Модель психологических проблем в поведенческой терапии

Содержание
  1. Когнитивно-поведенческая психотерапия: техники, методы, Аарон Бек о психотерапии
  2. Особенности и принципы когнитивно-поведенческой психотерапии
  3. Преимущества методики
  4. Виды терапии
  5. Техники когнитивно-поведенческой психотерапии
  6. Психотерапия Аарона Бека
  7. Что происходит во время сеанса
  8. Техники поведенческой психотерапии
  9. Направленность поведенческой психотерапии
  10. Методы поведенческой терапии
  11. Целесообразность проведения
  12. Методы когнитивной психотерапии
  13. Техники поведенческой терапии
  14. Поведенческая психотерапия – что такое, техники, методы
  15. Что такое поведенческая психотерапия?
  16. Когнитивно-поведенческая психотерапия
  17. Методы поведенческой психотерапии
  18. Техники поведенческой психотерапии
  19. К каким итогам приводит поведенческая психотерапия?
  20. Основные психотерапевтические модели и подходы
  21. Введение
  22. 1. Модели
  23. 2. Подходы
  24. Психодинамический подход
  25. Поведенческий (бихевиоральный) подход
  26. Когнитивный подход

Когнитивно-поведенческая психотерапия: техники, методы, Аарон Бек о психотерапии

Модель психологических проблем в поведенческой терапии

Сегодня коррекция любых психологических проблем проводится при помощи самых разных методик. Одна из самых прогрессивных и действенных – когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ). Давайте разберёмся, как работает эта методика, в чём она заключается и в каких случаях наиболее эффективна.

Когнитивный подход исходит из предположения о том, что все психологические проблемы вызваны мыслями и убеждениями самого человека

Особенности и принципы когнитивно-поведенческой психотерапии

Когнитивно-поведенческая психотерапия – направление, которое берёт начало в середине XX века и сегодня лишь с каждым днем усовершенствуется. Основа КПТ – мнение о том, что человеку свойственно допускать ошибки при прохождении жизненного пути.

Именно поэтому любая информация может стать причиной тех или иных изменений в мыслительной или поведенческой деятельности человека. Ситуация рождает мысли, которые в свою очередь способствуют развитию определённых чувств, а те уже становятся основой поведения том или ином случае.

Затем поведение порождает новую ситуацию и цикл повторяется.

Ярким примером может стать ситуация, в которой человек уверен в своей несостоятельности и бессилии. В каждой сложной ситуации он испытывает эти чувства, нервничает и отчаивается, и, как итог, пытается избежать принятия решения и не может реализовать свои желания.

Часто причиной возникновения неврозов и других подобных проблем становится внутриличностный конфликт. Когнитивно-поведенческая психотерапия помогает определить первоначальный источник сложившейся ситуации, угнетённости и переживаний пациента, а затем и разрешить проблему.

Человеку становится доступным навык изменения своего негативного поведения и стереотипа мышления, что положительно влияет и на эмоциональное состояние, и на физическое.

Внутриличностный конфликт — одна из частых причин возникновения психологических проблем

КПТ  преследует сразу несколько целей:

  • купировать и навсегда избавиться от симптомов нервно-психического расстройства;
  • добиться минимальной вероятности повторного возникновения заболевания;
  • способствовать повышению результативности назначенных лекарственных препаратов;
  • устранить негативные и ошибочные стереотипы мышления и поведения, установки;
  • разрешить проблемы межличностного взаимодействия.

Когнитивно-поведенческая психотерапия эффективна при самых разных расстройствах и психологических проблемах. Но чаще всего она применяется в случае необходимости получения пациентом быстрой помощи и краткосрочного лечения.

Например, применяется КПТ при девиациях пищевого поведения, проблемах с наркотиками и алкоголем, неумением сдерживать и проживать эмоции, депрессиях, повышенной тревожности, различных фобиях и страхах.

Противопоказаниями к применению когнитивно-поведенческой психотерапии могут стать лишь тяжёлые психические отклонения, которые нуждаются в применении медикаментов и других регулирующих действиях, серьёзно угрожают жизни и здоровью пациента, а также его близким людям и окружающим.

Специалисты не могут точно сказать, с какого возраста применяется когнитивно-поведенческая психотерапия, так как в зависимости от ситуации и подобранных врачом методах работы с пациентом этот параметр будет различным. Тем не менее, при необходимости возможны такие сеансы и диагностика и в детском, и в подростковом возрасте.

Использование КПТ при тяжелых психических отклонениях неприемлемо, для этого применяются специальные препараты

Основными принципами когнитивно-поведенческой психотерапии считаются следующие факторы:

  1. Осознание человеком проблемы.
  2. Формирование альтернативного паттерна поступков и действий.
  3. Закрепление новых стереотипов мышления и апробирование их в повседневной жизни.

Важно помнить, что за результат такой терапии ответственны обе стороны: врач и пациент. Именно их слаженная работа позволит достигнуть максимального эффекта и значительно улучшить жизнь человека, вывести его на новый уровень.

Преимущества методики

Основным преимуществом когнитивно-поведенческой психотерапии можно считать видимый результат, отражающийся на всех сферах жизни пациента. Специалист выясняет, какие именно установки и мысли негативно влияют на чувства, эмоции и поведение человека, помогает критически воспринять их и проанализировать, а затем научиться заменять негативные стереотипы на позитивные.

На основе выработанных навыков у пациента создается новое мышление, которое корректирует ответную реакцию на конкретные ситуации и восприятие самим пациентом их, меняет поведение. Когнитивно-поведенческая терапия помогает избавиться от многих проблем, причиняющих дискомфорт и страдания самому человеку и его близким людям.

Например, таким способом можно справиться с алкогольной и наркотической зависимостью, некоторыми фобиями, страхами, расстаться со стеснительностью и нерешительностью. Длительность курса чаще всего не очень длинная – около 3-4 месяцев.

Иногда может потребоваться значительно больше времени, но в каждом конкретном случае этот вопрос решается в индивидуальном порядке.

Когнитивно-поведенческая терапия позволяет справиться с тревогами и страхами человека

Важно лишь помнить, что когнитивно-поведенческая терапия оказывает положительный эффект только в том случае, когда пациент сам решил измениться и готов довериться и работать со специалистом. В других ситуациях, а также в особенно тяжёлых психических заболеваниях, например, при шизофрении, эта методика не применяется.

Виды терапии

Методы когнитивно-повдеенческой психотерапии зависят от конкретной ситуации и проблемы пациента, преследуют определённую цель. Главное для специалиста – докопаться до истоков проблемы пациента, научить человека позитивному мышлению и способам поведения в подобном случае. Наиболее часто применяемыми методиками когнитивно-поведенческой психотерапии можно считать следующие:

  1. Когнитивная психотерапия, при которой человек испытывает неуверенность и страх, воспринимает жизнь как череду неудач. При этом специалист помогает выработать пациенту положительное отношение к себе, поможет принять себя со всеми недостатками, обрести силы и надежду.
  2. Реципрокная ингибиция. Все негативные эмоции и чувства при этом в ходе сеанса заменяются другими более позитивными. Поэтому они перестают так негативно воздействовать на поведение и жизнь человека. Например, страх и гнев замещаются расслаблением.
  3. Рационально-эмотивная психотерапия. При этом человеку специалист помогает осознать тот факт, что все мысли и поступки необходимо согласовать с жизненными реалиями. А неосуществимые мечты – путь к депрессиям и неврозам.
  4. Самоконтроль. При работе с этой методикой реакции и поведение человека в определённых ситуациях закрепляется. Такой способ действует при немотивированных вспышках агрессии и других неадекватных реакциях.
  5. Методика «Стоп-кран» и контроль тревожности. При этом человек сам говорит «Стоп» своим негативным мыслям и поступкам.
  6. Релаксация. Эта методика чаще применяется в комплексе с другими для полного расслабления пациента, создания доверительных отношений со специалистом, более продуктивной работы.
  7. Самоинструкции. Эта методика заключается в создании самим человеком себе ряда заданий и самостоятельного их решения в положительном ключе.
  8. Самонаблюдение. При этом может вестись дневник, который окажет помощь при отслеживании источника проблемы и негативных эмоций.
  9. Исследование и анализ угрожающих последствий. Человек при негативных мыслях меняет их на позитивные, исходя из ожидаемых результатов развития ситуации.
  10. Метод поиска преимуществ и недостатков. Пациент сам или в паре со специалистом анализирует ситуацию и свои эмоции в ней, разбирает все преимущества и недостатки, делает позитивные выводы либо ищет способы решения проблемы.
  11. Парадоксальная интенция. Эта методика разработана австрийским специалистом-психиатром Виктором Франклом и заключается в том, что пациенту предлагается проживать пугающую или проблемную ситуацию раз за разом в своих ощущениях и поступал наоборот. Например, если он боится уснуть, то врач советует и не пытаться это сделать, а как можно больше бодрствовать. При этом человек через некоторое время прекращает испытывать негативные эмоции, связанные со сном.

Стоит увидеть:  Психотерапия алкоголизма

Некоторые из этих видов конгнитивно-поведенческой психотерапии могут проводиться самостоятельно или же выступать в роли «домашнего задания» после сеанса специалиста. А в работе с другими способами без помощи и присутствия врача не обойтись.

Самонаблюдение считается одним из видов когнитивно-поведенческой психотерапии

Техники когнитивно-поведенческой психотерапии

Техники когнитивно-поведенческой психотерапии могут быть разнообразными. Вот наиболее часто применяющиеся из них:

  • ведение дневника, куда пациент будет записывать свои мысли, эмоции и предшествующие им ситуации, а также все волнующее в течение дня;
  • рефрейминг, при котором путём задавания наводящих вопросов врач помогает изменить в положительную сторону стереотипы пациента;
  • примеры из литературы, когда врач рассказывает и приводит конкретные примеры литературных героев и их действия в сложившейся ситуации;
  • эмпирический путь, когда специалист предлагает человеку несколько способов опробовать в жизни те или иные решения и приводит его к позитивному мышлению;
  • смена ролей, когда человеку предлагается встать «по другую сторону баррикад» и почувствовать себя тем, с кем у него сложилась конфликтная ситуация;
  • вызванные эмоции, например, гнев, страх, смех;
  • позитивное воображение и анализ последствий того или иного выбора человека.

Психотерапия Аарона Бека

Аарон Бек – американский психотерапевт, который обследовал и наблюдал людей, страдающих от невротической депрессии, и сделал выводы, что депрессия и различные неврозы развиваются у таких людей:

  • имеющих негативный взгляд на всё происходящее в настоящем, даже если оно способно принести положительные эмоции;
  • имеющих чувство бессилия что-то изменить и безнадёжности, когда при воображении будущего человек рисует только негативные события;
  • страдающих от низкой самооценки и снижения чувства собственного достоинства.

Аарон Бек в своей терапии использовал самые разные методы. Все они были направлены на определение конкретной проблемы как со стороны специалиста, так и со стороны пациента, а затем искалось решение этих проблем без коррекции конкретных качеств человека.

Аарон Бек — выдающийся американский психотерапевт, создатель когнитивной психотерапии

При когнитивно-поведенческой психотерапии Бека расстройств личности и других проблем пациент и врач сотрудничают в экспериментальной проверке негативных суждений и стереотипов больного, а сам сеанс представляет собой серию вопросов и ответов на них. Каждый из вопросов направлен на продвижение пациента выяснить и осознать проблему, найти пути ее решения. Также человек начинает понимать, куда ведут его деструктивное поведение и мысленные посылы, вместе с врачом или самостоятельно собирает необходимую информацию и проверяет её на практике. Одним словом, когнитивно-поведенческая психотерапия по Аарону Беку – это тренировка или структурированное обучение, позволяющее вовремя обнаружить негативные мысли, найти все «за» и «против», изменить шаблон поведения на тот, который даст положительные результаты.

Стоит увидеть:  Суггестивная психотерапия

Что происходит во время сеанса

Огромное значение в результатах терапии имеет выбор подходящего специалиста. У врача должен быть диплом и разрешающие деятельность документы. Затем между двумя сторонами заключается контракт, в котором прописываются все основные моменты, включая подробности прохождения сеансов, их длительность и количество, условия и время встреч.

Сеанс терапии должен проводиться лицензированным специалистом

Также в этом документе прописываются основные цели когнитивно-поведенческой терапии, по возможности желаемый результат.

Сам курс терапии может быть краткосрочным (15 сеансов по часу) или же более продолжительный (более 40 сеансов по часу).

После окончания диагностики и знакомства с пациентом врач составляет индивидуальный план работы с ним и сроки проведения консультативных встреч.

Как видите, основной задачей специалиста в когнитивно-поведенческом направлении психотерапии считается не только наблюдение за пациентом, выяснение истоков проблемы, но и разъяснение своего мнения на сложившуюся ситуацию самому человеку, помощь ему в осознании и построении новых мысленных и поведенческих стереотипов. Для увеличения эффекта от такой психотерапии и закрепления результата врач может давать пациенту специальные упражнения и «домашние задания», использовать различные методики, которые смогут помочь больному в дальнейшем действовать и развиваться в позитивном направлении самостоятельно.

Источник: http://psycholekar.ru/psihoterapiya/vidyi/kognitivno-povedencheskaya-psihoterapiya.html

Техники поведенческой психотерапии

Модель психологических проблем в поведенческой терапии

Поведенческая терапия представляет собой психотерапевтическое направление, целью которого является устранение неадекватного поведения, а также развитие навыков социальной адаптации.

Такое научное понятие, как поведенческая психотерапия, возникло в 20-е годы 20-го века и с тех пор получило достаточно широкое распространение. Рассмотрим основы и принципы представленного направления более детально.

Направленность поведенческой психотерапии

Поведенческая психотерапия является одним из ведущих направлений психотерапии в современном обществе.

Ее особенность заключается в повышенной концентрации на внешнем поведении субъекта, притом что традиционная психотерапия базируется на выявлении внутренних конфликтов, личностных мотиваций, субъективных восприятий.

Существует теория, согласно которой расстройства психического и эмоционального характера возникают и развиваются на фоне нарушений процессов адаптации человека в социуме и окружающей среде, что связано с неправильными поведенческими стереотипами.

Именно решением данной проблемы и занимается поведенческая психотерапия. Направленность течения заключается не в изменении мышления или миропонимания, а в отработке определенных навыков, что достигается при помощи специализированных упражнений и тренингов.

Поведенческая терапия преследует такие цели:

  1. Устранение избыточной тревоги.
  2. Борьба с повышенной и беспричинной раздражительностью.
  3. Устранение чрезмерной чувствительности.
  4. Ликвидация признаков неадекватного поведения в социуме.
  5. Умение разрешения конфликтов.
  6. Обучение навыкам социального взаимодействия.
  7. Преодоление страхов выступления перед обширной аудиторией.
  8. Устранение признаков агрессивного поведения.

Таким образом, поведенческая психотерапия направлена на достижение максимально благоприятных результатов взаимодействия человека с социумом и обретение навыков комфортного общения между людьми.

Методы поведенческой терапии

В первую очередь необходимо разобраться в том, что же является предметом изучения поведенческой психотерапии. Как утверждают специалисты, поведенческая психотерапия подвергает глубокому анализу такие особенности человеческой личности:

  1. Социальные эмоции.
  2. Полученные навыки.
  3. Врожденные и приобретенные инстинкты.
  4. Способность адаптации индивидуума в новых условиях.

Поскольку поведенческая психология направлена на достижение позитивных результатов путем изменения особенностей социального поведения субъектов, то для данного направления психотерапии характерны следующие методики:

  1. Обучение принципиально новым, эффективным формам поведения.
  2. Устранение неблагоприятных форм поведения.
  3. Модификация устаревших, патологических поведенческих привычек.
  4. Обучение эмпирическим знаниям.
  5. Психокоррекция.
  6. Формирование уверенности в собственных действиях.
  7. Развитие решительности.
  8. Формирование чувства ответственности за собственные действия и совершенные поступки.

Успешная поведенческая терапия приводит к изменению пациентом отношения к жизни и окружающим людям, позволяет ему самостоятельно выявлять и корректировать определенные стереотипы поведения, приводящие к неблагоприятным последствиям.

Для достижения поставленных целей могут быть использованы такие практики:

  1. Дыхательные упражнения.
  2. Методы релаксации.
  3. Медитативные практики.
  4. Аутотренинг.
  5. Работа с отрицательными мыслями, вызывающими страхи, тревоги, раздражительность и неадекватные реакции.
  6. Психологические практики, направленные на повышение самооценки.
  7. Формирование позитивных социальных навыков.

Целесообразность проведения

В каких случаях необходима поведенческая психотерапия? Специалисты в области психотерапии утверждают, что в профессиональной помощи нуждаются пациенты, страдающие следующими расстройствами:

  1. Сложности с социальной адаптацией.
  2. Заниженная самооценка.
  3. Отсутствие уверенности в себе.
  4. Повышенная агрессивность.
  5. Отсутствие умения находить выход из конфликтных ситуаций.

Поведенческая психология особенно важна для нормального, полноценного развития детей, имеющих следующие проблемы:

  1. Коммуникативные сложности в общении со сверстниками и взрослыми людьми.
  2. Агрессивность (явная или скрытая форма).
  3. Скрытность.
  4. Замкнутость.
  5. Плохая успеваемость и отставание в развитии.

Поведенческая психотерапия особенно необходима детям, страдающим аутизмом. Для таких малышей занятия с квалифицированными специалистами — это единственная возможность найти свое место в обществе и научиться нормально контактировать со сверстниками, родителями, педагогами и воспитателями.

Однако поведенческая психология целесообразна не только для людей, страдающих определенными нарушениями в психической сфере и специфическими неадекватными проявлениями. К помощи специалистов часто обращаются люди, имеющие следующие сложности:

  1. Неудовлетворенность отношениями с родителями, родственниками и ближним окружением.
  2. Проблемы с адаптацией в трудовом коллективе.
  3. Сложности в отношениях с противоположным полом и неудовлетворенность личной жизнью.
  4. Проблемы в отношениях сексуального характера.
  5. Невозможность найти общий язык со своими детьми.
  6. Сложности в воспитании ребенка.

Квалифицированный специалист, используя методы поведенческой психотерапии, может доступно объяснить своему клиенту, что это такое, обучить его принципиально новому подходу к взаимодействию с окружающими людьми и решить таким образом существующие проблемы, в значительной степени повысив качество его жизни.

Методы когнитивной психотерапии

Поведенческая когнитивная терапия была разработана в 1960 году ученым по имени Аарон Бек. Направленность представленной методики заключается в устранении негативного мышления, приводящего к дисфункциональным действиям и соответствующим проявлениям индивидуума в социуме. Для достижения этих целей специалисты применяют следующие методики:

  1. Выявление деструктивных, неадекватных и негативных мыслей.
  2. Вытеснение нежелательных мыслей мыслеформами позитивной направленности.
  3. Разработка новых позитивных поведенческих шаблонов.
  4. Формирование принципиально новой, конструктивной линии в поведении, поступках, действиях.
  5. Создание позитивных шаблонов поведения при помощи методов визуализации.
  6. Интенсивное задействование на практике новых линий взаимодействия с социумом в целях формирования позитивных поведенческих привычек.

Техники поведенческой терапии

Поведенческая психотерапия основывается на проведении конкретных техник, которые человек может применять на практике самостоятельно.

Рассмотрим наиболее распространенные и эффективные из них более детально:

  1. «Жетонная» терапия представляет собой психологическую методику, согласно которой пациент при совершении положительных действий, направленных на формирование новых поведенческих шаблонов, получает определенное вознаграждение. Этот метод часто применяется в процессе воспитания детей, которые за хорошие поступки получают от родителей конфеты или другие подарки. Взрослый человек может премировать себя самостоятельно, позволив себе покупку желанной вещи, поход в театр и т. д. При этом у человека формируются определенных рефлексы, способствующие изменению линии поведения и формированию новых привычек.
  2. Поведенческая терапия предполагает и активное использование так называемой техники наводнения. Представленная методика заключается в максимальном погружении человека в травмирующую ситуацию путем воздействия на его воображение. При длительной практике чувствительность человека снижается, страхи уходят и формируются новые, благоприятные поведенческие шаблоны, которые автоматически реализуются при стрессовых ситуациях.

Поведенческая психотерапия — крайне важное направление психотерапии, способствующее социальной адаптации людей и их предельно эффективному, комфортному и конструктивному взаимодействию.

Источник: http://nards-info.ru/tehniki-povedencheskoj-psihoterapii/

Поведенческая психотерапия – что такое, техники, методы

Модель психологических проблем в поведенческой терапии

Чтобы выявить, проработать и устранить какую-либо проблему, человеку рекомендуется сначала выяснить причины ее возникновения. Без специальных техник и методов это сделать очень сложно.

Также важна поддержка со стороны терапевта.

Обучение проходит не только специалист, который работает с клиентами, но и пациенты, которые по мере работы с терапевтом должны проходить через все этапы поведенческой психотерапии.

Данное направление в лечении возникло относительно недавно.

Базируется она на главных постулатах бихевиоризма, которые рассматривают поведение как главный источник всех возникающих проблем и способ преодоления трудностей.

Что называется, как человек создал свою проблему, таким же образом он должен ее разрешить, то есть совершить конкретное действие, которое трансформирует его сознание и приведет к личностным изменениям.

Интернет-журнал psytheater.com желает ознакомить читателей с основными постулатами поведенческой психотерапии, чтобы продемонстрировать ее полезность в проработке любых проблем.

Что такое поведенческая психотерапия?

Достаточно юным направлением в лечении многих фобий, поведенческих негативных реакций и проявлений является поведенческая психотерапия. Здесь понимается психотерапевтическая деятельность, которая базируется на изменении или коррекции поведения индивида с целью его исцеления от главной проблемы, с которой он пришел.

Первым шагом на пути решения любой проблемы будет ее четкая формулировка.

Поэтому визит к психологу начинается с изучения или поступившего запроса (жалобы или проблемы, заставившей человека обратиться за помощью), чтобы как можно полнее собрать информацию.

Без тщательного исследования (диагностики) ситуации специалистом дело ограничится лишь предположениями. Двумя наиболее распространенными методами психодиагностики считаются структурированная беседа (интервью) и психологическое тестирование.

В поведенческой психотерапии главными принципами являются:

  • Концепция оперантного и классического обуславливания.
  • Поведенческие теории.
  • Принципы научения.

Если у человека имеются зависимости, фобии или разрушительные модели поведения, тогда применима поведенческая психотерапия. Она базируется не только на словесном обсуждении проблемы, но и на моделировании нового поведения, его практики и наработке.

Упор делается на «мишень» — так называемый триггер, который запускает неправильное поведение человека. Если его выявить, устранить или изменить к нему отношение, тогда можно устранить саму проблему неправильного поведения.

При этом следует отметить, что человеку привычным образом принято делить поступки на хорошие и плохие. Психотерапевт не оценивает ваше поведение. Его главной задачей является помощь клиенту, если он видит и замечает, что его поведение создает проблемы, не помогает ему жить счастливо.

Поступки не могут быть плохими или хорошими сами по себе. Все зависит от того, в какой ситуации они применяются. Поступки могут быть целесообразными или нецелесообразными. Другими словами, человек совершает именно такие действия, которые ему помогают достичь цели в конкретной ситуации. Если же желаемое не достигается, тогда поступки считаются нецелесообразными.

Большая часть людей использует именно те модели поведения, которые были наработаны с годами. Консерватизм и традиции являются именно теми поведенческими реакциями, когда человек не думает, а просто совершает привычные ему поступки.

Здесь часто возникают различные проблемные ситуации, когда человек не может понять, что своими шаблонными действиями сам создал конфликт.

Необходимо менять поступки и быть гибкими в каждой отдельной ситуации, чему и учит поведенческая психотерапия.

Худшее, что можно сделать, — это зациклиться на чем-то: не защитил диссертацию, не сказал «люблю», поступил эгоистически. Важно отпускать прошлое, менять свое мышление, поведение, которое уже не дает желаемого результата. Важно создавать что-то новое, что будет приносить желаемый результат здесь и сейчас.

Старые модели поведения, желания, страхи и люди были полезны человеку когда-то в прошлом. Но сейчас это может не приносить желаемого результата, поэтому нужно избавляться от балласта и нарабатывать новое, что поможет достичь цели, которая важна на сегодняшний день.

Старые модели поведения не приносят желаемого результата в настоящем. А значит, необходимо их сменить. Если вы будете продолжать делать то, что обычно, то, соответственно, будете получать привычный для себя результат.

Невозможно совершать одни и те же действия и получать каждый раз разный результат. Если вы ничего не меняете в факторах, которые участвуют в формировании той или иной ситуации, тогда постоянно получаете один и тот же итог.

Но стоит вам что-то изменить в себе или во внешних факторах, тут же получаете совершенно новый результат.

Старые модели поведения не приносят желаемого результата в настоящем. И самое худшее, что вы можете сделать в такой ситуации – это ничего не менять. Люди часто винят обстоятельства в своих бедах, но ведь они сами разрешили старым обстоятельствам участвовать в формировании ситуации.

Если изменить хотя бы внешние обстоятельства, то изменится сама ситуация. А если изменить еще и свое поведение, образ мышления, убеждения, то можно значительно изменить ход развития событий. Таким образом, хотите изменить свою жизнь, начните с изменения своего характера, поведения или мышления.

И вы заметите, как ваша жизнь становится другой.

перейти наверх

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Мысль предшествует поступкам. Таким образом, А. Т. Бек создал новое направление в психотерапии, которое называется когнитивно-поведенческим. Сначала человек о чем-то думает, после чего его мысли провоцируют действия. Поэтому для выявления причин проблемы, с которой клиент пришел к психотерапевту, необходимо выяснить, какие мысли в голове у него крутятся при этом.

Когнитивно-поведенческая психотерапия активно используется для устранения негативных состояний:

Сначала человек должен понять, какие мысли он обдумывает прежде, чем совершить неприятное действие. Таким образом, когнитивно-поведенческая психотерапия помогает негативно окрашенные мысли, создать новые шаблоны мышления, подкрепить новые убеждения.

При этом используются такие техники:

  1. Обнаружение ненужных и желаемых мыслей. Нахождение причин нежелательных мыслей.
  2. Формирование новых шаблонов.
  3. Визуализация, которая помогает сочетать воедино новые шаблоны с конкретными действиями и эмоциональным благополучием.
  4. Использование новых убеждений и поступков в реальной жизни, чтобы сделать их привычными.

Жизнь можно изменить к лучшему, и все начинается с человека.

Не обстоятельства формируют сценарий жизни, а то отношение, которое человек проявляет к данным обстоятельствам, чем и развивает у себя страхи, тревогу, панику, злость.

Неадекватная оценка предметов, людей, явлений, ситуаций приводит к тому, что у человека вырабатывается определенное отношение к ним. Он начинает совершать поступки в зависимости от своего отношения. При этом:

  • Человек наделяет людей, предметы и пр. несвойственными им качествами, что указывает на неадекватное восприятие происходящего.
  • Человек формирует в себе именно то отношение к происходящему, которое соответствует направленности его мышления. Когнитивно-поведенческая психотерапия нацелена на то, чтобы изменить мышление человека в отношении всего, что с ним происходит.

Абсурдность некоторых мыслей можно отметить, когда человек боится того, чего еще не произошло.

Когда возникает ситуация, которая протекает не по тому страшному сценарию, который рисовал человек у себя в голове, он начинает понимать, как ошибался и бессмысленно страдал.

Таким образом, многие переживания являются абсурдными лишь потому, что человек их надумывает до того, как страшное случится, или долго держит в своей голове, когда уже событие давно осталось в прошлом.

перейти наверх

Методы поведенческой психотерапии

Главной целью поведенческой психотерапии является трансформация поведения клиента. Он должен изменить, поменять или модифицировать свои поступки, чтобы они стали более эффективными. Здесь используются различные методы:

  1. Аверсивная терапия, при которой на человека непосредственно воздействует негативный стимул. Нечасто используется.
  2. Жетонная система, когда клиента награждают «жетонами» за любое эффективное действие. Затем он эти жетоны может обменять на полезные и приятные для себя вещи.
  3. Мысленный «стоп», когда клиент осознанно останавливает ход негативных мыслей, которые вызывают у него неприятные ощущения.
  4. Поэтапное подкрепление и самоподкрепление.
  5. Самоинструкция и самоконтроль.
  6. Обучение на моделях.
  7. Обучение приемам подкрепления.
  8. Тренинг самоутверждения.
  9. Систематическая десенсибилизация.
  10. Условно-рефлекторная терапия.
  11. Целенаправленное и скрытое подкрепление.
  12. Система штрафов.

перейти наверх

Техники поведенческой психотерапии

В поведенческой психотерапии используются различные техники, которые помогают устранить конкретные психологические проблемы:

  • Техника «наводнения», когда человеку создают травмирующую ситуацию, погружают в нее. Он должен в ней пребывать до тех пор, пока функции торможения не начнут включаться, то есть страх сам не начнет исчезать из-за постоянного воздействия пугающего раздражителя на человека. Данный прием используется до 10 раз.
  • Жетонная система, когда человека награждают за правильное поведение.
  • Систематическая десенсибилизация, когда в момент стресса человек занимается тем, что расслабляется.
  • Экспозиция – вхождение пациента в пугающую ситуацию.

перейти наверх

К каким итогам приводит поведенческая психотерапия?

Главными целями поведенческой психотерапии являются воздействие на ход мыслей и установки клиента, чтобы регулировать поведение для улучшения самоощущения. Итоги могут быть достигнуты за считанные сеансы, если клиент полностью подчиняется руководству психотерапевта.

Следует понимать, что именно своими действиями человек формирует свои проблемы. Эти действия базируются на убеждениях, мыслях, страхах, комплексах и прочих психологических факторах.

Зачастую человек пользуется старыми моделями поведения, которые уже на сегодняшний день не дают желаемого эффекта.

Вот почему посредством проработки собственных стереотипов можно изменить и поведение, которое наконец-то будет давать желаемый результат.

Сначала необходимо понять, что управляет человеком, а потом начать самим управлять данным фактором, чтобы совершать выгодные для себя действия.

Источник: http://PsyTheater.com/povedencheskaya-psihoterapiya.html

Основные психотерапевтические модели и подходы

Модель психологических проблем в поведенческой терапии

Введение

1. Модели

2. Подходы

Психодинамический подход

Поведенческий (бихевиоральный) подход

Когнитивный подход

Гуманитарный (экзистенциально-гуманистический) подход

Системный подход

Интегративный подход

3. Классификация психотерапии

4. Механизмы реализации психотерапии

Воздействие на психофизиологическом уровне

Воздействие на нейровегетативно-соматическом уровне

Структура психотерапии

5. Этапы психотерапии

6. Методы психотерапии

Арттерапия

Аутогенная тренировка

Библиотерапия

Взрыва техника

Внушение (суггестия)

Самовнушение

Гештальт-терапия

Гипноз

Дебрифинг (от англ. debrief – отчет о встрече)

Игровая психотерапия

Музыкотерапия

Наводнения техника

Нейролингвистическое программирование (НЛП)

Оперантное обусловливание

Паравербальная психотерапия. (Е. Хеймлих, 1972)

Позитивная психотерапия

Поэтическая терапия

Психоаналитическая терапия

Рационально-эмотивная психотерапия А. Эллиса

Введение

Впервые термин психотерапии введен в конце XIX в. Тьюком (Tuke D. Н.). В опубликованной им в 1872 г. книге “Иллюстрации влияния разума на тело” одна из глав так и названа: “Психотерапия”. Общеупотребительным термин П.

становится только в 90-х гг. XIX в. в связи с развитием техники гипноза. П., рассматриваемая как часть медицины, претендует на оплату расходов по лечению больных через органы здравоохранения и медицинские страховые компании.

Результатом такого понимания П. в современной немецкоязычной литературе стало часто используемое определение, данное Штротцка (Strotzka Н.Н.

, 1982): “Психотерапия – это взаимодействие между одним или несколькими пациентами и одним или несколькими психотерапевтами (прошедшими соответствующее обучение и подготовку) с целью лечения нарушений поведения или болезненных состояний (преимущественно психосоциальной природы) психологическими средствами (в том числе путем коммуникации, как вербальной, так и невербальной), с применением доступных больным приемов, с вполне определенной целью и на основе теории нормального и аномального поведения”. В англоязычной литературе термин П. также имеет медицинское, но еще более узкое значение. Это понятие употребляется для обозначения методов лечения, не использующих приемы психоанализа и отличающихся от психоаналитических способов терапии отказом от попыток исследования глубинных слоев психики больного. Для П. с применением техник и приемов работы с глубинными слоями психики используется термин “психоанализ”.

Однако термин П. не стал чисто медицинским понятием. Психотерапевты, не являющиеся врачами по образованию или роду деятельности, выдвигают иную – философскую и психологическую – модель П., которая основана на первичном значении этого слова – “исцеление душой”.

Основная цель этого подхода не излечение от психических расстройств, а помощь в процессе становления сознания и личности, при которой психотерапевт предстает спутником больного, его другом и наставником.

Условиями, необходимыми для успешной деятельности психотерапевта, являются не столько наличие у него специального (медицинского) образования, позволяющего ставить правильный диагноз и назначать тот или иной метод лечения, сколько безоценочное отношение к пациенту и принятие его таким, каков он есть, сострадание и сочувствие к нему, а также искренность и честность поведения. Следствием такого понимания П. является распространение ее методов в различных областях в педагогике, социальной работе, прикладной психологии и пр.

Нет ни одного определения психотерапии, которое было бы принято всеми психотерапевтическими школами и терапевтами.

Различия в определениях связаны с теоретическими установками, способами интерпретации процесса психотерапии и решаемыми в ходе ее проведения задачами.

В самом общем виде психотерапию можно понимать как психологическое вмешательство, направленное на помощь в разрешении эмоциональных, поведенческих и межличностных проблем и повышение качества жизни.

1. Модели

Выделение психотерапии как самостоятельной области произошло около полутора столетий назад в рамках психиатрии как раздела медицины, опиравшейся на пастеровскую парадигму, которая предполагала патогномоничное единство этиопатогенеза, симптоматики, течения и исхода болезней, специфику лечения и профилактики. Это стимулировало разработку психотерапевтических методов с синдромально/ нозологически ориентированными показаниями и противопоказаниями.

Работы 3. Фрейда и Г. Селье привели к пониманию того, что большинство болезненных проявлений представляют собой неспецифические защитные реакции на патогенный фактор, и стимулировали формирование новой парадигмы психиатрии (Ю.Л. Нуллер, 1992-1995).

В рамках этой парадигмы изменялась и ориентация психотерапии. Сложившиеся модели психотерапии сопоставимы как медицинская и психологическая (см. табл.1).

В настоящее время идет интенсивный процесс выработки целостной (холистической) парадигмы психотерапии, в которой эти модели представляют собой не альтернативу, а полюса психотерапевтического пространства.

2. Подходы

Известно как минимум, около 450 видов психотерапии, больше половины из которых используется в работе с детьми и подростками. Единая систематизация столь широкого и продолжающего расширяться списка практически нереальна, и классификация видов психотерапии значительно варьирует от автора к автору. Но так или иначе большинство видов психотерапии соотносимо с основными подходами.

Психодинамический подход

Берет начало от принципов и методов психоанализа, исходящего из динамического понимания психических явлений “… как проявления борьбы душевных сил, как выражения целенаправленных тенденций, которые работают согласно друг с другом или друг против друга” (3 Фрейд, 1915). Цель психотерапии – понять и разрешить внутренние эмоциональные конфликты, возникшие в наиболее ранних отношениях, определяющие субъективное значение последующего опыта и воспроизводящиеся в последующей жизни.

Терапевтические отношения используются для того, чтобы выявить, объяснить и изменить эти субъективные значения. Отношения “терапевт-пациент” рассматриваются как отражение восходящих к раннему опыту субъективных значений, эмоциональных конфликтов.

В ходе терапевтических отношений пациент бессознательно переносит на терапевта сложившиеся в раннем опыте значения и чувства, которые таким образом становятся доступны осознанию. В свою очередь, терапевт может также неосознанно переносить на пациента свои субъективные значения и чувства.

Осознавание системы переносов и контрпереносов, возникающих сопротивлений и образует основную ткань психодинамического подхода.

Он представлен различными школами: 3. Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга, К. Хорни, Ж. Лакана и др., а в детской психотерапии – школами А. Фрейд, М. Кляйн, Г. Хак-Хельмут и др. В рамках этого подхода можно рассматривать гештальт-терапию Ф. Перлза, трансактный анализ Э. Берна, психодраму Дж. Морено и др. методы.

Поведенческий (бихевиоральный) подход

Суть этого подхода, восходящего к теориям И.П. Павлова и Б. Скиннера, состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения.

Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дизадаптивных ответов на средовые раздражители. Задача психотерапии состоит в их ликвидации или модификации.

Поведенческий терапевт отвечает на 4 вопроса:

1. Какое поведение является мишенью для изменении и что в наблюдаемом поведении подлежит усилению, ослаблению, поддержке?

2. Какие события поддерживали и поддерживают это поведение?

3. Какие изменения в среде и систематические вмешательства могут изменить это поведение?

4. Как может однажды установившееся поведение быть поддержано и/или распространено на новые ситуации за ограниченное время?

Терапевт не стремится проникнуть в истоки конфликта (симптома, проблемы) – он изменяет наблюдающиеся поведенческие стереотипы. Психотерапия начинается с детального анализа поведения.

Цель анализа – получить как можно более подробный сценарий возникновения симптома, описываемый в наблюдаемых и измеряемых понятиях что, когда, где, при каких обстоятельствах, в ответ на что, как часто, как сильно и т.д. Затем вместе с пациентом анализируются запускающие и поддерживающие симптом факторы.

Затем составляется и реализуется в совместной и самостоятельной работе детальный пошаговый план действий. По сравнению с психодинамическим этот подход отчетливо директивен.

Когнитивный подход

Восходит к работам А. Бэка и опирается на представления о решающей роли мышления, познавательных (когнитивных) процессов в происхождении нарушений. Подобно психодинамическому подходу он обращается к неявным, скрытым причинам нарушений и подобно бихевиоральному – к дизадаптивным поведенческим стереотипам.

Но фокус внимания этого подхода сосредоточен не на динамике основных психических сил и переживаний и не на стимул-реактивных цепочках, а на схемах мышления: любой ответ на внешние обстоятельства опосредован внутренней организацией психических процессов, паттернами мышления.

Сбой этих паттернов запускает “негативные познавательные схемы”, что принципиально сравнимо с ошибками программирования и вирусными искажениями компьютерных программ.

Различные школы в рамках этого подхода подчеркивают значение индивидуальных когнитивных стилей, когнитивной сложности, когнитивного баланса, когнитивного диссонанса и т.д.

Цели и задачи психотерапии ориентированы на “перепрограммирование” мышления и когнитивных процессов как механизма возникновения проблем и образования симптомов. Круг методов очень широк – от рациональной психотерапии по П. Дюбуа до рационально-эмотивной психотерапии А.

Эллиса. Подобно поведенческому, когнитивный подход базируется на директивной позиции терапевта.

Источник: http://MirZnanii.com/a/200488/osnovnye-psikhoterapevticheskie-modeli-i-podkhody

Психодоктор
Добавить комментарий