в возрасте от 7 до 9 лет, то есть с 1-го по 3-й (4-й) классы школы.

Ребенок становится школьником, а это значит, что у него теперь и новые обязанности, новые правила и новые права. Он может претендовать на серьезное отношение со стороны взрослых к своему учебному труду; он имеет право на свое рабочее место, на необходимое для его занятий время, на учебные пособия и пр.

С другой стороны, перед ним стоят новые задачи развития, в первую очередь задача формировать навыки трудолюбия, уметь раскладывать сложную задачу на составляющие, уметь видеть связь между усилиями и достигнутым результатом, уметь принимать вызов ситуаций с решимостью и мужеством, уметь адекватно оценивать себя, уметь уважать границы – свои и чужие.

Так как основной целью ученика начальной школы является “научиться учиться”, то самооценка выстраивается на основании успехов в учебе. Если в этой области все хорошо — старательность (трудолюбие) становится частью личности ребенка.

И наоборот, неуспевающие дети могут чувствовать себя неполноценными по сравнению с более успешными сверстниками.

В дальнейшем, это может перерасти в привычку постоянно оценивать себя и других, и может повлиять на способность доводить начатые дела до конца.

Раскладывать сложную задачу на составляющие

При столкновении со сложной и новой задачей важно уметь увидеть ее как последовательность отдельных, более мелких и посильных, задач (шагов или уровней).

Разложить сложную задачу на составляющие мы учим детей, обучая их проектированию, планированию своей деятельности. Невозможно сразу съесть апельсин — это неудобно и даже опасно: можно подавиться, засунув в рот слишком большой кусок.

Однако если разделить апельсин на дольки, то его можно съесть без напряжения и с удовольствием.

Мы часто видим на группе детей, у которых не сформирован этот навык. Самая наглядная картинка — чаепитие, которое ребята организуют сами.

Для того чтобы получить хороший результат (стол, на котором в тарелочках лежит сладкое угощение, где нет мусора и упаковки, где у каждого есть напиток и место у стола), ребятам приходится приложить усилия.

В начале учебного года мы видим самые разные варианты: трудно остановиться и не попробовать что-то вкусненькое из чужой тарелки, трудно вспомнить про свои вещи, которые нужно убрать с началом чаепития, а уж убрать за собой крошки — это и вовсе задача повышенной сложности.

Тем не менее, если разделить большое дело — организацию чаепития — на небольшие посильные задачи, то группа детей в возрасте 7-9 лет легко справляется с этим самостоятельно. Конечно, ведущие при этом остаются в группе и готовы регулировать процесс, если появляется необходимость.

Видеть связь между усилиями и достигнутым результатом

Когда ребенок берет на себя ответственность, он тем самым начинает процесс преобразования будущего. Что это значит? Поручения, которые ребята берут на себя, конечно, создают некоторые сложности в их жизни (нужно вовремя вытереть доску, не пропустить дня своего дежурства и т. д.), но, видя результат своего труда, ребенок начинает понимать: “Я могу!”.

Позиция Автора: привычка принимать вызов ситуаций с решимостью и мужеством

Когда мы говорим: “Хорошо бы, чтобы ребенок научился или привык делать что-то”, мы имеем в виду всего лишь его способности. Для того чтобы у ребенка концепция “не буду даже пробовать, все равно не получится” сменилась на здоровую “жажду подвига”, необходимо сделать ценностями детей риск, мужество и преодоление.

Позиция Жертвы, пассивная личностная позиция, страх неудачи, чувство, что пытаться и пробовать бессмысленно — вот самые неприятные последствия, к которым может привести игнорирование этой личностной задачи.

Здесь, как и в предыдущем пункте, речь так же идет о переживании по поводу собственной силы, энергии, но взгляд обращен к ситуации, к тому, что приходит из мира как задача: для того чтобы действовать, я должен рискнуть, попробовать; если я не готов к риску — я перестаю действовать.

Алексей, 7 лет. Мама обратилась к нам с жалобам на неуверенность и застенчивость сына, которые мешают ему учиться. Действительно, Алексей очень тихий мальчик, если его не спросить — он молчит, на тренинге боится высказываться в кругу.

Ему сложно, когда действия, которые предлагают ведущие, касаются чувств и переживаний, сложно быть открытым на группе, в присутствии других ребят. Проблема Алексея — тревога, которую он испытывает — не позволяет ему быть активным, блокирует его. Сталкиваясь со сложностями, он сразу отступает.

Готовность рискнуть, энергия, мужество — это то, чего не хватает ему, чтобы быть уверенным.

В группе мы и остальные ребята часто поддерживали его, и уже через некоторое время Алексей стал более спокойным и уверенным, у него появились друзья среди мальчиков, а на одном из последних занятий он, изображая партизана, бегал с игрушечным автоматом, что для него — несомненный успех.

Тут примеры, как учить детей реагировать на неприятности по-врослому.

Адекватно оценивать себя

Чтобы у ребенка сформировалось здоровое отношение к процессу оценки себя, важно, чтобы он сам научился понимать, сколько усилий он потратил на задачу, а также сам себе ставил оценку в соответствии с числом усилий, а не с оценкой извне. Задача эта сложная, и состоит она как минимум из трех таких компонент, как:

  1. получить опыт трудолюбия — то есть самостоятельно сделать такие дела, которые делать необходимо при любых условиях и которые предполагают преодоление “не хочется”;
  2. научиться определять количество затраченных усилий — то есть уметь отделять свой вклад от вклада обстоятельств и других людей;
  3. научиться находить соответствия между этим количеством затраченных усилий, отношением к себе и результатом. Основная сложность заключается в том, что этой естественной работе противостоит внешняя оценка от значимых лиц, которая строится на других основаниях, а именно — на сравнении с результатами других детей.

При недостаточной сформированности этой задачи личностного развития ребенок вместо умения ориентироваться на себя впадает в “приспособленческий транс”, посвящая все силы добыванию оценок.

По внешним оценкам он оценивает и самого себя, теряя способность сформировать внутренние критерии.

Ученики, которые ловят малейшие изменения выражения лица учителя, пытаясь “прочитать” правильный ответ, “выпрашивают” более высокие оценки и предпочитают солгать, нежели признаться в ошибке.

На нашей группе бывали такие дети, и не раз. Очень типичный образ — девочка или мальчик, с которыми не бывает проблем на группе, которые в точности выполняют все правила и инструкции, но никакого внутреннего развития у них не происходит.

Раз за разом такой ребенок приходит на занятия, и каждый раз демонстрирует, что он в совершенстве умеет считывать наши требования, легко может подстраиваться под любую ситуацию, чтобы угодить ведущим, будет делать замечания остальным ребятам, чем вызовет агрессию.

Друзей на группе, конечно, не появляется. Ребенок ориентирован вовне, поэтому любой вопрос, связанный с переживанием или собственным мнением — “А как ты считаешь? А как это для тебя? А что ты сейчас чувствуешь?”— ставит его в тупик.

Сразу на лице появляется характерное растерянное выражение и как будто вопрос: “А как правильно? А что нужно ответить, чтобы меня похвалили?”

Что нужно таким детям? Приучать думать своей головой, говорить свое мнение.

Уважать границы — собственные и чужие

Ребенок учится находить такую детскую группу, в которой его особенности были бы уважаемы, он сам учится терпимости. Он учится отказу, учится проводить время с самим собой: для многих детей это особая, очень сложная задача — спокойно переносить ситуации вынужденного одиночества.

Важно научить ребенка добровольно и охотно вступать в различные коллективные проекты, развивать его общительность, способность к непринужденному включению в групповую деятельность других детей.

Не менее важно научить его не делать этого любой ценой, то есть научить отказываться от игры или компании, если при этом происходит нарушение его границ, попрание его прав, унижение достоинства.

Проблемы именно такого рода встречаются у детей, которые выглядят одинокими. Застенчивые, осторожные или, наоборот, агрессивные, то есть дети, которые отвергаются сверстниками, имеют один и тот же личностный дефицит. Они не чувствуют границ “собственного” (своих потребностей, ценностей, желаний), их “Я” нечетко очерчено.

Именно поэтому они легко позволяют другим детям нарушать свои границы или становятся прилипалами, то есть постоянно нуждаются в ком-то рядом, для того чтобы не чувствовать себя пустым местом. Эти дети легко нарушают границы других, так как отсутствие чутья в отношении границ чужого и собственного — это взаимозависимые процессы.

Сережа, 9 лет. Родители привели его на тренинг в связи с проблемами с одноклассниками: у Сережи не было друзей. Хотя мальчик он общительный, но друзей у него нет, в классе его не уважают. Сережа производит очень приятное впечатление, с ним легко общаться, он активно включается в процесс тренинга, знакомится с новыми ребятами.

Трудности начинаются тогда, когда начинается занятие. Сережа так старается всем понравиться, ему так необходимо постоянное внимание со стороны других ребят, что для этого он готов делать все что угодно: он постоянно шутит, часто неуместно и иногда неприлично, комментирует каждое высказывание в кругу, выставляет себя в глупом свете, чтобы все остальные его заметили.

Ребята через несколько занятий начинают реагировать на него агрессивно, придумывают ему кличку “Петросян”. Дружеские отношения на группе не складываются, в точности как с одноклассниками. Мы стали обращать внимание Сережи на его поведение в группе, рассказывали ему, как его действия влияют на остальных ребят.

Мы поддерживали его, пресекали агрессивные реакции группы, предлагали остальным участникам не поддерживать этот образ “Петросяна”. Через некоторое время Сережа стал меньше привлекать внимание в группе, стал больше уважать себя и окружающих.

Он все равно много шутит, но сейчас это не вызывает агрессивной реакции у остальных участников группы, так как своими шутками он не обижает остальных и не унижает себя. В классе и на группе у Сережи появились друзья.

Наташа. 9 лет. Обращение по инициативе родителей: девочку обижают в классе, по ее словам — ни за что. Наташа обаятельная, веселая, легко общается с ребятами. На первых занятиях мы не понимали, в чем может быть проблема.

Но на одном из занятий Наташа неожиданно агрессивно и обидно высказывается о другом участнике группы, на что тот, в свою очередь, тоже реагирует агрессивно. Ссора возникает на пустом месте. Дальнейший разбор показал, что Наташа не замечает, как провоцирует других ребят: она и не заметила, что первая высказалась агрессивно.

Девочка не чувствительна к психологическим границам окружающих, она не замечает, как делает людям больно. Наташа ходила к нам на тренинг в течение учебного года, но уже через пару месяцев отношения в классе и в группе стали более ровными.

Оказалось, что первоначальная проблема — это “вершина айсберга”, в то время как основная проблема Наташи заключалась в неумении управлять собственными чувствами, особенно гневом, с чем мы и работали.

Марина, 7 лет. Родители обратились с жалобами на воровство. Марина была замечена в школьной раздевалке, когда доставала из карманов чужих курток мелкие игрушки. Дома родители стали обнаруживать разные мелкие игрушки, фишки от домино, фантики.

Мы рекомендовали Марине в первую очередь, индивидуальную работу с психологом, а также и групповую — тренинг.

Работа на тренинге показала, что у Марины не сформировано понимание, что — “мое”, а что — “чужое”: она могла легко занять чужое место, взять чужую вещь, она регулярно забывала свои вещи на тренинге, часто их теряла.

У Марины не сформирована чувствительность к своим и чужим границам, и на тренинге мы работали именно с этим, обращая ее внимание на психологические границы, делая их более явными.

Мы часто спрашивали других участников, какие чувства они испытывают, когда Марина нарушает их границы, особое внимание уделяли работе с правилами группы. Марина ходила на группу в течение года, за это время ее отношение к вещам (чужим и своим) существенно изменилось, случаи воровства больше не повторялись. Безусловно, изменения начались с семьи: так как родители Марины активно включились в процесс и работа с прояснением границ продолжалась и дома.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/mladshie-shkolniki-dvoe-zn--zadachi-razvitiya

Каковы характеристики младшего школьного возраста?

Младшие школьники - какие они?

Начало учебной деятельности у детей удачно совпадает с периодом окончания детства. У детей дошкольного возраста главным занятием в жизни были игры, у школьников место игры занимает учеба, социальное и психологическое познание окружающего мира. Ниже мы попробуем разобраться, что из себя представляет общая характеристика младшего школьного возраста.

Как правило, общая характеристика охватывает период развития детей в возрасте от 6-7 до 10-11 лет. Для детей этого возраста характерно начало учебы в школе, и завершение начальной школы к концу младшего возраста.

Основное отличие данного возраста заключается в том, что у детей постепенно появляется чувство самостоятельности и ответственности за себя, свои мысли, слова и поступки. Процесс обучения в классе и умелое сочетание учебной деятельности и игры, может помочь в формировании личности младшего школьника, помочь ему найти себя в этом мире, поставить себе цель и уверенно идти к ней.

Самым важным моментом в развитии детей данного возраста является учеба, к которой ребенок должен привыкнуть, и которую ему необходимо полюбить.

Общая характеристика

Многие психологи и педагоги убеждены в том, что младший школьный возраст является вершиной детства, его постепенным завершением, эпилогом.

И действительно, у детей в этот период игры постепенно уступают место учебной деятельности, начинается процесс произвольной регуляции поведения и осмысления того, что происходит вокруг. Ребенок в этом возрасте постепенно утрачивает свою детскую непосредственность, которую заменяет логика, разум и обдуманные действия.

Вместе с тем, дети не отказываются от игры, сохраняют достаточно много того, что было у них в детстве: нотку наивности, мнение о взрослом, как о бесспорном авторитете.

Несмотря на то, что учебная деятельность выходит на первый план, у детей, в школьном возрасте, все же находится, и должно находиться, время для игры со сверстниками и активного отдыха. Игры постепенно уходят на второй план, однако не уходят совсем. Мотивы поведения ребенка в этом возрасте определяются конкретными целями, стремлениями стать лучше, достичь чего-то большего.

Приоритет – учеба

В этом возрасте для ребенка огромное значение имеет учеба в школе. И, соответственно, учитель становится главным авторитетом, нередко более значимым, нежели родители или старшие братья и сестры.

Школа становится для детей вторым домом: местом для обучения, игры, общения и становления, как личности.

В школе ребенок получает не только знания, но и приобретает свой первый самостоятельный социальный статус, постепенно привыкает к тому, что он – ученик.

Общая характеристика младшего возраста сводится к обучению, как основным принципам элементарных наук, так и основным принципам жизни в целом.

С самого начала учебной деятельности у школьников меняется не только распорядок дня, но и общие ценности, интересы, вся жизнь становится совершенно другой.

С самого первого дня в школе положение ребенка в его отношениях с родителями меняются. Он впервые выходит в свободное плавание, за рамки уютного семейного очага.

Там у него появляются права и обязанности, которые просто не могут не перенестись на домашний быт.

Новые права и новые обязанности

Дома у детей в этом возрасте также появляются новые обязанности. Он начинает нести более серьезную ответственность за все, происходящее вокруг. У ребенка появляются новые друзья, знакомые. В этом возрасте огромную роль играют взрослые и учителя, которые выступают в качестве носителей социальных эталонов.

Взрослые начинают видеть в детях более самостоятельных и организованных представителей подрастающего поколения. К ним предъявляются повышенные требования. Ребенку изо дня в день, иногда самостоятельно, чаще – с помощью учителей и родителей, приходится преодолевать все новые и новые трудности, возникающие в процессе обучения в школе.

Общая характеристика младшего возраста включает в себя переход ребенка на новый уровень взаимоотношений с окружающим миром. Ребенок приобретает новые знания, новый опыт и нового себя, порой проверенным методом проб и ошибок. Говоря про социальную сторону, характеризующую развитие детей в возрасте от 6 до 11 лет, можно выделить несколько признаков взросления у ребенка:

  • Учеба становится приоритетной деятельностью. Учебная деятельность в этот период развития ребенка выходит на первое место, и занимает внушительную часть жизни каждого школьника. Под учебой подразумевается не только посещение занятий и проделывание домашней и самостоятельной работы, но и общение со сверстниками, учителями, весь учебный процесс;
  • Переход к логическому мышлению. В отличие от дошкольного, наглядно-образного, логическое мышление представляет собой пример активной мозговой деятельности ребенка. Особенно заметен этот переход к концу младшего школьного возраста;
  • Усердное отношение к учебе. В этом возрасте дети хорошо осознают смысл и значимость обучения. Как и дошкольники, они серьезно и ответственно относятся к заданиям учителей и воспитателей, стараются заслужить похвалу и получить хорошую оценку своей деятельности;
  • Значение мотивации. Мотивация играет определяющую роль в принятии решения о действии или бездействии. Мотивация достичь поставленной цели становится главным стимулом довести начатое дело до конца;
  • Изменение распорядка дня. Уже с самого первого учебного дня каждому школьнику приходится жить в рамках однообразного расписания. Волей-неволей теперь ему нужно (не сразу понятно, ради чего) вставать каждое утро в определенное время, и жить в соответствии с определенным режимом. Одних ребят это мотивирует, другим помогает организоваться. Реже такие рамки создают затруднения в развитии, с которыми лучше бороться на ранних стадиях развития;
  • Личностный рост ребенка. Внутри каждого школьника, с самого первого дня, проведенного за партой, начинает формироваться самостоятельная личность, внутренняя позиция, отражающая отношение к миру и сверстникам;
  • Отношения с окружающими. Школа помогает создать новые социальные связи, завязать новые знакомства, найти друзей на всю жизнь. Ребенок на этом этапе представляет собой отдельную от родителей единицу: он впервые самостоятельно строит отношения с учителями, одноклассниками и другими людьми.

Помимо социальных особенностей развития, общая характеристика включает в себя также и физиологическое развитие. Особенности этого развития у дошкольников, ставших школьниками, стоит рассмотреть отдельно.

Физиологические особенности развития

С точки зрения физиологии этот период можно назвать периодом активного роста и изменений. Дети быстро развиваются, растут и расходуют много энергии. Зачастую физическое развитие значительно опережает психологическое, что может отразиться и на нервной системе ребенка.

В период активного физического развития нервная система может давать сбои. Проявляется это, чаще всего, в быстрой утомляемости детей, чрезмерном беспокойстве, гиперактивности. В этом случае, со стрессом и усталостью помогут справиться несложные и подвижные игры, которые помогут ребенку расслабиться, и не переживать об учебе, отметках и других повседневных проблемах.

Также важно отметить положительные изменения во взаимоотношениях процессов возбуждения.

В этом возрасте все больше и больше себя проявляет процесс торможения, отвечающего за сдерживание желаний, эмоций и за самоконтроль.

Вместе с тем, склонность к постоянной активной деятельности пока что никуда не девается. Это связано, в первую очередь, с отсутствие привычки долго сидеть на одном месте, увлекаясь учебным процессом.

В младшем возрасте у ребенка происходит переформирование личности. К основным изменениям можно отнести три фактора:

  • Переход от непроизвольной к произвольной деятельности. Ребенок после шести лет начинает оценивать ситуацию, продумывая свои действия в соответствии с обстоятельствами. В этом возрасте дети начинают контролировать свои поступки, самостоятельно принимают решение по простым повседневным вопросам;
  • Планирование действий. Школьники постепенно начинают думать наперед, продумывая несколько сценариев развития событий. Учась в школе, ребята любят планировать, мечтать, ставить себе цели и задачи. При правильной мотивации эти задачи становятся вполне осуществимыми, и стимулируют ребенка всесторонне развиваться;
  • Рефлексия. Дети учатся находить баланс между отдыхом и учебой, работой и развлечениями. Благодаря развитию рефлексии, ребенок учится контролировать себя, подготавливаясь к новым испытаниям, которые готовит для него конец младшего школьного возраста, и, в целом, взрослая жизнь.

Психика ребенка развивается, приобретает новые качества и покоряет новые горизонты. Это связано, в первую очередь, с появлениям и реализацией всевозможных требований, предъявляемых школьникам в начальной школе.

Учебная деятельность способствует всестороннему развитию ребенка, готовит его ко взрослой жизни. Как уже было отмечено выше, именно она способствует становлению личности школьника, помогает ему реализовать весь свой потенциал.

Развитие новых навыков: дальнейший потенциал

По мере роста физического, психологического и интеллектуального, во время становления учебной деятельности, у детей вырабатывается ряд полезных привычек и навыков.

В самом начале пути ребенку бывает очень и очень непросто сосредоточиться, однако по мере своего развития и продолжения учебы, ему просто необходимо приучить себя слушаться старших, и делать то, о чем просят учителя.

Как уже было отмечено выше, именно в этом возрасте начинает формироваться так называемая произвольность, особое качество, благодаря которому ребенок учится сознательно отвечать на поставленные вопросы, ставить цели и достигать их.

По мере развития личности школьника, он учится решать все более и более сложные задачи, начинает формировать в себе привычку планировать действия заранее, продумывая внутри себя возможности для личностного роста и развития.

Общая характеристика младшего школьного возраста представляет собой хаотичный и непостоянный набор качеств, целей, задач и проблем, с которыми приходится сталкиваться как ребенку в процессе своего непрерывного развития, так и взрослым, в процессе воспитания и общения с подрастающей личностью, у которой уже есть свои интересы, свои предпочтения и свои трудности.

В этот период очень важно налаживать взаимодействие ребенка как со сверстниками, так и со взрослыми: учителями, родителями, другими родственниками. Ребенку в этом возрасте важно чувствовать себя полноценной частью общества, с которой считаются, и чье мнение учитывают.

Не менее важно помнить и про игры – нельзя перегружать детей в начальной школе, особенно учебой, иначе у них может вовсе пропасть интерес к образованию. Важно умело сочетать отдых и всестороннее развитие.

Источник: http://deti.center/Mladshiy_shkolnyiy_vozrast/mladshij_shkolnyj_vozrast_obschaya_harakteristika.html

Календарь развития ребенка: младший школьный возраст 7–10 лет

Младшие школьники - какие они?

Ваш малыш уже познакомился со своей первой учительницей и одноклассниками, и постепенно осваивает жизнь в новом, «школьном» ритме с уроками и первыми домашними заданиями.

В семь–десять лет ведущей деятельностью становится учебная. От того, насколько успешно ребенок адаптировался к обучению, зависит его последующий успех. Кроме того, происходит резкий скачок в физическом, интеллектуальном и психологическом развитии. Появляются совершенно новые социальные роли, которые были неведомы ребенку раньше.

По традиции Я – Родитель дает десять рекомендаций родителям детей в возрасте от семи до десяти лет.

Физическое развитие ребенка

Ребенок в возрасте семи–десяти лет становится сильным, выносливым и ловким, имеет потребность в регулярной нагрузке. Понимает и принимает правила командных игр и требования тренера, занимаясь спортом. Легко выполняет размашистые движения. Тонкие движения становятся четче ближе к концу младшего школьного возраста.

Интеллектуальное развитие ребенка

В этом возрасте дети уже успешно осваивают школьную программу. В младших классах они учатся обобщению и знакомятся с различными абстрактными понятиями, сравнивая и различая их между собой.

Ближе к концу периода младшего школьного возраста ребенок уже умеет самостоятельно рассуждать, анализировать, делать выводы, становится способен к рефлексии – оценке своего внутреннего состояния.

Он может усилием воли сосредоточиться на выполнении определенной задачи и думать тогда, когда это нужно, а не только тогда, когда ему что-то интересно или просто нравится.

Психологическое развитие ребенка

Ребенок в младшем школьном возрасте осознает свою принадлежность к социуму, и примеряет на себя множество новых ролей: ученик, одноклассник, друг, гражданин. Умеет и любит общаться со взрослыми и сверстниками, учитывая не только свои интересы, но и интересы других людей.

Способен дать оценку действиям и событиям. Нуждается в поддержке и одобрении взрослого: учителя, родителя. Становится более самостоятельным и инициативным.

В этом возрасте начинают выравниваться процессы возбуждения и торможения, и ребенок легче успокаивается, проще реагирует на неудачи.

10 рекомендаций родителям детей младшего школьного возраста

Я – Родитель предлагает вам десять рекомендаций по воспитанию ребенка младшего школьного возраста, которые помогут ему успешно пройти к новый жизненный этап.

1. Обеспечьте регулярную физическую нагрузку и ежедневные прогулки на свежем воздухе

Организм ребенка в возрасте семи–десяти лет испытывает резкий скачок роста. Для гармоничного развития необходимо, чтобы в жизни младшего школьника на регулярной основе присутствовала хорошая физическая нагрузка: активные прогулки, спортивные занятия в секциях или кружок танцев. Минимум полтора–два часа в день ребенку следует проводить на свежем воздухе.

2. Оцените степень готовности ребенка к школьной нагрузке

Проконсультируйтесь с грамотным психологом, который даст оценку готовности малыша к занятиям. Не все дети одного возраста имеют одинаковый уровень психофизического и эмоционального развития.

Кому-то будет скучно в классе от простоты заданий и требований, а кому-то может быть невыносимо сложно.

Зная слабые и сильные «места» своего ребенка, вы сможете лучше помогать ему с выполнением домашних заданий.

3. Обращайте внимание на отношения ребенка и основного педагога

В начальных классах у ребенка продолжается закладка основы будущей личности. И то, какой педагог попадется младшему школьнику, играет большую роль в ее становлении.

Темперамент, внешность, даже темп речи учителя могут не подойти одному ребенку, и, наоборот, будут приводить в восторг другого.

Например, если ваш ребенок замыкается в себе, когда на него повышают голос, то учителя с громким голосом ему, скорее всего, воспринимать будет сложно.

Или же ваш ребенок предпочитает все делать «с чувством, с толком, с расстановкой», а учительница – быстрая и активная: такие два темперамента могут порождать непонимание и трудности с учебой.

Это совсем не значит, что нужно менять класс: родителям подобные ситуации скорее показывают, где нужно дополнительно обучать ребенка общению с разными по темпераменту людьми.

4. Пробуждайте и поощряйте интерес у ребенка к чтению

В младшем школьном возрасте ребенок проявляет интерес к чтению и читает самостоятельно. Многие родители считают, что в этом возрасте ребенок должен все читать сам, но в этом случае не стоит удивляться, что интерес к чтению может пропасть.

Интерес надо поддерживать. Ходите вместе с сыном или дочерью в библиотеки, покупайте вместе книги, обменивайтесь книгами с друзьями. Покупайте ребенку те книги, которые его увлекают.

Младшие школьники имеют наглядно-образное мышление, поэтому важно выбирать книги с хорошими иллюстрациями.

Чтобы привлечь внимание к той или иной литературе, вычитывайте интересные эпизоды с интригующим сюжетом, забавной игрой слов, стихотворениями. Выступайте примером для подражания и читайте дома сами.

Если ваш ребенок с интересом читает описания в каталоге игрушек, комиксы про супергероев или статьи в журнале мод – это знак, свидетельствующий о том, что, скорее всего, в среднем школьном возрасте у вас дома появится вдумчивый книголюб.

5. Поощряйте игровую деятельность ребенка и вовлекайте его в игру

В младшем школьном возрасте игровая деятельность по-прежнему остается жизненно необходимой. В идеале она сопутствует ребенку в школе и дома.

Дети воспринимают информацию наглядно и через действие, они не способны долго удерживать внимание на словах, не подкрепленных визуально или действием. Спектр игр расширяется, наряду с сюжетно-ролевыми дети проявляют интерес к играм с четкими правилами: настольным, командным игровым и командным спортивным.

К тому же, игра помогает сохранить детскую непосредственность, раскованность, которые часто теряются под гнетом новых жизненных обстоятельств и психологических переживаний в возрасте от семи лет.

Дома вы можете обучить ребенка игре в шахматы. Это позволит развить у младшего школьника логику, выработает стратегическое мышление и обучит тактике.

6. Обеспечьте сыну или дочери надежный тыл

В жизни вашего ребенка происходит множество перемен и волнений. А вы – его «главный взрослый». Позаботьтесь о том, чтобы дома его ждал питательный и полезный обед, уют, спокойная атмосфера, душевные разговоры. Будьте заботливы и поддерживайте ребенка во внешних конфликтах, но не решайте их за него.

7. Следите за тем, когда ребенок ложится спать

Избежать утомляемости в школьный период поможет режим дня. Помните о том, что ранний подъем требует раннего отбоя.

Если ребенок учится во вторую смену, продумайте, когда ему удобнее и эффективнее делать уроки. Перенесите дополнительные занятия на первую половину дня, чтобы освободить остаток вечера для отдыха и семейного общения, прогулок и игр.

8. Укрепляйте волевые и нравственные качества ребенка

В младшем школьном возрасте начинает укрепляться сила воли, формируются нравственные черты характера. Воспитание воли и нравственных идеалов должно идти не только со стороны школы, но и со стороны семьи.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был целеустремленным, ответственным, честным, отзывчивым, справедливым, – учите его этому на своем примере.

9. Поощряйте самостоятельность в учебе и дома

В младшем школьном возрасте формируется произвольное внимание. Ребенок, прежде достигавший целей, которые ставят перед ним взрослые, учится ставить цели самостоятельно. Таким образом, сын или дочь учатся учиться.

То же касается и самообслуживания. Ребенок в возрасте семи–десяти лет способен сам проконтролировать, чистил ли он зубы, собрал ли портфель, сделал ли домашнее задание. Также важно, чтобы ребенок имел свои обязанности по дому и выполнял их.

10. Следуйте за интересами ребенка

Поощряйте интересы и выдумки ребенка. Богатая фантазия, интерес к различным областям жизни зачастую не могут найти развития или развиваются в недостаточной степени в чрезмерно теоретизированной современной школе, поэтому родителям так важно поддерживать творческие интересы ребенка и направлять его по верному пути, раскрывая способности и таланты.

Екатерина Коробкова

Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kalendar-razvitiya-rebenka-mladshiy-shkolnyy-vozrast-7-10-let/

Психодоктор
Добавить комментарий