Причины детской и подростковой жестокости

Содержание
  1. Проблема детской жестокости
  2. Детская жестокость к сверстникам
  3. Детская жестокость к животным
  4. Детская жестокость: как вести себя родителям?
  5. Жестокость и агрессия у детей: в чем опасность?
  6. Жестокость подростков: причины и профилактика. Трудный подросток
  7. Специфика и причины проявления агрессивности
  8. Сочетание факторов
  9. Семья
  10. Отсутствие запретов
  11. Друзья
  12. Школа
  13. Интернет, телевидение
  14. Трудный подросток: выявление
  15. Ребенок – жертва
  16. Как избежать агрессии?
  17. И напоследок…
  18. Детская, подростковая жестокость – причины, что делать?
  19. Жестокие дети-подростки — причины появления и методы избавления
  20. Причины появления детской и подростковой жестокости
  21. Методы избавления от жестокости у детей и подростков
  22. Детская и подростковая жестокость
  23. Причины жестокости у детей
  24. Как помочь ребенку преодолеть жестокость
  25. Детская жестокость что это такое
  26. Жестокость у детей. Причины появления
  27. Роль семьи
  28. Виды детской жестокости
  29. Как проявляется жестокость
  30. Советы родителям

Проблема детской жестокости

Причины детской и подростковой жестокости

Проблема детской жестокости – это не редкость. Зачастую дети, начинающие взрослеть, ведут себя по отношению к сверстникам или животным жестоко. Детские психологи выявили целый ряд причин, согласно которым ребенок, который всегда был добрым, ласковым и покладистым внезапно начинал проявлять себя бездушным и агрессивным. В чем же кроются причины такого поведения ребенка?

Детская жестокость к сверстникам

Дети действительно жестоки по отношению к сверстникам. Обычно такое поведение возникает в дошкольном и младшем школьном возрасте (6 – 10 лет). В этом периоде происходит становление ребенка как личности и проявляется его характер. Причины агрессии ребенка в таком возрасте следующие:

  1. Ребенок еще плохо дифференцирует добро и зло. Дети дошкольного возраста учатся адаптироваться в социуме постепенно. Они имеют малый жизненный опыт, позволяющий отличить плохое от хорошего. Важно активно контактировать с ребенком, обсуждать каждый случай, в котором было замечено его жестокое поведение.
  2. Ребенок перенимает неудачную модель поведения в семье. Если в семье нередки ссоры и скандалы, нецензурная ругань, агрессия по отношению к членам семьи, на подсознание ребенка это откладывает отпечаток. И в ситуации, имеющей сходство с жизненной, он может повести себя аналогично.
  3. Жестокость по отношению к ребенку. Частые наказания за малейшую провинность, побои и прочие проявления жестокости взрослых по отношению к ребенку могут спровоцировать у него формирование аналогичного поведения к сверстникам. При малейших намеках на насильственное поведение по отношению к ребенку в семье необходимо обратиться в органы опеки.
  4. Плохой контроль над эмоциями. Дети плохо контролируют свои эмоции. Вспышки агрессии иногда проявляются и у взрослых людей. Не каждый взрослый, и тем более ребенок, способны одинаково хорошо сдерживать порывы гнева и не выплескивать его на окружающих.
  5. У детей выражена экспрессивная форма порицания человеческих недостатков (физических и психологических). Это опять же связано с малым жизненным опытом и невозможностью мириться с тем, что рядом с основной массой «нормальных» (по мнению ребенка) детей находится дефективный (хромой, косой, с заячьей губой, очкарик, неряха, копуша и т.д.).
  6. Пропаганда насилия в средствах массовой информации (телевидение, интернет). Современные дети проводят массу времени за просмотром телевизора и ковыряясь в интернете. Даже обычные новостные ролики полны завуалированных сцен насилия. Дети узнают о том, что кто-то кого-то избил, изнасиловал, издевался над животным и т.д. Кстати, современное кино (боевики, фильмы ужасов) тоже полны негативной информации, не нужной для гармоничного развития ребенка-дошкольника.
  7. Ребенок хочет обратить на себя внимание. Если воспитанием ребенка в семье практически никто не занимается и его воспитывает улица, он учится плохому поведению у своих сверстников. Агрессивным поведением ребенок хочет привлечь внимание, получить необходимую ему порцию любви и нежности, в которой нуждаются дети этого возраста.

Детская жестокость к животным

Тема жестокого поведения детей по отношению к животным – это отдельный вопрос. У психологов до сих пор нет однозначного ответа на вопрос почему даже «благополучные» дети иногда издеваются над животными. Существует несколько теоретических причин, которые к этом приводят:

  1. Отсутствие сострадания к братьям меньшим. Сострадание как положительное качество в человеке формируется не за один год жизни. Дети не всегда жалеют тех, кто меньше их потому, что подсознательно видят их как слабых особей. В этом заложено одно из основных правил естественного отбора – «выживает сильнейший».
  2. Любопытство. Детям интересно, как поведет себя животное в ситуации, для него не стандартной. Именно поэтому они привязывают консервные банки к лапам собак и кошек и заставляют их бегать, бросают несчастных животных в воду. Причем на мучения животных они чаще всего реагируют хладнокровно, как наблюдатели.
  3. Ревность по отношению к сверстнику. Если у ребенка есть друг или подруга, которые уделяют слишком много времени своему домашнему любимцу, ребенок может ревновать и подсознательно вести себя жестоко по отношению к другим животным. Таким образом ребенок «мстит» за невнимание своего друга по отношению к нему.

Детская жестокость: как вести себя родителям?

Как вести себя родителям, если у ребенка проявилась любая форма жестокости? Нельзя поощрять такое поведение. Необходимо как можно чаще общаться с ребенком на волнующие темы, объяснять ему что делать можно, а что – нельзя, что хорошо с точки зрения общества, а что – плохо.

https://www.youtube.com/watch?v=qva00eymCUc

Важно аргументировать свою точку зрения и воспитывать в ребенке такие качества как: сострадание, жалость, доброту.

Необходимо повторять: «нельзя обижать животных – они беззащитные и не могут дать отпор», «нельзя дразнить лопоухую девочку в классе, любой мог родиться с такими ушами», «нельзя дразнить мальчика очкариком, когда он начнет носить контактные линзы, никто и не вспомнит о том, что он носил очки» и т.д.

Жестокость и агрессия у детей: в чем опасность?

Агрессивные и жестокие дети, у которых своевременно не была подкорректирована модель поведения, рискуют превратиться в безжалостных, не контролирующих приступы ярости, взрослых людей.

Такие люди сложно адаптируются в обществе, с трудом находят себе работу, не приживаются ни в одном коллективе. Они вечно чем-то недовольны, агрессивны, неблагополучны, часто имеют проблемы с правоохранительными органами.

Такие люди ни с кем не считаются, пытаются доминировать и выставляют свое мнение как приоритетное. Современный социум не терпит этого, конфликты никому не нужны, а значит, положительные качества в человеке необходимо воспитывать с самого детства.

Посмотрите видео по теме:

Источник: http://mamamozhetvse.ru/problema-detskoj-zhestokosti.html

Жестокость подростков: причины и профилактика. Трудный подросток

Причины детской и подростковой жестокости

История человечества полна страшных событий. Пытки, войны, насилие над детьми и женщинами, пренебрежение стариками — это только отдельные примеры жестокости, которая сопровождает развитие всякого общества.

Люди уделяют огромное внимание преодолению агрессивности, считая ее одной из самых важных социальных проблем. Так, создаются всевозможные психосоциальные технологии, которые направлены на предупреждение у людей агрессивности.

В нашей стране также есть проблема подростковой жестокости. Профилактика агрессивности детей – это объективная необходимость.

Как самые слабые и наименее защищенные члены общества, малыши первыми становятся жертвами плохого обращения в различных учреждениях, семье. Спустя короткий промежуток времени обществу за это они платят с лихвой. Из статьи мы узнаем, что такое жестокость подростков, а также как ее можно скорректировать.

Существует огромное количество фактов, которые подтверждают, что и в совершенно нормальных семьях иногда вырастают озлобленные дети.

Поэтому семейное благополучие не дает гарантии, что ребенок при необходимости протянет руку помощи нуждающемуся. Жестокость подростков причины имеет в основном более глубокие. Часто она возникает из-за школьного воспитания.

Не каждый учитель сегодня пойдет на выяснение истинной причины конфликта между учениками своего класса.

У ребенка характер проявляться начинает в раннем детстве. Классному учителю несложно выявить, кто из учеников лидер, кто – «мальчик для битья», а также кто по отношению к остальным людям часто проявляет агрессию. Не стоит игнорировать возникшую в классе накаленную атмосферу.

Известны грустные результаты того, как способна завершиться травля ученика его одноклассниками. Нельзя делать вид, что ничего не произошло. Есть возможность своевременным вмешательством даже спасти жизнь ребенка.

Многие подростки, ощущая себя изгоями, находятся на краю самоубийства. Жестокие дети начинают травить ребенка, что абсолютно неприемлемо. Это ситуация, выходящая из ряда вон.

Необходимо приложить все педагогическое мастерство для того, чтобы данное положение исправить.

Когда ребенок видит, что на жестокое обращение никто внимания не обращает, издевательства становятся еще более страшными. Нужно собирать класс как можно чаще для разъяснительной беседы, а также постараться найти общие точки соприкосновения и интересы. Зачастую такой контроль дает положительные результаты.

Специфика и причины проявления агрессивности

Личность ребёнка формируется в среде, окружающей его, а не самостоятельно. Особенно важна в этом роль небольших групп, где трудный подросток взаимодействует с остальными людьми.

Изначально касается это семьи. Различные авторы выделяют типы неблагополучных семей, в которых проявляется жестокость девочек-подростков (да и мальчиков тоже).

Данные классификации дополняют, а не противоречат, иногда друг друга повторяя.

Сочетание факторов

Стоит отметить, что сочетание неблагоприятных психологических, биологических, семейных и остальных социальных факторов искажает образ жизни детей.

Для них становится характерным нарушение с окружающими людьми эмоциональных отношений. Они попадают под большое влияние группы лидеров, зачастую формирующей асоциальные жизненные ценности.

Образ жизни, культура подростков, среда, круг общения и стиль способствуют развитию девиантного поведения.

Отрицательный микроклимат в разных семьях обуславливает появление грубости, отчуждённости, неприязни некоторой части подростков, а также стремления всё делать вопреки воле старших, назло. Это создаёт предпосылки для возникновения демонстративного неповиновения, разрушительных действий и агрессивности.

Семья

Детские психологи и специалисты по всему миру пробуют выяснить причины усилившейся агрессии, которой сейчас подвержены девочки и мальчики-подростки. Они приходят к выводу, что в семье именно в первую очередь происходят процессы, которые способствуют формированию озлобленности малыша. Как ни странно, в основном ее причиной становится родительская слепая любовь.

Если, к примеру, родители опекают и оберегают свое дитя, при этом в нем не видя личности и не ценя его индивидуальность, у него в душе зарождается желание доказать и показать, что он способен делать что-то по-своему и сам.

И на данном пути девочки и мальчики-подростки зачастую совершают агрессивные поступки по отношению к людям, окружающим их.

Для того чтобы избежать этой ситуации, ребенку нужно давать право выбора, предоставить ему личное пространство, при этом не потеряв контроль.

Отсутствие запретов

Вторым опасным порождением родительской слепой любви считается вседозволенность, которую никакие аргументы оправдать не могут. У ребенка возникает чувство безнаказанности.

Игнорирование проступков и исполнение любых капризов не помогут построить нормальные отношения, а также установить связь с другими детьми.

Чуть позже это станет причиной деструктивного и агрессивного поведения, и ребенка начнут называть «трудным подростком».

Друзья

Практически все дети критику сверстников воспринимают чувствительнее, чем доводы родителей. Всегда острой остается проблема «плохой компании» – агрессивный и наглый ребенок способен задать пример и тон поведения группе детей, при этом стремление соответствовать его стилю и внутренний диссонанс лишь усугубляют жестокость подростков.

Выходом из такой ситуации будет постепенное развитие новых интересов и ценностей: необходимо «прощупать», что именно интересует ребенка – спорт, танцы, творчество и пр. Он сможет уделять больше времени увлечениям, там обзаведется другими друзьями, в чем его необходимо только поощрять.

Школа

Практически каждый школьник сталкивался хотя бы раз с самыми распространенными сложностями – недопониманием учителей или неприятием одноклассниками.

Ребенок, а тем более новичок, таким образом, может стать объектом издевательств и изгоем со стороны остальных учеников по различным причинам – он может быть приверженцем другой религии, принадлежать к другой национальности, быть глупым, умным, с особенностями внешности.

Жестокость подростков границ не знает, они могут несправедливо обойтись со сверстниками лишь из-за их непохожести на всех остальных.

По тому же поводу они могут подвергнуться нападкам и со стороны части учителей. Скандальный нашумевший фильм «Школа» Валерии Гай Германики как раз повествует о трудностях сегодняшних учреждений среднего образования.

Интернет, телевидение

Жестокость подростков возросла до пугающих размеров в XX-XXI веках. Специалисты видят причину этого в доступности и распространении интернета и телевидения.

Самые захватывающие и популярные фильмы обязательно содержат сцены насилия, сильно влияющие на детскую несформированную психику. Различные компьютерные игры предполагают убийства и сражения для выигрыша.

ролики, которые показывают разврат, безответственность и грубость, в интернете есть в свободном доступе.

Нашим детям скучно стало «просто» драться – необходимо это обязательно снять на телефон, после чего видео выложить в сеть. Что делать с этим? Внимание ребенка переключать на другие, конструктивные занятия, а также приводить аргументы в защиту того, что жестокость и агрессивность – это совсем не «круто».

Трудный подросток: выявление

Профилактика жестокости в подростковой среде начинается с выявления эмоционального и психического состояния каждого ребенка путем анкетирования учащихся. При помощи такой процедуры можно выяснить, как часто подростку приходится сталкиваться с несправедливым или жестоким отношением к себе, и другие вопросы.

Ребенок – жертва

Для выявления этой проблемы необходимо внимательно следить за поведением подростка, когда он приходит из школы. Следует обращать внимание на незначительные, малейшие перемены в обычном его поведении.

Каждая мать увидит, если вдруг у ребенка исчезло желание бывать в школе, что он временами приходит в рваных вещах, пропал аппетит. Это признаки наличия проблемы. Следует с ним поговорить по душам. Конечно, вывести его на такой разговор будет очень сложно. Не в каждой семье есть доверительные отношения.

Следует с малых лет своей дочери или сыну показывать, что родители – это самые лучшие и надежные друзья.

При конфликте ребенка со сверстниками найти выход вместе будет значительно легче. Если он делиться не хочет, необходимо постараться проявлять доброжелательность и осторожность. Не следует выпытывать под давлением информацию. Продемонстрируйте ему, что вы на его стороне целиком и полностью. Вероятно, в этом случае он сочтет нужным попросить помощи, раскрыться.

Ребенок в этом случае опасается, что только усугубит свою непростую ситуацию такими откровениями с близкими. Он полагает, что стремление рассказать все родителям – это показатель слабого характера. Следует убедить его, что это не так.

Вы вместе сможете выбрать адекватное решение, отыскать правильный выход из сложившегося конфликта. Над детскими проблемами не насмехайтесь, заявляя, что это все ерунда. Подобным отношением ранимую юную душу можно сильно обидеть.

Новостные сайты в последнее время буквально переполнены различными материалами о случаях повышенной агрессии у подростков.

При этом обилие компьютерных игр с различными элементами насилия и расправы отражается не лучшим образом на психике ребенка. Большое количество подростков после избиения одноклассниками пытались покончить с жизнью.

Кроме того, такие сцены, как уже говорилось выше, снимаются на камеру и выкладываются на всеобщее обозрение в интернет.

Как избежать агрессии?

Подростковая и детская жестокость уже стала определенным социальным феноменом. В нынешний момент коррекция агрессивного поведения подростков предполагает задействование всех общественных институтов. При этом начать нужно с семьи, продолжить – в садике и школе, затем привлечь секции и кружки, а закончить уже вузами и рабочими коллективами.

Стоит отметить, что насилие с использованием особой жестокости — это широко встречающееся понятие в уголовном праве. Следовательно, подростки, в особенности достигшие возраста уголовной ответственности, за свои проступки могут быть наказаны.

Но основное количество жестоких подростков не являются социопатами и садистами, а значит, они способны исправиться и без лечебных и исправительных учреждений. Им необходимо поддержка и помощь взрослых, родителей и учителей в первую очередь, потом наставников и тренеров, сознательных старших товарищей.

Конечно, серьезно наказывать нужно не всю группу совершивших насилие над другими детьми, а лишь их лидера, в особенности если тот – явный социопат или садист.

С другими же детьми и их родителями нужно провести профилактические серьезные беседы, а также взять на контроль органами власти.

Кроме того, для улучшения эмоционально-психологического семейного климата, для помощи подросткам и детям в преодолении психологических внутренних проблем хорошо было бы пройти у опытного психолога курс семейных консультаций.

И напоследок…

Подросткам требуется руководство взрослого, который должен обладать авторитетом, харизмой, внутренней силой.

В архаичных обществах недаром всегда выдвигались на роль наставников самые яркие, интересные люди. Но сейчас педагогическая сфера с этой задачей справляется не всегда.

К счастью, есть еще руководители кружков, тренеры, учителя, обладающие качествами наставника, только вот их все меньше.

Стоит отметить, что агрессия – это не обязательно плохо. Она дает возможность защищать свою территорию, потомство, бороться за жизнь, добиваться цели, преодолевать трудности. Когда агрессия функционирует нормально, она работает, словно вода, крутящая жернова жизни.

Источник: http://fb.ru/article/293981/jestokost-podrostkov-prichinyi-i-profilaktika-trudnyiy-podrostok

Детская, подростковая жестокость – причины, что делать?

Причины детской и подростковой жестокости

Почему в последние годы так обострилась детская, подростковая жестокость.

Откуда у детей и подростков такая нечеловечность (негуманность) и деструктивная агрессия по отношению к сверстникам во дворе, младшим детям и животным на улице, одноклассникам в школе? Как появляются жестокие дети-подростки в современном обществе?

Сегодня на сайте психологической помощи http://Психоаналитик-Матвеев.РФ вы, уважаемые посетители, узнаете все о подростковой, детской жестокости и осознанном агрессивном поведении в отношении других людей и животных, с точки зрения глубинной психологии.

Жестокие дети-подростки — причины появления и методы избавления

На самом деле жестокие дети и подростки были и раньше, сегодняшнее «обострение» детской агрессии — это, скорее, обусловлено СМИ и Интернетом, а не реальным увеличением агрессивности, девиантного и делинквентного детского поведения.
Т.е. жестокое поведение подростков и детей стало достоянием общественности, поэтому и кажется, что ситуация сильно обострилась.

Хотя, в современном обществе, со слабым воспитанием подростков, профилактикой детской преступности, отсутствием многочисленных кружков и секций, занимающих свободное время, и малым влиянием школы на самосознание ребенка, а также, из-за влияния на неокрепшую детскую психику негативного, часто насильственного характера, контента из Интернета, телевидения и компьютерных игр, действительно наблюдается тенденция к росту детской и подростковой жестокости, особенно в отношениях со своими сверстниками, как правило изгоями в подростковой социальной группе.

Причины появления детской и подростковой жестокости

Сама по себе жестокость, в энциклопедическом понимании, — это морально-психологическая черта характера, проявляемая в издевательском, оскорбительном, уничижительном отношении к животным и людям. Цель жестокости — причинение психологической (душевной) и физической боли, и, иногда, получение удовольствия от наблюдения за страданиями жертвы.

Жестокость пересекается с такими понятиями как садизм и социопатия, однако, если ребенок или подросток жесток или агрессивен по отношению к другим, как правило, более слабым живым существам, это совсем необязательно, что он садист, социопат или психически больной… (по крайней мере, пока…).

Ребенок не рождается жестоким — эта черта личности приобретается от воздействия внешней среды. Человек — это тоже животное, он может быть хищником и агрессивным в определенных ситуациях, но не одно хищное животное не издевается, не пытает и не унижает свою жертву, при этом получая удовольствие. Хищник терзает жертву не из удовольствия, а из-за того, что ему нужно есть, чтобы выжить.

Основная причина детской и подростковой жестокости берет свое начало в семейных, детско-родительских отношениях.

Именно процесс воспитания (родительского программирования) является основополагающим, базовым в появлении и поведенческом проявлении жестокого поведения.

Воздействие улицы, телевидения, фильмов, компьютерных игр — значимо в появлении жестокости у детей и подростков, но второстепенно.

Жестокость в семье, и необязательно по отношению к самому ребенку, может стать неосознанным программированием агрессивности у детей. Также и слишком большая забота и ласка по отношению к своему чаду, может дать толчок к агрессивному поведению по отношению к другим людям.

Часто бывает так, что родители (с виду вполне нормальная семья), узнав, что их ребенок (подросток) проявлял жестокость, например, в школе или во дворе, или был соучастником, хоть и пассивным, группового проявления агрессии, издевательства и насилия над сверстниками, вполне искренне недоумевают, испытывая некое замешательство и шок, от этого известия. Эти родители убеждены, искренне верят в то, что их мальчик или девочка не могли быть жестокими, т.к. ничего подобного за ними не замечали дома, мало того, они наоборот — добрые, ласковые и пушистые.

Однако факт остается фактом — ребенок-подросток почему-то проявил жестокость и агрессию по отношению к сверстникам, младшим детям, животным или беспомощным взрослым (например, сильно пьяным)… А зачастую детскую жестокость и агрессивное поведение (чаще вербальное) можно наблюдать и в семье, по отношению к престарелым и беспомощным ее членам.

Заметьте — дети-подростки проявляют агрессию, основанную на эмоции гнева и жестокость только к тем, кто реально слабее…, к тем, кто не может достойно ответить, постоять за себя и дать сдачи…словом к тем, кто позволяет, чтобы над ним издевались.

Например, подростки могут издеваться над кошкой, но пусть они попробуют попытать и побить тигра — тоже семейство кошачьих.

Или, одно дело избить явно слабого и беззащитного сверстника, который особо то и ничего не сделал им плохого, а другое дело попробовать «наехать» на здорового взрослого мужика или полицейского… (если подросток может это сделать, то явно — он социопат…здесь уже нужен психиатр).

Плюс ко всему, большую роль в проявлении жестокого поведения подростков играет референтная группа, толпа с ее неформальным лидером, который уже может иметь проблемы с психикой, например являться социопатом или быть с реальными садистскими наклонностями.

Жестокие подростки по своей сути трусы и их «смелость» прямо пропорциональна количеству соучастников. Т.е.

, например, один — не нападет даже на слабого сверстника (один может помучить кошку); вдвоем — могут, но без серьезных издевательств; втроем-вчетвером — уже группа, уже могут быть вполне жестокими…, а если их 20, то могут напасть и на здорового мужика, особенно если в этой группе лидер социопат, который покажет пример и спровоцирует остальных (в референтной группе надо быть как все, как бы проявить себя, не ударить в грязь лицом в глазах остальных.., иначе сам станешь изгоем и слабым звеном, к которому будут применены жестокие санкции — так работает подсознательное мышление жестоких подростков).

Скажете, причем здесь семья? Все очень просто. Очень часто ребенка воспитывают в дисгармонии, с недостатком любви и привития морально-нравственных качеств. Ребенок зачастую играет роль жертвы в детско-родительских отношениях — его либо ругают, в некоторых семьях серьезно наказывают, иногда с применением психологического и физического насилия, либо наоборот — ребенка слишком жалеют, ставят во главе угла, он растет по принципу «Кумира семьи» — в том и другом случае — это не проявление родительской любви и заботы, это делание из ребенка жертвы.

Сверхзабота и жалость — это не любовь, это родитель неосознанно показывает ребенку, что он беспомощный и сам ничего не может — жертва.
Насилие и жестокость в семье по отношению к ребенку — также, говорит ему, что он жертва.

И сверхзаботливый и жестокий родитель, на самом деле, только играет эту социальную роль, но не является настоящим любящим и заботливым родителем. Его подсознательная цель доказать себе и социуму, что он «хороший родитель» и выполняет свой долг по воспитанию, и он не виноват, что ребенок стал жестоким — он же «заботился» как мог, не жалея себя…

Жертвой подсознательно никто быть не хочет, и согласно правил психологической, социальной игры, ребенок должен защититься от этого (включается психологическая защита, например «Смещение»), обычно в подростковом возрасте, и ребенок может стать жестоким по отношению к другим (это как бы месть родителям, но смещенная на других).

Т.е. родители, сами того не понимая, по сути учат ребенка быть жестоким.

А если к этому добавить фильмы со сценами насилия и подобные компьютерные игры — их дети и смотрят для того, чтобы проецировать себя и интроицировать на себя, идентифицироваться с жестокими героями, и хоть в фантазии или виртуально переключиться из жертвы в жестокого преследователя, тем самым как бы отработать негативы из головы — стать мачо, крутой девчонкой и т.п.

Детям для идентификации нужен авторитет, и если его роль не исполняет родитель своего пола, то авторитетом может стать герой из фильма или виртуальной игры, либо лидер социальной, референтной группы.

Если же ребенка реально любят в семье, а не «спасают» или «преследуют», делая из него жертву, плюс воспитание имеет не приказной и запретительный характер, а оно основано на авторитете родителя, особенно того же пола, то у подростка не будет потребности общаться в референтной группе с лидером социопатом, и не нужно будет кому-то доказывать, проявляя жестокость и насилие над слабыми, что он чего-то стоит в этой жизни, что он не жертва и не трус.

Тем же детям и подросткам, над кем совершают насилие и проявляют жестокость по отношению к ним, нужно также выйти из этой референтной группы и не играть по их правилам; нужно научиться стоять за себя, а для этого необходимо полюбить и зауважать себя, поднять самооценку и повысить жизненную Я-позицию. В это им могут помочь родители и авторитетные воспитатели, учителя, тренеры…

Методы избавления от жестокости у детей и подростков

Детская и подростковая жестокость уже стала неким социальным феноменом. Поэтому, чтобы избавиться от проявления жестокости у детей-подростков, нужно задействовать все общественные институты. Начать с семьи, как первичной ячейки общества, продолжить в детсаду и школе, привлечь кружки и секции, и закончить ВУЗами и коллективами на предприятиях.

Насилие с применением особой жестокости — понятие широко встречающееся в уголовном праве. И подростки, особенно те, кто достиг возраста уголовной ответственности, могут быть наказаны обществом за свою жестокость.

Однако, большинство жестоких детей-подростков, как отмечено выше, не являются садистами и социопатами, поэтому они могут исправиться и без исправительных и лечебных учреждений. Им нужна помощь и поддержка взрослых, в первую очередь родителей и учителей, тренеров и наставников, старших самосознательных товарищей.

Серьезно наказывать, конечно, следует не всю группу совершивших жестокое, агрессивное насилие над сверстниками, а только их неформального лидера, особенно если это явный садист или социопат.

С остальными же детьми и их родителями достаточно серьезных профилактических бесед и взятия на контроль соответствующими органами власти.

А также, для улучшения семейного эмоционально-психологического климата, помощи детям и подросткам в преодолении внутренних психологических проблем, неплохо пройти курс семейных консультаций у опытного психолога.

Психологическая консультация родителей жестоких детей-подростков

Подростковый психолог

https://www.youtube.com/watch?v=l1jEzQUr5yk

Семейный психолог

Страничка: советы психолога родителям

Пройдите тесты для родителей и детей-подростков

Обсудите проблему жестокости у подростков и детей на психоаналитическом форуме

Читайте журнал психоаналитика: полезные психологические статьи и рекомендации

Источник: https://xn----7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psychologiya-podrostka/detskaya-podrostkovaya-zhestokost/

Детская и подростковая жестокость

Причины детской и подростковой жестокости

Около 8% всех серьезных правонарушений в России, а это 155 тысяч преступлений ежегодно, совершаются несовершеннолетними.

Люди на протяжении всей своей истории проявляли жестокость друг к другу, и дети в этом отношении никогда не были исключением.

Становление личности, подверженность внешней критике, неуверенность в себе – эти и другие факторы требуют повышенного внимания к проблемам детской агрессии, так как могут привести к сложным психическим проблемам во взрослом возрасте.

Причины жестокости у детей

• Семья
Специалисты и детские психологи по всему миру пытаются выяснить причины возросшей агрессии у детей и приходят к тому, что именно в семье в первую очередь происходят процессы, способствующие формированию озлобленности ребенка. Как ни парадоксально, зачастую ее причиной становится «слепая» родительская любовь.

Если, например, старшие оберегают и опекают свое дитя, не видя в нем личности и не уважая его индивидуальность, в душе ребенка зарождается желание показать и доказать родителям, что он что-то может делать сам и по-своему.

И на этом пути он/она зачастую совершает акты агрессии по отношению к окружающим. Чтобы избежать подобной ситуации, давайте ребенку право выбора, обеспечивайте ему личное пространство, но не теряйте родительского контроля.

Другим опасным порождением «слепой» родительской любви является вседозволенность, которую не могут оправдать никакие аргументы. У ребенка появляется чувство безнаказанности.

Исполнение всех капризов и игнорирование проступков точно не помогут построить нормальные отношения и установить связь с детьми, а в подростковом возрасте с максимальной вероятностью станут причиной агрессивного и деструктивного поведения.

• Друзья
К сожалению, почти все дети воспринимают критику сверстников чувствительнее, чем влияние родителей.

Проблема «плохой компании» остается острой всегда – наглый и агрессивный ребенок может задать тон поведения и пример группе детей и подростков, а стремление соответствовать стилю друзей и внутренний диссонанс только усугубляют детскую жестокость.

Выходом из подобной ситуации станет постепенное развитие новых ценностей и интересов: нужно «прощупать», что еще интересует вашего ребенка – танцы, спорт, творчество и т.п. Он сможет больше времени уделять увлечениям, обзаведется новыми друзьями, и в этом его нужно поощрять.

• Школа
Почти каждый школьник хотя бы раз сталкивался с самыми распространенными проблемами – неприятие одноклассниками или недопонимание со стороны учителей.

Ребенок и в особенности новичок может стать изгоем и объектом издевательств со стороны других учеников по совершенно разным причинам – будь он другой национальности, религии, будь он умный, глупый, красивый или с особенностями внешности.

Дети могут жестоко обойтись со сверстниками только лишь по причине их «непохожести» на остальных.

К большому стыду российской системы образования, по тем же причинам они могут подвергнуться нападкам и неприятию и со стороны некоторых учителей. О трудностях современной школы повествует нашумевший скандальный фильм Валерии Гай Германики «Школа».

• Телевидение, Интернет и другие СМИ
Причину возрастания детской жестокости до пугающих размеров именно в 20-21 веках многие специалисты видят в распространении и доступности телевидения и Интернета.

Самые популярные и захватывающие фильмы непременно содержат сцены насилия, которые сильно влияют на несформированную детскую психику. Многие компьютерные игры предполагают сражения и убийства с целью выиграть.

ролики, показывающие грубость, безответственность и разврат, в Интернете имеются в свободном доступе. Детям стало скучно «просто» подраться – надо непременно снять на телефон и выложить видео в сеть.

Что с этим делать? Переключать внимание ребенка на другие, более конструктивные занятия, приводить грамотные аргументы в пользу того, что агрессивность и жестокость – это «не круто».

Как помочь ребенку преодолеть жестокость

Главным помощником и проводником ребенка в большом мире по-прежнему остаются родители. Именно на их плечи ложится груз ответственности за психологическое здоровье детей.

Конечно, взрослым приходится много работать, чтобы обеспечить финансовое благополучие, у них соответственно остается гораздо меньше времени на близкое общение с чадом.

Но как бы ни было тяжело, ребенку надо уделять его долю внимания, иначе последствия могут быть самыми плачевными.

Универсальных рекомендаций по коррекции детской жестокости нет, но есть ряд общих советов, как выстроить доверительные отношения и эффективную коммуникацию:1. уважать ребенка и его индивидуальность;2. постоянно разговаривать с ним, вести легкие и интересные беседы, формирующие принципы правильного поведения и отношения к другим;3.

поощрять ребенка за его успехи, но не всегда материально, а добрым словом и похвалой;4. не заставлять его заниматься тем, что он категорически не хочет, если в этом нет острой необходимости;5. поощрять и содействовать его полезным увлечениям, мотивировать к занятиям спортом, творчеством и другой позитивной деятельностью;6.

при выборе дополнительных занятий обязательно учитывать его склонности и таланты, консультироваться с учителями, узнавать их мнение и ни в коем случае не делать выбор за ребенка;7. следить за тем, что ребенок смотрит по телевизору, сколько времени посвящает компьютерным играм и каким именно, попробовать привить интерес к логическим и интеллектуальным играм;8.

ограничивать время малоподвижного досуга и включать в распорядок дня активные физические игры и нагрузки;9. следить за тем, с кем ребенок проводит время, приглашать его друзей к себе домой, чтобы понять, что за дети составляют ближайшее окружение, чем интересуются и какие привычки имеют;

10.

проводить больше времени вместе с детьми, ходить с ними на прогулки, заниматься активной деятельностью вместе. При этом досуг должен быть максимально интересным, иначе ребенок начнет воспринимать его как обременительную необходимость.

Класс

Источник: https://mama.ru/articles/detskaya-i-podrostkovaya-zhestokost/

Детская жестокость что это такое

Причины детской и подростковой жестокости

Проявление жестокости у ребенка — всегда неожиданно для родителей. Ласковый, чувствительный кроха, который не переносит вида крови от царапины, вдруг с особой жестокостью мучает кошку. Отрывает крылышки у бабочки, подносит ее к огню. Издевается над теми, кто младше и слабее. Детская жестокость не появляется ниоткуда.

Не стоит путать жестокость и злость. Жестокость — психологическая, моральная черта характера, проявляющаяся в издевательском отношении к окружающим людям, а также к другим живым существам. Целью жестокости является желание причинить страдание, боль, наслаждение от страданий жертвы. Злость — эмоциональная реакция личности на определенную ситуацию.

Жестокость у детей. Причины появления

У взрослых часто существуют два ошибочных представления о жестокости:

  • жестокость у ребенка врожденная, ничего тут не изменить;
  • проявления детской жестокости — возрастные особенности, которые сами пройдут, когда малыш вырастет.

При рождении крохе дается темперамент. Так холерик с гиперактивностью не может усидеть на месте, постоянно шалит, не думая о последствиях, но не желая причинять другим живым существам какую-либо боль. Малыш, любящий издеваться над слабыми, беспомощными животными, насекомыми или другими детьми, которые не смогут ответить, добивается именно причинения страданий.

Такие дети наслаждаются слезами жертвы, тем как она страдает от причиненной боли. Боль может быть не только физической, болезненно воспринимаются оскорбления, насмешки. Часто слабые малыши, подвергаются психологическому давлению, издевательствам от сверстников в детсадах, школах.

Ждать, когда дети «перебесятся», «само пройдет» — большая ошибка. Не принятые вовремя меры, не обращенные взрослыми особенности поведения некоторых детей, могут привести к развитию, обострению некоторых психических заболеваний. Садизм, социопатия неотделимы от жестокости.

Последний признак уже обязывает родителей принять все серьезные меры воспитания, а также лечения. Не всегда малыш, который мучает животных становится садистом. Но вероятность такого развития событий достаточно высока.

https://www.youtube.com/watch?v=J2TgLFrw12Y

Специалисты сходятся к одному мнению: для возникновения детской жестокости — причины, следует искать в семье. Именно семья, методы воспитания, родители поведением являются главными виновниками проявления жестокости у ребенка. Из поведения значимых взрослых начинает происходить, развиваться агрессивность крохи.

Роль семьи

Авторитарное воспитание, диктаторское поведение по отношению к чаду, постоянные ограничения, наказания, часто физические — например, порка ремнем. Все это подавляет личность маленького человечка, заставляет его ощущать себя слабым, беззащитным, вызывает желание поднять самооценку причиняя страдания, более слабому существу.

Кроха, воспитанный в авторитарной семье, берет пример с родителей. Чтобы тебя слушались, боялись, необходимо унижать, оскорблять, причинять боль. Обычно отец в такой семье учит малыша «зачем спорить, лучше избей, тогда тебя зауважают». Драки, отнимание игрушек в авторитарных семьях считаются умением постоять за себя.

Гиперопека в семьях зачастую тоже приводит к проявлению детской жестокости. Кроха, воспитанный в тепличных условиях, не знает, как вести себя с ровесниками. При поступлении в детсад, школу, такие непоседы не умеют находить общий язык со сверстниками, часто плачут, бегают жаловаться взрослым на то, что их обижают.Ведут себя также, как привыкли вести дома.

Детский коллектив сразу вытесняет из своего круга слабохарактерных, плаксивых малышей. С ябедами не дружат, надо ними начинают издеваться. Нередко издевательства переходят в настоящую травлю, которая наносит огромный вред психике всех участников конфликтной ситуации.

Взрослым необходимо пересмотреть свои методы воспитания подрастающего поколения, чтобы не воспитать из своего чада жертву детской жестокости или насильника. Жестокость, проявленная детьми, берет начало в отношениях внутри семьи. Телевидение, интернет только дополняют недостатки воспитания в семье.

Нередко взрослые занятые личной жизнью не проявляют достаточно любви, заботы о чаде, не интересуются его проблемами. Вместо воспитания моральных принципов, часто родители откупаются от детей дорогими подарками, нередко выдают крупные суммы денег на карманные расходы.

Нравственные начала ребенок получает в семье, принимая поведение значимых взрослых за норму.

Если в семье присутствует неуважение к старшим, крики, оскорбления или кто-то из родителей дерется, все это откладывается в памяти малыша.

Неуважение к собственному чаду, высмеивание его, часто в присутствии посторонних, оскорбления, рукоприкладство — только вызывает ненависть, воспитывает агрессивность.

Виды детской жестокости

Проблема жестокости у детей особенно остро стоит в последнее время. Дети не просто ведут себя жестоко, они еще бравируют своим поведением. Снимают сцены издевательств на смартфоны, выкладывают в интернет. Достаточно часто подростки не понимают, что за жестокие действия в отношении другого человека или животного, проявленные с особой жестокостью возможно уголовное наказание.

Чтобы разработать меры воздействия, чтобы понять почему дети жестоки, разработать программу коррекции поведения агрессивности детей, необходимо понимать, по каким видам делится агрессивность ребятни. Психологи предлагают такое деление:

  • фрагментарная проявляется у дошколят. Непоседы, не способные к агрессивности, вдруг начинают грубить маме или бабушке. Отнимать игрушки у младшего братика или сестренки. Кроха пытается установить границы личного пространства, проверяет, что ему позволено делать. Если дошкольник отрывает крылышки бабочки, кидает камни в кошку, скорее всего крохой движет желание узнать, как поведет себя живое существо.
  • Устойчивая агрессивность уже связана с особенностями характера личности. Чаще всего она присуща детям в подростковом возрасте. Такой вид направлен уже на определенную категорию детей или животных, иногда направляется на беспомощных взрослых.

Малыш, воспитанный уважать других, имеющий самоуважение, высокую самооценку, в трудных ситуациях попробует договориться или по другому решить проблему. Дети с комплексом неполноценности, неуверенные себя, свой страх выражают в желании причинить боль другому объекту. Злой малыш пытается самоутвердиться за счет слабости другого.

Если малыш участвует в травле другого крохи, постоянно издевается особо зверским способом над котятами, щенками — взрослые должны обратиться за помощью к психологам. В данных случаях простой беседы с подростком бывает недостаточно, чтобы снизить его агрессивность, привить нравственные начала.

Жестокость также бывает:

  • Неосознанная агрессивность. Дошкольник зачастую не осознает, что другому может быть также больно. Кроха уверен, что настоящую боль жертвы его издевательств не испытывают. Несмышленыш считает свое поведение просто игрой. Малыш подражает тому, что увидел в мультфильме — например, как в героя кидают камни, или отрубают ему руку. Кроха, подражая увиденному, ломает любимую куклу, кидает камни в котенка или в малыша.
  • Осознанная агрессивность. Самый тяжелый случай. Социальный, моральный аспект поведения полностью отсутствует. Подросток целенаправленно травит, издевается над более слабым, испытывая при этом удовольствие. Никаких угрызений совести, чувства вины в данном случае нет.

Многие замечают, что существуют особые люди, которые притягивают к себе неприятности, чаще других становятся жертвами насилия или противоправного поведения. Виктимность — склонность личности стать жертвой насилия, преступления. Особое поведение малыша, может спровоцировать в отношении его проявления жестокости со стороны сверстников.

Особенности виктимного поведения выросли в семье. Сильные, уверенные взрослые, имеющие твердые нравственные начала, также воспитают и свое чадо. Необходимо выделять успехи крохи, хвалить за хорошие поступки, воспитывать уважение к окружающим и себе. Уверенный в себе дошкольник не вызовет желание других деток поиздеваться над ним.

Как проявляется жестокость

Родителям необходимо быстро реагировать в следующих случаях:

  • у малыша проявляется немотивированная агрессивность. Все проблемы кроха пытается решить с помощью кулаков;
  • кроха играет в игры с большим количеством элементов насилия. «Расстреливает» из пистолета, автомата малышей. Игрушечным ножом отпиливает руки, ноги, играет в пытки, допросы с нанесением увечий;
  • с большим удовольствием смотрит сцены насилия на экране телевизора, или наблюдает как издеваются над маленьким котенком;
  • постоянно поступают жалобы на непоседу, что он обзывается, дразнится, преследует какого-либо малыша. С восторгом рассказывает маме, как в результате его издевательств кто-то плакал.

Советы родителям

Не стоит ждать, когда фрагментарная, неосознанная агрессивность поведения перейдет в тяжелую форму психического расстройства. У детей с жестоким поведением нет четкого понимания социальной ответственности. Жестокий, беспринципный, неспособный к состраданию — человек, чьи родители не хотели заниматься воспитанием крохи, переносили на будущее разговоры с дошкольником.

  • Любое проявление детской жестокости должно вызвать ваше пристальное внимание.
  • Выясните причины подобного поведения. Узнайте мнение не только своего чада.
  • Каждый жестокий поступок должен быть негативно оценен.
  • За жестокое поведение необходимо в каждом конкретном случае подбирать индивидуальное наказание.
  • Пересмотреть стиль поведения в семье, скорректировать принципы воспитания крохи.
  • Обязательно объяснить причину наказания, объяснить суть жестокого поступка.
  • Проявлять уважение, любовь к несмышленышу.
  • Хвалить за все хорошие поступки.

Привитие моральных принципов, воспитание нравственных начал — все это необходимо начинать с маленьким человечком с самого раннего детства. Что такое хорошо, что такое плохо — малыш узнает от своих родных, близких ему людей. Оградите мир маленького непоседы от жестокой агрессивности.

Источник: https://pups.su/psihologiya/detskaya-zhestokost.html

Психодоктор
Добавить комментарий