Семь основных форм вины

Что такое вина? Вина в психологии. Чувство вины

Семь основных форм вины

Если ощущение счастья может быть знакомо не всем, то что такое вина, знает каждый. Чувство вины сознательно культивируется в нас с детства нашими родителями и учителями. Мы вырастаем уже со сложившимся шаблоном: «если знаешь, в чем вина, – исправь ошибку». Правильно ли это, полезно ощущать себя виноватым или нет, мы узнаем из этой статьи.

Определение «вины» в психологии

Обратимся к научным формулировкам. Психологи связывают вину с целым набором эмоциональных состояний, переплетенных, прежде всего, с чувством «угрызения совести».

Если же быть точнее, то вина в психологии обозначает переживание человеком чувства недовольства собой или своими поступками, а также некоторым резонансом между поведением личности и принятыми в обществе ценностями.

Некоторые психологические школы считают, что чувство вины могут испытывать исключительно члены высокоразвитого общества, в то время как людям отсталым и интеллектуально неразвитым личностям это чувство неизвестно.

Что любопытно, чувство вины проявляется в невербальном общении даже у животных. Вспомните, как выглядит нашкодивший пес? Глаза скошены, уши опущены к голове.

Если кот стащил колбаску, то после содеянного он попытается удалиться, так как понимает, что его поступок идет в резонансе с моральными и общественными ценностями семьи, где он живет.

Следовательно, чувство вины – это то, что знакомо даже животным, не говоря уже о людях высокоразвитых и цивилизованных.

Из чего слагается чувство вины?

Согласно исследованиям доктора психологии Д. Унгера, который занимался изучением того, что такое вина, это ощущение человека складывается из таких компонентов, как раскаяние и признание своей неправоты.

Раскаяние проявляется в обвинениях провинившегося, предъявляемыми самому себе. «Зачем я это сделал?» – задает себе вопрос тот, кто ощущает вину. Второй компонент – признание своей неправоты. Этот фактор выражается в переживаниях, стыде, страхе и печали.

Зачем нужно чувство вины?

Зачем человеку испытывать чувство, которое влияет столь деструктивно? Есть интересная версия, предложенная доктором Вайссом, что это переживание просто необходимо для налаживания отношений между людьми. Согласное его теории, чувство вины является адаптивным качеством, сформировавшимся в процессе долгих взаимоотношений в обществе.

Вина – понятие неоднозначное. Потому существует множество трактовок этого переживания. Всемирно известный доктор Фрейд и его соратник, работающий в этой же области психологии, но несколько позже – доктор Мандлер, предполагали, что вина и тревога являются одними и теми же чувствами, названными разными словами.

Если человек совершил ошибку или был близок к этому, у него возникает тревога касательно предполагаемого наказания. Чтобы избавиться от тревоги, человек может пытаться загладить свой промах. Также некоторые исследователи связывают чувство вины со страхом.

Боязнь наказания – вот что заставляет человека раскаиваться в совершенном проступке.

Насколько естественно переживание человеком чувства вины? По-видимому, даже если животные и младенцы могут ощущать угрызения совести, следовательно, вина – понятие не придуманное. Но не путают ли люди чувство личной ответственности с чувством вины?

Что такое вина с точки зрения реальной жизни?

Вернемся в детство каждого из нас. Не важно, кто воспитывал ребенка, этим людям было выгодно наше послушание. Как только малыш делает что-то не угодное взрослому, тот начинает гневаться и выражать свое недовольство.

Воспитателей в лице родителей и учителей можно понять. Они считают что, если выработать в сознании малыша чувство вины, ребенок будет расти человеком ответственным, серьезным и честным. Однако в этом кроется большая ошибка.

В чем ошибочность искусственного культивирования вины?

На самом деле, в каждом человеке есть то, что называется «внутренним голосом», или «голосом совести». Когда человек, будь он добропорядочным гражданином или отъявленным мошенником, совершает что-то неправильное, он этот голос слышит.

Однако что считать неправильным? Воровство, предательство, измена, мошенничество, обман – это вещи недобропорядочные.

Но стоит ли винить себя, если ты хочешь поберечь пожилых родителей, и не сообщаешь им о том, что тебя уволили? Стоит ли ощущать свою вину, если ты не хочешь более общаться с человеком, и сообщаешь ему об этом? Нам внушают, что для счастья нужно следовать ожиданиям других, а если нет, то ты – виноват.

Первыми этого добиваются родители. Малыш должен реагировать на все их просьбы и указания, в случае отказа происходит наказание. Затем, воспитатели в садике и учителя в школе навязывают определенное поведение в школе. Ты должен учиться на отлично, вести себя тихо, не повышать голос и не спорить. Давайте взглянем на ситуацию трезво.

Есть дети – прирожденные «отличники», а есть подвижные малыши, из которых получатся великолепные спортсмены или танцоры, поэтому у них нет склонности к наукам. Они получают тройки, замечания, и вместе с этим родители и учителя вырабатывают в них чувство вины. Дальше – больше.

Подросток становится молодым человеком, юношей или девушкой, скованным всеми этими ограничениями.

Подмена чувства ответственности на чувство вины

Нынешнее и современное общество во многом состоит из людей безответственных. В этом нет их вины, потому что это – заслуга воспитателей.

Вместо того чтобы взрастить в малыше чувство ответственности, ему активно насаждается чувство вины. Что такое вина? Это раскаяние за то, что ты не соответствуешь ожиданиям окружающих.

Что такое личная ответственность? Это чувство понимания того, что нельзя совершать неправильные вещи в отношении окружающих.

Человек, у которого не выработано чувство ответственности, может делать злодеяния и совершать неправильные поступки абсолютно безбоязненно, если знает, что за них не последует наказания. Если же личность полностью отвечает за все, что она делает, то она отдает себе отчет во всех своих поступках не из-за боязни наказания, а из-за внутренних ощущений.

Вывод на основе всего вышесказанного можно сделать следующий. Чувство вины – придуманное и навязанное каждому из нас. Если вы уже взрослый человек, постарайтесь уходить от этого ощущения, заменяя его чувством осознанности. Если же вы родитель и воспитываете ребенка, не заставляйте малыша чувствовать себя виноватым за то, что он не соответствует вашим ожиданиям.

Источник: http://fb.ru/article/146482/chto-takoe-vina-vina-v-psihologii-chuvstvo-vinyi

Семь основных форм вины

Семь основных форм вины

В детстве вас приучали к чувству вины взрослые, в особенности члены вашей семьи. В конце концов, если они испытывают чувство вины и это для них хорошо, должно быть хорошо и для вас! Если им не нравилось то, что вы делали или говорили, вас называли “плохой девочкой” или “плохим мальчиком”.

Осуждали вас, а не ваши поступки. На протяжении всех детских лет, особенно первых пяти, вас учили отзываться на “хорошее” и “плохое”, “правильное” и “неправильное”. Чувство вины при этом внедрялось в ваше подсознание через систему вознаграждения и наказания. Именно в этом возрасте вы начали отождествлять себя с характером своих поступков.

Родители невольно используют чувство вины как средство контроля над своими детьми. Они говорят ребенку, что, если он не сделает то-то, они очень расстроятся.

Их оружием служат фразы вроде “что подумают соседи?”, “ты позоришь нас!”, “ты разочаровываешь нас!”, “ты мог бы добиться большего!”, “где твои манеры?” Этот список можно продолжать до бесконечности.

Каждый раз, когда вы терпите неудачу, пытаясь порадовать своих родителей, они разыгрывают козырную карту. В результате вы вырабатываете схему поведения, направленную в первую очередь на удовлетворение моральных норм окружающих.

Чтобы избежать чувства вины, говорите и делаете то, чего хотят от вас другие, каждый раз приходя к выводу, что лишь в этом случае понравитесь всем. Таким образом вы развиваете устойчивую потребность производить хорошее впечатление на других.

Ребенок – родители

В противоположность вышеописанному способу дети часто с помощью чувства вины манипулируют своими родителями.

Большинство взрослых хотят быть “хорошими” и не могут справиться с ощущением, будто их ребенок считает их поведение нечестным или безразличным.

Для принуждения ребенок оперирует фразами вроде “на самом деле ты не любишь меня!” или “родители такого-то разрешили ему это”. Он также напоминает старшим о том, что они делали или не сделали, интуитивно понимая: это рождает в них чувство вины.

Эта схема поведения была усвоена в результате наблюдения за взрослыми. Ребенок не знает механизма ее работы, лишь понимая, что она наиболее эффективна для достижения желаемого. Поскольку манипуляция – одно из основных детских занятий, ребенку не требуется много времени для усвоения урока.

Вина – это усвоенная эмоциональная реакция. Описанное поведение не является естественным. Если ваш ребенок пытается принудить вac к чему-либо с помощью чувства вины, можете быть уверены: он перенял эту тактику у хорошего учителя – у вас!

Вина через любовь

“Если бы ты любил меня..” Так начинается одна из наиболее распространенных фраз, используемых для манипуляции своим партнером. Когда мы говорим: “Если бы ты любил меня, ты бы сделал это”, – мы. в сущности, говорим; “Ты виноват, потому что не сделал этого” – или: “Если ты откажешься это сделать, значит, ты не любишь меня по-настоящему”.

Конечно, мы всегда должны показывать свою любовь и заботливость, даже если нам приходится усваивать невротическую схему введения! Если слова не действуют, мы можем прибегать к таким вещам, как наказание молчанием отказ от секса, обида, гнев, слезы или хлопанье дверьми.

Другая тактика заключается в использовании чувства вины для наказания своих родителей за поведение, не соответствующее нашим ценностям и убеждениям. Копание в старых грехах и напоминание о том, как они были “не правы”, помогают поддерживать чувство вины.

Пока наши родители чувствуют себя виноватыми, мы можем манипулировать ими. Этот тип отношений подразумевает, что наша любовь зависит от особого поведения, которого мы добиваемся от своих родителей.

Когда они не подчиняются, мы используем чувство вины для их “исправления”.

Это лишь несколько способов, внедряющих чувство вины в отношения, основанные на любви.

ВИНА, ВНУШАЕМАЯ ОБЩЕСТВОМ

Все начинается в школе, когда вы оказываетесь неспособны удовлетворить требования учителей.

Вас заставляют испытывать вину за свое поведение, внушая, что вы могли бы добиться большего или что подвели своего учителя.

Не пытаясь добраться до корня проблемы – ошибочного Осознания ученика, – учитель давит на чувство вины. Оно приносит мало пользы обучению, хотя и служит эффективным средством контроля.

Общество внушает вам необходимость подчинения. Если вы делаете или говорите то, что считается социально неприемлемым, в вас развивают чувство вины. Наша тюремная система – превосходный пример воплощения теории вины.

Если вы нарушаете моральный кодекс общества, то вас наказывают заключением в исправительном заведении. В течение этого времени от вас ждут раскаяния в содеянном. Чем тяжелее преступление, тем дольше вам предстоит раскаиваться.

Потом вас выпускают как предположительно реабилитированного человека, не решив главную проблему: не исправив ошибочное Осознание, а именно – низкую самооценку. Неудивительно, что семьдесят пять процентов заключенных становятся рецидивистами.

Чувство вины, внушаемое общественным воспитанием, заставляет вас беспокоиться о том, как другие отнесутся к вашим поступкам. Вы настолько озабочены чужим мнением, что не можете освободиться для главного: достижения собственных целей. Вы стремитесь посоветоваться с окружающими, прежде чем сделать или сказать что-то, способное их расстроить.

Поэтому в обществе так сильны правила этикета. Для большинства людей вопрос: с какой стороны тарелки класть вилку? – в буквальном смысле вопрос жизни и смерти! Вся их жизнь управляется социально приемлемыми схемами поведения, потому что они не могут вынести чувства вины. К несчастью, люди чаще предпочитают быть вежливыми, чем оставаться самими собой.

Сексуальная вина

Сексуальная вина долгое время была частью американского способа жизни. Прошлые поколения жили с сексуальными ценностями, несовместимыми с естественным желанием.

Принуждаемые религиозным воспитанием, где все формы сексуального самовыражения были снабжены ярлыками “хорошо” или “плохо”, “естественно” или “грешно”, люди передавали свои убеждения от поколения к поколению, как заразную болезнь.

https://www.youtube.com/watch?v=VfJBQz9dlRk

Если ваша система ценностей включала какую-либо форму сексуальности, считавшуюся морально неприемлемой, вас принуждали испытывать чувство вины и стыда. Такие вещи, как мастурбация, внебрачный секс, порнография, гомосексуализм, аборты и т. д., были “плохими” и “грешными”.

В результате сегодня существует множество сексуальных табу, порожденных подавляемым чувством вины.

Для среднего человека, с детства воспитанного на представлениях о греховности секса, невозможно наслаждаться любым сексуальным удовлетворением, не испытывая чувства вины.

До тех пор, пока партнеры не поймут, что ЛЮБАЯ ФОРМА СЕКСУАЛЬНОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ, НАХОДЯЩАЯСЯ В ПРЕДЕЛАХ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И НЕ НАНОСЯЩАЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВРЕДА ДРУГОМУ, ПРАВИЛЬНА НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, ЧТО ГОВОРЯТ ИЛИ ДУМАЮТ ОСТАЛЬНЫЕ, они никогда не приобретут богатого и полного сексуального опыта.

Религиозная вина

Религия сделала очень многое для развития и внедрения чувства вины в сознание среднего человека. Именно вследствие наличия понятия первородного греха вина является средством контроля над религиозными людьми.

Через ложную концепцию совершенства многие религиозные конфессии внедряют чувство вины в сознание тех людей, которые не подходят под их моральные критерии, основанные на их интерпретации Писания. Они начинают с предпосылки, что любое суждение основано на понятии совершенства. Они говорят, что совершенство – это “хорошо”, а несовершенство – “плохо”.

Ошибочная интерпретация ограничила понимание истинного значения слова. Если вы поместите под микроскоп десять тысяч одинаковых предметов, то увидите, что среди них нет и двух абсолютно схожих.

Каждое существо четко отличается от другого: это биологический, психологический, философский и метафизический факт. Любая личность является выражением Творческого Разума, поэтому совершенство относительно, как, впрочем, и все остальное. Уоллес Стивене говорит об этом так:

Двадцать человек, идущих через мостВ одну деревню, -Это двадцать человек,идущих через двадцать мостов

В двадцать деревень…

Некоторые церкви, ожидающие, что два человека будут одинаково понимать Бога, Истину и Библию, приговорили своих верующих к неудаче в их исканиях.

Как ни парадоксально, но, чтобы быть “совершенным”, вы должны иметь изъяны. Несовершенства – это средства, способствующие вашему развитию, побуждающие все человечество к творчеству.

Не иметь изъянов – значит быть стерильной личностью, не нуждающейся в умственной, физической, эмоциональной и духовной эволюции.

Желание преуспеть, неиспорченное чувством вины, необходимо людям для того, чтобы добиваться все лучших результатов.

Человеку, убежденному в том, что все грешное плохо”, трудно увидеть ценность и красоту, – да, даже красоту! – в грехах и ошибках.

Церковь утверждает, что грех – это “плохо”, однако немногие священники будут отрицать, что мы учимся на своих ошибках. Различие заключатся в том, усвоим ли мы тот конкретный урок, которому они учат нас.

Некоторые мировые свершения принадлежат людям, чьи недостатки были двигателем в творчестве.

Если вы читали биографии великих людей, внесших существенный вклад в развитие человечества, то могли видеть, что они все без исключения обладали изъянами, многие из которых общество считало “греховными”. Осознание этого факта позволит вам переоценить в перспективе ваше собственное чувство вины.

Оно бесполезно и саморазрушительно. Достаточно иметь желание преодолеть так называемые недостатки, грехи и ошибки.

Самонакладываемая вина

Это наиболее деструктивная форма вины. Мы налагаем ее на себя, чувствуя, что нарушили свой моральный кодекс или моральный кодекс общества.

Вина возникает, когда мы оглядываемся на свое прошлое и видим; что совершили неразумный выбор или поступок.

Мы рассматриваем содеянное – было ли это неконструктивной критикой, воровством, обманом, ложью, преувеличением, нарушением религиозных норм или любым другим неприемлемым для нас поступком – в свете нашей теперешней системы ценностей.

В большинстве случаев испытываемая вина является способом доказать, что наши поступки нам небезразличны и мы о них сожалеем. Мы одновременно сечем себя розгами за содеянное и пытаемся изменить прошлое. При этом не можем понять, что прошлое не изменить.

Невротик всегда испытывает чувство вины. Сбалансированная цельная личность учится на примерах из прошлого. Между первым и вторым существует огромное различие.

Отбывание приговора за воображаемую вину – невротическая привычка, от которой вам следует избавиться, если вы хотите когда-нибудь обрести уверенность в себе. Чувство вины ни на йоту вам не поможет.

Оно лишь сделает вас пленником прошлого и лишит возможности предпринять какие-либо позитивные действия в настоящем. Лелея чувство вины, вы ускользаете от ответственности за свою сегодняшнюю жизнь.

Источник: http://psychology.ucoz.net/publ/sem_form_viny/1-1-0-14

Вина и ее формы проявления, с помощью которых мы управляем другими людьми

Семь основных форм вины

Фоторабота: David Talley

Вина – одно из самых распространенных и деструктивных чувств, в эмоциональном арсенале человека. Она складывается из таких компонентов, как раскаяние (предъявление обвинений самому себе) и признание своей неправоты, которое выражается в страхе, печали, гневе, стыде.

Практически все мы воспитывались с установкой на это чувство. Друзья, общество, школьные учителя, любимые люди и религиозные деятели превращали нас в машины, вырабатывающие комплекс. С детства нам напоминали о так называемом плохом поведении и неотъемлемом чувстве вины за то, что мы сделали или не сделали, сказали или не сказали.

Американский психолог, писатель и лектор Роберт Энтони выделил 7 основных форм вины, посредством которых мы управляем (манипулируем) друг другом. Вот они:

1. Родители — Ребенок

В детстве вас приучали к чувству вины взрослые, в особенности члены вашей семьи. В конце концов, если они испытывают чувство вины и это для них хорошо, должно быть хорошо и для вас! Если им не нравилось то, что вы делали или говорили, вас называли «плохой девочкой» или «плохим мальчиком», осуждая вас, а не ваши поступки.

На протяжении всего детства, особенно в первые пять лет вас учили отзываться на «хорошее» и «плохое», «правильное» и «неправильное». Чувство вины при этом внедрялось в ваше подсознание через систему вознаграждения и наказания. Именно в этом возрасте вы начали отождествлять себя с характером своих поступков.

Родители невольно используют чувство вины как средство контроля над своими детьми. Они говорят ребенку, что, если он не сделает то-то, они очень расстроятся. Их оружием служат фразы вроде «Что подумают соседи?», «Ты позоришь нас!», «Ты разочаровываешь нас!», «Ты мог бы добиться большего!», «Где твои манеры?» Этот список можно продолжать до бесконечности.

Каждый раз, когда вы терпите неудачу, пытаясь порадовать своих родителей, они разыгрывают козырную карту. В результате вы вырабатываете схему поведения, направленную в первую очередь на удовлетворение моральных норм окружающих.

Чтобы избежать чувства вины, говорите и делаете то, чего хотят от вас другие, каждый раз приходя к выводу, что лишь в этом случае понравитесь всем. Таким образом, вы развиваете устойчивую потребность производить хорошее впечатление на других.

2. Ребенок — Родители

В противоположность вышеописанному способу дети часто с помощью чувства вины манипулируют своими родителями.

Большинство взрослых хотят быть «хорошими» и не могут справиться с ощущением, будто их ребенок считает их поведение нечестным или безразличным.

Для принуждения ребенок оперирует фразами вроде: «На самом деле ты не любишь меня!» или «Родители такого-то разрешили ему это».

Он также напоминает старшим о том, что они делали или не сделали, интуитивно понимая: это рождает в них чувство вины.

Эта схема поведения была усвоена в результате наблюдения за взрослыми. Ребенок не знает механизма ее работы, лишь понимая, что она наиболее эффективна для достижения желаемого. Поскольку манипуляция — одно из основных детских занятий, ребенку не требуется много времени для усвоения урока.

Вина — это усвоенная эмоциональная реакция. Описанное поведение не является естественным. Если ваш ребенок пытается принудить вас к чему-либо с помощью чувства вины, можете быть уверены: он перенял эту тактику у хорошего учителя — у вас!

3. Вина через любовь

«Если бы ты любил меня..»

Так начинается одна из наиболее распространенных фраз, используемых для манипуляции своим партнером.

Когда мы говорим: «Если бы ты любил меня, ты бы сделал это», — мы, в сущности, говорим; «Ты виноват, потому что не сделал этого» — или: «Если ты откажешься это сделать, значит, ты не любишь меня по-настоящему».

Конечно, мы всегда должны показывать свою любовь и заботливость, даже если нам приходится усваивать невротическую схему поведения! Если слова не действуют, мы можем прибегать к таким вещам, как наказание молчанием отказ от секса, обида, гнев, слезы или хлопанье дверьми.

Другая тактика заключается в использовании чувства вины для наказания своих родителей за поведение, не соответствующее нашим ценностям и убеждениям.

Копание в старых грехах и напоминание о том, как они были «не правы», помогают поддерживать чувство вины. Пока наши родители чувствуют себя виноватыми, мы можем манипулировать ими.

Этот тип отношений подразумевает, что наша любовь зависит от особого поведения, которого мы добиваемся от своих родителей. Когда они не подчиняются, мы используем чувство вины для их «исправления».

Это лишь несколько способов, внедряющих чувство вины в отношения, основанные на любви.

4. Вина, внушаемая обществом

Все начинается в школе, когда вы оказываетесь неспособны удовлетворить требования учителей. Вас заставляют испытывать вину за свое поведение, внушая, что вы могли бы добиться большего и не подводить своего учителя.

Не пытаясь добраться до корня проблемы, которая влияет на поведение или решения ученика, — учитель давит на чувство вины. Оно приносит мало пользы обучению, хотя и служит эффективным средством контроля.

Чувство вины, внушаемое общественным воспитанием, заставляет вас беспокоиться о том, как другие отнесутся к вашим поступкам. Вы настолько озабочены чужим мнением, что не можете освободиться для главного: достижения собственных целей.

Вы стремитесь посоветоваться с окружающими, прежде чем сделать или сказать что-то, способное их расстроить. Поэтому в обществе так сильны правила этикета.

Для большинства людей вопрос: с какой стороны тарелки класть вилку? — в буквальном смысле вопрос жизни и смерти! Вся их жизнь управляется социально приемлемыми схемами поведения, потому что они не могут вынести чувства вины.

К несчастью, люди чаще предпочитают быть вежливыми, чем оставаться самими собой.

5. Сексуальная вина

Сексуальная вина долгое время была частью американского способа жизни. Прошлые поколения жили с сексуальными ценностями, несовместимыми с естественным желанием.

Принуждаемые религиозным воспитанием, где все формы сексуального самовыражения были снабжены ярлыками «хорошо» или «плохо», «естественно» или «грешно», люди передавали свои убеждения от поколения к поколению, как заразную болезнь.

https://www.youtube.com/watch?v=VfJBQz9dlRk

Если ваша система ценностей включала какую-либо форму сексуальности, считавшуюся морально неприемлемой, вас принуждали испытывать чувство вины и стыда. Мастурбация, внебрачный секс, порнография, гомосексуализм, аборт считались «плохими» и «грешными».

В результате сегодня существует множество сексуальных табу, порожденных подавляемым чувством вины. Для среднего человека, с детства воспитанного на представлениях о греховности секса, невозможно наслаждаться любым сексуальным удовлетворением, не испытывая чувства вины.

До тех пор, пока партнеры не поймут, что любая форма сексуального самовыражения, находящаяся в пределах системы ценностей человека и не наносящая физического вреда другому, правильна независимо от того, что говорят и думают остальные, они никогда не приобретут богатого и полного сексуального опыта.

6. Религиозная вина

Религия сделала очень многое для развития и внедрения чувства вины в сознание среднего человека. Именно вследствие наличия понятия первородного греха вина является средством контроля над религиозными людьми.

Через ложную концепцию совершенства многие религиозные конфессии внедряют чувство вины в сознание тех людей, которые не подходят под их моральные критерии, основанные на их интерпретации Писания.

Они начинают с предпосылки, что любое суждение основано на понятии совершенства. Они говорят, что совершенство — это «хорошо», а несовершенство — «плохо». Ошибочная интерпретация ограничила понимание истинного значения слова.

Если вы поместите под микроскоп десять тысяч одинаковых предметов, то увидите, что среди них нет и двух абсолютно схожих.

Каждое существо четко отличается от другого: это биологический, психологический, философский и метафизический факт.

Любая личность является выражением Творческого Разума, поэтому совершенство относительно, как, впрочем, и все остальное.

Уоллес Стивене говорит об этом так:

Двадцать человек, идущих через мост
В одну деревню,
Это двадцать человек, идущих через двадцать мостов
В двадцать деревень…

Некоторые церкви, ожидающие, что два человека будут одинаково понимать Бога, Истину и Библию, приговорили своих верующих к неудаче в их исканиях.

Как ни парадоксально, но, чтобы быть «совершенным», вы должны иметь изъяны. Несовершенства — это средства, способствующие вашему развитию, побуждающие все человечество к творчеству.

Не иметь изъянов — значит быть стерильной личностью, не нуждающейся в умственной, физической, эмоциональной и духовной эволюции.

Желание преуспеть, неиспорченное чувством вины, необходимо людям для того, чтобы добиваться все лучших результатов.

Человеку, убежденному в том, что все грешное «плохо», трудно увидеть ценность и красоту, — да, даже красоту! — в грехах и ошибках. Церковь утверждает, что грех — это «плохо», однако немногие священники будут отрицать, что мы учимся на своих ошибках. Различие заключается в том, усвоим ли мы тот конкретный урок, которому они учат нас.

Некоторые мировые свершения принадлежат людям, чьи недостатки были двигателем в творчестве. Если вы читали биографии великих людей, внесших существенный вклад в развитие человечества, то могли видеть, что они все без исключения обладали изъянами, многие из которых общество считало «греховными».

Осознание этого факта позволит вам переоценить в перспективе ваше собственное чувство вины. Оно бесполезно и саморазрушительно. Достаточно иметь желание преодолеть так называемые недостатки, грехи и ошибки.

7. Самонакладываемая вина

Это наиболее деструктивная форма вины. Мы налагаем ее на себя, чувствуя, что нарушили свой моральный кодекс или моральный кодекс общества. Вина возникает, когда мы оглядываемся на свое прошлое и видим, что совершили неразумный выбор или поступок.

Мы рассматриваем содеянное — было ли это неконструктивной критикой, воровством, обманом, ложью, преувеличением, нарушением религиозных норм или любым другим неприемлемым для нас поступком — в свете нашей теперешней системы ценностей.

В большинстве случаев испытываемая вина является способом доказать, что наши поступки нам небезразличны и мы о них сожалеем. Мы одновременно сечем себя розгами за содеянное и пытаемся изменить прошлое. При этом не можем понять, что прошлое не изменить.

Вина всегда приносит с собой наказание

Вина всегда приносит с собой наказание. Наказание может проявляться во множестве форм: депрессии, чувстве неадекватности, отсутствии уверенности в себе, низкой самооценке, в различных физических расстройствах и неспособности любить себя и других. Те, кто не может прощать других и затаивает обиду, так и не научились прощать самих себя. Это люди, снедаемые чувством вины.

Попытка проигнорировать свои ошибки так же вредна, как и пестование чувства вины, рожденного этими ошибками. С ошибкой стоит обращаться так же, как с попавшей в глаз соринкой. Определив суть проблемы, не осуждайте себя и не вините в том, что вы имеете эту проблему. Просто избавьтесь от нее.

Чем скорее вы это сделаете, тем скорее освободитесь от причиняемых ею мучений. Только тогда вы сможете жить творческой жизнью и начнете реализовывать свой безграничный потенциал.

Отрывок из книги Роберта Энтони «Секреты уверенности в себе».

Источник: http://psycluber.com/populyarnaya-psihologiya/vina-i-ee-formy-proyavleniya.html

Комплекс вины

Семь основных форм вины

Характер

Комплекс вины представляет собой такую психологическую реакцию личности, при которой она ощущает явный дискомфорт.

2 988 28 октября 2017

Комплекс вины представляет собой такую психологическую реакцию личности, при которой она ощущает явный дискомфорт. Человек, находясь в подобном состоянии, не может чувствовать себя счастливым. Чувство самодостаточности им утрачивается, а взамен приходит лишь пустота и огорчение.

Он постоянно оглядывается на собственные поступки, пытается их анализировать на предмет наличия множества ошибок. Личностное развитие при этом никак не может идти успешно. Когда человек застревает на каком-то одном переживании, то его внутренняя жизнь как будто останавливается.

Чувствуя вину, невозможно быть в полной мере довольным самим собой, наслаждаться жизнью.

Причины комплекса вины

Для того, чтобы комплекс вины сформировался, у личности должны присутствовать в жизни определенные обстоятельства, которые и подтолкнут его развитие по этому пути. Причины появления чувства вины довольно конкретные и понятные. Рассмотрим их подробнее.

Строгие родители

Развитие личности ребенка во многом зависит от того, сколько усилий родители прилагают для его воспитания. Строгие родители часто формируют у своего чада чувство вины.Они незаметно приучают своего сына или дочь к мысли о том, что те должны оправдывать их ожидания.

Вот почему ребенок в будущем, даже не осознавая этого, стремится исполнить возложенные на него надежды. Он не может отличить собственных желаний от тех, что навязаны ему родителями, потому что со временем отвыкает думать, анализировать. Строгие родители часто ограничивают свое чадо во многом, не позволяют ему быть самим собой.

Такие обстоятельства уничтожают на корню и без того заниженную самооценку, создают чувство вины. Имея его, человеку становится очень сложно жить в реальном мире. Не научившись ценить собственную сущность, невозможно построить гармоничные отношения с окружающими.

Наличие вины очень сильно угнетает личность, не позволяет ей жить своей собственной жизнью, строить далеко идущие планы, блокирует в самом начале любые начинания.

Низкая самооценка

Неумение адекватно оценивать собственные возможности тоже приводит к формированию чувства вины. Когда у личности имеется низкая самооценка, она старается всеми силами получить какое-то одобрение со стороны окружающих. В противном случае он постоянно будет чувствовать себя крайне неудовлетворительным образом.

Такое состояние крайне нежелательно испытывать длительное время. Последствия могут быть весьма неудовлетворительными: потеря интереса к жизни, предвзятое отношение к самому себе, чувство апатии и безысходности. Такие чувства потом очень сложно привести в порядок, поскольку формируется привычка ощущать себя неудачником.

В этом случае вина становится основополагающим фактором, который и приводит к развитию общей неудовлетворенности личности.

Само по себе чувство вины весьма разрушительно для психики. Человек перестает надеяться на самого себя и собственные силы. Он перестает искать новые возможности, а ищет оправдания для собственного бездействия. Комплекс вины в психологии рассматривается как раз с точки зрения отсутствия личных стремлений.

Личность начинает больше ориентироваться на мнение большинства, и не замечает того, как подменяет собственную индивидуальность чужими ожиданиями. Это очень неприятное состояние. Ощущение своей вины может мучить годами, вне зависимости от того, насколько действительно личность виновата.

Субъективное чувство гораздо сильнее того, как обстоят дела на самом деле.

Неуверенность в себе

Яркая неуверенность в себе провоцирует развитие чувства вины. Это одна из главных причин, почему люди бросают на полпути уже начатое дело, боятся предпринимать какие-то важные шаги в свою пользу. Чувство вины заслоняет собой все лучшие чувства и имеющиеся на данный момент времени достижения.

В результате личность теряется, перестает по достоинству оценивать собственные перспективы. Неуверенность в себе часто провоцирует замкнутость, способствует тому, что личность начинает принимать на свой счет любые обиды и промахи. В таком случае невозможно вести речь о всестороннем развитии личности.

Чем больше мы сосредоточиваемся на собственных сомнениях и неудачах, тем сложнее потом оказывается выходить из этого состояния.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/harakter/kompleks-viny.html

Психодоктор
Добавить комментарий