Травма. Как сохранить достоинство в страдании?

Лекция Альфрида Лэнгле

Травма. Как сохранить достоинство в страдании?
larmettoВчера была на лекции Альфрила Лэнгле.И вот немного из того, что я записала и что мне было важным.Если нет ответа, для чего я страдаю, то травма становится интенсивной.Если есть ответ, то есть что противопоставить травме.Намеренно брать на себя свое страдание (не становится жертвой).

«Сказать жизни да, не смотря ни на что»! В.Франкл.Сохранять внутреннюю жизнь.Ценности. • Смотреть закат и восход; облака (цвет и формы).• Когда нам плохо увидеть цветок – это подтверждение, что красота еще существует в мире. Это источник психической силы, энергии.Фундаментальная ценность жизни.1.

Хорошие отношения придают силы и желание справляться с трудностями, преодолевать. (Франкл представлял как увидит жену и семью)2. Уйти на дистанцию от мира внешнего и жить внутренней жизнью. (Франкл думал, что после освобождения напишет книгу и отслеживал свое состояние.

И это создавало дистанцию, которая его защищала).3. Свобода формировать образ жизни.Никакая власть не может забрать внутренних установок. Можно забрать все, кроме позиции по отношению к тягостным условиям.

Свобода сказать «доброе утро и заглянуть в глаза».

Минимальная активность, но важно проживать этот минимум свободы. Небольшое решение, но дает переживание, что я все еще человек.

Чтобы не становиться жертвой обстоятельств и не чувствовать себя игрушкой в руках судьбы.Мы не знаем, почему нам приходится через это проходить.

Важно, что мы можем взять тяжелую ситуацию и отнестись к ней, как к вопросу: «Чего жизнь ожидает от меня, когда я сталкиваюсь со страхом, потерей, разводом?»Жизнь спрашивает, могу ли я сделать что-то ценное?

Мы все еще можем делать выборы. В этом человеческое достоинство, как я применю свою свободу.

|

larmettoНашла список книг для детей на Лиге школ http://www.liga1199.ru/drpl/readlist. Чтобы не потерять, оставлю здесь.Список книг для детского чтенияЧасть 1. С 6 до 10 лет.По многочисленным просьбам наших друзей и знакомых мы публикуем списки книг, чтение которых нам кажется крайне важным занятием. Любые подобные списки, безусловно, субъективны.Пожелания и замечания с удовольствием принимаем в разделе “Обратная связь”.”Нет книг, которые можнопрочитать рано,есть книги, которые можнопрочитать поздно”.СКАЗКИ Аксаков И. Аленький цветочек.Александрова Т. Домовенок Кузька.Андерсен Г.Х. Сказки.Бажов П. Малахитовая шкатулка. Сказы.Борисова Б. “Счастливый конец”Волков А. Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. Семь подземных королей. Сказки.Гауф В. Сказки.Гофман Э. Щелкунчик и Мышиный король.Гримм Братья. Сказки.Ершов П. Конек-горбунок.Киплинг Р. Сказки. Маугли.Козлов С. Сказки.Коллоди К. ПиноккиоМетерлинк М. Синяя птица.Милн А.А. Винни Пух и все, все, все.Носов Н. Приключения Незнайки.Перро Ш. Сказки.Пушкин А.С. Сказки. Руслан и Людмила.Родари Дж. Чиполлино. Путешествие Голубой стрелы.Русские народные сказки.Сказки 1001 ночи (адаптированные)Толстой А. Буратино.Уальд О. Сказки.Успенский Э. Дядя Федор и др. Про Чебурашку. Про Веру и Анфису.Харрис Дж. Братец Кролик и братец Лис.Экхольм Ян. Тутта Карлсон Первая и единственная, Людвиг 14-ый и другие.Янссон Т. Шляпа волшебника. Наводнение.ПРО СВЕРСТНИКОВ Алексин А. Повести и рассказы.Алеников В. Приключения Петрова и Васечкина.Бернетт Ф. Маленький лорд ФаунтлеройБичер-Стоу Г. Хижина дяди Тома.Велтистов Е. Приключения Электроника.Воронкова Л. Девочка из города. Рассказы.Гайдар А. Рассказы.Гарин-Михайловский Н. Детство Тёмы.Гераскина Л. В стране невыученных уроков.Горький М. Случай с Евсейкой.Губарев В. Королевство Кривых зеркал.Гюго В. Коззетта. Гаврош.Даль Р. “Чарли и шоколадная фабрика” и др.Додж Мэри Мейп. Серебряные коньки.Драгунский В. Денискины рассказы.Каверин В. Два капитана.Катаев В. Светик-семицветик.Кеснер Э. Когда я был маленьким. Мальчик из спичечной коробки. Эмиль и сыщики.Коваль Ю. Недопесок.Крюкова Т. Повести.Лагин Л. Старик Хоттабыч.Ларри Я. Необыкновенные приключения Карика и Вали.Линдгрен А. Малыш и Карлсон. Пеппи Длинный Чулок. Эмиль из Лённеберги. Рони – дочь разбойника. Расмус-бродяга.Медведев В. Баранкин, будь человеком, Капитан Соври-голова.Михалков С. Праздник непослушания.Носов Н. Рассказы. Витя Малеев в школе и дома. Веселая семейка.Одоевский В. Городок в табакерке.Олеша Ю. Три толстяка.Осеева В. Динка.Пеннак Д. Собака пес.Пивоварова И. Приключения Люси Синицыной и Люси Косициной.Погорельский А. Черная курица или подземные жители.Рыбаков А. Кортик. Бронзовая птица.Сат-Ок “Замля солёных скал”.Смирнова В. Девочки.Твен М. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна. Принц и Нищий.Толстой А. Детство Никиты.Толстой Л. Детство.Трэверс П. Мэри Поппинс.Чарская Л. Сказки голубой феи Сказки голубой феи.ПРО ЖИВОТНЫХ Бианки В. Рассказы.Зальтен Ф. Бэмби.Кеннет Г. Ветер в ивах.Паустовский К. Рассказы.Роберт Тайн. Бетховен.Сетон-Томпсон Э. Повести и рассказы.ПРИКЛЮЧЕНИЯ-СКАЗКИ Лагерлеф С. Приключения Нильса с дикими гусями.Льюис К. Хроники Нарнии (часть 1).Некрасов А. Приключения капитана Врунгеля.Распэ Э. Приключения барона Мюнхгаузена.Толкиен Д.Р. Хоббит или туда и обратно.ПРИКЛЮЧЕНИЯ Верн Ж. Дети капитана Гранта. Пятнадцатилетний капитан. 20 тысяч лье под водой. Таинственный остров.Дефо Д. Робинзон Крузо.Стивенсон Р. Остров сокровищ.МИФЫ Кун Н. Мифы и легенды Древней Греции (частично).Ракк И. Мифы Древнего Египта.СТИХИ Крылов И. Басни.Хармс Д. Стихотворения.Черный С. Стихотворения. Часть 2-ая. С 11 до 16 лет.Данная литература не входит в обязательную программу. Список составлен группой преподавателей нашей школы и отражает их вкусы. Поэтому в какой-то мере он случаен. По субъективным причинам в подборку практически не вошла поэзия. Ваши пожелания по совершенствованию рекомендаций будут приняты с благодарностью.7 – 8 классы:Азимов А. «Конец вечности», цикл «Основание» и др.Беляев А. «Человек-амфибия». «Голова профессора Доуэля». «Остров погибших кораблей».Бронте Ш. «Джен Эйр».Бруштейн А. «Дорога уходит в даль».Брэдбери Р. «451 по Фаренгейту», «Марсианские хроники» и др.Булгаков М. «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Собачье сердце» и др.Булычев К. «Приключения Алисы».Буссенар Л. “Капитан Сорви-голова”.Быков В. «Сотников».Верн Ж. «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров» и др.Войнич Э. «Овод».Генри О. Рассказы.Голявкин В. Рассказы.Гофман Э. Новеллы, «Записки кота Мурра».Грин А. “Алые паруса”, «Бегущая по волнам» и др.Гюго В. «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеется».Даррелл Д. Рассказы, «Моя семья и звери».Дефо Д. «Робинзон Крузо».Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки».Диккенс Ч. «Давид Копперфильд», «Большие надежды» и многие др.Дойль К. Рассказы и повести.Дюма А. «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо».Жвалевский А., Пастернак Е. «Я хочу в школу». «Время всегда хорошее». «Гимназия № 13».Житинский А. «Визит вежливости». «Хеопс и Нефертити».Ильф И., Петров Е. «Двенадцать стульев», «Золотой теленок».Искандер Ф. “Тринадцатый подвиг Геракла”, “Детство Чика”.Катаев В. «Сын полка».Киплинг Р. «Ким».Киплинг Р. «Сказки».Корчак Я. «Король Матиуш I».Купер Ф. «Последний из могикан», «Зверобой».Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье», «Охота на Снарка», “История с узелками”.Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции».Лем С. «Кибериада», «Солярис», «Звездные дневники Йона Тихого» и др.Лонгфелло Г. «Песнь о Гайавате».Лондон Д. Рассказы.Льюис К. «Хроники Нарнии».Макаренко А. «Педагогическая поэма». «Флаги на башнях».Мериме П. Новеллы.Милн А. «Винни Пух».Митчелл М. «Унесенные ветром».Обручев В. «Земля Санникова». «Плутония».Пантелеев Л. «Республика ШКИД».Пеннак Д. «Собака Пес». «Как роман». «Глаз Волка».Попов В. «Темная комната».Приставкин А. «Летающая тетушка».Рид М. «Всадник без головы».Роулинг Дж. «Гарри Поттер».Сабатини Р. «Одиссея Капитана Блада».Селинджер Д.Д. М. «Над пропастью во ржи».Сент-Экзюпери А. «Маленький принц», рассказы.Сетон-Томпсон Э. Рассказы.Скотт В. «Айвенго», «Квентин Дорвард».Стивенсон Р.Л. «Остров сокровищ».Стивенсон Р.Л. «Странная истории доктора Джекила и мистера Хайда».Стругацкие А. и Б. Полное собрание сочинений.Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекельберри Финна».Толкиен Д.Р. «Хоббит» и др.Троепольский Г. «Белый Бим Черное ухо».Уэллс Г.Дж. «Человек-невидимка», «Машина времени», «Война миров» и др.Филатов Л. «Про Федота-стрельца».Харпер Ли “Убить пересмешника”.Честертон Г.К. «Рассказы о патере Брауне».Чудакова М. «Дела и ужасы Жени Осинкиной».Шаров А. «Окоем».Шаров А. «Остров Пирроу».Шаров А. «Повесть о десяти ошибках».Шварц Е. «Дракон». «Обыкновенное чудо».Шмидт Г. «Битвы по средам».9 – 10 классы:«Махабхарата» («Бхагавад-Гита» и др.) (в сокращении или пересказе)«Повесть временных лет».Або К. Повести.Абрамов Ф. «Две зимы и три лета», «Пути – перепутья».Айтматов Ч. «Белый пароход», «Прощай, Гюльсары», «Буранный полустанок».Ануй Ж. «Жаворонок», «Антигона» и др.Апулей – «Золотой осел».Бальзак О. «Шагреневая кожа», «Утраченные иллюзии» и др.Бах Р. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».Бек А. «Волоколамское шоссе».Белль Г. «Глазами клоуна», «Биллиард в половине девятого».Бобров С. “Волшебный двурог”.Борхес Х.Л. Рассказы.Быков В. «Сотников».Васильев Б. «А зори здесь тихие».Владимов Г. «Три минуты молчания», «Верный Руслан».Войнович В. «Необыкновенные приключения солдата Чонкина».Воннегут К. «Колыбель для кошки».Вяземский Ю. «Шут».Гашек Я. «Похождения бравого солдата Швейка».Геродот – «История».Довлатов С. «Чемодан» и др.Ерофеев В. «Москва – Петушки».Житинский А. «Лестница».Замятин Е. «Мы»Ионеско Э. Пьесы.Искандер Ф. “Созвездие Козлотура”, “Кролики и удавы”.Калидаса «Сакунтала» и др.Кафка Ф. «Замок» и др.Киз Д. «Цветы для Элджернона».Кортасар Х. «Игра в классики», «О хронопах и фамах», рассказыЛесков Н. «Левша», «Очарованный странник» и др.Манн Т. «Будденброки», «Волшебная гора» и др.Маркес Г.Г. «Полковнику никто не пишет», «Осень патриарха» и др.Мень А. “Сын человеческий”Мондзаэмон Т. «Самоубийство влюбленных на острове Небесных сетей».Мопассан Г. «Милый друг», рассказы.Моруа А. «Письма незнакомке».Мюссе А. «Исповедь сына века».Набоков В. «Защита Лужина», «Дар» и др.Некрасов В. «В окопах Сталинграда».Олеша Ю. «Зависть», рассказы.Оруэлл Дж. «Ферма животных», «1984».Остин Д. «Гордость и предубеждение».Петроний А. «Сатирикон».Платон «Апология Сократа», «Критон», «Федон», «Пир».Платонов А. «Чевенгур», «Котлован», рассказы.Плутарх «Сравнительные жизнеописания».Полонский Г. «Ключ без права передачи». «Доживем до понедельника».Прево А.Ф. «Манон Леско».Распутин В. Рассказы.Ремарк Э.М. «Три товарища», «Черный обелиск».Рюноскэ А. «Ворота Расёмон».Сикибу М. «Гэндзи-моногатари»Соколов С. «Школа для дураков».Солженицын А. «Раковый корпус», «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ» и др.Средневековая китайская, японская поэзия – Сайге, Басё, Ван Вэй, Ли Бо.Стивенсон Р.Л. «Потерпевшие кораблекрушение».Трифонов Ю. «Московские повести».Уайлдер Т. «Мартовские иды».Уайльд О. «Портрет Дориана Грея», пьесы.Уильямс Т. «Трамвай Желание», «Ночь игуаны».Флобер Г. «Госпожа Бовари».Франс А. «Остров Пингвинов».Фриш М. «Назови меня Гаттенбайн».Хармс Д. Рассказы, стихи.Хемингуэй Э. «Прощай, оружие», «Старик и море».Цвейг С. «Мария Стюарт» и др.Шоу Б. Пьесы.Штрассер Т. «Волна».Шукшин В. Рассказы. НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ КНИГИПО ПРЕДМЕТАМ

Перельман Я. “Занимательная астрономия”. “Занимательная алгебра”. “Занимательная геометрия”. “Занимательная физика”.

Источник: https://larmetto.livejournal.com/3406.html

Травма. Как сохранить достоинство в страдании? – VALUE

Травма. Как сохранить достоинство в страдании?

Наша сегодняшняя тема — травма. Это очень болезненная часть человеческой реальности. Мы можем переживать любовь, радость, удовольствие, но также и депрессию, зависимость. А также боль. И это — именно то, о чем я буду говорить.

Начнём с повседневной реальности. Травма — греческое слово, означающее повреждение. Они происходят каждый день.

Когда травма происходит, мы цепенеем и все ставится под вопрос — отношения, в которых нас не приняли в всерьёз, травля на работе или в детстве, когда нам предпочитали брата или сестру. У кого-то — напряжённые отношения с родителями, и их оставляют без наследства.

А ещё есть семейное насилие. Самая ужасная форма травмы — война. Источником травмы могут быть не только люди, но судьба — землетрясения, катастрофы, смертельные диагнозы.

Вся эта информация травматична, она приводит нас в ужас и шок. В наиболее тяжёлых случаях могут пошатнуться наши убеждения о том, как устроена жизнь. И мы говорим: «Я не представлял свою жизнь такой». Таким образом, травма сталкивает нас с основами существования.

Любая травма — трагедия. Мы переживаем ограничение в средствах, чувствуем себя ранимыми. И возникает вопрос, как это пережить и остаться людьми. Как мы можем остаться собой, сохранять ощущение себя и отношения.

Механизмы травмы

Мы все переживали физические повреждения — получали порез или ломали ногу. Но что такое повреждение? Это насильственное разрушение целого. С феноменологической точки зрения, когда я резал хлеб и порезался, со мной происходит то же, что с хлебом. Но хлеб не плачет, а я — да. Нож нарушает мои границы, границы моей кожи.

Нож разрывает целостность кожи, потому что она недостаточно прочна, чтобы противостоять ему. Такова природа любой травмы. И любую силу, разрывающую границы целостности, мы называем насилием. Объективно насилие присутствует не обязательно.

Если я слаб или в депрессии, то почувствую себя раненым, даже если особых усилий не было. Последствия травмы — потеря функциональности: например, со сломанной ногой не походишь. И ещё — теряется что-то собственное. Например, моя кровь растекается по столу, хотя природой так не предусмотрено. 

И ещё приходит боль. Она выходит на первый план сознания, застилает весь мир, мы теряем работоспособность. Хотя сама по себе боль — это просто сигнал. Боль бывает разной, но вся она вызывает чувство жертвы.

Жертва чувствует себя обнажённой — это основа экзистенциального анализа. Когда мне больно, я чувствую себя обнажённым перед миром. Боль говорит: «Сделай с этим что-то, это первостепенно. Займи позицию, найди причину, устрани боль».

Если мы это делаем, у нас есть шанс избежать большей боли.

Психологическая травма – механизм тот же.  На психологическом уровне происходит нечто, аналогичное физическому уровню: вторжение в границы, потеря собственного и утрата функциональности.

У меня была пациентка. Её травма происходила от отвержения.

Эльзе было сорок шесть, она страдала депрессией с двадцати лет, в последние два года особенно сильно. Отдельным испытанием для неё были праздники – Рождество или дни рождения. Тогда она не могла даже двигаться и передавала работу по дому другим.

Её основное чувство было: «Я ничего не стою». Она замучила семью своими сомнениями и подозрениями, достала детей своими расспросами.

Мы обнаружили тревогу, которую она не осознавала, а также связь тревоги с основными чувствами и проговорили вопрос: «Достаточно ли я ценна для своих детей».

Потом мы вышли на вопрос: «Когда они не отвечают мне, куда идут вечером, я чувствую себя недостаточно любимой». Тогда ей захотелось кричать и плакать, но плакать она давно прекратила — слёзы действовали на нервы её мужу. Она чувствовала себя не в праве кричать и жаловаться, поскольку думала, что это неважно для остальных, а значит – неважно и для неё.

Мы начали искать, откуда происходило это чувство отсутствия ценности, и обнаружили, что в её семье был обычай забирать без спросу её вещи. Однажды в детстве у неё забрали любимую сумочку и отдали кузине, чтобы та лучше смотрелась на семейной фотографии. Это – мелочь, но и она прочно откладывается в сознании ребёнка, если похожее повторяется.

В жизни Эльзы отвержение повторялось постоянно.

Мать постоянно сравнивала её с братом, и брат был лучше. Её честность наказывалась. Ей пришлось бороться за мужа, потом тяжело работать. О ней сплетничала вся деревня. Единственным, кто её любил, защищал и гордился ею, был отец. Это спасло её от более серьёзного личностного расстройства, но от всех значимых людей она слышала только критику.

Ей говорили, что у неё нет прав, что она хуже, что она ничего не стоит. Когда она заговорила об этом, ей снова стало плохо. Теперь это был не только спазм в горле, боль, которая распространилась на плечи. «Поначалу от высказываний родственников я приходила в ярость, — сказала она, — но потом меня выгнал зять. Он рассказал моим родственникам, что я спала с его братом.

Мать обозвала меня проституткой и выгнала. 

За меня не заступился даже будущий муж, который тогда крутил романы с другими женщинами». Она смогла заплакать обо всём этом только на сеансе терапии. Но при этом она не могла оставаться одна – в одиночестве мысли начинали мучить её особенно сильно.

Осознание боли, причинённой окружающими, её чувств и тоски, в конце концов, привели к тому, что за год терапии Эльза смогла справиться с депрессией.

Спасибо Богу, что депрессия, в конце концов, стала настолько сильной, что женщина не смогла её игнорировать.

Психическая травма. Что происходит? Схема Боль – это сигнал, который заставляет нас взглянуть на проблему. Но основной вопрос, который возникает у жертвы: «Чего я действительно стою, если со мной так обращаются? Почему я? За что это мне?» Неожиданная травма не подходит нашей картине реальности.

Наши ценности разрушаются, и каждое повреждение ставит под вопрос будущее. Каждое повреждение приносит ощущение, что происходящего слишком много. Под этой волной оказывается наше эго. 
Экзистенциальная психология рассматривает человека в четырёх измерениях – в его связи с миром, жизнью, собственным я и будущим.

При серьёзной травме, как правило, ослабляются все четыре измерения, но наиболее повреждается отношение с собой. Структура экзистенции трещит по швам, а силы преодолеть ситуацию угасают. В центре процесса находится человеческое Я.

Именно оно должно распознать происходящее и решить, что делать дальше, но у человека нет сил, и тогда ему нужна помощь других. Травма в чистом виде – это неожиданная встреча со смертью или с серьёзными повреждением. Травма происходит со мной, но иногда для этого не нужно, чтобы угрожали именно мне.

Достаточно увидеть, как нечто угрожает другому – и тогда человек тоже испытывает шок. Более половины людей испытывали такую реакцию хотя бы однажды в жизни, и около 10% затем демонстрировали признаки посттравматического синдрома – с возвращениями в травмирующее состояние, нервозностью и прочим.

Травма воздействует на глубочайшие слои экзистенции, но более всего страдает базовое доверие миру. Например, когда людей спасают после землетрясения или цунами, они чувствуют себя так, как будто в мире их больше ничего не держит.

Как человек опускается

Особенно тяжело травма переносится в силу своей неизбежности. Мы сталкиваемся с обстоятельствами, с которыми надо смириться. Это судьба, разрушающая сила, над которой у меня нет контроля. Переживание такой ситуации означает: мы переживаем нечто, что в принципе не считали возможным. Мы теряем веру даже в науку и технику.

Нам-то уже казалось, что мы приручили мир, и вот мы – как дети, которые играли в песочнице, и наш замок разрушен. Как же во всём этом остаться человеком? Виктор Франкл два с половиной года прожил в концентрационном лагере, потерял всю семью, чудом избежал смерти, постоянно переживал обесценивания, но при этом не сломался, а даже духовно вырос.

Да, при этом были и повреждения, которые остались до конца его жизни: даже в возрасте за восемьдесят ему иногда снились кошмары, и он плакал по ночам. 

В книге «Человек в поисках смысла» он описывает ужас по прибытии в концлагерь. Как психолог он выделил четыре основных элемента. В глазах у всех был страх, реальность была невероятна. Но особенно их шокировала борьба всех против всех.

Они потеряли будущее и достоинство. Это соотносится с четырьмя фундаментальными мотивациями, которые тогда не были известны.

Узники были потеряны, постепенно приходило осознание, что под прошлой жизнью можно подвести черту. Наступила апатия, началось постепенное психическое умирание – из чувств оставалась только боль от несправедливости отношения, унижения.

Вторым последствием было изъятие себя из жизни, люди опустились до примитивного существования, все думали только о еде, месте, где согреться и выспаться –остальные интересы ушли. Кто-то скажет, что это нормально: сначала еда, потом мораль. Но Франкл показал, что это не так.

Третье – не было чувства личности и свободы. Он пишет: «Мы больше не были людьми, но частью хаоса. Жизнь превратилась в бытие в стаде.

Четвёртое – исчезло чувство будущего. Настоящее не мыслилось происходящим на самом деле, будущего не было. Всё вокруг теряло смысл.

Подобные симптомы можно наблюдать в любых травмах. Жертвы изнасилований, солдаты, возвращающиеся с войны, переживают кризис фундаментальных мотиваций.
Все они ощущают, что не могут более никому доверять.

Подобное состояние требует специальной терапии по восстановлению базового доверия миру. Это требует огромных усилий, времени и очень аккуратной работы. Свобода и смысл. Секрет и экзистенциальный поворот Виктора Франкла Всякая травма задаёт вопрос о смысле.

Он очень человечен, потому что сама травма – бессмысленна.

Было бы онтологическим противоречием сказать, что мы видим смысл в травмах, в убийстве. Мы можем испытывать надежду на то, что всё в руках Господа. Но этот вопрос – очень личный.

Виктор Франкл поднимал вопрос, что мы должны совершить экзистенциальный поворот: травма может стать осмысленной через наши собственные действия. «За что это мне?» – вопрос бессмысленный. Но «могу ли я что-то вынести из этого, стать глубже?» – придаёт травме смысл. Бороться, но не мстить.

Как? Зацикливание же на вопросе «за что?» делает нас особенно беззащитными. Мы страдаем от чего-то, что бессмысленно само по себе – это нас разрушает.
Травма разрушает наши границы, приводит к потере себя, потере достоинства. Травма, которая происходит через насилие над другими, приводит к унижению.

Насмешка над другими, унижение жертв – это обесчеловечивание. Поэтому наша ответная реакция – мы боремся за смысл и достоинство. Это происходит не только тогда, когда мы травмированы сами, но когда страдают люди, с которыми мы себя идентифицируем.

Чечня и Сирия, мировые войны и другие события приводят к суицидальным попыткам даже тех людей, которые не были травмированы сами. Например, юным палестинцам показывают фильмы о несправедливом отношении израильских солдат.

И они пытаются восстановить справедливое отношение к жертвам и причинить боль виновным. Травматизированное состояние может быть вынесено на расстояние. В возвращённом виде это встречается при злокачественном нарциссизме. 

Подобные люди испытывают удовольствие, глядя на страдания других. Возникает вопрос, как бороться с этим средствами, отличными от мести и самоубийства. В экзистенциальной психологии применяем метод «встать рядом с собой». Есть два автора, отчасти оппозиционные друг другу – Камю и Франкл. 

В книге о Сизифе Камю призывает сделать страдание осознанным, придать смысл собственному сопротивлению богам. Франкл известен девизом «принять жизнь, несмотря ни на что». Француз Камю предлагает черпать энергию из собственного достоинства. Австриец Франкл – в том, что должно быть нечто большее.

Отношения с собой, другими людьми и Богом. О силе цветка и свободе взгляда Травма – это внутренний диалог. Очень важно при травме не дать себе остановиться. Нужно принять то, что случилось в мире, но не прекращать внутреннюю жизнь, сохранять внутреннее пространство.

В концлагере сохранять внутренний смысл помогали простые вещи: смотреть на закат и восход, форму облаков, случайно выраставший цветок или горы. Сложно поверить, что такие простые вещи могут напитать нас, обычно мы ждём большего. Но цветок был подтверждением того, что красота ещё существует.

Иногда они толкали друг друга и показывали знаками, как прекрасен мир. И тогда они чувствовали, что жизнь так ценна, что она пересиливает все обстоятельства. 

Мы в экзистенциальном анализе называем это фундаментальной ценностью. Ещё одним средством преодолеть террор были хорошие отношения. Для Франкла – желание снова увидеть жену и семью.

Внутренний диалог также позволял создать дистанцию с происходящим. Франкл думал о том, что он когда-нибудь напишет книгу, начинал анализировать – и это отдаляло его от происходящего.

Третье – даже при ограничении внешней свободы у них оставались внутренние ресурсы, чтобы выстроить образ жизни.

Франкл писал: «У человека можно забрать всё, кроме возможности занять позицию». Возможность сказать соседу «Доброе утро» и заглянуть ему в глаза была не необходима, но она означала, что у человека всё ещё есть минимум свободы. Положение паралитика, прикованного к постели, предполагает самый минимум свободы, но и его нужно уметь прожить.

Тогда ты чувствуешь, что ты всё ещё человек, а не объект, и у тебя есть достоинство. И ещё у них оставалась вера.

Знаменитый экзистенциальный поворот Франкла состоит в том, что вопрос «за что это мне?» он обернул в «чего это ждёт от меня?» такой поворот означает, что у меня всё ещё есть свобода, а значит достоинство.

А значит, мы можем внести что-то своё даже в онтологический смысл.
Виктор Франкл писал: «То, чего мы искали, имели такой глубокий смысл, что он придавал значение не только смерти, но также умиранию и страданиям. Борьба может быть скромной и незаметной, необязательно громкой».

Австрийский психолог выжил, вернулся домой, но он понял, что разучился чему-то радоваться, и он учился этому заново. И это был ещё один эксперимент.

Он сам не мог понять, как они всё это пережили. И, постигая это, он понял, что больше ничего не боится, кроме Бога. Подводя итог, я очень надеюсь, что эта лекция будет вам хоть немного полезна.

Маленькие ценности есть всегда, если мы не слишком горды, чтобы их увидеть.

А слова приветствия, сказанные нашему компаньону, могут вполне стать проявлением нашей свободы, придающей существованию смысл.

И тогда мы сможем ощущать себя людьми.

Стенограмма лекции Альфрида Лэнгле

Источник: http://value-psychology.com/travma-kak-sohranit-dostoinstvo-v-stradanii/

Психической травме противостоит ценность жизни

Травма. Как сохранить достоинство в страдании?

Каждый человек может столкнуться с таким явлением как психическая травма. Ее последствия способны нарушить все измерения человеческого существования: связь с собой, с жизнью, с миром и отношение к будущему.

Однако переживание травматического опыта – это не только потери, но и рост, если человек способен использовать ресурс свободы, который в той или иной степени остается в любой, даже самой тяжелой ситуации, рассказал профессор департамента психологии НИУ ВШЭ Альфрид Лэнгле.

Травматический психический опыт – часть человеческой реальности. Слово «травма» происходит от греческого trauma и означает ранa, повреждение. Ранить человека может все, что угодно, порой даже малозначительные ситуации. Например, едкое замечание друга, партнера или грубость во время выяснения отношений на работе или дома.

«Когда мы чувствуем, что нас недостаточно любят и в детстве, например, нам предпочитают брата или сестру, мы также можем переживать это, как травматический опыт», – рассказал на лекции “Психическая травма.

Сохранять человеческое достоинство в страдании” психотерапевт, автор книг, профессор НИУ ВШЭ Альфрид Лэнгле. Примеры более тяжелых травматических ситуаций – эмоциональное или сексуальное насилие, похищение ребенка, неизлечимая болезнь. «Самая серьезная форма травматизации – война.

Также источниками психической травмы могут стать природные катаклизмы – землетрясения, цунами или авиакатастрофы», – отметил психотерапевт.

Между травмами на физическом и психическом уровне можно провести параллель. «Нож режет кожу и нарушает ее целостность, происходит потеря крови. На психическом уровне также нарушается целостность, и человек теряет жизненные силы в переживании травматического опыта», – рассказал лектор. При этом людям, склонным к ранимости, достаточно совсем немного, чтобы почувствовать боль.

Когда теряется базовое доверие

Как минимум половина людей в мире сталкивается рано или поздно с психическими травмами, рассказал Лэнгле. Нередко последствием травматического опыта оказывается посттравматическое расстройство, которое несет угрозу полноценному проживанию человеком своей жизни.

С точки зрения теории фундаментальных экзистенциальных мотиваций, автором которой является Альфрид Лэнгле, в случае психической травмы могут нарушаться связи человека с самим собой, с чувством жизни, с миром, а также соотнесенность с будущим. При тяжелых психических травмах возможно нарушение всех этих четырех измерений. Человек теряет чувство базового доверия к жизни, себе и окружающим, его собственная ценность как личности оказывается под вопросом, как и будущее.

Такой травматический опыт может стать не только следствием обстоятельств, которые «ранили» человека, повлияв непосредственно, например, на его жизнь, здоровье, самоценность.

Столкновение со страданиями других людей также способно стать причиной психической травматизации, и иногда ее последствия принимают извращенную форму в виде, например, готовности человека стать террористом-смертником, рассказал лектор.

Свобода остается в любом случае

Любая травма вызывает вопрос о смысле, поскольку боль и страдания воспринимаются людьми как бессмысленные, и это также причиняет боль.

«Когда у человека нет понимания, зачем и ради чего он страдает, травматические переживания особенно интенсивны», – рассказал Лэнгле. И тут возникает вопрос поиска смысла в страданиях.

«Мы не знаем, почему мы должны страдать от боли, но мы в состоянии спросить себя, можем ли мы вырасти в этой боли, что-то приобрести, сделать что-то хорошее», – отметил он.

Если человек совершает такой экзистенциальный поворот, принимая при этом решение жить дальше, травма приобретает личностное значение.

Пример того, как человек может переживать самую тяжелую травму – это история описанная в книге психотерапевта, философа, основателя логотерапии Виктора Франкла «Человек в поисках смысла». В книге автор рассказывает о своем опыте жизни в концентрационном лагере.

История Франкла – пример того, как человек может использовать минимальные оставшиеся ему ресурсы свободы, чтобы не потерять смысл своего существования и проживать ценность жизни в таких простых вещах, как, например, созерцание заката или распустившегося цветка.

В данном случае речь идет о внутренней свободе – способности человека занять позицию в отношении своих страданий и обхождению с ними. Тогда появляются силы для того, чтобы пережить трагедию и при этом – вырасти и стать сильнее.

Освободившись из концлагеря, Франкл написал свои знаменитые книги и дал начало новому направлению в психотерапии.

См. также:

Гонка за успехом ведет к эмоциональному выгоранию
Любовная зависимость разрушает личность
Развод подрывает доверие к окружающим

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 19 марта, 2015 г.

Психология доверие психология ценности

Источник: https://iq.hse.ru/1806453.html

Психодоктор
Добавить комментарий