Психологическая помощь особенным детям: возможность или необходимость?

Содержание
  1. Психологическое состояние особенного ребёнка и зависимость его от особенностей ухаживающего взрослого
  2. Беспомощность особенных детей перед взрослыми
  3. Особенный ребёнок беспокоен, что делать?
  4. Взрослый – обрати внимание на своё поведение!
  5. Особенный ребёнок – это обычный ребёнок
  6. Заключительное слово
  7. Детский психолог
  8. Какое образование у детского психолога?
  9. Зачем идти к детскому психологу?
  10. Чем может помочь детский психолог?
  11. Какие услуги предоставляет детский психолог?
  12. С какими проблемами работает детский психолог?
  13. Как выбрать детского психолога?
  14. Как записаться на приём к детскому психологу?
  15. Первый контакт с детским психологом.
  16. Формы работы детского психолога.
  17. Инструменты детского психолога.
  18. Методы работы детского психолога.
  19. Направления работы детского психолога.
  20. Как выглядит кабинет детского психолога?
  21. Принципы работы детского психолога
  22. Алгоритм работы детского психолога.
  23. Задачи детского психолога
  24. Цели детского психолога
  25. Как работает детский психолог?
  26. Длительность приёма у детского психолога.
  27. Мифы о детском психологе.
  28. Другие интересные статьи:
  29. Период адаптации родителей особенных детей
  30. Период шока
  31. Период эмоционального кризиса
  32. Период адаптации к очевидной ситуации
  33. Конструктивный период приспособления к ситуации
  34. Как успешно пройти периоды приспособления к ситуации
  35. Особенности общения ребенка от 3 до 7 лет. Правильное воспитание ребенка — советы психолога
  36. Когда ребенок растет без отца.
  37. Как семья влияет на общение ребенка в садике.
  38. потребность ребенка.
  39. Психологическая помощь детям
  40. Почему возникают проблемы?
  41. Когда пора идти к психологу?
  42. Как оказывается помощь?

Психологическое состояние особенного ребёнка и зависимость его от особенностей ухаживающего взрослого

Психологическая помощь особенным детям: возможность или необходимость?

У всех нас бывает плохое настроение. Мы нередко бываем раздражены и даже злы на весь мир, окружающих людей, нашу жизнь. Когда нам плохо, за плохое поведение отдуваются близкие, окружающие нас ежедневно, коллеги по работе, подчинённые и, конечно, же дети.

Мы не можем находиться в жизни на одном эмоциональном уровне и лёгкие адекватные перепады настроения это очень даже нормальная ситуация, однако от нашей выдержки, воспитания, интеллектуального развития зависит, выплеснем ли мы свою отрицательную энергию на весь мир или каким-то образом справимся с ней сами, переварим её, трансформируем в нечто положительное или на крайний случай нейтральное, дабы оградить всех от себя.

Очень часто люди не справляются со своей агрессией и очень часто выплёскивают свои эмоции на человека, который ниже их по статусу, слабее, беспомощнее.

Сегодня мы будем говорить о зависимости психологического состояния ребёнка от характера и настроения родителей или других взрослых, которые осуществляют уход за ним.

Беспомощность особенных детей перед взрослыми

В наших статьях мы затрагиваем в основном детей с психофизическими недостатками развития, поэтому изначально говорим о детях с нарушениями речи (многие из них не могут вымолвить ни слова), двигательной активности (многие из них находятся на постоянном постельном режиме в   связи с врождёнными пороками развития опорно-двигательного аппарата), с нарушениями интеллекта (такие дети не могут адекватно оценить обстановку и ситуацию). Именно эти особенные дети становятся жертвами насилия и неподобающего отношения, поскольку они являются ненадёжными свидетелями, из них практически никогда нельзя выудить истину, хотя они её знают. Данными ситуациями, к   сожалению, часто пользуются взрослые люди и обижают детей-инвалидов. Сегодня вопрос этот поднимать мы не будем. Это тема для другой отдельной статьи, которая обязательно появиться в скором времени на нашем сайте.

Особенный ребёнок беспокоен, что делать?

Беспокойство особенного ребёнка выражается в основном плачем, криками, агрессивным поведением по отношению к себе и взрослому человеку.

Такое поведение может длиться долгое время, пока оно не надоедает родителям и они не отправляют своего особенного малыша или уже не малыша в специализированный интернат, поскольку не могут справляться с ним и жизнь становится не жизнью.

Как говорится, если не воспитывал особенного ребёнка, в полной мере не осознаешь всю глубину проблемы. На самом деле, это правда, но многих проблем в дальнейшем можно было бы избежать, если заняться воспитанием ребёнка с самого раннего возраста.

Мы точно уверены и знаем достаточное число родителей, которые занимаются полнейшим попустительством в плане балования своего ребёнка-инвалида, обосновывая свои действия рассказами вслух о том, что он ведь больной, он ничего не понимает, он неуправляемый.

Одновременно с этим внутреннее скрытое подсознание хранит тайну о чувстве вины, которое просто съедает человека изнутри. Никто не готов к тому, что у него родится особенный ребёнок.

Таким образом, одной из причин беспокойства ребёнка является разбалованность и вседозволенность.

Небольшая оговорка. Начинать думать о нарушении поведения с позиции психологической проблемы ребёнка нужно только после того, как будут исключены все возможности наличия некоей медицинской проблемы, которая способна привести к серьёзным последствиям для жизни человека. Если проблем со здоровьем нет, начинается поиск причины беспокойства ребёнка.

Взрослый – обрати внимание на своё поведение!

Причины беспокойства особенного ребёнка порой лежат на поверхности. Можно привести пример, когда ребёнок жмурится при приближении к   нему родителя или няни. И после этого он становится беспокойным. Почему так происходит? Вероятно, потому что он жмурится не просто так, а в связи с прошлыми событиями. Какие это события:

  • несомненно, какое-либо насилие;
  • неаккуратное обращение (к примеру, при перестилании кровати лежачего ребёнка просто перекидывают, неаккуратно, как дрова, на другую кровать или диван);
  • неприязнь ребёнком манеры общения с конкретным взрослым человеком (взрослый может иметь манеру громко говорить, даже без вкладывания в   свой тон, каких-либо отрицательных эмоций, может иметь манеру грубого разговора по отношению к ребёнку с употреблением ненормативной лексики, оскорблений и т.д.);
  •  ребёнок может просто бояться того или иного человека в виду особенностей своей психики (мы ведь нередко испытываем страх или неприязнь к   некоторым индивидам, но не можем понять, что в них нас отталкивает).

Нужно понимать, что особенный ребёнок с нарушениями психофизического развития неустойчив к стрессовым ситуациям, а   стрессовые ситуации для него будут отличаться во многом от стрессовых ситуаций для обычного здорового человека. В связи с этим взрослому, который ухаживает за особенным ребёнком необходимо проанализировать себя и осознать некоторые моменты своего поведения.

Если такое возможно, и человек постепенно осознаёт всё же проблему (встречается такое крайне редко), спустя некоторое время (не очень скоро) ребёнок становится более спокойным и ему могут больше не понадобиться успокоительные препараты, корректоры поведения в таких количествах, в которых он принимал их до того.

Об этом стоит задуматься, потому что данный совет работает и проверен на практике.

При невозможности самостоятельно решить проблему собственного поведения, при невозможности самостоятельно осознать свою проблему, стоит обратиться к психологу или к психотерапевту за помощью. И также необходимо понять, что никакой врач не сможет полностью решить вашу психологическую проблему без ваших собственных усилий.

Особенный ребёнок – это обычный ребёнок

Почему ваш ребёнок беспокойный? Потому что вы кричите, потому что вы не в настроении. Как уже писалось выше, нет возможности полностью убрать плохое настроение и заменить его хорошим. Это просто физиологически невозможно. Мы хотим сказать о том, что не обязательно кричать на него и говорить «как ты меня заколебал своим плачем, криком, визгом». Успокойтесь сами.

Проявите мягкость. Смените обстановку. Вывезите его на прогулку. Разговаривайте с ним. Занимайтесь им. Конечно, это сложно, потому что вы часто не видите результатов, которые есть при воспитании обычных детей, но поверьте, эти результаты есть. Просто особенный ребёнок с тяжёлыми психофизическими нарушениями не имеет возможности выразить свои эмоции.

У него есть только глаза, в которых многое написано.

Особенный ребёнок   станет менее беспокойным, если к нему относиться как к человеку полноценному, рассказывать ему о новостях в своей жизни, возить его на прогулки, показывать мир, читать книги, заниматься зарядкой, лечебной физкультурой и не забывать о многих других подобных моментах, которые сделают его жизнь более яркой и счастливой.

Обидно становится за детей, которые находятся в своей кровати двадцать четыре часа в сутки и не покидают её ни на секунду.

Они становятся заложниками своего положения, а родители или опекуны боятся показать их на глаза обществу, потому что не хотят лишних разговоров. Плевать на лишние разговоры и на тех людей, кто будет эти разговоры генерировать и поддерживать.

Намного важнее здоровье ребёнка, а это улучшение физического, психологического, психического состояния, социализация.

Заключительное слово

Надеемся, что суть данной статьи всё же попала в ваши сердца и, надеемся, что наши советы для многих не стали открытием и откровением.

Источник: http://www.childrenspace.by/psikhologiya/item/53-psikhologicheskoe-sostoyanie-osobennogo-rebjonka-i-zavisimost-ego-ot-osobennostej-ukhazhivayushchego-vzroslogo.html

Детский психолог

Психологическая помощь особенным детям: возможность или необходимость?

Детский психолог – это специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком, помогает ему преодолеть возникшие психологические трудности, наладить контакт между ребёнком и взрослым.

Обычно в процесс психологической работы детский психолог включает не только ребёнка, но и родителей. Работа специалиста направлена на выявление причин возникновения проблемы и поиск её решений.

Детский психолог понимает особенности развития ребенка, возрастные кризисы, через которые он проходит, закономерности работы его психики, важность различных видов деятельности на определенных этапах его жизни.

Какое образование у детского психолога?

У детского психолога, как правило, высшее психологическое образование. Базовый курс по возрастной и детской психологии входит в обязательный перечень дисциплин для получения высшего психологического образования. Если психолог решил выбрать для себя специализацию по детской психологии, он может проходить курсы повышения квалификации по детской психологии, различные тренинги и семинары.

Чтобы стать детским психотерапевтом, необходимо получить медицинское образование по специальности «психиатр».

Подробно про образование и опыт работы психолога нашего проекта Екатерины Кес вы можете прочитать здесь.

Зачем идти к детскому психологу?

К детскому психологу нужно идти тогда, когда вы видите, что сами не в состоянии помочь вашему ребёнку справиться с теми проблемами, которые у него появились. Лучше всего не ждать, когда «само пройдёт», а обратиться к специалисту как можно скорее, чтобы состояние ребёнка не усугублялось и его проблемы не становились хроническими.

Чем может помочь детский психолог?

Детский психолог поможет вашему ребёнку справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами, сложностями в общении со сверстниками и взрослыми, с трудностями в обучении и со многими другими возникшими проблемами.

Специалист поможет вам понять, почему у ребёнка возникли те или иные трудности и какие есть пути решения возникших проблем, даст вам необходимые рекомендации.

Психолог также может заниматься образовательной работой и проводить для родителей семинары, курсы и тренинги на разные темы по детской психологии.

Какие услуги предоставляет детский психолог?

Детский психолог проводит консультации для родителей, психологическую диагностику (психодиагностику) ребёнка, диагностирует стиль воспитания, который используют родители, проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми.

Детский психолог может проводить арт-терапию, сказка-терапию, песочную и игровую терапию, психокоррекционные занятия с ребёнком.

Специалист может проводить различные обучающие семинары, курсы и тренинги для родителей .

Детский и семейный психолог нашего проекта также проводит скайп-консультации для родителей и диагностику родительского стиля воспитания с последующими рекомендациями.

С какими проблемами работает детский психолог?

Давайте посмотрим на широкий спектр проблем, которые могут возникать у ребёнка в разные периоды его жизни и в случае возникновения которых необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

  • Агрессивное и импульсивное поведение,
  • замкнутость,
  • капризы и истерики,
  • вредные привычки (кусание или грызение ногтей, сосание предметов, навязчивый онанизм),
  • робость и застенчивость,
  • повышенная тревожность,
  • обидчивость,
  • упрямство,
  • страхи,
  • школьная неуспеваемость,
  • невнимательность,
  • трудности в пересказе текста,
  • неусидчивость,
  • плохая работа в классе при отличной работе дома,
  • сложности адаптации к садику и школе,
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми,
  • нарушения в развитии познавательных процессов (память, мышление, внимание, речь ребенка),
  • низкая самооценка и неуверенность в себе,
  • повышенная возбудимость и гиперактивность,
  • ребёнок не хочет учиться, не усваивает материал,
  • психосоматические проблемы (энурез, энкопрез),
  • ревность и соперничество между братьями и сёстрами.

Также к психологу можно обратиться для того, чтобы получить рекомендации о подготовке ребёнка к садику и проверить школьную готовность перед поступлением в 1 класс.

Как выбрать детского психолога?

Лучше всего выбирать психолога по рекомендации. Спросите у ваших друзей и знакомых, знают ли они хорошего специалиста, которого могут порекомендовать. Если таких знакомых нет, можно обратиться в психологический центр в вашем городе.

Если в центре работают несколько детских психологов, спросите администратора, к кому из них записываются чаще и запишитесь именно к нему. Можно набрать в интернете в поиске «детский психолог» и посмотреть, кто работает в вашем городе.

Прежде чем остановить свой выбор на одном из специалистов, обязательно найдите информацию о его образовании, опыте работы и прочитайте отзывы тех, кому он оказал помощь.

На нашем сайте приём ведёт опытный детский и семейный психолог Екатерина Кес. Ее книгу «Как воспитать счастливого ребенка», вы можете скачать по этой ссылке.

Как записаться на приём к детскому психологу?

На нашем сайте вы можете записаться на скайп-консультацию к детскому психологу Екатерине Кес, чтобы подробно обсудить с ней возникшие у вас вопросы в связи с вашим ребёнком, а также пройти диагностику вашего стиля воспитания. Чтобы записаться на консультацию, кликните сюда.

Первый контакт с детским психологом.

Обычно детский психолог сначала беседует с родителями и выясняет причину обращения, а также все подробности, связанные с возникшей у ребёнка проблемой.

Иногда на самую первую беседу детский психолог может пригласить также и ребёнка, чтобы он тоже принимал участие в разговоре.

Затем детский психолог примет решение о том, какая форма работы с ребёнком и его семьёй будет наиболее полезна в данном конкретном случае.

Формы работы детского психолога.

Детский психолог проводит консультации для родителей, индивидуальные занятия с ребёнком (игровую и песочную терапию, арт-терапию, сказко-терапию), групповые занятия с детьми (детские тренинги), психодиагостику ребёнка, психодиагностику стиля воспитания родителей, семинары и тренинги для родителей.

Инструменты детского психолога.

В первую очередь детский психолог сам является инструментом психологической помощи. От того, как психолог будет взаимодействовать с ребёнком и родителями на протяжении всей психологической работы, в значительной степени зависит конечный результат.

К другим инструментам детского психолога можно отнести различные психодиагностические методики (тесты, опросники), наборы для игровой терапии (фигурки животных, людей, конструктор, машинки), песочница и с песком для проведения песочной терапии, краски, пластилин – для арт-терапии, подушки и детская боксёрская груша для работы с детской агрессией и многие другие подручные средства, с помощью которых психолог может установить контакт с ребёнком и проводить психологические занятия с ним.

Методы работы детского психолога.

К методам работы детского психолога можно отнести беседу, психодиагностику (тестирование), игру (игровая терапия), рисование и лепку (арт-терапия) рассказывание и придумывание историй (сказко-терапия) и другие.

Направления работы детского психолога.

К направлениям работы детского психолога можно отнести:

  • Консультирование родителей ребёнка;
  • Индивидуальные занятия с ребёнком;
  • Психодиагностика детско-родительских отношений;
  • Психодиагностика личности ребёнка;
  • Коррекционные занятия с ребёнком;
  • Развивающие занятия c ребёнком индивидуальные;
  • Развивающие занятия с ребёнком групповые;
  • Профориентация старшеклассников;
  • Проведение семинаров и тренингов для родителей.

Как выглядит кабинет детского психолога?

Обычно в кабинете детского психолога есть всё необходимое, чтобы ребёнок почувствовал себя уютно: различные игрушки, настольные игры, книги, краски, цветные карандаши, пластилин.

Как правило, в кабинете есть ковёр, чтобы ребёнок мог сидеть и заниматься на полу.

Принципы работы детского психолога

  1. Не навреди.
  2. Не оценивай.
  3. Сохраняй беспристрастность восприятие.
  4. Принцип осведомленного согласия – необходимость объяснять родителям все особенности психологической работы с их ребёнком.
  5. Признавай право за ребёнком и родителями на любые чувства.
  6. Принцип конфиденциальности, т. е. сохранение профессиональной тайны.
  7. Принцип профессиональной компетентности: не берись за те направления работы, в которых сам хорошо разбираешься, не используй психологические методики, которыми в должной степени не владеешь.

Алгоритм работы детского психолога.

Детский психолог сначала встречается с родителями ребёнка, чтобы выяснить все подробности, связанные с причиной обращения за помощью.

Иногда психолог может принять решение пригласить на первую консультацию не только родителей, но и ребёнка, чтобы все вместе могли принять участие в беседе.

Как правило, если ребёнок является школьником, он может полноценно участвовать в совместной беседе. Затем детский психолог решает, какой вид психологической помощи будет оказан ребёнку и его семье.

Задачи детского психолога

– научить родителей и детей эффективным формам коммуникаций, помочь родителям пережить возрастные кризисы ребенка, помочь ребёнку адаптироваться в обществе, а также оказать поддержку при различных поведенческих и эмоциональных нарушениях у ребенка.

Цели детского психолога

– решить проблему, которая возникла у ребенка или воспитывающих его взрослых, через анализ сложившейся ситуации, обучение родителей, психологическую работу с ребёнком, восстановление баланса во взаимоотношениях между ребёнком и родителями, восстановление благоприятного психологического климата в семье.

Как работает детский психолог?

Детский психолог работает с актуальным состоянием ребенка, проводит первичное собеседование и диагностику, задает вопросы родителям о жизненной ситуации ребёнка и о структуре семьи, а затем проводит занятия с ребёнком (иногда совместно с родителями).

В процессе общения детский психолог создает условия для того, чтобы ребёнок смог свободно выражать свои чувства и желания, справился с эмоциональными и поведенческими трудностями, а родители — осознали причины возникновения проблемы у ребёнка и поняли, как их решить.

Длительность приёма у детского психолога.

Обычно длительность приёма у детского психолога составляет от 50 до 60 минут.

Мифы о детском психологе.

Существует несколько мифов о работе и личности детского психолога, которые мы сейчас рассмотрим.

Миф № 1. Детским психологом может работать только психолог, у которого есть свои дети. Это не так, потому что в своей работе специалист опирается на объективные знания и научные факты, а не на свой жизненный опыт.

Миф № 2. Хороший детский психолог – это специалист с многолетним стажем работы. Совсем необязательно. Многие дети и подростки намного проще устанавливают контакт с более молодыми специалистами, которые располагают их к непосредственному и неформальному общению.

Миф № 3. Детский психолог – это врач. Это совсем не так. Не нужно путать детского психолога и с детским психотерапевтом или психиатром. Образование первого – психологическое, образование двух других специалистов – медицинское. Детский психолог не лечит, не ставит диагнозы и не выписывает таблетки. У него другие инструменты работы.

Миф № 4. Детский психолог объяснит моему ребёнку, как нужно себя вести. Это заблуждение. Часто родители полагают, что после беседы с детским психологом поведение ребёнка сразу изменится. Но так не бывает.

https://www.youtube.com/watch?v=c2JZ7DPtZKU

Детский психолог не будет читать ребёнку лекции и объяснять, как нужно себя вести. У детского психолога совсем другие цели и задачи.

Он должен установить с ребёнком хороший, доверительный контакт и помочь ребёнку лучше понимать себя, свои чувства и мысли, свои желания и мотивы поступков.

Только через это понимание в поведении ребёнка начнутся изменения. При этом очень важно, чтобы родители выполняли рекомендации психолога.

Чтобы скачать книгу детского и семейного психолога Екатерины Кес «Как воспитать счастливого ребенка», кликните сюда.

Другие интересные статьи:

Источник: http://ipsyholog.ru/detskiy-psiholog/

Период адаптации родителей особенных детей

Психологическая помощь особенным детям: возможность или необходимость?

Адаптация родителей

Семья является первой и самой важной структурой для каждого ребенка, в том числе для детей с ограниченными возможностями. Именно в семье, в различных повседневных ситуациях, ребенок пытается освоить основные навыки, такие как ходьба, речь, самообслуживание, социальное поведение. Но очень часто родители проходят через болезненный процесс, узнав, что их ребенок родился не таким как все.

Возникшие проблемы могут стать причиной негативных чувств, неудовлетворенных ожиданий и надежд. Иногда у родителей появляется чувство стыда и вины, усталость с долгосрочным осуществлением деятельности по уходу. В результате формируются искаженные отношения между членами семьи.

Период адаптации родителей – длительный и сложный процесс.  Семью детей с особенными потребностями нужно подержать в начале их сложного пути. Очень важно раннее выявление нарушений у ребенка и немедленное вмешательство.

Опыт родителей, у которых появляется особенный ребенок, разделяется на несколько этапов. Чаще всего многие из них остаются в фазе шока или эмоционального кризиса. Немногие проходят адаптацию и начинают осознавать необходимость конструктивных действий. Продолжительность каждой стадии довольно разная в зависимости от личности родителей и качества производимой поддержки.

Период шока

Часто называется критическим периодом или периодом эмоционального напряжения. Следует сразу же после того, как родители узнают, что их ребенок является инвалидом, и не сможет развиваться должным образом.

Большинство из них ломается, происходит дезориентация психического равновесия, а отчаяние, горе, наркотики, обиды, безнадежность и беспомощность нередко становятся постоянными спутниками.

В течение этого периода родители нуждаются в профессиональной помощи извне.

Период эмоционального кризиса

Также называется периодом отчаяния и депрессии, характеризуется доминированием очень сильных негативных переживаний. Родители воспринимают свое положение как безнадежное, отчаянное и беспомощное.

У них появляется чувство недостаточности и несбывшихся надежд в связи с несоответствием идеала и реальной жизнью ребенка. В течение этого периода родители очень пессимистически смотрят на будущее своего малыша.

Отношения начинают вызывать агрессию среди других  членов семьи, теряется взаимопонимание, появляется враждебность по отношению к окружающему миру.

Период адаптации к очевидной ситуации

В этот период родители не в состоянии принять ситуацию, что их ребенок – инвалид, и используют различные защитные механизмы, создавая образ действительности в соответствии с их желаниями. В результат появляется ложная картина, которая доминирует в реальной жизни.

Другие родители признают факт инвалидности, но используют механизм защиты неоправданной веры в возможность излечения болезни, и они обращаются к нетрадиционной медицине, биоэнергетикам, экстрасенсам и всевозможным «волшебникам». Еще одна часть родителей ищет виноватых в болезни ребенка.

В этот период они поддаются апатии, унынию и пессимизму.

Конструктивный период приспособления к ситуации

Лишь немногие родители постепенно приходят к периоду, когда пытаются рационально посмотреть на жизненную ситуацию.

Они начинают применять различные образовательные и реабилитационные процедуры, которые помогают ребенку развиваться. Начинают сотрудничество с другими членами семьи и профессионалами.

Жизнь и деятельность семьи начинает организовываться вокруг общей цели – помощи ребенку. В опыте родителей начинают доминировать позитивные чувства.

Как успешно пройти периоды приспособления к ситуации

  1. Изучите информацию о заболевании своего ребенка.

Зачастую родители узнают об особенностях своего малыша от врача. В этот момент не стоит закрываться в себе, ведь многие доктора открыты для встреч и откровенных разговоров.

Узнайте у специалистов все, что связано с заболеванием, его последствиями, возможностями корректировки или дополнительной диагностики. Чем раньше вы вклинитесь в процесс помощи, тем существенней будет помощь самому ребенку.

Ведь в успешной реабилитации играет важную роль не только ранняя диагностика, но и своевременная реабилитация.

Вы можете поощрять членов своей семьи к самообразованию в этом вопросе посредством чтения материалов, просмотра видеопередач или специальных программ. Это может стать ключом в оказании помощи родными вашему ребенку.

  1. Обратитесь за профессиональной помощью.

Консультация у специалистов может стать очень полезной для каждого родителя, независимо от семейного положения. Консультирование может помочь перенаправить свои эмоции в нечто позитивное для семейной ячейки и интересов детей. Консультации проводятся с психиатрами, психологами или в группе поддержки людей, которые имеют подобный опыт.

Для родителей ребенка с особенными потребностями найти время для себя – редкая возможность. Обязательно выкроите его в своем еженедельном или ежемесячном графике. Это время вы можете провести наедине с собой или использовать для самореализации.

  1. Находите время для всех членов семьи.

Даже если в семье есть только один ребенок и он особенный, не нужно забывать, что у мамы – есть муж, а у папы – жена, не считая бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д. Находите время для членов семьи, чтобы строить единство, пообщаться друг с другом, расширяя свои социальные связи и находя новых друзей.

  1. Вступите в группу поддержки.

Один из лучших способов справиться с депрессией, это найти семьи, где воспитываются дети с аналогичными диагнозами. Встреча с теми, кто знает все из первых рук, уменьшит чувство страха и изоляции. Такие группы оказывают неоценимую помощь, обмениваясь опытом, советами и информацией.

  1. Признайте собственные пределы.

Будьте реалистичны об уровне поддержки и опеки, которую вы можете предоставить ребенку. Вы не очень поможете своему малышу, если будете физически и эмоционально истощены.

Чтобы справиться с эмоциональным потрясением, важно понять, что вы не виноваты в болезни своего ребенка.

Психологи напоминают, что позитивный эмоциональный климат в семье играет важную роль для развития особенного ребенка. Он вызывает непосредственность в поведении детей и позволяет реалистичней думать о своем будущем.

Особенные детки не являются катастрофой для семейной системы и не должны быть разрушительными для родителей, братьев и сестер и самого ребенка.

При правильном мышлении, системе поддержки и собственных усилиях особенные семьи могут узнать способы борьбы и преодоления хронического стресса, чтобы не только выжить, но и процветать.

рекомендации родителям

Источник: http://dcpmama.ru/roditeli-i-osobennyj-rebenok.html

Особенности общения ребенка от 3 до 7 лет. Правильное воспитание ребенка — советы психолога

Психологическая помощь особенным детям: возможность или необходимость?

Получить помощь психолога

Ребенок в возрасте от трех лет переживает сильное потрясение от своего открытия: он не является центром мироздания. Он открывает также, что не является центром своей семьи. Особенно его потрясает открытие, что папа любит маму, а мама- папу. До этого он бессознательно ощущал себя центром семьи.

Ощущал, что именно вокруг него, по его поводу происходили эмоциональные всплески в семье. А теперь он видит и слышит, что родители могут общаться друг с другом и без его участия. Разочарованный малыш начинает капризничать, проявлять агрессию. Ему кажется, что родители его «провели» — ведь им вполне хорошо и без него.

В действительности малыш стал более самостоятельным, и мама почувствовала, что может меньше им заниматься. Самостоятельность радует малыша. Но его не устраивает, что мама не принадлежит только ему. То же относится и к папе. Уходят формы общения, которые были естественными в младенческом и раннем возрасте: мама — малыш и папа — малыш.

Теперь ребенку дают понять, что общение будет строиться иначе, как взаимодействие треугольника: мама-папа-малыш. Такие отношения не совсем устраивают ребенка. Он возмущается, ревнует, однако вынужден принять эти новые формы общения. Но он бдительно следит за родителями.

И здесь разгораются новые страсти: то он предпочитает одного из родителей, то через некоторое время другого, и с такой же силой. Наконец эти ревнивые формы общения проходят. Успокоившийся ребенок восстанавливает душевное равновесие, он любит и маму, и папу.

Когда ребенок растет без отца.

Здесь следует обсудить ситуацию, когда в семье нет одного из родителей. Это неполная семья. По сложившейся традиции у нас при разводе ребенок остается с мамой. Пока ребенок был совсем маленьким, ему не приходило в голову, что у него нет папы.

Но, став постарше, малыш вдруг обнаруживает, что у него только одна мама, это открытие чрезвычайно волнует малыша, он становится обеспокоенным, легко возбудимым. Теперь мама должна думать, кто же из ее родных и близких мужчин поможет малышу справиться с нереализованной потребностью в отце.

Взрослый мужчина может дать ребенку многое, если сумеет стать его другом. Но самый лучший выход из создавшегося положения, если воспитанием ребенка будет заниматься родной отец.Как бы то ни было, родители должны нести ответственность своего ребенка.

Хорошие родители, не должны снимать с себя ответственности за своего общего малыша ведь он ничем не провинился перед ними.Хорошие родители дают пример своему ребенку, не давят на него, стараются воспитать в нем личность.

Для этого надо уважать своего ребенка, любить его, давать ему возможность исполнять допустимые желания, воспитывать у него сознательное отношение своим поступкам.Если ребенок здоров и достаточно развит по своим годам, если возникает в этом необходимость, его отдают в частную группу или отправляют в детский сад. Там ему предстоит учиться новым формам общения с новыми взрослыми и детьми.

Какой бы замечательной ни была воспитательница, как бы ни интересно было малышу среди детей, он с облегчением вздыхает, когда его забирают домой. Он не может обойтись без родительской ласки и нежности. Он ищет родительского внимания.

Поэтому атмосфера в семье очень важна для ребенка, это залог его будущего отношения в семье, если же этого нет, то стоит обратиться за помощью к психологу на сайт Vashe-Soznanie.

ru, чтобы предотвратить будущие проблемы с переходным возрастом и самореализацией.

Помните, что в дошкольном возрасте ребенок интенсивно овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться своими впечатлениями; он учится строить с людьми адекватные лояльные отношения, узнавая от близких, что к человеку нужно обращаться по имени, приветливо глядя ему в глаза; он учится приветствовать людей в принятой форме, говоря им «Здравствуйте!», «Добрый день!»; он учится благодарить за оказанное внимание и испытывать за это не игровую, а реальную признательность. Речь как средство общения несет в себе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную (эмоциональную) функцию. Эмоционально окрашиваются не только слова, которые люди произносят в общении, но и сопровождающие речь мимика, позы и жесты. Подражая родителям и близким людям (идентифицируясь с ними), ребенок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой и сдержанная в своих эмоциональных проявлениях семья формирует у ребенка тот же тип общения. Недисциплинированная с точки зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений семья получит в своем ребенке слепок своих недостатков в общении, поэтому у ребенка могут возникнуть в школе проблемы с учителями и сверстниками, что может ухудшить его состояние это может сделать его изгоем в классе и с ним придется работать уже с психологом.

Как семья влияет на общение ребенка в садике.

В практике родительского воспитания просматриваются следующие стили воздействия на своего ребенка.
Авторитарный стиль — жесткий стиль руководства с опорой на наказания, подавление инициативы, принуждение. Несмотря на малый возраст ребенка, ему предъявляют требования неукоснительного подчинения.

Нередко такие родители ждут от своего малыша достижений, превосходящих его возможности. Здесь следует искать проблемы у самих родителей, которые превращают беззащитного малыша в козла отпущения. Такие родители нуждаются в социальном контроле, а ребенок — в специальной опеке.
Либерально-попустительский стиль исповедует принцип вседозволенности.

Ребенок, лишаясь представлений о том, что можно и чего нельзя, не сможет вовремя и нормально войти в социальное пространство человеческих отношений. В этом случае любовь слепа: получая излишние ласки, ребенок не может стать самостоятельным человеком, ориентирующимся в мире прав и обязанностей.

Ценностное отношение к ребенку и понимание необходимости его нормальной и своевременной социализации- наиболее эффективный стиль воспитания, опирающийся на потребности ребенка в положительных эмоциях и в реализации притязаний на признание. При доброжелательности и любви к ребенку родители учат его подражанию, используют внушение и убеждение.

Обычно ребенок пяти — семи лет более уравновешен, чем в возрасте, когда ему три, четыре года. Он нашел для себя место среди своих близких и вполне доволен ими и самим собой. Но даже в благополучной семье его поджидают всевозможные жизненные испытания.

Одна трудность в воспитании возникает, когда ребенок перестает быть единственным в семье, когда у него появляется брат или сестра. В этом случае малыш может испытывать отчуждение, чувствовать себя отвергнутым.

Чтобы избежать травмы отчуждения, родители должны уделять внимание своему первенцу. Ребенок в принципе должен чувствовать себя уверенно. В этом случае он не только не будет ревновать, но и почувствует себя старшим братом (сестрой).

Другая трудность в воспитании связана с посещением учреждений типа детского сада. Если ребенок до сих пор не ходил в детский сад, а теперь его туда отправляют, он будет думать, что это из-за маленького. Учитывая возможные переживания ребенка, следует начать водить в детский сад задолго до появления в семье новорожденного. В это время можно более естественно помочь ребенку адаптироваться к своей группе: пораньше забирать его, выражать уверенность в том, что он справится со всеми своими обязанностями и сам будет себя обслуживать («Ты сможешь!», «Ты справишься!», «Это у тебя получится!»).У воспитателя с приходом в детский сад «домашнего» ребенка — особые заботы. Новенький чувствует себя скованно, он не умеет общаться с чужими взрослыми, и его пугает такое количество детей, здесь нет рядом мамы. Малышу не комфортно и страшно.Если воспитатель попросит, чтобы родители дали ребенку его любимую игрушку (мишку или другую зверюшку), если будет называть ребенка по имени, то он будет не так несчастен. При выраженной Доброжелательности воспитатель старается привлечь к новенькому наиболее отзывчивых, не склонных к агрессии детей. То, как ребенок войдет в группу сверстников, зависит от умения воспитателя правильно подобрать ему товарищей по играм. При этом воспитатель держит новенького в поле своего внимания. Дети, видя это, тоже стараются быть дружелюбными.

Самый эффективный стиль общения в группе, когда взрослый дети стоят друг по отношению к другу в позиции дружеского понимания.

Именно такой стиль общения вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание значения сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает радость при выполнении той или иной деятельности.

Этот стиль общения воспитателя с детьми объединяет детей: со временем у них появляется чувство «Мы», ощущение сопричастности друг к другу.

потребность ребенка.

Потребность в любви и одобрении. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми.

Когда окружающие относятся к ребенку ласково, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям, если же его нет, у ребенка возникают трудности в общении и есть большая вероятность того, что ребенок станет замкнутым и безэмоциональным, что в свою очередь затруднит налаживание контактов со сверстниками.
В обыденной жизни отношение окружающих к ребенку имеет широкую палитру чувств, вызывая у него разнообразные ответные чувства — радость, гордость, обиду и т.д. Ребенок чрезвычайно зависит от отношения, которое ему демонстрируют взрослые. Можно сказать, что потребность в любви и эмоциональной защите делает его игрушкой эмоций взрослого.Ребенок, будучи зависим от любви взрослого, сам испытывает чувство любви к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам.Любовь и нежность по отношению к другим людям связаны с возмущением и гневом против тех, кто выступает в глазах ребенка обидчиком. Ребенок неосознанно ставит себя на место человека, к которому он привязан (происходит не осознаваемая идентификация), и переживает боль или несправедливость, испытанную этим человеком, как свою собственную.

Потребность в любви и одобрении вызывает чувство ревности к тем, кто пользуется, как кажется ревнивцу, большим вниманием (даже если это любимые им брат, сестра).

Потребность в любви и одобрении, являясь условием обретения эмоциональной защиты и чувства привязанности к взрослому, обретает негативный оттенок, проявляясь в соперничестве и ревности.
Именно в общении через подражание ребенок осваивает способы взаимодействия людей друг с другом. Это взаимодействие обусловлено исключительной зависимостью человека от других людей. Идентификация как отождествление позволяет человеку эмоционально, символически (или иначе) «присваивать» чувства другого, а также переносить свои чувства, ценности и мотивы на другого. Это обеспечивает успешное общение ребенка в будущем и адекватную самооценку.

Источник: https://vashe-soznanie.ru/detskaya-psihologiya/osobennosti-obshheniya-rebenka-ot-3-do-7-let-pravilnoe-vospitanie-rebenka-sovety-psixologa.html

Психологическая помощь детям

Психологическая помощь особенным детям: возможность или необходимость?
10 Июнь 2015      admin74       страница » Здоровье детей        1200

Еще недавно профессия детского психолога вызывала саркастическую улыбку у тех, кто считал, что обращение к такому специалисту – причуда мнительных мамочек и пап-толстосумов, которые сами не хотят вникать в проблемы своих детей.

Однако время показало, что психологическая помощь детям отнюдь не каприз или дань моде, а целенаправленный системный подход к решению возрастных проблем, возникающих у ребят разного возраста в различные периоды жизни.

Почему возникают проблемы?

Формирование человеческой личности процесс не быстрый, он начинается в раннем детстве, когда закладываются ее основы: характер, принципы поведения, появляются привычки, возникает самооценка.

Ценности и установки, которые ребенок воспринимает в семье и обществе, во многом определяют уровень и направление его дальнейшего развития в течение жизни. Таким образом, судьба человека, о которой некоторые говорят как о фатальном стечении обстоятельств, складывается в детстве, и первыми ее творцами становятся взрослые, окружающие ребенка.

Подрастая, дети сталкиваются с новыми для себя ситуациями и обстоятельствами, в которых просто не знают, как себя вести. Например, трудности с адаптацией в новом коллективе, увеличение учебной нагрузки в начальной школе, разлад в семье или развод родителей, уход из жизни близкого человека и т.д.

Все это сказывается на состоянии нервной системы детей, и если взрослые не придают значения этим изменениям, отказываются вникать в ситуацию, возникает риск утратить контакт с ребенком, вступить с ним в конфликт.

Вот здесь и пригодится психологическая помощь детям, оказанная профессионалом – детским психологом. Если же его нет рядом, то родители должны сделать все возможное, чтобы помочь ребенку пережить сложную ситуацию и придти в норму с минимальными морально-нравственными потерями.

Когда пора идти к психологу?

К детскому психологу можно и нужно обращаться по любому поводу, представляющему, с вашей точки зрения, опасность для психики ребенка. Вот лишь несколько примеров:

  • В семье появился новый человек, с которым у ребенка не складываются отношения. Это может быть ребенок, супруг (после развода или смерти предыдущего), приехавший на постоянное место жительства родственник и т.д.
  • Ребенок стал агрессивным вследствие неизвестных вам обстоятельств (перемена поведения произошла внезапно без видимых причин)
  • Вы чувствуете, что методы воспитания, используемые вами, перестали приносить результат
  • Семья переехала на новое место жительства (например, перебрались в другой город), и у ребенка произошел стресс
  • Ребенок испытывает сложности с адаптацией в детском саду или классе
  • Умерла горячо любимая бабушка или другой родственник, и у малыша депрессия

Проблемой может стать и неумение ребенка общаться в реальности со сверстниками. Учитывая современный «прикомпьютерный» образ жизни детей, новые формы зависимости от гаджетов, можно предположить, что в недалеком будущем им потребуется содействие в общественной адаптации не только психологов, но и психиатров.

Принимая во внимание реалии нашей жизни, важно понимать, что именно в детстве можно многое скорректировать, так что негативные проявления не смогут в дальнейшем повлиять на формирование личности ребенка. Важно их вовремя увидеть, осознать как проблему и проработать.

Как оказывается помощь?

Психологическая помощь ребенку начинается с диагностики его состояния и выявления причин его появления. Существуют хорошие тесты и психологические приемы, позволяющие с высокой степенью точности определить, что случилось.

Одна из методик описания внутреннего состояния малыша опирается на рисунок несуществующего животного.

Ребенку предлагается нарисовать вымышленное существо, назвать его, рассказать, где оно обитает, чем питается и т.д.

На основании того, как расположен рисунок, как выглядит животное, какой у него характер, психолог сделает выводы о внутреннем состоянии ребенка, даст рекомендации родителям по общению с ним.

Конечно, это не единственная методика. Цель всех исследований – выяснение полной психологической картины и способов ее коррекции.

Работа проводится не только с детьми, но и с родителями, ведь чаще всего они своими действиями, пусть невольно, провоцируют кризисы в жизни своего ребенка. Например, малышу требуется больше понимания, мягкости, теплоты, а родители излишне строги с ним. Или, напротив, ему не помешает «твердая рука», а домашние опекают и балуют сверх меры.

Для некоторых становится открытием, что ребенок попал в плохую компанию только потому, что дома, как ему кажется, его не слышат и не замечают.

Если вы чувствуете, что вам стало сложно с ребенком, его состояние настораживает вас, обратитесь к психологу и получите профессиональную помощь и поддержку.

    адаптация, взрослый, вникать, внутренний, возникать, дальнейший, детский, детство, животный, здоровье детей, малыш, новое, обстоятельство, поведение, помощь., проблема, психолог, Психологическая помощь детям, психологический, ребенок, родитель, семья, ситуация, состояние     

Источник: http://sonyaclub.ru/psixologicheskaya-pomoshh-detyam/

Психодоктор
Добавить комментарий