Социализация – процесс создания счастливой жизни, или как вписаться в социум

Содержание

Этапы социализации личности

Социализация – процесс создания счастливой жизни, или как вписаться в социум

Социализация – это длительный процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в том обществе, которое его окружает.

Основная цель данного процесса заключается в том, чтобы перевести человека из биологического состояния в самостоятельную социальную личность, обладающую самосознанием. Человек, который осознаёт собственный образ, понимает своё отличие от других, находит своё место и играет свою роль в обществе.

Социализация. Что это ↑

Социализация возможна только при взаимодействии индивидов. Этот процесс строится на межличностных отношениях. В результате происходит передача физиологического и нравственного опыта, социальных норм, человеческих ценностей.

Личностью понимается собственная ответственность, права и обязанности перед обществом, смысл происходящих событий и значение различных поступков.

Без взаимодействия с другими людьми развитие самооценки и самопознания личности невозможны.

Социальное развитие личности имеет свои виды и этапы. Каждый индивид должен пройти все стадии взаимодействия с окружающими людьми, чтобы достичь определённого уровня самосознания.

Этапы ↑

Формально понятие социализация разделяется на два этапа (периода): 

  1. Ранний: детство, отрочество, юность. Возраст от 0 до 18 лет;
  2. Поздний: молодость, зрелость, старость. Возраст от 18-20 лет до конца жизни.

Возрастное разделение имеет условный характер, так как каждому индивиду свойственно собственное развитие и способность восприятия окружающей действительности и людей.

Социализация личности не имеет чётких границ. Человек может перенимать опыт и обучаться взаимодействию с другими индивидами на протяжении всего своего существования.

Однако в психологии и социологии выделяют несколько стадий социального развития личности.

Стадии процесса ↑

Каждая из стадий имеет свои особенности и критерии оценки сформированности социальных навыков. Коротко данные по ним можно представить в таблице.

Период Стадия развития Возраст Доминирующее окружение Социальные навыки
Дошкольный Младенчество 0-1 год Семья, родственники, врачи Первичная мотивация, доверительное отношение к окружению
Раннее детство 1-3 года Самоконтроль и самоуважение, первичное осознание собственного «Я»
Детство 3-7 лет Семья, воспитатели, педагоги Способность задавать цель и направление собственной деятельности, формирование стиля взаимодействия с окружающими.
Школьный Младший школьный возраст 7-11 лет Педагоги, ровестники, социальные сообщества, СМИ. Формирование общеучебных навыков, необходимых в процессе познавательной деятельности, выработка собственной позиции в среде сверстников, формирование собственной манеры и линии поведения с другими людьми.
Отрочество (подростковый возраст) 12-15 лет Реализация себя как разносторонней личности через дополнительные интересы и увлечения
Юность 15-18 лет Формирование жизненной позиции, выбор профессии и сферы деятельности
Взрослый Зрелость С 18-20 лет Собственная семья (жена, дети), коллеги по работе, социальные сообщества Становление «на свои ноги», совершенствование полученных навыков, создание собственной социальной среды
Старость Выход на пенсию до смерти Семья (дети, внуки). Часто одиночество. Подведение итогов, удовлетворение прожитой жизни

Роль агентов и институтов ↑

Учёные-социологи выделяют 2 группы людей, которые влияют на развитие и становление личности в процессе социализации:

  1. Первичная — знакомые люди, или неформальные агенты. К ним относятся хорошо известные друг другу члены малого сообщества: семья, родители, соседи;
  2. Вторичная – незнакомые люди — формальные агенты, или институты. Это множество людей, связанных формальными отношениями: детский сад, школа, фирма, предприятие, город, государство и др.

Обе группы играют различную роль и влияют на формирование личности в определённом направлении:

  • Обучение и воспитание ребёнка от 0 до 3-х лет происходит под воздействием основных агентов: родителей и ближайших родственников. Они формируют мотивацию и первичное отношение личности к окружающим.
  • После 3-х лет индивид вступает во взаимоотношения с дополнительными агентами: воспитателями, учителями, врачами. Большинство детей дошкольного возраста активно овладевает навыками мышления и познания под воздействием неформальных агентов.
  • В 8 — 15 лет (школьный период) на них оказывают влияние ровесники, взрослые люди, принадлежащие к разным социальным группам, СМИ, Интернет. Такое разнообразное окружение не исключает отрицательного воздействия на личность и возможность асоциального поведения.
  • Таким образом, к 15-18 годам личность считается сформированной. В дальнейшем свою роль играют другие социальные институты. Они используют другие средства, оказывающие влияние на её нравственные и психологические изменения.

Влияющие факторы ↑

Под воздействием различных внешних факторов индивид формируется в социальную или асоциальную личность.

К ним относятся:

  • микрофакторы: пол ребёнка, его физиологическое и психологическое развитие, эмоциональное окружение;
  • мезофакторы: регион проживания индивида, субкультуры, существующие в нём;
  • макрофакторы: географическое положение, климатическая зона, окружающая среда (природа), экономика и политическое устройство: авторитарное или демократическое государство, гражданином которого является личность;
  • мегафакторы: земля как планета для жизни индивида, космос, вселенная.

Под воздействием данных условий осуществляется механизм индивидуализации личности, связанной с её взаимодействием с различными группами людей.

Цикличность жизни человека связана с периодической сменой ролей, обретением новых статусов и иного окружения, отказом от старых привычек и традиционного образа жизни. Всю жизнь индивид чему-то учится и вынужден реагировать на воздействие окружения. От этого меняются его взгляды и социальные устои.

: Социализация личности

Источник: http://gopsy.ru/psihologija/chto-takoe-socializacija.html

Социализация личности и воспитательный процесс

Социализация – процесс создания счастливой жизни, или как вписаться в социум

Личность — человек со свойственным набором психических свойств, определяющих поступки, поведение, значимые для общества, отличающие его от остальных.

Связанные между собой социализация и воспитание личности превращают человека-индивида в полноценную, самостоятельную личность, представляющую ценность для общества, обладающей индивидуальностью.

Личностное развития — основная проблема и предмет исследования педагогики, социологии, психологии, психиатрии.

Рекомендуем: «Проблемы социального воспитания».

Понятие социализации

На социализацию влияют группы факторов:

  • макрофакторы — планета, страна, общество, космос;
  • мезофакторы — этнос, средства массовой коммуникации, регион, поселение;
  • микрофакторы — семья, социум, воспитательное влияние.

Социализация личности в психологии — планомерное вхождение индивида в существующую социальную среду, приобщение к комплексу социальных взаимосвязей, приобретение индивидуальности.

Процесс двусторонний: с одной стороны — усвоение социального опыта, психологических установок, с другой — активное его воспроизводство.

Первое — воздействие окружающего пространства, среды на человека, второе — человека на среду.

Этапы социализации

Выделяются временные этапы включения индивида в социум:

  • первичная — адаптация, от момента рождения до конца подросткового периода. Ребенок адаптируется, приспосабливается, усваивает накопленный родителями социальный опыт;
  • стадия индивидуализации — начинается с подросткового возраста. Для нее характерно стремление выделиться и проявить себя. Результат этапа при нормальном его протекании — формирование устойчивых свойств, установок, ценностей отношений;
  • интеграция — характеризуется желанием найти свое место в социуме. Благополучной интеграция считается если индивид принимается обществом, коллективом;
  • трудовая стадия — социальная зрелость человека, период трудовой активности. Человек усваивает накопленный опыт и способен воспроизводить его;
  • послетрудовая — пожилой возраст. Основное направление — передача накопленного социального опыта следующему поколению.

Понятие воспитания

Воспитание — микрофактор, влияющий на социализацию. Социализированный индивид соответствует нормам, ценностям, противостоит отрицательному действию окружающей среды, тенденциям, тормозящим, отклоняющим развитие индивидуальности.

Общепринятого определения термина не существует. Связано это с многозначностью понятия. Его рассматривают как общественно направленную деятельность, процесс, воздействие на отдельного человека.

Воспитание — направленное влияние на деятельность человека организованных институтов общества, среды, собственной активности. Направлено оно на формирование необходимых устойчивых свойств личности, индивидуальных качеств.

В психологической науке воспитание — деятельность, осуществляющая передачу следующему поколению общественного исторически накопленного опыта.

Оно является целенаправленным действием на сознание, далее на поведение через формирование значимых для жизни установок, идеалов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для дальнейшего развития, подготовки индивида к жизни в обществе, труду.

Цель — ожидаемые запланированные изменения, получаемые под воздействием подготовленных действий. Результаты — степень усвоения запланированных черт, норм, правил. Нормы, соблюдения которых добиваются от ребенка родители, становятся внутренними идеалами, принципами мировоззрения.

Отсутствие воспитания приводит к отклонениям умственного развития, нарушению формирования обязательных для жизни в человеческом обществе социальных ролей.

Воспитание — направленное действие на личность

Воспитание — показатель развития или направленный психологический, педагогический процесс формирования важных личностных качеств. Оно зависит от собственных усилий, склонностей, задатков, работоспособности, проявляющихся в разных видах деятельности. Этим объясняется его разное действие на людей, живущих и воспитывающихся в одинаковых условиях.

Оно выполняет функции:

  • упорядочивает влияния, факторы;
  • создает условия для ускоренного вхождения человека в общество;
  • помогает преодолеть, уменьшить негативные последствия стихийной социализации, придать личностную положительную ориентацию, мотивацию.

Виды воспитания

Выделяют воспитание умственное, физическое, трудовое. По другой классификации — нравственное, физическое, трудовое, эстетическое. Часто добавляется правовое, гендерное, экономическое, экологическое.

Какие качества воспитывать? Основой можно считать содержание, предложенное российским педагогом Караковским, выделившим общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Знания, Труд, Культура, Земля, Отечество, Мир. Принятие ценностей рождает положительные черты, нравственные качества, правильные потребности, поступки.

Разделяется воспитание личности по моделям, зависящим от развития общества на различных исторических этапах, соотношения социальных групп, социально-политической ориентации. Достаточно вспомнить основы тоталитарного и демократического общества, отличающиеся по системам ценностей и требующие формирования разных качеств личности.

Воспитание проходит двумя способами:

  • Путем сообщения, объяснения общественно значимых целей, принципов, ценностей, норм поведения. Способ исключает возможность поиска, совершения ошибок. Основывается на переработке имеющихся у человека мотиваций по осмыслению отношения к действительности.
  • С помощью специальных условий, созданных для формирования познавательного интереса, стимулировании активной общественно-полезной деятельности.

Первый способ — традиционный, второй — современный. Оба они эффективны при совместном применения, взаимодополняемости.

Принципы гармоничного развития

Формирование гармоничной личности направлено на достижение целей:

  • формирование сознания гражданина, патриота;
  • приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • развитие креативности, способности к творчеству;
  • формирование адекватной Я-концепции, способности самореализации.

Принципы, которые нужно соблюдать:

  • уважительные, доверительные отношения между педагогами, воспитанниками;
  • природосообразность (учет возрастных, гендерных, других природных особенностей);
  • культуросообразность (опора на культурные традиции народа);
  • гуманизация, эстетизация среды воспитательного учреждения.

Связь воспитания и социализации

Как социализация, так и воспитание направлены на усвоение нравственных норм. Но есть отличия. Первое направлено на развитие духовных качеств, духовного здоровья общества, второе — развитие качеств личности. Одно без другого существовать не может.

Если общество не стремится к духовному оздоровлению, социализация становится стандартной адаптацией. Общество, стремящееся к устойчивому формированию, развитию личности, обеспечивает гармонию свобод, прав, обязанностей всех граждан.

Если общественный строй поддерживается принудительными методами, здоровым общество назвать нельзя.

Социализация проходит под влиянием воспитания и других факторов. Сформировать личность с нуля только воспитательным влиянием школы невозможно, до поступления в образовательное заведение на ребенка уже воздействует семья, микроокружение.

В отличие от социализации, проходящей всегда стихийно, воспитание — направленный процесс, оно рассматривается как механизм, средство управления нормальным входом в общественную жизнь. Основная функция его — регулирование влияния социального окружения, создание условий для успешного развития.

Социализация — процесс непрерывный, человек взаимодействует с ее факторами в течение жизни. Воспитание дискретно. Оно планомерно, но осуществляется специальными организациями, ограниченными во времени и пространстве.

Семья: зарождение личности

Семья — главный агент первичной социализации, первое окружение ребенка, определяющее весь последующий процесс вхождения в социум.

С помощью семьи дети вписываются в социум. Родители формируют качества ребенка с ранних этапов. Отсутствие и недостаток внимания родителей содействует появлению у детей множества психологических, социальных отклонений, комплексов, сильно нарушающих нормальную деятельность в будущем.

Родители создают основу личностных качеств, социальное положение влияет на статус ребенка, профессия определяет образовательный, культурный уровень. Семья закладывает фундамент нравственных, семейных, гендерных ценностей.

Семья может оказать негативное влияние. Алкоголизм, конфликты, разводы, социальное отчуждение, жестокое обращение накладывают серьезный отпечаток на развитие у ребенка важных для общества качеств, его мировоззрение.

Семья находится в центре проблем, связанных с физическим, психологическим, социальным здоровьем детей. Социальное развитие зависит и от других агентов, качеств индивида, врожденных черт. Поэтому дети, воспитывающиеся в неблагополучной семье, не обязательно вырастают преступниками, а могут стать высоконравственными людьми и полноценными личностями.

Школа — социальный институт

Школа предоставляет детям систематическое образование, обеспечивает разносторонний воспитательный процесс. Образовательные и воспитательные учреждения — сосредоточение культуры, политических, нравственных ценностей.

Школа призвана поддержать социализацию, начинающуюся из семьи, исправить ее при необходимости, что сделать достаточно сложно.

Работа учреждения зависит от личностных, профессиональных качеств учителей, воспитателей, микроклимата коллектива, форм, методов, современности учебного заведения, множества других факторов.

Социализация человека и воспитание личности — неразрывно связанные процессы, дополняющие друг друга и одновременно противоположные. Без них невозможно полноценное развитие человека как полноценного члена общества, являющегося сформированной личностью.

Источник: https://vospitanie.guru/sotsialnoe/sotsializatsiya-lichnosti

Социализация детей

Социализация – процесс создания счастливой жизни, или как вписаться в социум

«Мы научились летать в небе, как птицы. Мы научились плавать в океане, как рыбы. Теперь осталось научиться жить на земле, как люди»
Б. Шоу

Социализация детей и подростков сегодня одна из актуальных тем для обсуждения, как в профессиональных кругах педагогов, психологов, так и в обывательских. Еще бы. Мало кто не замечает, как нынешнее поколение отличается от предыдущих. Мало кто не видит, что былые ценности уступают место новым, что старые привычные методы воспитания не приносят тех результатов, каких бы хотелось.

Думается, небезосновательно некоторые исследователи полагают, что успешная социализация детей — залог счастливого будущего не только отдельно взятой личности, но и страны, всего человечества. И вопрос о том, как правильно должна протекать социализация детей – вопрос выживаемости и полномасштабного развития современного общества.

Социализация – теория и практика

Социализация – процесс усвоения ребенком принятых в обществе ценностей, норм. Социализация охватывает все общество в целом.

Процесс замены старых ценностей новыми принято называть ресоциализацией, а утрату личностью навыков социального поведения — десоциализацией.

Отклонение в социализации, как отрицательные (к примеру, преступник), так и положительные (к примеру, гений) принято называть девиацией.

Выделяется несколько факторов, влияющих на прохождение социализации человеком – биологический, социальный, психологический. С какими задатками, темпераментом и физическими возможностями родился ребенок, в какое окружение, в какую культуру он будет погружен – от этого зависит качество его социализации.

Условно можно выделить несколько кругов социализации детей: вначале это семья, потом горизонты общения ребенка расширяются — улица, образовательные учреждения, город, страна, мир.

С каждым годом ребенку требуется усваивать все большее количество информации, обретать все большее количество навыков для наилучшего выживания в современном мире.

Одновременно с этим мы наблюдаем деградацию социальных институтов общества: кризис семьи, школы, дополнительного образования детей и пр.

Тревожные звоночки, связанные с тем, как проблематично проходит социализация детей, повсеместно раздаются в разных уголках страны.

Количество детей с негативными отклонениями (алкоголизм, преступность, наркомания, игромания, суицид, нравственный аутизм и т.д.) в социализации неуклонно растет. Пора что-то делать.

Не только рассуждать на завалинке о том, как все плохо и смаковать яркие примеры из жизни.

Системно векторная психология (новое направление в психологии) предлагает начать с Понимания сути проблемы.

Социализация вчера, сегодня, завтра

С точки зрения системно векторной психологии, социализация – это путь становления ребенка Человеком. Человеческому детенышу, рожденному с заданными от природы особыми психическими свойствами – векторами, вплоть до пубертатного периода предстоит их развивать.

Дело в том, что вектора заданы нам в своих базовых свойствах. От того, в какую социальную среду попадает ребенок, зависит — сможет он стать человеком или так и останется в «недочеловеком» (то есть в биологическом плане ребенок изначально человек, а вот в социальном, психологическом ему еще предстоит им стать). Вспомним про детей – маугли.

Следует отметить, что системно векторная психология различает такие понятия, как адаптация (приспособление к ландшафту) и социализацию (процесс усвоения человеком культурных ценностей). Тот же Маугли хорошо адаптировался в джунглях, он научился там выживать, но вот социализироваться по определению он мог только в обществе.

В эпоху первобытности ребенку для успешной социализации надо было знать и уметь гораздо меньше, чем сегодня – ландшафт, культура изменились в сторону усложнения. А природа устроена разумно – новая среда – новые свойства для человека.

Так, если каждый в первобытной стае рождался с одним вектором – он и выполнял свою видовую роль, способствуя тем самым выживанию и себя, и всех членов стаи.

Человек с кожным вектором являлся охотником и воином, с анальным вектором был домохозяином, охранял женщин и детей, когда остальные уходили на охоту.

Современные же дети рождаются многовекторными и у них не все так прямолинейно, как у наших предков. Больше задатков, больше возможностей, больше желаний и больше пустоты, проблем в случае, если что-то в социализации детей пошло не так.

Одно осталось неизменным – огромная роль в жизни человека общества. От того насколько ребенок впишется в общество зависит его ощущение счастья и социума в целом.

Где он, стандарт социализации?

На сегодня очевидны две основные проблемы того, что социализация детей проходит не так как надо: 1. ребенок усвоил плохие ценности, 2. ребенок – социальный неадаптант. Почему так происходит?

Институты социализации детей находятся в кризисе и тут, что называется, повезет или не повезет.

В какую семью, в какой коллектив, к каким педагогам попадет ребенок? Столкнется ли он с крайностями, в которые порой впадают родители, когда некоторым из них совершенно безразлична судьба детей, или, напротив, когда родители стремятся огородить ребенка от любого зла, в том числе от современного общества, воспитывая его в тепличных условиях?

Немаловажную роль имеет и состояние общества в целом. Что для россиян сегодня оценивается как «нормальное» поведение? Выпить пивка на диване, покурить на кухне, вести разговоры о плохой власти, непутевой России, поругаться с супругой, не задумываясь о том, как эти наши необдуманные поступки, разговоры влияют на представления ребенка о должном, и о правильном?

Каждый из нас является частью общества и вносит свой вклад в формирование коллективного бессознательного — чем больше оно наполняется нашими нехватками, неудовлетворенностью жизнью, чем больше мы отрываемся от культуры и понижаем эталоны нравственности и морали по отношению к самим себе, тем больше общество оказывает негативное влияние на социализацию детей.

В советское время за счет высокого уровня культуры в своей массе советских граждан институты социализации работали лучше, страховали один другой. Давали возможность ребенку успешно социализироваться не дома, так на улице, в школе, на бесплатных кружках и секциях.

Вывод один: чтобы изменить ситуацию в социализации детей требуется начать с себя, научиться мыслить системно и чем больше людей это сделают, тем больше шансов воспитать полноценное поколение.

В качестве иллюстрации к выводу: знания по системно векторной психологии о том, как различать детей по векторам помогают видеть болевые точки социализации конкретного ребенка и малой кровью их ликвидировать и самим стать счастливее.

Так, анальный ребенок трудно приспосабливается к новому коллективу, новому месту и для него первые походы в детский сад – сущий кошмар, он будет цепляться за мамину юбку, для него рушится привычный мир и если мама пойдет у него на поводу, перестанет водить в садик, не понимая сути социализации и природу своего карапуза, то адаптация в школе будет проходить сложно.

Кроме того, на самом деле анальному ребенку нужен коллектив, так как друзья входят в список его жизненных ценностей, наряду с семьей и детьми.

Задача родителей – поддержать анального ребенка в прохождении через трудности, и он приобретет необходимые ему для жизни социальные навыки общения в коллективе сверстников, пройдет ранжирование – найдет свою роль в обществе и сможет полноценно раскрыть свои природные задатки.

Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Источник: http://styllzhizni.ru/deti/sotsializatsiya-detey

Что такое социализация личности?

Социализация – процесс создания счастливой жизни, или как вписаться в социум

Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Любой человек, появляясь на свет, попадает в окружение других людей и постепенно усваивает модель их жизни и взаимоотношений друг с другом. Это является социальной средой, образованной людьми, без которой они не могут жить.

Чтобы стать членом этой среды, человек должен усвоить правила и нормы общества, в котором он пребывает. Процесс постепенного усвоения социальных правил и норм культуры общества, окружающего человека, и есть социализация личности.

Понятие социализации было введено впервые социологом, проживающим в Америке в 19 веке Ф.Гиддингсом, а также французским психологом Г.Тардом.

Они определили термин «социализация» как процесс социального развития человека, и формирования его как личности под влиянием социального окружения.

Наиболее общее понятие этого процесса означает взаимодействие отдельного индивидуума с обществом на основе установленных этим обществом правил и норм.

Взаимоотношение с обществом отдельного человека широко изучается кроме социологии такими науками, как психология, экономика, этнография, политология, педагогика и другим. В зависимости от того, какая наука изучает социализацию, трактовка этого понятия имеет свою специфику.

Так, например, в обществознании это понятие обозначает процесс человеческого приспособления к социальной среде. В педагогике понятие «социализации» иногда интерпретируют как «воспитание», понимая его в широком смысле слова. Воспитывая человека, общество целенаправленно передает ему определенную систему знаний, норм и понятий, действуя на него односторонне.

Социализация же подразумевает двустороннее воздействие: передачу общественного социального опыта человеку с одной стороны, и проявление им усвоенного социального поведения, знаний, норм и правил при взаимодействии с окружающей социальной средой. В педагогике большое значение при адаптации человека к социуму придают социальным группам и институтам, которые его окружают на протяжении всей жизни, начиная с семьи, школы, института, трудового коллектива.

Социологию можно назвать базовой наукой, изучающей общество со всех сторон, опираясь на весь человеческий опыт и знания.

К каким сферам относится этот процесс?

Социально адаптируется человек через три основные сферы:

  • через свою деятельность;
  • через общение с окружающими людьми;
  • через формирование самосознания.

Проявление социализации происходит в создании устойчивых связей внутри этих сфер, а также между ними, т. е. человек адаптируется в обществе на основе:

  • своей деятельности и постоянного ее расширения,
  • вступления в общение с все большим количеством людей;
  • осознания себя, как индивидуума.

Осваивая какую-либо деятельность, а также ее различные виды, человек выбирает направления, в которых он чувствует себя наиболее комфортно и уверенно. Это происходит также под влиянием отношения других людей к его деятельности.

В процессе деятельности круг общения человека значительно расширяется, связи приобретают устойчивый глубокий характер, что оказывает на человека и его адаптацию в обществе огромное влияние. В результате у него формируется внутренняя самооценка и идентификация своей личности.

Собственный образ человек оценивает и формирует на протяжении всей жизни. Он может меняться под влиянием разных социальных условий, например, при попадании в различные социальные группы.

Какие бывают виды социализации?

Правила жизни человек усваивает в процессе всей жизни с момента рождения и до ее окончания. Человек, изолированный от общества, не способен в полном объеме реализовать свой потенциал, как личности. Усвоение социальных норм поведения превращает его из биологического элемента в социальное существо.

Изучая этот процесс, ученые по-разному объясняют его формирование. Одна точка зрения ученых подразделяет социализацию на две разновидности: первичную и вторичную, и связывают их с периодами жизни.

Первый жизненный этап связан с усвоением основных правил и норм человеческой жизни в детском и юношеском возрасте.

Вторичная социальная адаптация охватывает зрелый и старческий возраст и происходит во второй половине жизни.

Другая точка зрения не связана с делением процесса на возрастные этапы. По утверждению ученых первичная и вторичная социализации длятся на протяжении всей жизни. Признаком первичной адаптации является влияние проводников, к которым относятся люди из ближайшего окружения: родители, родственники, друзья.

С ними человек поддерживает неформальные отношения. Вторичная социальная адаптация происходит под воздействием норм и правил, исходящих от проводников, с которыми у человека формальные отношения.

Это малознакомые люди, формальные представители институтов, школы, администрации производственного коллектива, армии, домоуправления и т. д.

Какие факторы оказывают влияние на социализацию?

На процесс адаптации к социуму влияет много факторов, но основными считаются следующие:

  • наследственные свойства человека;
  • близкое физическое социальное окружение;
  • общая культура;
  • уровень группового опыта;
  • собственный уникальный опыт.

Биологический наследственный фактор также как ближайшее окружение, показывающее образцы культурного поведения своей социальной группы, оказывают значительное влияние на формирование личности. Но определяющими факторами, влияющими на процесс приспособления к социуму, являются групповой социальный опыт и уникальный опыт, полученный самой личностью.

Стадии и этапы социализации личности

Первичная и вторичная социализация происходят на протяжении всей жизни, формируя и меняя мировоззрение человека поэтапно.

После начального этапа социализации, когда человек отходит от влияния родителей, наставников и других проводников социальной жизни, он начинает самостоятельно приобретать опыт социума и приспосабливаться к окружающей его среде.

Это продолжается до самых последних дней жизни человека. При этом у него могут не раз меняться привычное окружение близких людей, с которыми он общается неформально.

Также могут измениться и условия формального социума: место работы, службы, изменение среды и места проживания. Ему приходится приспосабливаться к новому социуму, отвергая привычные, полученные ранее, установки.

Такой процесс называется вторичной социализацией или ресоциализацией.

Этот процесс происходит всю сознательную жизнь, даже если у человека не происходят кардинальные изменения, ему приходится приспосабливаться к возникающим обстоятельствам и вписываться в окружающий социум постоянно.

Что такое десоциализация?

Процесс, противоположный социализации, когда утрачивается значение ценностей, связей, норм и жизненных установок, которыми человек раньше руководствовался и дорожил, называется десоциализацией.

Например, это происходит при изоляции от общества, когда человек попадает в тюрьму или, кардинально меняя мировоззрение, уходит в монастырь.

Часто десоциализация объясняется психологическими причинами, когда человек сознательно уходит от общества, не принимая его правила и нормы и теряет интерес к жизни.

Источник: https://9psy.ru/chto-takoe-socializaciya-lichnosti

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.