Зачем знать свой архетип

Зачем нужны архетипы личности? – Психология эффективной жизни – онлайн-журнал

Зачем знать свой архетип

Предлагаю поговорить о том, что такое архетипы личности и почему важно иметь о них представление. Начну с двух историй. На первый взгляд они схожи: их героиням удалось справиться с конфликтами, длившимися несколько лет. Но дело в том, что в этих ситуациях к успеху привели прямо противоположные стратегии!

Случай первый: архетип Любовник

Женщина работает бухгалтером. В своей организации она не единственный специалист — там существует целый отдел бухгалтерии.

И у этой бухгалтерии имеется, если можно так выразиться, «экзистенциальный враг» в лице одного из государственных фондов.

По неизвестной причине каждый контакт бухгалтеров с фондом заканчивается пресловутым выходом из зоны комфорта. Обязательно нервы, конфликт, отрицательные эмоции, преодоление.

Во время диагностики я выявил у женщины наличие в непроявленном виде архетипа Любовник.

Тут надо пояснить: я занимаюсь вопросами профориентации для взрослых, для чего пользуюсь концепцией архетипов американки Кэрол Пирсон.

В ее интерпретации наличие архетипа Любовник означает, что у человека, помимо прочего, имеется потенциал дипломата, миротворца. Или, выражаясь по-модному, медиатора, фасилитатора и т.д.

Что значит, если архетип в непроявленном виде? Это значит, что какие-то особенности своего поведения клиент не осознает. Это значит, что они целиком обусловлены областью бессознательного. Если продемонстрировать человеку некоторые закономерности в ряде его поступков, то первой реакцией станет удивление: «Ого, как я раньше этого не замечал!»

Закономерности поведения могут укладываться в шаблоны. Архетип Любовник — это один из них. Осознав свои шаблоны, дальше клиент начинает задумываться о том, как применить их с пользой для себя.

Именно таким было домашнее задание, которое клиентка получила от меня. В ближайшие две недели после диагностики ей в порядке эксперимента предстояло осознанно применять выявленный шаблон в каких-нибудь ситуациях.

И женщина выбрала для эксперимента как раз ситуацию с государственным фондом.

Как это было? Впоследствии клиентка рассказала, что настроила себя на то, что очередной ее поход в фонд пройдет тихо-мирно. Так и получилось. Впервые за долгие годы все прошло без помех.

Она с ходу смогла сдать отчетность, среди сотрудниц фонда даже нашлась милая девушка, которая помогла ей исправить на ходу какую-то ошибку. Женщина была в шоке.

Рассказала коллегам, те ответили, что это всего лишь счастливая случайность.

Уверен, что найдутся люди, которые объяснят финал истории не наличием у клиентки способностей дипломата, а всего лишь эффектом ожидания (эффектом Розенталя). Мол, раз женщина настроилась на положительный результат, то его и получила.

На самом деле создатель теории архетипов Карл Густав Юнг изучал совпадения между психическим и физическим задолго до Роберта Розенталя. У него даже была по этому поводу любопытная концепция синхронистичности. Но, углубляясь в нее, мы уйдем далеко в сторону. Чтобы показать, что не все можно списать на эффект ожидания, уместнее рассказать второй случай.

Случай второй: архетип Бунтарь

Во втором случае имелся конфликт с отцом. Тот ушел из семьи, когда клиентка была еще подростком. Спустя более чем 15 лет отношения с ним оставались крайне сложными.

На диагностике у женщины выявился архетип Бунтарь. Его рецепт успеха противоположен Любовнику.

Если шаблону Любовника близка философия кота Леопольда («Ребята, давайте жить дружно!»), то Бунтарь предпочитает идти напролом, чужие чувства его не волнуют.

Интересно, что сразу семь проявлений Бунтаря заявили о себе на следующий день после диагностики. Произошедшее в дальнейшем экспериментом не было, все получилось спонтанно.

Итак, через месяц или два у клиентки случается счастливое событие: она выходит замуж. Почему бы не использовать это как повод для примирения с отцом? Он был приглашен на свадьбу. Как вы понимаете, положительных ожиданий было более чем.

Вопреки Розенталю они совсем не помогли: отец обещал приехать, но обманул. Выходка родителя обернулась скандалом во всю ивановскую, который клиентка закатила своему отцу по скайпу. Наша героиня скандала не хотела, но сдержаться не могла.

Это была такая ссора, после которой люди рвут отношения навсегда.

Удивительнейшим образом отношения с отцом после скандала… наладились. Родитель вдруг проникся к дочери уважением, стал даже консультироваться с ней по профессиональным вопросам — чего представить прежде было просто невозможно.

Вновь вопрос: как объяснить произошедшее? Вроде бы напрашивается ответ, что финал был продиктован обстановкой. Мол, к одному человеку надо подходить с кнутом, а к другому с пряником. Однако подобные рассуждения в попытках объяснить нечто через внешние факторы парадоксальным образом льют воду именно на мельницу теории архетипов.

Индивидуальность и шаблоны

Посудите сами. Вот два утверждения:

  • «Человек добился успеха, потому что применил (сознательно или нет) сильные стороны своего архетипа-шаблона».
  • «Человек добился успеха из-за внешних факторов, которые он не контролирует (эффект ожиданий, случайность, особенности ситуации)».

Оба эти утверждения — на самом деле об одном и том же. О том, что на жизнь человека влияет некая внешняя по отношению к нему сила, которую следует учитывать, подстраиваться под нее. Которая ограничивает тем самым субъектность человека. Древние люди называли эту силу богами. А Юнг называл ее… архетипами.

Как он это объяснял? Через концепцию синхронистичности, о чем я уже упоминал. Эта концепция выходит далеко за пределы психологии, поэтому здесь не место и не время ее обсуждать. Зафиксируем пока что главное.

По Юнгу, люди — разные. Причина того, что люди разные, — в существовании архетипов. Будучи разными, люди могут добиваться одинаково успешных результатов с помощью разных методов. Тому есть множество примеров, в том числе классических.

В Казани на льнокомбинате работали две передовые ткачихи, Шакирова и Лаврентьева. У Шакировой был проактивный подход к рабочему процессу: она считала, что любые неблагоприятные ситуации надо заранее предупреждать.

А Лаврентьева исповедовала реактивный метод: никакой профилактикой не занималась, но, если что-то шло не так, быстро реагировала на проблему. При этом обе были одинаково успешны, фото обеих висели на доске почета.

Заставлять обеих менять подходы к организации труда было совершенно бесполезно.

Наблюдая за ткачихами, будущий корифей советской психологии Евгений Климов создал концепцию «индивидуального стиля деятельности», по которой защитил диссертацию в 1959 году. Суть концепции в том, что люди разные. Это открытие было совершено независимо от Юнга.

Казалось бы, сейчас я пытаюсь доказывать очевидное. Ну, это же очевидно, что люди разные? Абсолютно нет. Идея Климова об индивидуальных стилях прижилась в спорте высших достижений, где на кону большие ставки. А вот до массового рынка она до сих пор не дошла.

Массовое профессиональное обучение в мире все еще построено на том, что люди одинаковые. Что существуют универсальные для всех эффективные методы выполнения той или иной работы. Что можно написать книжку с универсальными рецептами того, как стать миллионером, и каждый сможет разбогатеть по этому шаблону (этой иллюзией увлекался небезызвестный Наполеон Хилл).

В 1920–1930-е годы в Советском Союзе всех заставляли в одинаковом ритме двигать пилой и махать кувалдой — это уже творчество Алексея Гастева из ВЦСПС. Сейчас говорят, что наследие Гастева необходимо обновить. То есть существенного прогресса в понимании того, что люди разные, не произошло.

На самом деле важно запомнить: если вы хотите быть успешными, надо искать те шаблоны, которые подходят под ваши психологические особенности. Конечно, 7 млрд шаблонов по количеству живущих на Земле людей создать нельзя. Но сформировать 5–15 шаблонов, более-менее учитывающих индивидуальность, — абсолютно реальное дело.

Психотипы vs архетипы

Догадливый читатель скажет: «Подождите! Сейчас вы говорите про психологические типы! При чем тогда здесь архетипы?»

Отвечаю: психологические типы соотносятся с архетипами, как форма и содержание. Юнг был поклонником философии Иммануила Канта. Последний считал, что существуют непознаваемые «вещи в себе» (ноумены), которые проявляют себя через так называемые феномены. Здесь архетип — это «вещь в себе», а психологический тип — это феномен.

Если проследить, каким образом Юнг придумал известную пару психологических типов «экстраверты/интроверты», бросается в глаза, что в ее основе лежит противопоставление архетипов Персона и Тень. 16 психологических типов знаменитого опросника MBTI представляют собой комбинации составных частей архетипа, который Юнг называл Четверицей (Quaternity).

Со временем, когда Джеймс Хиллман призвал отказаться от противопоставления архетипов и архетипических образов, ряд юнгианцев начали смешивать архетипы с психологическими типами. Но изначально это было задумано именно как содержание (ноумен) и форма (феномен).

Из этого логично вытекает следующий вопрос: зачем забивать себе голову архетипами, если есть психотипы? Подтверждаю: если ваша жизнь стабильна, изменений в психотипе нет, то забивать голову архетипами — совершенно лишнее!

Однако есть одна неприятная новость: со временем ваш психотип меняется. Эта новость доставляет массу негативных ощущений. Ведь вы наверняка уже хорошо изучили себя, привыкли к своему характеру, приспособились к шаблону поведения. И вдруг это все перестает работать. Проверенные годами, испытанные средства оказываются бесполезными. Что происходит? Вы не понимаете. У вас начинается паника.

Чтобы понять, что происходит и почему, надо разбираться уже не в форме, а в содержании. Не в классификации психотипов, а вообще в сути явления. Поэтому в данном случае без учения об архетипах уже не обойтись.

Каково участие архетипа в этом процессе? Как это сказывается на вашей жизни? Насколько часто это происходит? На эти вопросы я отвечу в другой раз (https://psy.systems/post/arxetip-lichnosti-vinovnik-vozrastnogo-krizisa).

От редакции

Чтобы понять учение Карла Юнга, его нужно читать! Одна из самых известных его работ — «Очерки по психологии бессознательного». Мы прочли ее за вас и выделили ключевые идеи: https://psy.systems/post/karl-gustav-yung-jcherki-po-psixologii-bessoznatelnogo.

Соционика как самостоятельная система типологии личности выросла на почве учения Юнга. Об основах соционики рассказывает типировщик Надежда Дубоносова: https://psy.systems/post/kak-podobrat-kluch-k-lubomu-osnovy-socioniki.

За несколько десятков лет своего существования соционика успела заметно эволюционировать. О новейших тенденциях этого направления можно прочесть в книге Тимура Процкого «Современная соционика»: https://psy.systems/post/timur-prockij-sovremennaya-socionika.

Понимать, что мы разные, — это одно. Совсем другое — понимать, как эти отличия влияют на нашу коммуникацию. Преподаватель риторики и консультант в области психологии общения и публичных выступлений Ирина Мухитдинова объясняет, как психологические особенности проявляются в общении: https://psy.systems/post/kak-nashi-psixologicheskie-osobennosti-vliyaut-na-obschenie.

Источник: https://psy.systems/post/zachem-nuzhny-arxetipy-lichnosti

Как использовать метод архетипов в брендинге

Зачем знать свой архетип

Полагаю, вы уже интуитивно имеете представление о том, что такое архетип.

Напомню его определение:

Архетип (от др.-греч. ἀρχέτυπον: «первообраз») — первоначальная модель. Это универсальные образы или символы, содержащиеся в коллективном бессознательном, которые предрасполагают индивидуума испытывать определенные чувства или мыслить определенным образом относительно объекта или ситуации.

Иными словами, это унаследованные коллективные инстинкты, поведенческие программы, которые мы реализовываем на протяжении жизни.
Внешние явления, образы, модели поведения “запускают” эти программы в части нашего подсознания, где находится коллективное бессознательное, заставляя нас реагировать и достраивать необходимые элементы, эмоции, смыслы и сюжеты.

Приведу несколько примеров того, как работает такой “запуск программ”, известных всем историй из колективного бессознательного:

Вот почему история Дианы никого не оставила равнодушным, а по рейтингам она обогнала даже Королеву!

Самый успешный бренд современности Apple символизирует “запретный плод”, который манит, искушает и соблазняет каждого.

Бренд Nikе получил свое название от имени богини Ники.

На логотипе «масла №1» Mobil изображен Пегас, конь Героя.

Удобство брендинга на основе архетипов заключается в интуитивности его использования и универсальности восприятия.

Независимо от знания теории маркетинга, каждый понимает, какие атрибуты следует выбрать для оформления того или иного архетипа.

Например, архетип “любовник” ассоциируется с цветами красной палитры и атрибутами романтики, “правитель” стремится окружить себя символами роскоши и власти, а “бунтарь” подразумевает вызывающее, провокационное поведение.

Существует множество систем архетипов. В своей работе я использую систему М. Марка и К.Пирсона, описанную в их книге «Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов». Сейчас самое время пройти тест на свой архетип, если вы до сих пор не сделали этого!

В работе с архетипами важно понимать отличие от стереотипов. Архетип — это не ярлык и не клише, это живой персонаж, глубокий образ, характер клиента со своим уникальными нюансами, легендой бренда и мифами-историями вокруг его имени. Начнем мы разбор 12 архетипов с карты основных жизненных стратегий.

Стратегия ИНДИВИДУАЛИЗМА. Стихия Воздух

Стратегии индивидуализма — это стратегия постоянного самопознания и совершенствования себя на пути к Богу и вечному знанию. Бесконечные сомнения, духовный поиск, размышления о мире и своем месте в нем, желание быть яркой индивидуальностью и идти собственной дорогой может приводить к чувству одиночества и решениям, принять которые не готовы даже самые близкие.

Это стратегия великих учителей и мыслителей — Будды и Иисуса Христа, а также всех путешественников и пиратов, великих мореплавателей и открывателей, интеллектуалов и преподавателей, которые искренне желают делиться своими знаниями.

Представителями стратегии индивидуализма являются Владимир Познер и Форрест Гамп, а также бренды Coca Cola, McDonald’s, Starbucks, Louis Vuitton.

Стратегия ИЗМЕНЕНИЯ. Стихия Огонь

Стратегия изменения характеризуется готовностью к рискам, необходимостью проявлять мастерство, потребностью в признании и достижении результатов.Честолюбивые замыслы и жажда оказывать влияние иногда приводит к революционному развитию ситуации. Если этот путь заканчивается победой, победителей не судят.

Это стратегия Ричарда Брэнсона и Стива Джобса, всех агентов «007», бренда Nike, спортсменов и новаторов, магов и воинов, революционеров и бунтарей всех времен.

Стратегия ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. Стихия Вода

Это стратегия ориентации на социум и отношения с людьми, на жизнь в обществе, удовольствие от общения, построение долгих и прочных связей, на управление энергией людей и ощущение единства с близкими.

Иногда желание принадлежать к группе заставляет искать способы понравиться другим, приспосабливаться к их мнениям и взглядам, идти на компромиссы в опасности потерять себя. Такие люди максимально эффективны в группе, коллективе и организации — они верные командные игроки, на которых можно положиться.

Дон Жуан и все великие обольстители искусно применяли эти механизмы социального влияния. Генри Форд с их помощью построил свое состояние, а знаменитая марка “Фольксваген” получила великое признание. По той же причине народную любовь завоевал российский комик Сергей Светлаков и юмористический жанр в целом.

Так популярен он стал именно потому, что позволяет смеяться над собой и сложными ситуациями, тем самым управляя реальностью.

Стратегия СТАБИЛЬНОСТИ. Стихия Земля

Стратегию стабильности избирают те, кто испытывает потребность в безопасности и устойчивости, сохранении и преумножении мирным путем. Эта стратегия подразумевает материальный обмен, ориентацию на власть и контроль.

Она реализуется через понимание того, как устроена и функционирует система, чтобы однажды суметь возглавить ее, а при необходимости — поменять правила под себя. Часто без надежных, преданных людей и рутинной кропотливой работы добиться такой цели невозможно, но те, кто с ней справляются, получают заветный комфорт, авторитет и признание общества.

Уинстон Черчилль, Уильям Шекспир, бренд «автомобилей для лидеров» — Mercedes, Channel, принцесса Диана и даже Мать Тереза выбрали эту стратегию для своей реализации.

Каждой стратегии соответствуют три архетипа, которые воплощают этапы ее развития. Первая стадия инициации архетипа переходит во вторую и, когда достигает самости, — завершается третьей.

Жизнь каждого человека представляет собой метафорическое путешествие из Аркадии в Утопию. Когда «рай» — детство — заканчивается, человек начинает свой путь, на котором он совершает два основных выбора:

1 — между поиском своей собственной истины (стратегия ИНДИВИДУАЛИЗМА) и ориентацией на то, что ему предлагает общество (стратегия ПРИНАДЛЕЖНОСТИ);

2 — между принятием правил игры (стратегия СОХРАНЕНИЯ) и сопротивлением, вызовом обществу (стратегия ИЗМЕНЕНИЯ).

Чтобы определить свои ведущие стратегии, вам нужно посчитать сумму баллов (пройдите наш тест!) по трем архетипам каждой стратегии. Если у вас получились одинаковые значения на противоположных сторонах и выявить доминирующую стратегию невозможно, — это всего лишь означает, что вы находитесь в поиске и скоро определитесь.

Тест на архетипы всегда отражает ваше текущее состояние. В зависимости от ситуации и обстоятельств оно меняется, но ваши основные стратегии (ИНДИВИДУАЛИЗМ vs ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ; СОХРАНЕНИЕ vs ИЗМЕНЕНИЕ), как правило, остаются неизменными. Вы можете проследить это на примере жизни и позиционировании модельера-бунтаря Вивьен Вествуд.

Недавно я записала прямой эфир про то, как пользоваться результатом теста. И ответила на все самые популярные вопросы. Обязательно посмотрите его, если у вас есть вопросы к своему результату.

Далее я рекомендую вам познакомиться с каждым архетипом: прочитайте все 12 статей и я покажу вам примеры знаменитых людей и кейсы наших клиентов в – см. меню раздела «Архетипы». И закончить эту статью я хотела бы сделав резюме о том, как использовать метод на своем примере.

Важно! Когда мы создаем бренд человека, мы “смешиваем” архетипы между собой и получаем уникальную “эссенцию” личности. Человек не сможет жить в «одной краске», ему нужна маневренность и «палитра» для создания коммуникации. Архетипы должны помогать выражаться, а не заточать человека в клетку или амплуа.

У меня два ведущих (1. смысловых – из них формулируется большая идея, обещание бренда) архетипа — Искатель и Бунтарь; и три дополнительных (2. тон обещания) — Мудрец, Творец, Волшебник. Что это значит? Как с этим работать?

  1. Искатель и Бунтарь вместе подсказывают нам ролевые модели — это вечные фольклорные образы, живущие в коллективном бессознательном. Вот некоторые из них: а) “пират” (модельер Джон Гальяно, актер Джонни Депп); б) “пришелец” (музыканты Леди Гага и Виктор Цой); в) “ковбой” (бизнесмен Дэн Кеннеди, актер Михаил Бояркий); г) “поэт” (писатель Джек Лондон, певица Земфира); д) пилигрим (поэт-исполнитель Алексей Мышкин из “Одноно”) – ориентируемся не на профессию, а на идею, посыл, который представляет человек. Чем более точную ролевую модель (можно несколько) вы найдёте для своего клиента, тем легче выстраивать его коммуникации.
  1. Дополнительные архетипы — это тон, стиль коммуникации и/или причины верить (RTB – reason to believe).

Мудрец — это экспертиза, многолетний опыт работы с мировыми брендами, который позволяет позиционировать себя топ-экспертом. Создавать глубокий уникальный контент и супер-результат для клиента.

Творец — авторские идеи, методики, упражнения, схемы, тренинги и тд. То, что позволяет системно творить вместе с клиентом.

Волшебник — видение и эмпатия: в моем случае — это телесный отклик на ситуацию клиента и чувствование его состояний и процессов, в которых он пребывает и куда его можно привести.

Имея эту структуру-заготовку можно придумать запоминаемые атрибуты бренда, детализировать идеи для PR-контента, выбрать слова-якоря и создать план продвижения.

Но только после определение целевой аудитории! И тут мы возвращаемся к «классической маркетинговой работе»: ищем целевую нишу, анализируем тренды рынка, отстраиваемся от конкурентов и тд. Важно понять, кому личный бренд может быть интересен и какое его место в общей картине рынка.

 Когда позиционирование определено и выделены уникальные преимущества (УТП), время разрабатывать визуальные и продуктовые фишки: упаковку в широком смысле.

Здесь есть работа и для стилиста, и для дизайнера — лучший результат, когда они работают вместе и создают атрибуты, которые работают в синергии.

Стилист и дизайнер получают бриф и «эссенцию личности» от продюсера, на основе которых они подбирают цвет, форму, фактуру, принт (рисунок, узор).

Клиент будет использовать эти визуальные решения (атрибуты) как в своей одежде, так и в фирменном стиле. Важно найти запоминаемые фишки внешности и использовать их для брендирования материалов проекта.

Когда «упаковка» готова: созданы пресс-карта или медиа-кит, личный сайт, оформлены соцсети, есть статьи и новые фотографии, самое время переходить к активному пиару и продвижению человека-бренда. Ведь нет второго шанса произвезти первое впечатление.

Резюме о том, как используется метод.

Если у вас остались вопросы – жду вас на консультации.

Удачи! Будьте собой и становитесь брендами.

Источник: https://yulialos.com/archetypes/kak-ispolzovat/

Архетипический образ: понятие, определение, история, мотивы и психологические нюансы

Зачем знать свой архетип

Архетипом называется общий образ, заложенный в коллективном бессознательном. Архетипы неизменны в каждом поколении и в каждой культуре. Данное слово было введено в обиход К. Г. Юнгом.

Понятие

Общепринятое определение архетипического образа звучит так: это термин, введенный Юнгом для обозначения первичных первобытных образов, универсальных символов, присущих коллективному бессознательному. Они проявляются в сновидениях каждого человека вне зависимости от расы, пола, возраста.

В психологии архетипические образы позволяют понять закономерности поведения человека, наиболее вероятные сценарии развития его судьбы. Ведь эти мотивы повторялись сотни раз в сказаниях и мифах различных народов.

Например, во многих сказках встречается архетип героя, побеждающего огромного дракона. Архетипический образ в волшебной сказке – это мать, старый мудрец, воин.

Именно из этих персонажей и складывается коллективное бессознательное.

Само слово «архетип» происходит от греческих корней «архос» – «начало» и «типос» – «отпечаток», «форма». Можно повстречать и такое определение данного термина: архетип – это врожденный психический образец, который свойственен каждому человеку вне зависимости от его культурной принадлежности.

История

Впервые термин «архетип» был употреблен учеником Фрейда К. Г. Юнгом в его докладе под названием «Инстинкт и бессознательное». В работе психоаналитик разъясняет, что взял данный термин из трудов Аврелия Августина (тот говорит о таких образах в XV книге своего трактата «О граде Божьем»).

Широкое употребление слова «архетип» началось в первой половине XX века. Произошло это благодаря публикации работ К. Г. Юнга. Впервые это произошло в 1912 году, когда увидела свет его работа под названием «Метаморфозы и символы либидо».

Несмотря на существовавшие между Юнгом и Фрейдом разногласия, данное произведение было написано психоаналитиком с позиций концепции Фрейда. В работе либидо описывалось с позиции персонификации.

Юнг перечислил основные образы, за которыми оно может скрываться – герой, демон, мать.

Также в данной работе была создана основа для будущей концепции путешествия архетипического персонажа – например, схватка героя с драконом.

Мотивы

В сказаниях и легендах встречаются целые архетипические сюжеты, повторяющиеся в различных культурах. Примером такого мотива может послужить борьба добра со злом. Еще один популярный мотив – похищение красавицы змеем. В различных сказаниях возможны вариации основного мотива. Например, красавица может быть дочерью, матерью и т. д. Змей – кощеем, чертом, колдуном и пр.

Распространен и мотив пути, предполагающий прохождение героем препятствий на пути к цели. Этим героем может быть обычный крестьянин, царевич или царь, Иван-дурак.

Мать: архетипический образ в волшебной сказке

Материнский образ в народных сказаниях может быть представлен тремя образами:

  • Родная мать. Она опекает своего ребенка, заботится о нем. В детстве и отрочестве такая мать является идеальной. Но для взрослой жизни этот архетип уже неактуален – он не дает развиваться.
  • Злая мачеха. Данный архетип также относится к материнскому. Однако содержит он в себе совершенно другие свойства. Данный архетипический образ матери является гнетущим. Обычно ей принадлежат слова: «Из тебя ничего не выйдет», «Куда ты полез», «Ты не сможешь ничего изменить» и пр. В реальной жизни дети таких матерей нередко оказываются бессильными перед подобными деструктивными установками.
  • Баба-Яга. Также является материнским архетипическим образом. В сказках Баба-Яга не просто является родительницей – это Ведающая Мать. Ей известны тайны мироздания, и именно она является истинной наставницей. Баба-Яга внушает гостям своей избушки новый жизненный порядок. В ее владениях могут происходить чудеса. Именно она является образцом верности самому себе. Баба-Яга не является ни злой, ни доброй. Этот архетип не является слишком гиперопекающим или же наказывающим без оснований. Те люди, в которых он преобладает, обычно знают, что им придется пожинать плоды своих поступков, а радости и несчастья порождены ими самими.

Другие образы в народных сказаниях

Существует большое количество архетипических образов в сказках. Сказок у каждого народа также немало, однако эти персонажи переходят из одной культуры в другую, практически не видоизменяясь по своей сути. В восточнославянских сказаниях это образы дурака, богатыря, Ивана-Царевича, друга, Василисы Прекрасной, черта, матери, Кощея.

В западных сказках также встречаются подобные образы. Например, в сказке Андерсена «Снежная Королева» сама Королева являет архетип Матери в ее негативном аспекте. Герда олицетворяет образ Друга. Старушка-цветочница является представительницей архетипа Матери в позитивном аспекте.

Образы в Книге книг

Что касается архетипических образов в Библии, то их также можно найти немало. Например, образами мужчины и женщины являются Адам и Ева, Христос и Мария Магдалина. В Книге книг есть и архетипы соперников – Иаков и Исав, Каин и Авель. Примером образов праведника могут послужить Иосиф, Ной, Моисей.

Классификация Ш. Болен. Архетип Артемиды

Американским автором Шинодой Болен были выделены 11 женских архетипов. Важнейшие из них, и наиболее часто встречающиеся – это Артемида, Афина, Гестия, Гера (Юнона), Деметра, Персефона и Афродита, Геба, Фортуна, Геката.

Что касается архетипического образа Артемиды, то более всего он проявляется у тех женщин, что умеют чувствовать свою внутреннюю целостность, независимость от чужого мнения. Артемида обычно выбирает мужские профессии, и стремится добиться в карьерном поприще высоких результатов. Она постоянно находится в поиске чего-то нового.

Главное для Артемиды – ощущение свободы. Она не терпит никаких границ. С другой стороны, своим союзникам Артемида помогает отстаивать личные интересы.

Подобной даме свойственно обостренное ощущение справедливости, принципиальность. Артемида следует своим принципам в ущерб чувствам. ТЕ женщины, в которых более всего выражен данный архетипический образ, хорошо знают, чего они хотят от жизни.

Однако позитивные качества Артемиды имеют и негативные стороны. Хотя такая женщина свободна, внутренне она очень одинока. Она неспособна состоять в крепких взаимоотношениях с другими людьми (хотя обычно у нее хорошо складывается дружба с другими женщинами). Артемида неэмоциональна, ей не хватает чувств.

Афродита

черта данного архетипического образа – это ее привлекательность для представителей сильного пола. Афродита всегда излучает тепло. Она обворожительна, даже если ее внешность и не кажется на первый взгляд привлекательной. Такая женщина живет по принципу «здесь и теперь». Она легко погружается в эмоции, чувства – причем неважно, идет ли речь об отношениях или о занятии творческим хобби.

Но в силу своей чувственности Афродита нередко ощущает затруднения в тех сферах жизни, которые касаются этики, морали, религиозности. Подобная дама может чувствовать вину за свои переживания.

У Афродиты хорошо складываются отношения с другими женщинами, ведь она легка и беззаботна в общении. Хотя многие могут видеть в ней соперницу, она искренне недоумевает подобному отношению.

Афродите неведомо чувство собственности, и в вопросах любви она руководствуется принципом изобилия.

«Мужчин хватит на всех, поэтому не стоит слишком зацикливаться на ком-то одном» – вот ее основной принцип.

Афина

Женщинам, в которых основным является данный архетипический образ, по душе атмосфера концентрированности, собранности, достижения цели. Афина обычно не поддается эмоциям. И именно это ее качество позволяет ей с успехом добиваться решения нужных ей задач, достигать необходимых целей.

Афина хорошо умеет сотрудничать с мужчинами. Она руководствуется логикой, здравым смыслом. У такой дамы обычно большое количество разнообразных интересов. Она умеет правильно оценивать свое прошлое, и успешно учится на прошлых ошибках.

Как правило, у тех дам, в чьих характерах более всего выражен данный архетипический образ, мало подруг. Афина очень реалистично смотрит на мир.

Многие проблемы тех дам, которые видят его традиционно, ей попросту непонятны. Афина не склонна к пустым мечтаниям – она просто ставит перед собой цель, а затем добивается ее.

И подобное поведение пугает своей силой тех девушек, которые могли бы стать ее подругами.

Что касается мужчин, то носительницам данного архетипа личности обычно интересны только сильные люди, сумевшие достичь многого в своей жизни. У Афины хорошая интуиция, и своим чутьем она ощущает победителей.

Ей глубоко наплевать на планы и мечтания тех кавалеров, которые лишь обещают ей золотые горы. Когда же Афине попадается интересный человек, путем ловких манипуляций она легко направляет его в свою сторону.

Другие женские образы

Помимо упомянутых архетипов личности, выделяются еще и такие:

  • Гера. Это типичная женщина, являющаяся соратницей для своего мужа. Она верная помощница, но при этом в ней сильны чувства собственности по отношению к нему. Гера является покровительницей брака.
  • Деметра. Женщина-мать. Она всей душой любит детей и хочет дать им только лучшее. Она олицетворяет собой женский материнский инстинкт. Даже в построении взаимоотношений с другими людьми, женщина-Деметра занимает позицию матери, стремится опекать окружающих.
  • Персефона. «Вечная девочка». Этот тип женщин, которые не желают взрослеть. Ответственность за свою жизнь они склонны перекладывать на кого угодно, но только не на себя. Часто такая женщина или девушка попадает под влияние других людей. Персефона любит быть в центре внимания противоположного пола, но страстной ее назвать нельзя. Психологически она не является зрелой.
  • Геба – та дама, которая всеми силами противится своему возрасту. Она стремится быть вечно молодой, и избегает малейших проявлений зрелости. Самое страшное для нее – это старость. Но к мужчинам она относится спокойно. Ее не назовешь распутной.
  • Фортуна. Женщина с достаточно противоречивым характером. Все события она стремится держать под своим контролем, однако не предусматривает их последствий.
  • Немезида. Для женщины с этим архетипом души главной ценностью является честность. Дамы с подобным образом обычно неспособны на прощение несправедливости.
  • Геката. Достаточно глубокий архетип. Женщина-Геката склонна к мистификации всех тех событий, что происходят в ее жизни. Нередко дамы с этим образом архетипа с головой уходят в оккультные практики – или же становятся глубоко верующими.

В одной и той же женщине обычно наблюдается сочетание двух-трех основных архетипов. Иногда эти образы могут «соперничать» между собой за первенство. Распространенным примером такого соперничества является стремление женщины иметь и успешную карьеру, и крепкую семью.

Другие типологии

Некоторые психологи считают, что в жизни женщины существует всего лишь три основных архетипа. Это Возлюбленная, Мать, Хранительница. Первая все свои силы пускает на служение мужчине.

Мать – на воспитание детей. Что касается Хранительницы, то объектом ее стараний является она сама.

Считается, что действительно счастливой дама может быть только в том случае, если в ней развиты все эти образы.

Греческие мужские образы

Выделяют следующие архетипы греческой мифологии, свойственные мужчинам:

  • Зевс. Уверен в себе, авторитетен, склонен командовать другими.
  • Посейдон. Мужчина, который руководствуется эмоциями, однако в нем, как и в Зевсе, сильны патриархальные инстинкты.
  • Гадес. Замкнутый, погруженный в собственный мир мужчина.
  • Аполлон. Гармоничный человек, который следит за своей внешностью. Приятный в общении.
  • Гермес. Умный, проницательный мужчина. Любит перемены, склонен получать от жизни все и сразу.
  • Арес. Эксцентричен, живет только эмоциями, сиюминутными удовольствиями.

Другие мужские архетипы

Представители сильного пола могут проявлять себя также по-разному: как воины, вожди, цари; а также в качестве охотников, купцов. Другим более близки архетипы мудрецов, святых, шаманов.

В мужчинах, как и в женщинах, обычно сочетается несколько образов. В качестве примера можно рассмотреть Конана-варвара. Данный персонаж – яркий представитель образа Воина. Однако в нем также сильны качества Правителя (он стремится им быть), а также Философа (он любит учиться).

Источник: http://fb.ru/article/421522/arhetipicheskiy-obraz-ponyatie-opredelenie-istoriya-motivyi-i-psihologicheskie-nyuansyi

Что такое архетипы и зачем тебе про них знать

Зачем знать свой архетип

Слово «архетип» встречается в речи довольно часто. Чаще — только имена Наташа, Настя и производные от слова из трех букв. Но его суть и функцию знают немногие. Это фундамент, который формирует наше собственное «Я».

Был такой замечательный швейцарец по фамилии Юнг. Он утверждал, что душа (в его понимании, это то же самое, что и личность) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. А вот уже коллективное бессознательное — из архетипов.

Это такие врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Хотя на самом деле это не воспоминания или образы как таковые, а предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие.

Так что у тебя есть возможность понять, какой архетип предопределяет твое поведение.

Архетипов много: отец — авторитет, сила, мощь; мать — стремление дать утешение; ребенок — тоска по невинности, возрождение, спасение; мудрец — знания, мудрость. Но мы подробно рассмотрим лишь самые важные и актуальные для сегодняшнего дня.

Эго

Главное — помнить, что во главе всего стоит эго, своего рода центр сознания. Оно представляет собой компонент, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми.

Оно противится нарушению хрупкой целостности сознания и пытается убедить нас, что мы должны всегда сознательно планировать и анализировать наш опыт. Поэтому мы еще не сошли с ума. Ну, некоторые из нас.

Более того, благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Персона

Символ персоны целиком и полностью повторяет значение слова в переводе с латыни — «маска». То есть, говоря совсем грубо, персона — это та самая маска, которую ты надеваешь на публике.

Персона сразу обозначает то множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями.

Проще говоря, именно персоне выпадает задача производить впечатление на других и утаивать от других твою истинную сущность.

Без персоны были бы невозможны компромиссы, дипломатия, торговля на рынке, продажа подержанных вещей на Avito и такой немаловажный характер, как сдержанность. Иначе все бы просто хамили, как сволочи. Но помни слова старины Юнга, который предупреждал, что если этот архетип приобретает большое значение, то человек превращается в поверхностную тухлятину, закованную в рамки одной роли.

Тень

Едва ли не самый загадочный и изучаемый архетип. Но вместе с тем это, пожалуй, самая интересная сторона личности, потому как представляет собой всё то темное, дурное и животное, что есть в человеке.

Это те воспоминания и опыты, которые сознательно отсекаются человеком, потому как вредят благоприятному имиджу и порой даже социальным идеалам.

Всё то черное и порочное, что есть в человеке, начиная от инстинкта к беспорядочному размножению и заканчивая желанием причинить людям боль — всё это тень.

Анима

Не стоит переживать, ведь дело в том, что внутри каждого сидят бессознательные мужское начало и женское начало. Так что все мы по природе своей андрогинны — кто-то чуть больше, чем надо, кто-то чуть меньше.

Анима, как нетрудно догадаться, представляет бессознательную женскую сторону. Есть еще анимус, но там история протекает в точности до наоборот. Анимус — внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона, а не сверхмощный компьютер из Assasin’s Creed.

Причина появления анимы сугубо биологическая и связана она с выработкой женских гормонов.

Юнг утверждал, что на протяжении многих и многих веков, благодаря нашему тесному общению с противоположным полом, анима упорно эволюционировала.

В итоге она доэволюционировалась до того, что некоторые мужчины, выражаясь научным языком, «феминизировались», и порой понять без паспорта, кто мужик, а кто нет, сложно. Вот и приходится писать про то, какая длина шорт допустима, а какая нет.

У женщин, кстати, происходит то же самое: выросли яйца, закалился характер, и нежные мужчины стали им как-то не нужны.

Конечно, ничего плохого в аниме нет, просто она должна быть развита гармонично, не нарушая баланс мужского и женского. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества так же, как и феминные. Иначе ты начнешь вести свой бьюти-блог, что вряд ли понравится твоим близким.

Самость

Сам господин Юнг утверждал, что нет ничего важнее самости. Мол, это самая сердцевина личности, вокруг которой организованы все другие элементы. Самость — это главная цель человеческой жизни. То есть ты живешь, чтобы добиться гармонии, равновесия и целостности в мире.

Это и есть самость или, другими словами, та самая человеческая зрелость, о которой так много говорят. Сам старина Юнг считал, что привести к гармонии все аспекты души просто невозможно без религии, но мы с тобой знаем, что достижение зрелого «Я» требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.

Так что пока нам до самости — как раком до рая. Но если будем трудиться, то всё получится.

Зверь

Как мы помним, людьми мы стали всего-навсего несколько десятков тысяч лет назад. Поэтому появление архетипа, который отражает и регулирует жизнь людей на животном уровне, было неизбежно. Благодаря этому архетипу мы понимаем других людей как живых существ, можем общаться и взаимодействовать с ними.

Правитель

Если ты с превеликим удовольствием тянешься к власти, то внутри тебя сидит и требовательно топает ногами архетип правителя. Этот архетип берет всё без остатка под свой контроль. Такие люди мыслят стратегически, при этом испытывая настоящий кайф от одного только ощущения власти над миром.

Без этого они не могут, сие приносит им максимальное удовлетворение. Единственное, приходится чаще, чем обычно, беспокоиться о вопросах имиджа, статуса и престижа. Это не самолюбие, как раз наоборот — трезвое понимание того, что сие необходимо для планов и карьеры.

Но мы же понимаем, что правителем движет не желание помочь миру, а чаще всего обыкновенный авторитаризм и тирания.

Герой

Герой — это тот самый шельмец, который всегда и везде ищет трудности на свою задницу. Опять же, это не выпендреж, а простая потребность в эмоциях и вызовах, такое бывает.

Единственная проблема — у всех этих героев, как отмечал Юнг, довольно часто в глубине души сидит страх потерпеть поражение, не суметь выстоять до конца и не одержать победу.

С другой стороны, этот архетип воспитывает в людях дисциплину, сосредоточенность, решительность, целеустремленность.

Этот человек работоспособен, вместо модных гаджетов и всяких бирюлек он выбирает функциональные вещи. Но при этом комфорт для него — главная опасность.

Много ли среди них честолюбивых защитников справедливости? Определенно, но это не мешает многим героям страдать высокомерием, жесткостью и жить поиском проблемы.

Самое страшное, что не всегда получается трезво оценить свои силы. Именно из таких потом и рождаются карьеристы.

Трикстер

Всё лукавое, всё, что не подчиняется общим правилам поведения, идет от трикстера. Кто хоть чуть-чуть разбирается в мифологии, знает, что трикстер — это дублер культурного героя, который занимается всякими безобразиями. Чаще всего это антропоморфное создание, которое идет наперекор закону человеческому и божьему. Так что всякая лживость и плутовство — это отсюда.

С другой стороны, нельзя так строго судить трикстера. Это ведь защитный механизм, всё это плутовство — лишь попытка снять напряжение с психики. Не зря ведь говорят, что юмор — лучшая защита, а трикстеру это присуще.

Источник: https://BroDude.ru/chto-takoe-arxetipy-i-zachem-tebe-pro-nix-znat/

Психодоктор
Добавить комментарий