Свобода или распущенность?

Высшие ценности и нравственность

Свобода или распущенность?

На пути развития личности мы рано или поздно задумываемся о нравственности и высших ценностях. Хотя эти вопросы сегодня не популярны, человек не может обойти их стороной — ту или иную позицию он все равно занимает. И хорошо, если он действительно имеет на этот счет свое личное мнение, а не просто заимствует общепринятое. На чем основаны нравственность и высшие ценности?

Верность себе как основа нравственности

Верность себе — неотъемлемое качество зрелой Личности. Нравственность, даже в теории, без нее тоже немыслима. В разговоре о супружеской верности мы пришли к тому, что и ее без верности себе не может быть. Но что же это такое «верность себе»? Что стоит за этими словами и почему это такая редкость?

Само выражение верность себе парадоксально — как может человек изменить себе самому, если он один? Чтобы это было возможно, придется допустить не-цельность человека, наличие в нем неких противоположных сил или направлений.

И действительно, чтобы выполнить, например, обещание, данное даже самому себе, приходится побороть свою же лень или другую склонность.

Тут вопрос: какую же сторону признать собой — ту, которая дала обещание, или ту, которой лень его исполнять? Эта внутренняя противоречивость человека была замечена давно — и тысячелетиями эту проблему обозначали и пытались решить религия, философия, писатели и художники…

Так или иначе, все они признавали, что человек может называться Человеком, только когда он преодолеет эту раздвоенность в пользу верности себе, а именно, когда он сможет поставить нравственные ценности, убеждения и прочие «высокие» вещи выше своих же меркантильных (и материально, и душевно) интересов.

 Под «собой» при этом понимался его нравственный или жизненный выбор, за который он отвечает. Средоточие его ответственности и есть центр его «Я».

Да, он обречен на эту борьбу со своими «низшими» интересами на всю жизнь — но в этой борьбе он становится Личностью, он растет и утверждается — каждый раз, когда он делает выбор в пользу верности себе, то есть своим высшим ценностям.

Эту проблему можно решить иначе — отказаться высших ценностей.

И вправду, зачем какая-то борьба и раздвоенность, если можно раз и навсегда сделать выбор в другую сторону — в пользу потребностей и желаний? Тогда наступит ничем не омраченное счастье — достаточно наладить пути удовлетворения потребностей, освоив несколько нехитрых приемов.

Когда их удовлетворение видится за счет других — приемы будут посложнее, ведь у других тоже есть потребности, и бескорыстно удовлетворять наши они не согласятся. Отличное решение! Каким же глупым было человечество на протяжение всей истории, что мучилось и не могло додуматься до такого простейшего выхода!

Но постойте, а какой ценой нам дается этот выход? Стремление к удовлетворению своих физиологических и эмоциональных потребностей свойственно и животным, и им тоже неведома раздвоенность… И чем тогда мы отличаемся от животных? И действительно, поборники этой идеологии упорно пытаются нам доказать, что от животных мы ничем принципиально не отличаемся… Что представляет из себя человек, если вычесть нравственные ценности, убеждения, веру, верность, понятие о добре и зле? В чем смысл такой жизни? Каковы отношения, в которых люди друг друга только используют? И чем это все может обернуться?

Все-таки, от животных мы отличаемся и без высших ценностей, и часто — к сожалению. Например, в отличие от животных, человек ненасытен и легко идет против природы и целесообразности. Он не связан диктатом инстинктов и наделен воображением.

И его разгулявшиеся потребности могут быть чудовищны и опасны — и для других, и для него самого.

Мы наблюдаем маньяков-убийц, садистов, грабителей, педофилию, проституцию, брошенных детей и родителей, алкоголизм и наркоманию…  — список можно продолжать долго.

Но даже вполне «приличные» потребности никогда не удовлетворяются вполне — они бесконечно множатся и беспорядочное их удовлетворение в конце концов ведет к тоске пресыщения, но не к удовлетворенности.

Вот нам и наше «счастье»! Это логичная цена философии «не дай себе засохнуть» и «бери от жизни все».

 Может, все-таки не так уж глупы были наши предки, когда искали счастье и смысл жизни в победе чего-то высшего над низшими интересами? Может такие эфемерные вещи, как убеждения, идея, путь, вера, нравственность — не так уж эфемерны, и мы поспешили, объявив их архаизмом?

Теперь осталось решить один неудобный вопрос: а как же свобода? Ну так не хочется себя ограничивать, насиловать..! Но тут-то как раз все просто.

Часто под «свободой» понимается «вседозволенность», возможность беспрепятственного удовлетворения всех прихотей.

На деле такая свобода оборачивается распущенностью и как самым настоящим рабством: желания и потребности диктуют человеку свою волю, а он только лихорадочно мечется, ее исполняя — и выбора у него нет.

Если же понимать свободу, как возможность выбора, то она осуществима только при условии власти человека над собой, точнее, над своими желаниями.

Такой человек сам может поставить цель — и достичь ее, и никакие «потребности» его не собьют с пути, который он сознательно выбрал. Он — сам себе хозяин и потому по-настоящему свободен.

Еще в древнем Риме отличием свободного гражданина от раба была самодисциплина.

С «насилием над собой» все так же. Или твои желания и потребности постоянно насилуют твою волю — или ты держишь их в узде, осуществляя свою волю и ощущая себя Человеком, а не бессмысленным животным — и это не насилие, а радость самостоятельности.

Вопрос лишь в одном: кого мы считаем собой — ту нашу часть, которая способна иметь высокие цели и нравственные ценности, выходящие за рамки «шкурных» интересов или ту, которая блюдет эти самые потребительские интересы? И это вопрос нашего нравственного выбора — вопрос к нам.

Высшие ценности: нравственность или толерантность?

Если мы выбираем первый вариант «себя» встает интересный вопрос — а какие они, эти высокие цели и нравственные ценности? Хорошо было Канту, который отчетливо видел «нравственный закон внутри себя» — мы-то его не видим. Мы привыкли не доверять идеалам, и вполне обосновано — даже в ближайшей истории идеалы служили основой для спекуляций. Да, любое благо можно использовать во зло, но значит ли это, что нет и может быть блага?

Итак, что же в человеке (или для человека) достойно того, чтобы быть этому верным? Какие ценности мы можем противопоставить меркантильной выгоде, которую можно преследовать абсолютно беспринципно? Какой душевный строй должен быть у человека, чтобы он мог называться Человеком, а не быть просто испорченным животным? Ответ на это вопрос можно дать в двух вариантах, взаимосвязанных друг с другом:

  1. представление о добре и зле и следование некоему нравственному закону
  2. осмысленность — наличие смысла жизни, выходящего за пределы самой жизни, как существования

Нравственность часто путают с моралью и говорят, что она относительна, потому что моральные нормы различны в разных культурах и в разное время. Но моральные нормы — это совсем другое. Они действительно служат нуждам конкретного общества или группы и являются набором чисто внешних правил. Нравственность же внутренне присуща человеку.

Нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

 Именно с нравственностью связано различение добра и зла при условии, что индивидуумом признаются эти категории. В отличие от пользы и вреда, добро и зло связаны с намеренностью некоторой свободной воли.

Википедия

Отлично! Добро и зло — понятия, всегда существовавшие в человечестве, но надежно вытесненные из современного сознания. У нас  «все относительно», а добро и зло, априори, абсолютно. Причем абсолютно оно в какой-то системе координат, выходящей за рамки жизни человека или даже человечества.

Эти абсолютные категории человек всегда чувствовал в своей совести, о них говорила религия и философия. Сейчас же они объявлены «вне закона». Нет у нас никакого «добра и  зла» — это идеализм или мракобесие. Зато есть некое «хорошо и плохо». Например, толерантность считается «хорошей», и любые оценки — «плохими».

Жить — хорошо, а смерть — плохо.

Да, возможно, идеология толерантности предотвращает конфликты, но при этом она лишает человека ориентиров и исключает нравственность. Как и признание «благом» самой жизни не оставляет места для смысла этой жизни.

 На днях я пересматривала фильм Михалкова «12», и меня поразила «гуманность» председателя присяжных, предлагавшего осудить мальчика на пожизненное заключение, потому что на воле его убьют, а в тюрьме он будет жить.

А зачем ему жизнь, лишенная смысла? Мне кажется, что для героя этого фильма даже умереть, исполняя долг чести, гораздо предпочтительнее прозябания в камере.

Правда, звучит кощунственно? Но не спешите обвинять меня в бесчеловечности — люди всегда умирали за высшие идеалы, если вставал такой выбор. Жизнь без них была бессмысленна и не имела ценности. Мы же боимся даже подумать о смерти.

Но стали ли мы бессмертными? И имеет ли смысл наша жизнь, которую мы так ценим? Может, мы хотя бы перестали страдать? — Нет и нет! Променяв свободу и идеалы на удовольствия и вседозволенность мы не получили даже удовлетворения.

Лишив себя радости и достоинства самостоятельности, мы не стали счастливы, и мало кто может даже просто радоваться жизни.

Даже остаться наедине с собой современному человеку невыносимо. Мы бесконечно убегаем и прячемся от себя в развлечения, в виртуальную реальность, в мечты, в работу — куда угодно. Получается, что наличие высших ценностей и верность им — это верность себе, а отказ от них в пользу вроде бы «своих» интересов ведет к потере себя.

Один друг мне недавно рассказал о полезном упражнении: спроси себя, что бы ты делал, если бы знал, что живешь последний день? В этом ракурсе очень многие «важные» вещи теряют смысл и выходят на первый план те, о которых обычно почти не задумываешься. А ведь этот день — «сегодня», и вправду может оказаться последним, ведь никто не застрахован даже на завтра.

К чему такие мрачные краски? В этом упражнении есть большой смысл. Согласитесь, лучше время от времени задавать себе такой вопрос сейчас, как бы сверяя свою жизнь с компасом, чем дожидаться, когда его задаст жизнь? А она задает его всем — в катастрофах или в старости.

От катастроф никто не застрахован — смерть близких, развод, болезнь, стихийное бедствие.., старость тоже грозит всем.

И тогда вопрос будет звучать совсем по-другому: зачем я положил на это жизнь, если оно вот так закончилось? И часто бывает, что человек не выдерживает тяжести такой постановки и оказывается в депрессии, в отчаянии, в суициде…

В мире, где за каждым охотится смерть, не может быть маленьких или больших решений. Здесь есть лишь решения, которые мы принимаем перед лицом своей неминуемой смерти

Что вы об этом думаете? Жду комментариев. Конечно, разговор о смысле жизни, высших ценностях и нравственности не закончен. Но даже начинать этот разговор, не вспомнив о смерти, бессмысленно, вы согласны? И столько сразу встает интересных вопросов! Уже штук 10 идей для статей родилось… 🙂 До встречи!

Источник: http://myempeiria.ru/psixologiya-i-filosofiya/vysshie-cennosti-nravstvennost-i-sovremennaya-ideologiya/

Свободные отношения – что это такое. Плюсы и минусы

Свобода или распущенность?

Свобода – это ценностная категория, по сути своей противоречащая понятию отношения, поскольку, вступая в близкий личный контакт с другим человеком, вы, так или иначе, утрачиваете свободу или, по меньшей мере, некоторую ее часть. Поэтому возникает логичный вопрос – что такое свободные отношения, в чем их плюсы и минусы, и зачем они вообще нужны?

Очень часто этим понятием прикрывают нежелание взять на себя ответственность за своего любимого человека, относиться к нему с уважением, позволять себе пренебрегать его чувствами. Стоит ли девушке соглашаться на свободные отношение, какими могут быть последствия такого выбора – предмет рассмотрения данной статьи

Свобода или половая распущенность

Главным условием, которое включает в себя понятие свободных отношений, является возможность находящихся в них партнеров общаться, флиртовать и (при желании) вступать в интимные отношения с кем-то еще. При этом предполагается, что происходить все это будет честно и открыто, на глазах у твоего «основного» партнера.

Предустановкой к такой договоренности является тот факт, что вы оба признаете неспособность (и нежелание) контролировать свои чувства в отношении других людей, не готовы выбрать одного единственного человека и любить только его, и отдавать себя и свое тепло только ему. Что если в будущем кто-то из вас (или вы оба) захочет иметь отношения (разовые или постоянные) с кем-то еще, второй не просто позволит ему это, но и не будет выражать ( в идеале, и чувствовать) никакого негатива.

С одной стороны, это можно назвать весьма здравым отношением (особенно если посмотреть на количество мужских и женских измен сегодня).

В том смысле, что, как ни крути, защититься от того, что с течением времени один из вас может увлечься кем-то еще, невозможно – не поможет ни штамп в паспорте, ни другие гарантии.

И подобная договоренность как бы избавляет ваши отношения от необходимости врать, скрывать от любимого человека часть своих эмоций.

А вы знаете какова ваша совместимость с мужчиной?

Чтобы узнать это – нажми на кнопку чуть ниже.

нажми и узнай

Почему свободные отношения не работают

В то же самое время, такая модель отношений в долгосрочном периоде требует гораздо более высокого уровня осознанности и ответственности, чем та, что, как правило, есть у людей, активно их пропагандирующих (активные молодые люди). Фактически это идеальная модель, которая имеет очень мало отношения к реальности в итоге.

Потому что только на уровне рассуждений мы готовы говорить о том, что предоставляем своему партнеру свободу, и отказываемся от ревности, чувства собственности, страхов его потерять.

Но на практике свободные отношения чаще всего скатываются к тому, что один из партнеров (чаще мужчина, но бывает что и женщина) наслаждается этой самой свободой, а второй просто делает вид, что его все устраивает, а на самом деле живет с безумной болью и отчаянием внутри.

Почему люди выбирают свободные отношения

Причин для выбора такой модели отношений множество, они индивидуальны, но в целом имеют ряд схожих принципов. Поэтому если мужчина предлагает вам свободные отношения, означать это может следующее

Неготовность к ответственности,  внутренняя психологическая незрелость

Придерживающийся свободных взглядов на отношения человек, независимо от его возраста, по каким-то личным причинам (детство, негативный опыт) не созрел для глубоких отношений и не готов к ним. Он не хочет взять на себя ряда обязательств, которые они предполагают, но и лгать ни себе, ни партнеру не хочет тоже. Отсюда рождается вот такая альтернатива.

Неготовность сделать окончательный выбор

Желание сохранить возможность «передумать» и при этом не чувствовать моральных угрызений, ведь такая возможность оговорена заранее. Мужчина (да и женщина тоже), который по-настоящему увлечен женщиной, никогда не смириться с возможностью существования  каких-либо прав на нее у другого мужчины, и точно не предложит ей этого.

Желание руководствоваться разумом, а не чувствами

Это больше к понятию «гостевой брак» как вид свободных отношений. Если в основе союза двоих лежит не чувство, а рациональный расчет (партнеры подходят друг другу, им удобно вместе).

Когда ни один из них действительно не имеет эмоциональной привязанности к другому.

Тоже модель «идеальная» (в смысле, нереальная), поскольку работает она, как правило, только до того момента, пока один из пары по-настоящему не влюбляется в кого-то еще.

Есть ли плюсы у свободных отношений

Как было сказано выше, чтобы находится в свободных отношениях и чувствовать себя в них счастливыми, степень осознанности и внутренней ответственности (то есть внутренней зрелости) должна быть выше, чем даже для отношений с официальными обязательствами. Очень и очень немногие способны на деле, а не на словах, понять своего любимого человека в тот момент, когда он влюбляется в кого-то еще.

Если говорить об «идеальной» модели, свои плюсы у нее есть. Это отношения, свободные от необходимости врать (подчеркиваю, в идеале), а значит, выше шансы быть ближе друг другу, более открытыми. То есть степень близости в паре предположительно должна быть выше.

В них больше конкретных договоренностей, потому что изначально должны быть оговорены очень многие вещи. Опять же, в идеале, обсуждается, что будет, а что не будет задевать чувства твоего любимого человека, что будет считаться изменой, а что нет (хотя как это можно оговорить заранее – совершенно невозможно себе представить).

Возможен и вариант развития событий, когда такие отношения перерастают в серьезные, глубокие и с обязательствами.

Если один или оба участника свободных отношений психологически из них вырастают и начинают хотеть большего.

Но изначально рассчитывать на это не стоит – ваши надежды могут и не оправдаться, не говоря уже о том, что это не совсем честно по отношению к партнеру (при том, что он вас о своих намерениях честно предупредил).

Минусы свободных отношений

Если вы влюблены, и хотите близких отношений, и руководствуетесь чувством, а не рациональным подходом, свободные отношения вам вряд ли подойдут. Потому что будут постоянно испытывать на прочность вашу самооценку. Потому что вы наверняка будете переживать, расстраиваться, жить в страхе потерять любимого человека в любой момент.

Поэтому не стоит выбирать вариант «Лучше уж так, чем никак». Не выбирайте мужчину, который не выбирает вас, как бы вам не было одиноко, и как бы он вам не нравился. Такие история всегда плохо кончаются, потому что если вас не выбирают сейчас, очень мала вероятность того, что вас выберут позже.

И чем больше пройдет времени, тем сильнее вы будете эмоционально вовлечены, и тем труднее вам  будет выйти из этого круга. Сторонники свободных отношений транслируют мнение о том, что ответственность навязать нельзя. И с этим трудно спорить. Ответственность за другого человека не возникает в момент встречи, а рождается и укрепляется постепенно.

Но человек, не готовый к отношениям, не подходит для здоровых полноценных отношений. Не важно, как и почему так случилось, не важно, насколько он в принципе хорош.

Для отношений он не подходит, и вступать в них с ним не следует.

Потому что намного проще переболеть на начальном этапе, чем потом решать свои собственные психологические трудности, которые вы в таких отношениях вне всяких сомнений заработаете.

Если вы хотите быть с любимым мужчиной – нужно разобраться, совместимы ли вы по знаку зодиака?

Узнайте точную совместимость с мужчиной – нажмав на кнопку чуть ниже:

узнать совместимость

Источник: http://artemdal.ru/psihologiya-otnoshenij/svobodnye-otnosheniya-chto-eto-takoe-plyusy-i-minusy/

Распущенность

Свобода или распущенность?

Распущенность – это черта характера, которая определяется как отсутствие дисциплины, выдержки в поведении, развратность и безнравственность. Часто этот термин используют в значении «половая распущенность», однако на самом деле его значение намного шире и может включать в себя и чревоугодие, и алкоголизм, и отсутствие моральных устоев и чувства стыда за неблаговидные поступки.

Сексуальная распущенность

Распущенность в сексуальной сфере – значит неумение контролировать свои сексуальные потребности и готовность вступить в половой контакт независимо от моральной составляющей вопроса. Мужская и женская распущенность может проявляться в изменах, частых сменах полового партнера, сексуальных связях с незнакомыми людьми (нередко в состоянии алкогольного опьянения).

Если раньше постыдным считались сексуальные связи до брака, то теперь до свадьбы пары свободно живут вместе, а сексуальные отношения могут начинаться прямо с первого свидания. Хотя раньше считалось, что на первом свидании неприлично даже поцеловать человека.

На фоне общей печальной ситуации в этом отношении детская распущенность также растет: все с более раннего возраста дети и подростки вступают в половые связи. Теперь 14-16 летняя девушка, которая делает аборт – уже не редкость.

Ученые из Новой Зеландии выяснили, что сексуальная распущенность порождает и другие виды распущенности, усиливая склонность к ним. Так, например, женщины, часто меняющие половых партнеров, более склонны к выпивке и употреблению наркотиков. Исследования мужчин таких четких закономерностей выявить не позволило.

Алкоголизм: болезнь или распущенность?

Врачи уверены, что алкоголизм – это болезнь, и она требует лечения. Однако у населения на это явление свой взгляд: многие уверены, что дело не в болезни, а в моральной распущенности. На самом деле, правы и те, и другие, только каждый по-своему: алкоголизм имеет двоякую природу.

Люди, которые считают что алкоголизм это исключительно эмоциональная распущенность, попросту не видели таких последствий, как белая горячка, припадки эпилепсии или летального исхода.

Проблема в том, что человек толкается себя на это практически добровольно – ведь его никто не заставляет пить, и делает он это по собственной инициативе. Поэтому первая рюмка – это и есть проявление распущенности, после которой могут следовать какие угодно последствия.

Многие начинают пить и не могут остановиться, пока не опьянеют окончательно, и виной тому – именно первая рюмка. Не начал бы – нечего было бы и останавливать.

К алкоголизму как болезни можно отнести похмелье, алкогольные психозы, припадки, запой. В этих случаях без медицинских мер справиться сложно, а иногда и невозможно. Вместе с тем, не странно ли: человек сам выбирает, болеть ему или не болеть.

Существует простая, но точная поговорка: «Не умеешь пить – не пей!». Что значит уметь пить? Это значит останавливаться на том моменте, когда опьянение выражено очень слабо, настолько, чтобы на следующее утро можно было проснуться без ощущения похмелья. Если же человек не знает меры и напивается, то пить он не умеет. К сожалению, это очень распространенное явление.

Алкоголизм по сути своей – добровольное страдание. Это один из тех случаев, когда больной оказывается ответственен и за возникновение болезни, и за ее исход.

Если человек перекладывает ответственность на родственников, медицину, жизнь – вероятнее всего, финал будет печальным.

И только принятие человеком ответственности за выпивку и принятие решения ограничиваться поможет избежать неприятностей.

Вас когда-нибудь терзало чувство одиночества? И что конкретно вы имеете ввиду, под этим понятием? Одно дело, когда вы тоскуете сидя у окна и вокруг ни души, и совсем другое – когда одинокими себя ощущают те, кто каждый день находится среди людей. Давайте же разберемся что это за чувство и почему оно возникает.

Вам когда-нибудь доводилось встречать людей, которые будучи взрослыми довольно часто ведут себя как дети. Они не знают, что такое ответственность, ведут себя легкомысленно, а на резонные замечания чаще всего обижаются. Подобные симптомы чаще всего говорят о психическом инфантилизме человека.

Для каждого члена современного общества существует набор норм и правил поведения. И почти каждый из нас соблюдает их практически с рождения. Однако если поведение или эмоции начинают выходить из строя и не поддаются контролю, можно смело говорить о расстройстве личности. В чем именно оно проявляется и как его вылечить – читайте далее.

Большинству из нас известна замечательная весенняя песня о паранойе. А еще мы всегда в шутку говорим об этой болезни, когда нас одолевают какие-либо подозрения. Между тем, паранойя – недуг, который намного серьезнее, чем кажется.

Источник: https://womanadvice.ru/raspushchennost

Психодоктор
Добавить комментарий