Правила и игры в гештальт-терапии

Содержание
  1. Процедуры, техники и приемы работы в гештальт-терапии
  2. Зачем гештальт-терапевту пустой стул?
  3. Почему гештальт-терапевт часто задает эти вопросы: «Что ты чувствуешь?», «Что при этом происходит в теле?», «Чего бы ты сейчас хотел?» – и подобные?
  4. Зачем терапевт делится своими чувствами?
  5. Почему гештальт-терапевт часто переводит фокус внимания с содержания проблемы и описания ее подробностей на то, что происходит между терапевтом и клиентом, и задает вопрос: «А как это в наших отношениях?»
  6. Особенности групповой работы в гештальт-подходе
  7. Примеры практической работы
  8. Гештальт терапия: подход, техники, упражнения, методы
  9. Гештальт терапия Фредерика (Фрица) Соломона Перлза: подход, техники, упражнения, методы
  10. Теория подхода, методов, техник, упражнений гештальт терапии
  11. Гештальт-подход и Невротические механизмы: Интроекция, Проекция, Слияние, Ретрофлексия
  12. Незавершенный гештальт и «Интроекция»
  13. Незавершенный гештальт и «Проекция»
  14. Незавершенный гештальт и «Слияние»
  15. Незаконченный гештальт и «Ретрофлексия»
  16. Гештальт терапия: методы, техники и упражнения
  17. Метод гештальт терапии «Очистка луковицы»
  18. Техника гештальт-терапии «Здесь и Сейчас»
  19. Подход гештальт терапии «Челночное движение»
  20. Упражнения гештальт-терапии для самостоятельного использования
  21. Процедуры, техники и приемы работы в гештальт-терапии – Психологос
  22. Гештальт психология и терапия
  23. Целостный образ
  24. История и основные понятия
  25. Суть и методы
  26. Лайфхак от Зейгарник
  27. Гештальт-терапия для “чайников”: Какой эффект дает гештальт терапия?
  28. 1. Работа над случившейся потерей чувствительности
  29. 2. Физическое здоровье
  30. 3. Качественные отношения
  31. Теперь кратко перечислим, каких эффектов от гештальт-терапии вообще не стоит ожидать:
  32. Как вернуть себе себя настоящего?
  33. Цель гештальт-терапии состоит в том, чтобы:
  34. Принцип «Очистка луковицы»,которым можно резюмировать вышесказанное.

Процедуры, техники и приемы работы в гештальт-терапии

Правила и игры в гештальт-терапии

Перлз сначала применял свой метод в виде индивидуальной психотерапии, но впоследствии полностью перешел на групповую форму, находя ее более эффективной и экономичной. См. →

И в индивидуальной, и в групповой работе основная роль гештальт-терапевта заключается в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании происходящего “здесь и сейчас”, ограничении попыток интерпретировать события, внимании к чувствам-индикаторам потребностей, собственной ответственности клиента как за реализацию, так и за запреты на реализацию потребностей.

Основные приемы работы и техники гештальт-терапии – осознавание, фокусировка энергии, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама, техника «горячий стул» или «пустой стул».

Технические процедуры в гештальт-терапии называются играми. Это разнообразные действия, выполняемые пациентами по предложению психотерапевта, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимыми переживаниями.

Игры предоставляют возможность экспериментировать с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр пациенты «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности.

Цель игр-экспериментов – достижение эмоционального и интеллектуального просветления, приводящего к интеграции личности.

Большое внимание в гештальт-терапии уделяется и работе со снами пациентов. Но, в отличие от психоанализа, сны в гештальт-терапии не интерпретируются. Они используются для интеграции личности. Перлз полагал, что различные периоды сна выступают фрагментами личности.

Для того чтобы достичь интеграции, необходимо их совместить, снова признать своими эти спроецированные, отчужденные части нашей личности и признать своими скрытые тенденции, которые проявляются во сне.

С помощью проигрывания объектов сна, отдельных его фрагментов может быть обнаружено скрытое содержание сновидения через его переживание, а не посредством его анализа.

О некоторых распространенных техниках и приемах работы гештальт-терапевта​ (в вопросах и ответах) – по материалам статьи Ирины Ребрушкиной.

Зачем гештальт-терапевту пустой стул?

Пустой стул используется в экспериментах, направленных на прояснение и усиление чувств, – в том случае, когда клиенту трудно определить, что он чувствует к тому или иному человеку или в связи с какой-то ситуацией. Пустой стул помогает организовать пространство эксперимента, способствует оживлению представлений, облегчает и катализирует работу воображения.

Почему гештальт-терапевт часто задает эти вопросы: «Что ты чувствуешь?», «Что при этом происходит в теле?», «Чего бы ты сейчас хотел?» – и подобные?

Терапевт задает эти вопросы, когда наблюдает признаки прерывания контакта (когда клиент ничего не чувствует; не знает, что чувствует или не замечает своих чувств; не понимает, чего хочет; не знает, как достичь желаемого, и пр.).

Как уже говорилось выше, человек счастлив, когда его потребности удовлетворяются. Однако правда не всегда легко определить, какова моя потребность, чего я хочу и как это можно получить.

Понять это помогает обращение не к отдельным сферам своей личности, а ко всем в их взаимосвязи (задействовать свою личность целиком, как гештальт) – например, не только к мыслям, идеям, оценкам, но и к телу, чувствам, своим способам контакта со средой.

Телесные ощущения – ключ к чувствам, эмоциям (все эмоции живут в теле, имеют телесное выражение). Чувства, эмоции – это ключ к потребностям.

Зачем терапевт делится своими чувствами?

Терапевт выступает для клиента в роли среды, и клиент получает возможность в безопасной обстановке изучить и свои реакции на среду, и то, как среда реагирует на него.

Почему гештальт-терапевт часто переводит фокус внимания с содержания проблемы и описания ее подробностей на то, что происходит между терапевтом и клиентом, и задает вопрос: «А как это в наших отношениях?»

Клиенты (и я в роли клиента – не исключение) обычно стремятся во всех деталях рассказать терапевту свою историю или описать проблему: кажется, что именно тогда мозаика сложится, терапевт увидит полную картину, поймет и подскажет, как надо поступить.

Но рассказывать всё-всё – бесполезно и даже вредно: теряется время, его не хватает ни на что, кроме рассказа и слушания; иногда потребность клиента действительно только в том, чтобы быть безоценочно выслушанным; однако обычно клиент хочет какого-то отклика, реакции, мнения, на которые тоже как-то реагирует, но на рассмотрение этих важных вещей не останется времени, если всю сессию посвятить только подробному рассказу о проблеме.

То, как клиент обходится со своими потребностями, как контактирует со средой, чтобы удовлетворить их, – все это можно проследить на примере того, как он контактирует с терапевтом. Отношения с терапевтом – это маленькая модель того, как клиент строит отношения с другими людьми, и свои паттерны он обычно воспроизводит не только в жизни, но и в терапии.

Например, клиент приходит работать над проблемой ответственности: не может определить границы своей ответственности в близких или деловых отношениях, берет больше или меньше ответственности, чем ему нужно.

Эта же проблема будет воспроизводиться и в его отношениях с терапевтом: клиент будет пытаться переложить на терапевта всю ответственность за свое продвижение в терапии или, напротив, не замечать, не признавать ответственности терапевта и т. п.

И если проследить и решить эту проблему на примере клиент-терапевтических отношений, то клиент научится решать проблему ответственности и в других своих отношениях.

Получается, что мозаика проблемы обычно состоит из паттернов – повторяющихся элементов орнамента. И тот фрагмент узора, который повторяется, обычно хорошо виден на самом небольшом отрезке общения.

Особенности групповой работы в гештальт-подходе

Как и во многих группах психотерапевтической направленности, в группе происходит (и поощряется) групповая динамика, открытое выражение скрытых, негативных чувств и обсуждение следующих на это эмоциональных реакций.

Как правило, группа работает в режиме изначально принимаемых строгих правил, в достаточно закрытом режиме и обычно негативно реагирует на появление новых участников как на потенциальную опасность для внутригрупповой атмосферы.

См.→

Примеры практической работы

  • Где живет тошнота?
  • Консультирует Фриц Перлз
  • Оказывается, это был гештальт

Источник: https://knigarazuma.ru/article/proceduryzpt_tehniki_i_priemy_raboty_v_geshtalt-terapii

Гештальт терапия: подход, техники, упражнения, методы

Правила и игры в гештальт-терапии

Приветствую Вас, уважаемые посетители сайта психоанализа и психотерапии онлайн, желаю Вам психического здоровья.

Сегодня, в рубрике Психоанализ и Психотерапия, Вы узнаете что такое Гештальт терапия: подход, техники, упражнения, методы психологической помощи Фрица Перлза.

Гештальт терапия Фредерика (Фрица) Соломона Перлза: подход, техники, упражнения, методы

Гештальт — (нем. Gestalt – форма, образ, структура) — в психотерапии — целостный подход к психической деятельности, как и ко всему организму.

В основе целостного восприятия лежит система доминирующих образов, обеспечивающих наше отношение к воспринимаемым событиям за счет выделения нашим сознанием «фигуры на фоне», т.е.

более значимое, из всего что происходит вокруг, мы выделяем (фигура), а остальное остается не интересным (фон).

Физиологические и психические процессы у человека рассматриваются гештальт-терапевтом в единстве, как проявления человеческого бытия.

Таким образом, во время гештальт-терапии, можно на основании действий клиента понять, что он думает, а на основании его мыслей — что он делает или хотел бы сделать.

Между же мышлением и действиями, часто происходит стадия бессознательной ролевой игры.

У человека с психологическими, эмоциональными и личностными проблемами происходит нарушение целостности восприятия и ощущения, он не может объединить в целое (гештальт) свои чувства, мысли и поведение.

Этому могут способствовать его комплексы, внутренние конфликты и незаконченные ситуации.

Теория подхода, методов, техник, упражнений гештальт терапии

Для нормального взаимодействия, взаимоотношения человека с окружающим миром, другими людьми и собой, должна соблюдаться «Контактная граница».

Размытие, нарушение ее приводит к невротизации, и к другим психологическим, личным, эмоциональным проблемам.

Это проявляется при прекращении контакта (какой-либо деятельности, отношений) без должного его завершения («незаконченная ситуация»). При этом такое не завершение контактов может закрепляться в поведении человека, что приводит к невротизации.

С помощью теорий, подходов, методов, техник и упражнений гештальт-терапии, человек может восстановить контактную границу, объединить свои чувства мысли и поведение, и тем самым освободиться от психологических проблем.

Помощь гештальт-терапевта в решения проблемы — найти первую (главную) незаконченную ситуацию и отреагировать ее, хотя бы символически.

Гештальт-подход и Невротические механизмы: Интроекция, Проекция, Слияние, Ретрофлексия

С помощью гештальт подхода можно разрушить невротические механизмы приводящие человека к невротизации и психологическим проблемам.
(см. механизмы защиты психики)

Незавершенный гештальт и «Интроекция»

При интроекции человек принимает в себя, как бы проглатывает, нормы, установки, способы мышления и действия, которые ему вовсе не присущи.

Тоже происходит при родительском программировании и написании жизненного сценария.

Такой, интроецированный (по сути запрограммированный) человек, если говорит «Я», то имеет ввиду «ОНИ». Т.е. живет не своей жизнью, и зачастую такая жизнь неудачника.

Незавершенный гештальт и «Проекция»

При проекции, человек перекладывает с себя ответственность за происходящее на окружение. Часто, все свои скрытые, не осознаваемые негативные качества приписывает другим людям. В том числе, жизненные проблемы и несчастья.

Когда такой человек говорит «ОНИ», надо понимать — «Я».

С помощью гештальт-подхода, он может осознать и решить свои проблемы.

Незавершенный гештальт и «Слияние»

При слиянии, у человека настолько размыты контактные границы, что он не в состоянии отличить свои мысли, чувства и поступки от мыслей, чувств и поступков других людей.

Когда такой человек говорит «МЫ», то это может быть и «ОНИ» и «Я».

Незаконченный гештальт и «Ретрофлексия»

При ретрофлексии (поворот назад), человек переносит на себя эмоции и поступки предназначенные для других.

Он проводит контактную границу посередине себя, как бы разделяясь на две личности.

Такой человек пользуется местоимениями: «самого себя», «самому себе», как будто речь идет о двух разных людях.

Гештальт терапия: методы, техники и упражнения

Используя методы, техники и упражнения гештальт-терапии, перенос и контрперенос, при незавершенных ситуациях возможен эмоциональный выплеск и завершение гештальта (ситуации), т.е. восстановление контактной границы и избавление от невротических механизмов.

Метод гештальт терапии «Очистка луковицы»

Методом «очистки луковицы» человек постепенно освобождается от невроза, психологических, эмоциональных проблем. С помощью вопросов терапевта и ответов клиента, проблема одна за другой, выступая в виде «Фигур», постепенно убирается в «Фон».

Конечная цель терапии в том, чтобы клиент обрел способность самостоятельно справляться со своими психологическими проблемами, и не зависел от гештальт-терапевта.

Техника гештальт-терапии «Здесь и Сейчас»

Психотерапия «здесь и сейчас» помогает освободиться от сегодняшних трудностей, независимо от того, когда они возникли.

Текущее решение проблем, освобождает от этих проблем будущее.

Подход гештальт терапии «Челночное движение»

«Челночное движение» заключается в поэтапном переживании клиентом события с возвратом (если нужно) от следующего этапа к предыдущему.

Переживание проходит в стиле «психодрамы», т.е. клиент визиуализирует травматическую ситуацию и проживает ее, тем самым завершая «незаконченную ситуацию».

Упражнения гештальт-терапии для самостоятельного использования

Гештальт-молитва Фрица Перлза:

Я — это я. А ты — это ты. Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями. А ты не для того, чтобы жить в соответствии с моими. Я есть я. А ты есть ты,

Аминь.

Источник: https://xn----7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psychoanaliz/geshtalt-terapiya-podkhod-tekhniki-uprazhneniya-metody-onlajjn/

Процедуры, техники и приемы работы в гештальт-терапии – Психологос

Правила и игры в гештальт-терапии

​​​​​​​ ​​​​​​​Перлз сначала применял свой метод в виде индивидуальной психотерапии, но впоследствии полностью перешел на групповую форму, находя ее более эффективной и экономичной. См. →

И в индивидуальной, и в групповой работе основная роль гештальт-терапевта заключается в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании происходящего “здесь и сейчас”, ограничении попыток интерпретировать события, внимании к чувствам-индикаторам потребностей, собственной ответственности клиента как за реализацию, так и за запреты на реализацию потребностей.

Основные приемы работы и техники гештальт-терапии – осознавание, фокусировка энергии, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама, техника «горячий стул» или «пустой стул».

Технические процедуры в гештальт-терапии называются играми. Это разнообразные действия, выполняемые пациентами по предложению психотерапевта, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимыми переживаниями.

Игры предоставляют возможность экспериментировать с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр пациенты «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности.

Цель игр-экспериментов – достижение эмоционального и интеллектуального просветления, приводящего к интеграции личности.

Большое внимание в гештальт-терапии уделяется и работе со снами пациентов. Но, в отличие от психоанализа, сны в гештальт-терапии не интерпретируются. Они используются для интеграции личности. Перлз полагал, что различные периоды сна выступают фрагментами личности.

Для того чтобы достичь интеграции, необходимо их совместить, снова признать своими эти спроецированные, отчужденные части нашей личности и признать своими скрытые тенденции, которые проявляются во сне.

С помощью проигрывания объектов сна, отдельных его фрагментов может быть обнаружено скрытое содержание сновидения через его переживание, а не посредством его анализа.

О некоторых распространенных техниках и приемах работы гештальт-терапевта​ (в вопросах и ответах) – по материалам статьи Ирины Ребрушкиной.

Гештальт психология и терапия

Правила и игры в гештальт-терапии

Гештальт-подход и гештальт-консультирование – развивающиеся области практической психологии. Понятие, легшее в основу названия этого подхода, пришло из немецкого – gestalt (гештальт), что дословно переводится как «образ» или «форма». В психологии фигурирует в смысле целостного восприятия ситуации или образа.

Теория гештальтов родилась в результате экспериментов. Целостность – главная характеристика образов восприятия. Обычно то, что мы воспринимаем, предстает как элементы, связанные в некую общую картину – образ объекта, или гештальт. Комбинация нот – это мелодия, которой нет ни в одной из отдельно взятых нот, вот пример гештальта.

Целостный образ

Построение гештальтов происходит по определенным правилам. Эти правила описывают, как происходит организация элементов в группы. Можно выделить основные принципы гештальта:

1. Сходство. Гештальт формируется из сходных объектов. В пример можно привести рисунок, на котором кривые линии образуют форму.

2. Непрерывность. Тенденция следовать взглядом в том направлении, которое связывает объекты.

3. Замкнутость. Если нам даны элементы, расположенные в определенной последовательности так, что мы угадываем очертания некой знакомой фигуры, мы дополняем существующие элементы и видим саму фигуру, хотя фактически её нет.

4. Близость. Расположенные близко элементы воспринимаются как группа. Например, приставленные друг к другу кубики будут казаться квадратом или прямоугольником, тогда как разбросанные в хаотичном порядке будут восприниматься просто как отдельные объекты.

5. Фигура и фон. Объекты воспринимаются либо как фигуры, либо как фон, в зависимости от того, как они размещены, есть ли на них акцент и т.д. Фигура более заметна.

6. Простота. Особенность восприятия, благодаря которой объекты искажаются до идеала – симметрии, до самой простой формы. Этот закон гештальта получил еще одно название – прегнантная форма. Она характеризуется неизменностью и невозможностью упростить или больше упорядочить образ объекта.

Эти законы гештальта, проверенные экспериментально, позволяют утверждать, что образ – это не сумма его частей, а нечто большее. Широко известной является картинка девушки-старухи, которая представлена на рисунке «а».

На рисунке «б» легче увидеть девушку, так как прорисованы ресницы, сережка, обозначено прерывистой линией ожерелье, виднеются нос и плечо. На рисунке «в» – старуха.

А вот на первом рисунке все это перемешано: вроде бы продолжение плеча есть, но сережки, ресниц, ожерелья нет, хотя есть намек на нос.

Когда испытуемым показывали сначала изображение «б», то на рисунке «а» они видели девушку, если же испытуемым предъявляли изображение под буквой «в», то они чаще видели на «а» – старуху. Таким образом было доказано влияние прошлого опыта на последующий.

История и основные понятия

В самом начале ХХ века в Германии зародилась гештальтпсихология. Общая характеристика гештальтпсихологии – представление психики как поля, состоящего из целостных структур-гештальтов.

Психология гештальт рассматривала как целостный образ, упорядочивающий элементы и не сводимый к ним. Восприятие же – процесс организации опыта в гештальты. Гештальтисты проводили множество экспериментов с целью анализа процессов восприятия, мышления и воображения. Теория родилась как ответ на вундтовское представление, в котором образы сводились к своим частям.

Гештальтпсихология возникла в виде направления в результате опыта, подтвердившего гештальт. Психолог Вертхеймер провел эксперимент с восприятием иллюзии движения луча света, что и послужило отправной точкой.

Две прорези в приборе, через которые пропускался свет. Одна вертикальная, другая на 30 градусов отклонена от вертикали. Сначала свет пускали в первую щель, потом – по вторую. Если между этими действиями было около 60 мс, то луч воспринимался движущимся туда-сюда. Если больше 200 мс, то было просто два луча в разное время.

Если принимать во внимание роль исследований гештальтистов, становится яснее, что такое гештальтпсихология, а именно передовое в свое время направление, которое, сойдя на нет под влиянием школы бихевиористов, возродилось отчасти в когнитивной психологии. Последняя в свою очередь, является одной из наиболее многообещающих дисциплин в XXI веке.

Рекомендуем: Абстракции и абстрактное мышление

По мысли гештальтистов, познание – это процесс изменения гештальтов. А сами гештальты определяют затем поведение человека и восприятие среды. Основные положения:

1. Психическое поле

Аналог поля физического. Гештальты располагаются в нем и могут меняться, лучше подходя к внешним условиям. Само поле может реконструироваться – элементы меняют расположение, что свидетельствует об осознании и новом решении или инсайте.

2. Изоморфизм

(С греческого isos – «одинаковый», morphe – «форма»). Внешнее изоморфно внутреннему – гештальты происходящего соответствуют процессам головного мозга, которые совершаются в момент переживания. Таким образом, инсайта можно добиться путем построения внешней схемы задачи – перенесения внутреннего во внешнее и работой с этим.

3. Феноменология

Простыми словами, это отрешение от прошлого опыта, очищение от всего наносного – традиций, догм, правил. Пребывание в «здесь и сейчас».

Гештальттерапия возникла в 40-х годах как ответ на ограниченность психоанализа, восприняв идеи гештальтпсихологии и восточных практик, распространив их на все миропонимание в целом. Она предполагает то, что образы ситуаций, явлений, пережитого представляют собой гештальты.

И, в частности, то, что было пережито, но не завершено, стремится к своему завершению. Гештальт-терапия – это построенная на теории гештальта психотерапия, то есть специфический подход к решению психологических проблем.

Рекомендуем: Апперцепция — это

Её основоположник – Фредерик Перлз.

Основатель гештальт-терапии отошел от психоанализа и воспринял одно из важных утверждений гештальтпсихологии, а именно то, что сознание неотделимо от тела и реальность для человека складывается как последствие состояния его организма. Так, голодный человек будет возвращаться к мыслям о еде и выделять в мире именно те объекты, которые с ней связаны, а сытый – вряд ли.

Психическая реальность есть создание целостных образов (гештальтов), а психопатологии – не что иное, как последствия нарушений создания образов. Создание образов происходит на стыке человека и среды, в действии (контакте), в котором проявляются желания, стремления и потребности человека.

Тот рубеж, где организм стыкуется со средой, терапевты назвали границей контакта. Гештальт-терапия постулирует, что характер – это такое соединение гештальтов, которые повторялись в прошлом, были относительно постоянны и являлись в то время здоровой реакцией на окружающую среду.

Если потребность не удовлетворена и с её удовлетворением есть трудности, то ситуация может выродиться в психопатологию. Именно трудности становятся фокусом терапии, образуя понятие «незавершенный гештальт».

Суть и методы

Для ответа на вопрос, что такое гештальт-терапия, стоит углубиться в её основы. Человек не изолирован, поэтому понимать его нужно в связи со средой (огромным полем).

Он выступает частью большого поля и сам является полем, взаимодействие (контакт) его с малыми и большими полями служит отражением того, что вообще собой представляет личность.

Таким образом, можно создать психологический портрет и выявить затруднения человека в контакте, используя техники раскрытия его гештальтов.

Центральным понятием гештальт-терапии является «незакрытый гештальт». Это понятие означает незавершенные, не доведенные до конца действия. Яркий пример эффекта незавершенного гештальта описан психологом Б. Зейгарник.

В результате экспериментов она выяснила, что люди вспоминают чаще (в два раза!) именно незавершенные задания, чем те, которые были доведены до логического конца.

Человек помнит именно о том, что является его неудовлетворенной потребностью, незавершенным гештальтом.

Ф. Перлз придавал большое значение желанию завершить незаконченное, чтобы добиться целостности. Прожитый, завершенный опыт дает спокойствие и расслабленность, хотя может включать и такие переживания, как печаль, досада, потеря.

Незаконченный гештальт образуется от неудовлетворенной в контакте потребности. С ростом неудовлетворенности человек все больше наполняется напряжением. Человек возвращается к гештальту, но не проживает его до конца, так как боится собственных чувств и эмоций, а это усугубляет состояние отсутствия целостности.

Рекомендуем: Методы арт-терапии

Гештальт-терапевт помогает человеку завершить ситуации и избавиться от их давления, которое создается эмоциями, переживаниями и чувствами, что не были завершены или выражены в прошлом. Для этого человеку необходимо осознать настоящее, присутствовать в нем, взять на себя ответственность за свою жизнь и то, кто он есть, обрести себя. Закрыть гештальт могут помочь:

  • Прощание.
  • Прощение.
  • Благодарность.

Закрывать гештальт не так-то просто. Он, аллегорически, предстает вампиром, притягивающим внимание постоянно и от этого получающим силы. Он насыщается, разрастается и становится всепоглощающим. Пути завершения:

  • Возвращение к старым действиям.
  • Обращение к аналогичным ситуациям в реальном времени.
  • Фантазирование прошлого.
  • Принятие настоящего положения вещей.

В терапии используются различные техники, которые делятся на принципы или игры. Главный принцип – включенность в настоящее или «сейчас». Кроме этого, принципы открытости и непосредственности контакта, высказывание от первого лица и концентрация на потоке переживаний.

Игры разворачиваются для наиболее плодотворного процесса проработки внутреннего опыта и открытия себя. В ходе игр человек достигает завершения гештальта. Некоторые наиболее известные игровые техники:

1. Диалог разных частей личности.

2. Усиление переживания, доведение его до абсурда.

3. Пустой стул. Высказывание эмоций и мыслей пустому стулу.

4. Разыгрывание ролей, противоположных тем, в которых находится обычно человек.

Методы гештальт терапии разнообразны и пополняются, зависят от предпочтений терапевта и проблемы клиента. Общим моментом в них является ориентация на сознательное переживание настоящего.

Лайфхак от Зейгарник

Многие исследователи подтверждали эффект Зейгарник. Аткинсон присовокупил к результатам исследования Зейгарник важность мотивации. Чем более мотивирован человек на решение задачи, тем сложнее он забывает незавершенные задачи. Где это может работать?

1. Быстрое запоминание. Можно попробовать запоминать что-то не целиком, а только частями. Достаточно прерываться периодически при выполнении задачи, и в памяти осядет больше.

Рекомендуем: Высшие психические функции

2. Реклама. Знакомая музыка, звучащая в ролике, как правило, притягивает внимание, так как хочется дослушать ее до конца. А ролики в сопровождении незавершенных мелодий оседают в памяти.

3. Сложные дела. Стоит только начать делать какое-то дело, как оно само потом будет притягивать внимание, если будет незавершенным.

4. Создание интриги. Если закончить сообщение на действии, у которого отсутствует логический конец, то слушатели будут ждать продолжения, так как действие не завершено. Так работают сериалы, к примеру.

Когда нам удается начать, мы склонны завершить. Промедление же только портит настроение и нагнетает обстановку. Вы столкнулись с масштабной задачей? Избегаете первого шага? Да, кажется, что неизвестно, как начать и с чего, но каждый раз вспоминайте об эффекте Зейгарник!

Если есть некоторый уровень мотивации и вера в возможность осуществления этого дела, то вы его сделаете. Стоит только начать, чуть-чуть, хотя бы с чего-то, с самых легких частей задачи, а дальше все пойдет как по маслу! И дробите дела на детали – как правило, люди, думающие больше о деталях, а не об общей картине, меньше откладывают выполнение дел. Екатерина Волкова

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/geshtalt.html

Гештальт-терапия для “чайников”: Какой эффект дает гештальт терапия?

Правила и игры в гештальт-терапии

В любом деле, прежде чем вы за него возьметесь, “подпишетесь” на оказание услуг или купите товар, начнете что-либо делать, важно понимать: какой эффект это принесет, какую пользу, какие реальные выгоды? Не обходит этот вопрос стороной и гештальттерапию. В этом посте из серии “гештальт-терапия для “чайников” попробуем разобраться, какие выгоды доступны клиентам терапевтов именно этого направления.

1. Работа над случившейся потерей чувствительности

Увы, в моменты острых переживаний все – от родной матери и до коллег – стремятся утешить и успокоить. “Ну-ну, не плачь, не переживай, не волнуйся” – то есть, потеряй чувствительность. Выбери обезболивание. Вернись к нам удобным.

Однако свои собственные впечатления, выводы, свою силу справиться с чем-то можно обнаружить только через переживания.

Личная психотерапия с грамотным терапевтом направлена как раз на то, чтобы обезболивание (а заодно и нечувствительность) постепенно убрать, и справиться с обнаруженными под этим слоем своими чувствами.

Чувства разумнее переживать с кем-то – тогда есть возможность пережить их “до конца”, исчерпать свое горе, излить свою боль, принять свою радость или остаться, не убежать от своей внезапной нежности.

Этот эффект позволяет прожить дольше, не хвататься за сердце в 55, 44 или 33, когда сын впервые… или босс скажет…

Пережил – значит, не носишь с собой весь объем ситуации, наглухо завернутый в обезболивание. “Носишь” в итоге только заметку в дневнике: “От красивых красных грибочков с белыми пятнышками бывает плохо!” – и этого оказывается вполне достаточно для жизни.

2. Физическое здоровье

Это тоже может стать хорошим, заметным и очень значимым эффектом гештальт-терапии. В гештальте очень много внимания уделяется телесным процессам, от зажимов и до учащенного дыхания, от “почему у тебя чешется глаз, видеть что-то не хочешь?” и до функционирования целых систем.

К примеру, проработав отношения с матерью, собственные ожидания, и уже перестав ожидать ребенка, дамы нередко “совершенно случайно” оказываются беременны долгожданным ребенком.

Просто сидеть дома и в одну точку говорить: “Я отпускаю свое желание родить! Я отпускаю…” – как правило, малополезно.

Здесь важно, чтобы в момент переживания чего бы то ни было рядом был небезразличный человек, который специально подготовлен к переживанию окружающими разных чувств, в т.ч. тех, которые считаются неприятными, некрасивыми, стыдными, запретными.

Доказанная психогенная природа есть у таких заболеваний, как: аллергия, астма, ревматические проявления, бронхиты, кожные заболевания, проблемы с пищеварением, зрением. Боли различной природы, от которых отмахиваются врачи – мол, не знаем! выдумываете вы все! – это зачастую так называемые психосоматические компоненты каких-то проблем.

Опытные гештальт-терапевты значительно реже болеют простудными заболеваниями, вирусными и многими другими.

В качестве эффекта от гештальт-терапиии вы получите свои собственные способы, как обходиться:

а) с телом (“что-то мне ломит вечером… к чему бы это? чего мне хочется”) – и тело чутко откликается на раннюю заботу, не вваливаясь в тяжелые гриппы,

б) со своими желаниями (это очень заметно на детях: не хочет в школу или садик – заболевает. Хочет внимания от мамы – заболевает. У младенцев, если маме плохо или тяжело, часто начинаются аллергические реакции, высыпания, проблемы с кожей).

Все это вместе позволяет грамотнее распоряжаться данными от природы ресурсами. А связка “не замечаю первых симптомов, ведь я же должен на работу!” + “не хочу на работу, там большие проблемы” и дает множество обострений заболеваний – сезонных, хронических, острых и других.

3. Качественные отношения

Под качественными стоит понимать те отношения, в которых вас принимают, и вы в достаточной степени принимаете человека со всеми его особенностями. Это удивительно приятный процесс, который со временем затрагивает не только “вторую половинку”, но и друзей, родных, детей и родителей, работников и начальников.

Это как с игрой на пианино: если человек научился играть, то он и за клавесин, и за синтезатор станет и кой-чего сыграет, приятное уху и сердцу.

Теперь кратко перечислим, каких эффектов от гештальт-терапии вообще не стоит ожидать:

1.Что вы станете добрее к людям, найдете ключи к каждому сердцу.

Ну правда, разве вам нужны все-все или каждый-каждый? Ключ к сердцу бомжа или алкоголика тоже будете искать? И до каких пределов простирается ваша доброта?

2.Что вы станете удобнее, приятнее для окружающих.

Гештальт-терапия как раз и нацелена на то, чтобы разграничить: хочу я что-то для себя или для других? Чем более собранный, подготовленный, внимательный клиент становится, тем чаще он понимает, что не хочет быть удобным. А все чаще хочет быть собой. Тем, кто не принимает “меня-вот такого”, большой привет и вопрос: а зачем я вам вообще нужен? Только “подай-принеси-исполни”?

3. Большей социализированности – нет-нет-нет.

Увы, такой цели у гештальт-терапии и такого “побочного эффекта” нет. Социализация подразумевает, что я становлюсь более успешным в социальных связях, активнее их завожу, быстрее продвигаюсь по карьерной лестнице и вообще молодец по Карнеги со всех сторон. См. пункт про удобство для окружающих.

Кроме того, гештальт-подход не вписывается во многие государственные системы, системы вообще. Это глубоко индивидуалистский подход, направленный на осознавание “а что же происходит между мной и окружающим миром?” А как раз осознаваний всевозможные “госы” не подразумевают. Бери больше – бросай дальше!

А тут приходит клиент из гештальт-терапии, и еще думает, (гад), бросать ему или не бросать, и брать ли вообще, а чья это ответственность на самом деле. Неудобно!

Удобства вам, открытий и желаемых вами отношений!

Источник: http://Sova-Psiholog.ru/geshtalt-terapija-dlja-chajnikov-kakoj-jeffekt-daet-geshtalt-terapija/

Как вернуть себе себя настоящего?

Правила и игры в гештальт-терапии

А сейчас мы будем приоткрывать для вас секреты кухни работы психотерапевта. Конечно, процесс психотерапии целостен и далеко не всегда поддаётся препарированию, но всё же некоторые принципы, которые «работают» с невротическими расстройствами, рассмотреть можно.

Гештальт-терапия очень успешно справляется с неврозами. Большинство техник направлены на постепенное прохождение слоёв невроза к аутентичному существованию.

Цель гештальт-терапии состоит в том, чтобы:

  • снять блокирование и стимулировать развитие;
  • создать цель и внутренний источник опоры;
  • создать контакт с собой и с окружением;
  • обогащать осознавание установок и способов поведения прошлого и настоящего;
  • развить готовность клиента к принятию решений и действий, т.е. достичь эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности.

Для справки:

Невротическая личность: опирается на среду, ищет поддержку окружающего мира, манипулирует другими для удовлетворения своих потребностей. Такие люди не способны (или не желают) рисковать, надолго берут на себя защитную роль «беспомощного», «маленького» или «дурачка».

Зрелая личность: ищет источники поддержки в самой себе, уверенно идет по пути удовлетворения своих потребностей (формирование гештальта), адекватный процесс контактов со средой и отходов.

Зрелость наступает, когда человек мобилизует свои ресурсы для преодоления фрустрации и страха, возникающих из-за отсутствия поддержки со стороны окружающих. Если личность всё же не может воспользоваться поддержкой окружающих или найти опору в себе самой, то такая ситуация называется тупиковой. Зрелость состоит в умении рисковать, чтобы выбраться из тупика.

Отец гештальт-терапии Фредерик Перлз считал, что невроз состоит из 5 уровней (слоев), через которые должен проходить процесс терапии на пути к зрелости, принятию ответственности за самого себя, открытию клиентом своей истинной индивидуальности.

Первый уровень – уровень «фальшивых отношений», клише, игр и ролей. Человек стремится стать тем, кем он нафантазировал себя в детстве или интроецировал послания близких людей и общества, а не самим собой.

Второй уровень – фобический, искусственный. Человек начинает осознавать своё «фальшивое» поведение, но боится быть тем, кем он является. Ему страшно, что общество осудит его.

Третий уровень – тупик, безвыходное положение. Человек переживает чувство потерянности и пустоты, так как уже не играет несвойственные ему роли, не притворяется перед самим собой и другими. Он переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет использовать собственные ресурсы.

Четвертый уровень – внутренний взрыв. После перехода через тупик, человек может испытывать страх смерти или даже чувствовать, что умирает, возникает чувство большого напряжения и оцепенения, появляется убеждение, что вот-вот должно случиться что-то страшное.

Пятый уровень – внешний взрыв. Тут происходит рождение аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Глубокое и интенсивное эмоциональное переживание приносит облегчение и возвращает эмоциональное равновесие.

При неврозе человек не может удовлетворить свои потребности, достичь целей, делает то, что ему неполезно и не делает то, что ему важно. Процесс саморегуляции у него неэффективен.

При работе с неврозами терапевт создает условия эксперимента, в которых пациент сам находит, что для него полезно, что вредно. Это одна из важных отличительных черт подхода.

Гештальт-терапевт предлагает пациенту разнообразные игры и упражнения, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимым содержанием и переживаниями, а также предоставляет возможность экспериментирования с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр пациенты «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами.

Принцип «Очистка луковицы», которым можно резюмировать вышесказанное.

Клиент постепенно освобождается от невроза, психологических, эмоциональных проблем. С помощью вопросов терапевта и ответов клиента, проблема одна за другой, выступая в виде «Фигур», постепенно убирается в «Фон».

Конечная цель терапии в том, чтобы клиент обрел способность самостоятельно справляться со своими психологическими проблемами и не зависел от гештальт-терапевта.

Все подходы и техники гештальт-терапии можно разделить на три группы:

  • сдерживающие (развивают осознанность, предотвращая привычный чувственный опыт);
  • экспрессивные (развивают осознанность с помощью преувеличенного выражения);
  • интегративные (объединяют части личности, отчуждённые вследствие внутреннего конфликта).

Охватить все техники гештальт-терапии не является нашей задачей, но обрисовать наиболее яркие, которые будет использовать терапевт в процессе работы с невротизацией у клиента, всё же представляется возможным.

Гештальт не любит повествовательности.

Абстрактные рассуждения любого уровня, будь-то глубочайшие экзистенциональные размышления, анализ политической ситуации в стране или беседа о погоде, уводят человека от Его актуальных переживаний и потребностей, которые обязательно стоят за каждой отвлечённой беседой. «Чего ты избегаешь сейчас?», «Скажи об этом прямо» – будет предлагать вам ваш психотерапевт.

Постепенно клиенты отказываются от привычных оценок и интерпретаций. За ними, как правило, стоит старый, изживший себя опыт. Задача же совместной с терапевтом работы – перевести самоощущение клиента до уровня простых, переживаемых на телесном уровне феноменов.

Это делается для того, чтобы воссоединить клиента с собственной эмоциональной энергией и максимально правдиво отразить восприятие текущей ситуации.

Вот почему большинство психологов поощряют «Я-язык» (когда любые послания, адресованные другим людям трансформируются в «я-сообщения», которые показывают лишь то, как всё происходящее отражается в личном восприятии клиента). Это помогает присвоить личную ответственность за происходящее в жизни.

Акцент и фокусирование на настоящем моменте, техника «здесь-и-сейчас».

Это отличительная особенность гештальт-терапии, которая утверждает, что любой травмирующий опыт прошлого, если он актуален, при определённых условиях, начинает «жить» и разворачиваться в настоящем моменте.

И лишь в настоящем моменте появляется шанс решить незавершённые задачи прошлого. «Что с тобой сейчас?», «Что ты чувствуешь?» – неслучайно излюбленные вопросы гештальт-терапевтов.

Если сказать по-простому, то гештальт-терапевт в процессе взаимодействия с ним клиента занимается единственной работой – поддерживает одни формы поведения и останавливает другие. Осознавание, чувствование, опора на себя, экспериментирование и диалог – приветствуются, привычные формы поведения, поиск опоры вовне – не поддерживаются.

Подход гештальт-терапии «Челночное движение». Он заключается в поэтапном переживании клиентом события с возвратом (если нужно) от следующего этапа к предыдущему. Переживание проходит в стиле «психодрамы», т.е. клиент визуализирует травматическую ситуацию и проживает ее, тем самым завершая «незаконченную ситуацию».

Диалог между частями собственной личности. Игра или упражнение используется при явном разделении личности на отдельные фрагменты. Психотерапевт предлагает пациенту провести диалог между разными частями личности – сильной и слабой, умной и глупой.

Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с тревогой, страхом), и с отдельными частями или органами собственного тела, и с воображаемым значимым для пациента человеком. Часто для этого используется пресловутая техника «пустого стула».

Отождествление с частями тела, симптомом – это та игра (или упражнение), которая позволяет «включить» в личность те аспекты, за которые человек не принимает ответственности и, соответственно, теряет всякое управление над ними.

Совершение кругов. Клиенту предлагается пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например, выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают или выразить собственные чувства по отношению к членам группы.

Незаконченное дело. Клиенту предлагается высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незавершённой ситуации.

Определение проекций. Клиенту предлагается «разыграть проекцию», т. е. примерить на самого себя то чувство или черту характера, которую он приписывает другому. Постепенно входя в роль, человек раскрывает себя, при этом может произойти интеграция прежде отвергаемых сторон личности.

Нахождение противоположного. Клиенту предлагается, к примеру, разыграть роль, противоположную той, которую он демонстрирует в группе. Такой прием позволяет достичь более полного соприкосновения с теми сторонами своей личности, которые прежде были скрыты, восстановить более полное восприятие ситуации и способность осознанного выбора реакций и проявлений.

Упражнения на воображение. Иллюстрируют процесс проекции и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Среди таких упражнений наиболее популярна игра «Старый заброшенный магазин».

Пациенту предлагают представить себя предметом в старом заброшенном магазине, описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он оставлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета.

Идентифицируясь с предметами, пациенты проецируют на них какие-то свои личностные аспекты.

Отождествление с образами сновидений. Если возникает такой запрос, то гештальт-терапевт работает и со сновидениями. Перлз считал, что сновидения – это попытка завершения того, что не полностью выражено в жизни человека.

Поэтому выделяются наиболее эмоционально заряженные образы в сновидении, и клиенту предлагается побыть этими элементами сна: говорить, двигаться, взаимодействовать от их имени. А следующим этапом может быть разыгрывание своеобразного взаимодействия между элементами сна.

И в завершение гештальт-терапевт может попытаться установить мостик «На что это похоже в вашей жизни?».

«Я принимаю ответственность». После заявления клиент должен добавлять: «И я принимаю ответственность за это».

В гештальт-подходе существует бесконечное количество техник и упражнений. Так как направление поощряет творчество и спонтанность, многие из них могут быть придуманы прямо во время прохождения клиентами групповой или индивидуальной терапии. Эффективность применения той или иной техники во многом определяет личность самого клиента, его восприятие, интеллект и т.д.

Можно ли это всё проделывать себе самому? Что-то можно, но сложно. Большинство деформаций личности происходит в близких отношениях, именно поэтому лучшее место для исцеления – это тоже отношения.

Цель гештальт-терапии больше, чем решение личных проблем, она меняет весь стиль жизни клиента, и к этому нужно быть готовыми. Вот поэтому лучше, конечно же, обратиться к профессионалу, который сопроводит вас в этом нелёгком, но интересном пути.

Автор Натали Соколан

Помогите проекту – поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! 🙂

Источник: https://psychologies.today/kak-vernut-sebe-sebya-nastoyashhego/

Психодоктор
Добавить комментарий