Психологические игры

Содержание
  1. Психологические игры для подростков, помогающие их социализации
  2. Социальное развитие подростков
  3. Особенности взаимоотношений со сверстниками
  4. Как научить общению с ровестниками?
  5. Тренинговые упражнения
  6. «Учимся решать проблемы»
  7. «Эмоции и поступки»
  8. «Заверши фразу»
  9. Психологические игры
  10. На общение
  11. На сплочение
  12. Психологические игры в жизни взрослых людей
  13. Психологические игры, в которые играют взрослые люди, практически всю жизнь
  14. Психологическим играм обучаются в детстве
  15. Почему люди играют в психологические игры — подробней
  16. Какие бывают психологические игры взрослых людей
  17. Правила психологической игры — формула
  18. Деструктивные психологические игры
  19. Конструктивные психологические игры
  20. Что такое психологические игры и кому они нужны?
  21. Я и мир
  22. Я и мужчины
  23. Психологическая игра
  24.  Треугольник судьбы. Жертва – тиран – спаситель. Пример из жизни
  25. В чем опасность психологических игр и где им обучают? 
  26. Зачем люди играют в психологические игры?

Психологические игры для подростков, помогающие их социализации

Психологические игры

На формирование личности человека огромное влияние оказывает среда, в которой он проводит свое детство и подростковый возраст.

Психологические игры и тренинги позволяют скорректировать поведение подростков и повысить эффективность их социализации в обществе.

Как избавиться от компьютерной зависимости подростку? Практические рекомендации вы найдете на нашем сайте.

Социальное развитие подростков

Подростковый возраст в современном понимании — это этап между детством и взрослой жизнью.

Обычно выделяют младший уровень — от 12 до 14 лет, старший уровень — от 15 до 17 лет.

Этот переходный период является достаточно сложным как для самих детей, так и для их родителей.

На первое место для подростка выходит его собственная личность, желания и потребности. Ребенок еще не имеет достаточного жизненного опыта, но испытывает сильное стремление к самостоятельности и отстаиванию своего мнения.

У него формируется собственная система ценностей, своя жизненная философия. Происходящие изменения в сознании нередко приводят к конфликтам с родителями, старшими родственниками, педагогами.

В этом возрасте происходят значительные изменения в физиологии — это неизменно приводит к переосмыслению собственного «Я».

Девушки и молодые люди начинают в полной мере осознавать свою половую принадлежность, испытывать повышенный интерес к противоположному полу. Большое значение приобретает умение строить отношения со сверстниками, входить в новую социальную группу.

Проблемы с общением, самоопределением в этом возрасте могут наложить негативный отпечаток на весь последующий процесс социализации ребенка в обществе.

Часто неразрешенные именно в подростковом возрасте психологические, эмоциональные трудности становятся основой для существования комплексов, неуверенности в себе уже у взрослого, состоявшегося в жизни человека.

На социальное становление личности подростка оказывают влияние две группы факторов:

  1. Внешние. К ним относятся воспитание в семье, требования педагогов, нормы общения со сверстниками, моральные устои окружающих, действующие социальные правила и т.д. Ребенок в процессе своей жизнедеятельности сознательно и бессознательно усваивает те модели поведения и те нормы, которые прививают ему окружающие люди.

    Причем гораздо большее влияние на личность подростка оказывают те люди, которые являются для него авторитетом.

  2. Внутренние. Эти факторы включают особенности характера, темперамента, ценностные установки, уровень самоконтроля и дисциплины, моральные качества и т.д. Данная группа факторов напрямую зависит от врожденных особенностей личности, от уровня интеллекта и воспитания.

Особенности взаимоотношений со сверстниками

Выстраивание отношений со сверстниками в подростковый период приобретает первостепенное значение.

Причем организуется это общение достаточно неоднозначно.

С одной стороны молодые люди стремятся слиться с группой сверстников, быть такими же как и все остальные.

Непохожесть, выражающаяся в особенностях внешности, низком социальном или материальном положении семьи может стать серьезным поводом для переживаний.

С другой стороны, подростки испытывают непреодолимое стремление выделиться, обратить на себя внимание. В этом возрасте большое значение приобретает собственная привлекательность, умение произвести впечатление.

Для подростка крайне важно заслужить уважение своих товарищей, чтобы члены его социальной группы проявляли заинтересованность, и искреннее желание общаться.

В этом возрасте для ребенка большое значение приобретает наличие по-настоящему близких друзей, в общении с которыми происходит становление личности, определение своих коммуникативных способностей.

Нередко подростки отличаются постоянной сменой круга общения. Это вызвано хаотичной сменой интересов и предпочтений, которая приводит к поиску новых друзей, разделяющих имеющиеся на данный момент у подростка увлечения.

Помимо близких друзей, в этом возрасте подростки активно заводят большое количество знакомых, собираются в компании, неформальные группы по интересам.

Подобное расширение круга общения (по сравнению с детским возрастом) позволяет раздвинуть рамки социального существования, получить дополнительные возможности для самореализации.

Как определиться с выбором профессии подростку? Узнайте об этом из нашей статьи.

Как научить общению с ровестниками?

Далеко не у всех ребят в подростковом возрасте легко проходит процесс социализации.

Нередко дети сталкиваются с непониманием друзей, отсутствием близкого по духу круга общения, проблемами в школе.

Такая ситуация может привести к серьезным переживаниям., депрессии, уходу в себя.

По этой причине задача семьи и педагогов — научить подросшего ребенка общаться со сверстниками, грамотно выстраивать личностные взаимоотношения.

Функции семьи: оказывать ребенку психологическую и материальную поддержку, обеспечить ему эмоциональную независимость.

Ребенок, по-прежнему получая от родителей финансовую поддержку и эмоциональное участие, должен чувствовать, что ему предоставили свободу самовыражения и определения своего жизненного пути.

Подобное понимание приведет к повышению уровню уверенности в себе, в своих силах. Поддержка и понимание в семье — гарантия здоровой личности подростка.

Педагоги и психологи, в свою очередь, должны помочь подросткам в процессе их социализации при помощи специально разработанных методик, развивающих мыслительные процессы, эмоциональную открытость, коммуникативные навыки.

Тренинговые упражнения

Варианты тренинговых упражнений, применяемых в работе с подростками:

«Учимся решать проблемы»

Каждому ребенку ведущий тренинга раздает лист бумаги ручку и предлагает выписать все существующие в жизни проблемы по степени убывания их значимости.

То есть первая проблема — самая существенная и требующая разрешения в первую очередь. Когда все участники тренинга напишут свои проблемы, ведущий рассказывает о том, что любая проблема может быть решена.

Главное — правильно подойти к ее решению и никогда не считать любую критическую ситуацию безвыходной.

Затем ведущий на доске или на листе ватмана пишет этапы решения любой проблемы и предлагает детям переписать и сохранить данную информацию для дальнейшего применения ее на практике. Этапы решения проблемы следующие:

  • определить реальность существования проблемы;
  • проанализировать ситуацию;
  • определить существующие преграды;
  • поставить цель;
  • написать на бумаге все возможные варианта решения вопроса;
  • принять решение;
  • проанализировать последствия.

Как выявить психические расстройства у подростков? Читайте об этом здесь.

«Эмоции и поступки»

Ведущий раздает детям листы бумаги, на которых написаны следующие неоконченные предложения:

  1. Я грущу, когда…
  2. Я счастливь, когда…
  3. Мне плохо, когда…
  4. Мне хорошо, когда…
  5. Я спокоен, когда…
  6. Я злюсь, когда…
  7. Мне нравится, когда…
  8. Мне не нравится, когда…

Сначала детям дается задание закончить предложение в соответствии с собственными представлениями и опытом. Когда эту часть все присутствующие выполнят, ведущий предлагает рядом с каждой фразой написать, что подросток делает для решения сложившейся ситуации.

Например: «Я грущу, когда родители на меня кричат из-за моего плохого поведения. В этом случае я стараюсь извиниться за свое поведение и исправиться».

Далее ведущий объясняет детям, что каждый поступок приводит к каким-либо последствиям. И прежде чем что-либо делать и говорить, нужно всегда проанализировать, что будет дальше.

https://www.youtube.com/watch?v=O_CIvOyMl38

До участников тренинга необходимо донести следующее: сначала идет мысль, а потом действие.

«Заверши фразу»

Ведущий задает каждому присутствующему хотя бы по одному вопросу, на который он должен ответить.

Вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы по ответам на них можно было сделать выводы об уровне социальной адаптации, о понимании основ межличностного взаимодействия, о существующих проблемах.

Примерный перечень вопросов, которые можно задать детям:

  1. Какими качествами обладает настоящий друг?
  2. Какой друг ты?
  3. Чего тебе не хватает в общении с другими людьми?
  4. Какие положительные черты в своем характере ты можешь назвать?

Психологические игры

Психологические игры проводятся соответствующим специалистом с психологическим образованием, который стремится в игровой форме привить ребятам навыки общения между собой, поведения в обществе.

На общение

  1. «Заговори с незнакомцем». Каждый ребенок по очереди выходит в центр круга. К нему присоединяется другой участник. Задача первого подростка — завести беседу «с незнакомцем», который очень ему понравился и заинтересовал. Задача второго подростка — отвечать на реплики и вступать в диалог. Ребята не ограничены в своей фантазии.

    Местом общения может стать вагон поезда, автобусная обстановка, касса магазина и т.д. Незнакомец может быть обычным человеком, популярным киноактером и т.д. На весь процесс от начала диалога и до прощания дается 3 минуты.

    Задача детей — построить в этот короткий промежуток эффективное взаимодействие и пройти этапы все этапы коммуникации: знакомство, общение, прощание.

  2. «Гороховый король». Каждому подростку раздается по пять горошин. Дети подходят друг к другу и вступают в диалоги. Время диалогов ограничено 1 минутой. Спустя это время собеседники меняются. Во время разговора дети задают поочередно друг другу вопросы, цель которых — получение ответов «да» или «нет». Во время общения нельзя молчать, избегать ответов. Тот, кто во время разговора ответил одним из обозначенных слов, отдает одну горошину. После потери всех 5 горошин игрок выбывает. Самый «богатый игрок становится королем.

На сплочение

  1. «Семеро козлят». Игра строится по мотивам известной сказки. Дети делятся на две группы по четыре участника. Первые четыре человека выходят в центр. Они — козлята, которые остались одни дома и потеряли своих троих братьев.

    Где-то на улице ходит серый волк, который притворяется козленком. Задача подростков — обнаружить, кто из всех остальных козлят (члены второй группы) действительно их братья, а кто — серый волк. Выяснение правды происходит в процессе активного общения. Настоящие козлята запускаются в дом.

  2. «Магазин». Подросткам предлагается подумать о своих плохих и хороших чертах. Затем поочередно вызываются пары, которые вступают во взаимодействие. Один подросток — покупатель, другой — продавец.

    Покупатель отдает продавцу ненужное ему отрицательное качество своего характера и получает в ответ положительное, которого ему не хватает. Затем дети меняются местами.

Таким образом, в подростковом возрасте дети сталкиваются с множеством сомнений и переживаний. Задача общества в лице семьи и педагогов — помочь подросткам преодолеть их проблемы и успешно пройти процесс социализации.

Игра «Концлагерь» для подростков:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/deti/psihologicheskie-igry-dlya-podrostkov.html

Психологические игры в жизни взрослых людей

Психологические игры

Уважаемые посетители сайта психологической помощи Психоаналитик-Матвеев.РФ, сегодня Вы узнаете, что такое на самом деле психологические игры в жизни взрослых людей.

Сразу обратите внимание, что это не те психологические игры, или вообще игры, которые радуют детей в песочнице и взрослых в развлечениях и времяпрепровождении.

Это социально-психологические, ролевые, в большинстве своем неосознанные самими игроками, зачастую деструктивные, драматические, а порой и трагические игры, в которые играют взрослые люди — часто всю свою жизнь.

Психологические игры, в которые играют взрослые люди, практически всю жизнь

Про игры, в которые играют люди написал, еще в прошлом веке, в своем одноименном психоаналитическом бестселлере известный канадо-американский психотерапевт и ученый, основатель трансактного анализа и психотерапии Эрик Берн.
(см. анализ психологической игры в сказке «Красная шапочка» или «Золушка»)

Суть психологических игр, в которые играют взрослые люди в ТОМ, что игровой, часто нечестный и скрытый процесс общения и межличностных взаимодействий приносит некоторые, иногда неосознанные, социальные, эмоционально-психологические, и даже биологические выгоды (некий «выигрыш») участникам игры.

Другими словами, игровые отношения (психологические игры в отношениях) удовлетворяют многие врожденные потребности человека. А именно: психологические, эмоциональные, биологические и социальные.

Конечно, человек, как и любое другое высокоразвитое животное, мог бы удовлетворять свои природные, естественные потребности нормальным, честным, прямым и естественный путем, не прибегая к психологическим играм, различным ухищрениям и обманам.

Но человек существо общественное, и большинство законов природы умаляет и попирает социум: нормы и правила морали и нравственности, этика и общественное мнение, способы выживания, создавая стереотипы мышления и поведения.

Психологическим играм обучаются в детстве

Обратите внимание на совсем маленького ребенка — он естественный, природный, настоящий. Ему еще не нужны психологические игры…он удовлетворяет все свои потребности прямо, просто и спонтанно…так, как и задумано самой природой.

Если ребенок хочет есть — он просит (например, плачет, и успокаивается когда получает еду). Если малыш хочет общения с мамой — он всем своим видом показывает это. Если ему страшно, больно или грустно — то и это Вы легко заметите…

Если ему хорошо и весело — он улыбается и радуется…

Но по мере развития, воспитания и социализации ребенка — он обучается правилам поведения в обществе, а заодно и психологическим играм. Большинство этих правил неписанные, поэтому ребенка обучают, большей частью невербально (без слов) и неосознанно, сами родители.

Ребенок просто «тупо» (не осознавая) копирует с родителей и впитывает в себя все эти правила поведения и выживания в социуме. Он учится не быть собой, он учится носить социальную маску и играть в психологические игры.

Потом, уже во взрослой жизни, эта неестественность в отношениях, эти неосознанные, заученные в детстве психологические игры во взаимоотношениях людей, доставят множество проблем человеку. Начиная от внутриличностных конфликтов, непонимания себя и внутренних психологических проблем (неврозов, фобий…), и кончая проблемами в межличностных отношениях (в семье, в коллективе, в бизнесе…).

Конечно, у всех по-разному — кому как «повезло» с родителями и воспитателями; у кого какой запрограммирован сценарий жизни, как раз на основе семейных психологических игр.

Типичная семейная психологическая игра, разыгрываемая по ролям, согласно треугольнику Карпмана, описана в статье проблемы в отношениях людей.

Почему люди играют в психологические игры — подробней

Как уже было сказано выше, люди играют в психологические игры для получения выгод (условно говоря, «выигрыша»), т.е. для удовлетворения своих потребностей, которые они разучились удовлетворять естественным путем.

Психологическая выгода от игры:
У всех есть потребность в психологической безопасности и защищенности. С помощью психологических игр (похожих на психологические защиты), человек пытается избегать стрессовых ситуаций и поддерживать свою психическую стабильность.

Однако, такие игры, как правило, приводят к обратному.

Эмоциональная выгода от игр:
Каждому человеку необходим эмоциональный обмен. И если его ребенком обучили обмениваться эмоциями с помощью игр, то он может стать эмоциональным (энергетическим) вампиром. Такой высосет из Вас, если Вы в игре, всю эмоциональную энергию, доведя Вас до депрессии, невроза или психоза.

Биологическая выгода от игры:
Людям для выживания необходимы телесные контакты: объятия, ласки, поцелуи…поглаживания…, если человек не умеет обмениваться ими естественно, то он прибегает к играм.

А по игре такие контакты могут быть и негативные, например побои…пинки и т.п. Что подсознательно, у некоторых людей, например скрытых или явных мазохистов, воспринимается как удовлетворение потребности в телесном контакте.

Отсюда можно увидеть таких людей, которые как бы сами напрашиваются на пинки (даже словесные), например жены, которые подсознательно выбирают себе мужа тирана, который будет ее бить и унижать. На самом деле — это неосознанная игра.

Социальная выгода от игр:
Человеку необходимо полностью занять свое время, структурировать его, иначе, он либо сойдет с ума, либо умрет от скуки (буквально).
Также, люди — животные социальные, и им необходимо общение с себе подобными.

Если человек не умеет управлять своим временем и устанавливать естественные контакты, то психологические игры, например времяпрепровождение и общение в соцсетях, вместо нормального (реального) общения, хоть и суррогатно, но все же удовлетворяет эту потребность.

И главное, экзистенциальная (бытийная) выгода от игр:
У всех людей есть экзистенциальная, жизненная позиция — она либо положительная (Я+), либо отрицательная — (Я-). В зависимости…, как воспитали (при рождении у всех «плюс», за исключение редких аномалий).

С помощью психологической игры люди поддерживают свои жизненные, экзистенциальные позиции.

Например, если у человека по отношению к себе положительная позиция (Я+), а по отношению к ближнему — отрицательная (Ты-), то ему необходимо подтвердить это в общении и взаимодействии с ближним.

Скажем, всячески унизить его. А сделать он это сможет при условии, что второй игрок имеет отрицательную позицию (Я-). Как, например, жена тирана.

Какие бывают психологические игры взрослых людей

Эрик Берн описал множество психологических игр, в которые играют взрослые люди, в основном это деструктивные игры с негативными «выигрышами». Но есть, также и конструктивные игры, в том числе используемые психотерапевтами во время психологической помощи.

А также, существует множество психологических развивающих и обучающих игр, как для детей, так и для взрослых.

Правила психологической игры — формула

У любых игр есть правила. У психологической игры есть даже своя формула.

Тот, кто знает правила той или иной игры, а в нашем случае осознает их, тот имеет все шансы перестать играть и перейти к нормальным, естественным отношениям…не страдать, а радоваться жизни…

Игры определяются по степени интенсивности, а значит и опасности:

1-я степень — игра, о которой потом рассказывают знакомым;

2-я степень — игра, о которой обычно не хотят рассказывать (более тяжкие последствия);

3-я степень — игра, после которой можно оказаться в больнице, морге или тюрьме.

Формула неосознанной игры по Берну: Крючок + Клев = Реакция → Переключение → Смущение → Расплата («Выигрыш»), где:

Крючок — скрытое, обычно невербальное психологическое послание одного игрока другому. Например, игра «Соблазн», «Насилие» или «Динамо» третьей степени: Некая девушка всем своим видом и поведением показывает свою сексуальную доступность. Как бы забрасывает крючок…;

Клев — «заглатывание» крючка. Некий молодой человек улавливает ее приглашение к игре, т.е. клюет и попадает на ее крючок;

Реакция — он начинает к ней приставать, будучи подсознательно уверенным в ее доступности;

Переключение — она ему отказывает…он берет ее силой;

Смущение — Она — почему он меня изнасиловал? Он — что случилось, почему она хотела отказать?

Расплата — она в больнице…он в тюрьме…

При этой же психологической игре, но в первой степени, расплата была бы в виде набора негативных эмоций обоих игроков. Она могла бы сказать подругам, какой ей попался «козел». А он мог бы рассказать друзьям, какая она «коза».

Формула осознанной (хотя бы одним игроком) психологической игры: Слабость — Ловушка — Ответ — Удар — Расплата — Вознаграждение

Игры работающие по этой формуле («мышеловки») широко распространены в обществе. Например, самая популярная слабость многих людей — это Халява: желание бесплатного, скидок и акций, различных распродаж, легкого обогащения, чудо таблеток и мгновенного избавления от проблем и болезней, в том числе психологических…

И, конечно, вполне естественно (коли есть спрос на халяву), что находятся игроки (люди, осознающие эту игру), желающие поставить ловушку с «халявным сыром». Далее идет ответ (или клев), т.е. человек со слабостью хватает «бесплатный сыр».

Удар «мышеловки», обычно по карману, но иногда и по голове, не заставляет себя ждать.

Результаты: слабому игроку — расплата за халяву в виде негативных эмоций и пустого кошелька, а знающему игроку (чаще мошеннику) — вознаграждение, в виде реальных денег, ну или на крайний случай — в виде веселья…

Правда иногда, не в меру заигравшись и расслабившись, или плохо знающий правила игры, человек может попасть по действие первой неосознанной формулы, и оказаться в тюрьме (вспомните пирамиду «МММ»). Однако игрокам со слабостью от этого не легче.

Самый простой способ увидеть и проанализировать ролевую психологическую игру в отношениях — это представить ее схематично, в виде треугольника Карпмана.

Где люди, в семье, в любви, в дружбе или партнерстве ведут себя неестественно, исполняя по очереди одну из трех ролей: Спаситель, Преследователь и Жертва. (подробней)

Деструктивные психологические игры

Большинство из неосознанных или частично осознанных психологических игр в отношениях и взаимодействиях между людьми являются деструктивными для всех участников.

Эриком Берном и его последователями описано множество игр, в которые играют взрослые люди. Все они разделены на категории. Коротко о них…

Игры с самим собой
Например, когда человек надувает сам себя…что-то себе обещает (бросить курить, начать новую жизнь с понедельника и т.п.), но не выполняет, придумывая для себя кучу оправданий…

Семейные и супружеские игры
Например, когда жена играет Жертву, терпя побои и издевательства мужа, а потом переключается в Преследователя, делая из мужа Жертву — сдает его в полицию…

Или, например, когда мама играет в Спасителя, зашнуровывая обувь ребенку до старших классов, при этом делая его беспомощной жертвой, а через некоторое время ребенок из Жертвы переключается в Преследователя, и терроризирует маму, скажем, вымогая у нее пенсию на алкоголь или наркотики…

Сексуальные игры
Одна из популярных сексуальных игр описана в примере выше («Соблазн» или «Динамо»)…

Игры на вечеринках
Это большей частью сплетни и осуждения третьих лиц, а также популярнейшая игра «Почему бы Вам не… Да, но…», где один игрок как бы просит совета и помощи…другие в это время стараются и дают их…но в итоге он все отвергает, зачастую приводя в тупик беседу…

Игры на всю жизнь
Например, игра в алкоголика с созависимостью (соучастием) членов семьи.

Или игра в постоянного должника, который берет кредиты и никак не может их погасить…

Игры преступного мира
Например, кражи, надувательство и мошенничество…

Игры в кабинете психотерапевта
Например, когда клиент на приеме у психотерапевта, начитавшись википедии и представляя себя всезнающим, подсознательно настроен на то, чтобы не получить помощь. При этом он всячески саботирует работу психолога, например, играя в «психотерапевта».

Когда же он действительно, как и хотел, не получит помощи — он может сказать: «Я же говорил, что он мне не поможет…»…

Конструктивные психологические игры

Конструктивными игры могут стать лишь при их понимании и осознании. Некоторые перечисленные выше деструктивные игры можно переделать в конструктивные, а после этого вовсе выйти из игр и начать естественные отношения, особенно это необходимо во взаимодействии с близкими людьми.

К конструктивным играм относятся и лечащие, развивающие и обучающие психологические игры, для взрослых и детей.

Об этом читайте в следующих статьях. (Игротерапия (игровая терапия))

Важная особенность психологических игр — это повторение. Если Вы заметили, что у Вас повторяются или схожи какие-либо негативные события в жизни — значит Вы играете.

И если Вы сами не в состоянии выйти из игры, то Вам необходима психоаналитическая помощь

Воспользуйтесь услугами психотерапевта онлайн, и Вы начнете жить естественно, в союзе с собой и природой…

Психолог по телефону….психотерапия по скайпу…..скриботерапия по E-mail…

Обязательно ознакомьтесь с некоторыми плохими играми:

Плохие игры

Источник: https://xn----7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psikhologicheskie-igry/psikhologicheskie-igry-v-zhizni-vzroslykh-lyudejj/

Что такое психологические игры и кому они нужны?

Психологические игры

Я начала исследовать мир психологических игр с бизнес-симулятора FreshBiz – это трансформационная игра, посвященная финансам. Ведущая обещала, что я осознаю свои взаимоотношения с деньгами.

Для начала нужно было выбрать героя – фишку с изображением и именем. К ней прилагался набор карточек с описанием бизнеса, который можно открыть. Перед началом игры каждый участник кидает кубик, и выпавшее число становится количеством денег для старта. Мне «повезло» – у меня выпала 1.

И мне дали фишку на миллион долларов. А дальше началась сама игра: можно было брать кредиты у банков, покупать акции и недвижимость и открывать бизнес. Случались и волшебные подарки судьбы, когда в руки попадали карточки с дополнительными возможностями и финансами.

Через 2 часа ведущая скомандовала: «Стоп! Подводим итоги и считаем прибыль». 

Игра FreshBiz.

Из миллиона долларов  мне удалось сделать 7 миллионов, хотя до конца игры я так и не дошла. Как оказалось, это все из-за того, как я сформулировала запрос: посмотреть на свои взаимоотношения с деньгами.

Конечного результата в этом запросе не было. Игра показала мне основное правило денег: движение. Если держать деньги, то с ними ничего не происходит. А вкладывая и рискуя, можно увеличить свой капитал.

Эффект от игры? Теперь я гораздо смелее распоряжаюсь своими финансами.

Я и мир

Второй моей игрой стал «Каузальный интеллект». Игру вела ее создатель Жанна Завьялова – учредитель Международной школы бизнес-тренеров ICBT, кандидат психологических наук.

Перед началом игры тоже нужно было сформулировать запрос, точнее – задать вопрос, ответ на который я бы хотела получить во время игры. Единственный вопрос, который был у меня в голове: «Посмотреть, как работает игра и что это такое».

Для старта необходимо было официально «родиться», то есть выбросить кубик с цифрой 5, что мне удалось достаточно быстро. Остальные участники еще долго испытывали судьбу. Игра состояла из 55 клеток, означающих различные состояния сознания. Фишками становились сами игроки. А игровым полем – все пространство зала.

Игру я прошла на удивление быстро, попадая каждый раз на клетки, которые переносят меня на более высокий уровень. 

Игра «Каузальный интеллект».

– Как быстро ты закончила игру! – удивилась Жанна. – Какие инсайты у тебя были? Получила ли ты ответ на свой вопрос?

– А я не задавала вопрос, я изучала игру, – честно призналась я.

– Ну тогда ты не играла по-настоящему. Это была лишь подготовка. Игра дает намного больше. Может быть, у тебя есть актуальный вопрос и тебе было бы интересно прожить его в игре? 

Игра «Каузальный интеллект».

Вопрос у меня нашелся, и я решила поиграть еще раз. Теперь все оказалось совсем по-другому. Каждый бросок кубика – как прыжок в пропасть в поисках себя. Откуда игра знает, что у меня есть гнев? А ведь правда есть, я же живая. Мир фантазий – да, и это мне свойственно. Каждый ход добавлял новый элемент к пазлу моей жизни и соответствовал моим состояниям.

3 шага вперед и 1 шаг назад – меня вдруг снова отбросило на первый уровень, опять начинать все сначала… Для таких случаев есть отрывки из фильмов или кинометафоры, которые можно посмотреть на экране телефона. Кинометафоры помогают быстрее прожить ситуацию, видя ее более полноценно, со всех сторон. 3 часа промчались как одно мгновенье.

Я закончила игру за 5 минут до официального завершения, и мое тело и голову переполняли инсайты.

Интересно: как мне, совершенно не игроману, удалось втянуться в игру и получить столько эмоций? Я решила поговорить об этом с создателем игры «Каузальный интеллект» Жанной Завьяловой. 

Жанна Завьялова – автор психологической игры «Каузальный интеллект».

Жанна, почему взрослые люди так увлекаются психологическими играми? То ли дело карты или казино – в них есть азарт и испытание судьбы. 

Жанна Завьялова: В психологических играх у игроков есть уникальная возможность прожить, осмыслить и трансформировать ситуации, которые им не удавалось разрешить, понять сам механизм. А потом применить это все в реальной жизни. Игроки испытывают яркие эмоции и инсайты, часто даже более интенсивные, чем в жизни. 

В чем сила игры?

Ж.З.

: В том, что игроку попадаются именно те карточки, которые наиболее точно описывают его ситуацию, и участник может извлечь уроки прямо на игровом поле: попасть в кроличью нору или совершить квантовый скачок. И пока человек не осознает и не примет причины повторяющихся состояний, он не сможет продвинуться дальше. Игра будет возвращать его к непройденному уроку – что часто происходит в нашей жизни.  

Игра «Каузальный интеллект».

Как появилась на свет эта игра?

Ж.З.

Прототипом стала древняя индийская игра «Лила», адаптированная под современный мир и под бизнес-форматы. Древние жрецы с помощью «Лилы» передавали своим соотечественникам знание о мире, и некоторые выбрасывали кубик лишь один раз в жизни. Выпавший символ был знаком того, какой урок они должны усвоить.

И если в «Лила» можно играть часами, постигая основы мироздания, то «Каузальный интеллект» укладывается в 2-3 часа.

Что такое каузальный интеллект?

Ж.З.

Это психическая функция. Она формируется в процессе жизни и отражает культуру взаимодействия человека с реальностью. Каузальный интеллект состоит из способности преобразовывать реальность, из навыков принимать неизменяемые аспекты и способности различать то, что можно изменить, а что необходимо принять.

Я и мужчины

Игра «Возлюбленная».

Третья психологическая игра – «Возлюбленная» – была посвящена взаимоотношениям с партнером. Эту игру тоже вела ее создательница – педагог-психолог, сказкотерапевт Владимира Махукова. Наученная предыдущим опытом игр и важностью запроса я честно призналась, что тема отношений с партнером для меня не актуальна.

Владимира помогла мне сформировать вопрос и войти в ресурсное «женское состояние». На кубике сразу выпало заветное 3 – «женское число». Игра началась. Она состояла из трех циклов: привлечение партнера, поддержание отношений и обновление. Циклы были изображены на игровом поле в виде спиральных раковин. Я попала в первую спираль «Привлечение партнера».

Внутри сразу сработал протест: «Не хочу я никого привлекать!» 

Игра «Возлюбленная».

Но я решила исследовать, кого привлекаю, и посмотреть, что будет дальше. А дальше мы анализировали мои состояния через три вида метафорических карт. Я получала карты-подсказки от других участниц игры, которые выступали в роли ведуний, и с их помощью смотрела на свое поведение в отношениях. Двигалась я очень медленно, так как мне постоянно выпадали 1 и 2.

Однако, когда мне захотелось попасть на другой уровень и посмотреть, а как там, я выбросила 6, попала в поле «переход» и вышла из раковины-спирали. Удивительным образом это совпало со временем окончания всего процесса. И да, во время игры я осознала, что привлекаю мужчин-героев, которые готовы ради меня убить дракона. И моя женская роль активно-пассивная – вдохновлять на подвиги.

Что как лайф-коуч я делаю почти каждый день. 

Владимира Махукова – автор психологической игры «Возлюбленная».

Владимира, как родилась Ваша игра?

Владимира Махукова: Как-то раз я поиграла в игру «Семейные сценарии», увидела, что можно за три часа решить то, что не получилось годами. А потом решила создать свою игру.

За основу я взяла метод комплексной сказкотерапии Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой и архетипы Возлюбленной, Матери и Хранительницы.

Самостоятельно я разработала колоду ассоциативных карт «Цветы венка Возлюбленной», где каждый цветок несет в себе глубокий этнопсихологический и архетипический смысл и помогает находить внутренние ресурсы.

В чем сила игры?

В.М.: В том, что через символические действия игроки запускают процессы изменения в своей жизни. В ходе игры есть клетки раздумий, где нужно взять метафорические карты и поразмышлять над ситуацией. Есть инициации, когда необходимо сделать важный выбор.

Есть женский совет, на котором участницы одаривают героиню символами-подсказками. А еще можно пообщаться с сильными женщинами из своего рода и набраться женской мудрости. Все это символично, но это работает.

И после игры женщина осознает уникальную часть себя, которая называется Возлюбленной.

Источник: http://www.sncmedia.ru/entertainment/psikhologicheskie-transformatsionnye-igry/

Психологическая игра

Психологические игры

“Почему бы Вам не… – Да, но…” (ПБВДН). Пример первый. Психологическая игра “Почему бы вам не … – Да, но…”(ПБВДН) является одним из наиболее популярных способов психологического вампиризма в быту.

И вот наглядный пример из жизни. Недавно ко мне на занятия пришла молодая девушка. Мы разговорились на тему выбора будущей профессии. Хочу сразу заметить, что девушка очень яркая, красивая и артистичная.

Разговор на эту тему завела она:

-Знаете, я люблю театр. Мне нравится выступать на сцене. Я танцую, участвую в школьной художественной самодеятельности. 

Я обрадовалась:

– Так это замечательно! У нас в городе есть хорошие театральные студии. Ты можешь заниматься там. Театр – это очень интересно.  

 – Да, я думала пойти в театральную студию но… понимаете, ммм… У меня очень много уроков и я могу не успевать после школы.

– Ничего страшного. – не унималась я. – Может у них есть занятия на выходных.

– Да, я об этом думала, но театральные студии, наверное, дорогие. 

– Возможно если ходить по абонементу, то это и не так дорого.

– Да, может быть…, но Вы же знаете как актрисы пробиваются на сцену…

После третьего “Да, …, но…” я уже поняла какая игра ведется. Поэтому промолчала. Но барышня, назовем ее Лена, не унималась.

– Знаете, мне еще нравится биология и я думала стать массажистом.

Я молчу и наблюдаю за тем, что будет дальше. Лена продолжает, но уже сама с собой.

– Да, это хорошая профессия, но … очень тяжелая. Да, работая массажистом можно зарабатывать, но целый день стоять на ногах…

Она еще поиграла несколько минут в “Почему бы Вам не… Да, но…” сама с собой и успокоилась. Дальше мы говорили только по теме занятия. 

В этот раз знание психологических игр сохранило мне немало сил и энергии. Еще несколько лет назад я бы начала играть в “спасателя”. Давать ей контакты театральных студий, убеждать, что любые мечты осуществимы и, что если ей хочется быть актрисой, то надо действовать, а все остальное предрассудки. Не понимая, что из меня просто тянут жизненные силы и психическую энергию.  

Сейчас же я отделалась 2-х минутным разговором и получила наслаждение наблюдая за тем как меня безуспешно пытаются втянуть в игру “Почему бы Вам не… Да, но…”. 

Через некоторое время Лена нашла уважительный предлог, почему наши занятия стоит прекратить. 

“Почему бы Вам не… – Да, но…” (ПБВДН). Пример второй. Следующий пример произошел со мной на терапевтическом тренинге по телесно-ориентированным практикам. Нам дали задание разбиться по парам.

Первый партнер должен был лечь на спину, согнув ноги в коленях, и поставить стопы на пол. Затем развести ноги, не отрывая стопы от пола, на комфортное для себя расстояние.

Второй партнер, в роли которого выступала я, должен был придерживать ноги первого за колени и говорить терапевтические фразы.

Только мы начали делать практику моя партнерша произнесла:

– У меня скользят ноги.

– Поставь их чуть-чуть уже.

– Да, но мне так удобно. 

– Сними носки.

-Да, но у меня начнут мерзнуть ноги.

– Хорошо, давай накроем ноги кофтой.

-Да, но у меня нет кофты.

В этот момент я посмотрела ей в глаза и спросила.

-Хорошо, что ты предлагаешь делать?

– Ммм… Я не знаю.

Я подняла руку и громко позвала тренера. Ноги накрыли другой кофтой и практика продолжилась. После этого уже ничего не скользило:-). Психологические вампиры, играющие в психологическую игру “Почему бы Вам не… Да, но…”, “навешивают” на других свои проблемы, а затем косвенно обвиняют своих неудавшихся “спасателей”, что это ОНИ не могут решить проблему. 

 Треугольник судьбы. Жертва – тиран – спаситель. Пример из жизни

Треугольник судьбы. Жертва – тиран – спаситель. Пример из жизни. В танцевальной группе, где я занимаюсь, появилась традиция – поздравлять всех с Днем Рождения и совместно посещать развлекательные мероприятия. Традиция хорошая и правильная. Инициативу на себя взяла одна девушка. Назовем ее Катя.

Она ездила за подарками, собирала деньги, организовывала встречи, узнавала куда и на каких условиях можно пойти, покупала билеты и выполняла достаточно большой объем организационной работы.

Понятно, что взамен Катя получала свои психологические “плюшки” в виде удовлетворения чувства собственной значимости, значительности, лидерского инстинкта и прочее. Но сейчас о другом.

Я была ей искренне благодарна за ту работу, которую она делает и называла “нашей старостой”. Думаю, что не только мне было приятно получить подарки на свой “денрик”. Ходить совместно “тусить”, при том, что делать для этого ничего не надо. Перечислила деньги на карточку Кате и знаешь, что за тебя все организуют и обо всем договорятся. Причем сделают это хорошо. 

Но были случаи, когда Катя в треугольнике Карпмана выступала в роли “спасителя” и “жертвы”, так как ей приходилось тратить на организационные вопросы свое личное время, докладывать на время свои деньги, если кто-то не мог сдать вовремя и где-то жертвовать своими интересами. Катя считала, что если она все организовывает, то это ее ответственность, чтобы всем было хорошо.   

Например, когда мы ходили на “батуты”, то был превышен лимит людей, которые могут одновременно находится в секции. “Лишних” попросили пойти на верх, в так называемый “зрительный зал”, и меняться периодически с прыгающими. Катя тут же пошла наверх и просидела там почти весь вечер. “Прыгающим” было весело и не многие вспоминали о том, что нужно еще с кем-то меняться.

Как на мой взгляд, уж слишком часто Катин труд воспринимался как должное. Поэтому я была приятно удивлена и решила, что в этот раз треугольник судьбы не сработал. Но… как-то случилось так, что одного из именинников пришлось поздравить на день раньше. Вроде ничего особенного, но тут…

Письмо цитирую дословно: “И ещё один момент ребята…Так как именинники ещё будут – просьба на будущее…Если кому-то когда-то кого-то ещё раз захочется поздравить ранее оговоренной даты – предупредите меня хотя бы за сутки, а не так, как сегодня…

Я как свадебная лошадь – голова в цветах, а жопа в мыле…У меня всё-таки рабочий день… А то я взялась делать доброе дело – деньги постоянно свои докладываю, ещё и день весь себе перепортила… Вопрос в задачнике – зачем мне это? Это ни в коем случае не претензия, это констатация факта…

Уважайте, пожалуйста, чужой труд… Заранее спасибо”

Круг замкнулся. Катя перешла в позицию Тирана. Не знаю как остальные, а я почувствовала себя нашкодившей школьницей, которая вовремя не предупредили “мамочку” о том, что подарочек нужен на день раньше.

Хотя в данном случае Кате никто не мешал выставить свои границы и сказать:” Ребята, надо было предупредить, что подарок нужен раньше. Поэтому пусть за ним поедет кто-то из вас. У меня работа.” И все бы поняли и кто-то обязательно бы за ним съездил.

Вместо этого вечером после поздравления мы получили в общем чате вот такое сообщение. 

Могло ли быть по-другому? Сомневаюсь. 

В чем опасность психологических игр и где им обучают? 

Обучаются люди пристрастию к психологическим играм в семье. Маленький человечек смотрит на то как ведут себя родители в различных ситуациях и копируют модель поведения одного из них. Психологическая игра – это такая модель взаимодействия между людьми, при которой один из участников (я называю его психологический вампир) остается в выигрыше.   

Например, психологический вампир Беспомощная личность, любящий играть в “Почему бы Вам не… Да, но….” получает бессознательное удовлетворение, когда после очередного “Да, но…” наступает пауза. Для того кто начал психологическую игру  “Почему бы вам не … – Да, но…

“, это означает победу, ибо он продемонстрировал всем остальным, что это они не могут справиться с ситуацией.

К тому же в процессе игры психологический вампир получает психологические поглаживание (внимание, интерес, сочувствие, поддержку, заинтересованность) со стороны оппонента и повышает свою значимость (он ведь что-то значит, если ему так усердно пытаются помочь). 

Все бы ничего, но психологическая игра “Почему бы Вам не,.. Да, но” чаще всего пустая трата времени. Вампир советами так и не пользуется, а следовательно проблему свою не решает. Отношения портятся. Потому, что советчику рано или поздно надоедает давать советы.

Не редко в конце такой игры можно услышать фразу “ой, что хочешь, то и делай” или наподобие после очередного “Да, но…” . Вампир становится жертвой, а спаситель переходит в роль тирана.

В итоге впустую потраченное время, силы и чаще всего ухудшение отношений между людьми. 

Зачем люди играют в психологические игры?

Тут может быть много вариантов. 

  • Первое. Не умеют по-другому удовлетворять чувство собственной значимости, значительности, важности. 
  • Второе. Привыкли с детства. Видели как в подобные психологические игры играет один из родителей и переняли подобную модель поведения.
  • Третье. Низкий уровень осознанности.

Есть еще очень много причин. И в каждом случае они свои. 

Сочувствую ли я тем, кто становится жертвой таких психологических игр и выступает в роли донора? 

Нет. Не сочувствую. Транзактный анализ Эрика Берна и теория психологических игр не является тайной за семью печатями. И при желании каждый может с ней ознакомится, чтобы перестать быть жертвой и взять ответственность за свою жизнь на себя. Если книги Эрика Берна читаются трудно, то есть книги Михаила Ефимовича Литвака, которые читаются легко:-). 

Если статья понравилась и была полезна – делитесь ей в социальных сетях и подписывайтесь на обновления.  

Теория психологических игр является одной из ключевых моделей транзактного анализа Эрика Берна. Поэтому предлагаем Вам посмотреть видео из которого Вы узнаете: практическое применение транзактного анализа. Теория личности. Психологические игры. 6 форм общения. Причины фригидности, головной боли и многих других болезней.

У какого врача лечиться? Кто такой человек без совести и лицемер. Как формируется характер садиста и алкоголика. Как и когда возникает жизненный сценарий? Что лежит в основе негативного сценария. Какой человек может считаться психологически здоровым и способен стать по-настоящему счастливым человеком.

Какой тип личности может считаться стабильной. “

Отрывок из аудиокниги Михаила Ефимовича Литвака “Из ада в рай 

Если присутствует ощущение, что в жизни возник замкнутый круг и есть вопросы которые уже давно не решаются, то проводятся бесплатные личные консультации. Запись по адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

В теме письма указать “личная консультация”. Консультации проводятся через скайп или вайбер. На консультации используется метод тета хиллинг, элементы арт-терапии, песочной терапии, телесной терапии, транзактного анализа и многое другое. С тета хилингом мечты сбываются:-).

И пусть жизнь станет ярче, интересней, насыщенней! Для жителей Днепра возможны личные консультации. 

Полезные материалы:

Психологическая игра “Почему бы Вам не… – Да, но…”

Треугольник судьбы. Тиран – Спаситель – Жертва.

При использовании материала индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Источник: http://xfresh.info/samorazvitie/215-psikhologicheskie-igry

Психодоктор
Добавить комментарий