Не проиграл – не выиграл или банальный сценарий жизни

Сценарий жизни. Победитель, Непобедитель, Неудачник

Не проиграл – не выиграл или банальный сценарий жизни

Почему так по-разному складывается человеческая жизнь? Почему к одним судьба благоволит, а других нещадно бьет на протяжении всей жизни? «Не родись красивым, а родись счастливым» — говорят в народе.

А что делать тем, кто не чувствует себя счастливым?Смириться — или все же бороться за себя, за свое счастье? И откуда они вообще берутся, везучие и невезучие, победители и неудачники? Врожденное это свойство или приобретенное? И если приобретенное, то можно ли что-то сделать, чтобы избавить человека от тяжкого ярма неудач?

«Каждый выбирает для себя»: один смиряется — и тонет в жизненной пучине, другой начинает любить свое «ярмо» (свою болезнь, несчастья, обиды) и находить в этом своеобразное горькое удовлетворение, третий снова и снова делает попытки взбунтоваться (ссорится с родителями, разводится с очередной женой, импульсивно пытаясь сломать жизненный стереотип), а четвертый просто распрямляется — «ярмо» само собой спадает с его шеи, и человек начинает жить по-новому.

«Каждый выбирает по себе»: один просит милости у Бога, другой — магических манипуляций у колдуна и экстрасенса, а третий идет к психологу или к психотерапевту, чтобы разобраться наконец в своей жизни и получить ответ на «больной» вопрос: «Почему такое случается именно со мной?»

Судьба, рок, планида, фатум, карма… В разные времена это называлось по-разному. Во все века люди пытались разобраться в своем предназначении, предугадать основные этапы жизненного пути. И приходили к разным выводам: от оптимистического «человек — кузнец своего счастья» до пессимистического «от судьбы не убежишь“.

В аналитической психотерапии есть такое понятие: жизненный сценарий (скрипт). Сценарий — это как бы план, набросок будущей жизни. Сценарий “записывается» в подсознании ребенка в возрасте от трех до восьми лет.

Высказывания родителей об окружающих, о себе, о ребенке, их жизненный пример, личные решения самого маленького человека — все это определяет основное содержание сценария.

Именно в детстве определяется, будет ли впоследствии человек чувствовать себя неудачником или победителем, сможет ли он бороться за себя, доверять людям и заботиться о близких.

Определяется отношение к противоположному полу, основное направление будущей профессиональной деятельности, уровень притязаний. Важно подчеркнуть, что сценарий не наследуется генетически. Каждый человек в принципе способен стать Победителем.

Из поколения в поколение передаются лишь образцы поведения, которые можно изменить.

Однако самому человеку, независимо от уровня его интеллекта и волевых качеств, сделать это зачастую бывает весьма сложно, ибо реализация сценария осуществляется на подсознательном уровне, как бы случайно, и лишь впоследствии человек обнаруживает, что его отношение к работе, к болезням и трудностям, выбор брачного партнера во многом напоминают таковые у его родителей.

Иногда ребенок, не желая принимать родительские образцы поведения, как бы переворачивает семейный сценарий на 180 градусов, становясь полной противоположностью своего отца (матери).

(Например, сын алкоголика принимает решение всю жизнь не брать в рот ни капли спиртного.) Но «перевернуть» сценарий не означает освободиться от него.

При этом человек точно знает, как не надопоступать, но как надо— ему неизвестно, ибо в ближайшем окружении не было соответствующих образцов.

Вместо родительских проблем он получает целый «букет» своих собственных, которые при ближайшем рассмотрении оказываются зеркальным отражением родительских. (Например, недостаток самоконтроля у отца-алкоголика оборачивается чрезмерным самоконтролем, неспособностью расслабиться у его сына-трезвенника.)

Кроме «плохих» существуют и «хорошие» сценарии, но в любом случае сценарная программа, довольно жестко определяя мысли, чувства и поведение человека, препятствует полной самореализации, оставляя многие способности невостребованными, а возможности — неосуществленными. Клиническая психология и психотерапия в широком смысле этого слова помогает человеку осознать свой сценарий, частично изменить или избавиться от него.

Существуют несколько типов жизненного сценария — это:

ПОБЕДИТЕЛИ

Победители достигают поставленной цели в намеченное время. В жизни им многое удается осуществить, и часто окружающим кажется, что удается им это необычайно легко, что «просто везет».

Разумеется, и у Победителей бывают неудачи и трудности, но даже поражения становятся у них фундаментом будущих побед. При этом Победители живут в ладу с собой и окружающими людьми.

Они любят жизнь и умеют наслаждаться ею.

Победители, как правило, открыты для общения, искренни и способны свободно выражать свои чувства.

Большинство из них были желанными детьми и имели любящих родителей, которые не слишком ограничивали их свободу, позволяя развиваться и познавать новое.

В детстве маленькие победители часто слышали: «Ты хороший (умный, красивый)», «я люблю тебя», «У тебя получится». Родители дали им самое драгоценное наследство: разрешение вовремя вырасти и быть счастливыми и успешными.

Победителем можно назвать человека, который решил в своей жизни достичь определенной цели и, в конечном счете, добился своего.

Этот договор, или притязание, может состоять, например, в том, чтобы стать миллионером или чемпионом в спортивном беге на ту или иную дистанцию или стать доктором философии. Если он добился поставленной цели, то он — победитель.

Если же он увяз в долгах, или получил какую-то серьезную физическую травму, или провалил экзамен на первом курсе, то этот человек явный неудачник.

Если же он положил в банк сравнительно небольшую сумму денег, или пробежал дистанцию за весьма скромное время, или ушел в промышленную фирму со званием магистра, то он, по крайней мере, непобедитель. Здесь очень важно то, какие цели человек формулирует для себя сам. И хотя в основе их — Родительское программирование, но окончательное решение принимает его Взрослый.

Заметьте, человек, поставивший своей целью пробежать, например, стометровку за десять секунд, и сделавший это, — победитель, а тот, кто хотел добиться, например, результата — 9,5, а пробежал за 9,6 секунды — этот непобедитель.

С точки зрения краткосрочных программ, победителем мы смогли бы считать того человека, кто мечтал и стал капитаном командыили кто смело назначил свидание «королеве» конкурса красоты.

А непобедитель — это тот человек, который так и не дотянулся до приличного результата в спорте или завел интрижку только с одной из участниц конкурса красоты. А неудачник даже не войдет в спортивную команду и не сумеет договориться о свидании ни с одной из красавиц.

Часто родители Победителей сами являются Победителями.

НЕПОБЕДИТЕЛИ

Основная масса населения относится именно к этой группе. Непобедителям удается сделать часть того, что они запланировали. Например, ребенок, в детстве мечтавший стать новым Дарвином, преподает биологию в школе. (Заметим, если этот самый ребенок с детства хотел стать учителем в школе, он является Победителем; дело здесь не в уровне притязаний, а в соотношении желаемого и реального).

Порой Непобедителю удается осуществить намеченное, но не так быстро, как хотелось бы. Однако Непобедители умеют быстро утешаться. Они далеко не всегда ощущают себя счастливыми, любимыми и успешными, но и в их жизни бывают светлые, радостные минуты. «Ты как все», «У людей и этого нет», «Лучше синица в руке, чем журавль в небе», — повторяли им родители, когда Непобедители были маленькими.

НЕУДАЧНИКИ

В жизни это — вечные аутсайдеры. Даже при самых благоприятных внешних обстоятельствах они зачастую ухитряются проиграть, заболеть, вылететь с работы, спиться и т. д. При этом неудачи воспринимаются ими не как досадная случайность, а как нечто неизбежно-привычное.

«Опять я за старое», «Нет в жизни счастья», — говорят себе Неудачники, напиваясь «с горя». Даже если Неудачник добивается успеха, этот успех не делает его счастливым. «Ты все равно никуда не годишься», — звучит в его голове родительский голос.

Мучительный душевный разлад, тоска, проблемы в отношениях с людьми — частые спутники Неудачников. В детстве их слишком мало любили.

Возможно, родители вообще не хотели заводить ребенка, и от будущего Неудачника пытались избавиться, возможно, ребенка не планировалось иметь именно сейчас или он родился не таким, как ожидалось… возможно, его рождение помешало осуществлению заветных родительских желаний…

Тяжкое бремя нелюбви с самого раннего возраста ложится на плечи Неудачника. Плохо, когда ребенка необоснованно бранят или бьют, но еще хуже, когда его самого и его интересы игнорируют.

«Ты тупица», «Ничего не можешь сделать как следует», «И зачем я тебя родила?» — говорят ему родители, порой, совершенно не задумываясь о последствиях сказанного.

Бывает, что родитель-Неудачник передает сыну или дочери свой собственный сценарий: «Женская доля горька», «Ты будешь таким же несчастным, как твой отец».

Типичный, классический пример неудачника — человек, страдающий от болезней и прочих неприятностей безо всяких на то серьезных причин. Если же серьезная причина имеется, то этот человек ощущает «успех» в качестве мученика. Иногда это бывает лучшим способом победить, проигрывая.

Победитель знает, что ему делать в случае проигрыша, но не говорит об этом. А неудачник не знает, как быть, если придет неудача, но постоянно рассуждает, что он сделает в случае выигрыша. Так что достаточно послушать несколько минут подобный разговор, чтобы понять, кто из собеседников — победитель, кто — неудачник.

Особенно это выявляется в семейном споре и в психотерапевтической группе.

Hаверное, можно считать одним из основных правил такое: в сценарии победителя выигрыш предопределяется заботливым Родителем через антисценарные лозунги.

Hепобедитель получает свой выигрыш от строгого Родителя посредством предписаний.

Hеудачника же приводит на тропу расплаты провокации сумасшедшего Ребенка его родителей, предписания, соблазняющие собственного саморазрушительного «демона“ человека.

Надо сказать, что сценарий не является чем-то застывшим, раз и навсегда определенным. Сценарий — это черновик судьбы, на протяжении жизни он неоднократно уточняется и дополняется.

Основные положения определяются еще в дошкольном возрасте и, как было сказано, наибольшее влияние на него имеют внутрисемейные отношения. В подростковый период сценарий корректируется с учетом отношений человека с близким социальным окружением (школа, друзья, родственники).

Определяется, какими способами будет человек реализовать свои ранние решения, позднее уточняются отношения с противоположным полом, с собственными детьми; в возрасте между 50-ю и 60-ю годами определяется предполагаемая продолжительность жизни, приблизительно в 30-35 и в 55-60 лет подводятся промежуточные итоги. Сценарием предписывается степень реализации личностного потенциала.

Итог жизни определяется не только имеющимся потенциалом личности (способности и возможности человека), но истепенью его реализации (совершенные поступки, достигнутые успехи). Победитель оптимальным образом использует даже скромный потенциал; неудачник ухитряется потерпеть крах даже при очень богатом личностном потенциале.

Именно потому, что сценарий имеет динамично меняющееся содержание, он доступен сознательной корректировке. Изменить свой сценарий может только носитель этого сценария.

Но, как правило, только с помощью врача-психотерапевта или клинического психолога (без их участия сценарий попросту не будет осознан). Психотерапия и психология помогают Неудачнику превратиться в Непобедителя, а Непобедителю стать Победителем.

Поэтому на свете существует не так уж много людей, которые совершенно не нуждаются в психотерапии.

Источник:
Карьерный психотерапевт

Источник: http://www.transactional-analysis.ru/script/261-lifescript

Кто пишет сценарий нашей жизни?

Не проиграл – не выиграл или банальный сценарий жизни
Весь мир — театр.В нем женщины, мужчины — все актеры.У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Если продолжить эту яркую метафору, которая принадлежит Вильяму Шекспиру, то можно добавить: чтобы сыграть любую пьесу или снять фильм нужен сценарий. И тогда сам собой напрашивается вопрос: а есть ли такой сценарий у нашей жизни? Или все, что происходит в ней – сплошные импровизации?

Судя по всему, Шекспир был не только гениальным драматургом, но и интуитивным знатоком человеческих душ. В этих четырех строках изложена суть теории Эрика Берна, американского психотерапевта и отца целого направления в психологии, которое появилось в 60-х годах ХХ века и называется транзактный анализ.

Одно из ключевых понятий этой психологической школы — «жизненный сценарий». Что это такое? Это план жизни, который составляется каждым человеком ещё в раннем детстве, а затем мы как по нотам, но совершенно не осознавая этого, предваряем его в свою жизнь.

Как пишется жизненный сценарий

Наверняка и в художественных фильмах, и в жизни вам доводилось замечать, что иногда человек как бы наступает на одни и те же грабли или хочет сделать как лучше, но делает в итоге не совсем то, что собирался.

И тогда мы слышим примерно такие фразы: «трижды был женат, и каждая изменяла, все они такие», «мужчины, с которыми я встречалась, пили и поднимали на меня руку», «никак не могу найти приличную работу, постоянно возникает конфликт с начальником», «мне всегда завидовали».

Сценарий заставляет нас снова и снова испытывать в трудных ситуациях одно и то же чувство: у кого-то это обида, у других злость или чувство вины. «Пугалки» про «венец безбрачия» (это когда несколько поколений женщин в одном и том же роду испытывают проблему со вступлением в брак) – еще один яркий пример работы негативного сценария. Что же это за злое заклятие и можно ли с ним бороться?

Сценарий — это алгоритм, в соответствии с которым мы выстраиваем свою жизнь и отношения с другими людьми. Такой алгоритм формируется еще в детстве.

На выбор жизненного сценария большое влияние оказывают внешние факторы (шаблоны поведения людей, окружающих нас в детстве, то есть наши мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д., ранние детские впечатления и даже особенности внутриутробного развития).

К четырем годам в общих чертах уже складывается сюжет и жанр нашей жизненной пьесы. К 12 годам сценарий завершен, а в подростковом возрасте мы прилагаем массу усилий, чтобы этот сценарий притерся к реалиям жизни.

Может сложиться впечатление, что все выглядит достаточно фатально и человек играет в процессе создания сценария пассивную роль. Но это не так. Воля ребенка имеет большое значение. Тот или иной выбор человек всегда делает сам.

Даже тогда, когда двое детей воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы жизни. Яркий пример приводит сам Эрик Берн, когда описывает случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку».

Впоследствии один из братьев стал постоянным клиентом психиатрической клиники, а другой стал психиатром. Они оба реализовали программу, невольно заданную матерью, но каждый по-своему.

Как это работает

На формирование сценария влияют родительские запреты и предписания. Каждому из нас в детстве говорили как следует себя вести и чего нам делать нельзя. «Ты  должен стараться», «большие мальчики не плачут», «никогда не смей так говорить», «хватит скакать», «не умничай».

Некоторые послания мы получили невербально (мимика, жесты, интонации), но они тоже имеют большое значение. Например, ребенок подбегает к папе, чтобы показать ему рисунок. А папа в этот момент очень занят и раздраженно говорит «Хорошо, молодец, иди дальше играй».

При этом и его поза, и тон не соответствуют содержанию слов. Ребенок это замечает и может сделать вывод, например, что он чем-то разозлил папу, а значит он — плохой мальчик.

Конечно, одного такого случая недостаточно, чтобы повлиять на дальнейшую жизнь, но некоторые ситуации и фразы родителей повторяются довольно часто, и они способны  повлиять на формирование у ребенка отношения к себе и к другим людям.

По содержанию все сценарии делятся на:

· сценарий победителя,

· сценарий побеждённого

· сценарий не-победителя (его еще называют банальным, такой человек обычно не делает крупных успехов, но и крупных промахов у него тоже не бывает).

Эти сценарные решения четко просматриваются в трех основных сферах: умственная деятельность, физическая сфера (тело), отношения. Редко встречаются люди, которые во всем победители или во всем проигравшие. Обычно бываю комбинированные варианты.

Например, ребенок определил себя в качестве выигрывающего по физической части (он знает, что будет красивым или сильным и здоровым), не-победителя по умственной деятельности (я не дурак, но и не семи пядей во лбу), и проигрывающего в отношениях с другими людьми (я не могу нравиться другим).

Что же дальше?

Потом все мы вырастаем и, по идее, должны стать хозяевами своей жизни. Но на практике зачастую продолжаем неосознанно следовать выборам, сделанным еще в детстве.

Когда мы занимаем в жизни активную позицию, способны увидеть суть проблемы и реагируем на ситуацию «здесь и сейчас» (без постоянных оглядок на прошлое), то это признаки сознательного решение взрослого человека свободного от сценария.

А вот периодически повторяющиеся ситуации, для которых не удается найти эффективного решения и на которые хочется отреагировать фразами типа: «что я могу поделать, это же не от меня зависит», «вот всегда так», «если бы у меня были другие условия» и т.д.

служат признаком того, что человек находится под влиянием своего сценария. Это встречается довольно часто. Человек словно играет одну и ту же роль, из которой никак не может выйти.

Чтобы изменить сценарий, его надо осознать. Осознание сценария даёт возможность изменить его и стать победителем там, где решил быть побеждённым. Для этого разработан специальный метод, он называется сценарный анализ.

Метод помогает человеку взглянуть на свою жизнь со стороны и увидеть предписания и решения, которым он следует. А дальше каждый может решить сам: хочет ли он что-то поменять или нет. Жизнь без сценария обладает гораздо большей спонтанностью и открытостью для нового опыта.

Но не все к этому готовы, кто-то предпочтет стабильность и предсказуемость. Для некоторых людей сценарий (даже не самый счастливый) дает ощущение, что они твердо стоят на ногах.

Автоматическое следование сценарию позволяет им экономить время и силы, поскольку реакции на различные жизненные ситуации уже отработаны и «обкатаны».

Сценарный анализ не решит разом всех проблем, не стоит думать, что наше поведение целиком и полностью обусловлено сценарием.

Но этот метод позволяет стать более осознанным в жизни и найти истоки и решения многих неурядиц.

Человек, который задается вопросом: почему моя судьба складывается именно так, а не иначе, тоже сможет получить при помощи этого метода много интересной, а порой, и очень неожиданной информации.

Источник: http://www.vitamarg.com/konsultacii/article/2711-scenariy-zhizni

Транзактный анализ — восточная версия, обучающий курс

Не проиграл – не выиграл или банальный сценарий жизни

Мы начинаем программу обучения, в которой вы узнаете об одной из самых эффективных теорий современной психологии — транзактном анализе. Анализ давно вышел за пределы психологии и психотерапии, активно используется в педагогике, консультировании, консалтинге, коучинге и медиации.

“Транзактный анализ” — анализ взаимодействий людей друг с другом и человека с самим собой. Стройная, логичная, доступная для широкой аудитории теория. Восточная версия транзактного анализа — это авторский (Макаров В.В., Макарова Г.А.

) вариант классического анализа, адаптированный к нашей культуре и истории, дополненный более чем двадцатилетним опытом работы.

Полный курс рассчитан на 2 года обучения и состоит из 8 тренингов. Каждый тренинг поддерживается накопительным сертификатом, действительным для получения Европейского сертификата психотерапевта, Всемирного сертификата психотерапевта.

Первый модуль “Семейный сценарий. Метод генограммы”

Основные задачи:

  1. Передать понимание сценариев и контр-сценариев семьи и рода в рамках транзактного анализа — восточной версии.
  2. Показать возможности анализа сценариев с использованием фотогенограммы по методу Rodolfo de Bernart (Директор института системной семейной психотерапии и медиации, Флоренция, Италия), для психотерапии, консультирования и медиации.
  3. Дать терапевтический инструментарий Транзактного анализа для работы с семейными сценариями.
  4. Обучить технологиям распознавания трагических сценариев, сценариев героев и героинь в роду, эписценариев (сверхсценариев). Предоставить антитезисы, методы и инструменты для освобождения от их разрушительного влияния.
  5. Рассмотреть психотерапевтическую роль денег в родовых и семейных сценариях.
  6. Обучить технологиям выхода за пределы банальных сценариев. Поиск родовых ресурсов.
  7. Приблизить к пониманию автономии и сценариев персонального будущего.

Знание семейных сценариев повышает нашу безопасность, приводит к большей самореализации и высокой эффективности, способствует тому, чтобы наша жизнь была наполнена до краёв и мы сами определяли свою судьбу!

Участникам семинара для ознакомления с техникой фотогенограммы желательно иметь 30 фотографий семейных, в которых отражены 4 поколения от прадедов. Если нет фото, например, прадедов, то их имена, родовые мифы и истории о них.

и основные понятия

Сценарий — неосознаваемая, длительная, поступательная, выработанная под влиянием родителей в детстве программа, которая направляет поведение индивида в наиболее значительных аспектах его жизни. Создаётся ребёнком (3–5 лет), как способ адаптации к условиям семьи и рода.

Автономия — центральное понятие транзактного анализа и конечная цель терапевтического контракта.

Автономное поведение характеризуется знаниями о себе, мире и других, спонтанным проявлением аутентичных чувств и готовностью вступить в открытые (доверительные) отношения на основе уважения.

Достижение автономии характеризует выход из детского сценария и создание осознанного плана жизни — сценария персонального будущего.

Антитезис — терапевтическое вмешательство, приводящее к временному или постоянному освобождению от требований сценария.

Банальный сценарий — сценарий не проигравших, но и не выигравших в этой жизни людей. В классификации Steiner”s (1974) три класса банальных сценариев: “Без чувств”, “Без любви” и “Без разума”. Люди с банальными сценариями обычно проживают жизнь незамеченными. Их удел — тривиальность повседневной жизни. Это сценарии упущенных возможностей.

Контр-сценарий — временный выход из сценария. Личность начинает проявлять активность, движется в противоположном направлении от сценарной расплаты. Это временное разрешение на передышку.

Сценарные предписания (приказы) — негативные, ограничивающие послания, неосознанно посылаемые родителями из своего фрустрированного состояния. Различают 12 групп родительских приказаний: не будь, не делай, не расти, не будь ребёнком, не будь самим собой, не будь значимым, не принадлежи, не будь близким, не достигай успеха, не думай, не чувствуй, не будь здоровым.

Раннее решение — лояльность ребёнка следовать родовому или семейному приказу/сценарию.

Сценарий не выигравшего — сценарий, который не несёт в себе ни больших побед, ни больших поражений.

Сценарий победителя — сценарий, который завершается успехом при достижении поставленной цели.

Сценарий побеждённого, неудачника — сценарий, расплата за который является болезненной или разрушительной, и/или включающий в себя проигрыш при достижении поставленной цели.

Сценарное послание — вербальное или невербальное послание от родителей, на основе которого ребёнок формирует мнение о себе, других людях и мире в процессе формирования своего сценария.

Терапевтический инструментарий ТА-ВВ, используемый авторами для структурирования материала включает:

  • Жизненный курс с названием сценария.
  • Ранние решения.
  • Мифологических героев рода и семьи. Сказки и детские игры.
  • Экзистенциальные позиции в четырёх сферах жизни.
  • Телесный, соматический компонент: наследственные болезни, причины смертей в роду.
  • Родительские родовые предписания, драйверы и атрибуции.
  • Программа рода.
  • Игры. Рэкеты. Марки.
  • Развлечения.
  • Сценарная расплата (развязка) или награда.
  • Терапевтическая роль: место в симбиозе.
  • Контрсценарий: исторические, внешние причины.
  • Психотерапевтические стратегии работы.

Формула сценария — последовательность процессов, включающая раннее родительское предписание (приказ), программу, подчинение, важное поведение, расплату.

Эписценарий (сверхсценарий) — жёсткое предписание, исходящая от родителей к детям или зависимым людям с целью заставить их выполнять то, что должен родитель выполнить сам.

Учебные пособия

  • Макаров В.В. Психотерапия каждого дня и всей жизни. Пер. Сэ, Профессиональная психотерапевтическая лига, М.: 2001. 191-С.
  • Макаров В.В., Макарова Г.А. Прогулки с Фрейдом. М.: Пер Сэ 2007, 462 С.
  • Макаров В.В., Макарова Г.А. Транзактный анализ — восточная версия. Изд. П, дополненное — М.: Академический проект, 2008.— 399 С.
  • Макаров В.В., Макарова Г.А. Игры, в которые играют в России. Психологические игры новой России Изд. П, дополненное- М.: Академический проект, 2008.— 179 С.
  • Макаров В.В., Макарова Г.А. Новая женщина играющая и выигрывающая Изд. П, дополненное — М.: Академический проект, 2008.— 179 С.
  • Макаров В.В., Макарова Г.А. Сценарии персонального будущего- М.: Академический проект, 2008.— 383С. Второе издание 2013.
  • Макарова Г.А., Макаров В.В Сценарии персонального будущего в жизни и карьере- М.: Академический проект, 2009.— 186С. Второе издание 2013.

Скопировано с сайта «Самопознание .ру»

Источник: https://samopoznanie.ru/trainings/tranzaktnyy_analiz__vostochnaya_versiya_obuchajuschiy_kurs_s/?date=90921

Цели и не-победители

Не проиграл – не выиграл или банальный сценарий жизни

Сон — Работа — Отдых — Сон — Работа… Чего в этой последовательности не хватает?
Вполне нормальный круг обыденной жизни:

Зарабатываю для себя сам, ничего ни у кого не прошу, кормлю нескольких близких мне людей, обеспечиваю свой отдых, 6-10 часов в день отдаю на зарабатывание денег, остальное время мое.
Из консультирования

«Главное — терпение» говорит внутренний голос, «больше работай, чуть потерпи, и у тебя все будет»

-Надо только разобраться с ипотекой, я знаю, что если сейчас пойду на эту должность я за 3-4 года смогу полностью ее выплатить.-Ты это хочешь?-Выплатить ипотеку — “Да”. Дамокловым мечем висит. А должность, однозначно “Нет”, но это выход

Из консультирования

Вроде все окей. У людей есть цели и они готовы вкладываться и достигать их. Чем же они недовольны?

Есть ответ, который не ложиться в современный мэйнстрим “успешной жизни”:
Иметь цель и достигать ее не достаточно.

А что еще?

Цель можно достигнуть, а можно не достигнуть (цели бывают разных калибров). А вот настроения, мысли которые испытываем, достигая цели, составляют большую часть нашей жизни. Часто важно не столько само достижение или не-достижение цели, а как себя чувствует человек в процессе достижения.

Э. Берн описал три вида сценариев жизни людей: есть люди — победители, побежденные и не-победители:

Победитель этот тот, кто достигает цели, определял Э. Берн. Победитель — это тот, кто достигает цели, и в результате преобразует свою жизнь, добавлял Р. Гулдинг.

Победа — это когда цель достигается легко и свободно, с удовольствием. На пути могут быть трудности.

Правда, эти трудности воспринимаются, а впоследствии и вспоминаются как одни из самых значимых этапов жизни: “А помнишь мы тогда по 20 часов в сутки…”

Побежденные. Достигают ли они своей цели? Иногда — да. В любом случае, дело не в достижении цели, а в уровне сопутствующего комфорта. Побежденный даже если достигает номинальной цели не изменяет свою жизнь.

Побежденный бессознательно выстраивает свою жизнь для того чтобы иметь проблемы, переживания, негативные эмоции: стыд, вина, опустошение… Побежденный может поставить себе цель стать очень богатым человеком, и став им, чувствовать себя несчастным.

Не-победители или люди средины. Их цели отличаются, от целей победителей и побежденных. Человек, имеющий сценарий не-победителя, день ото дня терпеливо несет свою ношу, не многое при этом выигрывая и не сильно проигрывая. Такой человек никогда не рискует. Поэтому такой сценарий часто называют банальным.

На работе не-победитель не становится начальником, но его и не увольняют с работы. Такие люди на собеседованиях и говорят «ну, хорошо проект сделали, могли и лучше — но заказчик и так принял»
Цель не-победителя всегда небольшая, иногда она размыта и нечеткая.

Что будет, если мы спросим человека средины, чего он хочет? Мы получим в ответ: выспаться, выплатить ипотеку, поехать в отпуск подальше, купить машину. Это отличные цели, они достижимы, измеримы и конкретны, часто они могут быть ограничены по времени и актуальны, но они остаются целями-средствами.

Их не связывают рискованные и долговременные цели, цели, возможно, выходящие за пределы человеческой жизни, цели способные изменить жизнь.

— Как покупка новой машины изменит твою жизнь— Ну, я буду ездить, куда хочу. Я буду встречать новых людей…— Ты уверен что именно покупка новой машины даст возможность быть там где ты хочешь и встречать новых людей?— Ну.. (пауза)

Из консультирования

Тест целей

Берн предложил способ, с помощью которого можно отличать победителя от побежденного. Для этого надо спросить человека, что он будет делать, если проиграет. Берн считал, что победитель знает что, однако не говорит об этом.

Побежденный не знает, но только и делает, что говорит о победе: “Когда у меня будет первый миллион… Когда моя лошадь придет…”. Он все ставит на одну карту и тем самым проигрывает. Победитель всегда учитывает несколько возможностей и поэтому побеждает.

Если что-то не выходит, он пробует другой путь, пока не достигает успеха.

Не-победители, как правило, достигают своих целей — статистически. Так как занижают планку целей. Их цель это цель-минимум. Но если не-победителя спросить что будет если он не достигнет цели, он пожмет плечами и скажет, что ему жаль, но не очень и хотелось.

Цели и Новый Год

Уже несколько лет использую Новый год как отличный повод поразмышлять над жизнью, подумать к чему стремлюсь. Как правило, на подобные мысли не часто хватает времени. Чаще всего мы думаем об этом в трех состояниях:

  • когда у нас успех (и нам кажется что наша карьера и жизнь идет на взлет),
  • у нас неудача (нам кажется что все плохо и жизнь бессмысленна и т.д.)
  • и в переломные временные даты — Новый год, День Рождения…

Последний, третий, вариант самый осмысленный. Именно в этот момент можно достичь рационального и спокойного взгляда на жизнь. Именно в этот момент можно выделить время для обдумывания нашей жизни.

Источник: https://it-boost.com/tseli-i-ne-pobediteli

Психодоктор
Добавить комментарий