Организационное лидерство: обзор теории черт

Восемь основных теорий лидерства

Организационное лидерство: обзор теории черт

Автор Evgeniy в 14/02/2010. Психологические теории, Психология лидерства

Еще одна статья, переведенная мной. Может понадобится кому то для реферата.

Восемь основных теорий лидерства

Интерес к лидерству увеличился в начале двадцатого века, особенно интересен вопрос, как люди становятся лидерами? Лидерство — ведущая тема в социальной психологии и есть много теорий, которые пытаются объяснить различные аспекты лидерства.

Определенные качества делают людей великими лидерами, или ситуативные факторы играют роль? Рождаются лидерами, или действительно ли лидерство — навык, которому можно научиться?
В ранних теориях лидерства делался акцент на том, какие существуют качества отличия между лидерами и последователями, в то время как более поздние теории смотрели на другие аспекты, такие как ситуативные факторы и уровень интеллекта и знания. Несмотря на большое разнообразие теорий лидерства, большинство может быть отнесено к одной из восьми основных направлений.

1. Теории «великого человека»

Теории «великого человека» предполагают, что способность к лидерству является врожденной — что великими лидерами рождаются, а не становятся.

Эти теории часто изображают великих лидеров как нечто героические и мифические, предназначение которых стать вождями, когда в этом возникнет необходимость.

Термин «великий человек» был использован, потому что, в то время, о лидерстве думали, прежде всего, как о мужском качестве, особенно с точки зрения военного лидерства.

2. Теории «характерных черт»

В некотором роде похожи на теории «великого человека».
Теории черт предполагают, что люди наследуют определенные качества и черты, которые делают их более подходящими для лидерства.

Теории черт часто определяет особенности личности или поведенческие характеристики, общие для руководителей.

Но если специфические черты — главные особенности лидеров, как объяснить тот факт, что некоторые люди, которые обладают этими качествами, не всегда являются лидерами? Этот вопрос — главная трудность в объяснении проблемы лидерства через эту теорию.

3. Теории «обстоятельств»

Эти теории сосредотачивают свое внимание конкретных ситуациях, и контексте в котором они происходят, это позволяет определить, какой стиль руководства лучше всего подходит для каждой конкретной ситуации.

Согласно этой теории, нет универсального стиля поведения для лидера, который бы одинаково хорошо работал во всех ситуациях.

Успех зависит от целого ряда факторов, включая стиль руководителя, особенностей последователей, а также различные аспекты ситуаций.

4. Ситуационные теории

Ситуационная теория рассматривает лидерство как характерную черту ситуации, а не конкретного типа личности. В ее основе лежит привлекательная идея, что различные обстоятельства требуют различных форм лидерства.

5. Бихевиористские теории

Бихевиористские теории лидерства основаны на убеждении, что великими лидерами, не рождаются, а становятся. Уходя своими корнями в бихевиоризм, в этой теории лидерства основное внимание уделяется действиям лидеров, а не их психическим качествам или внутренним состояниям. Согласно этой теории, люди могут учиться и становиться лидерами через обучение и наблюдение.

6. Теории силы и влияния

Эта теория концентрирует основное внимание на сетях власти и влиянии, которые создает лидер. В основе этой теории лежит пред­положение, что все дороги ведут к лидеру, и отрицается значение последователей и силы культуры организации.

7. Трансакционные теории «Теории Управления»

Все более входящая в моду трансакционная теория уделяет основное внимание отношениям между лидерами и последователями. В ней анализируется взаимная выгода от отношений на основе обмена, когда лидер предлагает определенные вещи, такие, как ресурсы или вознаграждение, в обмен на признание последователями его власти.

8. Трансформационные теории

В то время как модели трансакционного лидерства базируются на внешних, неглубинных мотивациях при отношениях обмена, в основе трансформационного лидерства лежит внутренняя мотивация.

Таким образом, здесь акцент делается не на лести и преданности последователей, а на их действительной приверженности идеям лидера.

В связи с этим лидер трансформационного типа является активным и творческим человеком, умеющим думать широко и образно.

лидерство, Психологические теории, Социальная психология

Источник: http://aboutyourself.ru/psyteorii/vosem-teorij-liderstva.html

Урок 1. Теории и стили лидерства

Организационное лидерство: обзор теории черт

Лидерство – это социальный феномен, изучение которого интересовало многих ученых разных исторических эпох, от седой древности до сегодняшнего дня. Актуальность изучения данной проблематики привела к появлению различных подходов и трактовок понимания этого явления.

Наиболее популярные теории лидерства разработаны в рамках политической психологии, которая изучает политическое лидерство. Постепенно политическое лидерство стало предметом детального анализа и в политологии, где многие исследования ученых связаны именно с этой тематикой.

  • Теории лидерства
  • Стили лидерства
  • Проверьте свои знания

Помимо политической психологии, лидерство изучается социальной психологией, психологией управления, в менеджменте, отраслями других общественных наук. Рассмотрим более детально основные теории и стили лидерства, которыми оперирует современная наука.

Теории лидерства

Известный французский политолог Жан Блондель считал, что понятие политического лидерства возникло тогда же, когда возникли первые объединения людей. По его мнению, лидерские качества были базисом для оценок политической власти, как авторами Античности, так и краеугольным камнем всех основных элитарных концепций современности.

Классические теории лидерства. Классической по праву считается личностная теория лидерства. Подход к изучению качеств лидера с точки зрения характеристик его личности прослеживается уже в текстах древних авторов.

Им присуща тенденция к определению портрета идеального правителя как сборного образа предыдущих успешных лидеров.

Ранние работы основывались на том, что лидером может стать лишь тот, кто обладает набором определенных черт (качеств) характера, изучали их на примере предыдущих правителей и давали поведенческие рекомендации.

Древнейшими источниками изучения этой теории могут служить индийская «Артхашастра», учение Конфуция об управлении, древнекитайский трактат «Дао дэ цзин»; особняком стоят труды выдающихся мыслителей Античности, особенно Платона («Государство», «Политик», «Законы») и Аристотеля («Политика»).

В XIX веке теория личности «великого человека» трансформировалась в разработанную Т. Карлайлом теорию лидерских качеств (Trait Leadership Theory), которая, по сути, усовершенствовала и придала завершенный вид личностной теории.

В отличие от убеждений предшественников, которые отмечали, что лидером нужно родиться, авторы новой концепции (Карлайл, Гальтон), изучая качества характера известных личностей прошлого, сосредотачивали внимание также на внешних атрибутах лидерства, таких как образование, опыт, приобретенный в процессе жизни. Подробнее об этой теории читайте тут.

Еще одна классическая теория лидерства выросла из критики теории черт. Теория среды (Contingency Theory) объясняет лидерство не как набор личных характеристик, а как окружающую среду, ситуацию, которая определяет лидера и его действия. Разработанный в конце 1940-х-начале 1950-х гг.

, этот подход разделяли Стогдилл, Манн и др. Из их разработок выросли новые концепции лидерства, был применен поведенческий и ситуационный анализ этого явления. В то же время, теория среды стала началом возникновения интеграционного подхода к изучению лидерства, который объединяет ее и теорию черт.

Последняя, к слову, разрабатывается многими учеными и сегодня.

Основные современные теории лидерства. Современные исследования лидерства опираются на усовершенствованные подходы к определению и изучению лидерства, выработанные за последние 50 лет.

Поведенческая теория лидерства (Behavioral Theory) в отличие от теории качеств более прогрессивная, поскольку утверждает, что лидерские качества можно приобрести в процессе жизни, научится им, ведь они не всегда присущи человеку от рождения.

В результате проведенных в университетах Огайо и Мичигана исследований, ученые пришли к выводу, что в лидерстве преобладают две поведенческие категории – ориентация на задачу и ориентация на людей.

Также этот подход детально изучает стили лидерства, что заставляет многих авторов, специализирующихся на проблемах эффективного менеджмента, обращаться к данной теории.

Подробнее о поведенческом подходе в лидерстве вы можете посмотреть данный видеоролик:

Ситуационная теория лидерства (Situational Theory) была разработана в конце 1960-х гг. Полем Херси и Кеном Бланшаром. Этот подход также широко апеллирует к стилям лидерства, но основанным на ситуациях, в которых проявляются лидерские качества и навыки.

Подробнее об этом подходе можно узнать в этом видео:

Стили лидерства

Дж. Гарднер уверен, что «лидерство – это процесс убеждения последователей с целью достижения проводимых лидером идей».

Стиль лидерства подразумевает ответ на вопросы: как реализовать планы, как мотивировать людей на достижение поставленных целей? В зависимости от методов и средств, сегодня выделяются следующие стили, характерные для лидеров в политической, деловой, религиозной и других сферах:

  • Демократический стиль. Предусматривает совместное принятие решений лидером и членами группы, продвижение интересов всех членов группы. Характеризируется высоким уровнем свободы при выполнении рядовыми членами поставленных заданий, доверием и участием лидера.
  • Авторитарный стиль. Автократический лидер имеет достаточную власть, чтобы принимать решения самостоятельно и навязывать их подчиненным, используя при этом административные методы влияния. В качестве примера авторитарного коммуникативного поведения можно рассматривать регулировщика движения или профессора, который определяет темы рефератов студентов.
  • Либеральный или стиль невмешательства. Лидер задает лишь общее направление работы и не принимает активного участия в процессе принятия решений, его последователи имеют полную автономию в действиях и сами организовывают процесс.
  • Патерналистский стиль. Патерналистский лидер действует как отец, родитель по отношению к своим подчиненным. Проявляемая в таком случае забота о последователях имеет следствием полное доверие идеям лидера с их стороны, желание работать под его началом.
  • Транзакционный стиль лидерства. Наиболее часто применяемый в менеджменте. Лидер такого типа призван мотивировать сотрудников путем разработки системы наград и поощрений с целью поддержания показателей производства.

Дополнительные материалы к данному уроку

Также вы можете прочитать полезные материалы по лидерству в специальном разделе «Лидерство и взаимоотношения» нашего блога. Тему данного урока дополняют статьи:

Просим также обратить внимание, что некоторые тестовые вопросы к данному уроку, а также к экзамену по лидерству составлены на основе материала приведенных выше статей.

Теперь, когда мы имеем общее представление о теориях и стилях лидерства, перейдем к следующему уроку.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант.

После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время.

Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Игра загружается…

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Сергей Крутько← Лидерство2 Качества лидера →

1Коммуникации

Источник: https://4brain.ru/liderstvo/teorii-liderstva.php

Теории лидерства

Организационное лидерство: обзор теории черт

Определение 1

Теория черт, или еще ее называют теорией лидерских качеств – один из первых подходов в попытке изучить и объяснить лидерство. Согласно этой теории лидерами не становятся, ими рождаются.

Исследователи считали, что существует устойчивый набор качеств, который отличает «великих людей». Ученые пытались научиться измерять эти качества для выявления лидеров.

В попытке обобщить сотни проведенных исследований Ральф Стогдилл в 1948 году и Ричард Манн в 1959 году сгруппировали лидерские качества. Строгдилл выделил пять основных:

  • уверенность в себе,
  • знание дела,
  • интеллектуальные способности,
  • преобладание над другими,
  • активность, энергичность.

Манн выделял семь качеств, среди которых ум был определяющим. Обоих ученых постигло разочарование, так как только один набор перечисляемых качеств не делала человека лидером.

Несмотря на это, лидерские качества изучались до середины восьмидесятых годов.

Уоррен Беннис, американский ученый, исследовав группу успешных лидеров из 90 человек, получил интересные результаты, разделив лидерские качества на группы:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • управление значением – умение понятно передавать значение идеи
  • управление вниманием – умение представить цели, сущность результата в привлекательном для последователей свете
  • управление доверием – умение построить такую последовательную и постоянную деятельность, вызвав доверие подчиненных.
  • управление собой – знание своих сильных и слабых сторон, не боясь привлечь ресурсы других людей для усиления своих качеств.

При дальнейшем изучении выделили четыре группы лидерских качеств:

  • физиологические: такие как вес, рост, телосложение, внешний вид, здоровье, энергичность. Нет четкой прямой связи, так как и люди с показателями ниже среднестатистических, могли стать влиятельными фигурами.
  • эмоциональные: такие как независимость, смелость, честность, инициативность, работоспособность. Проявляются через характер человека. Список длинный, на практике не подтвердился.
  • интеллектуальные: по результатам многочисленных исследований уровень интеллектуальных качеств у лидеров выше, но прямой связи нет. Так , например, если у последователей невысокий интеллектуальный уровень, то у лидера с высокими показателями возникнет много сложностей.
  • личностные деловые: это приобретенные навыки для выполнения своих функций. Значимость возрастает в зависимости от уровня организационной иерархии. Не выявлено, насколько они являются определяющими для лидера, так как они специфичны. То есть качества, которые одному человеку помогли стать лидером в банке, возможно, не пригодятся для карьерного роста в театре.

У теории черт есть свои недостатки:

  • перечень лидерских качеств огромен, отсутствует единый образ лидера.
  • из-за отсутствия мер по измерению качеств, не удалось определить четкую связь между лидерством и описанными качествами.

Подход интересен, но на практике не принес никакой пользы.

Концепции харизматического лидерства

Современная концепция, опирается на работы Макса Вебера, представлена следующими авторами:

  • Б. Шамир,
  • В.М Басс,
  • М. Артур,
  • Р.Й Хозе.

Суть теории в том, что идеальный работник является отражением лидера, который может изменять его ценности. Работник верит в лидера, почитает его, руководитель способен вдохновить сотрудника. Мотивирующее воздействие через механизм подражания, наделения лидера харизмой, принятие его ценностей. Влиять на ценности людей могут лишь избранные. Р.Й Хозе, Б.

Шамир видели лидерство не через влияние одного человека на другого, а влияние человека на группу. В основе это лежит ценность для сотрудника, что он относиться к какой-то группе. Лидер повышает эту идентификацию, соотнося ценности индивида с общими ценностями, интересами.

Групповые потребности становятся выше индивидуальных, что усиливает коллективные ценности.

Важным в харизме лидера считается его способность изменять виденье действительности у последователей, что позволяет им внушать новые ценности, при этом отмечая значимость индивидуальных ценностей, связывая их с общими задачами.

Рассчитывать на доверие группы возможно лишь при условии, что лидер знает и уважает ценности, потребности, идентификации ведомых. Харизму может усилить личная увлеченность лидера коллективными целями, его идентификация с группой.

Лидеры через нравственный аспект трудовой деятельности, усиливают мотивацию.

Центральное звено – вера в собственную компетентность, помогает повысить индивидуальную производительность, упорство в преодолении трудностей, базируется на коллективном ожидании высокой производительности от каждого сотрудника.

Первостепенную роль в такой группе играет внутренняя мотивация, а не внешние стимулы. Лидер дает надежу на реальное лучшее будущее. Высокая зарплата в такой ситуации является лишь конечной целью.

Замечание 1

Недостатком такой концепции является яркая зависимость работы группы от лидера, что приводит к сбою в ее деятельности в случае потери лидера. Такая концепция чаще применяется в группах с невысокой спецификацией трудовых функций, без четких стратегий осуществления организационных задач.

Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства

Представляет собой вторую волну в развитии теории черт. Выделяются индивидуальные качества и характерное поведение при достижении целей, которые могут отличаться.

Например мягки и добрый человек, будучи руководителем в армии вырабатывает в себе уверенность, строгость, решительность. Данная концепция вносит в теорию лидерства такие понятия, как задачи, цели, которые связаны с конкретной ситуацией.

Стиль поведения лидера складывается в результате взаимодействия его личных качеств и поставленных задач, зависит от социальных условий. Об этом писали Т.Хилтон, Р.Строгдилл, А.

Голдиер в ситуационной концепции, считая, что лидер – это функция конкретной ситуации, что при других условиях данный лидер может им уже не быть. То есть конкретные обстоятельства отбирают лидера и определяют его поведение.

В такой ситуации лидерские качества относительны, но в целом их отличает уверенность, целеустремленность, компетентность, готовность брать на себя ответственность.

Данная теория имеет недостаток, она не в полной мере отражает активность лидера, его способность принимать решения при изменении условий, считая роль ситуации ведущей в формировании лидерства. Э.

Хартли дополнил ситуационную теорию, раскрыв природу этого феномена:

  • если человек стал лидером в одной ситуации, это увеличивает его возможности стать лидером при других условиях;
  • человек приобретает авторитет, оказавшись лидером при определенных условиях, что способствует его избранию на руководящую роль и закреплению лидерства;
  • человек ставший лидером, вследствие стереотипности мышления, воспринимается как лидер в принципе;
  • лидерами становятся люди, которые имеют соответствующую мотивацию.

Замечание 2

Существует понятие ситуационного эффективного руководства, объясняющее, применение разных стилей руководства в зависимости от ситуации. К лидерству отношение не имеет.

Теория конституентов и интерактивный анализ

Уточнением и развитием ситуационной концепции является теория последователей (конституентов), объясняющая феномен лидера через аналогию, что свита, делает короля. Именно его последователи, по мнению Ф.Стэнфорда, воспринимают ситуацию, лидера, и решают, принимать его или нет.

Роль данной концепции решающая при выборе неформальных лидеров, а так же руководителей в демократических организациях. Лидерство, в свете данной теории, это особые отношения между лидером и группой, поведение лидера, возможно предсказать, изучив его последователей.

Через конституентов происходит воздействие на лидерство господствующей культуры, в первую очередь ценностных ориентации, а так же ожиданий работников.

Рассмотренные теории частично объясняют, почему кто-то становится лидером, но не отражают, почему кто-то стремиться к лидерству, а кто-то нет, и можно ли воздействовать на формирование лидерства.

Психологические теории лидерства

Психологические теории помогают объяснить субъективные механизмы лидерства. Фрейд считал, что подавленное либидо лежит в основе лидерства, которое в результате сублимации проявляется в стремлении к лидерству. Т. Адорно, Э.

Фромм выделили типы личностей, склонных к авторитаризму, стремящихся к власти. По их мнению, такая личность формируется в некомфортных общественных условиях, у человека возникает желание уйти от нестабильности в сферу господства.

Для авторитарной личности власть-это психологическая потребность, способ избавиться от комплексов, навязывая свою волю другим, что является проявлением слабости.

Такие лидеры не принимают демократический стиль, чаще заботятся об увеличении свой власти, чем об интересах дела. За такими лидерами необходим постоянный контроль.

Для многих власть не привлекательна, для кого – то она лишь инструмент, для достижения благ. Инструментальная мотивация лидерства распространена в организациях.

Источник: https://spravochnick.ru/menedzhment/teorii_liderstva/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.