Почему самоанализ – бесполезное занятие?

Анализ и самоанализ учебного занятия

Почему самоанализ - бесполезное занятие?

Качество и эффективность учебного занятия во многом зависит от умения преподавателя анализировать свои и чужие успехи и ошибки.

Анализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации.

Его качество зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки преподавателя к вдумчивому разбору своих действий и тех последствий и результатов, к которым они привели, или могут привести

При самоанализе самооценка базируется на анализе уже проведенного урока, когда преподаватель анализирует свой план, смотрит, что ему удалось, а что не удалось, старается найти причины неудачи и закрепить то, что прошло успешно.

Любое учебное занятие оценивается по достижению цели:

  • цели достигнуты;
  • цели частично достигнуты;
  • цели не достигнуты.

Самоанализ и анализ позволяет выявить то в учебном занятии, его структуре, методах, приемах преподавателя, что помешало достижению целей или, наоборот, привело к хорошему результату.

Виды анализа и самоанализа урока:

  • краткий (оценочный): общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;
  • структурный (поэтапный): выявление и оценка преобладающих элементов урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей студентов; системный: рассмотрение урока как единой, системы с точки зрения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений, навыков студентов, усвоения ими способов учения;
  • полный: включает оценку реализации учебных задач, содержание и виды учебной деятельности студентов по следующим характеристикам: уровни усвоения студентами знаний и способов умственной деятельности, развитие студентов, реализация дидактических принципов и результативность урока;
  • структурно-временной: оценка использования времени по каждому этапу занятия;
  • комбинированный: одновременная оценка основной дидактической цели урока и структурных элементов;
  • психологический: изучение обеспечения познавательной деятельности студентов развивающего типа;
  • дидактический: анализ реализации и отбора методов, приемов и средств обучения и учения студентов, обработки учебного материала, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельности студентов и т. п.
  • аспектный: рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности студентов:
    • реализация задачи урока;
    • использование развивающих методов;
    • изучение способов активизации познавательной деятельности студентов;
    • пути развития познавательного интереса;
    • проверка и оценка знаний, умений и навыков;
    • организация проблемного обучения.
  • комплексный: одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия (чаще всего системы уроков).

Для самоанализа наиболее характерными являются такие виды как краткий, структурный, системный, структурно-временной, дидактический и аспектный анализ.

Примерная схема самоанализа:

  • Место урока в системе уроков данной темы.
  • Обоснование целей урока и выполнение намеченного плана,
  • Краткая характеристика учебной группы, индивидуальные особенности и их учет.
  • Выбор структуры урока, ее обоснованность.
  • Мотивировка отбора учебного материала для урока, оценка содержания каждого этапа урока.
  • Оценка оптимальности выбранных форм и методов, оценка их соответствия целям урока и содержанию, выполнению задач, удовлетворенность преподавателя уроком, меры по устранению недостатков.
  • Атмосфера урока, характер взаимодействия преподавателя и студентов.
  • Оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов.

Самоанализ полезно проводить сразу после состоявшегося урока и до начала следующего, когда можно учесть при подготовке что удалось, а что нужно исправить.

Целенаправленное изучение собственного опыта может проводиться в одном направлении и зависит от того, что является для преподавателя главным на данный момент: активизация познавательной деятельности студентов при усвоении новых знаний, развитие самостоятельной работы студентов при формировании навыков и умений и т. д.

Но не только самоанализ является для преподавателя повышением педагогического мастерства. Анализ уроков других преподавателей, знакомство с их методикой проведения уроков позволяет совершенствовать свое преподавание.

Одним из наиболее полезных для преподавателя видов анализа является дидактический.

Примерная схема дидактического анализа

  • Своевременность явки преподавателя на урок.
  • Готовность к началу урока.
  • Санитарное состояние аудитории и личная гигиена студентов.
  • Организация групп.
  • Подробный анализ проверки домашнего задания.
  • Методы и приемы, используемые преподавателем при проверке пройденного материала и их соответствие поставленным целям.
  • Ценность используемых методов и приемов проверки задания.
  • Качество знаний студентов.
  • Способы активизации группы во время проверки знаний, умений, навыков.
  • Анализ поведения студентов на занятии.
  • Анализ изложения нового материала или закрепление предыдущей темы:
    • ясность и доступность изложения материала преподавателем;
    • используемые методы и их соответствие целям урока.
  • Используемые мыслительные приемы работы студентов.
  • Анализ последнего этапа урока:
    • домашнее задание: как задается, объем;
    • осуществление подведения итогов, выставление оценок;
    • своевременность окончания занятия.

Реализация воспитательных задач

  • Индивидуальный подход к студентам, сочетание его с коллективной работой.
  • Умение организовать группу на учебную деятельность и поддержание дисциплины.
  • Самообладание и педагогический такт.
  • Владение голосом, правильность речи, дикция, темп, выразительность.
  • Примеры ответов на вопросы по указанной схеме.
  • Выводы и предложения.

Источник: http://student39.ru/lector/analiz-i-samoanaliz/

Анализ и самоанализ урока

Почему самоанализ - бесполезное занятие?
Алгоритм анализа и самоанализа урока
План-схема рефлексивного самоанализа урока
Как грамотно ответить на вопрос: почему не налажен контакт с учащимися?

Каждый педагог, независимо от стажа педагогической деятельности, обязательно задумывается над тем, насколько он успешен в своей профессиональной деятельности. Ответ на этот закономерный вопрос требует многогранного анализа собственной личности,           уровня профессиональной подготовленности, анализа степени своей готовности к профессиональной деятельности, собственных профессиональных успехов и неудач, находок и потерь, надежд и достижений.

Профессиональная рефлексия — это способность взглянуть на себя со стороны, глазами всех участников педагогического взаимодействия: учеников, учителей, коллег, родителей, администрации школы, методистов.

Она позволяет не только выстроить профессиональною самооценку в узком смысле этого слова, но и создать объективный профессиональный автопортрет, основываясь на оценках окружающих и анализе собственной педагогической деятельности, выделить и описать профессиональные неудачи, педагогические ошибки, проанализировать их причины, выявить пробелы в собственных и профессиональных знаниях и впоследствии восполнить их. Всё это, в итоге, ведёт к выстраиванию индивидуального пути профессионального саморазвития и обеспечивает его эффективность.

Алгоритм анализа и самоанализа урока

Цель: обеспечить грамотный и полный самоанализ урока.

Составные частианализаАлгоритм аналитической деятельности
1. Правильность выбора цели урока
  1. Комплексный характер цели; наличие образовательного содержательного аспектов.
  2. Реальность достижения цели на уроке.
  3. Связь цели данного урока с целями предшествующих учебных занятий.
  4. Состоялось ли и на каком уровне принятие цели урока детьми, её осознание и мотивация учебной деятельности.
2. Выбор типа урока
  1. Соответствие выбранного типа урока его цели.
  2. Влияние правильности выбора типа урока на его структуру и достижение цели урока.
3. Структура урока
  1. Соответствие структуры урока его типу и диагностическим целям.
  2. Наличие в структуре урока этапов, дополняющих его дидактическую основу
  3. Наличие взаимных связей между этапами.
  4. Влияние структуры урока на достижение его цели.
4. Отбор содержания, форм и методов обучения на каждом этапе урока
  1. Научность и доступность учебной информации
  2. Глубина содержания, полнота его передачи.
  3. Соответствие форм и методов учебной деятельности содержанию материала. Наличие между ними взаимных связей.
  4. Какие из форм познавательной деятельности учащихся преобладали на уроке. Чем это вызвано, оправдано? Оказало ли это существенное влияние на достижение цели урока?

План-схема рефлексивного самоанализа урока

 Цель: систематизировать и оптимизировать процесс самоанализа урока, через создание ситуации саморефлексии.

1. Тема урока, место урока в системе уроков по теме. Как вы оцениваете собственный уровень знаний по предлагаемой теме? Свою теоретическую и методическую подготовку?

2. Цель урока, его образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Степень их реализации. Причины успешности или неуспешности реализации каждой из намеченных задач. Изменения, которые, на ваш взгляд, было бы целесообразно внести.

3. Объективные вопросы организации урока, посещаемость урока учащимися, степень и качество их готовности или неподготовленности к уроку. Каковы причины? Какие из перечисленных причин вы могли бы отнести к объективным, а какие моменты зависели непосредственно от вас.

4. Организация учащихся на работу. Приёмы и методы мобилизации учащихся на работу, активизации их внимания. Какие из использованных вами приёмов оказались наиболее эффективными и наименее эффективными и почему? Что бы вы изменили на этом этапе урока исходя из полученного опыта?

5. и методы проверки знаний учащихся. Цель и место проверки знаний, умений и навыков учащихся. Каким образом вы проверяли глубину усвоения материала, насколько эффективными оказались выбранные вами методы проверки.

Проанализируйте активность класса во время проверки, количество опрошенных учеников.

В какой форме и какими методами осуществлялась проверка? Каким образом был подведён итог проверки знаний? Насколько эффективно прошла эта работа? Что бы хотелось изменить в организации этого этапа?

6. и методика изучения нового материала. Система работы с новым материалом. Последовательность, логичность, ясность изложения материала. Причины выбора метода, принципа, манеры изложения. Наличие проблемных вопросов и ситуаций в ходе ознакомления с новым материалом.

Какова степень сложности нового материала для данного класса? Какие трудности при введении нового материала вы прогнозировали? Какие именно прогнозы сбылись, а какие — нет? Почему? Какие непредвиденные затруднения возникли в реальной учебной ситуации? Удалось ли с ними справиться? Каким образом?

7. и методика закрепления пройденного. Успешность и эффективность выбранных методов и приёмов. Чем вы руководствовались при отборе материала для закрепления.

Насколько успешно реализован данный этап урока? Причины успешности или неуспешности данного вида работы. Что, по-вашему, помогло, а что затруднило прохождение этого этапа урока.

Какие из перечисленных причин являются объективными? Что бы вы изменили на этом этапе учитывая полученный опыт?

8. Анализ самостоятельной работы учащихся. Используемые методы и приёмы. Их успешность. Варианты, которые, на ваш взгляд, были бы более эффективными. Роль и место самостоятельной работы в процессе изучения нового и повторения старого материала.

9. Домашнее задание. Его объём и виды, причины отбора материала для домашней работы.

Прогнозируемая эффективность выполнения (рекомендуем вернуться к анализу этого этапа когда будут известны результаты и эффективность его выполнения, а также сравнить реальный результат с предполагаемым и попытаться выделить причины того или иного результата).

Качество инструктажа по его выполнению. Наличие индивидуальных и дополнительных заданий учащимся и причины такой формы работы. Что бы вам хотелось изменить на этом этапе?

10. Характеристика познавательной деятельности учащихся.

Как вам удалось использовать общепсихологические принципы организации внимания на уроке? Какими приёмами организации внимания на уроке вы воспользовались? Как вам удалось обеспечить устойчивость, своевременную переключаемость внимания и концентрацию внимания на уроке, на разных его этапах? Насколько это вам удалось? Что бы вы изменили? Какие приёмы организации внимания вам показались наиболее удачными в конкретной ситуации урока? Каким образом вы создавали установку на восприятие нового материала? Насколько эффективно и почему? Какие приёмы актуализации ранее полученных знаний вы использовали и с каким результатом? Каковы причины той или иной результативности? На какие типы памяти вы опирались и в каких заданиях? Насколько верным был ваш выбор? Развитие каких типов памяти обеспечивалось предлагаемыми заданиями? На какие виды мышления вы преимущественно опирались в ходе работы? Создавалась ли вами проблемная ситуация? В какой момент урока, на каком этапе, с какой целью? Ответы учащихся были в основном простой репродукцией полученных знаний или являлись результатом переработки и осмысления полученных знаний? Как формировались новые понятия? В чём заключались трудности при освоении учащимися новых понятий? В какой мере вами обеспечивались условия для развития воображения учащихся? Какие моменты урока, на ваш взгляд можно откорректировать с целью развития познавательной сферы учащихся и наибольшей эффективности усвоения материала?

11. Какой, эмоциональный фон доминировал на уроке и по каким причинам? Насколько ученики удовлетворены уроком и почему? Насколько вы удовлетворены уроком и почему? Насколько вам удалось заинтересовать учащихся на данном уроке? Если интерес присутствовал, то чем он был обоснован? Насколько совпали в этом плане ваши прогнозы и реальный результат?

Вывод:

  1. Насколько совпали ваши ожидания от урока с реальной ситуацией?
  2. Какие моменты урока предполагались вами как самые трудные для вас, как учителя и почему?
  3. Насколько оправдались ваши ожидания? Как оцениваете свой урок?
  4. Совпадает ли ваша оценка реального урока с оценкой урока-конспекта?
  5. Какие самые удачные моменты урока? Есть ли на данном уроке ваши личные творческие находки? Опыт который вы зафиксируете и будете использовать далее в своей работе?
  6. Какие, на ваш взгляд, моменты урока вам наименее удались? Почему?
  7. Что вызвало наибольшие трудности: подготовка урока или его непосредственная реализация?
  8. На каких моментах урока вы хотели бы остановиться особо, но они не затронуты в предложенном вам плане анализа? Сделайте это!

Памятка «как грамотно ответить на вопрос: почему не налажен контакт с учащимися?»

Цель:    способствовать анализу и самоанализу затруднений в установлении контакта с учащимися.

  1. Основываясь на каких событиях вы сделали вывод о том, что контакт не налажен?.
  2. Вы не можете наладить контакт со всем классом, с группой учащихся или с отдельными учениками?
  3. В чём, на ваш взгляд причины неудачи: в сложности материала, в методике его подачи или в ваших личностных качествах?
  4. Как вы оцениваете атмосферу, которая складывается на ваших уроках
  5. Какие моменты в вашем поведении встречают неодобрение, а какие вызывают положительный эмоциональный отклик? Почему, как вы считаете?
  6. Как школьники реагируют на ваше неодобрение?
  7. Насколько комфортно вы чувствуете себя в ситуации, когда вы оцениваете детей? Почему?
  8. Какие моменты в общении с детьми вы можете выделить как наиболее удачные? Почему?
  9. А какие моменты общения на ваш взгляд категорически не удались? Почему?
  10. Вспомните и проанализируйте моменты в вашей деятельности на уроке когда прогнозируемый вами результат не совпал с реальным, при чем он мог быть и успешнее и хуже того, что вы предположили. Почему так получилось?
  11. Как вы считаете, какой стиль общения с детьми данного класса даёт наиболее выигрышные результаты? Почему?
  12. Как вы предпочитаете начинать урок: авторитарно или либерально? Почему?
  13. Как вы реагируете на негативное поведение отдельных учеников в ходе урока? Чем обоснована ваша реакция?
  14. Снова сформулируйте проблему, которая возникла у вас при налаживании контакта с учениками?
  15. Какие причины этого вы увидели?
  16. Как вы измените стратегию своего поведения? Или вы предпочитаете ничего не менять? Почему?

 

Источник: http://5psy.ru/obrazovanie/analiz-i-samoanaliz-uroka.html

Самоанализ занятия воспитателя ДОУ по ФГОС и его основные этапы

Почему самоанализ - бесполезное занятие?

Еще не так давно приоритетом посещения дошкольного детского учреждения была подготовка ребенка к школе. Перед воспитателем ставилась задача научить малыша читать и писать.

Но сейчас, в век информационных технологий, все изменилось.

Так, в ФГОС был внесен ряд изменений, согласно которым будущий ученик должен выйти из стен ДОУ приспособленным к школьной системе, личностью гармоничной и развитой, готовой ко всем сложностям.

В соответствии с этим занятия корректируются под нововведения. Чтобы этого достичь, проводится самоанализ занятия воспитателя ДОУ по ФГОС. Только от этого человека зависит эффективность и успех воспитательной работы, которая должна соответствовать новым требованиям. Цель его – дать знания, умения, привить соответствующие навыки.

Педагог – профессия творческая и в то же время требующая высокого профессионализма. Поэтому большинство учителей и работников ДОУ повышают квалификацию, совершенствуют деятельность, важным фактором эффективности которой является грамотное проведение самоанализа занятия с детьми.

Специалисты, только пришедшие работать в дошкольное учреждение, часто теряются и не знают, как и с чего начать. В таком случае им приходят на помощь методисты.

Самоанализ занятия воспитателя ДОУ по ФГОС

Такая работа помогает педагогу определить, все ли задачи достигнуты, выявить положительные стороны, решить, над чем еще необходимо поработать и на что обратить внимание.

Для правильности проведения анализа воспитатель перед началом работы должен составить список вопросов, на которые необходимо ответить в процессе. Например:

  • понимают ли дети, для чего проводится занятие;
  • готовы ли они к нему;
  • какова форма проведения урока;
  • насколько доступен материал;
  • заинтересованы ли дети;
  • как подготовлен материал;
  • способствует ли урок творческой активности.

После определения вопросов педагогу необходимо действовать в соответствии с этим перечнем.

Образец самоанализа занятия воспитателя ДОУ по ФГОС поможет правильно провести работу. План включает в себя следующие аспекты:

  1. Характеристика детской группы.
  2. Сопоставление материала и программы.
  3. Цель.
  4. Задача.
  5. Использование наглядных пособий.
  6. Этапы и последовательность занятия.
  7. Атмосфера на уроке.
  8. Детское поведение.
  9. Результат.

Первое, что необходимо сделать, – дать характеристику группы. Следует уточнить, проводилась ли предварительно какая-либо работа, учитывались ли возможности, особенности детей во время планирования урока.

Затем сопоставляется использованный материал с программой, возрастом, оглашаются поставленные цели и задачи. Выясняются причины неудач, успеха. Определяется, насколько качественным был дидактический материал, наглядные пособия, их эстетический вид.

Сохранялась ли структура занятия и четкие переходы между этапами. Выделяются активные методы.

Далее дается характеристика атмосферы на занятии: насколько увлечены дети, присутствовали ли положительные эмоции, за счет чего были заинтересованы малыши, кто и как часто выступал, причины молчания остальных. Определяется форма работы: групповая, коллективная, индивидуальная.

Воспитатель должен проанализировать свою способность организовать детей, наладить с ними контакт, а также охарактеризовать доступность речи.

Подводится итог: была ли достигнута поставленная цель, выполнены ли все задачи, что не получилось и как тогда выйти из ситуации.

Что поможет в работе

Одним из наиболее эффективных методов повышения компетентности кадров является самоанализ открытого занятия воспитателя ДОУ по ФГОС. В данном случае большую роль играет психологический фактор.

На открытом занятии присутствуют коллеги и руководство, что заставляет специалиста волноваться.

Именно в такой ситуации и проявляются все недоработки, сильные стороны, на которые укажут присутствующие по окончании урока.

Пример ситуации

Охарактеризуем самоанализ занятия воспитателя ДОУ по ФГОС. Для примера рассмотрим театрализованную постановку сказки «Репка». Главные цели:

  • обучить детей имитировать персонажей, передавать эмоции посредством мимики, жестов, движений;
  • задавать вопросы;
  • воспитать дружеские отношения, желание помочь.

Основные задачи:

  • организовать активное участие детей в игре;
  • научить согласовывать действия между собой (героями), ролевому диалогу;
  • развить фантазию, интерес к театрализованному искусству.

В процессе понадобятся следующие материалы: одежда для героев, маски, волшебный мешочек, магнитофон, кубики с изображением героев сказки, фонограмма.

Перед занятием предварительно проводится просмотр кукольного театра «Репка», чтение сказки, обсуждение, изучение иллюстраций.

Начинается урок с вводной части. Здесь необходимо положительно настроить участников. Для этого проводится игра с мешочком-сюрпризом. Продолжительность – примерно 2 минуты.

Основная часть длится 10 минут. Дети делятся на «зрителей» и «артистов». Здесь приобретается игровой опыт, умения дослушать, аплодировать, говорить «спасибо», передать образ, менять тембр голоса, использовать мимику, жесты.

Для решения учебной задачи участники выполнили ряд заданий. Так, в игре с мешочком они на ощупь исследовали предметы, находящиеся в нем, и определили их по форме. Это были кубики с изображением героев, которые дети расположили в порядке появления персонажей. Артисты перевоплотились в персонажей, а зрители заняли свои места.

Следует отметить, что при планировании деятельности соблюдался ряд принципов обучения, выбора, научности, последовательности, систематичности. Использовался целый ряд методов: наглядный, практический, словесный. Ситуация делилась на этапы. Использовались групповая, фронтальная и индивидуальная формы. Поставленная цель реализована.

Требования ФГОС к будущим ученикам

В соответствии со стандартами, дети, выходя из дошкольного учреждения, должны иметь коммуникативные навыки, воображение, быть инициативными, культурными, с доброжелательным отношением к окружающим, с умением радоваться чужим успехам, сочувствовать, сопереживать, не конфликтовать, выражать свои мысли посредством связной речи.

Чтобы привить такие навыки, необходимо повышение квалификации специалиста, одним из важнейших методов достижения которого, является самоанализ занятия воспитателя ДОУ по ФГОС. Пример был приведен выше.

Источник: http://fb.ru/article/229046/samoanaliz-zanyatiya-vospitatelya-dou-po-fgos-i-ego-osnovnyie-etapyi

Самоанализ: что это такое и как его проводить? 5 причин начать анализировать самого себя

Почему самоанализ - бесполезное занятие?

Как стать успешным человеком? Первый шаг – проведение психоанализа. Как добиться поставленной цели? Первый шаг – проведение психоанализа. Как повысить самооценку? Первый шаг – проведение самоанализа. В общем, о чем ни спроси психологов, они начинают именно с самоанализа.

Что это за универсальный такой инструмент, в чем он заключается, зачем нужен и, наконец, как его проводить – вот о чем будет эта статья. Вопрос самоанализа очень важный, особенно если у человека вообще не было духовного опыта или практики в личностном развитии.

Что такое самоанализ?

Самоанализ − это анализ самого себя, который включает в себя фиксацию различных состояний объекта наблюдения и поиск причинно-следственных связей между ними и стимулами внешней среды, которые действуют стихийно или направленно.

При самоанализе объект и субъект наблюдения совпадают. В этом и состоит его основная сложность, поскольку наблюдать за собой всегда сложнее: чего-то наблюдатель просто не увидит, а что-то не сумеет правильно истолковать.

Прибегнуть к самоанализу, как к одному из видов самопомощи в нашем собственном развитии − это путь далеко не легкий зато, эффективный.

5 причин начать анализ самого себя

 Лезть туда, куда обычно никто не заглядывает, копаться там и вытягивать на свет всякую гадость − чем это может быть полезно?

  1. ✪ Во-первых, там не только гадость, но и много зарытых сокровищ, среди которых немало талантов и способностей.
  2. ✪ Во-вторых, зная структуру собственной личности, можно без особых усилий объяснить себе же те или иные поступки, мысли и чувства. Чем меньше неопределенности во внутриличностном пространстве, тем оно спокойнее и безопаснее.
  3. ✪ В-третьих, разглядев в себе кое-что нелицеприятное, человек уже меньше рвется осуждать других, понимая, что и сам не безгрешен. И конечно, не стоит забывать о дестабилизирующих воздействиях извне, которые будут наносить гораздо меньший урон человеку, который понял и принял сам себя.
  4. ✪ В-четвертых, выявляя и устраняя собственные ошибки − научитесь позитивно влиять на своих близких, убирать конфликты, негатив и выстраивать гармоничные отношения.
  5. ✪ Укрепите своё здоровье, убрав из жизни эмоциональные разрушения.

Поэтому надо взять себя в руки и трезво оценить все, что получилось выкопать из глубин собственной личности, из глубин своего подсознания. Кое-что, скорее всего, придется исправлять. Это касается тех черт, которые могут существенно усложнить жизнь и носителю, и окружающим и несут преимущественно разрушительный характер. Все остальное нужно учиться использовать.

Итак, в чем заключается самоанализ?

В первую очередь, в обдумывании собственных поступков и эмоциональных реакций на различные раздражители. Начиная процесс, нужно ответить на вопрос «что я сделал?», а потом постепенно идти к ответу на вопрос «почему я это сделал?».

Проблема заключается в том, что человек склонен либо излишне обвинять себя в неких совершенных проступках, либо оправдываться, закрывая глаза на собственные ошибки. И вот тут можно вернуться к опасности получения недостоверного результата.

Как правило, при проведении психотерапии специалист направляет действия своего пациента, помогая ему избежать возможных ошибок. Однако при самостоятельном его проведении риск недостоверности несколько увеличивается, если не знать алгоритм решения такого вопроса.

Чтобы ее снизить настолько, насколько это возможно, применяются различные приемы объективизации результата, которые сводятся к тому, что человек в процессе прохождения тестирования не может предугадать, к какому результату приведет тот или иной его ответ. Более того, в любом грамотно составленном тесте есть шкала достоверности результата, оценка по которой позволяет понять, стоит ли вообще проходить тестирование или лучше отложить его на следующий раз.

К таковым относятся опросники Айзенка (тип темперамента) и Леонгарда (акцентуация характера) – классические тесты, которые рекомендуются к прохождению. Кроме них стоит обратиться к тестам Сандры Бем (феминность – маскулинность), Кинси и Кляйна (сексуальная ориентация): они дают наиболее достоверный результат, чем все прочие, составленные на ту же тему.

Еще раз, зачем нужны тесты? Чтобы исключить самообман. Не так много людей, встав перед зеркалом, будут готовы признать, что они склонны к истеричности и излишней демонстративности, не так ли? Тестирование заставит открыть глаза на себя.

Значит, первый шаг – проведение нескольких тестов. Лучше всего не проводить больше двух-трех в день, чтобы усталость не сказывалась на результате. В таком случае второй шаг – принятие этих результатов. Стоит оговориться заранее, что неожиданности при проведении самоанализа – обычное дело.

Личность включает в себя четыре составляющие. Первая из них лежит на поверхности и известна как самому человеку, так и окружающим. Вторая известна только ему, но никому больше. Третью видят люди со стороны, но не ее обладатель. Четвертая скрыта ото всех. Таким образом, сюрпризы неизбежны.

Самоанализ лучше всего начинать с легкой медитации (в спокойном для ума режиме), в таком состоянии подсознание и сознание в целом будут реагировать спокойнее. Полезно будет прочитать вот эту статью: Как разобраться в себе, понять причины навалившихся неприятностей и исправить ошибки прошлого?

Главное правило в самонаблюдении − это никакого негатива и саморазрушения. На себя − только Свет, а ошибки, какими бы они не были, я их обязательно исправлю. Самоанализ бесполезен, если состоит из самобичевания и жалости к себе.

  • Мысленно и не спеша пройдите по все своей жизни, вспоминая и записывая все свои ошибки, грехи, все то, где ваша совесть была не чиста. Следует осознавать, что самая большая ошибка, которая блокирует все позитивные изменения − это гордыня, непризнание своих прошлых грехов. Записывайте каждую ошибку в отдельный пункт 1, 2, 3… 
  • Далее, по каждому пункту письменно прощайте себя и отпускайте негатив (вину, зависть, обиду…). Отпускать негатив можно на зажженную свечу, у кого хорошо работает воображение, на ментальном экране можно создать голограмму (например ярко святящийся шар) и представлять как он забирает у вас все эту черноту.

 Сделайте самоанализ не спеша, детально и максимально искренне, и ваша жизнь начнёт меняться к лучшему, и радости в душе станет больше.

Источник: http://avisi.ru/samoanaliz-eto-chto-takoe-pyat-prichin-nachat-analiz-samogo-sebya.html

Психодоктор
Добавить комментарий