Романтизм завершился… Движемся дальше…

Понятие романтизма Основные этапы развития и течения романтизма, Этапы развития романтизма, Течения романтизма – История зарубежной литературы XIX – XX вв Библиотека русских учебников

Романтизм завершился... Движемся дальше...

Название термина”романтизм”указывает на связь со средними веками, когда в литературе был популярен жанр рыцарского романа

Романтизмом принято называть направление в искусстве, возникшее в странах. Западной. Европы в конце XVIII – нач XIX в

Название произошло от французского слова”romantisme”, которым обозначалось нечто сокровенное, странное, нереальное

. Романтизм – направление в литературе и искусстве I четверти XIX в, который характеризуется изображением идеальных героев и чувств. Для него характерны ощущение зыбкости мира, разочарование в революции

Сущность романтизма: необычные герои в необычных обстоятельствах

Впервые термин упоминается в 1650 г. В. Испании это слово первоначально означало лирическую и героическую песню-романс. Затем эпические поэмы о рыцарях – романы. Само слово“романтический” как синоним”живописный”,”оригинальный”появилось в 1654 г. Его принял француз. Бальданепарже

Позже, в начале XVIII в, это слово использовалось уже многими писателями и поэтами, в том числе и писателями-классицистами (в частности,. Поуп называет свое состояние романтическим, связывая его с с неопределенностьюю).

В конце XVIII немецкие романтики брать. Шлегели выдвинули оппозиции понятию классический – романтический. Эту оппозицию подхватили и сделали известной по всей. Европе. Так, понятие”романтизм”стало употребляться как т термин теории искусстврії мистецтва.

Писатели-романтики отошли от традиций классицистов, что последовали все античное. В противоположность им романтики увлеклись воспеванием. Средневековья. Они создавали в духе. Средневековья новые картины жи иття, отвергали строгие каноны и правила и превыше всего ценили. Вдохновениеня.

Также представители романтизма отказались от реалистического изображения действительности, так как были недовольны ее анти эстетическим характером

Романтики представляли ум отождествлением прагматизма, потому просветительском идеала разума был противопоставлен культ чувств. Они сосредоточились на человеческих переживаниях, которые выражали неповторимую индивидуальные исть.

3 Этапы развития романтизма

. Передромантизм – явления и тенденции в европейской литературе и духовной культуре II половины XVIII в, которые подготовили почву для развития романтизма. Черты:

o рост интереса к средневековой литературы и народного творчества;

o отвода главной роли воображении, фантазии, творчества;

o возникновения понятия”романтического”, что предшествовало появлению термина”романтизм”

. Ранний романтизм (конец XVIII – начало XIX в)

Время наполеоновских войн и период. Реставрации образовали первую волну романтизма. В. Англии это творчество поэтов. ДжГБайрона,. Перси. Буше. Шелли,. Дж. Китса, романиста. ВСкотта, в. Германии – мастера сатирической й прозы. Эрнста. Теодора. Амадея. Гофмана и блестящего лирика и сатирика. Генриха. ГейнГейне.

Черты:

-универсализм, стремление охватить бытие в его полноте (что существует и должна существовать), дать ему синтезируя художественное выражение;-тесная связь с философией;

-тяготение к символа и мифа как наиболее адекватных форм художественного выражения;-разлад с действительностью;

-резкое противопоставление действительности и идеала, разочарование и негативизм

. Развитые формы (20-40-е гг XIX в)

Вторая волна романтизма начинается после июльской революции во. Франции и после восстания в. Польше, то есть после 1830 г. Лучшие произведения в настоящее время пишут во. Франции -. Виктор. Гюго,. Ж. Санд,. ОДюма; в. Польше щи -. А. Мицкевич,. Юлиум. Словацкий, в. Венгрии -. Шандор. Петефи. Романтизм в настоящее время широко охватывает живопись, музыку, театтеатр.

Под влиянием европейского романтизма развивалась американская литература, которая вела начало с этого времени и была представлена ??романистичнимы произведениями. ДжФКупера,. Е. По

. Поздний романтизм (после революции 1848 г)

Романтизм не был монолитным. В нем существовали разные течения

Течения романтизма

. Народно-фольклорная (начало XIX в) – течение, ориентирована на фольклор и народнопоэтическое художественное мышление. Сначала она проявилась в.

Англии, в”Лирические баллады”УВордсворта, первое издание которых появилось в 1798 г. В. Германией ини она была утверждена.

Гейдельбергского школой романтиков, затем получила распространение в других европейских литературах, особенно в славянском мире. Особенностиі.. Особливості:

o не только собирали народной поэзии и черпали из нее мотивы, образы, краски, но и находили в ней архетипы своего творчества, придерживались принципов и структур народно мышления;

o их привлекала простота поэтического высказывания, эмоциональная насыщенность и мелодичность народной поэзии;

o не воспринимали буржуазную цивилизацию, стремились найти опору в противостоянии ей в народной жизни, сознания, искусстве

“Байроническая” (Дж. Байрон,. ГГейне,. АМицкевич,. ОПушкин,. МЛермонтов и др.), так завершено воплощение она получила в творчестве. Байрона. Особенности:

-сердцевину течения составляла ментально-эмоциональная установка, которую можно определить как”идеализацию отрицания”;

-разочарование и меланхолия, депрессия,”мировая скорбь”- эти”негативные эмоции”получили абсолютной художественной ценности, стали ведущими лирическими мотивами, которые определяли эмоциональную тональность произведений;

-культ духовного и душевного страдания, без которого не мыслили полноценную человеческую личность;

-острое противопоставление мечты и жизни, идеала и действительности;

-контраст, антитеза – главные элементы художественного произведения

. Гротескно-фантастическая которую еще называли“гофманиеською” по имени ее самого известного представителя.

Основная черта: перенос романтической фантасмагории к сфере повседневной жизни, быта, их своеобразное переплетение, в результате чего убогая современная действительность пос становилась в капризному гротескно-фантастическом освещении, раскрывая при этом неприглядную сущность. До этого течения можно отнести поздний готический роман, в определенных аспектах творчество. ЭПО,. Гоголя”Пете рбурзьких повестейовістей”.

. Утопическая течение получили значительное развитие в литературе 30-40-х годов XIX в, проявляясь в произведениях. ВГюго,. Жорж. Санд,. ГГейне,. ЕСю,. ЕДжонса и др.

Особенности:

o перенос акцента с критики и отрицания на поиски”идеальной правды”, на утверждение позитивных тенденций и ценностей жизни;

o проповеди оптимистического взгляда на жизнь и его перспективы;

o выступление против”индивидуализма современного человека”и противопоставление ему героев, полных любви к людям и готовности к самопожертвованию;

o вираженння оптимистической надежды и пророчества, утверждению идеальной правды;

o широкое использование риторических средств

-“вольтеровского”течение, которая сосредоточилась полностью на исторической тематике, на разработке жанра исторического романа, исторической поэмы и драмы. Модель жанра исторического романа была создана. ВСкоттом. Эта то ечия в определенных аспектах стала переходом к реализмодом до реалізму.

Источник: http://uchebnikirus.com/literatura/istoriya_zarubizhnoyi_literaturi_xix_-_xx_st_-_davidenko_gy/ponyattya_romantizmu_osnovni_etapi_rozvitku_techiyi_romantizmu.htm

Романтизм как литературное направление. Романтизм в литературе 19 века

Романтизм завершился... Движемся дальше...

Данное течение является одним из главных художественных явлений в культуре XIX века России, Европы и Америки.

Романтизм как литературное направление зародился еще в конце XVIII столетия, однако наибольшего расцвета достиг в 1830-х годах.

С начала 1850-х годов период начинает идти на спад, однако нити его тянутся сквозь весь XIX век, давая основу таким направлениям, как символизм, декаданс и неоромантизм.

Возникновение романтизма

Родиной направления считается Европа, в частности Англия и Франция, откуда и пошло название данного художественного направления – «romantisme». Объясняется это тем, что романтизм 19 века возник как следствие Великой французской революции.

Революция разрушила всю существовавшую ранее иерархию, перемешала общество и социальные слои. Человек стал ощущать одиночество и начал искать утешения в азартных играх и прочих развлечениях.

На фоне этого и возникла идея о том, что вся жизнь представляет собой игру, в которой есть и победители, и проигравшие.

Главным героем каждого романтического произведения становится человек, играющий с роком, с судьбой.

Что такое романтизм

Романтизм – это все то, что существует только в книгах: непонятные, невероятные и фантастические явления, в то же время сопряженные с утверждением личности через ее духовную и творческую жизнь. Главным образом события разворачиваются на фоне выраженных страстей, все герои обладают ярко проявленными характерами, нередко бывают наделены бунтарским духом.

Писатели эпохи романтизма делают упор на то, что главная ценность в жизни – личность человека. Каждая личность – это отдельный мир, полный удивительной красоты. Именно оттуда черпается все вдохновение и возвышенные чувства, а также появляется склонность к идеализации.

По утверждению писателей-романистов, идеал – понятие эфемерное, но тем не менее имеющее право на существование. Идеал находится за пределами всего обыденного, поэтому главный герой, и его идеи напрямую противопоставлены житейским отношениям и материальным вещам.

Отличительные черты

Особенности романтизма как литературного направления заключаются в основных идеях и конфликтах.

идея практически каждого произведения – постоянное передвижение героя в физическом пространстве. Этот факт как бы отражает смятение души, его непрерывно текущие размышления и одновременно – изменения в окружающем его мире.

Как и многие художественные направления, романтизм имеет собственные конфликты. Здесь вся концепция строится на сложных взаимоотношениях главного героя с окружающим миром.

Он весьма эгоцентричен и в то же время бунтует против низменных, пошлых, материальных предметов действительности, что так или иначе проявляется в поступках, мыслях и идеях персонажа.

Наиболее ярко выражены в этом плане следующие литературные примеры романтизма: Чайльд-Гарольд – главный герой из «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрона и Печорин – из «Героя нашего времени» Лермонтова.

Если же обобщить все вышесказанное, то выходит, что основа любого подобного произведения – разрыв между реальностью и идеализированным миром, имеющий весьма острые грани.

Романтизм в европейской литературе

Европейский романтизм 19 века замечателен тем, что по своему большинству произведения его имеют фантастическую основу. Это многочисленные сказочные легенды, новеллы и повести.

Основными странами, в которых романтизм как литературное направление проявился наиболее выразительно, являются Франция, Англия и Германия.

Данное художественное явление имеет несколько этапов:

  1. 1801-1815 годы. Начало формирования романтической эстетики.
  2. 1815-1830 годы. Становление и расцвет течения, определение основных постулатов данного направления.
  3. 1830-1848 годы. Романтизм облекается в более социальные формы.

Каждая из вышеперечисленных стран внесла свой, особенный вклад в развитие означенного культурного явления. Во Франции романтические литературные произведения имели более политическую окраску, писатели были враждебно настроены по отношению к новой буржуазии. Это общество, по мнению французских деятелей, губило целостность личности, ее красоту и свободу духа.

В английских преданиях романтизм существовал уже достаточно давно, однако до конца XVIII века не выделялся в качестве отдельного литературного направления.

Английские произведения, в отличие от французских, наполнены готикой, религией, национальным фольклором, культурой крестьянского и рабочего обществ (в том числе и духовного толка).

Кроме того, английские проза и лирика наполнены путешествиями в дальние страны и исследованиями чужих земель.

В Германии романтизм как литературное направление сформировался под влиянием идеалистической философии. Основами стали индивидуальность и свобода человека, угнетаемые феодализмом, а также восприятие вселенной как единой живой системы. Почти каждое немецкое произведение пронизано размышлениями о бытии человека и жизни его духа.

Европа: примеры произведений

Наиболее приметными европейскими произведениями в духе романтизма считаются следующие литературные сочинения:

– трактат «Гений христианства», повести «Атала» и «Рене» Шатобриана;

– романы «Дельфина», «Коринна, или Италия» Жермены де Сталь;

– роман «Адольф» Бенжамена Констана;

– роман «Исповедь сына века» Мюссе;

– роман «Сен-Мар» Виньи;

– манифест «Предисловие» к произведению «Кромвель», роман «Собор Парижской богоматери» Гюго;

– драма «Генрих III и его двор», серия романов о мушкетерах, «Граф Монте-Кристо» и «Королева Марго» Дюма;

– романы «Индиана», «Странствующий подмастерье», «Орас», «Консуэло» Жорж Санд;

– манифест «Расин и Шекспир» Стендаля;

– поэмы «Старый моряк» и «Кристабэль» Колриджа;

– «Восточные поэмы» и «Манфред» Байрона;

– собрание сочинений Бальзака;

– роман «Айвенго» Вальтера Скотта;

– сказка «Гиацинт и Роза», роман «Генрих фон Офтердинген» Новалиса;

– сборники новелл, сказки и романы Гофмана.

Романтизм в русской литературе

Русский романтизм 19 века зародился под непосредственным влиянием западноевропейской литературы. Однако, несмотря на это, он имел свои характерные черты, которые отслеживались еще в предыдущих периодах.

Данное художественное явление в России в полной мере отражало всю неприязнь передовиков и революционеров к господствующей буржуазии, в частности, к ее образу жизни – разнузданному, безнравственному и жестокому. Русский романтизм 19 века был прямым следствием бунтарских настроений и предвкушения переломных вех в истории страны.

В литературе того времени выделяется два направления: психологическое и гражданское. Первое было основано на описании и анализе чувств и переживаний, второе же – на пропаганде борьбы с современным обществом. Общей же и главной идеей всех романистов служило то, что поэт или писатель должен был вести себя согласно тем идеалам, которые он описывал в своих произведениях.

Россия: примеры произведений

Самые яркие примеры романтизма в литературе России XIX века – это:

– повести «Ундина», «Шильонский узник», баллады «Лесной царь», «Рыбак», «Ленора» Жуковского;

– сочинения «Евгений Онегин», «Пиковая дама» Пушкина;

– «Ночь перед Рождеством» Гоголя;

– «Герой нашего времени» Лермонтова.

Романтизм в американской литературе

В Америке направление получило чуть более позднее развитие: начальный этап его датируется 1820-1830 годами, последующий – 1840-1860 годами XIX века. На оба этапа исключительное влияние оказали гражданские волнения как во Франции (что послужило толчком к созданию США), так непосредственно и в самой Америке (война за независимость от Англии и война между Севером и Югом).

Художественные направления в американском романтизме представлены двумя видами: аболиционистским, ратовавшим за освобождение от рабства, и восточным, идеализировавшим плантаторство.

Американская литература указанного периода зиждется на переосмыслении знаний и жанров, захваченных из Европы и перемешанных со своеобразным укладом и темпом жизни на пока еще новом и мало изведанном материке. Американские произведения богато сдобрены национальными интонациями, чувством независимости и борьбы за свободу.

Американский романтизм. Примеры произведений

– цикл «Альгамбра», рассказы «Жених-призрак», «Рип Ван Винкль» и «Легенда о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга;

– роман «Последний из могикан» Фенимора Купера;

– стихотворение «Ворон», рассказы «Лигейя», «Золотой жук», «Падение дома Ашеров» и другие Э. Алана По;

– романы «Алая буква» и «Дом о семи фронтонах» Гортона;

– романы «Тайпи» и «Моби Дик» Мелвилла;

– роман «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу;

– поэтически переложенные легенды «Эвангелина», «Песнь о Гайавате», «Сватовство Майлза Стендиша» Лонгфелло;

– сборник «Листья травы» Уитмена;

– сочинение “Женщина в девятнадцатом столетии” Маргарет Фуллер.

Романтизм как литературное направление оказал достаточно сильное влияние на музыкальное, театральное искусство и живопись – достаточно вспомнить многочисленные постановки и картины тех времен.

Произошло это главным образом из-за таких качеств направления, как высокая эстетичность и эмоциональность, героизм и пафосность, рыцарство, идеализация и гуманизм.

Несмотря на то что век романтизма был достаточно недолгим, это нисколько не повлияло на популярность книг, написанных в XIX веке, в последующие десятилетия – произведения литературного искусства того периода любимы и почитаемы публикой и по сей день.

Источник: http://fb.ru/article/158538/romantizm-kak-literaturnoe-napravlenie-romantizm-v-literature-veka

Романтизм

Романтизм завершился... Движемся дальше...
Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности 02.08.2015 17:33 3094

Романтизм, сменив эпоху Просвещения и пройдя через сентиментализм, утвердился в европейской культуре конца XVIII-первой половины XIX вв. 

Это идейно-художественное направление было противоположно классицизму и Просвещению. А предвестником романтизма был сентиментализм. Родиной романтизма является Германия. 

Философия романтизма

Романтизм утверждал культ природы, чувств и естественного в человеке. Но, можете вы возразить, это же утверждал и сентиментализм. Так в чём же между ними разница?
Да, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Романтизм вообще явление более сложное и противоречивое, чем сентиментализм.

Если в сентиментализме идеалом является душа простого человека, которую сентименталисты видят не только равной душе аристократа, но порой и выше, и благороднее, то романтизм интересует не только добродетель, но и зло, которое он даже пытается облагородить; его интересует также диалектика добра и зла в человеке (вспомните главного героя романа М.Ю.

Лермонтова «Герой нашего времени»).

М. Врубель. Иллюстрация к роману Лермонтова «Герой нашего времени». Дуэль Печорина с Грушницким

Поэты-романтики стали использовать образы ангелов, особенно падших, в своих произведениях. Например, интерес к образу демона: несколько стихотворений и поэма «Демон» у Лермонтова; цикл картин, посвящённых демону, у М. Врубеля.

М. Врубель «Демон сидящий»Романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству. Но в то же время романтизм пытается даже переосмыслить религию.Романтический герой является личностью сложной, страстной, с глубоким, но противоречивым внутренним миром – это целая вселенная. М.Ю.

Лермонтов так и говорил в своём романе: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Характерными чертами романтизма были интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души.

Другой особенностью романтизма является интерес к фольклору, мифу, сказке.

В русском романтизме особенно популярными жанрами становятся баллада, романтическая драма. Благодаря переводам Жуковского, русские читатели познакомились с балладами, И.В. Гёте, Ф. Шиллера, В. Скотта, и после этого к жанру баллады обращаются многие поэты: А.С. Пушкин («Песнь о Вещем Олеге», «Утопленник»), М.Ю. Лермонтов («Воздушный корабль», «Русалка»), А.К. Толстой и др.

И ещё один жанр литературы утвердился в России, благодаря В. Жуковскому, – элегия.

Романтиков интересовали различные исторические эпохи, их своеобразие, а также экзотические и таинственные страны и обстоятельства. Создание жанра исторического романа – также заслуга романтизма. Основоположником исторического романа является В.

Скотт, но дальше этот жанр развивается в творчестве Ф. Купера, А. Виньи, В. Гюго и др.И ещё одна особенность романтизма (далеко не единственная) – создание своего, особого мира, более прекрасного и реального, чем действительность.

Романтический герой живёт в этом мире, страстно защищая свою свободу и считая, что он не подчиняется правилам внешнего мира, но только своим правилам.

В эпоху романтизма произошёл расцвет литературы.

Но, в отличие от литературы сентиментализма, эта литература не отгораживалась от общественных и политических проблем.

И.К. Айвазовский, И.Е.

Репин «Прощание Пушкина с морем» (1877)
Значительное место в творчестве романтиков (во всех видах искусства) занимает пейзаж – прежде всего, море, горы, небо, бурная стихия, с которой героя связывают сложные взаимоотношения. Природа может быть сродни страстной натуре романтического героя, но может и противостоять ему, оказываться враждебной силой, с которой он вынужден бороться.

И. Айвазовский «Девятый вал» (1850). Государственный Русский музей (Петербург)
В разных странах судьба романтизма имела свои особенности.

Романтизм в живописи

Т. Жерико

Многие художники из разных стран Европы писали в стиле романтизма. Но долгое время романтизм находился в борьбе с классицизмом.

И только после появления картины Теодора Жерико «Плот «Медузы», которую считали новаторской, приверженцы академического стиля признали романтизм как новое художественное направление в искусстве, хотя первоначально картина была принята неодобрительно.

Но именно эта картина и положила начало французскому романтизму. Во Франции были сильны традиции классицизма, и новому направлению пришлось преодолевать противодействие.

Т. Жерико «Плот «Медузы» (1819). Холст, масло. 491 х 716 см. Лувр (Париж)Сюжет картины – история фрегата «Медуза», который из-за некомпетентности капитана потерпел крушение у берегов Сенегала в 1816 г. 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот.

Только на 12-ый день их подобрал бриг «Аргус», но в живых остались лишь 15 человек. В 1817 г. двое из них инженер Корреар и хирург Анри Савиньи) напишут книгу об этой трагедии.Теодор Жерико, как и многие другие, был потрясён произошедшим с «Медузой».

Он беседует с очевидцами события, делает зарисовки казнённых и умирающих, пишет сотни этюдов бушующего моря. И хотя картина отличается монохромным цветом, главное её достоинство – в глубоком психологизме изображённой на полотне ситуации.

Другим предводителем романтического направления в европейской живописи был французский живописец и график Эжен Делакруа.

Эжен Делакруа «Автопортрет» (1837)Его картина «Свобода, ведущая народ» (1830) создана по мотивам июльской революции 1830 г., положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов.

Изображённая в центре картины женщина символизирует свободу.

На голове у неё фригийский колпак (символ свободы или революции), в правой руке флаг республиканской Франции, в левой – ружьё. Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. Вокруг Свободы рабочий, буржуа, подросток, которые символизируют единство французского народа во время июльской революции.

Некоторые искусствоведы и критики предполагают, что в виде мужчины в цилиндре слева от главной героини художник изобразил себя.

О. Кипренский «Автопортрет» (1828)
Орест Адамович Кипренский (1782-1836) – знаменитый русский художник, график и живописец, мастер портрета.

О. Кипренский «Портрет А.С. Пушкина» (1827). Холст, масло. 63 х 54 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Это, пожалуй, самый известный портрет Пушкина, заказанный художнику другом Пушкина, Дельвигом.

На полотне Пушкин изображён по пояс, со скрещёнными на груди руками. На правое плечо поэта накинут клетчатый шотландский плед – именно этой деталью художник обозначает связь Пушкина с Байроном, кумиром эпохи романтизма.

К. Брюллов «Автопортрет» (1848)
Творчество русского художника К. Брюллова относят к академизму, но некоторые его картины являются вершиной позднего русского романтизма, с их ощущением трагизма и конфликтности жизни, интересом к сильным страстям, необычайным темам и ситуациям и к судьбам огромных человеческих масс.

К. Брюллов «Последний день Помпеи» (1830-1833). Холст, масло. 465,5 х 651 см. Государственный Русский музей (Петербург)Брюллов соединил в картине драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур.На картине изображено известное извержение вулкана Везувий в 79 г. н. э. и разрушение города Помпеи близ Неаполя.

«Последний день Помпеи» иллюстрирует романтизм русской живописи, смешанный с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и тяготеющий к подобным историческим сюжетам.

Свойственный романтизму глубокий психологизм помогает в каждом персонаже увидеть личность: добропорядочную и самоотверженную (группа людей в правом нижнем углу картины, несущая пожилого человека), жадную (фигура в белом, несущая украденное под шумок чьё-то имущество), любящую (юноша в правой части картины, старающийся спасти возлюбленную), преданную (мать, обнимающая дочерей в нижнем левом углу картины) и т.д.Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора.

А вот брат художника, Брюллов Александр Павлович, был представителем романтизма в архитектуре (хотя был также и художником).

А. Брюллов «Автопортрет» (1830)
Он создавал проекты зданий в Петербурге и его окрестностях.

А. Брюллов является автором здания Пулковской обсерватории.

Здание Михайловского театра также построено по проекту А. Брюллова.

Православный храм святых апостолов Петра и Павла в посёлке Парголово (ныне территория Санкт-Петербурга)

Романтизм в музыке

М. Водзинская «Портрет Ф. Шопена» (1835)

Сложившись в 1820-е годы, романтизм в музыке захватил весь XIX в. и представлен целой плеядой талантливейших композиторов, из которых даже трудно выделить кого-то или нескольких, чтобы не обидеть других. Поэтому постараемся назвать как можно больше имён.

Виднейшими представителями романтизма в музыке являются Франц Шуберт, Ференц Лист, а также поздние романтики Антон Брукнер и Густав Малер (Австро-Венгрия); Людвиг ван Бетховен (отчасти), Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер, Анна Мария Вебер, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон (Германия); Фредерик Шопен (Польша); Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди (Италия); А. А. Алябьев, М. И.

Глинка, А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, П. И. Чайковский (Россия).

Й. Крихубер «Портрет Р. Шумана» (1849)
Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.

Ференц Лист
Основной проблемой романтической музыки является проблема личности в её конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества – самая популярная во всем романтическом искусстве.

Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью.

Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).

П.И. Чайковский
Романтической музыке, как и другим видам романтического искусства, присущ глубокий интерес к человеческой личности, преобладание в музыке личного тона. Часто музыкальные произведения были с оттенком автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность.

Например, многие фортепианные произведения Шумана связаны с историей его любви к Кларе Вик. Автобиографический характер своих опер подчеркивал Вагнер. Автобиографичной можно назвать и музыку Шопена, который тоску по родине (Польше) выразил в своих мазурках, полонезах, балладах. Глубоко любивший Россию и русскую природу П.И.

Чайковский во многих свои произведениях рисует картины природы, а цикл пьес для фортепьяно «Времена года» полностью ей посвящён.

Романтизм в литературе

Братья Гримм: Вильгельм и Якоб

Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы. Это группа деятелей романтического движения, собравшихся в 1796 г. в университетском городе Йена (братья Август Вильгельм и Фридрих Шлегели, Людвиг Тик, Новалис).

Они начинают выпускать журнал «Атенеум», где формулируют собственную эстетическую программу романтизма. В дальнейшем немецкий романтизм отличается интересом к сказочным и мифологическим мотивам (творчество братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана).

Р. Уэстолл «Портрет Байрона»Ярким представителем английского романтизма является Д.Г. Байрон, который, по выражению А.С. Пушкина «облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм». Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма.

К английскому романтизму относится творчество Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.

Проспер Мериме
Романтизм получил распространение и в других европейских странах. Во Франции его представителями являются Шатобриан, Ж. Сталь, Ламартин, Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Проспер Мериме, Жорж Санд. В Италии – Н.У. Фосколо, А. Мандзони. В Польше – Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий и др., в США – Вашингтон Ирвинг, Фенимор Купер, Эдгар По, Генри Лонгфелло и др.

Адам Мицкевич

Психодоктор
Добавить комментарий