Страх стыда

Стыд и страх: что мы передаём собственным детям

Страх стыда

Ребенок рождается свободным. От страхов, стыда, вины, предрассудков и прочего мусора, в котором живут взрослые. Одна из моих целей — чтобы мои дети свободными от этого оставались всегда, или как можно дольше, или как можно свободнее.

Когда родилась старшая дочка, я поняла, что стою на кочке посреди болота.

Не так кормлю, не так одеваю, не знаю достаточно песен, потом не так разговариваю, не так объясняю, кричу, не умею извиняться, не налаживаю привязанность, не умею сдержать раздражение, не достаточно развиваю, мало кружков, много кружков, это синяки под глазами или просто кожа тонкая, много мультиков, прививки не по графику, плохой город выбрали для жизни, а нет, нормальный, я ужасная мать, а хотя нет, «достаточно хорошая», все хорошо, ой нет, все плохо…

Книги о родительстве написаны, чтобы помочь страдающим родителям, а не вызвать у них чувство вины. Но чем больше я читала, тем сильнее становилась моя уверенность в том, что я все делаю не так.

Получался замкнутый круг: мне стыдно и страшно, я делаю ошибки — иду читать как исправить и делать правильно — ужасаюсь, что все делала совсем неправильно и чувствую еще большую вину и страх снова ошибиться — на нервной почве снова допускаю ошибки с детьми, и, получается, заражаю их своим страхом и стыдом, и еще больше страдаю.

И если извне поступало какое-то, даже маленькое, сомнение в моей родительской компетентности, то тут всё, тушите свет.

И только потом, приложив огромные усилия, я вспомнила, зачем читала — чтобы исправить и дальше делать правильно или просто лучше.

Получилось это только в спокойствии, только после очень болезненного анализа собственных страхов, чувства неполноценности, стыда и вины, которые тянулись с самого детства.

 Очень противно и страшно в этом процессе обнаруживать, что говоришь ребенку те же фразы, что слышал в детстве, и даже думал, что ни за что не скажешь такого своим детям. Но пока нет покоя и порядка внутри, этот яд будет лезть наружу.

Мне очень хочется, чтобы мои дети любили себя, были искренними, честными с собой и другими, свободными и уверенными. Это все возможно вырастить только на любви, принятии и спокойствии.

Страх быть нелюбимым, брошенным и, как следствие, нелюбовь к себе

Нельзя говорить: «Я тебя тут оставлю», «Тебя заберет милиционер (злой дядька, ведьма, жаба, гадюка)», «Кому ты такой нужен», «Не буду с тобой разговаривать никогда, «За что ты мне такое наказание», «Отдам тебя в детдом, пусть там воспитывают», в общем, понятно.

Страх быть «плохим» и стыд быть собой

То, что провоцирует двойную жизнь у подросших детей, а потом и у взрослых, страх и нежелание признавать свои ошибки, просить прощения. Когда ребенок не может правильно обработать свой проступок, не может признаться, потому что ему не дают возможности исправить ситуацию или хотя бы извиниться.

«Тебе должно быть стыдно», «Нормальные дети так не делают», «Все, поздно уже прощения просить», «Делай, что хочешь теперь»… Позже это может перерасти еще и в страх пробовать новое, кардинально менять жизнь. Человек застревает, потому что боится провала, боится не оправдать ожидания, не понимает, что неудача — тоже опыт, источник знаний.

Страх быть осмеянным

Когда ребенок (а потом и взрослый) стыдится говорить о том, что его глубоко волнует, беспокоит, о своих чувствах, мечтах и планах; боится даже выглядеть так, как ему хочется.

«Ты посмотри на себя, на кого похожа?», «Кто так одевается? Клоун какой-то», «Чего нос повесил? Мне бы твои проблемы», «Ой, можно подумать это важно». Подшучивания, обесценивание, ирония, сарказм.

До определенного возраста ребенку не понятно, что это такое, и он воспринимает все буквально.

Это приводит к неуверенности в себе, в своей состоятельности, влияет на выбор профессии, партнера.

Страх и стыд говорить о своих чувствах, проявлять эмоции, впоследствии неумение отстоять свое мнение, возразить взрослому

Гнев — нормальная реакция на крик и оскорбления. Гнев, а не страх. Поэтому важно, чтобы ребёнок этот гнев не терял, даже если родитель перегибает палку и выходит из себя.

Ну и никаких фраз типа «Ты кем себя возомнил?», «Ты что, особенный?», «Не перечь старшему!», «Сиди и помалкивай». И сюда же гендерные стереотипы «Вытри сопли, мужчины не плачут!», «Ты же девочка, прекрати кричать и ругаться, это некрасиво», «Тебя такую умную замуж никто не возьмет».

Стыд собственных желаний

От предпочтений в еде и выбора одежды до выбора будущей профессии. «Как ты можешь об этом сейчас просить?»

Стыд говорить о половом созревании, физиологии, отношениях, безопасности в этих сферах

Когда ребенку запрещают интересоваться собой, различиями полов, сексом, не дают соответствующую возрасту информацию, это приводит часто к печальным и опасным последствиям. От неумения/стеснения сформулировать жалобу врачу до непонимания личных границ и неумения противостоять психологическому или физическому насилию.

Вообще, конечно, я хочу, чтобы мои дети ничего не боялись и не стыдились, умели критически мыслить и ценили себя. Я хочу, чтобы они не боялись меня, папу, кого угодно из родственников или чужих людей, но, чтобы работал инстинкт самосохранения.

И для этого сама учусь не бояться и не стыдиться, потому что это передаётся быстрее гриппа.

Жить с постоянным чувством стыда, вины и страха невыносимо и деструктивно, и нам с детьми такого точно не надо.

 Саша Паис

Источник: econet.ru

Источник: https://ainteres.ru/styd-i-strah/

Стыд и страх

Страх стыда

По мере недостатка страха и стыда уму дается побуждение непрестанно кружиться, и тогда, по мере удаления из души страха, коромысло ума, как свободное, влается туда и сюда. 

Преподобный Исаак Сирин

Преподобный Исаак Сирин

Колебанию ума препятствуют стыд и страх

Как скорости колебания весов в ветреную бурю препятствует тяжесть взвешиваемого, так колебанию ума препятствуют стыд и страх. А по мере недостатка страха и стыда уму дается побуждение непрестанно кружиться, и тогда, по мере удаления из души страха, коромысло ума, как свободное, влается туда и сюда.

Но как коромыслу весов, если чаши их обременены очень тяжелым грузом, нелегко прийти уже в колебание от дуновения ветра, так и ум, под бременем страха Божия и стыда, с трудом совращается тем, что приводит его в колебание. А в какой мере оскудевает в уме страх, в такой же начинают преобладать им превратность и изменчивость.

Умудрись же в основание шествия своего полагать страх Божий, и в несколько дней, не делая кружений на пути, будешь у врат Царствия.

Отступают от него страх и стыд, и делается он как бы восторженным …

Сердце ощутившего любовь сию не может вмещать и выносить ее. Но, по мере качества нашедшей на него любви, усматривается в нем необычайное изменение. И вот ощутительные признаки сей любви: лицо у человека делается румяным и радостным, и тело его согревается.

Отступают от него страх и стыд, и делается он как бы восторженным. Сила, собирающая воедино ум, бежит от него, и бывает он как бы изумленным. Страшную смерть почитает радостию, созерцание ума его никак не допускает какого-либо пресечения (прекращения) в помышлении о небесном.

И в отсутствии не зримый никем, беседует как присутствующий.

Ведение и видение его естественные преходят, и не ощущает чувственным образом движения, возбуждаемого в нем предметами; потому что хотя и делает что, но совершенно того не чувствует, так как ум его парит в созерцании, и мысль его всегда как бы беседует с кем другим.

Святитель Иоанн Дамаскин

Стыд и страх пред ожидаемым порицанием, это – прекраснейшее чувство

Страх также бывает шести видов: нерешительность, стыдливость, стыд, ужас, изумление, беспокойство. Нерешительность есть страх пред будущим действием. Стыд – страх пред ожидаемым порицанием, это – прекраснейшее чувство.

Стыдливость – страх пред совершенным уже постыдным деянием, и это чувство не безнадежно в смысле спасения человека. Ужас – страх пред каким-либо великим явлением. Изумление – страх пред каким-либо необычайным явлением.

Беспокойство – страх пред неуспехом или неудачею, ибо, опасаясь потерпеть неудачу в каком-либо деле, мы испытываем беспокойство.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Все те, которые не облеклись во Христа придут в великий страх и трепет

Все те, которые не облеклись здесь во Христа, т. е. не вошли в свет, не прияли света и не стали сами светом… все такие окажутся обнаженными, придут в великий страх и трепет, в великую отовсюду тесноту.

И не это только, но и каждое дело доброе и худое, каждое слово и каждый помысл наш, со времени рождения до смерти, все собравшись, явны будут тогда во всяком человеке.

И тот один стыд, какой испытывать тогда будет всякий, с каким сравнить можно мучением? Какое другое мучение может быть большее того стыда и страха, каким будут поражены тогда находящиеся ныне во тьме и не просвещенные Духом Святым? 

Преподобный Ефрем Сирин

Страшен и ужасен день суда Твоего, Спаситель наш

Велик будет страх, и трепет, и исступление в час тот… когда соберет Господь нелицеприятное судилище, и отверзутся страшные сии книги, где написаны наши и дела, и слова, и все, что сказали и сделали мы в сей жизни и что думали скрыть от Бога… испытующего сердца и утробы… (Апок. 2:23).

Страшен и ужасен день суда Твоего, Спаситель наш, когда откроются греховные тайны. Посему трепещу, Господи, и объемлюсь ужасом, ибо грехи мои превзошли меру. Будь ко мне милостив по щедротам Твоим, о Благий и Благосердый! 

Великое горе ленивому, который зарыл в землю и сребро свое, и лихву! Трепет обымет душу, когда вопросят ее о сделанном ею. Взыщет она взорами на Суде братьев и друзей своих, пришли ли они и помогают ли ей.

Не помыслит уже о богатстве, об имени, о роскоши, о забавах. Несчастным назовет того, кто в мире сем приобретал себе больше потребного. Как жестоко…

то разлучение, какое произведет Бог в день испытания! Куда бежать мне от скорби? Где искать прибежища и помощи? 

Страшен Суд Твой, ужасно наказание Твое, Господь всея твари! Кто в состоянии будет стерпеть, когда воссядешь Ты на Престоле Своем, когда возгремит в высоте звук рога и страшная труба издаст глас свой? В тот день да вознесут с нами моление и небо, и земля, и все, что на них; и Плоть Твоя, которую Ты дал нам в снедь, и Крещение Твое, которым Ты облек нас, да защитят нас на Суде и да избавят от геенского мучения. 

Суд без милосердия и огнь неугасимый ждут нас. Помни о сем, душа моя, позаботься избавиться от сего и возьми с собою добрые дела в дар Судие. 

Горе тебе, бедная душа! Долго ли заниматься тебе преходящим? Вострепещи и ужаснись того огня, который возгрела ты себе поленами неправд своих. 

Святитель Феофан Затворник

Чем больше будет стыда и страха, тем спасительнее

К спасительной исповеди надо достодолжно приготовиться. Кто прошел все сказанное доселе, тот готов. Приступи же с благоговейною верою!

Твердо убедившись в необходимости сего Таинства, иди к нему не как к какому-либо придатку в перемене жизни твоей или простому обычаю, а с полною верою, что для тебя, как грешника, это единственно возможный путь спасения; что, минуя его, ты пребудешь в числе осужденных и, следовательно, вне всяких милостей; что, не вошедши в сию врачебницу, не возвратишь здравия духу своему и останешься, как был, больным и расстроенным; что не увидишь Царствия, если не войдешь в него дверью покаяния

Такими убеждениями возроди в себе желание сего Таинства. Приступай к нему не как к месту заклания, а как к источнику благ. Кто живо вообразит себе тот плод, который рождается в нас от исповеди, тот не может не стремиться к ней.

Идет туда человек весь в ранах, от главы до ног нет целости, а оттуда возвращается здоровым во всех частях, живым, крепким, с чувством безопасности от будущих зараз.

Идет туда под тяжелым бременем вся сумма прошедших грехов на нем, она мучит и отнимает всякий покой у него, а оттуда возвращается облегченный, обрадованный, в отрадном расположении духа, что получил хартию всепрощения.

Будут приражаться стыд и страх пусть! Тем и вожделенно должно быть сие Таинство, что наводит стыд и страх, и чем больше будет стыда и страха, тем спасительнее. Желая сего Таинства, желай большего устыдения и большего трепета.

Кто решается лечиться, разве не знает о болезненности лечения? Знает, но, решаясь на лечение, он вместе с тем определяет себя и на сопряженные с ним страдания в надежде выздоровления.

И ты, когда томился в нашедших на тебя чувствах раскаяния и порывался приблизиться к Богу, не говорил ли: “Все готов перенесть, только помилуй и прости!” Вот и сталось по твоему желанию. Да не смущают же тебя находящие стыд и страх они твоего ради блага сопряжены с этим Таинством. Перегоревши в них, больше окрепнешь нравственно.

Горел уже ты не раз в огне раскаяния погори и еще. Тогда один горел ты пред Богом и совестию, а теперь погори при свидетеле, от Бога поставленном, во свидетельство искренности того уединенного горения, а может быть, в восполнение неполноты его. Будет суд и на нем стыд и страх отчаянные. Стыд и страх на исповеди искупают стыд и страх тогдашние.

Не хочешь тех, перейди эти. Притом всегда так бывает, что по мере тревоги, какую проходит исповедающийся, избыточествуют в нем и утешения по исповеди. Вот где Спаситель воистину являет Себя Успокоителем труждающихся и обремененных! Искренно покаявшийся и исповедавшийся опытно сердцем ведает сию истину, а не верою одною приемлет.

Некий, живший в Царьграде и известный царю, юноша-художник о своем спасении совершенно не заботился. Господь, желая вразумить его, однажды показал ему во сне следующее: увидел юноша, что он с одной сделанной им вещью пришел к царю. Царь сначала принял его благосклонно и беседовал с ним; а потом вдруг схватил его одной рукой за волосы, а другой, обнажив меч, трижды замахнулся на него.

Юноша вначале принял это за шутку, но когда царь объявил, что хочет лишить его жизни и коснулся мечом его шеи, то юноша пришел в неописуемый ужас и от этого проснулся. Придя в себя, он стал размышлять о том, чтобы значил его сон, и, наконец, убедился, что этим видением Господь побуждает его к покаянию и исправлению. Убедился в этом юноша, но не исправился. Тогда Господь вразумил его снова.

Вскоре юноша заболел тяжело и увидел однажды себя на Суде Христовом. Перед ним стоял Христос, а позади Его пропасть. «Знаешь ли, кто Я?» — спросил Господь. «Знаю, Господи», — отвечал он. «А если знаешь, то почему забыл урок, который во сне дал тебе царь?» — «Я ужасаюсь, Господи», — отвечал юноша.

— «А если ужасаешься, то почему не исправляешься?» И с этими словами Он повелел бросить его в пропасть. Испугался юноша и стал призывать на помощь Пресвятую Богородицу, и эта молитва спасла его. Господь сказал: «Ради умоления Матери Моей оставьте его». Этим видение кончилось. Оправившись от болезни, он пошел к одному старцу и рассказал виденное.

Старец выслушал и сказал: «Благодари Бога, что сподобился такого вразумления. Брось прежнюю жизнь, чтобы не случилось того, как было с одним Георгием. Он так же видел себя на Суде Страшном, и его вели связанного в ту же пропасть, что и тебя. В видении ему было дано двадцать дней на исправление, но он забыл о виденном и продолжал грешить.

Через двадцать дней он действительно предстал на суд, ибо скончался в указанное время. Теперь сам можешь судить о его участи». Услышав это, юноша раздал имение нищим и стал вести богоугодную жизнь.

Источник: http://AzbukaSpaseniya.ru/biblioteka/styd-i-strah.html

Стыд

Страх стыда

Стыд, как и любое другое чувство, в своей основе необходим человеку. Чувства – своего рода сигнальная система, они должны давать информацию о нашем состоянии.

Позитивные чувства говорят нам: “все идет правильно” или “надо это повторить, это хорошо”. Негативные чувства дают сигнал о том, что что-то идет не так.

Благодаря чувствам мы можем управлять своей жизнью, чтобы получать от нее удовольствие и избегать неудовольствия.

Стыд «отвечает» за то, чтобы человек вел себя в соответствии с правилами того общества, в котором он живет, не выставлял на всеобщее обозрение свои интимные стороны, держал под контролем свои желания.

На следующий день после корпоратива Иван Петрович пришел на работу. Накануне он выпил лишнего и часть вечера выпала у него из памяти.

Почему его партнер с ним не поздоровался, секретарша отводит глаза, а подчиненные шушукаются и хихикают? Закрывшись в своем кабинете,  Иван Петрович с ужасом обнаружил себя на фотографиях, выложенных в соцсеть: вот он приобнимает жену партнера, одной рукой поглаживая ей грудь, а тут – танцует на столе с голым торсом, размахивая своей рубашкой как флагом, а на последнем фото его бесчувственное тело сотрудники грузят в такси.  Как все это могло с ним произойти? Алкоголь сделал свое дело, ослабив контроль,  он «отключил» чувство стыда.

Итак, в норме появляющееся чувство стыда сигнализирует о том, что происходит выход «за рамки».  Но иногда система начинает сбоить.

Стыд более не помогает ориентироваться в реальности, теперь он отражает внутрипсихический конфликт.  Он затапливает человека, и оказывает разрушающее воздействие на его личность и на всю жизнь.

Такой стыд может быть очень явным, а иногда, напротив, совершенно неосознанным.

Прольем же немного света на это сложное чувство.

Проявления стыда

Человек, переполненный стыдом, испытывает настоящие мучения. Стыд заставляет хотеть провалиться сквозь землю, исчезнуть, стать невидимым. Тело становится скованным, невозможно поднять взгляд и обнаружить, что кто-то смотрит на тебя. Человек может краснеть или бледнеть, на коже выступает пот или появляются мурашки. Эти физические проявления стыда практически невозможно контролировать.

Чувство стыда часто лишает дара речи – остается лишь позже представлять, что можно было бы сказать или сделать в ситуации, предательски окрашенной стыдом.

Иногда стыд проявляет себя в иных формах: демонстративном (театральном) поведении, повышенной говорливости, подчеркнутом бесстыдстве, безразличии или цинизме. Это своего рода бессознательные (а иногда и сознательные) попытки замаскировать стыд противоположными проявлениями.

Также стыд может давать о себе знать в виде навязчивостей и фобий.

Стыд отравляет даже в целом позитивные впечатления. Всего один эпизод, связанный со стыдом, может напрочь испортить воспоминания о вполне приятных событиях.

Стыд и представление о внутреннем дефекте

Стыд заставляет «держать лицо», возможно, создавать красивый фасад, но не пускать никого глубоко внутрь себя.

Человек, переполненный стыдом, уверен, что он имеет какой-то внутренний дефект. Представление о внутреннем дефекте может связываться с чем-то конкретным (определенная часть тела, особенности биографии, специфические эмоциональные реакции и т.п.), а может и не иметь конкретной привязки.

Стыдящийся себя человек уверен: если кто-то приблизится ко мне действительно близко и узнает меня по-настоящему, он увидит этот дефект и отвернется от меня. Выдать внутренний дефект – значит испытать чувство разоблачения, глубокого унижения или даже позора.

Поэтому стыд всегда приводит к одиночеству – реальному или тому, что скрыто глубоко внутри.

.

Стыд и отказ от себя

Стыд может заставить отказаться от себя, надеть маску, которая (как предполагается) должна нравиться другим. В конечном счете, человек может идти на это (осознанно или нет) в стремлении заслужить принятие, уважение и любовь других людей.

Чтобы сохранять достоинство или хотя бы его видимость, приходится тратить огромное количество душевных сил.

Даже фактическое ничего-не-деланье может вызывать большое напряжение: не выдать свою неловкость, сохранять хотя бы внешнее спокойствие! И это при том, что внутри человека бросает то в жар, то в холод, трясет и затапливает, ему хочется провалиться на месте, убежать, или вообще “не быть”.  Иногда на то, чтобы просто оставаться на месте, уходят все силы.

Страх стыда

Иногда стыд дает о себе знать в виде тревоги или страха. Страха испытать стыд. Подчиняясь такому страху, человек выстраивает такой образ жизни, при котором ему не приходится оказываться в ситуациях, где он хотя бы гипотетически мог бы испытать стыд.

Жизнь, выстроенная по такому принципу, может ощущаться как пресная, лишенная драйва, скучная или пустая. Иногда появляется чувство, что она лишена смысла. За то, чтобы избежать чувства стыда, человек платит дорогую цену: краски его жизни блекнут.

Сильный страх стыда может привести человека к полному одиночеству. Ведь самый простой способ избежать стыда – оставаться одному.

Стыд и гнев

В представлении психоаналитиков, глубокий стыд может порождать так называемый гнев от стыда (shame-anger): вместо стыда за себя человек испытывает гнев на обстоятельства или людей, каким-либо образом причастных к тому, что этот стыд появляется. Этот гнев (поскольку он внешне часто выглядит неадекватным ситуации) порождает вину, ощущение себя злобным и диковатым.

Подавление стыда, вина за собственный гнев, могут приводить человека к депрессии.

Стыд и вина

Стыд иногда путают с виной. Но вина – это следствие определенных действий (реальных или фантазийных), а стыд связан со всей личностью человека.

Глубокое чувство вины остается даже в отсутствии «другого», стыд же перестает мучить с исчезновением «наблюдателя» (реального или воображаемого).

Происхождение стыда

Стыд считается чисто человеческим проявлением. Многие психоаналитики сходятся в том, что стыд в основе своей регулирует (тормозит) возбуждение. Когда оно становится слишком сильным, загорается «красная лампочка» – появляется стыд.

Что должно происходить, чтобы стыд из нормального регулятора поведения превратился в яд, отравляющий человеку жизнь?

Одной из наиболее очевидных причин может быть психологическая травма, в момент которой человек испытал острый стыд и унижение. Наиболее серьезно могут ранить ситуации, в которых человек чувствует себя слабым, бессильным, разоблаченным, отвергнутым.

Особенно уязвимая область – это телесность.

Насилие (особенно сексуальное), переживание насмешек над особенностями внешности, которые воспринимаются как изъяны, публичный позор, связанный с невозможностью контролировать свои телесные функции – все это оставляет глубокие душевные раны. Человек, перенесший в детстве травматические эпизоды стыда и унижения, может быть очень чувствителен к любому типу отвержения и стыду, который оно вызывает.

Герой фильма «Управление гневом» Дэйв Базник, будучи ребенком, пережил психологическую травму: на улице он разговорился с девочкой, которая ему очень нравилась. Все было прекрасно, и он вот-вот собирался ее поцеловать, как к нему подкрался местный задира и на глазах у всех стянул с него штаны.

В своих мыслях уже выросший герой фильма постоянно возвращается к этому моменту. Те несколько секунд запомнились ему как момент тотального позора: толпа людей – и взрослые, и дети, и даже его возлюбленная – все смеются над его маленьким пенисом, он унижен и раздавлен.

Не удивительно, что по сюжету фильма и взрослый Дэйв постоянно попадает в ситуации отвержения и унижения.

Однако, чтобы стыд стал постоянным спутником жизни, вовсе необязательно пережить столь серьезную психологическую травму.

Одно из психоаналитических объяснений возникновения сильного чувства стыда у некоторых людей заключается в том, что в они, будучи детьми, столкнулись с хроническим чувством, что они не могут вызвать интерес, пробудить принятие и понимание у значимых людей.

Маленькая девочка приносит свой рисунок родителям. Она хочет разделить с ними радость от своего творения, надеется получить родительское восхищение и гордость. Мать, уставшая и замученная, сосредоточенная на своих проблемах, отсылает дочь к отцу.

Девочка расстроена, чувствует себя отвергнутой мамой, но все еще не теряет надежды. Она теребит отца, захваченного просмотром футбольного матча. Когда отец устает отмахиваться, он решает побыть строгим родителем.

Быстро взглянув на картинку, он делает несколько критических замечаний и отсылает дочь от себя подальше с рекомендацией  «переделать все как следует, а лучше вообще не маяться дурью».

Что чувствует ребенок в подобной ситуации?

Сначала он пытается установить с родителями связь, наполненную любовью и доверием. Но, будучи отвергнутым, он начинает испытывать стыд за свои желания. В следующий раз он будет более осторожен – он будет проявлять свои желания не так прямо и свободно, у него появится страх быть отвергнутым, раскритикованным, обсмеянным или униженным снова.

Дети эгоцентричны: они трактуют все происходящее с ними через призму себя. Ребенок не понимает, что у его родителей есть свои причины так себя вести.

Он делает вывод: со мной что-то не так, во мне есть какой-то изъян, раз я не могу вызвать понимание, интерес, радость, гордость своих родных.

В итоге, если этот принцип взаимодействия является обычным в семье, ребенок, став взрослым, будет склонен испытывать глубокий стыд за себя, и считать, что где-то в глубине с ним самим что-то не так.

Еще один способ передать ребенку стыд – его идентификация со стыдящимися родителями. В этом случае взрослые могут демонстрировать свое представление о собственной неполноценности, либо пристыживать ребенка за его естественные проявления. Тогда проблемы детей отражают собственную трагедию родителей:

«Я – не слишком красива, не очень умна, я не добилась ничего особенного в жизни. В детстве меня насиловал отчим, я чувствую себя грязной и никчемной. Мой муж – алкоголик, он не работает, пьет и бьет меня. Мы еле сводим концы с концами. Мы живем в грязи и нищете. Это унизительно, но мы только этого и заслуживаем. Наши дети – это наше продолжение. И они тоже должны понимать, кто они есть»

Такой посыл может не озвучиваться словами, и он часто даже не осознается родителями, но впитывается ребенком как губкой и принимается к исполнению…

Как справляться со стыдом?

Первый шаг – это осознание того, что стыд в вашей жизни играет деструктивную роль. Началом изменений является признание проблемы.

Далее имеет смысл увидеть те проявления, в которых это чувство дает о себе знать в вашей жизни. Иногда это бывает не так просто, как кажется на первый взгляд. Стыд, проявленный явно, идентифицировать не сложно. Однако, как было показано выше, есть масса различных вариаций, при которых чрезмерный стыд маскируется под другие проблемы.

Можно погрузиться в предыдущий опыт и проследить истоки чрезмерного чувства стыда. В отличие от ребенка у взрослого человека есть возможность более глубоко понять, что стоит за невнимательностью, игнорированием или пристыживанием со стороны значимых людей в детстве, и научиться смотреть на травматический опыт по-новому.

Ключевым моментом является открытие того, что стыд – это переживание, заставляющее себя чувствовать непоправимо неполноценным, недостойным уважения и принятия другими людьми. Чрезмерный стыд является причиной формирования представления о внутреннем дефекте, а не следствием реально существующего дефекта.

На место идеи «Я-дефективный, поэтому стыжусь» приходит понимание «Мой опыт заставил испытывать слишком много стыда. Стыд заставляет меня чувствовать неполноценность».

И последний шаг – применение этого понимания в общении с другими людьми.

Человеку, испытывающему стыд, может быть сложно представить, что для кого-то другого его якобы “позорные” стороны могут вовсе не выглядеть таковыми.

Что узнав что-то о тебе, другой может не отвернуться, посмеяться или пристыдить (как ожидает человек, переполненный стыдом), а понять твои чувства, разделить их и принять тебя таким, какой ты есть.

Открыть себя другому, показать себя настоящего – большой риск. Но мало что в жизни может быть столь же важным и вдохновляющим, чем искреннее принятие, подаренное в ответ другим!

_______________________

Работа с чувством стыда – важная часть психотерапии. О ней можно прочитать в моей статье для специалистов “Нарциссическая травма и стыд в психотерапии”.

Тому, кто хочет более глубоко изучить тему стыда и готов изучать специализированную литературу, можно порекомендовать также познакомиться со следующими работами:

* Книгой  Бенджамина Килборна “Исчезающие люди. Стыд и внешний облик”, 2007

* Книгой Бенджамина Килборна “Травма, стыд и страдание”, 2017

* Книгой Марио Якоби “Стыд и истоки самоуважения”

* главой из книги Э. Рехадта «Ключевые проблемы психоанализа: Избранные труды»  – “Происхождение стыда и его проявления” (Журнал практической психологии и психоанализа)

_______________________

Попова Наталия Михайловна

Психолог-психоаналитик
Обучающий аналитик и супервизор ЕКПП

Источник: http://psychoanalitiki.ru/styd.html

Психодоктор
Добавить комментарий