Песочная терапия -Sandtray- для взрослых

Содержание
  1. Индивидуальный психолог: взрослым и детям, песочная терапия и сновидения
  2. Виктор Голубков
  3. (с) Юлиана Пучкова, частные консультации, индивидуальный психолог, Москва, ст. метро Китай-город
  4. SandPlay терапия (игра с песком)«Техника построения мира»
  5. В каких областях используется песочная терапия:
  6. Преимущества песочной терапии sandplay
  7. Приходите в Центр «Умничка». Игры на песке – это просто, привычно, доступно, естественно, приятно и очень полезно!
  8. Oбучающий курс
  9. 1-й блок — введение в Sandplay терапию
  10. 2-й и 3-й блок — углублённое изучение Sandplay
  11. Почему стоит выбрать базовый курс?
  12. Песочная терапия для детей: терапевтические игры с песком по методике Sandplay
  13. Терапевтические игры с песком для детей дошкольного возраста: что надо для игр в юнгианской песочнице?
  14. Занятия по методу Sandplay — какие игры сохранят интерес ребенка к песочной терапии?
  15. Песочная терапия
  16. Песочная арт-терапия
  17. Актуальность песочной терапии для взрослых
  18. Цель песочной терапии
  19. Песочная терапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Советы психолога
  20. История создания песочной терапии
  21. Как работает песочная терапия
  22. Песочная терапия для детей дошкольного возраста
  23. Особенности проведения песочной терапии для детей
  24. Польза песочной терапии для детей
  25. Песочная терапия для детей. Программы занятий
  26. Песочная терапия для детей в Москве

Индивидуальный психолог: взрослым и детям, песочная терапия и сновидения

Песочная терапия -Sandtray- для взрослых

В работе я опираюсь на парадигму аналитической психологии (как теоретической дисциплины) и юнгианского анализа (как практического метода помощи людям).

Название моей специализации — аналитическая психология. Так назвал свой метод понимания психики его автор — Карл Густав Юнг, швейцарский психиатр, последователь и оппонент Зигмунда Фрейда.

Часто названия «аналитическая психология» и «психоанализ» соседствуют в одном контексте, как бы дополняя друг друга и споря друг с другом, когда психолог (исследователь или практик) относит себя к общему полю этих дисциплин. См.

статью «Аналитическая психология» в Википедии, созданную мною на основе различной юнгианской литературы и перевода аналогичной статьи из англоязычной Википедии.

«Юнгианский аналитик» — традиционно так имеют право именовать себя специалисты, имеющие международно признанный статус, членство в Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP).

Есть также статус кандидата IAAP, проходящего курс подготовки к квалификационному экзамену.

Те, кто, как и я, не является членом этой ассоциации (или дочернего ее отделения в своей стране), корректнее называют себя аналитическими психологами, обозначая таким образом лишь специализацию, но не статус.

Вполне корректны различные наименования этой специализации и метода, — встретив их, знайте, что речь идет все о той же аналитической психологии и ее практическом методе — юнгианском анализе:

— юнгианский психоанализ,— юнгианская психотерапия/терапия,— аналитическая психотерапия/терапия,

— аналитически ориентированная психотерапия/терапия.

Также можно встретить название «глубинная психология» — оно чаще обозначает не столько аналитическую психологию, сколько более широкое направление, имеющее дело с бессознательным и включающее в себя и другие направления. Подробнее о примерно принятой сегодня таксономии дисциплин этой сферы — см. краткую статью в Википедии.

Итак, юнгианский анализ и аналитическая психология.
Для меня это метод понимания душевных процессов через то, в каких образах человек организует и выражает свой опыт переживаний. Образы выражают то, что еще не может быть рационально сформулировано, но что уже движет человеком.

За этими образами (их можно заметить в сновидениях, речи, рисунках, песочных композициях, поведении, телесных проявлениях, отношениях) можно распознать обобщенные единицы смысла (архетипы), которые укажут, куда и зачем вы двигаетесь, что вами руководит, чего вам не хватает и где лежит ключ к решению психологической проблемы, — будь то сложные личные отношения, неудачный брак, депрессия, тяжелые сны, безответная любовь, напряженные отношения с мужем или женой, детьми или родителями, плохое самочувствие без медицинских на то причин и даже денежные затруднения или проблемы в карьере.
Процесс работы с психологом — это разворачивание картины того, что происходит в вашей душе, и распознавание образов-ориентиров, дающих подсказку о том, на что нужно обратить внимание.

Вот как об этом методе говорят юнгианские аналитики:

«Аналитическая психология — направление психологической теории и практики, основанное Карлом Густавом Юнгом. Юнг создал сложный и необычайно красивый подход, описывающий широкий круг психических явлений – кризисы, симптомы, сновидения, мифы, символы, трансцендентный опыт.

В свете юнговских идей они наполняются многомерностью, глубиной и осмысленностью. То, что на первый взгляд кажется патологичным, неправильным, может быть увиденным как дар и важное послание бессознательного, помогающее понять себя.

Благодаря работам Юнга в психологии появилось место для понимания религии, алхимии, парапсихологии и других феноменов.
Психическое пространство, с точки зрения Юнга, шире индивидуальной психики, коллективное бессознательное объединяет человечество в целом и влияет на личность каждого.

Благодаря личному исследованию бессознательного Юнг описал для нас основные ориентиры во взаимодействии с внутренней реальностью». (Е.А. Пуртова, из текста о Московской ассоциации аналитической психологии, МААП)

Фото — Виктор Голубков

Виктор Голубков

«Фрейда больше всего интересовали невротики, а не психотики. Невротик представляет собой человека, который все еще функционирует в обществе и осознанно ориентируется в жизни, но чьи отношения с собственным подсознанием неадекватны. У психотика же, напротив, эти отношения окончательно нарушены.

Работая с психотиками, Юнг стал настоящим специалистом в области архетипологии бессознательной образности.
Он стал читать книги по компаративной теории мифа — Фробениуса, Бастиана, Фрезера.

Вскоре он понял, что образы, которые его пациенты извлекали из глубочайших тайников души, в точности соответствуют тому, о чем пишут господа сравнительные мифологи в своих студиях по истории религий. Бредовые фантазии его пациентов обнаруживали поразительные параллели с основными темами и сюжетами мифов.

Далее Юнг обнаружил, что эти параллели проявляются не только у психотиков, но также и у невротиков, и у сравнительно уравновешенных индивидуумов. Это открытие потрясло его до глубины души и заставило со всем рвением погрузиться в изучение мифологии.

«Символы трансформации», в которых идет речь о связи между снами и мифологическими видениями, стали именно той книгой, после которой Фрейд отказался работать с Юнгом. Этот труд со всей очевидностью прояснил, что Юнг больше не верил в секс как альфу и омегу подсознательной символической системы, а также в регрессивный психоанализ как единственно возможную форму терапии». (Джозеф Кэмпбелл, из книги «Пути к блаженству. Мифология и трансформация личности»).

«Проявление интереса к собственным сновидениям – это способ отражения самого себя, способ саморефлексии.

При этом не самосознание отражается само в себе: оно скорее обращает внимание на объективную актуальность сновидения… Оно отражает не эго, но Самость; оно отражает иную личность, чуждую тому эго, которое мы всегда считали своим, ствол, из которого выросло это эго». (К.Г. Юнг, Civilization in Transition, цит. в статье П.Кюглера «Субъект» сновидений»).

Фото — Виктор Голубков

(с) Юлиана Пучкова, частные консультации, индивидуальный психолог, Москва, ст. метро Китай-город

Источник: http://juliana-puchkova.ru/%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F-sandplay

SandPlay терапия (игра с песком)«Техника построения мира»

Песочная терапия -Sandtray- для взрослых

Возраст участников: от 2 лет, а также взрослые.
Занятия индивидуальные и групповые: от 3 человек
Продолжительность занятия: 55 минут
Периодичность проведения занятий: 1 раз в неделю

SANDPLAY” (игра с песком) для детей и взрослых – направление психотерапии, нацеленное на ускоренное саморазвитие. Дора Калф, основатель Международного общества терапевтов (1985 г.

), использующих в работе игру с песком, описывает, как Sandplay становится окном в глубинные и невыраженные потребности, которые отвечают за ментальную нестабильность или болезнь-здоровье.

Психолог предлагает участнику поднос с песком, воду и множество различных объектов и материалов для строительства песочного мира (например: домики, деревья, фигурки животных, кукол).

На песке можно создавать причудливые картины, ландшафты, бесконечно изменять и перестраивать их согласно своему желанию.Программа направлена на развитие гармоничных взаимоотношений в семье, на развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы ребенка, на раскрытие ресурсов взрослого и решение его конфликтов.

Что дает песочная терапия?

  • Развивает тактильную чувствительность, внимание, память, мышление, речь и моторику.
  • Обучает навыкам общения и сюжетно-ролевой игры.
  • «Заземляет» негативную энергию, снимает напряжение, тревогу, способствует релаксации.
  • Участник получает опыт в игре, который он потом переносит в свою реальную жизнь.
  • Усиливается желание как ребенка, так и взрослого, узнавать что-то новое.
  • Совершенствует развитие в игре творчества и коммуникативных навыков.

В каких областях используется песочная терапия:

– Ускорение саморазвития – песочная терапия дает возможность безопасно выразить и во многом погасить негативные переживания, нарушающие нервно-психическую устойчивость и здоровье человека.

– Выражение страхов и гнева – Юнгианская психология имеет репутацию одной из самых сложных, и песочная терапия открывает практичное и вполне приземленное ее применение.

Психолог не интерпретирует занятие, а «держит пространство» для проявления этих чуств. Работая с родителями, терапевты могут помочь семье проработать семейные модели поведения, которые создают конфликты у детей.

Для взрослых песочная терапия также облегчает признание скрытого гнева и фрустрации.

– Построение доверия – песочная терапия эффективно вырабатывает доверие между участниками занятия и психологом, отражая, например, архетипическую связь матери и ребенка.

– Содействие социальному продвижению – помимо достоинств персональной психотерапии, песочная терапия помогает в социальном продвижении и построении умения взаимодействовать в группе.

Так как базис песочной терапии это — креативность и воображение, то такая деятельность, как игра с песком позволяет взрослым и детям обойти разнообразные барьеры, даже языковые.

Занятия под руководством психолога дают ответы на многие вопросы взрослых и детей, касающиеся их внутреннего эмоционального мира.

Преимущества песочной терапии sandplay

Песочная терапия (sandplay) – это терапия игрой, увлекательный, творческий и, в то же время, исцеляющий процесс.Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку.

Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами), но это возможно сделать через песочную картину.Песочница — прекрасный посредник для установления контакта с ребенком.

И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно.Взрослые вначале смотрят на стоящий в кабинете ящик с песком с оттенком скепсиса. Однако, сама техника работы очень похожа на работу в системных семейных расстановках.

Часто участник не знает, почему он выбирает тот или иной символ. Ключевое значение приобретает видение и понимание психологом символического контекста работы участника.

Возможность соприкоснуться со своим внутренним миром и сделать его не только видимым, но и осязаемым, оказалась для многих взрослых людей настоящим сокровищем. По определению Юнга, в этом творчестве реализуется процесс соединения сознательных и бессознательных содержаний психики.

Приходите в Центр «Умничка».
Игры на песке – это просто, привычно, доступно, естественно, приятно и очень полезно!

Источник: http://www.center-umnichka.ru/html/sandplay.html

Oбучающий курс

Песочная терапия -Sandtray- для взрослых

В настоящее время психологи всё чаще используют в своей работе песочницу. Песочная терапия представляет собой необычную, но эффективную технику для работы с детьми и взрослыми.

Песочная терапия — это средство снятия внутреннего напряжения, возможность познать свой внутренний мир, и отрегулировать способы общения с миром путём выражения их через символы. Работа с песком позволяет выразить то, что трудно объяснить словами.

В песочной терапии благотворное действие на психику отказывает как процесс создания песочной картины в свободном и защищённом пространстве, так и сама картина, как результат этого процесса.

На первый взгляд техника песочной терапии кажется лёгкой и несерьёзной — Sandplay ведь это “игра с песком”. Однако в её основе лежит серьёзная и глубинная работа клиента, основанная на способности психики к самоисцелению, восстановлении своей целостности и основной потребности человека в личностном развитии и росте.

Песочная терапия даёт возможность увидеть глазами внутреннее содержание психики и позволяет прикоснуться к глубинному, подлинному “Я”, собрать свой уникальный образ, картину мира, что, несомненно, повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Базовый курс песочной терапии предназначен для специалистов-психологов, педагогов, социальных работников, интересующихся возможностями работы с песком и желающие найти свой метод работы или расширить имеющиеся.

Целью курса является освоение базовых теоретических знаний в области юнгианской песочной терапии Sandplay, ознакомление с организацией и процессом работы песочной терапии, приобретение личного опыта работы с песочницей.

программы Sandplay:

  1. История создания и развития песочной терапии. Особенности юнгианской песочной терапии и других модификаций метода. Особенности работы с детьми и взрослыми.
  2. Организация рабочего пространства: кабинет, материалы и оборудование для песочной терапии.
  3. Теоретическая основа метода. Сознание и бессознательное, архетипы, символы, развитие личности в юнгианской парадигме.
  4. Особенности психотерапевтического процесса. Знакомство клиента с кабинетом, правила использования песочницы, инструкция клиенту. Роль психолога, перенос и контрперенос, особенности сеттинга, ведение протоколов.
  5. Схема анализа песочных картин. Топография песочных картин, архетипы в песочнице.
  6. Стадии, которые проходит клиент в песочной терапии. Теория развития сознания Э. Ноймана.
  7. Противоположности (полярности) в юнгианской психологической теории в жизни и в песочной терапии, трансцендентная функция психики.
  8. Работа с Тенью в песочной терапии, проекции Тени, ресурсы интеграции Тени.
  9. Символический язык песочницы, мифов, сказок и сновидений.
  10. Личный опыт: индивидуальная и групповая работа. Построение песочных картин, практикум интерпретации песочных картин.

1-й блок — введение в Sandplay терапию

  • Основные понятия аналитической психологии;
  • Особенности терапевтического процесса песочной терапии;
  • Основные подходы к анализу песочной картины.

2-й и 3-й блок — углублённое изучение Sandplay

  • Работа с архетипами матери, ребёнка, персоны, тени, героя, пути, самости;
  • Изучение и проживание стадий развития Эго по Э. Нойману;
  • Личный опыт и практика в интерпретации песочных композиций.

Почему стоит выбрать базовый курс?

Этот формат будет интересен как начинающим работать, так и опытным специалистам. Если вы только начинаете свою практику как психолог-консультант, то выбор специализации довольно сложен и совсем не быстр. Основное психологическое образование не даёт практических навыков работы это скорее мировоззрение.

И для того чтобы выработать свой стиль многим необходимо ознакомиться с различными теориями, но также и попробовать различные техники работы. Даже приверженность единственной теоретической парадигме не гарантирует удовлетворённость в применении её на практике.

Обучение же по полной программе, которое во многих направлениях консультирования и психотерапии занимает годы, долго и весьма затратно.

Поэтому возможность познакомиться с одним из направлений всего за три уикэнда помогает составить представление о методе, его особенностях и понять, насколько он близок и принимается вами, и оценить свою готовность развиваться далее в его освоении.

В то же время три уикэнда — это 48 часов, за которые можно получить в сжатой форме, пропущенной через свой опыт обучения и практики, основные теоретические постулаты, получить свой личный клиентский опыт работы с песком и опыт терапевта, оценить свою теоретическую и практическую подготовленностью к применению этой техники.

Одной из главных задач при подготовке этого курса для меня было: донести глубину техники Sandplay, из которой следует большая ответственность психолога его применяющего, и в тоже время дать ключевые опоры в виде конкретных знаний и действий, которые позволят начать работать с Sandplay.

Курс интенсивный и насыщенный, и возможно он станет началом вашего долгого пути в мир юнгиантсва и Sandplay!

Скопировано с сайта «Самопознание .ру»

Источник: https://samopoznanie.ru/trainings/bazovyy_kurs_jungianskoy_pesochnoy_terapii/?date=441412

Песочная терапия для детей: терапевтические игры с песком по методике Sandplay

Песочная терапия -Sandtray- для взрослых

/ Развиваемся и учим / Песочная терапия для детей: терапевтические игры с песком по методике Sandplay

В начале 20 века швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг впервые обратил внимание на терапевтический эффект от игры с песком при психических расстройствах детей и взрослых. Он стал применять этот метод для психокоррекции своих пациентов и в дальнейшем описал его. Метод этот приобрел название юнгианского. Он нашел широкое применение в практической психологии.

Несомненный терапевтический эффект юнгианского метода позволяет добиваться серьезных результатов в лечении психосоматических расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, игра с песком является великолепным подспорьем в развитии навыков и умений детей дошкольного возраста. Эта методика получила название Sandplay.

Терапевтические игры с песком для детей дошкольного возраста: что надо для игр в юнгианской песочнице?

  • В Сандплей используется деревянный ящик, окрашенный изнутри и снаружи голубой или синей краской. Ящик должен быть водонепроницаемым потому, что в процессе игр песок приходиться мочить. Габариты ящика для 1-3 детей должны быть — 50х70х8 см. Такие габариты выбраны не случайно, это оптимальное поле зрительного восприятия ребенка, он способен охватить его целиком. Голубой или синий цвет  — это символы неба и воды, кроме того эти цвета действуют успокаивающе на психику ребенка. Ящик может быть и из других материалов, но предпочтение следует отдать именно дереву.
  • На 2/3 объема ящик засыпается песком. Песок должен быть чистым, просеянным, можно использовать речной или морской песок, главное, чтобы он не был не слишком мелким и не слишком крупным. Он должен быть сыпучим и приятным на ощупь.
  • Для игр в песочнице нужна коллекция миниатюрных игрушек. Размер игрушек не должен превышать 8 см.

Игрушки для песочной терапии:

  1. Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами.
  2. Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза», можно самим слепить фигурки из пластилина или сделать поделки из соленого теста. Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные
  3. Предметы домашнего обихода: детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов.
  4. Сказочные персонажи добрые и злые.
  5. Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои.
  6. Украшения, сувениры.
  7. Природные элементы: ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.

Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.

Занятия по методу Sandplay — какие игры сохранят интерес ребенка к песочной терапии?

Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение. Первое ощущение ребенка в мире — это тактильное ощущение. И подсознательно люди привыкли ему доверять.

Именно это доверие к тактильно-кинестетическим ощущениям и делает терапевтические игры с песком столь результативными. Поэтому и начинать игротерапию нужно с тактильного знакомства с песком.

Есть ряд методик, как грамотно и правильно выстроить эти занятия.

Знакомство с песком по методу Sandplay — игры для маленьких детей

Предложите детям проделать следующие действия с песком:

  1. Поскользить ладонями по песку зигзагообразно, круговыми движениями, как ашинки, как санки, как змейки.
  2. Сделать те же движения ребрами ладоней и обсудить с ребенком разницу в оттисках, постараться дать ребенку возможность самому объяснить, в чем разница. Старайтесь не поправлять ребенка, не навязывать ему своего мнения, а,  напротив, всячески поощрять и хвалить его.
  3.  Набрать песок в ладошки и высыпать его тонкой струйкой, проговаривать ощущения, испытываемые при этом. Сделать это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.
  4. Закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой форме. Задается вопрос «куда подевались наши ручки?», а затем радость от того, что ручки найдены.
  5. Раскрытую ладошку положить на песок и закрыть глаза. Затем взрослый насыпает песок на пальчик, а малыш должен угадать, на какой палец насыпан песок, и пошевелить им, как бы здороваясь с песком.

Источник: http://baragozik.ru/razvivaemsya-i-uchim/pesochnaya-terapiya-dlya-detej-terapevticheskie-igry-v-pesok-po-metodike-sandplay.html

Песочная терапия

Песочная терапия -Sandtray- для взрослых

Не смотря на то, что по всему миру метод sandplay, или песочная игра, обретает все большую популярность, русскоговорящим людям это по-прежнему кажется диковинкой.

Песочная терапия для взрослых и детей – это необычайная техника процесса аналитики, в ходе которого вам предстоит построить свой мирок из песка и незамысловатых фигурок. Специалисты утверждают, что данная методика очень перспективна и имеет большое будущее.

Сегодня юнгианская песочная терапия постепенно завоевывает все больше и больше сторонников.

Песочная арт-терапия

Особенностью песочной терапии является то, что человек может выразить все, что спонтанно пришло ему в голову.

Дана полная свобода действий: можно делать горы или равнину, смешивать песок с водой, создавать озера или болота, а также дополнять свои картины фигурками людей, животных, зданий и т.д.

Методика песочной терапии предполагает общение между клиентом и психологом по ходу создания творения, и именно во время этого общения проходит незаметная коррекция проблем клиента – сначала на песочной картине, а постепенно и в психике человека.

Сам факт того, что предстоит покопаться в песке, как правило, радует людей. Они приятен на ощупь, ассоциируется с отдыхом, а главное, используя воду, из него можно создать практически все, что угодно.

Из него можно создавать и ландшафт, и различные реалии обычной жизни, вплоть до трехмерных фигурок.

Представьте – вам дают пустую вселенную, и вы обустраиваете ее так, как вам хочется! В ходе этого покажутся все проблемы, от которых человек хотел бы скрыться или убежать, а решить то, что открыто и имеет форму, проще, чем то, что ее не имеет.

В ходе терапии человеку на целый час предоставляют поднос с песком, самые разные фигурки, воду и полную свободу творчества и самовыражения. Иногда человек не знает, с чего начать, но потом, втягиваясь в процесс, его мир обрастает все большим и большим количеством деталей, и вместе с ними психотерапевт может выявить и проблемы, решением которых и предстоит заниматься в ходе терапии.

Актуальность песочной терапии для взрослых

Песочная терапия может применяться в самых разных случаях, поскольку она, как и другие виды арт-терапии, позволяет решить внутренние проблемы через внешние каналы. Специалисты рекомендуют ее взрослым в следующих случаях:

  • разного рода возрастные, ценностные и смысловые кризисы, а также периоды кризиса в отношениях с близкими;
  • практически любые проблемы в семейных отношениях или отношениях с любимым человеком;
  • различные психосоматические заболевания;
  • развод, расставание;
  • потеря близких людей, смерть родных;
  • повышенная тревожность, и любые страхи;
  • неврозы разного генезиса;
  • социальные конфликты;
  • внутриличностные конфликты.

Как правило, требуется курс от 7 до 15 сеансов, в ходе которых медленно, но верно удается решить самые разные проблемы и конфликты. Чем сложнее случай, тем больше сеансов понадобится.

Цель песочной терапии

Самые серьезные проблемы бывают подчас сложно осознаваемы, а вот песочная терапия позволяет им обрести внешнюю форму.

Занимаясь творчеством, любой человек бессознательно проявляет свои внутренние проблемы, а любая проблема, после того, как получает такой «выход», становится гораздо более простой и главное – теперь ее можно решить.

Не каждому дано в сложной ситуации суметь выразить все свои эмоции, выплеснуть их, и арт-терапия в таких случаях дает прекрасные результаты.

Целью песочной терапии является свободное выражение собственных эмоций. Лепка из песка напоминают игру, а в игре гораздо проще проявить себя.

Практически любой человек является социальным существом. Именно поэтому каждый из нас склонен присоединяться к той или иной группе, разделяющей различные интересы. Так, например, большую популярность сегодня имеют социальные движения. Как они возникают и какую функцию несут – мы расскажем далее. Стадии развития коллектива Любой коллектив подобен живому организму. Но в отличие от живых существ он растет и развивается по своим особенным законам. Чтобы лучше понимать на какой стадии находятся отношения в группе мы решили разобраться как именно происходит это развитие.
Между умом и начитанностью обычно лежит огромная пропасть. Ведь можно закончить престижный вуз, но иметь при этом узкий кругозор. Как его расширить и стать более интеллектуальным человеком? Об этом мы расскажем далее. Социальный статус личности Мы часто слышим, что отношение окружающих к человеку во многом зависит от того, какой социальный статус он занимает. Но что входит в это понятие и почему оно настолько сильно способно сформировать чужое мнение? Давайте попробуем разобраться.

Источник: https://womanadvice.ru/pesochnaya-terapiya

Песочная терапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Советы психолога

Песочная терапия -Sandtray- для взрослых

  • /
  • /
  • /
  • /

Наверняка каждый взрослый в детстве любил играть с песком — строил замки или целые города, прокапывал реки и тоннели, увлеченно искал или же наоборот прятал под песком клады. И совершенно не задумывался о том, что таким образом он выражал свои чувства и отношение к внешнему миру, искал выход из сложных ситуаций и, более того, с большой вероятностью находил их.

Помимо творческого процесса и прекрасной работы воображения, игры с песком позволяют создать мост от бессознательного к сознательному, от внутреннего мира к внешнему, от духовного к физическому.

Песочная терапия (SandplayTherapy) помогает высказать то, на что не хватает слов. При помощи песка, воды и фигурок внутренний образ, часто скрытый в подсознании, становится зримым во внешнем творении.

История создания песочной терапии

В 20-х годах XX века английский педиатр Маргарет Ловенфельд впервые описала игру с песком как методику консультирования. Она использовала терапию в работе с психологически неблагополучными детьми. На заполненном песком подносе дети создавали композиции, используя воду, миниатюрные фигурки и предметы, находящиеся вблизи от импровизированной песочницы.

Получившиеся композиции дети часто называли «», потому Ловенфильд назвала свою технику «Построение мира». Благодаря швейцарскому юнгианскому детскому психотерапевту Доре Калфф, сформулировавшей теоретические принципы юнгианского подхода для песочной терапии, методика получила широкое распространение.

Дора небезосновательно считала, что песочные картины могут многое рассказать о душевном состоянии человека.

«Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым»

Дора Калфф, «Sandplay», 1980

Дора Калфф ввела ныне действующий стандарт на размер и цвет песочницы, расположила ее на столе для более удобного использования и визуального восприятия всей создаваемой композиции, указала на необходимое наличие кувшина с водой и миниатюрных фигурок, располагаемых на полках вблизи от песочницы. Она назвала разработанную технику «Sandplay», более известную в настоящее время как «Песочная терапия».Сначала Дора использовала игры с песком в работе с детьми, затем начала применять их и со взрослыми. Со временем данная техника получила широкую известность и теперь привлекательна для многих специалистов – как в детском, так и во взрослом психоанализе, в арт- и гештальт-терапии, семейной психотерапии и других направлениях психологической науки.

Как работает песочная терапия

Для многих людей, и особенно для детей, выражение мыслей словами является трудновыполнимой задачей.

Однако имеется еще целый арсенал способов их передачи – жесты, мимика и, конечно, использование творческих способов самовыражения.

Лепка, рисование помогают выстроить мост между внешним и внутренним мирами, отражая внутренний образ в созданном руками творении. Именно это и является основным принципом песочной терапии.

Для песочной терапии используется множество разнообразных фигурок – люди, животные, растения, транспорт, здания и мосты, кубики, реальные и сказочные персонажи, красивые и ужасные, из естественных материалов и созданные человеком – все, что может пригодиться для сотворения своего мира.

Выбирая фигурки для создания композиции, ребенок может отождествлять с ними себя или конкретную ситуацию в целом, расставлять элементы в определенном порядке, предпочитать конкретные местоположения для каждой из них.

«Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе»

Стоит принять во внимание, что каждая фигура многозначна в своем определении. Например, рыба может символизировать как молчание, так и плодородие, а если она «золотая», то еще и исполнение желаний. Она может быть расположена в воде, а может «задыхаться» на песке или вовсе быть закопана. Растительный мир может многое сказать о способности к развитию и личностному росту, а камень может представлять из себя как надежность, так и препятствие.

Все это, как по отдельности, так и в совокупности, дает психологу массу полезной информации для точной интерпретации психического состояния ребенка. Специалист направляет созидательную энергию ребенка на развитие личности, создавая для этого все необходимые условия.

Управляя игрушками, ребенок может выразить то, что у него не получается передать словами – как он относится к себе, родителям и окружающим его людям, к определенным событиям в его жизни. И, перестраивая в процессе игры свой «песочный» внутренний мир, малыш также делает это внутри себя, постепенно принимая свои страхи и осознавая внутренние противоречия.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста

Песочная терапия особенно актуальна для детей дошкольного возраста, ведь маленькие дети чаще затрудняются в выражении своих мыслей из-за недостаточного речевого развития, бедности представлений или задержки общего развития.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста – это игра, полет детской фантазии, творческий процесс, подкрепленный бессознательным.

Здесь нет правил и определенных техник, а потому нет и поводов для расстройства малыша – все, что он делает, правильно и необходимо.

Главное достоинство метода в том, что ребёнку предоставляется возможность строить свой личный мир в живом трехмерном пространстве, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом.

Несомненное преимущество данной техники в том, что ее можно использовать с самого раннего детства. Это позволит родителям узнать о том, как видит окружающий мир их малыш, чего он боится и о чем переживает. Все актуальные мысли ребенка покажут ожившие персонажи песочной игры.

Особенности проведения песочной терапии для детей

В процессе песочной терапии дети проходят три стадии: хаос, борьба и разрешение конфликта

Ребенок хватает разные игрушки, беспорядочно расставляет их на песке или перемешивает с песком. На этой стадии ребенок проживает свои эмоции и постепенно справляется с ними. А многократное проигрывание психотравмирующей ситуации в итоге меняет само отношение к ней.Обычно стадия длится на протяжении нескольких занятий. С каждым разом количество используемых фигурок будет уменьшаться и их размещение в песочнице будет все более упорядоченным.

Происходит бессознательный перенос на песочное поле внутренних конфликтов, тревог, обид, сложных ситуаций, агрессии. Существа в песочнице убивают друг друга, идет тяжелое противоборство. Однако через некоторое время может появиться герой, который наведет порядок, восстановит мир и справедливость.

Ребенок начинает выстраивать осмысленные формы, придерживается сюжета, ведет себя естественно и спокойно.

Польза песочной терапии для детей

Песочная терапия будет полезна всем, однако наиболее актуальна она для детей, которые столкнулись со следующими проблемами:

Невротические нарушения: повышенная тревожность, энурез, тики, заикания и прочие

Фобии, страхи, тревожность, панические состояния

Кризисные ситуации (утрата, разлука, развод родителей, рождение сестры или брата)

Нежелание рассказывать о себе

Конфликтная ситуация со сверстниками

Замкнутость, подавленность, низкая самооценка, застенчивость

Различные межличностные и внутриличностные конфликты

Однако, помимо психологической помощи ребенку,песочная терапия предоставляет следующие возможности:

Помогает увидеть свой внутренний мир, разобраться в себе

Формирует чувство комфорта

Развивает творческий потенциал

Формирует образно-логическое мышление

Тренирует мелкую моторику рук

Снимает мышечное напряжение

Строит гармоничный образ мира

Противопоказания к использованию песочной терапии· Эпилепсия или шизофрения· Кожные заболевания и порезы на руках

Песочная терапия для детей.
Программы занятий

Существует множество программ песочной терапии, содержащих различные задания и упражнения с использованием песка. Но все они объединены единой целью: не менять ребенка, не обучать его каким-либо специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть собой, научиться слушать и принимать себя таким, какой он есть, самостоятельно находить выходы из сложных ситуаций.

Использование той или иной программы может определяться:· Ее продолжительностью· Количеством участников (индивидуальная, групповая терапия или семейная консультация)· Особенностями конкретного ребенка· Наличием проблем развития (ЗПР, ОВЗ, ОНР, СДВГ, РАС)· Целями (диагностика, первичная психологическая помощь, краткосрочная или долгосрочная психотерапия)

Виктория Айзикович
Редактор: Ломакина Яна

Песочная терапия для детей в Москве

В нашем центре «Как Здорово» можно пройти песочную терапию вместе с замечательным детским психологом Викторией Айзикович.

Виктория – специалист в области юнгианской аналитической песочной психотерапии, клинический психолог, арт-терапевт, сказкотерапевт. Автор и разработчик развивающих и коррекционных программ для детей и подростков.

Песочная терапия с детским психологом

Источник: https://kakzdorovo.center/blog/detskaya-psihologiya/pesochnaya-terapiya-dlya-detey

Психодоктор
Добавить комментарий