Сценарии жизни людей

Клод Штайнер Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна

Сценарии жизни людей

«Клод Штайнер. Сценарии жизни людей.Школа Эрика Берна»: Питер; СПб; 2003

ISBN 5-318-00707-4

Аннотация

«Сценариижизни людей» — уникальная книга, котораявыдержала многочисленные переизданияво всем мире и стала бестселлером в СШАи Европе.

Нидля кого не секрет, что в каждом из насзаложена некая жизненная программа.Одни «отрабатывают карму», другие«играют роли». Но ясно одно — некаяоснова в судьбе человека есть.

И эта«основа» явно положительного характера.

Откуда же в таком случае берутсяпреступники, алкоголики, наркоманы,жертвы насилия и обмана? Трудно поверить,что некоторых «запрограммировали» насплошные неудачи или на постояннуюборьбу за место под солнцем.

КлодШтайнер ввел в психологию понятие«жизненных сценариев». Какой смыслвложил в него автор? Сценарии жизни «безлюбви», «без разума» и «без радости»,сделанные Штайнером еще в 1974 году,оказались действительно общечеловеческими.Их истинность проверена временем. Можемли мы заменить эти сценарии какими-нибудьболее достойными? Да!

Признанныймастер практической психологии неоставляет места пассивности, безысходностии обреченности. Его основной принцип:«все можно и следует изменить дляобретения счастья, независимости илюбви».

Сценарии жизни — то, что мы выбираем, но можем не выбирать!

Книга Клода Штайнера появилась в русскомпереводе хотя и с временной задержкой,но тем не менее чрезвычайно своевременно.

Более ранняя публикация в России работЭрика Берна в конце 80-х и начале 90-х годовXX века, с одной стороны, привлеклавнимание читателей к проблематикепрактической психологии, а с другойстороны, оставила транзактный анализв памяти большинства лишь как одну изболее или менее распространенных в миреконцепций, автор которой уже являетсядостоянием истории.

Соответствиеконцепции транзактного анализа реалиямсовременной России было весьмаповерхностным, особенно если учестьперегруженность текстов Берна собственноамериканской спецификой — эти книгиписались только для американцев либодля жителей соседних стран — Канады иМексики.

С работой Клода Штайнера все обстоитиначе. За прошедшие со времени написаниякниги годы оказалось, что тенденциипсихологического развития современногообщества, описанные учеником Берна,стали неотъемлемой частью процессаглобализации мировой экономики.

И вРоссии, как части мирового сообщества,психологическое развитие общества поШтайнеру (и транзактному анализу) можетбыть описано в терминах, совпадающих ссовременными исследованиями различийв национальных культурах.

Возможно то,что соответствие идей Штайнерасовременному миру вообще и России вчастности связано с тем, что большуючасть его клиентов ко времени написаниякниги составляли в основном люди,переживающие серьезные жизненныекризисы — алкоголики, наркоманы,преступники и жертвы преступленийи т.п.

В этом он радикально отличалсяот Берна, в практике которого большуючасть времени занимали менее «острые»случаи. И если идеи и книги Берна былисоотнесены с «нормативным» поведениемлюдей в Америке, то работы Штайнераносят по своей природе интернациональныйхарактер, поскольку страдание не знаетполитических границ.

В связи с этимможно сказать, что мир стал более«страдающим» за последние 20 лет и чтодискомфорт людей в начале XXI века связанв основном с драматическими изменениямив политической, экономической итехнологической сферах.

Такие описания жизненных сценариев,как «без любви», «без разума» и «безрадости», использованные Штайнером в1974 году, стали к настоящему времени«общими» благодаря статьям во многихгазетах и журналах.

Понятие «кризисасередины жизни» дополнилось новым —«кризисом первой четверти жизни»,поскольку современное общество выдвигаетчасто невыполнимые требования к молодомупоколению, пропагандируя через СМИобязательность раннего успеха в любомначинании.

Возраст высших достиженийв жизни под воздействием успехов вспорте и электронной коммерции смещаетсяна жизненный период 18–23 лет, чтоподготавливает наступление кризиса к25 годам.

Конкретным воплощением современностиэтой книги является сопоставлениеконцептов Штайнера с результатамиисследований Г. Хофстеде (1980), в которойописано исследование, проведенное болеечем на 80 тысячах сотрудников корпорацииIBM в 53 странах мира, выделено четырефактора, лежащих в основе различий междунациональными культурами:

• дистанция власти (характеристика,показывающая степень готовности необладающих властью членов общественныхинститутов данной национальной культурысогласиться с тем фактом, что власть вобществе распределена неравномерно);

• индивидуализм/коллективизм(индивидуализм характерен для национальныхкультур, в которых связи между индивидуумамине очень тесны и от людей ожидается, чтоони будут заботиться прежде всего осебе и, возможно, о своих наиболее близкихродственниках; коллективизм характерендля национальных культур, в которыхлюди с рождения интегрированы в сплоченныегруппы, которые на протяжении всей жизнизащищают их в обмен на лояльность);

• мужественность/женственность(мужественность соответствует национальнымкультурам, четко разделяющим тендерные— социальные мужские и социальныеженские — роли, при этом мужские ролиявляются более конфронтационными иориентированными на материальный успех,женские же — более мягкими и направленнымина улучшение качества жизни; женственностьсоответствует национальным культурам,в которых четкое социальное разделениетендерных ролей отсутствует);

• избегание неопределенности(характеристика, показывающая уровеньпсихологического дискомфорта,переживаемого членами данной национальнойкультуры при столкновении с неизвестнымиранее жизненными ситуациями).

Понятиедистанции власти в национальной культуресовпадает с идеей Штайнера о сценариибеспомощности (глава 11), то есть оситуации, когда в семье ребенок проживаетситуации его «спасения» и учится бытьбеспомощным.

В западных цивилизацияхотдельный гражданин может сокращатьдистанцию власти за счет существованиядемократических институтов, но этотребует его осознанного выбора, и обэтом пишет Штайнер.

Человек, привыкший к тому, что его«спасают» от рождения до смерти иотказывающийся принять на себяответственность, — типичное порождениесоветского строя.

Разумеется, государствобыло заинтересовано в выращиваниитакого сорта людей, но изменения,происшедшие в общественно-политическоми экономическом устройстве России,заставили этих людей переживать настоящуютрагедию.

Недавнее исследование ООНпоследствий радиационной катастрофыв Чернобыле показало, что максимальныйущерб был нанесен жителям обширногорегиона не радиацией, а нарушениемсемейных связей, отрывом от местпроживания и воспитанием поколенияиждивенцев, способных лишь на ожиданиельгот от государства.

Разумеется,исследование не касалось людей,непосредственно участвовавших вликвидации последствий аварии на АЭС.По прочтении «Сценариев…» становитсяясно, что подход Клода Штайнера носитдостаточно универсальный характер ивполне применим для индивидуальнойработы как со «Спасателями», так и с«Жертвами».

Понятие индивидуализма/коллективизмав национальной культуре совпадает сидеей Штайнера о сценарии неравенстваи индивидуализма (глава 12). Из этих идейдалее развиты концепты соревновательностии силовых игр как элементов североамериканскойнациональной культуры.

Эти представления также вошли в жизньпрактически каждого жителя России иобострили внутри- и межличностныеконфликты. Привычный коллективизмзаменился не менее привычным «диким»индивидуализмом. «Диким» в том смысле,что основной упор делается не наотстаивании собственных прав и свобод,а на жестком захвате чужих прав и свобод,прежде всего экономических.

Эта жесткая, по Штайнеру, «силовая» играприносит достаточно много психологическогодискомфорта ее участникам и ростпопулярности традиционного способаснятия такого дискомфорта — приобщениек церкви — можно считать одним изпоказателей ее распространенности.Поскольку очевидно, что соревновательностьв нашем обществе будет расти и дальше(вообще-то именно она является двигателемэкономического развития), необходимоуметь конструктивно ее реализовыватьи соответственно корректировать.

Мужественность/женственность рассмотреныочень подробно в статьях X. Викофф ополоролевом программировании мужчини женщин.

Представления о традиционных половыхролях в России изменяются в настоящеевремя от декларированных в советскоевремя равных возможностей к реальномуравенству. Однако для такого реальногоравенства еще не хватает ни правовойпрактики в конкретных случаях, нимассовости в масштабах страны.

Такимобразом, изменения в представлениях отрадиционных половых ролях создают ибудут создавать почву, благоприятнуюдля семейных ссор и домашнего насилия,карьерных кризисов и служебных конфликтов.

Приведенный в книге материал можетстать хорошим поводом для анализаличного отношения к тендерным проблемамв семье и на работе.

Избегание неопределенности какхарактеристика национальной культурысоотносится с таким представлениемтранзактного анализа, как автономность.

Предполагается, что если человекдостаточно автономен от собственногосценария, то для вариантов развитиясобытий он разрабатывает социальноприемлемые способы поведения — вполневзрослое поведение.

Если же сценарийчеловека, в соответствии с его детскимирешениями, контролирует его жизнь, тоэтот спектр социально приемлемых,разнообразных способов поведениянедоступен и реализуетсяединственная/стереотипная формаповедения. То есть избежать неопределенностиможно, структурировав свою жизнь наоснове информации об окружающем мире.

К сожалению, жизнь современных россиянне может быть структурирована достаточноподробно и большинство из них должнососуществовать с жизненной неопределенностью.Переживание неопределенности в течениедолгого времени всегда идет с высокойвероятностью стресса и дистресса, тоесть приводит на прием к психологу (илинаркологу).

С учетом того, что описанные вышероссийские аналогии представленийШтайнера имеют в основном негативныйхарактер, следует подчеркнуть, что всякнига пронизана оптимизмом.

Клод Штайнеркак признанный мастер практическойпсихологии не оставляет места пассивности,безысходности, обреченности.

Его основнойпринцип: «все можно и следует изменитьдля достижения человеком искренности,автономности и любви».

Книга написана в традиционном длятранзактного анализа стиле — простыми доступным языком со всеми необходимымипояснениями и может быть рекомендованачитателям всех возрастных групп.

Книга изобилует условными именамиклиентов — Блэк (Черный), Уайт (Белый)и т.д., разумеется, это следует пониматьлишь как желание избежать идентификациичитателей с героями конкретных сюжетови не более того.

По аналогии с популярностью работ ЭрикаБерна можно предположить, что книгаШтайнера может также привлечь читателейк самостоятельной работе над своимидетскими решениями, однако следуетоговорить, что при бережном отношениик себе не следует пытаться удалить зубмудрости самостоятельно, стоя передзеркалом. Книга прекрасно описываетпроцесс работы профессионала, и именнок профессионалам и следует обращатьсядля безопасного достижения необходимогорезультата. К счастью, за последние годыв стране выросло целое поколениепрактических психологов, способныхработать в интересах клиента.

Кандидат психологических наук,

доцент СПбГУ Юрий Ковалев

www.e-psychology.ru

Посвящаю этукнигу

Эрику Берну:

учителю, другу,отцу и брату

Источник: https://StudFiles.net/preview/5798885/

Сценарий жизни и судьбы человека – изменение

Сценарии жизни людей

Почти у каждого человека есть свой, написанный в детстве, сценарий жизни, который определяет его будущую жизнь, его судьбу.

Приветствую Вас, уважаемые посетители психологического кабинета Олега Матвеева, где у Вас есть возможность бесплатно спросить психолога, психоаналитика о своих личных проблемах, а также, здесь, Вам может быть оказана психологическая помощь и психотерапия онлайн.

Сегодня мы рассмотрим каким образом человеческая жизнь проходит именно таким образом, а не иным. И, что такое сценарий жизни и судьбы человека, и как его можно изменить.

Что такое сценарий жизни человека, и как он влияет на его судьбу

Человек рождается на свет чистым и свободным, не плохим — не хорошим, не удачливым — не неудачливым, без каких-либо знаний, умений, стереотипов, предписаний и научений; все это он приобретает благодаря социализации, т.е. после того, как начинает общаться и взаимодействовать с другими людьми и миром.

Первые люди, в взаимодействии новорожденного — это его родители (или те кто их заменяет), в первую очередь мать.

Именно с ней и происходит первичное общение ребенка в этом мире (акушеры не в счет); от матери младенец начинает учиться взаимоотношениям, базовому доверию — недоверию, чувству безопасности — опасности, любви и ненависти, ласке и жестокости…
Отец, обычно, в более тесный контакт с ребенком входит позднее.

И, от того каково оно будет, это первичное общение с матерью, у ребенка сложиться первое впечатление о себе, других и мире. Это начало написания сценария жизни человека, его судьбы. (как изменить судьбу)

Как человек пишет свой сценарий жизни, который определит его судьбу

Одна из основных жизненных потребностей младенца (как, впрочем и взрослого) — это любовь и принятие.

Ребенок воспринимает материнскую любовь невербально (не понимая слов), через взаимодействие с ней: слыша интонацию ее голоса (радостную или злобную), ощущая прикосновения, прижимания, поглаживания, похлопывания и объятия; чутко воспринимая ее чувства и эмоции; ее обязательность в подходе по зову и кормлении…

В это время у малыша формируется (или нет) чувство доверия и безопасности; все что происходит в общении запечатлевается, в виде образов и эмоций, в бессознательное (отсюда взрослый не помнит раннего детства, образы не обозначены словами).

Из отношений мать-дитя складывается первое, базовое, отношение ребенка к себе, к другим и к миру.

Далее, по мере развития и взросления, во взаимодействие вступают другие родственники (отец, бабушки, дедушки) внося свои коррективы; потом воспитатели и учителя, сверстники; начинаются детские игры, чтение сказок, просмотр фильмов.

Ребенок интерпретирует все по своему, по-детски, в основном фантастически и иллюзорно, что дает ребенку пищу для неосознанного написания собственного сценария жизни человека, который будет основой его судьбы неудачника или победителя.

Сценарий жизни человека в действии

Многие люди, если присмотрятся к своему образу жизни и обычному поведению в различных жизненных ситуациях; к своим несчастьям и победам, могли бы заметить, что некоторые вещи имеют схожий характер, или даже повторяются несколько видоизменяясь.

Кому-то хронически не везет в любви; кому-то на работе или в семье; кому-то вообще не везет… Что это, рок?
Нет — это сценарий жизни, который был написан когда-то давно в детстве, в возрасте до 6-7 лет. И, человек неосознанно следует своему сценарию, виня всех и вся в своих неудачах, несчастьях и жизненных проблемах.

Изменение своего жизненного сценария и судьбы

Любой жизненный сценарий, даже уже у взрослого человека, можно переделать, переписать по-новому, предварительно освободившись от старого, неудачного сценария.

Самостоятельно это сделать практически невозможно, не понимая всех бессознательных механизмов своей жизни и поведения.

Однако, с помощью конвергентного метода, включающего трансактный анализ и гештальт-тарапию, есть реальный шанс избавиться от своего старого, неудачного сценария жизни и написать себе новый сценарий по своему усмотрению, опираясь на свои истинные желания, потребности и потенциальные возможности, тем самым став хозяином своей судьбы.

Подумайте, стоит ли оставаться в своем несчастном жизненном сценарии и следовать соответствующей судьбе неудачника, в чем бы то ни было, не лучше ли однажды освободиться от него и жить своей свободной жизнью, самостоятельно выбирая свой путь и выстраивая судьбу.

В кабинете психологической онлайн помощи Матвеева Олега Вячеславовича, Вы можете пройти психологический курс по определению и освобождению от своего неудачного жизненного сценария, и написанию нового, свободного.

Также, Вы можете научиться правильному воспитанию своих детей, чтобы они, уже в детстве, написали себе удачливый сценарий жизни, сценарий победителя.

Или, может, лучше перекладывать ответственность за свои неудачи, несчастья и проблемы на Бога, провидение, звезды, фатальную судьбу и рок?

Человек сам хозяин своей жизни и судьбы, и только он сам решает как ему жить, и кем быть неудачником или победителем.

Подать заявку психоаналитику на психоанализ и психотерапию онлайн для изучения и изменения своего жизненного сценария по скайпу, Icq. Первый ответ и организационная переписка — бесплатно.

Заявка на консультацию и анализ сценария по E-mail

Предварительно — Бесплатный вопрос психоаналитику

Желаю всем психологического благополучия!

психолог-психоаналитик Матвеев О.В.

По теме сценария жизни и судьбы:

Трансактный, сценарный анализ Берна

Сценарий жизни, неудачник или победитель тест онлайн

Мое будущее, моя судьба тест онлайн

Сценарный анализ сказки Золушка

Сценарный анализ сказки Красная Шапочка

Детское мышление, восприятие, речь, язык

Влияние выбора имени на судьбу ребенка

В разделе психодиагностика и тестирование психологические тесты детям и взрослым

Весь полезный психологические материал кабинета в СОДЕРЖАНИИ: психологического сайта

Источник: https://xn----7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psychoanaliz/scenarijj-zhizni-i-sudby-cheloveka-izmenenie/

Сценарий жизни: базовые понятия сценария человека в психологии судьбы

Сценарии жизни людей

Рассмотрим базовые понятия и термины сценария жизни человека в психологии судьбы. Сценарий жизни в транзактном анализе Берна — это ключевая тема, которая требует пристального изучения любым человеком, который хочет осознать свой жизненный план и изменить свою судьбу.

Базовые понятия сценария жизни человека

этого поста позволит нам прикоснуться к теме сценария жизни в общем. Рассмотрим основные термины и понятия в этой теме.

Сценарий жизни — это не осознаваемый план движения

Помните! Любые осознания во время уроков являются ценными и их следует записывать в свой дневник.

Более подробно тема жизненного плана человека раскрыта в специальном разделе блога ПСИХОЛОГИЯ СУДЬБЫ.

В детстве каждый из нас пишет собственный сценарий жизни. В нем есть начало, середина и конец. Основной сюжет мы пишем в детстве до того, как научились говорить. Позднее мы лишь добавляем детали к нашему сценарию.

К 7 годам сценарий в основном написан, а в юношеском возрасте мы можем его пересмотреть.

Будучи взрослыми, мы обычно не сознаем, что написали для себя сценарий жизни. Тем не менее в точности ему следуем.

Свой жизненный план мы сформировали в раннем возрасте — пора написать взрослый!

Без осознания этого факта мы устраиваем нашу жизнь таким образом, что движемся к той финальной сцене, что определили в детстве.

Как Вы думаете — к какого рода финальной сцене вы себя готовите?

Маленький ребенок принимает решение написать жизненный сценарий потому, что он (сценарий) представляет собой наилучшую стратегию для выживания и существовани в часто кажущемся ему враждебном мире.

В эго-состоянии Ребенка мы можем продолжать считать, что любая угроза нашему детскому представлению о мире — это угроза удовлетворению наших потребностей или даже существованию.

Таким образом, мы можем иногда искажать восприятие реальности с тем, чтобы оно вписывалось в наш сценарий.

Это называется искажением или игнорированием.

Например, если наша финальная сцена — мрачная жизнь в одиночестве, мы будем склонны искажать наше восприятие так, чтобы не замечать счастливых и радостных моментов, мы будем отстраняться от контактов с другими людьми, думая внутри себя, что мы никому не интересны.

Как Вы думаете, каким образом проявляется искажение и игнорирование в вашей жизни?

Для сохранения нашего жизненного сценария мы, будучи взрослыми, можем иногда вступать во взаимоотношения, которые повторяют наши отношения с родителями в детском возрасте. Причем делаем это неосознанно.

Симбиоз — это когда одна на двоих личность в отношениях

В такой ситуации один из партнеров в этих взаимоотношениях играет роль Родителя или Взрослого, а другой — Ребенка, так что у них вместо шести имеется лишь три эго-состояния.

Подобные взаимоотношения называются симбиозом.

Например, если у Вас в детстве был авторитетный папа, Вы можете впадать в симбиоз с авторитетными людьми — отдавая им роль эксперта или наставника. Тогда с ними, Вы как бы становитесь на ступень ниже, то есть входите в коммуникацию из эго-состояния Ребенок.

Как Вы думаете, с кем из Ваших нынешних партнеров по общению вы вступаете в симбиотические отношения?

В детстве мы замечаем, что в нашей семье одни чувства поощряются, а другие запрещаются. Для того, чтобы быть принятыми и получать поглаживания нужно использовать только разрешенные чувства.

Как Вы думаете, какие чувства были в вашей семье под запретом?

В одних семьях запрещалось бояться или открыто проявлять чувство недовольства, в других игнорировалась радость  — ее нельзя было выставлять напоказ. В третьих под запретом были: гнев, возмущение или грусть.

При проигрывании нашего сценария во взрослой жизни мы продолжаем скрывать подлинные чувства, замещая их теми, которые разрешались нам в детском возрасте.

Эти замещающие чувства называются рэкетными (ложными).

Сценарий жизни человека в гештальт психологии

Сценарий с точки зрения гештальт психологии — это ранняя детская ситуация, которую мы, будучи детьми, не смогли закончить и которая требует завершения всякий раз, когда мы встречаемся с похожими ситуациями во взрослой жизни.

Подобно тому, как надкушенный бутерброд всегда привлекает наше внимание, пока не будет проглочен целиком, так же и детские травмы требуют отмщения, исцеления или искупления.

Очень важно осознать эту травму или ситуацию и завершить ее внутри, выразив чувства и дожив их до конца на приеме у психолога или на сеансе самотерапии!

Какие ситуации из Вашего детства вызрели и требуют немедленного завершения прямо сейчас?

Как изменить свой сценарий жизни

Неважно, как вы пришли к осознанию сценария жизни — самостоятельно, или пройдя специальный онлайн курс СЦЕНАРНЫЙ ПАСПОРТ от автора этого блога — психолога и сценарного аналитика Молярука Александра.

Важно принять решение и изменить неосознанный план жизни на новые модели поведения. Важно изменить свою судьбу как можно раньше!

ВЫВОД: Когда мы были маленькими детьми, наши родители не могли нас заставить развиваться в каком-то одном направлении. Они, конечно, могли оказывать на нас сильное давление.

Однако мы сами принимали решение, подчиниться ли этому давлению, либо восстать против него или игнорировать.

Та же модель поведения свойственна и нам взрослым.

Другие люди (окружение) не могут заставить нас чувствовать или вести себя каким-то определенным образом. Они способны оказывать на нас сильное давление, но мы сами принимаем решение, подчиниться или нет.

Именно мы несем ответственность за наши чувства и поведение.

Всегда, когда мы принимаем решение, то можем его впоследствии изменить.

Это справедливо и для наших детских решений, которые мы приняли о себе и об окружающем мире.

Мы можем их изменить и сформировать другие — более благоприятные для нас.

Ответьте на вопросы приведенные выше в комментариях к этой статье!

Источник: http://PsymanBlog.ru/psyhologiya-sudjbj/scenarij-zhizni-bazovye-ponyatiya-scenariya-cheloveka-v-psixologii-sudby/

Психодоктор
Добавить комментарий